Протодиакон Андрей Кураев отвечает на статью о русском православии и Президенте В. Путине. Протодиакон Андрей Кураев: Буду теснее дружить с книгами. Перед Новым годом епархиальный церковный суд Москвы признал протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана за его скандальные публичные выступления и оценки событий церковной жизни. Лекции - бесплатно полную версию книги (целиком).
Андрей Кураев лишён сана и обсуждает апелляцию к Вселенскому патриарху
И это был явный сигнал, что глумление Кураева над верующими всех достало. Долгое время на это смотрели сквозь пальцы, но, видимо, решили, что всему есть предел. Поэтому, если слова Кураева о Кипшидзе верны, то, вероятно, это позиция всей Патриархии. И поэтому скромно пишет, что может читать лекции и прочее, без претензий на что-то большее. Но ему, вполне возможно, посодействует в этом деле запрещенный в РПЦ архимандрит Кирилл Говорун, который имеет схожую позицию в отношении РПЦ и России то есть давно и плотно их ненавидит и всячески очерняет.
ПЦУ действует на территории Украины. Есть попытки сделать зарубежные приходы, но пока что это запрещено уставом. Кроме того, есть другие риски...
В России с этим все сложнее. А в Европе, наверно, еще возможны мои публичные встречи и лекции. Так что это трудовая миграция. Надеюсь, что сезонная».
Напомним, в 2020 году Епархиальный суд лишил сана протодиакона Андрея Кураева.
Комментируя своё решение уехать в Прагу, он особо отметил "атмосферу счастливого пражского детства", где его родители "провели самые счастливые годы своей жизни". Многие из доводов совершенно вне политики. Мой московский мир разрушен. До некоторой степени боль пришедшей одинокой старости может быть смягчена погружением в атмосферу счастливого пражского детства… Там ещё есть даже одноклассники по школе", - добавил Кураев. Кураев был лишён сана Епархиальным судом Москвы 4 марта 2023 года за "систематический и многолетний характер клеветнической деятельности", а также оскорбительные высказывания в "Живом журнале" в день смерти протоиерея Александра Агейкина без внимания к чувствам скорбящих жены и детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 28 апреля 2023 года за продолжение "деструктивной деятельности" и отсутствие покаяния снял свой мораторий на лишение протодиакона Андрея Кураева священного сана.
РПЦ посчитала поведение протодиакона безнравственным и «особенно циничным».
Придут другие времена, другие оценки, и тогда к этой теме можно будет снова вернуться. Именно поэтому я спокойно отнесся к патриаршему указу от 28 апреля сего года», — написал он в своем блоге. Минюст посчитал иноагентом В октябре прошлого года богослов сообщил , что принял решение эмигрировать в столицу Чехии Прагу.
Лишенный сана протодиакон Андрей Кураев сообщил об отъезде из России
Очень прославился на этой ниве митрополит Иоанн (Снычев), чьи книги, как и работы небезызвестного неофита, бывшего “научного атеиста”, дьякона Андрея Кураева, не теряют своей популярности среди малообразованного населения. Андрей Кураев: "Патриарху Кириллу не нужно советоваться с Путиным, он действует на опережение". Лишенный сана Патриархом Московским и всея Руси Кириллом бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ) Андрей Кураев скоро покинет Россию и уедет в Прагу, где собирается работать. "Гостем "Грэма" стал богослов Андрей Кураев. Кураев: с кем и с чем связан Путин, где Патриарх Кирилл, изнанка Андрея Ткачева, ЬЮ. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Андрей Кураев — последние новости
Такова византийская т. У нас ведь нет в святцах ни одной святой домохозяйки, ни одной святой многодетной матери, в списках святых нет честного чиновника, который просто не брал взятки. Не найти там и правозащитников. В списках святых у нас — или монахи в т. Даже женатые священники стали появляться в списках святых только в послесоветские годы. Соответственно, проповедники в Киеве или Москве одинаково полагают, что слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна, гл. Я уже много лет поясняю: «Отцы, имейте совесть!
Это слова Христа, сказанные о Нём самом, о Его Голгофской жертве». Христос никогда к солдатам их не прилагал. И святые отцы древности, первого тысячелетия, тоже никогда эти слова к солдатам не прилагали. В Украине будет крайне востребовано вот это поношенное симфонийство. Оно будет сдобрено свежей «праведной кровью мучеников», оно создаст вокруг себя железобетонный консенсус, а потому Бонхёфферам с их неактуальным Евангелием там придётся несладко. Вот свежая проповедь предстоятеля немосковской Православной церкви Украины митрополита Епифания: «Мы как народ не стремимся к смерти тех, кто являются нашими соседями.
Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою семью, свою Родину, свою землю. Наши воины защищают всех украинцев. Защищать, убивать врага — это не грех. Мы защищаем, мы не стремимся к чужому. И тот, кто пришёл к нам с мечом, он от того меча и погибнет». Он не заметил, что цитирует советский фильм Сергея Эйзенштейна про Александра Невского, а вовсе не Евангелие.
И он не заметил, как примитивизировал христианское отношение к войне. А оно исходит из того что всякое убийство, в том числе на войне, — это грех. По правилу св. Василия Великого солдат, вернувшийся с войны, на три года отлучается от причастия. Слава Богу! Имперская герменевтика, столь востребованная сейчас, очень позднее в сравнении с Евангелием и очень своекорыстное явление.
И если у проигравшей стороны есть шанс на то, чтобы преодолеть милитаризацию своей веры, то у страны-победителя этого точно не произойдёт в течение нескольких поколений, по крайней мере. Поэтому в случае победы Украины я бы полякам рекомендовал напрячься.
Дорога заняла больше одного дня, сетовал он. Глава РПЦ патриарх Московский и всея Руси Кирилл 28 апреля подписал указ о лишении Кураева священного сана, хотя решение было принято ещё в декабре 2020 года, но на него тогда был наложен мораторий. Основанием для лишения Кураева сана стали его оскорбительные комментарии в адрес скончавшегося от коронавируса протоиерея Александра Агейкина, которого протодиакон назвал «тупым карьеристом».
Христос никогда к солдатам их не прилагал. И святые отцы древности, первого тысячелетия, тоже никогда эти слова к солдатам не прилагали.
В Украине будет крайне востребовано вот это поношенное симфонийство. Оно будет сдобрено свежей «праведной кровью мучеников», оно создаст вокруг себя железобетонный консенсус, а потому Бонхёфферам с их неактуальным Евангелием там придётся несладко. Вот свежая проповедь предстоятеля немосковской Православной церкви Украины митрополита Епифания: «Мы как народ не стремимся к смерти тех, кто являются нашими соседями. Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою семью, свою Родину, свою землю. Наши воины защищают всех украинцев. Защищать, убивать врага — это не грех. Мы защищаем, мы не стремимся к чужому.
И тот, кто пришёл к нам с мечом, он от того меча и погибнет». Он не заметил, что цитирует советский фильм Сергея Эйзенштейна про Александра Невского, а вовсе не Евангелие. И он не заметил, как примитивизировал христианское отношение к войне. А оно исходит из того что всякое убийство, в том числе на войне, — это грех. По правилу св. Василия Великого солдат, вернувшийся с войны, на три года отлучается от причастия. Слава Богу!
Имперская герменевтика, столь востребованная сейчас, очень позднее в сравнении с Евангелием и очень своекорыстное явление. И если у проигравшей стороны есть шанс на то, чтобы преодолеть милитаризацию своей веры, то у страны-победителя этого точно не произойдёт в течение нескольких поколений, по крайней мере. Поэтому в случае победы Украины я бы полякам рекомендовал напрячься. Почему это происходит, по вашему мнению? Разве не Ульянов-Ленин — один из авторов, даже по словам президента Путина, нынешней трагедии? Итак, откуда это стремление — вернуть коммунистических идолов из, казалось бы, небытия? Из первых страниц Библии мы знаем, что первая заповедь, полученная Адамом от Бога, — дать имена животным.
Дать имя — это форма обладания, освоения, проявления власти — в данном случае власти человека новичка в мире ранее созданных животных над старейшинами. Ну и в целом, когда где-то появляются колонисты, одна из первых их задач — это по-своему назвать местность. Москва там есть. Иногда к привычном топонимам прибавляют «нью», а иногда и это забывают.
Суд установил в заявлениях протодиакона Кураева признаки "хулы на Церковь". В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона, в частности об обвинениях Русской православной церкви в "организации раскола" в мировом православии - ИФ. Суд констатировал, что Кураев не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году. В соответствии с Положением о церковном суде протодиакон был трижды вызван в церковный суд в установленном порядке. При этом, как отмечается, лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной состояние здоровья.
В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев направил по электронной почте сообщение следующего содержания: "Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии".
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь
Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента. А в Европе, наверно, еще возможны мои публичные встречи и лекции. Так что это трудовая миграция. Надеюсь, что сезонная», — написал Кураев. Сборы в Чехию Двумя днями позднее экс-протодиакон рассказал о трудностях переезда в другую страну. Кураев попросил о финансовой помощи «после десяти лет вынужденной безработицы». Оформление доверенностей. Перевод документов и «апостиль». Аренда места на складе если отъезд затянется, надо будет квартиру сдавать в аренду, освободив ее от моих книг и вещей. Оплата коммунальных платежей на несколько месяцев вперед.
В апреле 2021 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил лишение Кураева сана, но ввел мораторий на издание соответствующего указа "на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь церкви, который был избран им в свое время". В апреле 2023 года патриарх Кирилл лишил Кураева священного сана. В указе предстоятеля РПЦ говорилось о том, что за время, прошедшее с наложения патриаршего моратория на соответствующее решение Епархиального суда Москвы в отношении Кураева, он не проявил "ни на словах, ни в делах признаков покаяния" и "не прекратил свою деструктивную деятельность". В понедельник бывший протодиакон Андрей Кураев, лишенный сана Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, опубликовал в своем Telegram-канале документ о восстановлении Константинопольским патриархатом его в сане и включении в число клириков.
Чужая душа потемки, но я помню, как в одной из своих лекций он сказал, что остается в диаконском сане и не принимает сан священника, потому что это дает ему все преимущества духовного сана и не накладывает никакой особой ответственности. Мне кажется, эта фраза многое объясняет в его судьбе. Но еще раз подчеркну, что решение церковного суда - это внутрицерковная мера, содержащая в себе пусть крайний, но призыв к покаянию. Ни один священнослужитель Русской православной церкви никогда не пользовался такими привилегиями, как Кураев. Его очень долго терпели и вовсе не из-за боязни скандала, а из уважения к его таланту и заслугам, которые не вызывают сомнения. Вопрос был и не в том, что он говорил он всегда обладал привилегией говорить все, что угодно , а в том, как он говорил. Претензии были именно к этому. Ведь отцу Андрею никто не запрещал, да и запретить не может проповедовать Христа, но почитайте его публикации за последние несколько лет - много ли там о Христе? В последнее время было просто стыдно читать и слушать то, что он нес. На это следовало уже как-то отреагировать. Хотя два года назад церковный суд вынес суровое решение, все же патриарх лично наложил мораторий, надеясь, что отец Андрей сделает правильные выводы. Это был совершенно беспрецедентный пример долготерпения и надежды на покаяние в прошлом заслуженного миссионера.
Но опять же в этот день 3 апреля 2021 года был указ патриарха Кирилла о лишении меня сана с мораторием. РПЦ посчитала поведение протодиакона безнравственным и «особенно циничным». Придут другие времена, другие оценки, и тогда к этой теме можно будет снова вернуться. Именно поэтому я спокойно отнесся к патриаршему указу от 28 апреля сего года», — написал он в своем блоге.
Андрей Кураев (2024)
Кроме того, Андрей Кураев читал лекции в МГУ (2004-2014 гг.) на факультете философии. В его трудах и лекциях часто высказывалась несколько иная точка зрения, чем у официальных представителей РЦП и официальных российских властей. Бывший протодиакон Андрей Кураев сообщил в своем Телеграм-канале, что принял решение уехать из России. Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Патриарх Кирилл лишил сана критиковавшего СВО архимандрита. Андрей Кураев — последние новости. Реакция Кураева — это последняя его попытка дискредитировать Церковь именно в качестве протодиакона, сана которого он будет несомненно лишен в самое ближайшее время.
В РПЦ прокомментировали решение Константинополя восстановить Кураева в сане
Протодиакон Андрей Кураев обвинил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в том, что с его подачи в православии появились радикальные течения и возникла нынешняя скандальная ситуация вокруг кинофильма «Матильда». Андрей Кураев. Продолжение варшавской лекции. Лекция Андрея Кураева Мастер и Маргарита за Христа или 3. Интерфакс: Протодиакон Андрей Кураев критически отозвался о решении суда Московской городской епархии относительно лишения его священного сана. Лекции Андрея Кураева. Андрей Кураев: «Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно: или психушка, или тюрьма». Как сообщало ИА Регнум, 22 декабря бывший протодиакон Андрей Кураев пополнил список иноагентов.
Протодиакон Андрей Кураев решил уехать из России
То есть в данном случае это некая моя последняя жертва для моих собратьев-сослужителей", - считает отец Андрей. Он признался, что встретил объявленный приговор с чувством готовности и назвал его "каноническим убийством", самым жестким из возможных приговоров церковного суда. Для меня важнее второе", - подчеркнул отец Андрей. В целом он считает, что "по промыслу Божию" все в его жизни происходит вовремя. Книги, блог, малыши племянники - ИФ - вот то, чему я буду посвящать свое время", - рассказал собеседник агентства. Решение епархиального суда по "делу Кураева" Ранее во вторник стало известно , что сд Московской городской епархии рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика Москвы протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана.
Его это заинтересовало. Малыш выглянул, ему подставили зеркало, он увидел отражение самого себя и неба внизу, решил: там тоже хорошо. Отсюда любимая формула оккультистов, что вверху, то и внизу, кстати говоря. Он вышел из дома, свалился туда. Титаны его порвали, сожрали. Зевс, видя это безобразие, своими молниями испепелил этих титанов. А из их золы, пепла изготовил тела первых людей. Это называется миф о Дионисе Загрее. Отсюда понятно, что в человеке есть начало божественное, но есть начало титаническое, плохое, злое, потому что это пепел тех нехороших оппонентов Олимпийских богов. Поэтому в человеке есть и чёрное, и белое, конями сопряжена душа по-платоновски и так далее. Также по теме Церковь при храме Неопалимой Купины в Отрадном — одна из трёх православных церквей в Москве, где проходят службы на английском языке.... Крайне негативное, и поэтому, если я зачинаю новую жизнь на земле, я ещё кусочек божества отщипываю от вечности и обрекаю на заключение в земле. Это очень нехорошо, и поэтому у некоторых — не у всех — агностических сект даже был ритуал, когда они на своих собраниях пили коктейль из менструальной крови и спермы. Это было знаком того, что «Смотрите, боги, мы не используем эти жидкости по назначению. Мы никого не зачинаем, мы от этого чисты». Очень забавная, конечно, была смесь разных идей и так далее. И это не совсем ушло в прошлое. Вот у меня такое ощущение, что некоторые из агностических идей доживают свой век именно в православных монастырях через столетия в разных странах. В католических не доживают? А здесь, когда я слышу… — Господи. Вы как чекист, конечно, старый. Информаторы у вас. Соавторы отец Павел Флоренский и Александр Ельчанинов. Они одноклассники по Тифлисской гимназии были. И написали они учебник по истории религии для гимназии. Всё в этом учебнике обычно, кроме главы «Православие». Потому что глава «Православие» написана там с точки зрения этнографии. Не догматики, как можно было бы ожидать, не Закон Божий, а во что веруют тамбовские крестьяне. Так вот изучение любой религии — оно, с одной стороны, предполагает изучение её идеологии, вероучения, догматов и так далее, а с другой стороны — изучение реальной социологии, во что это преломляется в реальной жизни людей, потому что книга может быть одна и та же, та же Библия. А вот излюбленные цитаты — в каком сообществе, в какой социальной страте, в какое время та или иная цитата из Евангелия становится актуальной. Это информаторы не в монастырях, а это обычные священники, к которым приходили подранки. И вот они рассказывали. Понимаете, дело в том, что это же не клуб насильников брутальных, это не бандиты из банды Чикаго или Нью-Йорка, понимаете. Для того чтобы склонить какого-то молодого человека в монастыре к такого рода вещам, надо его убедить, то есть сначала получить доступ к его голове, что это нормально, это терпимо, это хорошо, а может быть, даже именно и хорошо. Не просто грех, а некая продвинутость, добродетель духовная. И нужны богословские аргументы. В том-то и дело, что в разных странах где-то — читая об этом в прессе, где-то — из разговоров со священниками я вижу, что кейс этих аргументов в достаточной степени стабилен. Кстати говоря, учитывая, что в современном западном мире появилось квир-богословие, где эти вещи уже открыто обсуждаются, видно, что в этом смысле некоторые наши идеологи монашества отнюдь не отсталые люди. Не все. Естественно, далеко не все. То есть не замечать этого нельзя. Господи, слишком много свидетельств. Достаточно, скажем, взять такую книжку, как «Посмертные вещания Нила Мироточивого». Забавная книжица. А книжка была, появилась и была написана в начале XX века, в предреволюционные годы. Кажется, её автор — какой-то отставной русский офицер, это такая литературная мистификация. Как это принято в агиографической литературе, то есть вот «Святой являлся мне и диктовал», поэтому посмертные вещания якобы Нилом Мироточивым вещались. Но этот офицер жил долго на Афоне, хорошо знал афонские монастыри, нравы, образ жизни их и так далее. И вот в этой книге, её ценят православные монахи до сих пор, многие хорошие реальные советы. Но обычно она издаётся в урезанном виде, и там опускаются некоторые главы, которые касаются вот, когда этот человек, якобы Нил Мироточивый, является и начинает обличать нравы в греческих афонских монастырях XIX века. И вот там очень много об отношениях старцев и юных послушников. Там славяне не подчёркиваются. В общем, лицемеры, мужеложники. Не все, вновь говорю. И об этом надо знать хотя бы для того, чтобы не потерять веру в столкновении с ними. Во многие мифы церковной истории. Знаете, как ведь? Когда я входил в церковную жизнь, было у меня два комплекса понятных. Первое — это комплекс неофита, как все. Отец Сергий Булгаков пояснял, и я это очень рано у него прочитал и согласился.
Что ровно то же самое греки сделали с украинцами, с Филаретом на наших глазах два года назад. Просто для меня изучение истории — это не самоцель, а попытка понять, что происходит сегодня. И просто я говорю: то, что Константинопольский патриархат сделал на Украине два года назад, — это ровно то же самое, что он сделал в XVI веке по отношению к нашей московской церкви. А к вам-то это какое имеет отношение? Три главных ваших претензии к нынешней Русской православной церкви. Видите ли, первая русская богословская книга — она об этом. Называлась «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Это и в русской литературе XIX века и так далее. И вот в этом смысле для меня это тоже важно на языке богословия называется «икономия» и «акривия» — как и когда можно отвернуться от закона, переступить через него. Иногда это делается ради корысти, ради своих интересов, но иногда это может делаться ради интересов других людей и ради любви, ради того, чтобы им не слишком натирать и не калечить их судьбы и суставы, да. Вот пусть там перелом был, косточки срослись не совсем правильно, но не всегда надо ломать их заново в надежде, что авось снова срастутся. Вот для меня это дорого. Это один из важнейших тезисов — что не я терплю, меня терпят. Всех нас Господь терпит на ниточке своей любви. Вас и терпят. Патриарх ровно про это и издал своё распоряжение, подтвердив решение суда, дал вам время для раскаяния, причём ровно столько, сколько вам его надо. То есть на самом деле вас никто не анафемствовал. А я вот не понимаю даже. Я вот хотел сказать. В реальности каким образом это решение суда должно быть исполнено? То есть на решение суда наложен мораторий, правильно я понимаю? Это что значит? Патриарх сам налагает мораторий на своё решение. Просто перед этим я не скрывал… — Какой ужас, патриарх испугался, что вы побежите в греческую церковь. Пошли бы вы в свою эту греческую церковь, стали бы вы там диаконом греческой… — Дело не во мне, а дело в создании прецедента. Все побежали, что ли? А если священники, а если это священники, которые пожелают: «Я вот не хочу быть епископом нигде»? А если там окажется некий священник русский, живущий в России, который пожелает стать епископом Константинопольского патриархата, или какой-нибудь здесь среди четырёх сотен епископов, кто-то посчитает себя обиженным патриархом и в чём-то разошедшимся с ним тоже по богословским вопросам и уйдёт туда, то это возможность создать новую юрисдикцию здесь. Дело в том, что у России уникальный сегодня статус в том смысле, что в большинстве стран мира по всей планете сосуществуют несколько православных юрисдикций, будь то Эстония, Финляндия, Германия, США, Австралия и так далее. Понимаете, в XIX веке прихожанин, человек не имел права выбора прихода и духовника. В этом квартале живешь — ты к этому приходу приписан. Если ты госслужащий, скажем, учитель, ты обязан вот этому батюшке раз в год исповедоваться, приносить справку о том, что ты был у исповеди... В советские годы это ушло, и теперь москвич имеет роскошь выбирать себе священника. Десятки храмов… В советские времена 37, кажется, храмов было в Москве или 44, не помню сейчас точную цифру, на исходе советской власти. Сейчас сорок сороков, то есть любой москвич свободен: куда хочешь — монастырь, храм, священник — выбирай, очень хорошо. Вопрос следующий: а может ли священник или община выбрать себе епископа, к кому хотел прислониться? Не то что выбрать, из небытия его создать, а хотя бы к кому прислониться. Вот вы можете заказать доставку из «Яндекс. Еда» или из Delivery Club? Еда» доставляла? Я бы сказал, что в церковном смысле не так уже плохо и живут, потому что, когда епископ знает, что есть альтернатива, он менее уверен в том, что именно он есть голос Бога на земле. И его административные решения не столь брутальны и не столь скоропалительны, как у нас бывают. И от украинских священников я слышу, что именно наличие раскола очень помогло привести епископов в чувство, некоторых по крайней мере. Как надо было правильно? Они задают вопросы, я что-то отвечаю, оправдываюсь. На самом деле надо было вести более агрессивно себя и показывать: «Простите, вы извратили все каноны, на которые ссылаетесь». Давайте так. Начнём вот с этого. Что такое вообще церковный суд? Как он выглядит? Это как выглядело? В каком веке? В какой стране? Уже больше года в стране... Они могут только штамповать решения, которые сверху от епископа к ним поступили. Эти судьи все назначаются епископом. Нет независимой судебной власти. Кто вас судил? Ни у одного из них нет профильного образования.
Что вы поняли такого, чего до этого не понимали? То есть 100 лет греки терпели этот раскол, а потом нашли повод его простить. Иона согласился, хорошо. Это я к чему говорю? Что ровно то же самое греки сделали с украинцами, с Филаретом на наших глазах два года назад. Просто для меня изучение истории — это не самоцель, а попытка понять, что происходит сегодня. И просто я говорю: то, что Константинопольский патриархат сделал на Украине два года назад, — это ровно то же самое, что он сделал в XVI веке по отношению к нашей московской церкви. А к вам-то это какое имеет отношение? Три главных ваших претензии к нынешней Русской православной церкви. Видите ли, первая русская богословская книга — она об этом. Называлась «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Это и в русской литературе XIX века и так далее. И вот в этом смысле для меня это тоже важно на языке богословия называется «икономия» и «акривия» — как и когда можно отвернуться от закона, переступить через него. Иногда это делается ради корысти, ради своих интересов, но иногда это может делаться ради интересов других людей и ради любви, ради того, чтобы им не слишком натирать и не калечить их судьбы и суставы, да. Вот пусть там перелом был, косточки срослись не совсем правильно, но не всегда надо ломать их заново в надежде, что авось снова срастутся. Вот для меня это дорого. Это один из важнейших тезисов — что не я терплю, меня терпят. Всех нас Господь терпит на ниточке своей любви. Вас и терпят. Патриарх ровно про это и издал своё распоряжение, подтвердив решение суда, дал вам время для раскаяния, причём ровно столько, сколько вам его надо. То есть на самом деле вас никто не анафемствовал. А я вот не понимаю даже. Я вот хотел сказать. В реальности каким образом это решение суда должно быть исполнено? То есть на решение суда наложен мораторий, правильно я понимаю? Это что значит? Патриарх сам налагает мораторий на своё решение. Просто перед этим я не скрывал… — Какой ужас, патриарх испугался, что вы побежите в греческую церковь. Пошли бы вы в свою эту греческую церковь, стали бы вы там диаконом греческой… — Дело не во мне, а дело в создании прецедента. Все побежали, что ли? А если священники, а если это священники, которые пожелают: «Я вот не хочу быть епископом нигде»? А если там окажется некий священник русский, живущий в России, который пожелает стать епископом Константинопольского патриархата, или какой-нибудь здесь среди четырёх сотен епископов, кто-то посчитает себя обиженным патриархом и в чём-то разошедшимся с ним тоже по богословским вопросам и уйдёт туда, то это возможность создать новую юрисдикцию здесь. Дело в том, что у России уникальный сегодня статус в том смысле, что в большинстве стран мира по всей планете сосуществуют несколько православных юрисдикций, будь то Эстония, Финляндия, Германия, США, Австралия и так далее. Понимаете, в XIX веке прихожанин, человек не имел права выбора прихода и духовника. В этом квартале живешь — ты к этому приходу приписан. Если ты госслужащий, скажем, учитель, ты обязан вот этому батюшке раз в год исповедоваться, приносить справку о том, что ты был у исповеди... В советские годы это ушло, и теперь москвич имеет роскошь выбирать себе священника. Десятки храмов… В советские времена 37, кажется, храмов было в Москве или 44, не помню сейчас точную цифру, на исходе советской власти. Сейчас сорок сороков, то есть любой москвич свободен: куда хочешь — монастырь, храм, священник — выбирай, очень хорошо. Вопрос следующий: а может ли священник или община выбрать себе епископа, к кому хотел прислониться? Не то что выбрать, из небытия его создать, а хотя бы к кому прислониться. Вот вы можете заказать доставку из «Яндекс. Еда» или из Delivery Club? Еда» доставляла? Я бы сказал, что в церковном смысле не так уже плохо и живут, потому что, когда епископ знает, что есть альтернатива, он менее уверен в том, что именно он есть голос Бога на земле. И его административные решения не столь брутальны и не столь скоропалительны, как у нас бывают. И от украинских священников я слышу, что именно наличие раскола очень помогло привести епископов в чувство, некоторых по крайней мере. Как надо было правильно? Они задают вопросы, я что-то отвечаю, оправдываюсь. На самом деле надо было вести более агрессивно себя и показывать: «Простите, вы извратили все каноны, на которые ссылаетесь». Давайте так. Начнём вот с этого. Что такое вообще церковный суд? Как он выглядит? Это как выглядело? В каком веке? В какой стране? Уже больше года в стране... Они могут только штамповать решения, которые сверху от епископа к ним поступили. Эти судьи все назначаются епископом.
Андрей Кураев (2024)
Там славяне не подчёркиваются. В общем, лицемеры, мужеложники. Не все, вновь говорю. И об этом надо знать хотя бы для того, чтобы не потерять веру в столкновении с ними. Во многие мифы церковной истории. Знаете, как ведь? Когда я входил в церковную жизнь, было у меня два комплекса понятных. Первое — это комплекс неофита, как все. Отец Сергий Булгаков пояснял, и я это очень рано у него прочитал и согласился. Булгаков-мальчик родился в православной семье. Он, будучи подростком-студентом, ушёл от церкви, а потом заново уже воцерковлялся сознательно, боролся за свою веру.
И вот в этом вторичном своём обращении он говорит: «Однажды поняв, что Бог есть, я должен был принять всё до последней свечечки, до последней иконки». И это я считаю, что правильная и верная позиция. Но то, что хорошо в позиции неофита, не стоит всю свою жизнь сохранять эту позицию. Просто я знаю, что в памперсах по жизни весело шагать не стоит. Памперсы хороши на каком-то определённом этапе. Они очень милы, замечательны, но не всегда. Вторая вещь. Когда я воцерковлялся, естественно, в этом была какая-то нотка… — Протеста. Оппонирования советской идеологии. И казалось, что советская власть… — Это как сейчас на митинги ходить.
Также по теме «Для людей, особенно молодых, церковь — незнакомый мир»: как православные священники покоряют интернет Во время строгих ограничений из-за пандемии в 2020 году многие аспекты нашей жизни переместились в онлайн. Церковь — не исключение.... Я там не бываю. То есть раз советская власть соврала мне в вопросе главном, который она сама называла «основной вопрос философии», наверняка врёт и в остальных. И наоборот. И поэтому очень хотелось, что вот церковь — она совсем не та, не похожа на то, что пишут атеистические брошюрки. И если они говорят, что Григорий Распутин — это нехороший человек, то наверняка на самом деле всё было наоборот. То есть максимальное переворачивание всего и вся. В этом настроении я не удержался, честно говоря, и перестал насильничать свой разум, чтобы всегда оправдывать всё, что было в истории церкви. Память — достаточно периферийная вещь, но в прошлом году вышла у меня толстенная книжка на тему истории русской церкви, называлась «Византия против СССР».
И один из главных сюжетов там — это как сама русская церковь стала самостоятельной, автокефальной. Это, соответственно, в XV веке. Дело в том, что в конце 1980-х годов мой отец работал в президиуме Академии наук. И отец каждый вечер домой притаскивал массу литературы для служебного пользования, начиная от тассовок, обзоров зарубежной прессы, но в том числе и литературу, которую издавали гуманитарные институты, потому что он отвечал за гуманитарные институты. В основном это была такая текучка. Что-то ему надо было, под подпись взял, утром вернул и так далее. А какие-то книги остались, сигнальные экземпляры буквально, остались у меня дома, в нашей библиотеке. И знаете, все вот эти институтские сборнички, они такие квёлые, они такие на репринтах изданные, плохо читать, плохая печать и так далее, но где-то они хранились. Соответственно, перебирая их, вдруг совсем недавно обнаружил там очень редкие издания. Русский феодальный архив, например.
Это замечательный учёный Плигузов, к сожалению, молодым скончавшийся. Вот он как раз сидел в архивах, и он дотошнейшим образом эти документы, касающиеся в том числе церковной истории, там грамота митрополитов и так далее, он это дело публиковал, давал комментарии. Пять томов таких лежало. Так что такого произошло в реальной жизни XV века, что вас заставило поменять в очередной раз своё отношение к церкви? Очень красивая схема, уважительная, вполне по канонам. Сложность состоит вот в чём. Первое — сопоставляем даты. В унии Константинополь был очень недолго, с 1440 года по 1453-й, 13 лет. Если мы смотрим, какие документы исходят из Москвы, шлются в Константинополь в эти 13 лет, там нет ни слова о том, что мы теперь вас не признаём, мы автокефальны. Напротив, и князь Василий пишет, и митрополит Иона: «Испрашиваем вашего благословения, ваши духовные чады» и так далее и тому подобное.
При этом они даже не знают, кто сейчас там патриарх, но всё равно церемониалы остаются прежними. Ни одной декларации о том, что русская церковь объявляет себя автокефальной, нет. То есть первый такой документ появляется уже в 1589 году. Соответственно, об учреждении патриархии патриархом константинопольским Иеремией, который приехал и так далее. Но через 150 лет после этих событий. Поскольку в 1453 году православная иерархия в Константинополе восстанавливается, уния отброшена, осуждена, это святые люди, святой патриарх Геннадий, его преемником святого патриарха Геннадия, они святые, они канонизированы. И вот этот святой патриарх Геннадий назначает нового человека митрополитом на Русь и объявляет Иону: «Имеем отчуждённым от нас, анафематствуем его». То есть под анафемой… Дионисия Русь оказалась. И наконец, дальше канона церковная практика — они разрешали: в случае если войны или что-то затрудняет общение с патриархией через много границ, можете избрать митрополита, он потом будет утверждён.
Фото: Геннадий Черкасов - Александр, новый сан для Кураева — кто его может дать?
По канонам он или есть, или нет. В РПЦ Кураев был запрещён в служении, а весной этого года извергнут из сана. А по части сана он может подать апелляцию Патриарху Варфоломею, чтобы его восстановили. Его комментаторы в Телеграм - это наполовину украинцы, которые ему подыгрывают в хейтинге РПЦ и России, а наполовину - либералы, которые двигаются в том же направлении. Захочет ли Варфоломей связываться с этим - большой вопрос. Кроме того, нужно учитывать, что если он действительно едет в Прагу, то там юрисдикция другой поместной Церкви - Православной церкви Чешских земель и Словакии. То есть, если он захочет служить в Чехии, то ему нужно будет ещё согласовывать этот вопрос с этой структурой, а это отнюдь не просто.
И вот когда он, принеся фотопластинки домой, начал их проявлять, он был поражён, потому что, когда он проявлял негатив, из ванночки с растворителем на него вдруг взглянул именно ликХриста. То есть на фотографии должен был быть негатив, а оказалось позитивное изображение. И вот тогда была открыта… воспринята, осознана главная тайна Туринской плащаницы: на ткани изображён именно негатив Христа, то есть черты его лица на плащанице, на этой ткани, отпечатались так, что там, где у человека обычно максимально освещённые участки кожи, плащаница оказалась максимально тёмной. И, наоборот, те части лица, которые затенены обычно у человека, на плащанице оказались светлы. Но там, где она касалась лица Христа, она обгорела… А, скажем, в глазных впадинах, где ткань тела не касалась, осталась своего естественного цвета. Со времён первой фотографии Туринской плащаницы минуло больше ста лет. Эти годы были заполнены научным изучением этой тайны. Почему, откуда в ткани, несомненно, древнего происхождения, которая возникла никак не позже XIV века, вдруг такая техника изображения? Исследователи были очень серьёзные, в частности, специалисты из НАСО, из Массачусетского технологического университета. Вот эти исследования ещё более поразили. В конце концов, действительно оказалось, что Туринская плащаница — это пятое Евангелие… которое рассказывает нам гораздо подробнее, может быть, даже чем Евангелий, которые мы имеем в Библии, историю страстей… страданий Христа. Об этой истории чуть позже. А пока надо немного сказать о тех публикациях, которые не так давно прошли в прессе, сообщая, что, дескать, учёные установили: Туринская плащаница — это поздняя подделка. Это были исследования по методу углеродного анализа, когда берётся ткань, то есть предмет органического происхождения. Поскольку ткань, из которой соткана плащаница, сплетена изо льна, то это органическое вещество.
Вот только эрудиции и умения ярко выступать оказалось мало — требовались еще понимание дисциплины и навыки работы в команде. Кураев просто хотел стать советником патриарха по идеологии, и не он один: Вячеслав Полосин, Иннокентий Павлов, даже Солдатов с Бычковым и Лурье известные в православной среде священники и миряне. Но не срослось Запасной мечтой Кураева было архиерейство викарного типа чтобы особо не служить и рутиной не заниматься , совмещенное с ректорством в хорошей семинарии тоже без особых обязательств. Чтобы и статус, и слава, и деньги, и хорошая кухарка. И мальчиков-книгонош подбор отличный. Но и тут не вышло — на всех хороших местах надо работать и работать в команде. Иначе хороших семинарий и кухарок на всех кураевых не напасешься. Вот отсюда и обида: мол, я тут за вас книги писал и жизнью рисковал, когда мне коварные рерихианцы в икру битое стекло подсыпали, а вы вон как! Месть моя будет страшной! И стал мстить ровно в стиле прочих несостоявшихся «советников по идеологии», чем никого не удивил. Обоснованно ли суд вынес столь жесткое решение? РС: Три известных человека на моей памяти побоялись отвечать за свои слова перед собратьями в сане: бывший епископ Диомид, бывший схиигумен Сергий и почти уже бывший протодиакон Кураев. Все трое слали отписки и подозрительные медицинские справки, упирали на радикулит и пандемию, проблемы с авиасообщением и пробки на улицах. Интересно, откуда такое единомыслие? Вне пределов Церкви кейсы а-ля Кураев решаются быстро и по одной схеме. Если я как профессор МГЛУ поглумлюсь над смертью любого сотрудника или студента этого вуза, меня безо всякого суда, который в уставе университета и не предусмотрен, попросят на выход и будут правы.