Тургеневская девушка — Константин Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой), 1897—1900, Третьяковская галерея. Портрет написан на рубеже веков, но автор специально изобразил модель в старомодной одежде 1850-х годов. Можно провести такую параллель: «тургеневская девушка» – это Россия, а ее мужчина – это самый яркий российский тип на тот момент. Статья рассматривает понятие тургеневская девушка и ее роль в произведениях И.С. Тургенева, а также влияние на развитие литературных ие Добро.
Тургеневские девушки: кого любил и ненавидел великий классик
поколение ЕГЭ, тургеневская девушка это вообще к внешности не имеет отншения, если для него вульгарная это красивая, тогда может быть. Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Кто такая «Тургеневская девушка». Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке.
Каких девушек называют тургеневскими? Какими качествами такая девушка обладает?
Тургеневская девушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х. Тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева. Собирательный образ женских персонажей И.С. Тургенева. Ролик для проекта Тургенев 200. Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова".
По следам Жорж Санд
- Правила комментирования
- Понятие тургеневской девушки в литературоведении
- Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст имеет?
- Предварительный просмотр:
Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
В то же время подобные указания позволяют, наоборот, подчеркнуть духовную близость персонажей, близость дочери к отцу. Демонические женщины Тургенева Принимая во внимание множественные женские образы на страницах тургеневской прозы, типология женских образов в творчестве писателя не может быть исчерпана образами чистых, наивных девушек. Во многих произведениях, посвященных отражению темы любви-власти, появляется образ, противостоящий образу тургеневской барышни, - образ демонической женщины. Указанный женский образ выступает во многом автобиографическим, сами произведения чаще всего отображают судьбу человека, находящегося в любовном плену у одной женщины и обреченного провести свою жизнь на «краешке чужого семейного гнезда». Власть «демонической женщины» над героем безгранична, сама любовь приводит к утрате не только собственной воли, но и собственного достоинства. В частности, один из героев, Петушков, поселяется в чуланчике при булочной, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной. Важно добавить, что образ Петушкова во многом автобиографичен: как и его герой, Тургенев более тридцати восьми лет 1845 — 1883 гг. Чтобы показать могущество, всевластие любви писатель делает своих героев заурядными, ничем не выделяющимися людьми.
Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». В юных россиянках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать.
Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам. Отец Елены Стаховой в романе «Накануне» рассуждал: «Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою стопою на стезю… выйти замуж, я хочу сказать. Все эти умствования и филантропии хороши, но до известной степени, до известных лет. Пора ей покинуть свои туманы, выйти из общества разных артистов, школяров и каких-то черногорцев и сделаться, как все». Сегодня русское общество, как и у Тургенева, опять «накануне». Только вот у мыслящих девушек нашего времени, в отличие от героинь романов, действительно есть все шансы «ступить твердою стопою на стезю» своей собственной дороги. Акимова, Н. Батюто, А. Бельский, А. Гулак, А.
Гулак, И. Недзевецкий, В. Женские характеры в творчестве И. Чекалова, С. Шаталов, С. Художественный мир Тургенева. Гимранова, Ю. Жиляева, Я. Ивакина, И. Кто такая «тургеневская девушка» [Электронный ресурс].
Тао Л. Принципы художественной характерологии и типология женских образов в романах И. Тургенева 1850-х годов : дис. Тихомиров В. Тургеневские женщины в оценке А. Чехова ; [Электронный ресурс]. Тюхова Е. Хвостова, А.
Я не хочу сказать, что всякая женщина для Тургенева зло, такого отношения к женщине у него все же нет. У него женщина — источник прекрасного и страшного, поэтому знаменита тургеневская фраза , которая исчерпывающе описывает гендерные различия: «Мужчина может… сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка». Зачем Герасим утопил Муму и для чего Тургеневу готика Многие говорят, что Герасим утопил Муму, потому что не мог ослушаться барыни. Помилуйте, он же все равно ослушался: он ушел. Но чтобы уйти, ему надо было сначала утопить Муму. А что такое Муму? В системе ценностей Тургенева писатель — всегда охотник. Писатель — охотник, а кто собака? Душа человека. Поэтому, чтобы стать свободным и уйти от барыни, человек должен утопить Муму. В тургеневской системе символов эта контрадикция души и поступка очень отчетлива. По большому счету Тургенев — первый русский символист, это именно он начал готовить символизм к рождению на русской почве. Пара к «Муму» — это блистательный рассказ «Собака», в нем есть самая страшная и самая готическая сцена в русской литературе. Вообще, готическое мироощущение — это представление о мире, лежащем во зле. Но Тургенев — человек с удивительно здоровой душой и крепкой психикой, поэтому таинственное и страшное у него — синоним поэтического. Они связаны, потому что тайна есть предмет поэзии. Тургенева волнует тайна. Ему интересно иррациональное движение души, поэтому его излюбленный жанр — сон. Лучшие сны написаны у Тургенева в рассказах «Сон», «Насекомое», в «Стихотворениях в прозе». Самый страшный сон в русской литературе — из «Клары Милич». Это произведение о страшной сущности любви, о том, что любовь порабощает человека. О том, что сохранить себя в любви невозможно — поэтому тургеневские герои так боятся любви. Тургенев не мрачен, он лишь подчеркивает, что все значительное в жизни имеет обаяние тайны. Если тайны нет, то нет ни любви, ни поэзии. Об этом «Песнь торжествующей любви», один из самых страшных готических рассказов Тургенева. Лучшую жизнь в русской литературе прожил Тургенев. Пусть это была жизнь на краю чужого гнезда, но сильными страстями и отважными борцами лучше любоваться издали, любить Россию лучше всего из Европы. Пожалуй, Тургенев с большим основанием, чем Григорий Сковорода, мог сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал».
Она мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она готова не размениваться на мелочи — готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог. Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка — бессловесная клуша, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своей непорочностью, и отсутствием вредных привычек, и желанием найти своего единственного, готовая любить и быть любимой.
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
Всю баннерную рекламу она пробегает быстро, без всяких эмоций. Баннеры для нее — обычный мусорный поток, нечто недостойное реакции. Она все делает по-другому: ищет в браузере, листает, сохраняет, скачивает, монтирует, делает закладки, проекты, презентации. Использование чат-бота для нее тоже не новость.
И хотя пока их применяют в обучении только в университетах Массачусетса и Осло [2] , думаю, столкнувшись с такой штукой на занятиях через пару лет, она не удивится. Интернет-пользователь, который с третьего класса носит iPad под мышкой, — профессионал. Девочки-подростки, родившиеся в XXI веке, в прямом смысле слова профессиональные Интернет-пользователи.
Как отмечала психолог, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов Анна Варга в недавнем интервью, поколение детей и подростков принадлежат уже к иной коммуникативной системе, нежели их родители, а значит, они носители другого, нового типа культуры [3]. В наблюдениях и комментариях девушек часто проскальзывает этот особый, технологичный, взгляд на мир. Например, моя старшая дочь говорит про старенькую собаку, которая полюбила вдруг спать у нее в комнате: «Боба — это постоянная опция».
Моя младшая дочь наблюдает на даче, как кот охотится на мышь: он загоняет ее в нору и, притаившись, ждет. Через несколько минут, позабыв об угрозе, мышь действительно появляется на поверхности и попадается в лапы кота. На экскурсии в Михайловском на реплику экскурсовода о том, что во время болдинской осени Пушкиным создано было столько, что все сочиненное им за этот отрезок времени обычный человек не способен за тот же период даже переписать от руки, старшая дочь спокойно резюмирует: «Ну, конечно, у него там хорошо коннектило с Творцом».
Один из самых распространенных неологизмов в среде московских подростков — прилагательное «трушный», образованное от английского true и обозначающее «настоящий» и «стоящий», — то есть нечто такое, что не глюк, не фрик, не мираж, не бот [4]. Быть трушным — самый главный хайп среди подростков. Например, Алексей Навальный почти год был героем нашего класса и, стало быть, всей нашей семьи, пока не утратил свою трушность.
Романтический ореол героя увял во время просмотра ролика «Яхты, олигархи, девочки: охотница на мужчин разоблачает взяточника». Дочь и ее одноклассников смутили не столько мат и даже не физиологические подробности профессиональной деятельности Насти Рыбки то, о чем раньше читали в «Яме» Куприна, теперь представлено в Google , сколько желтизна сюжета, отсутствие у Навального брезгливости. Последовавшие за этим развлекательные истории — вот Навальный открывает коробку из Америки с «золотой кнопкой», присланной ему за миллион подписчиков на YouTube; вот расспрашивает свою аудиторию, «мальчики вы или девочки»; вот объявляет сбор «донатов» от английского donate — жертвовать на покупку нового квадрокоптера, — все эти откровенные заигрывания с аудиторией, попытки перейти на язык и стиль тинейджеров привели к обратному результату.
Оппозиционный политик, не допущенный к выборам что стало огромным разочарованием для его последователей , который вместо осмысления причин своего поражения вдруг решил омолодиться и пустился в виртуальный пляс, в глазах юных поклонников по сути совершил репутационное харакири. Подростки полюбили Навального за умную клоунаду и качественный троллинг, ту самую трушность, но не простили фальши и фейка. Как отмечал сайт Colta.
Всего на сайте проголосовали 83 768 человек, номинировавших 1205 персонажей. В ряду выявленных моральных авторитетов Алексей Навальный занял третье место, Владимир Путин — шестое, Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук — десятое и одиннадцатое, Павел Дуров — двенадцатое. А первые два места разделили Илья Maddyson «Это же первый видеоблогер в России, мама, ты что?
Иными словами, пребывание в среде постоянно обновляющейся информации научило поколение поздних миллениалов многозадачности. Многозадачность в свою очередь потребовала от них рациональности.
Он обладает пропорциями идеального рассказа и масштабной проблематикой истинно романа. Вторая черта тургеневского романа — полифоничность.
Принято считать, что полифонию у нас олицетворяет Достоевский. А, собственно, где она, если мы всегда понимаем, что автор хочет сказать? Вот у Тургенева мы не знаем, на чьей он стороне. Он задолго до Леонида Леонова освоил главную заповедь русского писателя: завидные мысли надо отдавать отрицательному герою, тогда вы будете неуязвимы.
Мораль тургеневского романа, как правило, нельзя выразить словами, она возникает на пересечении многих вариантов, формулируется нами, и мы никогда не можем быть уверены в том, что правильно прочли роман. Третья черта — тургеневские романы актуальны. Иной гуманист думает, что говорить надо о вечном, но в России нет ничего более вечного, чем преходящее, потому что все повторяется каждые 25 лет. Тургенев оказывается абсолютно прав применительно ко всем временам, и самое удивительное, что за счет точной привязки к эпохе он сохраняет свое «партизанское» действие, он наш подпольный союзник.
Четвертая тургеневская черта, которая в западном романе оказалась на первом плане, — отсутствие фабулы. В чем фабула «Отцов и детей»? Два друга ездят в гости из одного поместья в другое. К сожалению, это тоже осталось важной чертой русской жизни: в ней мало что происходит, но в подспудном ее течении всегда зреют великие события.
Нет никаких сомнений в том, что изящество французской прозы и во многом нового романа 1950—60-х годов — тургеневское завоевание. И пятая черта, которая делает тургеневский роман приятным для чтения, — он насмешлив, ироничен. Тургенев не допускает мистику в большие романы: на него сильно повлияла наивнейшая мысль Белинского о том, что «фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов». Родившись гениальным фантастом, Тургенев всю жизнь прятался от своей природы, и лучшие свои рассказы «Стук… Стук… Стук!
Но, к сожалению, фантастическое в нашей жизни гораздо более реально, нежели правдоподобное, поэтому лучшие произведения Тургенева — это как раз мистика. Эти пять черт любого романа, написанного после 80-х годов XIX века, определяют европейскую прозу. Классический европейский роман воспитан Тургеневым — его ненавязчивостью, его барским холодноватым умением сказать все, не говоря почти ничего, его нежеланием направлять читателя на путь, произносить мораль. Портрет Е.
Константин Сомов. Первым этот инвариант с присущей ему чуткостью зафиксировал Чернышевский. В статье «Русский человек на рандеву» он довольно точно и жестоко указал Тургеневу и всем на то, что русский мужчина по определению слаб. Это так не только в «Рудине» и «Отцах и детях», это везде так — и не только у Тургенева.
Вспомните «Грозу», где единственной носительницей света является женщина, и Добролюбов пишет , что самый сильный протест вырывается из самой слабой груди. Русская женщина выглядит сильно по отношению к мужчине потому, что она, по пушкинскому определению , может «для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи».
О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным. Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит.
Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье.
Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь. Елена Стахова из романа «Накануне» Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова роман «Накануне» — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования.
Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя. Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности. Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи. Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности. У московских старшеклассниц явно меньше опыта рассуждений на подобные темы, однако и для них имеют высокую значимость такие ценности, как свобода выбора, независимость, равенство, уважение прав и достоинства личности. В юных москвичках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать. Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам. Отец Елены Стаховой в романе «Накануне» рассуждал: «Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою стопою на стезю… выйти замуж, я хочу сказать. Все эти умствования и филантропии хороши, но до известной степени, до известных лет. Пора ей покинуть свои туманы, выйти из общества разных артистов, школяров и каких-то черногорцев и сделаться, как все». Сегодня русское общество, как и у Тургенева, опять «накануне». Только вот у мыслящих девушек нашего времени, в отличие от героинь романов, действительно есть все шансы «ступить твердою стопою на стезю» своей собственной дороги. Школы будущего. Понимаете ли вы подростков?
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
Алексей Вдовин, историк русской литературы, объясняет: «Романы Тургенева, на мой взгляд, привлекают современного читателя, во-первых, своей краткостью и насыщенностью: читаются за день, а перевариваются и обдумываются неделю, а то и месяц. Во-вторых, в романах Тургенева легко просматриваются острые проблемы, которые до сих пор с нами: как обустроить Россию, имеет ли смысл оппозиционная деятельность, надо ли просвещать народ, как преодолевать поколенческие разломы. Наконец, в-третьих, тургеневские романы очень хорошо написаны: стиль прозрачен и изящен, мысль остроумна и точна, так что оторваться трудно» [7]. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании? Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри.
Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя.
Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности. Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи. Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности. У московских старшеклассниц явно меньше опыта рассуждений на подобные темы, однако и для них имеют высокую значимость такие ценности, как свобода выбора, независимость, равенство, уважение прав и достоинства личности. В юных москвичках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать. Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам.
Тот же Достоевский говорил, что Тургенев вообще ничего не знает о России, живя в Париже, а героев своих берёт из французских романов. А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности?
Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева Личная жизнь великого русского классика, чей талант признавался такими столпами отечественной литературы, как Толстой и Чехов, говорит о другом: никакой «тургеневской девушки» существовать не могло, и этот образ с лёгкостью мог стать образом за авторством любого из писателей-современников Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев При всей своей привлекательности, «тургеневская девушка» не раз подвергалась критике. Например, вот что пишет Чехов в письме известному издателю Суворину в феврале 1863 года: «Все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена — это не русские девицы, а какие-то пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину». Александр Островский тоже не совсем лестно отзывается, пожалуй, об одном из самых чистых образов Тургенева — девушке Асе: «Золотуха, загнанная внутрь», — пишет об этом персонаже Ивана Сергеевича русский драматург, у которого, к слову, был свой идеал, Катерина — «луч света в тёмном царстве». Яркий представитель иммигрантской литературы XX века, о котором сегодня вспоминают всё чаще и чаще, Сергей Довлатов, говорил, что «знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться».
Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей — например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым.
Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия.
В мистическом рассказе Галина показывает нам душевные переживания классика: что-то его гнетет, не дает покоя ни во сне, ни в работе. Ему что-то мерещится за портьерой, за шкафом, в углу комнаты. Это что-то сам писатель представляет как некое существо: «У того, кто стоит за портьерой, кожа серая и липкая.
У того, кто стоит за портьерой, есть щупальца. У того, кто стоит за портьерой, большие бледные глаза» 2. То, что мерещится Тургеневу, имеет тяжелый гнилостный запах, а также это существо видит только писатель: «Как она забеспокоилась, бедняжка, когда он в первый раз шёпотом спросил её: «Кто это там? В углу? Он-то знает лучше» 2. Если говорить о самом названии мистического рассказа «Спруты», то можно сделать такой вывод: слово «Спрут» означает «жадное чудовище», которое впивается своими щупальцами в жертву и высасывает из него жизненные силы. Тогда по проблематике рассказа Спрутом будет являться его возлюбленная Полина Виардо. Заканчивается рассказ Галиной тем, что Полина Виардо просит Тургенева сходить за доктором, а сам писатель оказывается не в силах ей отказать, пусть и незадолго до этого понимает, что пора избавляться от зависимости к возлюбленной.
Так Галина передает чувства писателя: «И почему из всех женщин, выбираем мы тех, что мучают нас до конца жизни? Есть ведь превосходные женщины, нежные и мужественные, интеллектуальные женщины, наконец! Я сам про них писал. Они готовы отдать всю себя мужчине, безрассудно, бескорыстно, жертвенно, у них прямая бесхитростная натура, прямые русые волосы, чистая серая радужка, окаймленная темным колечком, чистый глазной белок без этих красноватых прожилок… Но вот пришла эта, тряхнула черными локонами горячие щипцы , тяжелые темные веки опустила сурьма , алым ртом улыбнулась… спелые вишневые губы, вот это у нее настоящее, потому как… они высасывают жизненную силу нашу, улыбаются яркими губами, говорят ласковые слова, доводят до растворения, до самоистребления! И как знать, быть может, это и удерживает еще мое облако здесь, на этой земле, вдали от перелесков, вдали от мокрых еловых стволов? Бескорыстных, жертвенных, как Фенечка, и те, которые заставляют мужчин мучиться как Анна Одинцова и Княгиня Р из романа «Отцы и дети». Ася из одноименной повести является уникальной героиней, в которой совместились черты возлюбленной Тургенева, такие как скорость изменения поведения, странность в поступках, что делало героиню привлекательной и противоположные ей черты - чуткость, смелость, жертвенность, о которых мечтал И. Ася готова была на все ради любимого сбежала из дома, назначила тайное свидание, была полной желания покориться человеку , но не во время сказанное слово разрушает судьбу двух влюбленных: о герое мы узнаем, что он так и остался бобылем «жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось» 7.
Тургеневская девушка
Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». «Тургеневская девушка» — это собирательный образ, включающий в себя несколько типов женских персонажей И. С. Тургенева. Такому тургеневская девушка посвятит жизнь.