Новости первый человек на луне ссср

Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». Первым советским космическим кораблем, который приблизился к Луне, была «Луна-1». Одновременно проводились исследования Луны советскими АМС "Луна".

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса.

Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать.

Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей.

А потом свои истории рассказали Андрей и Тимофей. Глава 4.

Накануне полета. Таким образом, к полету на «Лунолетах» готовились сразу две группы космонавтов — обычная и зэковская... Согласно историку советской науки Гелию Шамсудинову, в состав обычной группы, тренировавшейся в Звездном городке, носящем сегодня имя Гагарина, входили вначале 12 человек. А группа лунонавтов все увеличивалась. Ни эти почти тридцать человек, ни зэковская четверка ничего не ведали друг о друге. Итак, официально признанных советскими космонавтами специалистов, готовившихся к лунной гонке с Америкой, было почти 30 человек, а зэки были на вес золота — их оставалось всего четверо... Добавим — их мало кто вообще считал космонавтами, хотя готовились они практически по той же программе, что и настоящие космонавты.

Для посвященных в космическую гонку представителей официальных советских властей они оставались лишь подопытными собачками в человеческом обличье, и лишь немногие посвященные в тайну врачи и ученые рассматривали их как обычных советских людей, готовящихся к штурму Луны... А тем временем советские ракетчики продолжали лихорадочную борьбу за космос с американскими коллегами, которые тогда считались просто врагами. При его запуске 28 сентября 1967 года отказал один из шести двигателей первой ступени ракеты-носителя «УР500К», и ракета была подорвана с Земли. Но при этом была испытана система аварийного спасения на участке работы 1 ступени при максимальных скоростных напорах. САС и система приземления обеспечили посадку спускаемого аппарата корабля на Землю. Однако вследствие нерасчетного скоростного напора в момент отделения СА от ракетно-космического комплекса система управления спуском не смогла застабилизировать СА. Спускаемый аппарат корабля приземлился недалеко от взорвавшейся ракеты.

Группа специалистов, прибывшая на место приземления СА, обнаружила весьма экзотическую картину. От горизонта и до горизонта над Землей простиралось зловещее желто-коричневое облако из паров азотного тетроксида и гептила. Невдалеке от этого облака на холме величественно стоял приземлившийся спускаемый аппарат. Аварийная ситуация на первой ступени ракеты-носителя показала огромные трудности в поиске и эвакуации СА и экипажа, а также заострила внимание на проблеме обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала. Следующая попытка запустить «Л-1» 22 ноября 1967 года тоже оказалась неудачной. На этот раз не набрал необходимой тяги один из четырех двигателей второй ступени ракеты-носителя. Успешно сработала САС система аварийного спасения , которая вывела спускаемый аппарат из ракетного комплекса.

При спуске на парашюте из-за ложной команды гамма-высотомера на высоте 4,5 километра неожиданно сработали двигатели мягкой посадки. Тем не менее, лунный корабль удалось спасти, хотя он грохнулся об Землю с достаточно большой скоростью. Зэкам обо всех этих подробностях советских космических неудач никто не сообщал. Да и для чего это им было нужно знать? Ведь советское — значит лучшее! И этого было вполне достаточно! Более того, ничего не знали они и об официальной программе полета советского человека на Луну.

Но вот наступила весна 1968 года. К этому времени, по предварительным расчетам, советские люди уже должны были облететь Луну. Однако долгожданного облета все не было и в помине. Следующий полет специальные товарищи решили осуществить в пилотируемом варианте, хотя, если бы ученые-ракетчики заранее узнали бы об этом, то никакого запуска они бы не рискнули совершить. Впрочем, ученые — тоже люди любопытные. Им, вероятно, до боли зубовной хотелось узнать, что чувствуют космонавты, возвращаясь к Земле со второй космической скоростью после облета Луны... Однако они и в мыслях представить себе не могли, что доблестные советские органы уже решают эту проблему без их участия...

Никакого заседания Государственной комиссии не было. Не было и экзаменов для основного и дублирующего экипажей. Собственно говоря, вообще никто не определял, кто будет основным космонавтом, а кто - дублером. И хотя четверка зэков к этому времени уже поняла, что их готовят к облету Луны, никто из них пока не догадывался, кому и когда придется садиться в кабину «Лунолета». Просто специальные товарищи по результатам наземных тренировок решили, что полетят Скляров и Пономаренко, и произойдет это уже при следующем запуске «Зонда», намеченном на начало марта. Глава 5. Перед стартом.

Вы же успеваете все сделать к заданному моменту старта? Уже после того, как ракетчики покинули старт, к ракете приблизились специальные товарищи, поднялись на лифте наверх, открыли люк носового обтекателя и посадочный люк переходного отсека «Зонда». Они выбросили из корабля всё лишнее, согласно имевшейся у них спецификации, чтобы не нарушить объемно-весовые характеристики, и в том числе — манекены космонавтов, и посадили в ложементы Андрея Склярова и Василия Пономаренко. Как и планировалось в первом полете, на космонавтах-зэках не было лунных скафандров «Кречет». Когда специальные товарищи завершили свою работу, генерал Верзилин обратился к стартовикам: - А теперь вы можете все проверить, особенно — закрытие люков. Мы ведь уложились в те 15 минут, которые вы нам выделили, не так ли? К вершине «Протона» тут же устремились механики стартовой команды и разработчики.

Поднявшись на лифте, они обнаружили, что все объемно-весовые макеты, включая манекены космонавтов, выброшены на площадку рядом с кораблем. Конструктор Строгов и механик Петров приступили к проверке герметичности посадочного люка лунного корабля. Первое, что бросилось им в глаза после того, как Строгов и Петров отвинтили гайки люка обтекателя, были не до конца закрученные винты на посадочном люке переходного отсека. Открыв люк, он услышал из-за переборки люка, разделяющего спускаемый аппарат и переходный отсек — тот самый отсек, через который будущие облетчики Луны должны были попасть в «Лунник», - приглушенные человеческие голоса. Раз голоса слышны, значит, с герметичностью не все в порядке. Удивленный Строгов спросил, есть ли кто внутри. Ему ответили молчанием.

И хотя Строгов не стал проверять, кто конкретно находится на борту, он не сомневался, что специальные товарищи посадили в «Зонд» кого-то из своих. Он тут же понял, что за «аппаратуру» устанавливали специальные товарищи на борт и почему манекены оказались вне корабля. Строгов прикинул, что система жизнеобеспечения должна выдержать семисуточный полет и обеспечить существование двух военных пилотов, а запасы продовольствия военные «своим» наверняка подкинули в достаточном количестве... А вслух, на всякий случай, спросил: «Как вы себя чувствуете, товарищи космонавты? Их строго-настрого проинструктировали - не вступать в какие бы то ни было переговоры с теми людьми, которые придут проверять корабль. Строгов тщательно проверил герметичность люка между спускаемым аппаратом и переходным отсеком. Действительно, военные что-то недокрутили.

Но поняв, что на борту «Зонда» находятся люди — секретные космонавты военного ведомства, Строгов, как человек дисциплинированный, тотчас понял, что ему придется забыть обо всем увиденном на борту. Может быть, до конца жизни. Когда Строгов вылез из переходного отсека, он только попросил Петрова, остававшегося снаружи, тщательно завинтить барашки на крышке входного люка. Хотя Строгов молчал, как партизан на допросе, его на всякий случай отвезли в столицу и пропустили через гипноз, как и Петрова... Глава 6. Полет «Зонда-4». Итак, 2 марта 1968 года корабль «Л1» под названием «Зонд-4» был выведен на промежуточную околоземную орбиту.

Затем с помощью блока «Д» космический корабль перешел на сильно вытянутую эллиптическую орбиту с апогеем около 330 тысяч километров, однако облет Луны опять не удался, так как корабль направился не в ту сторону. Были ли виноваты в этом специальные товарищи и космонавты-зэки, которые все-таки несколько превысили установленные весовые нормы, или управленцы, или блок «Д» - неважно. Если верить американскому исследователю советской космонавтики Филиппу Кларку, то «Зонд-4» вообще не посылали к Луне. Что же, вполне возможно, что отнюдь не изменяет всего произошедшего в этой сюрреалистической картинке. Но это не имеет никакого значения, ибо Скляров и Пономаренко летели, и удивлялись только нелепости всего происходящего. А тем временем в Хьюстоне засекли, что русские запустили космический корабль, который несется вдаль от Земли со второй космической скоростью. И ТАСС молчал!

Дежурный офицер обратился к начальнику смены в американском центре управления полетом: -Бьюсь об заклад, сэр, что русские направили к Луне космонавтов! Они бы уже растрезвонили на весь мир, что опередили нас. Дежурный обиженно смолк. Начальник, как всегда, был прав. А начальник — он и в Африке начальник. Значит, на этот раз пронесло, а то все кругом слухи распространяют, что якобы Советы тоже собираются послать космонавтов на Луну. Если американцы собираются запустить людей к Луне, то и русские подавно намерены это сделать.

Ведь все прошедшие десять лет между американцами и русскими шла гонка в космосе — не менее ожесточенная, чем гонка вооружений на Земле. Но «Зонд-4» полетел не к Луне. Или у «Протона» возникли проблемы, или просто русские во что бы то ни стало просто собрались выяснить особенности возвращения со скоростью, близкой ко второй космической — это неизвестно по сей день. Однако «Зонд-4» вышел на высокоэллиптическую орбиту, как и обещали зэкам. Андрей и Василий смотрели в иллюминаторы, разинув рты. Им даже особенно кушать не хотелось, хотя, следуя указаниям земных врачей, есть приходилось. Состояние невесомости они перенесли относительно нормально — не зря их столько тренировали.

Да и перегрузки во время старта они перенесли вполне сносно. Жаль, что поделиться впечатлениями с Тимофеем и Равилем было невозможно. Да и с остальными землянами тоже — звуковой связи с Землей не было, и только по каналам телеметрии особо посвященные знали, что в космосе — два советских человека. Но впечатлений у Андрея и Василия было уйма. Ведь они впервые видели Землю с такой высоты. А родная планета была красавицей, и никаких границ на ней не было нарисовано — даже границ великого и могучего Советского Союза. Вот космонавты-зэки прошли высшую точку траектории.

По скорости, с которой приближалась Земля, Андрей и Василий поняли, что вернутся обратно они довольно скоро. И внутри теплилась надежда - «А может, выпустят после полета? Засекретят, пошлют в какую-то шарашку, но не в ненавистные лагеря. И вот наступил последний день полета. Скляров и Пономаренко приготовились к посадке. Но напрасно они так надеялись и радовались... В небе высоко над Африкой точнее, на высоте 12 км над Гвинейским заливом расцвел невиданный небесный цветок — след от взорвавшегося космического корабля...

Через пару дней главный конструктор Василий Мишин докладывал в Кремле: «9 марта при подлете к Земле из-за сбоев в работе звездного датчика не была выполнена необходимая ориентация для входа в атмосферу. При возращении на Землю отказала система управления, и посадка на территории Советского Союза не была возможна, как и плавный спуск: в ходе возращения капсулы "Зонда-4" перегрузки достигали 20 g. СА совершал баллистический спуск в незапланированный район. Как и все космические аппараты, садившиеся вне зоны досягаемости наших вооруженных сил, он имел заряд тротила в системе автоматического подрыва, и по командам с Земли был подорван системой самоликвидации над Гвинейским заливом на высоте 12 км». Тимофею и Равилю ничего не сообщили о гибели друзей. Впрочем, они нутром почувствовали, что не все произошло столь успешно, как планировалось. Но избегали говорить об этом вслух.

Лишь однажды Тимофей не сдержался. В присутствии Равиля и руководителя охраны он начал читать стихи. Так оно вскоре в самом начале лета и произошло... Глава 7. Зенов и Ильин. Приблизительно через четыре месяца после всех этих событий лейтенанту госбезопасности Степану Зенову дали отпуск, который он провел в родной деревне под Саратовом. Там он и познакомился с лейтенантом Ильиным.

Однажды — далеко за полночь — Зенов и Ильин сидели ночью вместе на берегу реки и удили рыбу.

В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования.

По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа.

Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму.

При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Сергей Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей, и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по лунной ракете окончательно разошлись во взглядах относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чертёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса.

Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом.

Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально.

СССР — США: гонка за приоритетом

  • На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
  • Человек на Луне: Как Нил Армстронг сделал свой знаменитый «маленький шаг»
  • Николай Стариков
  • Николай Стариков
  • Пролог к экспедиции

3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник.

А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт.

По его мнению, нынешний интерес к лунным экспедициям больше связан с отработкой технических вопросов, нежели решением научных задач. Потому что уже не ставятся научные задачи, ставятся задачи технические в перспективе на экспансию, освоение Луны. Потому что лунные ресурсы нам необходимы для дальнейшего продвижения в космос», — считает он.

Но зачаточное состояние советской микроэлектроники сделали свое дело. Ракета так и не вышла на околоземную орбиту. Ракета-носитель Н-1 Следующей причиной можно назвать то, что СССР, в принципе, не ставил перед собой задачи высадить первого человека на Луну. У СССР стояли другие задачи, в частности, строительство большой орбитальной станции, что было куда более необходимым, чем иллюзорное первое место в лунной гонке. Кроме того, будем честны, что Соединенные Штаты обладали куда большим финансовым потенциалом, чем Советский Союз, который еще 20 лет назад лежал в руинах по итогам Второй Мировой войны, а США собрали себе все "сливки", куда мы отнесем немецких специалистов в ракетной отрасли думаю, что вы догадались, что речь о Вернере фон Брауне , а также, очень хорошо подзаработали на данной войне. Еще одной причиной является смещение Никиты Сергеевича Хрущева с поста Генерального Секретаря, благодаря руководству которого несмотря на то, что он был эпатажной личностью , СССР и совершил свои Победы в космосе.

После его отстранения от власти изменились приоритеты и в космической отрасли. Смерть Сергея Павловича Королева, конечно же, так же является ключевой. Сергей Павлович Королев был без преувеличения основоположником всей отечественной космонавтики и ракетостроения. Кроме того, этот человек был нацелен на Луну и Марс, но не просто детскими мечтами, а вполне, научным и опытным путем. Его корабли имели бы точную практическую составляющую, а не только остались бы на бумажном носителе. И естественно, будь он жив, то лунная программа СССР пошла бы по совершенно иному пути.

Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи.

К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение.

Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1". В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась.

В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены.

Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.

Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну

Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".

Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.

Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году.

Дальнейшие планы по освоению спутника предусматривают создание на Луне постоянной базы. Экипаж «Аполлона-11». Снимок сделан 20 июля 2009 года.

Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько. Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет. Представьте себе ситуацию — спускают пленку с вертолета, а у нас туалет горит — ужас. И все это при Сергее Павловиче Королеве. Он, конечно, очень ругался» В итоге на Земле удалось принять 17 фотографий. Фотографии были не очень четкими, однако с их помощью были открыты два моря на обратной стороне — Море Москвы и Море Мечты. Сегодня многие удивляются, почему России не удавалось 10 лет запустить станцию «Луна-25». Однако статистика запусков 1959 года показывает, что в тот год СССР запускал ракеты к Луне в среднем раз в месяц. Сам Королев до этого события не дожил — он умер за три недели до посадки аппарата.

По характеру отраженного гамма-излучения ученые смогли определить химический состав и тип пород, залегающих на лунной поверхности. Аппарат передал данные о напряженности лунного магнитного поля и отсутствии радиационных поясов на ее орбите. В это время в США уже вовсю шла подготовка к анонсированной в начале десятилетия президентом Джоном Кеннеди высадке американских астронавтов на Луну, поэтому СССР старался не отставать и в пилотируемой программе изучения спутника Земли. Пилотируемые корабли планировалось доставлять на поверхность Луны с помощью крупнейшей советской ракеты Н-1. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс «Л-3М», который смог бы находиться на Луне до 20 суток. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека В состав первого лунного экипажа должен был войти советский космонавт Алексей Леонов, который участвовал в наземных тренировках лунной экспедиции.

Иначе она бы упала на поверхность или попросту улетела в космос. Для этих целей был предусмотрен реактивный тормозной двигатель. На финальном отрезке полета станция была сориентирована нужным образом, и она вышла на устойчивый полет к орбите Луны.

Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота. Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету.

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

Одним из главных фантастических произведений советской литературы тех лет стал роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые опубликованный в журнале «Красная новь» в 1922 году. Успех книги о путешествии людей на Марс и встрече с цивилизацией инопланетян закрепила ее экранизация. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов. Мечты о межпланетных путешествиях захватывали умы землян. Многие изобретатели и ученые вдохновлялись фантастическими произведениями и создавали собственные чертежи и макеты ракет. Большинство из них так и оставалось на бумаге, но, помимо романтических исканий в 1920-х, делались и реальные шаги. Первым международным смотром достижений в области зарождавшейся космонавтики стала Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов, которая открылась в Москве в 1927 году. Выставка в Киеве Предвестником московской экспозиции стала Выставка по изучению мировых пространств, которая была открыта в киевском Доме коммунистического просвещения 19 июня 1925 года.

Ее инициаторами стали молодые энтузиасты, которыми руководил математик Дмитрий Граве. Выставка состояла из пяти разделов: астрономического, радиотелеграфного, авиавоздухоплавательного, метеорологического и межпланетного. В последней части экспозиции, посвященной освоению космического пространства, были представлены чертежи и наработки инженера Александра Федорова. Главным экспонатом межпланетного раздела был трехметровый макет его крылатого атомно-ракетного корабля его позже привезли и в Москву Киевская экспозиция проработала больше двух месяцев и закрылась 1 сентября 1925 года. Кстати, одним из посетителей этой экспозиции мог быть Сергей Королев — в 1925-м он учился в Киевском политехническом институте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Успех экспозиции в Киеве продемонстрировал Александру Федорову и его единомышленникам из Ассоциации изобретателей-инвентистов АИИЗ , активный интерес публики к теме космоса и освоению межпланетного пространства.

Борман, уйдёт с околоземной орбиты. И вдруг приходит сообщение, что включён маршевый двигатель и корабль взял курс на Луну.

Мишин медленно встал, встряхнулся, словно сбрасывая с себя какой-то тяжкий груз, подошёл к двери, ещё раз взглянул на экран — «Аполлон-8» уже стартовал к Луне — и вышел, резко хлопнув дверью. Мне показалось, что именно в этот момент в нашей лунной программе была поставлена финальная точка… А в мае 69-го состоялась «генеральная репетиция» высадки на Луну. Юджин Сернан числился в экипаже «Аполлона-10» пилотом лунной кабины. Он имитировал посадку на Луну, приблизившись к ней на расстояние всего в 15 км. Наблюдая за маневрами лунной кабины, я подумал: а вдруг он решит посадить её на поверхность?! Юджин Сернан. Фото: Public Domain Позже, когда удалось встретиться с Юджином Сернаном, я поделился с ним своими ощущениями. Он рассмеялся: — Если бы у меня была возможность оттуда взлететь, я наверняка попробовал бы… В канун старта «Аполлона-11» мне довелось побеседовать с обоими легендарными астронавтами — Фрэнком Борманом и Юджином Сернаном.

Фрэнк Борман прилетел в Москву. Мы беседовали в гостинице «Советская». Я спросил его: — На 16 июля намечен старт «Аполлона-11». Какова вероятность, что уже в июле человек будет на Луне? Статья по теме Участвуют ли белорусы в программе по высадке людей на Луне? Астронавт ответил так: — В Америке все убеждены, что полёт «Аполлона-11» пройдёт успешно. Но специалисты прекрасно понимают, что могут возникнуть любые трудности. Мы, те, кто непосредственно связан с программой «Аполлон», более осторожны.

Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки — в сентябре и декабре. Через две недели я встретился в Хельсинки с Юджином Сернаном. Рассказы двоих астронавтов объединил и передал в Москву в день старта «Аполлона-11». Борман: «Все трое начали тренироваться после нас. Нейл Армстронг успел окончить университет, несколько лет прослужил в частях ВМФ. Из морской авиации перешёл в лётчики-испытатели. Он довольно много летал на самолёте Х-15, который поднимался к границе космоса. У этого самолёта ракетный двигатель, он способен развить колоссальную для авиации скорость.

Испытания Х-15 чрезвычайно сложны и опасны, но Армстронг провёл их блестяще». Фото: Public Domain Ю. Сернан: «В 1966 г. Армстронг стал командиром «Джемини-8». Почти 11 часов провёл в космосе, но затем корабль был посажен из-за неполадок. Среди астронавтов Армстронг пользуется большим авторитетом. Он немногословен, но если говорит, то всегда убедительно. Он замкнутый, но прямой человек.

Его жена Джанет считает Нейла великим молчальником. Она говорит: «Молчание — это обычный стиль его беседы. Если он кивает головой или просто улыбается, это уже оживлённая беседа. Если он говорит «да», значит, беседа приняла бурный характер. Если же он говорит «нет», это значит, что он ожесточённо спорит». Джанет с юмором замечает, что Нейлу потребовалось три года, чтобы пригласить её на свидание, а когда он сделал предложение, то она сразу согласилась, ибо опасалась, что повторения этой фразы придётся ждать ещё несколько лет…» О двух других членах экипажа «Аполлона-11» у обоих астронавтов было единодушное мнение: Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин - прекрасные специалисты, опытные астронавты и тоже немногословны. Впрочем, об Эдвине Олдрине Сернан сказал так: «Это наиболее образованный астронавт. Степень доктора технических наук сама за себя говорит.

Большинство телерепортажей из космоса будет вести он.

Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей... Источник: И. Так началась лунная гонка.

Источник: Голос Америки Настоящий материал информация произведен, распространен и или направлен иностранным агентом «Голос Америки» либо касается деятельности иностранного агента «Голос Америки» Проблемы начались уже на старте. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей. Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну.

Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову. Поражение в лунной гонке могло нанести серьезный удар по авторитету страны в мире и не только: США планировали построить на Луне военную базу, с которой в рамках секретной программы PAMOR Passive Moon Relay рассчитывали вести наблюдение за всей территорией СССР, установив, в частности, местонахождение радаров ПВО и зон хранения ядерных боеприпасов.

В ярмарочной толпе на плечах у Николая Яковлевича сидел четырехлетний Сережа Королев. Он во все глаза глядел, как солдаты приводят в действие огромную громыхающую машину, держат ее за хвост и крылья, чтобы она не взлетела раньше времени, как пилот натягивает шлем и запрыгивает в плетеное кресло. И вот наконец самолет разгоняется, отрывается от земли и летит. Это ли не фантастика?

Маленький Сережа был потрясен: на его глазах сказочный ковер-самолет стал реальностью Наталия Королеваиз воспоминаний В истории энтузиаст и первооткрыватель авиатор Сергей Уточкин останется скорее чудаком, чем гением. Но его полет навсегда впечатлил маленького мальчика. Через 50 лет Королев первым в мире сможет отправить человека в космос. Человек, опережающий время После полета Уточкина Сережа Королев буквально грезил небом. А вернее — тем, как его покорить. Коренастый пятнадцатилетний подросток часто крутился у ограды одесской базы самолетов-гидропланов — «летающих лодок», как их тогда называли.

Иногда летом он вплавь добирался до аэродромной акватории — один или с друзьями. Конечно, охрана и техники не могли его не заметить. Оказалось, Сергей не только мечтает о полетах, но и умеет работать руками — плотничать, столярничать. В Одессу Сергей переехал вместе с матерью и ее вторым мужем Григорием Баланиным — инженером, кандидатом технических наук, окончившим три института. Баланин стал для Сергея прекрасным отчимом и поддерживал его увлечения. Именно благодаря ему Королев выбрал свою профессию и смог успешно изучать физику, математику, технику в непростые послереволюционные годы.

Планерных школ было бесчисленное множество, они имелись в каждой провинции. Прошло всего 20 лет после испытания первых летательных аппаратов, и молодые люди молодой страны объединялись в кружки, где мастерили безмоторные самолеты. И, конечно, Сергей в него сразу же вступил. К 17 годам у Королева уже был опыт полета на гидроплане, что давало ему преимущество. Юноша выступал перед рабочими с лекциями об авиации и планеризме, руководил заводскими планерными кружками, больше того — в 17 лет он спроектировал безмоторный самолет К-5. Королев защитил его перед государственной комиссией и впоследствии его рекомендовали к постройке.

У Сергея была мечта: представить свой планер широкой публике. В то время главной целью для увлеченных планерным спортом энтузиастов стали Всесоюзные состязания в Коктебеле. Туда съезжался весь цвет нарождавшейся советской авиации. Сергей очень стремился на эти соревнования, но получилось это далеко не сразу. Поступив 1924 году в Киевский университет конечно же, на авиационное отделение , он делал все для того, чтобы приблизиться к мечте. Спустя два года вместе с родителями Королев перебирается в Москву.

Отчим с матерью получили там квартиру, а Сергей — новые возможности. Он перевелся на аэромеханический факультет будущей Бауманки, тогда — Московского высшего технического училища, где преподавал легендарный Андрей Туполев. Было понятно, что Королев — незаурядный студент, он сильно выделялся на фоне остальных. Молодой человек был очень целеустремленным и деятельным. За годы студенчества он научился летать на самолете, получил диплом летчика, поучаствовал в организации первой в стране планерной школы, сам ее окончил и стал инструктором и испытателем планеров Еще он занимался в аэродинамическом кружке имени Жуковского , где разрабатывал планеры и легкие самолеты. В заветный Коктебель он все-таки попал, причем в прямом смысле слова при потрясающих обстоятельствах.

Летом 1927 года в Крыму случилось землетрясение, очаг которого располагался под морским дном южнее Ялты. Королев жил в одноэтажном кирпичном доме и не пострадал, но первые планерные состязания запомнились ему надолго. Историки авиации отмечают, что Королев с молодых лет смотрел гораздо дальше, чем другие авиаконструкторы, он как будто опережал время и ставил себе самые амбициозные задачи. Его испытывал не кто-нибудь, а знаменитый летчик Константин Арцеулов, внук художника Ивана Айвазовского. Арцеулов в то время был звездой, пионером отечественного планеризма, который придумал, как выводить самолеты из штопора, и сам опробовал эту технику. Знаменитый летчик дал планеру Королева высокую оценку, после чего вдохновленный молодой конструктор установил в Коктебеле личный рекорд: парил на своем планере 4 часа 19 минут, что было очень впечатляющим результатом для летчика без большого опыта.

Королев невероятно доволен. Он пишет матери из Крыма: «Все идет прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему мое лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах». И как-то не верится, что такой тяжелый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда — самому летать на своей же машине?! Сергей Королевиз письма матери Ради этого можно забыть все: и бессонные ночи, и дни работы без передышки, констатирует молодой Королев.

В молодости проявляется качество Королева, которое станет его преимуществом. Он никогда не зацикливался на своем успехе, не останавливался: не успевал он воплотить один проект, как уже был готов второй, причем еще более амбициозный. Уже на следующий год он конструирует планер-сенсацию и называет его первыми буквами своего имени — СК-3. Его запомнят как «Красную звезду» — в честь одноименной газеты. СК-3 был уникальным для своего времени летательным аппаратом: на планере Королева можно было не только парить, но и выполнять фигуры высшего пилотажа. Впервые Королев проявил себя как настоящий инноватор.

Он хотел доказать, что фигуры высшего пилотажа на парящем планере в принципе возможны. Единственный подобный опыт был только в Америке, но тогда планеру для набора высоты потребовалась помощь самолета. Королев же хотел, чтобы планер взмывал ввысь сам. Чтобы получить деньги на рабочие чертежи и строительство, проект необходимо было защитить перед Осоавиахимом. Автора ждали неудобные вопросы, и он об этом знал, но его расчеты комиссию убедили. Времени на строительство отводилось немного конечно же, нужно было успеть к осеннему слету в Коктебеле , и предприимчивый по природе Королев развил бурную деятельность.

Дом Королева по сути превратился в бюро, куда регулярно приходили его друзья-конструкторы. Каждый день работали два-три человека. Помогал и отчим: после переезда в Москву их отношения становились все более теплыми. Если раньше Григорию Михайловичу беззаветная влюбленность Сергея в планеры казалась мальчишеством, то теперь он осознал, что это призвание. За время учебы в вузе вырос и сам Королев. Прошла его мальчишеская ершистость, когда каждый совет или замечание казались почти оскорблением.

Мальчик превратился в мужчину, узнал людей, воспитал в себе ту терпимость без самоунижения, которая необходима в коллективной работе Ярослав Головановавтор книги о Сергее Королеве Испытания «Красной звезды» прошли успешно. Впервые в стране мертвые петли на планере были выполнены именно на аппарате Королева. Но герой состязаний своего триумфа не увидел: его сразил тиф, он тяжело его перенес и едва не расстался с жизнью. Но Королев не был бы Королевым, если бы остановился на простом планере, хоть и произведшем сенсацию в авиамире. Параллельно с «Красной звездой» он конструирует самолет, который должен установить рекорд дальности полета. Это дипломная работа Королева, руководит которой сам Туполев.

Королев был из числа самых «легких» дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять. Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень... Андрей Туполевиз воспоминаний Дочь Королева считала, что диплом спас жизнь ее отцу в 1940 году: он не сгинул в лагерях, а попал — очевидно, по ходатайству Туполева — в закрытое конструкторское бюро при НКВД. Далеко не все дипломные проекты находят воплощение в металле. Королев и здесь стал исключением. Когда самолет был готов, конструктор решил взлететь на нем первым.

Разгон дался СК-4 тяжело, но самолет летел — и Королев был счастлив. Во время более серьезных испытаний окажется, что самолет модели Королева может лететь без посадки целых 12 часов! Впрочем, эти рекорды молодого конструктора уже не впечатляли. Без двух минут выпускник Бауманки знакомится с работами Циолковского, а потом и лично с ученым, идеи которого его по-настоящему потрясли. И хотя вокруг Циолковского много мифов, ученый был недалек от истины. Когда Королев был еще подростком, Циолковский рассуждал о покорении стратосферы и космоса.

На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет

Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну? Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем. Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны. СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году.

Первым покорителем Луны был гражданин СССР

В Советском Союзе было 15 подобных поселков, которые являлись составными частями командно-измерительного комплекса дальней космической связи страны. В рамках советской космической программы к Луне были посланы несколько аппаратов, по снимкам с которых советские ученые смогли составить карту лунной поверхности. «Луна-25» могла стать первой в мировой истории станцией на южном полюсе Луны. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. «Луна-25» могла стать первой в мировой истории станцией на южном полюсе Луны. Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями.

«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР

«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ В рамках советской космической программы к Луне были посланы несколько аппаратов, по снимкам с которых советские ученые смогли составить карту лунной поверхности.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции - Российская газета Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова | Канобу Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю.

Новости и события Российского исторического общества

Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /. Она вывела в космос станцию «Луна-2», которая впервые в мире совершила посадку на Луну. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий