Когда праздновалось 200-летие Петра I, Модест Петрович Мусоргский начал работу над оперой «Хованщина». 2022 2 сентября оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту.
Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове
Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. 2 и 3 сентября в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском Кремле» состоялась премьера оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения. В 15:00 на сцене Псковского академического театра драмы им. Пушкина пройдет камерный концерт солистов оперы Мариинского театра.
Завершит «Гений места» в Пскове «Хованщина», последняя опера Мусоргского. В 17:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии она прозвучит в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Сюжет «Хованщины» объединяет события, которые в исторической действительности заняли семь лет: два стрелецких бунта второй из них возглавил Иван Хованский, поддержавший старообрядцев и приход Петра I к власти. Помимо исторических личностей, в опере действуют и вымышленные персонажи, введенные композитором Марфа.
Выступления Мариинского театра в Пскове уже имеют регулярный характер и непременно сопровождаются высоким интересом со стороны публики. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», а артисты балета, вокалисты и солисты оркестра Мариинского театра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии.
Лариса Гоголевская Сусанна убедительно и страстно провела свою сцену. И хотя, как таковой, голос был пестрый по диапазону и давал "петухов", это было даже уместно в создании образа. Евгений Никитин Шакловитый нарисовал нещадного подлеца в сцене убийства Ивана Хованского всеми возможными сценическими средствами. Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия. Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы.
Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan.
Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство. Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор.
Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле.
Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
- Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО
- Хованщина | MAMT
- Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
- Хованщина (опера) — Википедия с видео // WIKI 2
В Астраханском кремле под открытым небом представили «Хованщину»
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online. Music
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
- Содержание
- В Астрахани открылся международный фестиваль OperaFirst - 2022 - ТАСС
- В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
- Действующие лица
Спектакль прошёл под открытым небом
- В Астраханском кремле прошла премьера оперы «Хованщина»
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online. Music
- Хованщина М.П. Мусоргский listen online. Music
- «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Чувствовался большой исполнительский запас. Мариинский театр во всех смыслах и прежде всего - это Дом русской оперы. С Мариинкой связана почти вся история национального оперного искусства и исполнительства. Первая постановка оперы на сцене Императорского Мариинского театра состоялась 7 ноября 1911 года, режиссером которой и исполнителем партии Досифея-раскольника выступил сам Федор Шаляпин. Эпоха Гергиева в роли художественного руководителя театра в 1988 началась именно с "Хованщины", как первой крупной акции главного дирижера. Маэстро неоднократно говорил о своей высокой оценке творчества Мусоргского и величии "Хованщины", как примере повторения русской истории каждые сто пятьдесят лет. Фото: 24smi. Все солисты на московском представлении "Хованщины" выказали свои лучшие качества профессионального ремесла и художественного артистизма.
Последняя опера Мусоргского «Хованщина» стала завершающим этапом фестиваля «Гений места».
Свои партии со сцены исполнили солисты театра при участии хора. Завороженные зители слушали каждое выступление. Это у нас стало настоящей традицией», — рассказал горожанин Андрей В. Отметим, что во время концертного тура Валерией Гергиев побывал в Псковском кремле. Именно там в 2023 году прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов». Напомним, что концерты проходят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рахманинова по классу композиции. Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры» 2007. Член группы композиторов «Сопротивление материала» СоМа. Сооснователь ансамбля современной музыки InEnsemble. Федор Леднёв р. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования 1995 и оперно-симфонического дирижирования 1998.
Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты — мрачная глубина. Великолепный подбор солистов, в основном из Мариинского театра, довершал захватывающую драму». Критик газеты La Stampa отметил, что опера оказалась созвучна сегодняшнему дню: «В течение четырех часов публика была загипнотизирована сложной историей России конца XVII века. Эти события и персонажи, столь далекие от сегодняшнего дня, необъяснимым образом обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной 30-минутной овации. Успех этого шедевра в первую очередь принадлежит Валерию Гергиеву.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии
29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. В этом году гастрольный тур Пасхального фестиваля посвящен 79-летию Великой Победы, а также юбилеям композиторов Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки. В минувшую субботу на Соборной площади Астраханского кремля состоялось открытие II Международного фестиваля классической музыки OperaFirst 2022 и показ оперы Мусоргского «Хованщина». С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
В целом же Римский-Корсаков сохранил произведение в том виде, какой задумывал Мусоргский. Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. На сцене Мариинского театра опера была поставлена в 1911 году, а в Большом — в 1912 году. Действующие лица М.
Мусоргский изобразил в своем произведении те исторические личности, на которых, по его мнению, были завязаны разыгравшиеся драматические события. А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки. К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях.
Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным: князь Иван Хованский — начальник Стрелецкого приказа; боярин Шакловитый, по доносу которого был казнен Хованский; князь Василий Голицын — фаворит царевны Софьи; Досифей — предводитель раскольников. Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности: князь Андрей Хованский — сын Ивана Хованского; Марфа — раскольница, прежняя возлюбленная князя Андрея; Эмма — немка, новая возлюбленная князя Андрея; подьячий.
Кроме них, в произведении присутствуют приближенный князя Голицына Варсонофьев, пастор, стрелец Кузька и другие стрельцы, раскольница Сусанна и другие раскольники, крепостные князя Хованского, московские пришлые люди, народ. Краткое содержание События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов.
Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических государственных событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету. В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа.
Сетевое издание «МК в Пскове» mk-pskov. Псков, ул. Петровская, д. Главный редактор Каплан Ирина Геннадьевна.
Появляется боярин Шакловитый, ставленник царевны Софьи. Он хочет, чтобы подьячий написал с его слов донос царю Петру на князя Ивана Хованского, который замышляет посадить на московский престол своего сына Андрея.
Шакловитый предупреждает подьячего, что его ждёт страшная кара, если он проговорится. Подьячий пугается, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает. Пришлые люди, идущие в столицу, чтобы заработать своими ремёслами, — народ неграмотный. Они просят подьячего прочитать надписи на появившемся за ночь столбе и приходят в ужас, узнав имена жестоко казнённых бояр. Стрельцы со своими семьями приветствуют князя Ивана Хованского, своего предводителя.
Князь во всеуслышание сообщает о намерении извести на Руси боярскую крамолу, пресечь изменнические козни вокруг молодых государей. В сопровождении стрельцов, под славящее пение народа, Хованский идёт в обход по Москве. Сын Хованского Андрей преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Эмма обвиняет Андрея в убийстве её родителей и в изгнании жениха. Марфа, прежняя возлюбленная Андрея, защищает девушку. Андрей угрожает Марфе расправой, но получает отпор.
Вернувшийся Иван Хованский застаёт сына с Эммой. Молодая немка приглянулась и отцу, и он велит стрельцам взять девушку и отвести к нему в терем. Андрей в ярости выхватывает нож, но появившийся Досифей, глава раскольников, останавливает разгоревшуюся ссору. Он просит Марфу, ставшую раскольницей, проводить Эмму в слободу и обращается к Хованскому и стрелецкому войску с призывом: «Братья, други, время за веру стать православную! Хованский призывает стрельцов сторожить Москву. Досифей и раскольники поют песнь отречения от мира и молят Господа укрепить их силы.
Вторая картина Дом князя Василия Голицына, обставленный в европейском духе. Голицын — дипломат и посол в государственных делах, фаворит царевны Софьи, читает любовное письмо от неё. Он не верит в преданность Софьи, его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.
Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда. Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него.
Входит Шакловитый с приглашением на тайный совет к царевне Софье. Князь приказывает подать парадные одежды, но на пороге падает, сражённый предательским ударом. Пятая картина Площадь у собора Василия Блаженного. Царь Пётр решительно чинит расправу над заговорщиками. Провозят в ссылку опального князя Голицына. Ведутся приготовления к казни стрельцов. Петровцам дан приказ окружить раскольничьи скиты.
Досифей после тяжких размышлений решается призвать старообрядцев к самосожжению. Он разрешает Марфе взять Андрея Хованского с собой. Появляется взволнованный Андрей. Он проклинает Марфу, считая, что она приворожила его колдовскими чарами. Андрей не знает о предстоящей казни и не верит словам Марфы, что его отец убит. Только увидев стрельцов, идущих на казнь, он понимает, что всё погибло. В страхе Андрей просит Марфу спасти его.
Стрельцы произносят последнюю молитву и кладут головы на плахи. За несколько мгновений до казни появляется царский посланник Стрешнев и оглашает приговорённым стрельцам царскую милость: им дарована жизнь. Шестая картина Скит в сосновом бору. Досифей понял всю тщетность усилий отстоять на Руси старый жизненный уклад. Сознавая обречённость раскольников, он надеется, что гибель в огне спасёт их души.
«Хованщина»
Медиа группа Астрахань. В спектакле было задействовано более 600 человек, пошито 450 костюмов. Постановку осуществили дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин и художник-постановщик Елена Вершинина.
Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай.
Валерия Горькая, Игорь Тринеев.
Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках.
Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным.
Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?
Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою?
Данную оперу отличают эпичность, историчность и духовно-нравственная напряженность. Знакомство с традициями русской культуры посредством постановок оперных спектаклей в «живых» декорациях занимают особое место в культурной жизни региона. Уникальность проекта заключается в его жизненности-живой связи событий XVII века с современностью. Эти события, получившие название Хованщина, напоминают нам о необходимости сплоченности общества, о необходимости ставить государственные интересы выше собственных амбиций. Цель Приобщение населения к русской классической музыке и развитие интереса к истории России у детей и молодежи, способствование единству и сплоченности нации Задачи Определение постановочной группы и участников проекта, согласование проекта постановки спектакля. Работа над постановкой спектакля изготовление декораций, костюмов, бутафории в соответствии с утвержденными эскизами, световое решение постановки, работа режиссера, разучивание партий солистами, хором и оркестром Привлечение волонтеров Премьерный показ оперы М. Этот политический водоворот аккумулировался, отражался в искусстве того времени. Два основных общественно-политических вопроса — крестьянский и вопрос самодержавия в России — в это пореформенное время становились все более значимыми, злободневными. Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия.
Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Мусоргский являлся ярким представителем "Могучей кучки", целью этого творческого союза было сохранение русской самобытности в культуре и в музыке в частности.
В Астрахани представили оперу «Хованщина»
Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты — мрачная глубина. Великолепный подбор солистов, в основном из Мариинского театра, довершал захватывающую драму». Критик газеты La Stampa отметил, что опера оказалась созвучна сегодняшнему дню: «В течение четырех часов публика была загипнотизирована сложной историей России конца XVII века. Эти события и персонажи, столь далекие от сегодняшнего дня, необъяснимым образом обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной 30-минутной овации. Успех этого шедевра в первую очередь принадлежит Валерию Гергиеву.
И неизменно устраивают «вау-эффект» для публики. А еще с каждой нотой зрители все внимательнее вслушивались в слова арий. Кто не понимал, следил за титрами на экране. Но смысл арии Шакловитого в исполнении Эльчина Азизова уловили, казалось, все. Ей, господи, вземляй грех мира, услыши мя: Не дай Руси погибнуть от лихих наемников! О чем на этой неделе говорили любители прекрасного Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях.
Чтобы идти на этот спектакль, надо быть подготовленным зрителем. Объёмное сочинение великого русского композитора завершается в полночь. Пять часов оперы выдержали не все. Те, кто пришел сделать селфи на фоне Царской ложи, покинули партер уже в первом антракте. Остальные восторженно кричали «Браво! Постановщики очень правдоподобно изобразили горящую церковь и ее обрушение. Некоторые меломаны с настороженностью восприняли решение Валерия Гергиева дать возможность артистам Большого театра петь в постановке Мариинки. Другие же увидели в смешанных составах перспективу расширения творческих горизонтов артистов и столичной труппы и коллег из Санкт-Петербурга. В этом зрители еще не раз убедятся — в планах у Гергиева еще не одни обменные гастроли.
В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им.
Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций. Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом". Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души. Царенко действительно удалось выразить состояние нежной и трепетной души раскольницы, бесконечно искренней в своей любви и страданиях. Страсть, испуг и мольба - все переплелось в образе героини.
Все твоё внимание направлено на реализацию идеи произведения. Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем! Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены.
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
В письмах Мусоргского первое упоминание работы над «Хованщиной» датируется летом 1872 года, хотя по мнению музыковедов он мог задумать новую оперу раньше. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина».