Расширение Байкало-Амурской магистрали. БАМ.
Курсы валюты:
- Дорога истории. На БАМе отметили 45-летие магистрали
- Путин: Развитие БАМа увеличит экспортные возможности России
- Путин обсудил ход модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей
- последние новости
- РЖД к 50-летию БАМа открыли новые объекты на Восточном полигоне
- Эксперты обсудят туризм в зоне Байкало-Амурской магистрали
РЖД модернизировали четыре объекта БАМа для развития Восточного полигона
Развернуты работы на всех 142 объектах, в летний период будет задействовано около 30 тысяч рабочих, сейчас трудится около 9600 человек и задействованы 2993 единицы техники», — сообщил в ходе совещания по вопросам реализации второго этапа модернизации Восточного полигона железных дорог 27 марта первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. По оценке председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, работы на Восточном полигоне по развитию инфраструктуры и логистики проводятся успешно. Связывание территорий, повышение грузооборота», — отметил сенатор. По итогам 2024 года провозная способность Восточного полигона должна составить 180 млн тонн. Так, поток контейнерных перевозок позволит нарастить развитие железнодорожной инфраструктуры в четыре раза, обеспечив при этом срок доставки грузов на направлении «Запад — Восток» в семеро суток. Помимо доставки грузов внутри страны Восточный полигон — важная экспортная артерия. Как отмечают эксперты, Россия и Китай к 2024 году планируют нарастить товарооборот по некоторым оценкам — почти вдвое , поэтому важно, чтобы логистика не стала барьером к развитию сотрудничества.
По мнению замдиректора транспортной компании Вадима Филатова, расширение пропускной способности БАМа и Транссиба поможет в том числе сократить расходы экспортеров.
В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году — линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. Обе части дороги соединились в единое целое [39]. Восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до Тынды сооружён железнодорожными войсками. Самый длинный в России Северомуйский тоннель 15 343 метра , строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года. Несколько человек удостоены звания Герой Социалистического Труда.
В нём отмечалось [41] : Учитывая большой вклад Ленинского комсомола в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — Всесоюзной ударной комсомольской стройки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: присвоить имя Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения и впредь именовать эту дорогу — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола. В 1986 году Министерству транспортного строительства СССР для возведения магистрали единовременно были поставлены более 800 единиц японской строительной техники. В ходе строительства мостов имело место несоблюдение технологии и низкое качество работ. В результате подавляющее большинство из полутора сотен мостов с железобетонными пролётами имеет дефекты, что ведёт к ограничению грузоподъёмности и скорости [42] [43].
В ходе своего выступления Президент заявил, что объём перевозок по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям в течение 10 лет должен увеличиться со 173 до 270 миллионов тонн в год. Кроме того, в послании Федеральному собранию России в 2024 году Президент поставил задачу к 2030 году довести пропускную способность до 210 миллионов тонн в год с одновременным развитием портов Ванино и Совгавань. Данные поручения находятся на контроле Народного фронта, как и остальные пункты перечня поручений по итогам послания Президента в 2024 году.
Говорит Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель Рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности экономики России «Приоритетные проекты развития промышленности и агропромышленного комплекса»: «— БАМ — это грандиозное наследство, которое оставил нам великий Советский Союз, так как в военном плане он обеспечивает транспортно-рокадный резерв Транссибу, а в экономическом плане позволяет вводить в хозяйственный оборот колоссальную россыпь месторождений — не случайно одно из метких определений БАМа, что это территория природных ресурсов из всей таблицы Менделеева, по которой сверху положены рельсы. Не менее значимо, что БАМ к 1980-м годам окончательно превратил наш Дальний Восток в базово развитый плацдарм, принципиально сопоставимый с Европейской частью страны. И это значит, что БАМ заложил возможность и необходимость переноса столицы страны на Восток за Урал, что и необходимо будет сделать в ближайшие пять лет. Чтобы сделать следующий шаг в развитии БАМа, требуется продолжить Амуро-Якутскую магистраль до Магадана и далее, вывести железнодорожные пути на Северо-Восток страны, организовав транспортно-логистический коридор «Восточная Сибирь — Охотское море», стыкующий также и федеральные автомобильные трассы «Колыма» и «Вилюй». Здесь критически срочно необходимо построить рядом с Якутском железнодорожно-автомобильный мост-плотину через р. Также требуется построить мост на Сахалин, связав Сахалинскую железную дорогу с новой железной дорогой от Лазарева до Комсомольска-на-Амуре. Тогда мы достойно продолжим ту величественную работу, которая была начала полтора века назад и резко продвинута в советский период». Отметим упомянутую Ю. Крупновым идею переноса столицы России на восток, в Сибирь — речь об этом ведётся уже давно и учёными, и политиками, и публицистами, да только всё никак не перейдёт в практическую плоскость. Конечно, где конкретно быть новой столице, должны решать специалисты. Я, не будучи профессиональным географом или экономистом, склоняюсь к менее «экстремальному» варианту переноса — куда-нибудь в район Урала, к его западным или восточным предгорьям. Но одним из возможных вариантов для размещения новой столицы России мог бы стать и Тайшет, лежащий у «основания» БАМа. Формально дорога от Тайшета до Лены к Байкало-Амурской магистрали не относится, но по сути это её начало. А к юго-западу от Тайшета её продолжением служит линия Тайшет-Абакан, «Трасса мужества», строительство которой в 1958-1965 годах стало как бы репетицией строительства БАМа. Таким образом, в Тайшете — перекрёсток двух важнейших линий, стягивающих транспортную систему Сибири в единый каркас. Даже без переноса столицы роль Тайшета в этой системе огромна и при надлежащей загрузке БАМа и Транссиба будет только возрастать. Чароит и Беркакит Вновь процитируем упоминавшегося уже Л. Шинкарёва: «Хозяйка Медной горы перебралась в Восточную Сибирь и почему-то предпочла места, прилегающие к Байкало-Амурской железной дороге: юг Якутии, север Иркутской области, Муйская долина… В сибирских горах нашли цветные камни, прежде неизвестные на территории Советского Союза». Добавим: и мира. Например, речь идёт о чароите, открытом в 1960 году на границе Якутии и Иркутской области. Сейчас этот невероятной красоты минерал — чуть ли не обязательный сувенир для любого прибывающего в наш регион туриста… Может быть, это неожиданная аналогия, но к красоте минералов можно добавить и красоту новых слов. Но этот язык — эвенкийский, принадлежащий к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Так уж получилось, что почти вся трасса Байкало-Амурской магистрали прошла по районам, населённым эвенками. А самый восточный её участок населяют их родственники — нанайцы, язык которых относится к той же группе. Тунгусо-маньчжурские языки и их носители в третий раз вышли из глухой тайги на сцену всемирной истории. Современные маньчжуры в Китае родной язык утратили. А вот их северные родичи, никого не покорив, не исчезли и сами и даже вошли в мировую историю и географию, хоть и через посредство БАМа. Немного остановимся на «национальном аспекте». Ведь Советскую власть обвиняли и обвиняют в том, что она будто бы стремилась стереть национальные различия, вместо «цветущей сложности» народов и культур сделать что-то однообразное и усреднённое. Так ли это? С одной стороны, формирование единого советского народа, сближение национальностей, рост числа межнациональных браков и т. С другой — ведь советский народ формировался не из инопланетян и не на основе какого-нибудь «эсперанто», а вокруг русского народа и на основе русского языка и русской культуры, которая обогащалась элементами иных национальных культур, отнюдь не теряя своей самобытности. Так, впрочем, было и до революции: природа русской цивилизации всегда была евразийской, Россия — не «государство-нация» западного типа, а «государство-цивилизация». Но в советское время этот естественный процесс «взаимного обогащения» существенно ускорился. В паспортах была графа «национальность», которая, конечно, способствовала самоидентификации каждого человека как представителя того или иного народа. Недаром нынешние власти эту графу ликвидировали — им-то как раз нужна неопределённая людская масса, не имеющая корней. По национальному признаку были образованы союзные и автономные республики, автономные области и округа. Поощрялись литература, печать, театр и кинематограф на языках различных, в том числе и немногочисленных народов. И когда сейчас, вспоминая о советской эпохе, кто-то говорит: «Мы тогда даже и не думали, кто какой национальности», это, во-первых, сомнительный комплимент тому времени, а во-вторых, едва ли оправданный. Национальностью гордились. И настоящий интернационализм, настоящее уважение к другим народам может быть лишь при уважении к своему собственному народу и при знании и его, и других. Советский народ — это не «плавильный котёл» американского образца. Это общность более высокого уровня, не отрицающая этнические различия, а включающая в себя народы в их полноте при сохранении своеобразия каждого из них. И история БАМа — тому яркий пример. БАМ — от первого лица Чтобы побольше узнать о строительстве Байкало-Амурской магистрали «из первых уст», мы беседуем с иркутянином, членом контрольно-ревизионной комиссии областного отделения КПРФ Василием Антоновичем Швайкиным. В начале 70-х годов он был заведующим сектором ударных комсомольских строек Иркутского областного комитета ВЛКСМ, в 1971-м переехал в Братск и стал секретарём комсомольского комитета «Братскгэсстроя», потом работал на самом БАМе. Сюда приезжали целыми комсомольскими «ударными отрядами», но многие ехали и индивидуально и в любом случае шли в комитет комсомола или в штаб стройки. Бывали случаи, когда добровольцы ехали на какую-то определённую стройку, но там новых рабочих рук в данный момент уже не требовалось: тогда приходилось решать вопросы о перераспределении этих отрядов на другие стройки — кого в Братск, кого в Усть-Илим или Шелехов. Всё остальное время — на стройках… - Василий Антонович, Вы же хорошо изучили молодёжь, приезжавшую на ударные стройки. Всё же, каковы были основные побудительные мотивы?
Читайте также:
- Как железные дороги сделали Дальний Восток российским
- Курсы валюты:
- Владимир Путин: решение по запуску третьего этапа развития БАМа и Транссиба принято | Эксперт
- Стройка в мерзлоте: в каких условиях прокладывали Байкало-Амурскую магистраль
- Природные условия
- Путин: Развитие БАМа увеличит экспортные возможности России
Модернизация БАМа открывает российским регионам доступ к растущим рынкам Восточной Азии
Президент России Владимир Путин ранее выразил уверенность в том, что все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали будут реализованы. Президент России Владимир Путин перед концертом, посвященном 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали, рассказал о ее значении для страны и перспективах развития. Президент России Владимир Путин ранее выразил уверенность в том, что все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали будут реализованы. БАМ тоже постепенно электрифицируют, поскольку электровозы быстрее и экологичнее тепловозов. Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Значение модернизации БАМа — важнейшие инфраструктурные объекты от Северобайкальска до Тынды
Байкало-Амурская магистраль — Википедия | За счет комплексной модернизации двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — пропускная способность железнодорожной сети должна увеличиться почти вдвое, с 75 до 180 миллионов тонн, транзитный контейнеропоток. |
В развитие БАМа в границах ВСЖД в 2023 году вложат более 43 млрд рублей | В этом году отмечается 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая соединяет Восточную Сибирь с Дальним Востоком. |
«БАМ туристический»: эксперты и блогеры исследуют достопримечательности Байкало-Амурской магистрали
Варианты расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба вызывают споры. Пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза. Байкало-Амурская магистраль значима не только в вопросах торговли с Азиатским регионом, который стремительно развивается сегодня, но также в вопросах развития отдаленных территорий. Каковы перспективы Байкало-Амурской магистрали? Говорит Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель Рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению.
Значение модернизации БАМа — важнейшие инфраструктурные объекты от Северобайкальска до Тынды
РИА Новости. Все решения по третьему этапу модернизации Байкало-Амурской магистрали приняты, он подразумевает увеличение провозной способности до 270 миллионов тонн, сообщил журналистам вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «Сегодня в Нижнем Бестяхе произошла историческая стыковка БАМа с крупнейшей речной артерией страны, а по сути — с Северным морским путем. Каковы перспективы Байкало-Амурской магистрали? Говорит Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель Рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению. Да и госпрограмма по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали постепенно воплощается в жизнь. Президент России Владимир Путин ранее выразил уверенность в том, что все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали будут реализованы. Байкало-Амурская магистраль в свое время помогла России открыть новые рынки, стала транспортным коридором глобального значения, сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Станет ли БАМ опорой будущей России?
Прокладка тоннеля обеспечила увеличение пропускной способности в два с половиной раза: с 17 до 85 пар поездов в сутки. Тоннель спроектирован и построен по новым нормам для сейсмических районов, в нем размещены семь сейсмических датчиков, показания которых передаются дежурному автоматизированной системы управления. В марте 2021 года завершилась комплексная электрификация южного участка Транссиба Карымская — Забайкальск общей протяженностью 365 километров, соединяющего Транссиб и погранпереход Забайкальск — Маньчжурия на границе с Китаем. Электрификация позволяет заменить тепловозы на более экологичные электровозы. С открытием сквозного движения поездов на электротяге пропускная способность линии составит 110 пар поездов в сутки. Для электрификации последнего участка Борзя — Забайкальск железнодорожники возвели контактную сеть протяженностью более 340 километров развернутой длины, две тяговые подстанции и четыре автотрансформаторные подстанции, обновили линии связи и устройства управления движением на участке. Электрификация участка повысит его пропускную способность, что обеспечит рост объема перевозок между Россией и Китаем.
Помимо этого, переход на электротягу не только существенно снизит эксплуатационные расходы дороги, но и значительно сократит воздействие железнодорожного транспорта на экологию за счет использования электровозов Олег Белозеров генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» В декабре 2019 года в ходе реализации нацпроекта открыли новый мостовой переход через реку Зея в Амурской области. Он стал одним из крупнейших в сети Забайкальской железной дороги и самым большим из построенных РЖД за последние годы. Новый мост через Зею на участке Сковородино — Белогорск позволит существенно повысить пропускную способность участка и сократить время доставки грузов по Транссибу с запада на восток, к морским портам Дальнего Востока. Его реализация нацелена на расшивку узких мест для повышения скорости грузопотоков. Конечной целью поставлено сокращение срока доставки всех грузов из Азии в Европу до семи суток. Новый двухпутный Керакский тоннель на перегоне Ковали — Ульручьи позволит увеличить скорость движения поездов и пропускную способность на забайкальском участке Транссиба.
Строительство нового тоннеля длиной 926 метров началось в 2021 году.
Фото: Shutterstock 2. Бывший и. Мы снова наступаем на те же грабли? Такие мнения высказываются порой и сегодня.
Но есть факты, против которых трудно возразить: БАМ играет еще и геополитическую роль, - он сшивает российские пространства. А уж военное значение БАМа невозможно переоценить. Иметь лишь один Транссиб, проложенный вблизи границы с Китаем, - опасно. Ну и без экономических выкладок никуда. Все видели — что творилось с закупоркой грузов в Суэцком канале, когда его перегородил один-единственный контейнеровоз.
Россия — самый короткий путь с Востока на Запад и обратно. Но для того, что бы этими маршрутами больше пользовались, их надо развивать. Среди ее основных задач - повышение транспортной мобильности, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие скоростного движения и инфраструктуры, обновление парка подвижного состава.
Еще один аспект БАМа-2 — это развитие тихоокеанских портов на территории Хабаровского края. Они уже обрели второе дыхание, поскольку на побережье формируются Ванино — Советско-Гаванский промышленно-транспортный узел и портовая особая экономическая зона ПОЭЗ. В силу объективных причин изменились подходы к финансированию крупных проектов, в том числе включенных в программу «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» — программные назначения на 2011-2013 годы сокращены на 62 процента. По информации полпреда, только на первом этапе реализации БАМа-2 понадобится примерно 400 миллиардов рублей. Источники средств многообразны: наряду с прямыми инвестициями федерального бюджета и РЖД деньги могут поступить от выпуска облигаций и приватизации ряда железнодорожных объектов. Кроме того, часть затрат должны взять на себя дальневосточные субъекты Федерации, особенно в части развития инфраструктуры.
В рамках проекта комплексного развития территории БАМа предполагается привлечь 3,2 триллиона рублей частных инвестиций. Суммарный объем государственных инвестиций в проект на основе механизмов государственно-частного партнерства составит пять триллионов рублей. Например, за счет бюджетных источников финансирования с учетом возможности применения инструментов государственно-частного партнерства предполагается осуществить модернизацию всего участка Тайшет — Советская Гавань. В результате на базе регионов БАМа возможно создать новый промышленный район, основанный на добыче и переработке минерального сырья и развитии энергетики. Справка «РГ» БАМ — железнодорожная магистраль длиной в 4 тысячи километров, а вместе с ответвлениями — 5,5 тысячи.
Кроме того, будет сформирован перечень локаций для промышленного туризма, среди которых космодром, предприятия добычи и переработки полезных ископаемых, высокотехнологичное производство, включая авиационные и судостроительные заводы, рыбная промышленность. Напомним, проект «БАМ туристический» стартовал по итогам подписания меморандума о взаимодействии в развитии туризма в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Развитие БАМа и Транссиба – мощная поддержка Дальневосточного региона
Кто крупнее и больше, у кого есть доступ к телу руководителей различного ранга, смогут решать свои вопросы. У простых, мелких, средних компаний эта возможность, скорее всего, пропадёт совсем. За счёт дефицита инфраструктуры, который возникает по всем направлениям, диалог с клиентом становится неинтересен сам по себе», — считает наш собеседник. Ничего особенного, сверхъестественного, революционного на заседании президента озвучено не было. Всё идёт по плану. Речь идёт о том, что «Российские железные дороги» нуждаются в контроле. Первое лицо государства заинтересовано в выполнении всех задач по строительству БАМа и Транссиба, рассказал vgudok.
Причин две. Первое — монополисты не испытывают конкуренцию. На них постоянно нужно оказывать воздействие путём проведения совещаний, где надо их тыкать, объяснять, что надо работать, не сбавлять темпа. Вторая причина, конечно же, политическая. То есть понятно, что грузопоток в страны Юго-Восточной Азии устойчив. Он будет ещё нарастать.
Очевидно, что с западным миром мы надолго и серьёзно расстроили свои отношения. Нет других вариантов, как только возить все возможные грузы как экспортные, так и импортные в этом направлении. Альтернатив БАМу и Транссибу просто нет. И это все прекрасно понимают. Только развитие железнодорожных магистралей обеспечит стабильный и устойчивый грузопоток нашего сырья и полуфабрикатов в сторону Китая и, естественно, обратно, получение готовых изделий. И это тоже обеспечат железные дороги.
Эти важнейшие артерии, которые проходят по полигону Дальневосточной железной дороги, архиважные для страны. Есть ещё одна политическая причина. Понятно, что руководство страны на встречах с партнёрами из Юго-Восточной Азии, должны чем-то апеллировать. Надо включать какие-то рычаги воздействия. Как раньше, при воздействии с европейскими партнёрами мы давили на газ, на нефть, так и в плане взаимодействия с Китаем ничего не меняется. Если у китайцев будет определённая от нас зависимость по линии потребления нашего угля, минеральных удобрений, металлов, со временем нефть и газ добавятся, то и считаться с Россией китайцы будут гораздо больше, чем другие страны Юго-Восточной Азии.
Поэтому это всё обеспечено хорошей работой наших восточных магистралей», — уверен эксперт.
Северомуйский тоннель Северомуйский тоннель — самый длинный железнодорожный тоннель в России. Его длина составляет 15 343 м. Строительство длилось 20 лет и было завершено в 2003 году. Тоннель насквозь пронзает одноимённый горный хребет в Республике Бурятия. Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. Время в пути на участке Казанкан — Ангаракан сократилось с двух часов до 20—25 минут. В настоящее время разрабатывается проект второго Северомуйского тоннеля.
Его строительство увеличит пропускную способность магистрали в шесть с половиной раз. БАМ строился однопутным, а чтобы разминуться со встречными поездами, строили разъезды. Курьян — разъезд, который строился для БАМа.
Говорит Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель Рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности экономики России «Приоритетные проекты развития промышленности и агропромышленного комплекса»: «— БАМ — это грандиозное наследство, которое оставил нам великий Советский Союз, так как в военном плане он обеспечивает транспортно-рокадный резерв Транссибу, а в экономическом плане позволяет вводить в хозяйственный оборот колоссальную россыпь месторождений — не случайно одно из метких определений БАМа, что это территория природных ресурсов из всей таблицы Менделеева, по которой сверху положены рельсы.
Не менее значимо, что БАМ к 1980-м годам окончательно превратил наш Дальний Восток в базово развитый плацдарм, принципиально сопоставимый с Европейской частью страны. И это значит, что БАМ заложил возможность и необходимость переноса столицы страны на Восток за Урал, что и необходимо будет сделать в ближайшие пять лет. Чтобы сделать следующий шаг в развитии БАМа, требуется продолжить Амуро-Якутскую магистраль до Магадана и далее, вывести железнодорожные пути на Северо-Восток страны, организовав транспортно-логистический коридор «Восточная Сибирь — Охотское море», стыкующий также и федеральные автомобильные трассы «Колыма» и «Вилюй». Здесь критически срочно необходимо построить рядом с Якутском железнодорожно-автомобильный мост-плотину через р.
Также требуется построить мост на Сахалин, связав Сахалинскую железную дорогу с новой железной дорогой от Лазарева до Комсомольска-на-Амуре. Тогда мы достойно продолжим ту величественную работу, которая была начала полтора века назад и резко продвинута в советский период». Отметим упомянутую Ю. Крупновым идею переноса столицы России на восток, в Сибирь — речь об этом ведётся уже давно и учёными, и политиками, и публицистами, да только всё никак не перейдёт в практическую плоскость.
Конечно, где конкретно быть новой столице, должны решать специалисты. Я, не будучи профессиональным географом или экономистом, склоняюсь к менее «экстремальному» варианту переноса — куда-нибудь в район Урала, к его западным или восточным предгорьям. Но одним из возможных вариантов для размещения новой столицы России мог бы стать и Тайшет, лежащий у «основания» БАМа. Формально дорога от Тайшета до Лены к Байкало-Амурской магистрали не относится, но по сути это её начало.
А к юго-западу от Тайшета её продолжением служит линия Тайшет-Абакан, «Трасса мужества», строительство которой в 1958-1965 годах стало как бы репетицией строительства БАМа. Таким образом, в Тайшете — перекрёсток двух важнейших линий, стягивающих транспортную систему Сибири в единый каркас. Даже без переноса столицы роль Тайшета в этой системе огромна и при надлежащей загрузке БАМа и Транссиба будет только возрастать. Чароит и Беркакит Вновь процитируем упоминавшегося уже Л.
Шинкарёва: «Хозяйка Медной горы перебралась в Восточную Сибирь и почему-то предпочла места, прилегающие к Байкало-Амурской железной дороге: юг Якутии, север Иркутской области, Муйская долина… В сибирских горах нашли цветные камни, прежде неизвестные на территории Советского Союза». Добавим: и мира. Например, речь идёт о чароите, открытом в 1960 году на границе Якутии и Иркутской области. Сейчас этот невероятной красоты минерал — чуть ли не обязательный сувенир для любого прибывающего в наш регион туриста… Может быть, это неожиданная аналогия, но к красоте минералов можно добавить и красоту новых слов.
Но этот язык — эвенкийский, принадлежащий к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Так уж получилось, что почти вся трасса Байкало-Амурской магистрали прошла по районам, населённым эвенками. А самый восточный её участок населяют их родственники — нанайцы, язык которых относится к той же группе. Тунгусо-маньчжурские языки и их носители в третий раз вышли из глухой тайги на сцену всемирной истории.
Современные маньчжуры в Китае родной язык утратили. А вот их северные родичи, никого не покорив, не исчезли и сами и даже вошли в мировую историю и географию, хоть и через посредство БАМа. Немного остановимся на «национальном аспекте». Ведь Советскую власть обвиняли и обвиняют в том, что она будто бы стремилась стереть национальные различия, вместо «цветущей сложности» народов и культур сделать что-то однообразное и усреднённое.
Так ли это? С одной стороны, формирование единого советского народа, сближение национальностей, рост числа межнациональных браков и т. С другой — ведь советский народ формировался не из инопланетян и не на основе какого-нибудь «эсперанто», а вокруг русского народа и на основе русского языка и русской культуры, которая обогащалась элементами иных национальных культур, отнюдь не теряя своей самобытности. Так, впрочем, было и до революции: природа русской цивилизации всегда была евразийской, Россия — не «государство-нация» западного типа, а «государство-цивилизация».
Но в советское время этот естественный процесс «взаимного обогащения» существенно ускорился. В паспортах была графа «национальность», которая, конечно, способствовала самоидентификации каждого человека как представителя того или иного народа. Недаром нынешние власти эту графу ликвидировали — им-то как раз нужна неопределённая людская масса, не имеющая корней. По национальному признаку были образованы союзные и автономные республики, автономные области и округа.
Поощрялись литература, печать, театр и кинематограф на языках различных, в том числе и немногочисленных народов. И когда сейчас, вспоминая о советской эпохе, кто-то говорит: «Мы тогда даже и не думали, кто какой национальности», это, во-первых, сомнительный комплимент тому времени, а во-вторых, едва ли оправданный. Национальностью гордились. И настоящий интернационализм, настоящее уважение к другим народам может быть лишь при уважении к своему собственному народу и при знании и его, и других.
Советский народ — это не «плавильный котёл» американского образца. Это общность более высокого уровня, не отрицающая этнические различия, а включающая в себя народы в их полноте при сохранении своеобразия каждого из них. И история БАМа — тому яркий пример. БАМ — от первого лица Чтобы побольше узнать о строительстве Байкало-Амурской магистрали «из первых уст», мы беседуем с иркутянином, членом контрольно-ревизионной комиссии областного отделения КПРФ Василием Антоновичем Швайкиным.
В начале 70-х годов он был заведующим сектором ударных комсомольских строек Иркутского областного комитета ВЛКСМ, в 1971-м переехал в Братск и стал секретарём комсомольского комитета «Братскгэсстроя», потом работал на самом БАМе. Сюда приезжали целыми комсомольскими «ударными отрядами», но многие ехали и индивидуально и в любом случае шли в комитет комсомола или в штаб стройки. Бывали случаи, когда добровольцы ехали на какую-то определённую стройку, но там новых рабочих рук в данный момент уже не требовалось: тогда приходилось решать вопросы о перераспределении этих отрядов на другие стройки — кого в Братск, кого в Усть-Илим или Шелехов. Всё остальное время — на стройках… - Василий Антонович, Вы же хорошо изучили молодёжь, приезжавшую на ударные стройки.
Всё же, каковы были основные побудительные мотивы?
Это играет немаловажную роль и для развития туризма, поскольку спрос на путешествия по этим направлениям очень высок, многих привлекают эти живописные места. Восточный полигон считается одним из самых масштабных в мире инфраструктурных транспортных проектов, который в перспективе станет основой для изменения конфигурации глобальных транспортных потоков и формирования новых международных транспортных коридоров. В 2019 году развитие Восточного полигона стало частью Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» КПМИ , запущенного президентом России Владимиром Путиным в 2019 году для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». В ходе реализации КПМИ системное развитие объектов железнодорожной инфраструктуры в регионах России идет наряду с развитием региональных аэропортов, морских портов, Севморпути, строительством федеральной трассы М-12. Пройденный маршрут В 2021 году были достигнуты все целевые параметры программы первого этапа развития Восточного полигона по нацпроекту. Сданы нескольких важнейших объектов для повышения транспортной доступности дальневосточных регионов и увеличения объема перевозок товаров между Россией и Китаем. Построены новый Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда — Дабан, мостовой переход через реку Зея, электрифицирован последний участок до границы с Китаем железной дороги Борзя — Забайкальск. Несмотря на все сложности, которые были вызваны и природными катаклизмами, и влиянием пандемии, прошлый год был успешным для реализации проекта Восточного полигона. Объем транзитных перевозок контейнеров в 2021 году увеличился на 25 процентов по сравнению с 2020 годом, показан лучший результат за несколько последних лет Марат Хуснуллинвице-премьер России Грандиозным достижением в ходе реализации нацпроекта стало строительство нового Байкальского тоннеля, открытого 28 июля 2021 года на Байкало-Амурской магистрали Восточно-Сибирской железной дороги.
Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России. Он построен на перегоне Дельбичинда — Дабан, между Иркутской областью и Республикой Бурятия , и соединяет Сибирский и Дальневосточный федеральный округа. Длина нового Байкальского тоннеля — 6682 метра. Прокладка тоннеля обеспечила увеличение пропускной способности в два с половиной раза: с 17 до 85 пар поездов в сутки. Тоннель спроектирован и построен по новым нормам для сейсмических районов, в нем размещены семь сейсмических датчиков, показания которых передаются дежурному автоматизированной системы управления.
Значение модернизации БАМа — важнейшие инфраструктурные объекты от Северобайкальска до Тынды
Модернизация БАМа открывает российским регионам доступ к растущим рынкам Восточной Азии | Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей станет ключевым инфраструктурным проектом в 2023 году. |
Модернизация БАМа открывает российским регионам доступ к растущим рынкам Восточной Азии | Станция связывает БАМ с Транссибирской и Амурско-Ямальской магистралями. |
Расширение Байкало-Амурской магистрали
Байкало-Амурская магистраль: В Хабаровском крае запустили движение по новому участку БАМа, Российский каучук расколол Евросоюз, Чем закончится схватка. Системное обновление Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей в 2023 году реализовано в рамках федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог». Напомним, проект «БАМ туристический» стартовал по итогам подписания меморандума о взаимодействии в развитии туризма в зоне Байкало-Амурской магистрали. Страна и мир - 29 августа 2023 - Новости Читы -
РЖД модернизировали четыре объекта БАМа для развития Восточного полигона
Напомним, проект «БАМ туристический» стартовал по итогам подписания меморандума о взаимодействии в развитии туризма в зоне Байкало-Амурской магистрали. Страна и мир - 29 августа 2023 - Новости Москвы - Крупнейшие инвестиционные проекты, историю строительства Байкало-Амурской магистрали и перспективы развития трансграничной агломерации Благовещенск – Хэйхэ представит Амурская область на выставке «Улица Дальнего Востока», которая состоится.