Самое удивительное то, что сервиз из фарфора производства ЛФЗ с рисунком в виде перекрещивающегося узора сине-кобальтового оттенка был награжден главной медалью на Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году. На советских фарфоровых изделиях клейма подразделяют на: надглазурные и подглазурные (наносились красками). Так же бывают клейма выдавленные в. Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора.
Знаменитая "кобальтовая сетка" ЛФЗ
Занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага! От голода, от усталости трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор «Кобальтовая сетка»», — рассказывает Наталья Бордей, руководитель пресс-службы Императорского фарфорового завода. Однако, наиболее вероятно, и об этом сохранились воспоминания художницы, что заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов, ставшие одним из символов блокадного Ленинграда, послужили идеей для создания рисунка, впоследствии прославившего художницу. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где Ломоносовский фарфоровый завод ЛФЗ представил самые лучшие свои творения.
И вот нате вам! Завоевана золотая медаль Всемирной выставки фарфоровых изделий в Брюсселе!!! К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до своего триумфа. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок покорил весь мир, стал символом русского фарфора, визитной карточкой современного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Наряду с «кобальтовой сеточкой» весьма популярен был и узор «кобальтовое кружево».
Изящная роспись в сине-голубых тонах имитирует кружево сложного плетения. Тонко выписанные цветы, травы, листья, птицы, бабочки сплетаются на белоснежной поверхности предметов в невесомый ажур, делая костяной фарфор еще более воздушным и лёгким. И, если уж мы говорим о кобальтовой росписи ЛФЗ, то нельзя не упомянуть пейзажную и тематическую роспись, которая является настоящей живописью на фарфоре! В нашей экспозиции представлены бокалы с кобальтовой росписью «Виды Санкт-Петербурга», «Русская тройка», а также предметы с цветочными узорами. Посетители обязательно обратят внимание на изящную чайную пару, расписанную синими колокольчиками и украшенную золотой отводкой. Изготовлена она не так давно, уже на Императорском фарфоровом заводе, и маркирована клеймом, где изображен гербовый двуглавый орёл и дата основания завода — 1744 год. А вот форма для этих предметов использована из далёких теперь уже 60-х годов 20-го века… Добро пожаловать в Национальную библиотеку им. И не забудьте заглянуть на третий этаж, где размещена экспозиция фарфоровой чайной и кофейной посуды. Выставка будет работать до Нового года.
И тогда появился кобальтовый вариант, который и стал со временем визитной картой сначала ЛФЗ, а впоследствии Императорского фарфорового завода. Это делалось для того, чтобы большие осколки стекла не могли нанести серьезные ранения людям. Сама художница пережила блокаду и потеряла многих родственников и друзей за этот период войны. Вторая версия повествует, что этот узор повзаимствован у русского мастера Д.
Ломоносова , но в том же году возвращена в управление А. С марта 1764 года на фабрике стал работать француз Арну, затем Карловский. В 1776 году место Олсуфьева занял Г. Теплов , а в 1773 году фабрика была отдана в распоряжение генерал-прокурора А. Вяземского , который улучшил хозяйственную часть и пригласил европейских мастеров. В 1779 году на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жак-Доминик Рашет в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет.
Проработав здесь четверть века, Я. Рашет внёс большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам он прославился знаменитой серией фигур « Народы Российского государства » 1780-е годы , которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность. По моделям Рашета создан также « Арабесковый сервиз » 1784 и другие образцы русской фарфоровой промышленности в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II. Арабесковый сервиз, заказанный лично Екатериной II, стал одним из первых парадных сервизов. Он представлял 973 предмета и стоил более 25000 рублей [8]. Во время правления Екатерины II производились предметы не более 40-50 сантиметров в высоту. Отчасти это связано с технологическими возможностями завода, отчасти — с тем, что мода производить большие кабинетные и дворцовые предметы сложилась на Севрской мануфактуре во время правления Наполеона I [7]. В 1792 году управление заводом перешло к князю Н. Юсупову , при котором произошёл «наибольший подъём технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора».
Непосредственный надзор за фабрикой Юсупов поручил Самуилу Самойловичу Фигнеру. Во время правления Павла I были улучшены условия труда работников завода: в 1797 году была построена больница. В 1800 году была открыта булочная, так как служащие завода помимо заработной платы получали и хлеб [7]. В конце царствования Павла I штат завода состоял из 202 работников. Завод выпускал продукцию как по заказу Придворной конторы, так и для сторонних заказчиков. Во время правления Павла I завод ежегодно расходовал более 5000 пудов глуховской глины, причем все поставки осуществлял один и тот же помещик — Маркевич. Кварца тратилось более 2000 пудов, шпата — более 1300 пудов. Поставлялись они из Олонецкой губернии. К этому времени на заводе уже перестали производить табакерки, однако активно производились фарфоровые яйца, которые традиционно подносились государю на Пасху [7]. XIX век[ править править код ] Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте , близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга.
При нём действовала Преображенская церковь 1730-х годов постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города пр. Обуховской Обороны, 151. В 1800 году был открыт фирменный магазин завода в Санкт-Петербурге, также продукция поставлялась в Москву [7]. Опыт продаж в этих магазинах показал что особым спросом пользовались крупные, богато оформленные предметы, которые могли себе позволить состоятельные люди. Ординарные предметы спросом не пользовались, так как стоили дорого относительно продукции других фарфоровых фабрик. С 1810 года изделия завода продавались в Риге. В 1802 году император Александр I выпустил указ, согласно которому фарфоровый завод, гатчинский завод и казённый завод фаянса переходили в подчинение Кабинета Его Императорского Величества. Вместе с переподчинением, была проведена масштабная реорганизация завода. Гатчинская фабрика была закрыта.
Был закрыт и фаянсовый завод, а его активы были поделены между Императорским фарфоровым и Императорским стеклянным заводами. Также была произведена большая распродажа фарфоровых изделий, произведенных за годы функционирования завода [7]. Было списано долгов на 75000 рублей, также для переоборудования завода выделялся заём на 20000 рублей сроком на 5 лет. Были закрыты заводская школа и мраморная мастерская. Завод был разделен на две независимые друг от друга части — ремесленную и хозяйственную, подчинявшиеся напрямую директору. Новый руководитель завода Д. Гурьев назначил директором опытного керамиста Ф. Гаттенбергера [9] и пригласил трёх мастеров Берлинской фарфоровой мануфактуры — арканиста Шульца, механика Шрейберга и обжигальщика Зейфферта, модельмейстером — Муснера. Лишь Зейфферт смог помочь заводу, указав на ряд производственных недостатков. Также, из Академии художеств был приглашён скульптор С.
В 1806 году по инициативе Гурьева был принят закон, запрещающий ввоз иностранного фарфора и фаянса. Однако эта мера не решила проблему сбыта Императорского фарфорового завода, но способствовала росту других фарфоровых и фаянсовых производств на территории Российской Империи. К тому же, цены на ординарную продукцию у частных заводов были на порядок ниже. Гурьев наладил трудоустройство выпускников Санкт-Петербургского воспитательного дома. Помимо этого, принимались и вольнонаёмные работники, преимущественного живописцы и скульпторы. В 1815 году на заводе появился целый ряд французских специалистов: технолог, декоратор, живописец и токарь. Пименов руководил модельмейстерской мастерской завода до 1831 года, пока не произошла неприятность: Николай I остался недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, изготовленными для академической выставки. Модельмейстерское отделение возглавил А. Воронихин , работавший на заводе уже 15 лет. В 1814 году была налажена печать с медных пластин.
Технологию на завод принес французский военнопленный де Пюйбюск. На территории завода было построено специальное отделение. Печать наносилось чёрной краской, производилась ручная подрисовка. Подобная продукция не пользовалась спросом со стороны отечественных потребителей, и отделение вскоре было закрыто [1]. В 1819 году в Санкт-Петербурге открылся второй магазин фабрики. Помимо этого, проводились публичные аукционы [1]. Впоследствии Гурьев договорился с руководством 15 губерний о том, что им будет предоставлена возможность комиссионной торговли продукции завода. На заводе изготавливали высококлассные предметы и комплекты для подношений императору. До 1832 года подарки готовились к Пасхе и Новому году, после — добавилось Рождество. Помимо этого, завод выполнял личные заказы императорской семьи и Великих князей [10].
Выполнялись заказы для других государственных структур, а также для дипломатических подарков. Такой объём государственных заказов привёл к тому, что руководство завода игнорировало потребности рынка, и частные заказы не обеспечивали дополнительного дохода предприятию. Постоянно поступающие казённые заказы позволили выплатить долг Кабинету ЕИВ в размере 150 тысяч рублей, который накопился с 1817 года. Уровень заработных плат простых рабочих во время правления Николая I составлял 400 рублей серебром в год, что считалось хорошим жалованьем [11]. Высокие цены на продукцию завода привели к тому, что накопились излишки товара. К 1828 году при заводском магазине было готовых изделий на 200 тысяч рублей, в магазине в центре Санкт-Петербурга — на 105 тысяч, в Гостином дворе — на 15 тысяч, в Москве — на 62 тысячи, на Нижегородской ярмарке — на 30 тысяч. Это привело к тому, что многие отделения, включая московский магазин, были закрыты. Остатки товаров продавались с аукциона значительно ниже обычных цен. Были закрыты все магазины кроме заводского и петербургского. Последний был переведён в Кабинет Его Императорского Величества, где действовал до 1856 года [7].
Комментарии
- Кобальтовая сетка - визитная карточка ЛФЗ
- Увенчанная мировой славой "кобальтовая сетка" — Русь Великая
- Версии появления узора
- Посуда с росписью "кобальтовая сетка" ЛФЗ. Цена от 3708р.
Блокадная сетка.
«Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ленинградского фарфорового завода и символ советского фарфора. "Кобальтовая сетка". БЛЮДЦЕ КОФЕЙНОЕ из сервиза КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА ЛФЗ экспортное клеймо СССР Люкс! Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ.
Фирменный узор «кобальтовая сетка» Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ)
В те годы она ничем не выделялась среди других керамистов Ломоносовского фарфорового завода — старательная, изобретательная, талантливая. Анна приняла решение остаться в Ленинграде и работать на заводе. Страшным годам блокады она принесла великую жертву — от голода умерли ее сестра и мать, а сама она серьезно подорвала здоровье. Некоторое время Анна наносила маскировочную раскраску на боевые корабли Балтийского флота, стоявшие на Неве… Но художник всегда остается художником.
Где-то там, в голодающем холодном Ленинграде, среди ужаса и смерти, у этой смелой маленькой женщины родилась идея росписи фарфора. Что вдохновило ее?
Он и получил главную награду — Золотую медаль. Подготовила Татьяна Славина.
Это пик художественного вкуса - двадцатидвухкаратные золотые звездочки, венчающие точки пересечения синих линий сеточки. Судьбоносный карандаш с фарфоровым стержнем История с карандашом художницы, которым она наносила на ломоносовский фарфор причудливый орнамент, очень занимательная. Руководство завода сделало выбор в пользу простого кобальтового карандаша с основой в виде фарфоровой краски. Нововведение не пришлось по душе сотрудникам - А. Яцкевич, единственная, решила поэкспериментировать и расписала карандашом сервиз «Кобальтовая сетка».
Ее вера в себя и новаторский дух оправдались - Русский музей до сих пор бережет как зеницу ока эксклюзивный экспонат, созданный руками гениальной женщины-живописца. Благодаря аристократичному узору чайные пары, фарфоровые скульптуры, статуэтки, фигурки, кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры Императорского фарфорового завода приобрели особые художественную ценность и смысл.
Кроме того, сама Анна Адамовна рассказывала о создании «Кобальтовой сетки» иначе. Урождённая Ленинградка, она всю блокаду провела в родном городе. И всю блокаду работала на своём любимом заводе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать отец скончался задолго до войны , она жила на Набережной Фонтанки.
До войны Анна окончила 34-ю Советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку проходила в городе Волхове. Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года. Затем её направили на Ленинградский завод, где в то время организовали художественную лабораторию.
Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Осталась в Ленинграде. С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Некоторые заводские художники остались в блокадном городе. Беспалова-Михалева писала: «А. Яцкевич оставалась на казарменном положении при пустующем фарфоровом заводе, где директором в эту пору был бывший бухгалтер завода А.
Как-то поздней осенью 1941 года я и художник Л. Блак решили навестить наш завод. По мастерским художественной лаборатории гулял ветер, разметая листы старинных библиотечных книг, брошенных в беспорядке на волю судьбы. Анна Адамовна рассказала нам, что камуфлирует корабли, прижавшиеся к Невской набережной у завода, запасом фарфоровых красок. Было холодно, пустынно, грустно... Яцкевич - спасение уникальной библиотеки завода.
Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Яцкевич решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку.
Занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага! Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора... В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда.
Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно.
Клейма фарфоровых заводов СССР
Своеобразным символом блокадного Ленинграда стала легендарная «Кобальтовая сетка». Сервизы в бело-синей стилистике впервые появились в 44 году и стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода (Ленинградского фарфорового завода). Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». Первая фарфоровая посуда с орнаментом "Кобальтовая сетка" появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Твердый фарфор. Императорский фарфоровый завод ИФЗ ЛФЗ. Эта роспись родилась на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ) в 1944 году и стала его фирменным узором. Купить чайная пара Императорский фарфоровый завод Кобальтовая сетка 250 мл в Москве по низкой цене в интернет-магазине «Золотое яблоко». Подробное описание, применение, состав, фото. Бесплатная доставка по всей России при сумме посылок от 1500 рублей.
Материалы рубрики
- Комментарии
- «Кобальтовая сетка»: красивый узор с драматичной историей
- Фарфоровый гламур из ГДР
- Посуда с росписью "кобальтовая сетка" ЛФЗ. Цена от 3708р.
История рисунка “Кобальтовая сетка” на фарфоре
Фарфоровая чашка с блюдцем форма Одуванчик рисунок Кобальтовая сетка Императорский фарфоровый завод. После этого на ЛФЗ и ИФЗ (Императорский фарфоровый завод) «кобальтовой сеткой» стали украшать все приборы и посуду: кофейные сервизы, чашки, вазы и многое другое. Кобальтовая сетка всегда рисовалась вручную, но в последнее время завод перешел на декорирование деколью (переводная картинка), чтобы снизить цену на изделия с кобальтовой сеткой и сделать их более доступными.
Самый известный узор ленинградского фарфора
Блокадная сетка Императорский (Ленинградский; Ломоносовский) фарфоровый завод. Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых во всём мире является ленинградская «Кобальтовая сетка». Самый известный узор ленинградского фарфора — «кобальтовая сетка». Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Самый известный узор ленинградского фарфора, визитная карточка ЛФЗ. БЛЮДЦЕ КОФЕЙНОЕ из сервиза КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА ЛФЗ экспортное клеймо СССР Люкс! Действительно, кобальтовая сетка точно переносит нас в эпоху фижм, париков и дворцовых переворотов.
Содержание
- История рисунка “Кобальтовая сетка” на фарфоре
- Товар успешно добавлен в корзину.
- Фарфоровое чудо Анны Яцкевич
- Как питерские сервизы стали лучшими в мире: 275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу
- Рожденный блокадой
- Кобальтовая сетка ЛФЗ| история и память - YouTube
Кобальтовая сетка Анны Яцкевич
Тарелка десертная «Кобальтовая сетка» Тюльпан. "Кобальтовая сетка" — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода. За «Кобальтовую сетку» фарфоровый завод получил Золотую медаль на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе 1858 года. К сожалению, Анна Адамовна, рано ушедшая из жизни, не смогла порадоваться успеху придуманного ею рисунка. Императорский фарфорфирменный магазин Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода.