Почему в РФ дорожают бензин и дизель: объясняют эксперты.
На рубль за 4 дня: что стоит за диким взлётом цен на бензин в Волгограде
Мы же добываем нефть. Почему бензин такой дорогой? Во многом это связано с логистикой — в нашей стране с ней гораздо сложнее, чем в теплых странах, считает Юденков. Воткнул дырку в песчаной пустыне, бросил шланг до ближайшего танкера, который стоит параллельно, и качаешь нефть прямо из земли. А теперь представьте: минус 40, Западная Сибирь, буровая вышка ниже уровня моря, — рассказал он. Получается в два раза дороже.
Подобного мнения придерживается и глава Забайкальского края Александр Осипов. На «Прямом разговоре» с жителями он назвал эту проблему «родовой травмой» России. А при доставке топлива такие расстояния влияют на его стоимость. Это «родовая травма» советского планирования, — заявил губернатор. Масла в огонь подливает и ситуация с относительно небольшой конкуренцией в этой сфере — у нас доминирует олигополия, которая и мешает массово сбивать цены.
Олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число фирм. Грубо говоря, в такой ситуации на большое число покупателей представлено очень мало продавцов — именно такая ситуация сложилась на рынке нефтепродуктов в России. Они начинают сбиваться в стаи, и формируется олигополия.
Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина!
Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых НДПИ и понижает экспортные пошлины. Это называется "налоговый маневр".
Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый. Потому, что государство повышает акциз на бензин.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.
Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги? Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть" Что в итоге?
По словам Сорокина, начиная с лета, происходила «существенная девальвация курса рубля», которая повлияла на стоимость нефтепродуктов. Речь не только про бензин, дизель, но и темные нефтепродукты — полуфабрикаты, формирующие экономику заводов. При этом Сорокин отметил, что нефтегазовые доходы сейчас «восстановились на уровне прошлого года и даже начали его немножко превышать». ФАС вместе с нефтегазовыми компаниями предпринимают все усилия, чтобы максимизировать поставки на внутренний рынок и создать искусственный переизбыток товара на бирже, — сообщил замминистра энергетики. По словам Сорокина, еще одна причина повышения цен — серый экспорт, при котором недобросовестные участники покупают товар на внутреннем рынке и вывозят за рубеж.
Вообще столь заметного роста цен на автомобильное топливо мы не видели с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», которое запрещало нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Это правило соблюдалось все последующие годы с высокой точностью вплоть до долей процентов , но в этом году начало нарушаться. Означает ли это, что цены пошли вразнос?
Мы поговорили об этом с экспертами. Выросла ли цена топлива на АЗС, где вы заправляетесь, в августе 2023 года? То есть нынешний рост цен на бензин уже не укладывается в описанное выше правило.
В августе биржевая стоимость АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну. В более привычном нам выражении биржевая стоимость бензина АИ-95 находится в коридоре 52—56 рублей за литр, то есть получается, что оптовая цена практически соответствует цене топлива на АЗС, что, очевидно, ненормально. Попутно в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны : Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма.
Однако проблема возникала и в других регионах, например, на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон. Куда помчался бензин На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют.
В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж.
Что будет дальше? Бензин снова подорожает?
- Почему вновь поднимают цены на бензин? Разбираемся, к чему это приведет
- «Такого давно не было»: эксперты объяснили, стоит ли ждать снижения цен на бензин в Кузбассе
- Бензин и дизельное топливо дорожают на АЗС шесть недель подряд - Российская газета
- Бензин и дизельное топливо дорожают на АЗС шесть недель подряд - Российская газета
- Цены на бензин растут каждую неделю. Что подорожает из-за этого в первую очередь
Бензин становится золотым: уже с сегодняшнего дня на АЗС резко подорожало топливо
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость дизельного топлива продолжает расти. Примерно на 5 тыс. В то же время и бензин АИ-95 продолжает держаться на рекордных уровнях — 76 395 тыс. Оптовые цены уже сказываются на ценах на топливо на независимых АЗС. Например, в Крыму, где сетевых станций нет, стоимость дизтоплива выросла до 70 рублей за литр и выше, по данным benzin-price. При этом спрос не ослабевает и в крымских телеграм-каналах пишут о нехватке как дизтоплива, так и Аи-95 на АЗС. Федеральные власти сообщают, что проблемы по нефтепродуктам одинаковы по всему югу России. При том, что аграрии еще на прошлой неделе заявили о рисках для уборочной и посевной из-за отсутствия топлива. Это будет катастрофа», — заявил Дмитрий Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы.
Глава Минсельхоза пояснял, что неделю назад обсуждали необходимость топлива по сниженной цене, потому что она сильно выросла, но теперь вопрос стоит уже в наличии.
А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то наоборот: уже нефтяные компании перечисляют деньги в бюджет. Такая схема работает с 2019 года, но в конце июля Госдума приняла закон о корректировке механизма.
Экономия бюджета, таким образом, составит около 30 млрд рублей в месяц, но для производителей нефтепродуктов экспорт топлива становится еще более привлекательным. Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен. ПРИЧИНА 5 Одним из ключевых факторов роста оптовых цен стал «высокий сезон» потребления топлива, к которому рынок почему-то никак не может привыкнуть.
Невольно вспоминается гениальный афоризм Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять». А в 2022 году она была усилена тем, что многие аэропорты на юге страны закрылись, и люди поехали отдыхать к морю на автомобилях. В последнее время внутренний туризм рос еще и потому, что рубль ослаб, ездить за границу в рублевом выражении стало гораздо дороже.
Эти факторы порождают рост потребления на внутреннем рынке, особенно 92-го и 95-го бензина. Рост цен на дизельное топливо, по мнению эксперта, связан с тем, что август - период интенсивных сельхозработ, особенно на юге страны. Поэтому потребление дизеля здесь в это время резко растет, что влияет на цены.
Все живут в старой парадигме, отрасль не адаптировалась к изменившемуся спросу. Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне. Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен.
Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям. Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России.
Ассоциация «Народный фермер» провела в последних числах августа мониторинг в 18 регионах страны. На Кубани ситуация еще хуже. В прошлые годы цена летом, бывало, подскакивала, но в пределах нескольких процентов, - рассказал «Комсомольской правде» председатель ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров. Как нам объясняют поставщики, на рост цен влияют два фактора - подскочивший курс доллара, в результате чего выросли экспортные цены поэтому производителям стало выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не внутри страны. По итогам мониторинга ассоциация «Народный фермер» обратилась в Федеральную антимонопольную службу ФАС с просьбой провести проверку обоснованности резкого подорожания. Но основной рост пришелся как раз на летние месяцы.
В августе биржевые цены и на бензин, и на дизель обновляли рекорды чуть ли не каждый день. По мнению экспертов, с которыми побеседовали корреспонденты «КП», на ситуацию повлияло сразу несколько факторов. Не случайно еще в 2020 году глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагал заранее публиковать графики ремонта НПЗ. Независимый топливный союз также выступал за изменение графика ремонтов НПЗ, как и за то, чтобы сведения о них стали публичными. В конце июля даже вице-премьер правительства России Александр Новак объяснял дефицит топлива и рост цен профилактическими остановками НПЗ. Но в августе цены на топливо продолжали расти.
Выходит, что дело не только в ремонтах. И это, конечно, отражается на ценах. На загруженность путей влияет, с одной стороны, сезон отпусков - многие россияне вместо заграницы поехали летом на российский юг на поездах, ведь сейчас в России закрыто несколько крупных аэропортов. Интенсивно перевозит сейчас железная дорога и военные грузы. Поэтому топливо не всегда доходит до места назначения быстро, и в отдельных регионах возникает его дефицит.
Демпферный механизм компенсировал разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Сумма более, чем солидная. Сократить эти выплаты в два раза для бюджета, испытывающего дефицит, - цель вполне объяснимая. Для остановки роста биржевых цен в правительстве рассматривают две меры.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрп родуктивны.
Почему вновь поднимают цены на бензин? Разбираемся, к чему это приведет
Узнать подробнее А так как в силу специфики транспортировки топлива тот бензин, что был куплен на бирже в середине ноября после снятия запрета на экспорт , оказывается на заправках спустя месяц, то мы видим сейчас на АЗС то самое подорожавшее топливо, которое было приобретено в опте после снятия запрета на экспорт. Пока мы можем констатировать, что предпраздничное настроение волгоградцам топливные компании подпортили. Насколько масштабным и системным будет текущее повышение, мы узнаем уже в январе. Но уже сейчас не покидает ощущение, что без вмешательства правительства снова не обойдётся.
В соцсетях пользователи активно публикуют фотографии с автозаправочных станций, на которых видно заметное увеличение цен именно за последние дни. Алексей Арефьев: АЗС в г. Александров, Владимирская область 11. Руководитель нефтегазовой практики Kept Максим Малков объяснил, что сети АЗС отказываются от дополнительных скидок и кешбэка как раз из-за снижения маржинальности. Повышение с 2023 года налога на добычу полезных ископаемых отразилась на маржинальности бизнеса нефтегазовых компаний. Кроме того, существует проблема определения, где находится «серый экспорт», а где нет, а также вопрос возврата средств через обратный акциз. Экспортный вопрос и 3 причины роста цен В числе внешних факторов — потолок цен на российскую нефть и запрет на импорт российских нефтепродуктов.
Это своего рода действия, чтобы выбить себе позиции в рамках переговорного процесса, — отмечает аналитик. Будет ли еще повышение? При этом, по мнению Баженова, больше ни бензин, ни дизель дорожать не будут, а, возможно, наоборот, подешевеют. Ведь недавно правительство России ограничило экспорт нефти за границу. Это решение немного стабилизировало рынок внутри страны.
Сейчас уже бензин-регуляр буквально за последние четыре дня на бирже упал с 70 тысяч рублей за тонну до 56 тысяч рублей. Аналогично по премиум АИ-95: с 75 тысяч рублей за тонну до 59 тысяч. Мы видим падение и по летнему дизелю: с 74 до 61 тысячи, — приводит статистику специалист. Эксперт региональной общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Алексей Смирнов также подтвердил NGS42. RU, что, помимо сезонных причин, на цены в этом году повлияли и проблемы на бирже Санкт-Петербурга.
Если не хватает топлива, то, соответственно, цена растет. А у нас это совпало еще и с уборочной кампанией. RU Эксперт предполагает, что даже после понижения стоимость не вернется на прежний уровень, который наблюдался 1,5—2 месяца назад.
Сократить эти выплаты в два раза для бюджета, испытывающего дефицит, - цель вполне объяснимая. Для остановки роста биржевых цен в правительстве рассматривают две меры. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрп родуктивны. В России биржевые цены на топливо н е отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки.
Изначально все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между регулятором и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями ВИНК.
Новая реальность: литр «девяносто пятого» бензина теперь стоит 62 рубля
А что делать, если стране нужны деньги на дороги? Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть" Что в итоге? Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых: -падение мировых цен на нефть, -снижение курса рубля, -повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть, -повышение акцизов на бензин, -коммерческая ориентированность нефтяных компаний, -сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений. Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов. Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает? Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти.
Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами.
Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо. Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них.
По словам Баженова, многие нефтяники летом ориентировались на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке появился недостаток предложения. Оставшиеся компании не смогли удовлетворить спрос потребителей, и цены взлетели вверх. RU — Говорить, что проблемы здесь у нас связаны с производством, мы не можем, так как оно с профицитом. Мы производим дизеля и бензина больше, чем нам самим необходимо. Компании предпринимали действия, чтобы нарастить экспорт. Они явно не хотели сокращения экспортных выплат.
Очень приятно получать субсидию на прибыль. Это своего рода действия, чтобы выбить себе позиции в рамках переговорного процесса, — отмечает аналитик. Будет ли еще повышение? При этом, по мнению Баженова, больше ни бензин, ни дизель дорожать не будут, а, возможно, наоборот, подешевеют. Ведь недавно правительство России ограничило экспорт нефти за границу. Это решение немного стабилизировало рынок внутри страны. Сейчас уже бензин-регуляр буквально за последние четыре дня на бирже упал с 70 тысяч рублей за тонну до 56 тысяч рублей.
Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ считают, что это удерживает рублевые цены на бензин. При этом если пересчитать стоимость бензина в долларах, то зависимость от рынка нефти есть. Государство активно регулирует цены на топливо. Во время очередного резкого повышения стоимости бензина власти, например, увеличивали вывозные пошлины на нефть или просто договаривались с нефтяниками о снижении цен.
По словам эксперта, на подорожание бензина влияют три фактора. Во-первых, весной топлива становится меньше, так как на нефтеперерабатывающих заводах проходит плановый ремонт. Во-вторых, в рамках посевной кампании происходят большие закупки топлива. В-третьих, в апреле были сокращены выплаты из бюджета нефтяникам, которые занимались поставкой топлива на российский рынок.
Почему в России резко выросли цены на топливо? Ответ замминистра энергетики
Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина! Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых НДПИ и понижает экспортные пошлины. Это называется "налоговый маневр".
Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый. Потому, что государство повышает акциз на бензин. Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке.
Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке. Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает.
А что делать, если стране нужны деньги на дороги?
Все отражается на продукте. И в итоге мне сейчас надо поднимать цены на картофель. Это же отражается на населении", — сказал фермер Марат Абаев. Чтобы водители быстрее заметили снижение, стоимость топлива будет рассчитываться по новой формуле: цена на бирже плюс транспортные расходы по доставке на АЗС. Курс на бирже уже упал на 20 процентов в первые же дни после запрета на экспорт. Теперь то же самое должно произойти и на заправках. Вот только процесс этот не быстрый. И на это уйдет и месяц, и полтора", — объяснил Игорь Юшков, ведущий аналитик фонда национальной энергобезопасности. Антимонопольная служба сейчас выясняет, насколько адекватная цена на каждой конкретной АЗС и действительно ли там продают топливо, купленное по прежней, высокой стоимости.
Или кто-то просто решил получить сверхприбыль.
Бензин транспортируют внутри страны с помощью железных дорог и автомобилей. Автомобили сами по себе подорожали в два раза.
Зарплаты водителей на бензовозах увеличились в два раза, всё подорожало. Компании не могут работать себе в убыток. С 1 сентября правительство страны планирует понизить демпфер в два раза.
Это тоже психологически отражается на рынке. Важный момент: в мае и июне проводили плановые ремонты. Сейчас заводы выходят с ремонтов, в ближайшее время может произойти насыщение рынка бензином и цены стабилизируются.
Когда происходят серьезные катаклизмы на международных рынках, цена на бензин сильно падает. В прошлом году такая ситуация и произошла. Упали возможности экспорта, цены на нефтепродукты, спрос по стране.
Оптовые цены тогда тоже снизились, а розничную цену не поднимали из-за конкурентной борьбы. Средний чек на заправке — 20 литров, средний бак — 50 литров. Получается, что в случае с 20 литрами речь идет о 3—4 рублях на полбака бензина.
Это копеечные вещи, всегда нужно смотреть в процентном соотношении. Если цену повысили 5 раз на 20 копеек, получается то же самое, если бы ее увеличили один раз на 1 рубль. Никому из нефтяников не советуют поднимать цены выше, чем инфляция.
И в результате компании делают ставку на экспорт топлива... Включая серые схемы, когда бензин для внутреннего рынка уходит заграничным покупателям. Цены и комплектации автомобилей в каталоге Quto Кроме того, эксперты вдруг вспомнили про усложнившуюся логистику. Дескать, железные дороги перегружены доставками армейской техники, плюс многие аэропорты продолжают оставаться закрытыми, а это тоже влияет на стоимость доставки грузов. Правда, об этом почему-то не вспоминали последние полтора года. Ситуация почти критическая. Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев даже предупредил об остановке сбора урожая: дескать, у аграриев банально нет таких денег, чтобы покупать подорожавшую солярку.
Юра, мы всё продали! Когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицит топлива
Отвечая на вопрос о том, почему цены на бензин и дизель внутри РФ растут, тогда как по всем экономическим законам должны были бы падать, нужно отметить несколько важных моментов. Попробуем разобраться, почему дорожает бензин, и дорожает ли он вообще. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней. Назло Путину: почему в России не хотят выпускать уже разработанные в стране АКП. Глуши мотор: в России начались проблемы с поставками топлива, а сам бензин дорожает.
Цены на бензин в России взлетели до исторического рекорда
В августе бензин и дизель продолжили дорожать. Кризис с бензином и дизтопливом в России не завершен. Почему в России такой дорогой бензин и станет ли он дешевле. Топливо также дорожает из-за роста биржевых цен на нефть, которые увеличиваются с начала 2023 года. Почему в России дорожает бензин. Во многих регионах РФ стало дорожать горючее. Бензин «Премиум-95», который в начале января стоил около 38 тысяч рублей за тонну, подорожал почти до 66 тысяч рублей.
Нефть дешевеет, а в России топливо дорожает. Почему?
Почему дорожает бензин: из-за чего растет стоимость топлива в Башкирии - 14 июля 2023 - УФА1.ру | Почему в России дорожает бензин. © Российская Газета. Причины подорожания называют две. Официальная версия: котировки растут из-за плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и увеличения объемов экспорта топлива, в том числе и бензина. |
Цены на бензин выросли: почему в России дорожает топливо - 31 августа 2023 - 26.ру | Рекордному подорожанию бензина на российских АЗС нашлось несколько причин. |
В России дорожает бензин, а в регионах – дефицит топлива. Что происходит?
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В России нет ни дефицита топлива, ни ажиотажного спроса. Бензин на российских заправках подорожал за неделю. Цены на заправках растут уже шесть недель подряд. Литр бензина подорожал на 36 копеек, дизеля – на 41 копейку, а темпы роста стоимости топлива ускоряются.