Океанолог, или океанограф – это специалист, которые занимается изучением океана и морей и их различных компонентов. Описание профессии: Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны.
Востребованность профессии океанолог
Океанолог может заниматься операторской работой и проводить подводную съемку. Развивайте интерес к науке с детства: ученый-океанолог рассказал, почему выбрал такую профессию. Профессия океанолог редкая и очень интересная, ведь глубины океана изучены только наполовину. Развивайте интерес к науке с детства: ученый-океанолог рассказал, почему выбрал такую профессию. Подробный обзор профессии океанолог, тест на выбор профессии, о перспективах профессии океанолога в будущем повествует центр тестирования и развития Гуманитарные технологии.
Чем занимается океанолог и что это за профессия?
Профессия океанолога востребована, но, увы, пока в России не слишком хорошо оплачивается. новости науки и техники () 26.11.2023 / Океанолог Александр ОСАДЧИЕВ — один из ярких исследователей и популяризаторов науки в. Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит морская экспедиция? Настоящие учёные могут выходить в прибрежные экспедиции. Тогда в море они проводят только солн. Они предположили, что океанолог – это специалист, который занимается изучением океанов. Как стать ученым, чем занимаются и сколько зарабатывают океанологи и почему институт океанологии так далеко от океана.
Все оттенки ледовитого: чем занимаются океанологи
Чем занимается океанолог и где на него учиться? О том, чем занимаются океанологи, какие проблемы они могут решить, в беседе с Иваном САПРЫКИНЫМ рассказывает декан географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Сергей ДОБРОЛЮБОВ. Кто такой настоящий океанолог можно понять по его отношению к трудностям профессии.
Все оттенки ледовитого: чем занимаются океанологи
Данная статья является информационным источником, который дал пояснения, что за профессия океанолог и какие у него профессиональные обязанности, чем занимается. ОКЕАНОЛОГ Чем занимается: Океанологи изучают воды океанов и морей. Однако зачастую профессии в области океанологии требуют дополнительной специализации, а потому большинство студентов-океанологов продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре. химический океанолог занимается изучением основных процессов, связанных с химическими реакциями морских вод. Профессия Океанолог в вузах России: где получить профессию Океанолог, чем занимаются специалисты (обязанности), зарплаты, перспективы и многое другое о профессии Океанолог.
Чем занимаются океанологи
Чем занимается океанолог, условия его труда и требования к образованию и качествам. Океанологи не боятся бороздить арктические просторы и знают, что делать в случае нападения пиратов. Получить профессию океанолога можно лишь в нескольких вузах России, которые выпускают специалистов различных профессий (например, инженеры, аграрии и другие). Чем занимается океанолог, условия его труда и требования к образованию и качествам. Новости и СМИ. Обучение.
Научные специальности: Океанолог
Где учиться на океанолога. Какие экзамены сдавать на океанолога Чтобы поступить на специальность, позволяющую получить профессию океанолога, абитуриенты сдают ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, химии, физике или информатике. Сколько зарабатывает океанолог Новички — 20 000 руб.
Анализирует собранные данные, используя статистические и математические методы. Разрабатывает модели океанических процессов, включая климатические особенности, океанские течения, распространение загрязняющих веществ. Оценивает воздействие деятельности человека на океанскую экосистему. Прогнозирует риски бурения на шельфе, методов рыболовства, аварий на морские экосистемы. Изучает потенциальные последствия, разрабатывает стратегии устойчивого управления ресурсами и их сохранения. Работает в составе междисциплинарных команд, сотрудничая с морскими биологами, химиками, геологами.
Как и в любой науке, существует множество методов исследований океана. От вида работы, характера изучения зависит и место деятельности. Условно места работы можно разделить, но при этом следует учесть, что каждому ученому приходится совмещать разные виды занятости. Не существует «кабинетных» или «практических» специалистов. Итак, профессия океанолог подразумевает работу: На океанографических судах. Именно с них производятся наблюдения, берутся пробы и т. В гидрографических службах. Сегодня они находятся под эгидой военно-морского флота. Эти специалисты занимаются гидрометеорологическим, навигационным, топогеодезическим обеспечением флота. В подводных и наземных лабораториях. Здесь классифицируют собранные материалы, проводят эксперименты, исследуют образцы. В научно-исследовательских институтах. Это, пожалуй, самый широкий спектр деятельности, включающий в себя все возможные виды исследования от сбора образцов до построения научных теорий. Чем занимается океанолог теперь понятно, где он может работать тоже. А какими качествами должен обладать человек, связавший свою деятельность с изучением океана? Эта увлекательная, но довольно редкая профессия подразумевает глубочайшее знание многих естественных и математических наук. Океанографу не обойтись без биологии и математики, физики, химии, географии, климатологии. Не важно, чем занимается океанолог конкретно. Он должен обязательно иметь следующие навыки: Знать вышеперечисленные науки. Иметь отчетливое представление о географических процессах и климатических особенностях. Владеть техниками безопасного подводного погружения. Уметь собирать, анализировать и интерпретировать образцы. Получить профессию океанолога можно на кафедрах МГУ, в специализированных университетах Ростова-на-Дону, Владивостока, на некоторых отделениях институтов военно-морского флота. Готовят специалистов также в Петербурге, Симферополе и Калининграде. О вступительных экзаменах и требованиях к абитуриентам нужно узнавать непосредственно в учебных заведениях. Описание профессии: Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны. Анализ физических, химических и биологических процессов, происходящих в глубине вод, дает возможность ученым прогнозировать дальнейшее развитие экосистем. Главная задача океанологов экологическая: спасение природных богатств моря, предотвращение условий исчезновения того или иного вида подводной флоры и фауны. Исследования океанологов также используются в рыбном промысле, гидротехнической и военной сферах, палеонтологии и биологии. Большая часть исследований проводится со специально оборудованных кораблей, подводных лодок, батискафов и других технических приспособлений. Для первичного сбора информации или материала океанологам приходится спускаться на глубину. Основной целью деятельности океанолога является выяснение закономерностей формирования и оценка биомассы и годовой продуктивности важнейших видов организмов и управления биологической продуктивностью океана; геологии океана выявление закономерностей геологических процессов на дне и под дном океана и формирование месторождений полезных ископаемых. С 1970-х гг. Главные практические цели океанологии: обеспечение безопасности и повышение эффективности надводного и подводного мореплавания Дополнительные особенности Океанолог увлекательная, но весьма редкая профессия. Думаю, мало кто из наших посетителей мог бы похвастаться знакомством с океанологом. Связано это прежде всего с тем, что профессия эта требует глубоких знаний в различных областях естественных и математических наук. Готовят океанологов как правило кафедры, работающие на стыке изучения географии, геологии и физики. В России растят будущих исследований океанов только лучшие университеты: МГУ, МФТИ, СПбГУ, РГГМУ, специализированные университеты Ростова- на-Дону и Владивостока, институты ВМФ России Профессиональные навыки: знание общих биологических законов и процессов знание законов физики и химии представление о географических и климатических процессах владение специальной техникой для погружения и исследования воды проведение анализов, измерений и опытов на собранных материалах Об изучении подводного царства в деталях Океанолог — неординарная, но весьма увлекательная профессия. На вопрос, чем занимается океанолог, прозвучит логичный ответ: «Исследует моря и океаны». Конечно же, такой огромный природный механизм, хранящий в себе множество тайн, не может не манить к себе десятки и сотни исследователей. Изучать водную оболочку нашей планеты необходимо, чтобы использовать биологические и минеральные ресурсы, обеспечить безопасную навигацию, предотвратить разрушительные действия штормов и цунами. Что и каким образом исследует учёный этой специальности, какими качествами и знаниями важно обладать, чтобы стать океанологом? Давайте разбираться подробнее! Человек живёт на суше, вода не является для него естественной средой обитания, поэтому водный мир сложно изучать. Технический прогресс, новейшее оборудование и инновационные методики позволяют проникать всё дальше, изучать глубоководные слои, открывая новых обитателей. Описывать не изученные виды водных растений и животных, разузнавать, чем дышит Мировой океан, выявлять взаимосвязи водного природного объекта с наземными ландшафтами — в этом и состоит работа океанолога. Название специальности произошло от двух слов: океан и логос суждение , дословно — суждение об океане.
Океанологи многих стран координируют свои усилия с помощью различных международных организаций, разрабатывают и реализуют программы совместных исследований, обмениваются материалами наблюдений и результатами их обработки. В практике мореплавания постоянно востребованы сведения о течениях, волнении, времени и величине прилива на мелководных прибрежных участках и много другой подобной информации. Знание районов подъема и опускания глубинных вод, изменения плотности морской воды по вертикали, характеристики внутренних волн особенно сильно интересуют моряков-подводников. Ответ на эти вопросы старается дать физическая океанология. Без знания состояния атмосферы над океаном невозможно составить удовлетворительный прогноз погоды. Поэтому специалисты по морской метеорологии непрерывно следят за синоптической обстановкой в океанах, обрабатывают спутниковые карты погоды, прогнозируют траектории опасных тропических циклонов, предупреждают о штормовых ветрах и волнении. Рыбакам необходимо знать, где находятся промысловые рыбные скопления, а также когда и сколько рыбы можно выловить без ущерба для ее воспроизводства.
Описание профессии океанолог — зарплата, где нужно учиться и чем заниматься
Кто посадил корабль на мель, кто сорвал две морские экспедиции и в чем суть конфликта директора с Минобрнауки, узнавал Павел Котляр. Фото Наталии Деминой О своих разногласиях с министерством рассказал врио директора Института океанологии докт. Изначально я не хотел идти на эту должность, всем отказывал, но 27 декабря 2020 года меня вызвал лично Михаил Котюков тогда глава ФАНО и приказал стать врио. Тогда, весной 2020 года, началась категоризация институтов РАН, и когда я через какое-то время снова был у Котюкова, он мне сказал: смотри, твой институт в третьей худшей категории.
Сходу к нам пришла Счетная палата, работа с ней помогла вскрыть недочеты, и уже позднее мы попали в первую категорию институтов. Для этого, кстати, была разработана стратегия развития института, научная концепция и создана среднесрочная программа экспедиционных исследований. Что с ним было и что сейчас?
Еще в 1990-е годы я был замдиректора по флоту, тогда у нас было постоянное недофинансирование, и нам хотя бы удалось сохранить флот. На сегодня у нас 12 судов, из них пять работает. Раньше их число доходило до 15-16.
У нас пять филиалов и две базы флота — в Калининграде и Владивостоке. После неприятной истории с судном ГЕОХИ, застрявшим на ремонте в Китае, на базе нашего института было решено создать Центр морских экспедиционных исследований, и все суда Академии наук были переданы нам. В мае стал верстаться, причем без нас, нацпроект «Наука», в рамках которого предусматривается строительство двух новых и модернизация существующих научных судов.
И нас поставили в известность только в конце августа. Тогда нам стало понятно, что если флотские решения принимаются без Института океанологии, значит, там наверху что-то происходит. Во-первых, неправильно распределены деньги.
Очень много, 28 млрд руб. На модернизацию судов — 9 миллиардов. А на экспедиционную деятельность и содержание флота — от 1,3 до 1,8 млрд руб.
Расчеты показывают, что никакого улучшения в смысле функционирования флота не будет. Знаете, что нам сказали в министерстве по поводу «Вавилова» и «Иоффе»? Да эти суда будут сжирать деньги, стоя у стенки!
Но это лозунг, всё равно, что призыв сделать самый большой моток проволоки, самую большую сковороду в мире… Концепция судна должна разрабатываться с учетом конкретных обстоятельств: места, времени, денег, задач и еще много чего. Для этого надо знать и чувствовать специфику работы флота в конкретных условиях. Более того, так никто никогда не строит: в 2024 году запланирован спуск на воду обоих судов — одно головное, другое — серийное.
Обычно строится первое судно, через год-два — второе. Во-первых, отрабатываются технологии, ошибки. Во-вторых, на тех же стапелях второе судно делать дешевле.
Тут же предлагают строить на двух стапелях одновременно, что финансово невыгодно. При этом министерство планирует само писать техническое задание и само строить, так как нашей деятельностью они недовольны. На собрании в Институте океанологии.
Фото Наталии Деминой — И строить за рубежом? Сложность в том, что сроки очень ограничены — в 2020 году начать проектирование, в 2024-м оба судна сдать. Все специалисты, в том числе Объединенной судостроительной корпорации, говорят, что это очень трудная задача.
С сентября по декабрь 2020 года наш институт разработал ТЗ, концепцию судов, договорились с верфями. Всё это мы отправили в министерство в декабре, до марта там была тишина, а в марте нам говорят, что ваш институт плохой, концепция неправильная, мы вместо этого будем копировать немецкое научно-исследовательское судно Sonne. Причем путем тайного голосования — и в министерстве не стесняются это говорить — они определили, что Sonne является образцом для науки.
Услышав про «тайное голосование», все смеются не только у нас в институте, но и в ОСК. Но нужен плавный ввод новых и вывод старых судов. Наша давнишняя позиция: новое судно должно быть модульным, т.
А концепция Sonne — очень узкоспециализированное научно-исследовательское судно, типа наших судов «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе», на которых сложно делать геофизику, биологию и другое. И если мы говорим, что через 10 лет у нас будут только два этих новых судна, то они должны удовлетворять всем. И модульность — единственный выход.
И это не я придумал, ибо эти суда должны будут служить разным ведомствам, и это записано в решениях Морской коллегии: «создание многофункционального научно-исследовательского судна в виде унифицированной платформы модульного типа для комплексного использования в интересах различных ведомств ». Кроме того, если денег нет — а их у нас нет, — то мы должны зарабатывать. Модульное судно способно зарабатывать хоть как-то, в промежутках между научными рейсами.
Sonne зарабатывать не способно, оно заточено только на научные исследования, которые ни одна страна не закажет из-за протекционизма — у них есть свои суда. Фото Наталии Деминой — И вы считаете, что на этом фоне Министерство стало резко выступать за снятие вашей кандидатуры? Несмотря на то, что в прошлом сентябре я предлагал сняться, но меня там же отговорили.
Хорошо, сказали там, тогда мы будем тебя топить. Я спросил: как? Мне ответили: а у вас была проверка и найдена куча нарушений.
Правда, что вы корабль на мель посадили?
Из Африки — Гана. На самом деле Гана — это неожиданный выбор. Обычно все называют ЮАР или Намибию, но Гана — скрытая жемчужина — достаточно интересная и приятная страна, в которой спокойно, красиво и можно много чем заняться. На самом деле океанология — гораздо более широкая история. Это естествознание. Это физика моря как раз то, чем занимаюсь я. Это то, как течет вода. Наша планета все время крутится и неравномерно нагревается солнцем.
Солнце, Луна и приливы оказывают влияние на океан — его вода находится в непрерывном движении. У воды разная плотность, вес, поэтому она распределяется слоями. Соответственно, то, как течет и меняет свойства вода, а также приливы, волны и другие физические процессы анализируют физики моря. В океанологии много биологов, которые изучают тех существ, которые живут в океане. Это могут быть как киты и дельфины, так и мельчайшие существа — планктон и другие мелкие организмы, которые составляют основу жизни и продуктивности. В океанологии есть геологи, которые изучают морское дно. Они берут пробы грунта, понимают, какие там захоронены полезные ископаемые, как менялось и движется это дно, а также то, как оно взаимодействует с другими средами. Значительное место в океанологии занимает морская техника. Всегда нужно понимать, как сделать приборы, которые работали бы в океане, как что-то измерить и как передавать информацию.
Океан — это сложная и инородная для человека область Земли, потому что это и огромное давление: 10 м воды давят так же, как одна атмосфера, 1000 м воды — это 100 атмосфер. Но есть в океане и глубины в несколько тысяч метров. Столь огромное давление должно выдерживаться приборами и измерительными средствами. Поэтому человек не может спокойно плавать в океане — его просто раздавит. Кроме того, в воде очень плохо передается информация. Через воздух можно передавать радиосигнал или связываться со спутником из любой точки мира. Процесс довольно эффективный. Но через воду делать это сложно. Из-за этих двух причин — большого давления и сложности передачи информации — океан изучен очень плохо.
Именно поэтому геологи, биологи, физики и химики объединяются, садятся на один корабль, плывут в какое-то место и вместе познают океан. В целом, подобная практика — довольно редкая, потому что это очень опасно и дорого. Сейчас погружаются беспилотники — такие же, как летают в воздухе, только плавают в воде. Это ведь как рассказывать о футболе, никогда не выходя на поле. Но погружаться — очень дорого и сложно. Я бы лучше слетал в космос, потому что это зрелищно: ты видишь станцию и Землю. А когда погружаешься, ты сидишь в очень маленькой капсуле на протяжении 10 часов. Все это время ты зажат, не можешь двигаться и видишь перед собой лишь иллюминатор. Но в океане темно, ты видишь лишь то, что освещает прожектор примерно 3 м.
На этом расстоянии обычно совершенно ничего не происходит, поскольку океан очень населен только на поверхности. Когда опускаешься в толщу, там практически никого нет. Шанс того, что ты увидишь рыбу, кита или дельфина, минимальный. Соответственно, это не зрелищно, зато дорого и опасно. Вообще океанология — очень дорогая: стоимость одного дня работы научного судна в России — порядка 1 млн руб. Таким образом, экспедиция на 30 суток — это 30 млн руб. Эти деньги нужно как-то оправдывать. Одно из ключевых приложений, почему люди изучают океанологию, — это то, что океан — важная часть глобальной климатической системы. Он нагревается неравномерно: у экватора Солнце воздействует на него больше, а на полюсах — меньше.
А вопросы про Арктику, быт учёных и драйв в науке ему задавал главред Mash Евгений Новиков. Проверить, так ли глубоки ваши знания океанов, можно в нашем чат-боте VK. Он обновляется регулярно к каждой новой теме лекции. Если получилось — честь и хвала.
В океанологии есть семь основных направлений: Как узнать, подходит ли вам профессия «Океанолог»? Биологическая океанология морская биология — изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия. Химическая океанология — изучает химию океана, химическое взаимодействие океана и материков. Геологическая океанография морская геология изучает геологию океанического дна, тектонику плит и т. Взаимодействие океана и атмосферы — направление, изучающее климатические процессы. Физическая океанология — изучает физические свойства морской воды термодинамика, акустика, оптика , динамические процессы в океане течения, волны, приливы, турбулентные движения , а также структуру вод в океане водные массы.
Черта характера — любопытство, или Как стать океанологом, выбрав профессию по душе
У других видов рыб желудки обладают способностью расширяться до такой степени, что дают им возможность проглотить рыбу больше себя размером. Существует рыба, несущая перед собой на длинных антенноподобных органах светящуюся приманку для привлечения планктона. Причина появления этих странных рыб пока неизвестна. Любопытно, что в различных глубоких впадинах, опускающихся на километр ниже большой равнины, образующей дно океана, эти виды совершенно отличны друг от друга. Они развиваются, не вступая в контакт с внешним миром. В целях увеличения продуктивности рыб чрезвычайно важным вопросом является изучение образа их жизни. Вот какие интересные сведения получены, например, о поведении трески. Стая трески — это целая общественная организация с одним главенствующим самцом и с нисходящей иерархией низших и менее агрессивных самцов, держащихся строго на определенном месте. Каждый самец защищает избранную им территорию против нашествия других самцов, но самки имеют свободный доступ всюду. В период метания икры самка преследуется самцом в брачном танце, который длится минут 15, прежде чем яйцо оплодотворяется. Изучение психологии ценных промысловых рыб очень существенно для увеличения их улова.
Хрюкающие звуки, которые, например, издают самцы в брачное время, легко уловить микрофоном; по ним можно определить местонахождение стаи. Три фактора оказывают существенное влияние на морскую рыбу: свет, температура и количество соли в воде. Малейшее отклонение от нормы этих явлений вызывает у них учащенное дыхание и сердцебиение. Рыба не выносит соединения яркого света и теплой воды, она или уходит или погибает. Тропические рыбы по этой причине избегают поверхности вод, а большинство из них уходит в более прохладные места, на значительные глубины.
Так же сюда надо добавить наблюдательность, память и усидчивость. Одним словом, случайных людей в этой профессии не бывает. Профессия океанолог. Чем занимается? А она весьма широка. Это изучение океанического и морского шельфа, отслеживание и систематизация миграции рыб и морских животных, охрана экологии вод мирового океана.
Слово младшему научному сотруднику Арктического и антарктического научно-исследовательского института Елизавете Егоровой. Предсказываем ледовитость степень покрытости льдом акватории водного объекта. Юго-восточная часть Баренцева моря больше интересует людей, которые добывают нефтепродукты на шельфовой зоне, а запад и северо-восток изучают климатологи в научных целях. Наш институт участвует в арктических экспедициях с 1991 года. Я занимаюсь этим второй год. Данные, которые мы собираем во время экспедиций, делятся на инструментальные и визуальные.
Научная коммуникация: Публикация результатов исследований в научных журналах, участие в конференциях, а также общение с общественностью и СМИ для распространения информации о морских исследованиях. Консультации и сотрудничество: Работа с правительственными учреждениями, НПО, промышленными и коммерческими организациями для предоставления экспертных знаний и рекомендаций по вопросам, связанным с океаном. Защита морской среды: Разработка стратегий и политик для сохранения и защиты морской среды и биоразнообразия. Объем и характер работы океанолога могут значительно варьироваться в зависимости от места работы, будь то академическая среда, государственное агентство, частная компания или НПО. Специализации океанологов Океанология охватывает несколько ключевых специализаций, каждая из которых сосредоточена на уникальных аспектах изучения океана. Вот основные из них: Физическая океанология: Специалисты в этой области исследуют физические свойства и процессы океана, такие как течения, волны, приливы и отливы, а также температурные и солевые характеристики морской воды. Они также изучают взаимодействие океана с атмосферой, что важно для понимания климатических изменений. Химическая океанология: Эта специализация сосредоточена на химическом составе морской воды, включая циклы веществ, таких как углерод и азот, и влияние этих циклов на морскую среду и климат. Биологическая океанология Морская биология : Она включает изучение жизни в океане, от микроскопических планктонных организмов до крупных морских млекопитающих, а также взаимодействие этих организмов с их окружающей средой. Геологическая океанология: Специалисты в этой области изучают строение и историю океанического дна, включая формирование подводных гор, желобов, вулканическую деятельность и отложения осадков. Палеоокеанография: Изучение истории океанов, включая изменения в химическом составе, циркуляции воды и климатические изменения на протяжении геологической истории Земли. Спутниковая океанография: Использование данных, полученных со спутников, для изучения различных аспектов морской среды, включая температуру поверхности моря, цвет воды, высоту морской поверхности и другие параметры. Экология морских экосистем: Исследование сложных взаимодействий между морскими организмами и их окружающей средой, в том числе изучение влияния человеческой деятельности на морские экосистемы. Морская технология и инженерия: Разработка инструментов и технологий для изучения и мониторинга океана, включая подводные аппараты, сенсоры и системы наблюдения. Каждая из этих специализаций играет важную роль в нашем понимании океана и его влиянии на Землю и человечество. Кому подойдет профессия океанолога Профессия океанолога подходит людям с определенными интересами и личными качествами, которые помогают им успешно работать в этой области. Вот некоторые из них: Интересы: Морская наука и экосистемы: Страсть к изучению морей и океанов, включая их биологию, геологию, физику и химию. Исследование и открытия: Желание исследовать неизведанные области и делать новые научные открытия. Охрана окружающей среды: Заинтересованность в вопросах экологии, сохранения морских ресурсов и борьбы с изменением климата. Технологии и инновации: Интерес к использованию новейших технологий для исследования и мониторинга океанских процессов. Личные качества: Аналитические способности: Способность анализировать данные, разбираться в сложных научных вопросах и делать обоснованные выводы. Терпение и внимание к деталям: Терпение при проведении длительных исследований и внимание к мелким деталям при работе с данными и образцами. Адаптивность и гибкость: Способность адаптироваться к изменяющимся условиям работы, в том числе в удаленных и труднодоступных местах.
Кто такой океанолог
Существуют следующие виды специальных фальсификаций: морской океанолог рассматривает в качестве объекта изучения животных и растений, Мирового океана, а так же как они будут взаимодействовать между собой; химический океанолог занимается изучением основных процессов, связанных с химическими реакциями морских вод; океанолог физик изучает состав и особенности морской воды. Какие динамические движения происходят в океане. Особенности взаимодействия воды; промышленный океанолог изучает особенности взаимодействия различных сред обитания между объектами промышленного назначения, расположенными в Мировом океане. Благодаря современным технологиям, не обязательно отправляться в далекие экспедиции. Теперь все процессы, происходящие в океане, можно изучать даже не покидая лаборатории. Теперь вы знаете о профессии океанолог кто это, какие процессы он изучает и чем привлекательна его работа.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Созерцание красивых пейзажей под водой может стать повседневной реальностью не только в отпуске. Кто такой настоящий океанолог можно понять по его отношению к трудностям профессии.
К профессиональным издержкам можно отнести: серьезную предварительную подготовку на суше; овладение солидными знаниями по разным дисциплинам; полную отдачу всех сил и времени профессии; опасность утонуть; возможность развития болезней подводников. Ширшова РАН прошло общее собрание, на котором коллектив обсуждал чрезвычайную ситуацию: исполняющего обязанности директора института не допускают к выборам главы учреждения, несмотря на то, что за него выступает большинство коллектива. Как утверждают сотрудники института, в марте Комиссия по кадровым вопросам Совета при Президенте по науке и образованию отложила на неопределенный срок вопрос об утверждении кандидатур, поскольку против нынешнего главы выступает Минобрнауки. Институт уже третий год работает без постоянного руководства. Кто посадил корабль на мель, кто сорвал две морские экспедиции и в чем суть конфликта директора с Минобрнауки, узнавал Павел Котляр. Фото Наталии Деминой О своих разногласиях с министерством рассказал врио директора Института океанологии докт. Изначально я не хотел идти на эту должность, всем отказывал, но 27 декабря 2020 года меня вызвал лично Михаил Котюков тогда глава ФАНО и приказал стать врио. Тогда, весной 2020 года, началась категоризация институтов РАН, и когда я через какое-то время снова был у Котюкова, он мне сказал: смотри, твой институт в третьей худшей категории. Сходу к нам пришла Счетная палата, работа с ней помогла вскрыть недочеты, и уже позднее мы попали в первую категорию институтов. Для этого, кстати, была разработана стратегия развития института, научная концепция и создана среднесрочная программа экспедиционных исследований.
Что с ним было и что сейчас? Еще в 1990-е годы я был замдиректора по флоту, тогда у нас было постоянное недофинансирование, и нам хотя бы удалось сохранить флот. На сегодня у нас 12 судов, из них пять работает. Раньше их число доходило до 15-16. У нас пять филиалов и две базы флота — в Калининграде и Владивостоке. После неприятной истории с судном ГЕОХИ, застрявшим на ремонте в Китае, на базе нашего института было решено создать Центр морских экспедиционных исследований, и все суда Академии наук были переданы нам. В мае стал верстаться, причем без нас, нацпроект «Наука», в рамках которого предусматривается строительство двух новых и модернизация существующих научных судов. И нас поставили в известность только в конце августа. Тогда нам стало понятно, что если флотские решения принимаются без Института океанологии, значит, там наверху что-то происходит. Во-первых, неправильно распределены деньги.
Очень много, 28 млрд руб. На модернизацию судов — 9 миллиардов. А на экспедиционную деятельность и содержание флота — от 1,3 до 1,8 млрд руб. Расчеты показывают, что никакого улучшения в смысле функционирования флота не будет. Знаете, что нам сказали в министерстве по поводу «Вавилова» и «Иоффе»? Да эти суда будут сжирать деньги, стоя у стенки! Но это лозунг, всё равно, что призыв сделать самый большой моток проволоки, самую большую сковороду в мире… Концепция судна должна разрабатываться с учетом конкретных обстоятельств: места, времени, денег, задач и еще много чего. Для этого надо знать и чувствовать специфику работы флота в конкретных условиях. Более того, так никто никогда не строит: в 2024 году запланирован спуск на воду обоих судов — одно головное, другое — серийное. Обычно строится первое судно, через год-два — второе.
Во-первых, отрабатываются технологии, ошибки. Во-вторых, на тех же стапелях второе судно делать дешевле. Тут же предлагают строить на двух стапелях одновременно, что финансово невыгодно. При этом министерство планирует само писать техническое задание и само строить, так как нашей деятельностью они недовольны. На собрании в Институте океанологии. Фото Наталии Деминой — И строить за рубежом? Сложность в том, что сроки очень ограничены — в 2020 году начать проектирование, в 2024-м оба судна сдать. Все специалисты, в том числе Объединенной судостроительной корпорации, говорят, что это очень трудная задача. С сентября по декабрь 2020 года наш институт разработал ТЗ, концепцию судов, договорились с верфями. Всё это мы отправили в министерство в декабре, до марта там была тишина, а в марте нам говорят, что ваш институт плохой, концепция неправильная, мы вместо этого будем копировать немецкое научно-исследовательское судно Sonne.
Причем путем тайного голосования — и в министерстве не стесняются это говорить — они определили, что Sonne является образцом для науки. Услышав про «тайное голосование», все смеются не только у нас в институте, но и в ОСК. Но нужен плавный ввод новых и вывод старых судов. Наша давнишняя позиция: новое судно должно быть модульным, т. А концепция Sonne — очень узкоспециализированное научно-исследовательское судно, типа наших судов «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе», на которых сложно делать геофизику, биологию и другое. И если мы говорим, что через 10 лет у нас будут только два этих новых судна, то они должны удовлетворять всем. И модульность — единственный выход. И это не я придумал, ибо эти суда должны будут служить разным ведомствам, и это записано в решениях Морской коллегии: «создание многофункционального научно-исследовательского судна в виде унифицированной платформы модульного типа для комплексного использования в интересах различных ведомств ». Кроме того, если денег нет — а их у нас нет, — то мы должны зарабатывать. Модульное судно способно зарабатывать хоть как-то, в промежутках между научными рейсами.
Sonne зарабатывать не способно, оно заточено только на научные исследования, которые ни одна страна не закажет из-за протекционизма — у них есть свои суда.
Для этого нужно специальное судно, оборудованное лебедками, тросами, кранбалками и прочими приспособлениями для погружения приборов. Стоимость современных стандартных приборов исчисляется многими сотнями и тысячами долларов. Эксклюзивное оборудование и специальные приборы соответственно на порядок дороже. Отсюда следует, что даже самым богатым странам сегодня не под силу изучать океан в одиночку. Океанология — международная наука. Океанологи многих стран координируют свои усилия с помощью различных международных организаций, разрабатывают и реализуют программы совместных исследований, обмениваются материалами наблюдений и результатами их обработки.
В практике мореплавания постоянно востребованы сведения о течениях, волнении, времени и величине прилива на мелководных прибрежных участках и много другой подобной информации.