Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной Церковью новомучениках и исповедниках Российских, так и о неканонизированных христианах, репрессированных в период с 1917 по 1959 годы.
В Римско-католической церкви
- История новомучеников — не о сопротивлении, а о любви - Православный журнал «Фома»
- THE FEAT OF THE NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF THE RUSSIAN CHURCH IN THE 20TH CENTURY
- Борисоглебская епархия - «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
- Читайте также
Новомученики и исповедники Российские XX века
Духовенство русской православной церкви в хх веке Биографическая база данных и собрание материалов. Террор советской власти против Русской Церкви в 20 веке, возникновение собора новомучеников и исповедников Российских. Список самых известных новомучеников и день памяти. Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. 20 мая день памяти новомученника протоиерея Бориса Рождаева (Раждаева). 20.05.1938 протоиерей Борис РАЖДАЕВ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг). Ты здесь:Главная/Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело.
Святой русский купец
- Православная газета
- Новомученики Новосибирские
- Новомученики и исповедники Российские XX века
- В память о 21 новомученике XXI века
Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке
В этот момент раздались три выстрела. Святитель упал… Зачем его после этого били — непонятно. Поведение озверевшего человека бесконечно жестоко и как будто бессмысленно. Для него непереносимо любое проявление святости. И вообще святыня... Из цикла «Русская Голгофа», часть 2 Русский мир без русского национализма — В нашем обществе есть тенденция к тому, чтобы как огня бояться всего «национального» в смысле «русского» — возникает прямая ассоциация с нацизмом, агрессией, геноцидом.
Вы же уже двадцать лет делаете программу о «русской цивилизации». Насколько Вы сегодня готовы сталкиваться с такой критикой и таким непониманием? На мой взгляд, здесь важно отметить два момента. Первый — застарелая феноменальная, трагическая беспочвенность. Боясь русского национализма, мы демонстрируем свое полное непонимание природы Русского мира вообще.
Если что-то этому миру абсолютно несвойственно, так это именно национализм в его европейской форме. Там была своя история и своя, европейская цивилизация, для которой органична и характерна идея этнически однородного национального государства. У Русского мира такого опыта не было, у него другие особенности. Мы этого не понимаем, а того, чего не понимаешь, — боишься. Но это непонимание связано со вторым моментом, о котором нужно сказать.
Дело в том, что еще с XIX века мы в России перенимаем западный подход к теме национального вообще. И славянофилы, и западники были заквашены на немецком идеализме. То есть наш взгляд на проблему — это взгляд людей с западноевропейской оптикой. И поскольку мы знаем, что через ряд исторических этапов немецкий национализм привел к фашизму, мы примеряем это на себя и боимся, что все то же самое ждет и нас. Камера в старой тюрьме.
Тверь И если говорить об этом в двух словах, то нужно сказать, что Русский мир — в отличие от европейского — был заквашен не на этничности, не на родовом кровном родстве, не на сугубо национальном материале. Он был заквашен на идее Русской земли. Он был собран через пространство. Но именно этого большинство из нас сегодня не знает и не понимает. Хотя подсознательно многие это чувствуют, чему пример — толпы посетителей выставки Левитана, проходившей несколько лет назад в Москве.
Лучший русский живописец сумел новыми средствами выразить эту сердцевину Русского мира — идею Русской земли, одухотворенного, очеловеченного пространства. Оказывается, и современному человеку очень важно увидеть и пережить это: идеальный образ России. Ныне такое подвластно только искусству, способному напрямую обращаться к нашему сердцу. Выбранного сходом волостного старшину, судя по всему, содержали отдельно. Ему, как и священникам, каратели-чекисты тоже угрожали расстрелом.
Говорят, что ожидание смертного приговора ужаснее самой смерти. Для глубоко верующих людей это не совсем так. Тому, кто умеет молиться, Господь дает силы терпеливо и безропотно понести свой крест. Арестованные священники вместе молились и исповедовались друг другу. В это время в центре села собралось множество жителей, которые требовали освобождения арестованных.
Начальник карателей, некто товарищ Светлов, попытался было утихомирить толпу, но разговора не получилось. Крестьяне стали вооружаться кольями. Тогда красноармейцы дали залп… Из цикла «Русская Голгофа», часть 3 — А как для вас связаны две линии: идея Русской земли и подвиг новомучеников? Есть у них точки пересечения? Русский человек традиционно смотрел на природу и пространство земли особым образом: «духовными очами».
На этом мирочувствии стоит все здание русской культуры. Долгое время на Руси не было книжного богословия, как на Западе. Зато у нас было свое, пространственное богословие, «пейзажное мышление», говоря словами академика Лихачева. Созерцая природу, мир — мир как Божье творение — русский человек мог возвышаться до познания Творца. Нет никаких сомнений, что это именно христианская традиция, воспитанная в народе Священным Писанием и Преданием.
Как многочисленны дела Твои, Господи, — поет псалмопевец, — земля полна произведений Твоих Пс 103:24. Совершенно иное «пространствопонимание» П. Флоренский пытались утвердить в России большевики-богоборцы, стремившиеся разрушить Русский мир «до основания». И только наши исповедники и новомученики, сохраняя верность Христу, сберегали в своем сердце образ России с его поразительным соответствием «пейзажа русской земли» и «пейзажа русской души». О том, что «правоверная вера христианская» составляет основу Русской земли, сказано очень и очень давно, в ХIII веке, в «Слове о погибели Русской земли».
Для меня одно из самых тяжелых впечатлений от съемок «Русской Голгофы» — это зрелище обезображенного и заброшенного исторического ландшафта. Нет никаких сомнений, что это прямое следствие богоборческой эпохи. Вот мы приехали на север Новосибирской области, в село Малокрасноярка на реке Тара… Прежде там были цветущие русские села и деревни. В главном селе стояла церковь, где служили два священника, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. В разгар коллективизации, в 1928 году, их расстреляли… И что же мы видим в этих местах сегодня?
Мерзость запустения. Картина, в общем-то, типичная. Хотя к русской жизни это не имеет ровным счетом никакого отношения. Ведь когда смотришь дореволюционные фото Прокудина-Горского, видишь совсем другую страну. Часто говорят, мол, не надо идеализировать то время.
Согласен, в дореволюционной России было множество проблем, много неправды, иначе бы не обрушилась на нас революционная смута. Но как выглядела земля! Как выглядели города и села. Вот перед нами фотографии — от них никуда не деться. Это же была невероятной красоты, благоустроенности и поэтичности земля.
Помните, у Бунина: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. То есть сквозь родной пейзаж русскому человеку светила христианская картина мира. Что, собственно, и передал Левитан средствами реалистической живописи. Как ему это удалось? Гений — это тайна.
Русскую душу, русское мирочувствие воспитала русская Церковь в евангельском духе, в духе Христа.
Об этом писали газеты. Мороз пробегает по коже. Жуткая минута: народ оплакивает убийство своего помазанника и вместе с ним хоронит все старые идеалы… Церковь тихо плачет. При пении вечной памяти многие громко рыдают…, невольно перед глазами встает лицо императора. Удивительно внимательные глаза останавливаются на лице каждого и как будто каждому говорят что-то хорошее, ласковое. Однако, совершение панихид по Николаю II вызвало яростное недовольство новой власти. В ряде городов произошли аресты их участников, особенно священников. Так, пребывавший на покое бывший настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Неофит Любимов, 21 июля 1918 г.
В среде русской эмиграции почитание Императора Николая II как мученика фиксируется уже с начала 1920-х гг. В его честь «и всех богоборческой властью в смуте убиенных» в 1920-1930-х гг. Все чаще слышались требования канонизации Царской семьи. Но Высшее Русское Церковное Управление за границей, переехавшее на территорию Королевства сербов, хорватов и словенцев, препятствовало церковному прославлению Царской семьи [8]. К концу 1930-х гг. В 1938 г. В начале заседания была отслужена заупокойная лития, и первая молитва была вознесена об упокоении души Царя-Мученика Николая II, членов его семьи поименно и «всех на поле брани живот свой положивших и в смуте убиенных за Веру, Царя и Отечество». Обращаясь в эти дни к участникам собора, газета «Царский вестник» Белград писала: «Русские люди ждут от Собора святого и великого дела. Надо ли пояснять, что это дело — торжественное прославление Императора Николая Александровича.
Честные архипастыри и отцы! Сыновне молим Вас исполнить это самое великое дело Вашей земной жизни. Ведь если Вы не прославите Царя-Искупителя, то встанут из своих безвестных могил все замученные и прославят Его! К 1940-м гг. В течение последующих десятилетий вопрос о канонизации Царской семьи ставился русской эмиграцией неоднократно. И в русском зарубежье имелись люди, противившиеся канонизации Николая II. Но победила близкая большинству эмигрантов и их потомкам точка зрения епископа Нектария Концевича , который считал, что от канонизации Николая II как главы всех новомучеников зависит духовное возрождение России, что Бог по его ходатайству сможет сотворить чудо, «сняв с совести Русского Народа тяжкий грех цареубийства, дыханием уст Своих может сдунуть с лица Русской Земли иго и всю нечистоту богоборческой власти» [12]. В 1971 г. Через 10 лет, в 1981 г.
Вернемся в Россию, в Екатеринбург, в дом Ипатьева. Его судьба с лета 1918 г. Основным экспонатом этих музеев до 1928 г. В 1946 г. В 1974 г. Интерес к истории гибели Царской семьи и личности последнего русского Императора в России сохранялся на протяжении всего советского периода. Как отмечал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «…почитание Царской Семьи… продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию… Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи. В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи» [14]. Но в 70-е гг.
Существуют свидетельства некоторых свердловчан, почитавших Царскую семью. Например, З. Мы прислушивались к каждому шороху, чтобы вовремя убежать…» [15]. Однако участившиеся в КГБ донесения о том, что к дому Ипатьева сложился «болезненный интерес», приводящий к «антисоветским демонстрациям» так квалифицировались тайные вылазки почитателей Августейшей семьи , заставил власти обратить особое внимание на Свердловск. Эти годовщины должны были привлечь внимание людей, помнивших трагедию 1918 г. Кроме того, через 2 года планировалось проведение Олимпиады в Москве, и, следовательно, ожидался приток иностранцев в Россию. Летом 1975 г. Андропов обратился к Политбюро с предложением о сносе особняка Ипатьева в Свердловске [16]. Снос дома Ипатьева начался 22 сентября 1977 г.
Но и пустырь на месте дома Ипатьева — его называли «Царское место» — также привлекал внимание людей и, несмотря на милицию, они приходили туда, чтобы поклониться и возложить цветы. С началом перестройки интерес к обстоятельствам гибели Царской семьи еще более усилился. Вот хроника событий, случившихся на Царском месте [17] : 16 июля 1989 г. Священники Владимир Карелин, Игорь Коростелев и Александр Никулин служили первую открытую панихиду на месте расстрела Царской семьи; певчими руководил псаломщик Петр Подкорытов [18]. Отвести Свердловскому Епархиальному управлению Русской православной церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,30 га за счет земель горземзапаса и разрешить установить на месте бывшего дома инженера Ипатьева по ул. Либкнехта памятный символ» [19]. В 1991 г. Екатеринбургу вернули его историческое название. Был открыт для богослужений старейший в городе храм в честь Вознесения Христова.
Екатеринбургской епархией впервые был проведен Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где была отслужена панихида. Ночью у креста в час убиения Царской семьи был отслужен молебен.
Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение, также символизирующее воскрешение Православия в России. На престоле лежит Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» Мф. В нижней части перед престолом находится изображение Святых Царственных Мучеников, а слева и справа две группы новомучеников. Левую по отношению к зрителю группу возглавляет святой Патриарх Тихон по отношению к духовному центру иконы — Кресту — группа является правой ; правую — святой Петр Полянский , митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Непосредственно рядом с ними стоят святители митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский. За ними стоят епископы-мученики. Епископов слишком много, чтобы изобразить их всех, поэтому часть из символически изображена в виде нимбов, возвышающихся над верхним рядом изображенных иерархов.
Ниже архиереев изображены мученики-иереи, монашествующие и миряне, в том числе женщины и дети.
А ведь арестованы были не все. В данном случае речь идет о священнослужителях, коих в 1915 году было 51105 человек, а диаконов — 15035[2]. Выходит, что в 30-е годы было больше попов, чем в 1915 году, когда церковь была государственной и когда попам выделялись деньги? В это поверит только мракобес. Тем более что попы не уточняют, сколько их собратьев было во времена царизма. В 1948 году всего 11827 священников и диаконов[3]. Их столько по той причине, что в период войны открылись тысячи храмов. Следовательно, в конце 30-х действующих священников было как минимум в два раза меньше, но уж точно не 165 тысяч. Тут главный вопрос: где список репрессированных?
Почему не все 165 тысяч являются новомучениками? Отдельные попы признали подлог. Игумен Дамаскин Орловский утверждает: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом»[4]. Интересно получилось. Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем. Проверять это не стали. Научный подход Александра Яковлева. Ведь их полно, нужно как-то доказать «мученическую смерть». Хотя понятие «доказать» у РПЦ несколько извращенное. Оно заключается в том, чтобы сочинить легенду и пересказывать ее лицам, которые заранее относятся некритически к любым изречениям попов.
Итак, Сильвестр — противник советской власти. Сразу же после принятия декрета об отделении церкви от государства он объявил о начале крестных ходов, где проклиналась новая власть.
Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 20 декабря.
Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских. Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. Соответственно, в один прекрасный момент их доброе намерение – желание спасти Россию, желание спасти русский народ и вся энергия, которую они вкладывали в эти желания, ПРОТИВОПОСТАВЛЯЯ СЕБЯ ИМ, привели их к пропасти. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история.
Новомученики российские
20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА. Новомученики ХХI века: смерть за веру. 20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.
Новомученики Российские
Остальные верили в вождей как в Бога!.. В обществе утвердилось своеобразное «коммунистическое благочестие»: какие-либо сомнения в «святости» вождей, насмешки над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а «нечестивы» с точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала во многом благодаря «поддержке» вездесущих карательных органов советского государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика, делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий в человеческой душе.
Этим знаменитым лозунгом коммунистическая партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку… вождей, вместо хлеба богооткровенного учения — камень идеологических догм. Коммунистическая идеология была идеологией человекобожества.
И лишь немногие в советском обществе, приближаясь к «Олимпу» правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за благообразными, иконоподобными «ликами» коммунистических радетелей о трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т. Коммунистическая идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем. Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные жертвы.
Но идол — это не обязательно истукан. Идолатрией является поклонение любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее страшным видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста, является поклонение человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный по образу Божьему, являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей свободы и творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не от себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая.
На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты водрузили свои «святыни»: своих вождей, во всей «красе» грешной человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного безбожия. В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение высшей жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты. Истина с большой буквы просвещает и животворит, ибо питает «сердце», ту духовную сердцевину человеческого естества, от которой зависит жизнь всего человека, и которая не может быть удовлетворена ничем, кроме Святыни Божества.
Поэтому в людях, приобщающихся к ней, в христианских святых, в благодатных «батюшках» и мирянах Православия в той или иной степени воплощается эта полнота жизни, радости и истинной красоты. Святые лучатся этой преизобилующей в них жизнью и просвещают этим «Светом невечерним» все вокруг: «Радость моя, Христос воскресе! И обратно, поклонение идолам, служение им, тем более неистовое, чем все более опознается их онтологическое бесплодие и самозванство.
Партия, Сталин во всем разберутся! И это заметней тем больше, чем эта воля сильнее… Именно христианские новомученики советского периода истории России высветили для нас ту глубинную, коренную безнравственность коммунистической идеологии и власти, как одного из худших видов идолатрии. Мученичеством своим они еще раз засвидетельствовали перед всеми людьми истинность христианства, как религии спасения и подвижничества, силою Божией преодолевающего все препятствия, все страхи, саму смерть.
И этим же своим мученическим подвигом осветили они все вокруг себя, всех своих преследователей и палачей, выявили суть происходящего. Ведь все эти «антисоветские заговоры», «подпольные организации» и «связь с мировой буржуазией», за которые судили верующих все это было бредом и выдумками советской карательной системы, которой необходимо было как-то «легитимировать» собственную беспощадную борьбу за власть в терминах марксистско-ленинского «дискурса». На самом деле, христиане, — а православные, в особенности, в своей массе всегда были народом послушным, считающим смирение одной из высших добродетелей.
Тем более поражает воображение, заставляет вспоминать о худших сторонах средневековья та жестокость, с которой преследовали и мучили христиан: вырезали на теле кресты, закапывали живьем, варили живых людей в котлах, «причащали» оловом… Чем же объясняется подобная жестокость? На самом деле, судили и истязали за то, что христиане смели в атмосфере торжествующей коммунистической идолатрии исповедывать какого-то другого, своего Бога, хранить Ему верность, и отказывались поклоняться советским идолам — вождям.
Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь. Сегодня Соловецкий монастырь возрождён во всей своей духовной силе, здесь проходят богослужения, здесь хранятся мощи основателей монастыря — преподобных старцев Зосимы, Савватия и Германа, здесь совершаются чудеса.
Кол-во блоков: 10 Общее кол-во символов: 27344 Количество использованных доноров: 3 Информация по каждому донору: Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. Это были подлинные герои XX века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас. Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига. В этой статье мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей. Существуют некоторые стереотипные представления о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. Например, некоторые люди считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что убивают его именно за христианские убеждения.
Если же убийцы говорят, что убили его по каким-либо другим причинам, например, за преступления против государства, то это уже и не мученичество. При поверхностном взгляде это может казаться убедительным, однако здесь кроется ошибка. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, мужество и верность Христу, а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц. Про священномученика Иоанна Покровского сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь, поразившая колхозных лошадей и свиней 14, С. В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители XX века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик. Это, впрочем, касается больше первых послереволюционных лет.
В 1937 г. Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров. К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как подтверждает их верность Христу, их отказ нарушить заповеди, покривить душой, к чему подталкивали гонители.
Относительно периода советской власти могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их также пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку. Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством. Иными словами, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается.
Так, христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем, что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково — люди и в том и в другом случае дают свои деньги нуждающимся. Христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творится ради Христа, то есть ради исполнения Его заповедей, — хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нем и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды, и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу. Была определенная логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопаситься от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание.
Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы заставить замолчать умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению нового режима. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти?
Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой. Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера. Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали ее, равно как и антицерковную политику коммунистической власти.
Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и якобы потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили Литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать. Это взгляд, чуждый Церкви. Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом — они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времен.
Это что, разве не критика распоряжений правительства? Разве не прямое неподчинение власти и ее законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя? Святые подчинялись власти, не устраивали против нее восстаний, платили налоги, исполняли предписанные законы, — но они не могли молчать о том, что насаждаемая безбожным государством идеология есть ложь, а проводимое гонение против Церкви — грех и беззаконие. И это делали как древние мученики, жившие среди язычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом конечно, при том различии, что в Римской империи первых трех веков христианство было официально запрещено, а в СССР такого запрета не было. Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу.
Увидеть эту верность можно, глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Некоторые думают, что крестный путь мучеников и исповедников начинался с их ареста, но в действительности он начинался еще раньше. Быть может, так нельзя сказать про все время советской власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осужденных, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут и какая угроза над ними висит ежечасно. Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.
Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Беликов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые еще до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это еще не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Разве не сияет в этих поступках свет христоподобного мужества и самопожертвования? Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, несмотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых и не воздать ему должное?
Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошел и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осужден.
В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времен — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество еще до ареста. Следующий этап крестного пути — арест и следствие. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки. Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелей, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти.
И, несмотря на все это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату. При рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых внимательно изучается его дело на предмет того, как он вел себя во время следствия. Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твердость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других. Многих в то время арестовывали и пытали, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его и кто не испугался, не сдался, остался тверд. И таких было немало.
Есть еще один показатель внутреннего христоуподобления страдальцев во время их крестного пути. Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти к обидчикам. Трудно не сломиться, но еще труднее не озлобиться. И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности.
Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы. Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали. Обычно говорили, что никакой антисоветской деятельностью не занимались, но это не имело никакого значения, потому что допросы были чисто формальными. Он не прославлен в лике мучеников, но жизнь его была мученической потому, что патриаршее служение выпало на его плечи в эти тяжелые и кровавые годы.
Его жизнь была полной трудностей и страданий, самое большое из которых — знать, что вверенную тебе Церковь уничтожают. Семья Императора Николая также не канонизирована как мученики, но за их веру и достойное принятие смерти Церковь почитает их святыми страстотерпцами. День памяти новомучеников и исповедников Российских Еще на архиерейском соборе 1817—1818 гг. Но на тот момент канонизировать никого не могли. Русская Православная Церковь за границей первая сделала шаг на их прославление 1-го ноября 1981 г. В России их прославление совершилась на Архиерейском Соборе 2000 г. Традиции празднования Православная Церковь все свои праздники отмечает Святой Литургией. В день празднования св.
Мучеников это особенно символично потому, что за Литургией переживается жертва Христа, и в то же время вспоминается жертва мучеников, отдавших жизнь за Него и за святую православную веру. В этот день православные христиане вспоминают с горечью о тех трагических событиях, когда русская земля была пропитана кровью. Но утешением для них является то, что 20 век оставил Русской Церкви тысячи святых молитвенников и заступников. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях. Видео В этом видео представлен слайд из фотографий новомучеников.
И ныне поспешите на помощь к нам, вечно славные.
Новомученики российские
Призывы Церкви сплотили людей всей страны. Для православных не было разницы, какой веры голодающие, каких классов, сословий, национальностей. Но авторитет Церкви в глазах народа никак не соответствовал планам вождей Советской власти, ведущих политику уничтожения в людях православной веры. ВЦИК издал Декрет, в соответствии с которым местным Советам предлагалось в месячный срок изъять все находящиеся в храмах ценности и использовать их для помощи голодающим. Вот некоторые выдержки из него: «Именно теперь мы можем и поэтому должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционного духовенства удаётся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
По стране пошли новые репрессии. По суду было расстреляно около 3 тыс. Ликвидировано 722 монастыря, в 1922 г. Соловецкий монастырь превращён в концентрационный лагерь. Разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г.
В этот скорбный период Господь явил целый сонм новомучеников и исповедников Российских. В марте 1922 г. Первым в списке было указано имя Патриарха Тихона, а вслед за ним — имена епископов и священников. Патриарх Тихон Репрессии продолжались и после окончания компании по изъятию церковных ценностей.
В 1893 году окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и один курс духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Был наблюдателем церковных школ Гроденского уезда. С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно. В 1906 — 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии.
В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент. Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.
Архидьякон возгласил: «Вонмем! Оба клироса пропели по его приказанию: «Спаси, Христе Боже, отца нашего архимандрита Дионисия! Братия и весь народ поклонились ему до земли.
Несмотря на это торжество, являвшее величие архимандрита Дионисия, враг рода человеческого не оставлял возбуждать против него злобу и клевету. Дважды был он оклеветан перед царем и патриархом. Первая клевета последовала от присланного в Лавру подначального чернеца Рафаила, знавшего, что патриарх Филарет был гневен на Дионисия по наветам клеветников. Вызванный в Москву Дионисий был оправдан, а клеветники сосланы в заточение. Вторую клевету взвел на него эконом Лавры, по проискам которого блаженный муж был ввержен в темное и смрадное место, где пробыл тайно три дня в заточении. Не довольствуясь этим, эконом возбуждал патриарха против Дионисия тайными грамотами, обвиняя его в искательстве патриаршества, и дошел до такого исступления, что однажды на соборе дерзнул бить архимандрита по ланитам и с безчестием запер настоятеля в келью, из которой не выпускал четыре дня. Государь, услышав о том, царской властью приказал освободить страдальца и, будучи в обители, сам перед всей братией делал изыскание о случившемся, но преподобный Дионисий все покрыл любовью, всех представил себе доброхотами, винил себя одного и тем преложил гнев царский на милость, к общему изумлению всех бывших при царе бояр; с тех пор самодержец не принимал никакой клеветы на святого. Время кончины преподобного близилось: он изнемогал в силах, но не ослабевал в подвиге, присутствовал при богослужениях и еще накануне смерти литургисал, а в самый день кончины присутствовал у утрени и обедни. В вечерню, надев клобук и мантию, хотел идти в церковь.
Братия не пускали его из кельи, видя его в испарине, но это было уже конечное изнеможение, чувствуя которое он стал просить схимы. Послали донесение патриарху, испрашивая его благословения, но, видя конечное изнеможение старца, начали пострижение. Прежде нежели были окончены последние молитвы, Дионисий, до того стоявший на ногах, сел, немногим из братий преподал благословение и, перекрестив свое лицо, возлег на ложе, закрыл глаза, сложил на груди крестообразно руки и отошел душой в блаженную вечность. Это было 10 мая 1633 года. Патриарх Филарет сам отпевал его. Многие явления и исцеления свидетельствовали избранника Божия. Из учеников Дионисия особенно замечателен был Дорофей. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Дорофей, великий трудник бысть ученик святого Дионисия Радонежского и преставился в л. Дорофей был великий труженик-подвижник, много трудился для раненых и больных, в уходе за которыми проводил ночи без сна, в непрестанной денно-нощной деятельности.
Подвижничество его подвергало его насмешкам. Заметил это Дионисий и строго посмотрел на меня. Для нас беда открывать мирянам наши тайны. Писано: да не у весть шуйца, яже творит десница твоя. Вы, миряне, — продолжал он, — если услышите худое о чернецах, осуждаете их, на грех себе; а если услышите доброе, не ревнуете тому, а только хвалите и из вашей похвалы выходит опасное искушение для нас: рождается гордость. Вы смеялись над человеком святым оттого, что он жил не по-вашему. Мне известно, что не едал он по неделе, по десяти дней капли воды не бывало у него во рту, ходил босой, нагой, голодный, с неумытыми руками и лицом. В селах Лавры многие храмы были сожжены поляками, другие ограблены. Преподобный Дионисий построил несколько сельских церквей, из которых есть еще доселе существующие в целости.
Он имел в запасе всякую церковную утварь и с любовью наделял ею просящих для той или другой церкви. Преподобный Диодор Юрьегорский 27 ноября 1633 г. Преподобный Диодор, уроженец Турчасовского прихода, отправился на 19-м году жизни в Соловецкий монастырь поклониться святым угодникам, пожелал остаться там и принять иночество. Укрепившись в иноческих подвигах, Диодор пожелал видеть соловецких отшельников и ушел на пустынный остров, не взяв с собой ни пищи, ни питья. Сорок дней ходил он по острову и крайне изнемог. Некоторые из иноков нашли его лежащим под деревом, едва живым, и отнесли на монастырское подворье. Укрепившись в силах, он поселился на пустынном острове при двух отшельниках, но иногда отыскивал и других отшельников, стараясь пользоваться их наставлениями и служить им, доставляя им необходимое для жизни. Некоторые братия обители стали роптать, что хлеб обители расходуется на тех, кто не трудится для обители. Игумен вынужден был принять строгие меры, чтобы возвратить отшельников в монастырь, и Диодор был заключен в оковы, чтобы удержать его, но через три месяца он снова ушел на остров и, решившись расстаться с Соловецким монастырем, удалился на Онегу и в пустынном лесу на Юрьевой горе над озером Водло поставил себе келью и предался подвигам отшельнической жизни.
К нему стали собираться ревнители благочестивой жизни, и таким образом устроилась обитель. Царь Михаил пожаловал старцу грамоту, царица Марфа Ивановна и другие благотворители собрали ему церковную утварь и деньгами 500 рублей. В обители воздвигнуты две церкви. Хлебопашества своего еще не было, обитель была вдали от поселений, а потому случалась нужда в хлебе. Поднялся ропот на старца, но он не ослабевал в молитвах, и явился ему светлый старец и сказал, что он Александр Ошевенский и чтобы не скорбел игумен, а утверждал бы братию в уповании на Господа и приказал бы им ловить рыбу в озере. Доверчиво послушался Диодор небесного вестника, и братия столько наловили рыбы, что остатки от своих потребностей продали и купили хлеба. В монастырь прислан был патриархом один безпокойный инок Феодосий, который так озлобился на старца Диодора, что хотел убить его и, считая его умершим от жестоких ударов, бросил под деревом. Но старец пришел в себя и добрался до монастыря. Феодосий прежде всех увидел его, испугался и просил прощения, а старец сказал: «Бог да простит тебя, чадо, это не твое дело, а дело врага».
Много и других скорбей видел преподобный Диодор, но все переносил терпеливо и за все благодарил Бога. Собираясь ехать в Каргополь по нуждам обители, старец простился с братией и в последний раз наставлял их, чтобы проводили жизнь, достойную иноческого звания, а старцу Прохору, сподвижнику своему, разделявшему все труды его отшельнической жизни, сказал: «Нам с тобой не видаться уже здесь; если Богу будет угодно, увидимся в будущем веке». По приезде в Каргополь старец заболел, приобщился Святых Таин и мирно скончался 27 ноября 1633 года. Ученик его Прохор перенес нетленное тело его в обитель, устроенную его трудами и молитвами. Преподобный Никодим Кожеезерский 3 июля 1640 г. Близ города Ростова, в селе Ивановке, родился преподобный Никодим; мирское имя его было Никита, родители его были честные земледельцы. Он пас стадо отцовское и однажды услышал тайный голос, звавший его: «Никодим, Никодим! После смерти их Никита переселился в Ярославль, обучился кузнечному мастерству и перешел на житье в Москву, где жил трудами рук своих, часто ходил в церковь и не забывал нищих. В одном с ним доме проживал другой кузнец, у которого была злая безнравственная жена.
Она всыпала яда в пищу, чтобы отравить мужа, а тот, ничего не подозревая, пригласил с собой отобедать Никиту. Муж умер, а Никита остался жив, но с сильной болью в желудке. Василий блаженный явился ему и исцелил его от болезни. Однажды, проходя место Кулишки, Никита остановился у землянки, где спасался юродивый Илия. Увидев Никиту, он закричал: «Откуда пришел, Хозьюгский пустынник? Он продал свое имущество, пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию и со слезами просил принять его в число иноков. Видя его смирение и искреннее желание спасти душу свою, архимандрит принял его и назвал Никодимом. Одиннадцать лет провел он в Чудовской обители в полном послушании, научился грамоте, усердно исполнял все службы монастырские, прилежал пению и чтению церковному, никогда не выказывая ни малейшего гнева или нетерпения, потому что постоянно помнил воздаяние Страшного Суда за грехи наши. Архимандрит Пафнутий был возведен в сан Сарского митрополита и взял с собой на Крутицы любимого ученика своего Никодима.
Никодим провел тут один год, давно уже он жаждал пустынного безмолвия и открыл душу свою владыке, который благословил его в путь Владимирской иконою Божией Матери. Никодим направился в пределы Каргопольские, близ северного океана, на остров озера Кожи, называемый Лобским, в Кожеозерский монастырь. Там около двух лет он трудился в хлебне и поварне, подавая собой пример глубокого смирения и послушания. Убегая молвы человеческой, Никодим удалился во внутреннюю пустыню, на реку Хозьюгу, где посреди болот поставил себе хижину и прожил тут безвыходно 35 лет. Таким образом исполнилось над ним слово прозорливого Илии, назвавшего его Хозьюгским пустынником. Около хижины он развел огород, удочкой ловил рыбу на реке Хозьюге и все, чем Бог благословлял его труды, посылал в обитель, воду носил из реки за версту от хижины и всю дорогу творил молитву, чтобы не впасть во искушение, ночь проводил в молитве и только сидя позволял себе задремать. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что мирно около него паслись. Случилось, что вода в реке Хозьюге сильно поднялась и затопила келью до самой кровли. Преподобный взял икону Владимирской Божией Матери, поднялся на крышу и здесь оставался на молитве, пока вода не отступила.
В другой раз вся его келья была объята огнем, но он и тогда не вышел из нее, продолжая усердно молиться, и по молитве его пролился сильный дождь и внезапно угасил пламя. Приходили и разбойники ограбить его, но ничего не нашли, кроме небольших запасов, и заблудившись в пустыне, сами вернулись к хижине и положили на пороге все похищенное ими. Однажды в зимнее время настоятель послал ему хлебный запас, посланные монахи с трудом отыскали его келью, которую совсем занесло снежной бурей. Нои под глыбами снега, как в пещере, спасался преподобный в спокойном ожидании, когда растают погребшие его снега. Молва о его богоугодной жизни привлекала к нему православных, желавших пользоваться его духовной беседой. Услышали о нем и в Москве. Иоасаф, патриарх Московский, возблагодарил о нем Господа и послал ему в дар свою дорогую шубу. Преподобный помолился за патриарха и тут же отослал шубу в монастырь, сказав: «Для моей худости довольно и рубища». За семь дней до его кончины святитель Алексий и Дионисий, архимандрит Сергиевой Лавры, явились ему, когда он стоял на молитве, и сказали ему о скорой его кончине.
Преподобный Никодим сильно изнемог от старости и только по усиленным просьбам игумена Ионы и всей братии переселился из пустынной кельи в обитель. Приобщившись Святых Таин, он мирно предал дух свой Богу 3 июля 1640 года, прожив в монашестве 50 лет. Мощи его покоятся в храме святого Николая, лик его изображен на гробнице, обитой медью, клобук и епитрахиль его целы. Житие преподобного Никодима и чудеса его, записанные в Кожеозерском монастыре, описал ученик его иеромонах Иаков Дятлев, который после усердной молитвы Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и угоднику их преподобному Никодиму принялся за этот труд. Во дни патриаршества Никона причтен Никодим к лику святых. Пришельцы Сербской земли Макарий, митрополит Гревский и авва Феодосий написали ему стихиры и канон, которые поются 3 июля, когда назначено творить ему память. Преподобномученик Симон Устюжский 12 июля 1642 г. Основатель Воломской Крестовоздвиженской пустыни в Устюжском уезде родился в отчине монастыря Иосифа Волоколамского, при крещении назван Симеоном. По смерти благочестивых родителей он пошел в Москву и занимался ремеслом ризошвейным.
Спустя несколько времени он отправился в Соловецкий монастырь для поклонения преподобным Зосиме и Савватию. Там научился он грамоте и церковному пению. Чтение Божественных книг и беседа с благочестивыми отцами о спасении души были для него величайшим утешением. Оставив многолюдную Соловецкую обитель, он перешел в область Двинскую на реку Пинегу в обитель Богоматери, называемой Грузинской, и там пострижен в иночество и наречен Симоном. С полным усердием он исполнял все монастырские послушания, безропотно принимался за самые тяжкие работы, имея всегда в сердце память смертную и непрестанно повторяя слова пророка Давида: «Виждь, Господи, смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя! Здесь он прожил пять лет один, не знаемый людьми, в тесной хижине, устроенной его руками. Он начал возделывать землю и питался овощами, которые сам садил, а иногда хлебом, который собирал в окрестных селениях. Никто не знал дороги в его уединенную хижину, огражденную дремучим бором, когда же окрестные жители узнали о нем, то по зависти старались вытеснить его, он претерпел сильные гонения, но остался на избранном месте. Мало-помалу стали собираться к нему ученики, искавшие спасения в безмолвных лесах.
Преподобный Симон ходил в Москву просить у царя Михаила Феодоровича жалованной грамоты на избранное им место, где он желал устроить обитель. С разрешения царя и по благословению Ростовского митрополита Варлаама он построил церковь во имя Воздвижения Честного Креста, но пришли злые люди и сожгли церковь. Симон не упал духом, построил новый храм и сам ходил в Ростов испросить все потребное для устройства храма у митрополита Варлаама, который тогда же посвятил его в настоятеля обители. Окрестные крестьяне враждебно смотрели на соседство монастыря и желали завладеть его землей. Строгий подвижник, служивший для всех примером трудолюбия, простоты и смирения, рубил лес в пустынном месте, когда подошли к нему три крестьянина и с угрозами потребовали, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю обители. Они навалили на него колоду и грозили смертью. Едва упросил их Симон отпустить его в обитель за грамотой. Монастырские люди бросились искать злодеев, но не могли их найти. Когда приблизился праздник блаженного Прокопия Устюжского, народ устремился в Устюг на поклонение святому, большая часть из братий, живших на Волмах, отправилась туда же.
Злодеи узнали о том и воспользовались благоприятной минутой. Ночью напали они на Симона, одинокого в пустыне, стали терзать и мучить его железом и огнем, требуя царской грамоты, потом отпустили его в церковь отыскать грамоту. Преподобный пришел в церковь и пал ниц пред иконою Божией Матери. Со слезами помолился он, благодаря Владычицу, водворившую его в сей пустыне и поручая ей свое стадо и самого себя в час смертный, молил Господа Иисуса послать Ангела мира принять душу его и причесть его к своему избранному стаду. Укрепившись молитвой и приобщившись в алтаре запасными Дарами, он вышел к злодеям и сказал: «Теперь делайте со мной, что хотите». Они осыпали его ругательствами и ударами, отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. Это случилось 12 июля 1642 года. Несколько дней лежало тело невредимое ни зверями, ни птицами и с свежими ранами. Возвратившись из Устюга, иноки увидели своего отца и учителя мертвым и с знаками жестокого мучения.
Искренно оплакивая его, они с честью похоронили его тело по левую сторону воздвигнутой им церкви. Преподобный Симон был пятидесяти лет, когда принял мученическую смерть. Над его могилой выросло высокое дерево и широко осенило ее своими ветвями; память же праведного с похвалами сохранилась на Волмах и в окрестных местах. После многих чудес, совершившихся при его мощах, началось почитание его в 1626 году 20 марта и составлена служба ему с описанием жизни и чудес его. Ныне монастырская церковь обращена в приходскую Воломского погоста. Преподобный Симеон Верхотурский 12 сентября 1642 г. Блаженный Симеон был родом из великороссийских дворян, но удалился к пределам сибирским, из смирения скрыл свою знатность и вел жизнь бедняка. Как странник, он не имел постоянного пристанища, но переходил из деревни в деревню, шил шубы с нашивками, как сказано в житии его, и преимущественно для бедных людей. По окончании работы он уходил из дома рано поутру, чтобы избежать даже благодарного слова, не то что платы.
Чаще всего он проживал в погосте в Меркушах, в 50-ти верстах от Верхотурья Пермской губернии. Он любил в безмолвии и уединении наслаждаться природою и хвалить Творца. Когда не было работы, он садился на берегу реки и ловил рыбу, сколько надо было для дневного пропитания. И теперь еще сохранилась ель, под которой он любил сидеть, когда ловил рыбу в реке Туре. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. При помощи благодати Божией и собственного терпения и милосердия к ближним, преподобный Симеон поучал их благочестию кротким словом и добродетельной жизнью и всех укреплял в вере во Христа. Милосердие его привлекало к нему бедных и скорбных, и сердца их были открыты для принятия наставлений его, а он усердно сеял в их сердцах правила страха Божия. Чистая смиренная жизнь, полное самоотвержение и упование на Бога служили примером для всех, а такой пример есть единственно благотворный для успешной проповеди в диком крае. Он преставился в 1642 году 12 сентября, имея от роду 35 лет, и погребен на погосте Меркушинском, при церкви архистратига Михаила.
Нетленные мощи его обретены в 1692 году при митрополите Тобольском Игнатии, который на себе испытал силу благодати, разливавшей чудеса. По желанию края мощи перенесены в 1704 году в Серпуховский Никольский монастырь, где совершается память праведного 12 сентября в день перенесения мощей. К этому дню много богомольцев собирается не только из окрестностей, но и из далеких мест. Праведный Симеон совершал много чудес и с исцелением телесных страданий исцелял и душевные болезни. Преподобномученик Афанасий, игумен Брестского Симонова монастыря 5 сентября 1648 г. Блаженный Афанасий Филипович, воспитанный благородными и благочестивыми родителями в духе Православия, получил высокое образование и основательно изучил русский, польский и латинский языки. По воле короля Сигизмунда гетман Сапега в 1622 году отдал ему на воспитание шляхтича Лубу, мнимого сына Марины Мнишек, который прожил с наставником своим семь лет в Брестском монастыре и потом для окончательного воспитания передан в иезуитский монастырь. В 1627 году Афанасий принял монашество в Вильне и как ревностный и образованный защитник Православия поставлен наместником Дубовской обители, что под Пинском. В 1636 году, по распоряжению канцлера Радзивилла, Дубовский монастырь отдан был иезуитам и православные монахи были выгнаны из своего монастыря.
В 1637 году Афанасий отправился для сбора милостыни в Белоруссию и оттуда в Москву. Он представился царю Михаилу Феодоровичу, объяснил ему свою печальную судьбу и советовал изобразить на военных хоругвях образ Божией Матери в кресте, по его видению. По возвращении из Москвы он был назначен игуменом Брестского Симоновского монастыря и по долгу звания своего защищал права обители против папистов, обличия их в жадности и хитрых происках. Это навлекло на него много неприятностей, и только митрополит Петр Могила защитил его. Преподобный Афанасий проводил жизнь свою в страхе Господнем, тому же учил и братию, и строго внушал не слушать учений людей, отступивших от древнего Православия. Дни и ночи проводил он в молитве и, окруженный опасностями и напастями, все надежды возлагал на благодать Божию. Каждую субботу он положил себе за правило читать акафист Матери Божией, и Царица Небесная утешила его явлением своим и словами: «Иди, слуга мой, смело говори сенату и королю, чтобы не тревожили святой православной веры, иначе навлекут они на себя Суд Божий и преданы будут во власть сильного царя и народа». Повинуясь Матери Божией, он объявил сенаторам, чего поляки должны ожидать за кровавые притеснения православия, и открыл послам русского царя в Варшаве, что иезуиты приготовляют опасного врага для России, мнимого сына Марии Мнишек, и в доказательство представил несколько писем, в которых шляхтич Луба называет себя царевичем.
Пусть меня завтра убьют, но я, как епископ, как страж святыни церковной, не могу и не должен молчать стр.
В половине первого ночи 16 июня епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке камень, убийцы столкнули его в воду стр. Честные останки священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, были вынесены вместе с камнем на берег реки и впоследствии погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора стр. Ведь это отъявленный монархист, делец царской Думы. Он устроил громадную демонстрацию в июле под видом крестного хода. Ведь это был смотр контрреволюционных сил, а мы, как дураки, смотрим на это сквозь пальцы. Давно его надо к стенке!
Владыка не согласился и... Легче часового уговорить бросить свой пост, чем русского архиерея, по крайней мере меня. Вы хотите, чтобы я бросил собор, его святыню и стал бы нарушителем присяги? А что скажет моя паства, узнав, что архиерей бросил все и с позором бежал. Нет, нет! Я этого не сделаю... В конце марта на Страстной седмице архиепископа посетила делегация во главе с протоиереем Димитрием Стефановским, они стали единодушно убеждать его покинуть город. Вам нужно немедленно, именно сейчас оставить Астрахань. Мы приготовили вам дощаник...
Вас там ждут. Завтра, может быть, уже поздно будет. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди крест Спасителя, и он будет укором в моем малодушии.