На "Прямую линию" с Владимиром Путиным поступило немало обращений, касающихся несправедливых тарифов на вывоз мусора. Граждане России уже несколько лет жалуются на проблемы с вывозом мусора. Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г. (одновременно с этим был учрежден РЭО): тогда в силу вступили поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые дали старт мусорной реформе.
Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили
В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. За пять лет реализации мусорной реформы ситуация с утилизацией отходов в России только ухудшилась. Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев указал 18 регионов, которые рискуют не выполнить показатели федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" к 2024 году.
24.11.2023. «Мусорная реформа: вклад в экологию или плата за воздух?»
Эти проблемы были подняты 19 октября на совместном заседании пяти думских комитетов с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии. Основные претензии депутатов к профильному ведомству фиксировала «Парламентская газета». На совместном заседании пяти комитетов Госдумы он подчеркнул, что эти цифры соответствуют целевым показателям федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Напомним, целью мусорной реформы является 100-процентная сортировка твердых коммунальных отходов ТКО и снижение мусора, отправляемого на полигоны, в два раза. Еще 400 миллионов рублей предусмотрено на проектирование двух объектов ТКО на новых территориях. Несмотря на большое количество вопросов, рассмотренных на заседании представителями Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета по энергетике, Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также Комитета по строительству и ЖКХ, основная дискуссия развернулась именно вокруг мусорной реформы. На обеспечение деятельности Российского экологического оператора РЭО , специально созданного в 2019 году, из федерального бюджета выделяется в год 2,1 миллиарда рублей, при этом «складывается ощущение, что ничего не сделано», подчеркнул во время прений председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Уникальная ситуация «Мы ежегодно индексируем тариф, предоставляем финансирование за счет средств федерального бюджета.
Во всем мире эта отрасль прибыльна. Там проводят конкурсы и компании платят деньги за то, чтобы этим заниматься.
Для этого по всей стране планируется развивать сеть мусороперерабатывающих заводов, а на начальной стадии отходы должны собираться и транспортироваться раздельно. Координирующую функцию взяла на себя новообразованная структура — Российский экологический оператор. Впрочем, сама реформа рассчитана на реализацию не на федеральном, а прежде всего на региональном уровне, что некоторые эксперты относят скорее к её недостаткам. В каждом субъекте РФ на конкурсной основе выбран региональный оператор — частная компания, осуществляющая вывоз мусора, его транспортировку и утилизацию.
При этом РЭО должен следить за тарифами на вывоз мусора и предотвращать их искусственное завышение. Особое внимание также должно уделяться ликвидации несанкционированных свалок и постепенному уменьшению числа легальных полигонов, на которых мусор просто захоранивается без переработки и вторичного использования. Задумка в целом выглядит неплохой, однако специалисты указывают на ряд негативных моментов её воплощения. Во-первых, процесс следовало начинать намного раньше, и идёт он слишком медленно. Особенно страдает последнее звено этой цепочки — собственно сама переработка мусора для последующего использования. Большинство подобных предприятий находятся в стадии проектирования или в начальной фазе строительства.
А пока нет мощностей для переработки, особого смысла в раздельном сборе также нет. Кандидат юридических наук Екатерина Анисимова указала на плохое информационное обеспечение реформы, как на одну из основных проблем в данной сфере. По её мнению, уровень экологической грамотности населения невысок, что порождает нерациональное потребление и халатное отношение к охране природы. А без активного участия граждан достичь успеха в преодолении «мусорного кризиса» вряд ли возможно. Эколог Борис Самойлов в разговоре с изданием «Московские ведомости» подчеркнул, что при реформировании сферы обращения с ТБО необходим комплексный подход. Пока такой отрасли у нас нет, как в полной мере нет и нигде в мире, — констатирует Самойлов.
Владимир Путин рассказал, как будут сдерживать рост цен на продукты Реформа отрасли обращения с отходами стартовала в России в 2019 году. Однако пока реформа закончилась тем, что просто выросли тарифы — в основном для населения. В некоторых регионах стоимость этой услуги выросла в десять раз. После того как реформа будет реализована, граждане будут оплачивать только одну услугу.
Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», — говорит эксперт. По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание. Ошибки надо исправлять Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы , считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО пока нет.
Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ. Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», — заметил Волабуев. Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно. По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала.
Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», — считает Жуков. И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты. Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей РОП. Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.
Матвиенко поручила регионам разобраться, куда уходят средства граждан за вывоз мусора
Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Территориальные схемы обращения с отходами[ править править код ] Территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами — это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определённый период. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается на основании: Федерального закона от 24 июня 1998 г. В схеме должны быть указаны финансовые показатели деятельности по обращению с отходами и описана организация взаимодействия участников соответствующего рынка. Она включает зонирование территории субъекта РФ для оптимизации обращения с отходами, а также требования к деятельности регионального оператора. В состав территориальной схемы включаются: кадастровые карты территории региона; нормативы образования отходов от деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей; данные статистики об объёмах образуемых и собираемых отходов; нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов. Территориальная схема обращения с отходами должна включать следующие обязательные разделы: местонахождение источников образования отходов — предприятия, организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и так далее; количество образующихся отходов — данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов; целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов — какие объёмы отходов и каким образом должны быть утилизированы или захоронены; места накопления отходов; полигоны и мусороперерабатывающие заводы — их наименования и географические координаты; схема потоков отходов — графическое отображение движения отходов от источников образования до переработки или захоронения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В 23 регионах в срок документы на согласование не предоставили, а в Крыму даже не приступили к разработке схемы.
В связи с этим в Правительстве Российской Федерации приняли решение перенести сроки реализации реформы на 2019 год. Тем не менее, субъекты РФ, получившие согласование, смогут начать реализацию территориальных схем раньше. Всего из 85 регионов на новую систему перешли 70. Из них в 57 система действует на всей территории [27].
Он отметил, что в 11 из этих регионов не ведется работа по созданию новых объектов обращения с ТКО. Буцаев сообщил об этом на X Невском международном экологическом конгрессе, передает gorod55. Существуют регионы, которые могут помешать достичь целей федерального проекта к 2024 году. В 11 из них не проводится работа по разработке планов, то есть по созданию объектов в принципе. Это как в известной шутке: они даже не купили лотерейный билет.
Задача государства, пояснила Абрамченко, заключается в создании региональных операторов, объектов переработки и сортировки отходов, а также в разработке нормативно-правового регулирования. Также, по ее словам, необходимо создать условия, при которых бизнесу удобно производить и использовать перерабатываемую упаковку и, напротив, неудобно работать с цветным пластиком. Правительство, по словам Абрамченко, работает в направлении удешевления изготовления и использования биоразлагаемой упаковки: «Работая по экологическому треку мы сразу думали, как может сельское хозяйство помогать создавать биоразлагаемую упаковку.
Нужна слаженная работа министерств промышленности, сельского хозяйства и природных ресурсов, чтобы отказываясь от одного продукта, вводить другой, не создавая фактора удорожания». Также правительство занимается привлечением населения к темам экологии, начиная с начальной школы. Работу ведет «Российский экологический оператор», говорит Абрамченко, при этом так, чтобы погружались в проблематику и «понимали, как можно реагировать на эти вызовы».
Мусорная реформа: проведение и промежуточные итоги 2022
В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. Глава Российского экологического оператора Денис Буцаев указал 18 регионов, которые рискуют не выполнить показатели федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" к 2024 году. Во вторник на сессии областного Собрания в ходе парламентского часа обсуждали реализацию мусорной реформы в Псковской области. Красюковской Октябрьского района на тему «мусорной реформы» написал всего несколько строк, зато сопроводил письмо фотоотчётом.
РЭО: Мусорная реформа столкнулась с препятствиями в 18 регионах России
Зампред правительства РФ по вопросам сельского хозяйства Виктория Абрамченко заявила, что к 2024 году мусорную реформу завершат в 40 регионах России. Подытоживая изложенное выше, можно сказать, что мусорная реформа реализуется отнюдь не с блестящими результатами. Бизнес снова сетует на «мусорную» реформу: огромные издержки порождаются в том числе совершенно дикой разницей в нормативах накопления отходов в каждом регионе. В последнее время в федеральных и региональных СМИ как-то слишком много пошло материалов, демонстрирующих неутешительные результаты мусорной реформы в России. Мусорная реформа стартовала в России в 2019 году. "Мусорная" реформа начала действовать с 1 января 2019 года в России практически на всей территории.
Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили
Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ. Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО. Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», — заметил Волабуев. Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно. По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала. Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО. Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», — считает Жуков.
И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты. Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей РОП. Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий. Депутат Мосгордумы Евгений Ступин считает, что в сфере обращения с отходами стало даже хуже, чем до реформы. Где-то на местах вообще возник коллапс с вывозом мусора. Очевидно, что нужны были другие цели — переработка и предупреждение образования отходов, а также ответственность чиновников за несоблюдение этих требований», — убежден Ступин. А административные проблемы идут с «головы».
На черноморском побережье вообще складывается критическая ситуация из-за существенного увеличения турпотока. Для четырех объектов, запланированных в прибрежной зоне, до сих пор не найдены инвесторы, а в Сочи — еще и проблема с подходящим для этих целей участком.
Самарская, Ленинградская области, Красноярский и Алтайский края не достигнут плановых показателей по вводу объектов по сортировке отходов. Такой промежуточный итог реализации системы обращения с ТКО подвело Минприроды по итогам мониторинга. Еще в 43 субъектах, по данным министерства, фактический объем и процент сортировки и утилизации не совпадает с данными об отчетности. Ведомство считает, что причина низких показателей - отсутствие внимания к проблеме со стороны регионов. Поставленные задачи не всегда выполняются своевременно и качественно. Еще один тормоз реформы сферы обращения с отходами - финансовая модель региональных операторов. Нет стимулов к раздельному сбору мусора, не работает механизм расширенной ответственности производителей. С переработкой сложности не только из-за недостатка сортировки, но и из-за отсутствия мощностей по работе с "полигонными" фракциями: не каждый переработчик желает отмывать загрязненное сырье, в результате приходится работать с браком. Пока существуют подобные проблемы, добиться успеха в реализации реформы обращения с ТКО будет сложно. Не смотря на имеющиеся проблемы, уровень обработки, то есть сортировки ТКО в России все же растет. По данным федеральной схемы обращения с отходами, ежегодно в России в среднем образуется 59,7 млн тонн отходов. Прироста удалось достичь благодаря вводу в эксплуатацию новых предприятий. В 2021 году в эксплуатацию в 34 субъектах ввели 61 объект обращения с ТКО.
Правительство, по словам Абрамченко, работает в направлении удешевления изготовления и использования биоразлагаемой упаковки: «Работая по экологическому треку мы сразу думали, как может сельское хозяйство помогать создавать биоразлагаемую упаковку. Нужна слаженная работа министерств промышленности, сельского хозяйства и природных ресурсов, чтобы отказываясь от одного продукта, вводить другой, не создавая фактора удорожания». Также правительство занимается привлечением населения к темам экологии, начиная с начальной школы.