Новости кто такие отходники

это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Крестьяне-отходники обслуживали перевозки грузов по трактам и водным путям, причем не только местным.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным.

Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник — это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши — керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из забытых деревень это была завидная партия.

Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус.

Мы обратились к профессору ВШЭ, доктору наук Юрию Плюснину, и он сообщил нам о некоторых наиболее важных результатах этого исследования. Кто такие современные отходники? Современное отходничество, то есть трудовая миграция с обязательным возвращением домой, в социальном и территориальном отношении аналогично историческому. Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды. В целом современный отходник — это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания — частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место.

Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания. Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом». Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома. График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска. Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы.

А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп. Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта... Приехавши, как обыкновенно, на ярмарку девятого мая, мы были удивлены, увидавши массу народу, пришедшего сюда с определенной целью - наняться на работу по каналу... Нужно ли говорить, какое горькое разочарование постигло всех чаявших движения воды. И здесь начинается самое интересное. Перелом, вызванный массовым отходничеством в крестьянской культуре, заметили еще современники. Впрочем, такая точка зрения видится несколько спорной. Скажем лишь, что массовому отходу крестьян мы не в меньшей мере, чем системе земских школ, обязаны резким ростом грамотности на селе в конце XIX - начале XX века. То же, впрочем, часто случалось и с вернувшимися в село с военной службы. Всякими правдами и неправдами сколотив деньжонок, приобретя кабацкий лоск, умение общаться с нужными людьми и глубокое убеждение, что с деньгами все можно, он возвращается на родину и, пользуясь безвыходным положением своих односельчан, начинает их жать. Обыкновенно такой человек открывает свое дело, то есть открывает трактир, лавочку, чайную. К тому же возвращались не все. Данные московской переписи 1902 года слегка обескураживают: больше половины ее жителей оказались приезжими из села. Связь с землей была для них потеряна, и ничего, кроме собственных рабочих рук, у них и не оставалось. Но и терять тоже было нечего - кроме собственных цепей.

Но встречались и уникальные случаи: в 1826 году два крестьянина Мологского уезда нанялись в Российско-Американскую компанию для мореплавания. Отход — занятие в основном мужское. Так, из 54703 человек по Ярославской губернии, числившихся в отходе на 1843 год, женщин лишь 1494. Местных причин массового отхода можно выделить несколько: невозможность поддержки местных торговых предприятий и производства, поскольку большинство уездных городов находилось в стороне от центральных торговых путей; отсутствие достаточного для прокормления семьи надела; развитие кустарных промыслов в губернии. Заработки отходников в Москве и Санкт-Петербурге были значительно выше, чем в самой губернии. Так, заработная плата работников, занятых в местных промыслах составляла в 1850—ых годах от 19 до 54 рублей серебром в год в зависимости от квалификации. Отходники же зарабатывали в столицах по 66—72 рубля.

Отходничество в современной России

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных.
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах.
Отходники в истории: понятие и значение В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну.
Что такое отходники в истории: объяснение и примеры Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком.
Термин "отходники" что значит? Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми.

Отходники в истории: понятие и значение

Кто были такие отходники? - Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков.
Юрий Плюснин — Отходничество в современной России — Отечественные записки Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении.

Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Многие из них готовы ехать за сотни километров, лишь бы помочь семье. Не отказываются и валенки валять, и лес валить, и срубы сколачивать. На худой конец идут в сторожа, дворники, вахтеры, бурлаки, грузчики, поденщики, дальнобойщики на своем транспорте, работают домашней прислугой. Все на заработки Новое отходничество в России зародилось не сегодня, а в начале девяностых при полном отсутствии рынка труда в малых городах. Остановку и банкротство крупных и малых государственных предприятий горожане сравнивали с катастрофой. Если сельским семьям после расформирования колхозов помогало выжить подсобное хозяйство, то горожане не могли существовать без производства. В небольших городах до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть.

Безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих подсобного хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, вспомнить отхожие промыслы своих прадедов. Жители лесных регионов, рыбаки и охотники повезли в областные столицы мебель собственного изготовления и разнообразную добычу. Постепенно в процесс включились и женщины. Они чаще всего находят стороннюю работу в торговле и идут в прислугу. Вторая волна отхода, как считают эксперты, проявила себя в 2004 году, когда в больших и малых городах разрослось число госслужащих и места в рыночном секторе освободились. Их и начали массово занимать деревенские.

Чем живут и как выживают люди, работающие в дали от дома? Как умудряются экономить, чтобы из своей скромной зарплаты помогать родным и близким? Какие перспективы для себя открывают? Несколько лет они записывали интервью с семьями отходников, их соседями, чиновниками местных администраций, наблюдали за жизнью небольших поселений. Исколесили 16 регионов европейской части России, доехали до Сибири, побывали в 31 городке и поселке. Опросили около 700 человек.

Получилось живое, неформальное исследование о том, что же такое современное отходничество и как оно помогает людям пережить нелегкие времена. Заметки и записи ученых дают представление о том, что в России люди не спились, не ушли в криминал в тяжелые годины, как думают некоторые, а честным трудом поднимали и поднимают благосостояние своих семей.

Исколесили 16 регионов европейской части России, доехали до Сибири, побывали в 31 городке и поселке. Опросили около 700 человек. Получилось живое, неформальное исследование о том, что же такое современное отходничество и как оно помогает людям пережить нелегкие времена. Заметки и записи ученых дают представление о том, что в России люди не спились, не ушли в криминал в тяжелые годины, как думают некоторые, а честным трудом поднимали и поднимают благосостояние своих семей. Как правило, они едут в большие города не от крайней нужды, а потому, что ищут возможность заработать больше. И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень.

За сотни километров Большинство опрошенных рабочих, независимо от места их проживания, устремляются на заработки в Москву. К одиннадцати приедут, к трем сматываются, а нам нечего делать в общежитии, мы работаем», — поведал один мастер-отделочник из Костромской области. Особенно востребованы в центральных областях плотники, разнорабочие, продавцы и охранники. В охранники, по его словам, охотнее берут приезжих из Средней Волги, Урала, Сибири. Две трети отходников узнают о работе от родственников или знакомых. Уезжают на заработки обычно целой бригадой — так больше шансов, что не обманут с оплатой. При этом покидать навсегда родные места многие отходники не хотят: для них важен собственный дом, хозяйство, родственные связи. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте.

Радиус ближнего отхода составляет около 200—300 км, реже 400—500 км, что соответствует примерно от 4—6 до 8—10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживает большинство отходников, нанимающихся в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс. На таких же расстояниях от дома проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т. Их не держат ни хозяйство, ни дети и возвращаться в родные деревни они не торопятся. Немало плотников, строителей, инженеров уезжают на заработки за 500—700 км от дома.

В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 — начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история Отходничество — в России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности.

Промыслы и отходничество это. Отходничество масштабы и последствия. Отходничество век. Отходничество это кратко. Крестьяне 18 век. Отходничество крестьян 18 века. Отходничество крестьян 19 век. Отходничество масштабы 19 век. Горожане Сибири 1917. Капиталистые крестьяне в России 19 век. Крестьяне 19 века в России иллюстрации. Помещики 19 века в России. Крепостные крестьяне 17 века. Крестьяне отходники 18 век. Отходники в царской России. Отхожие крестьяне. Помещичье хозяйство 19 века. Помещичье и Крестьянское хозяйство. Крестьянское и помещичье хозяйство в пореформенный период. Отходничество в России 19 век. Крестьяне на заработки в город. Крестьяне 18 века при Петре 1. Крестьяне 17 века. Отходники 17 века. Крестьянин на Отхожем промысле. Рабочие 20 век Россия. Дворник до революции. Приписные крестьяне при Петре 1. Приписные крестьяне 18 века. Батраки крестьянин 19 век. Зимняя одежда крестьян 19 века. Сухарев рынок в Москве 1923 год. Сухаревский рынок в Москве 1920-е годы. Рынок Сухаревка в гражданскую войну. Бегство крестьян. Крестьяне 1812. Русские крестьяне путники. Нищие крестьяне 19 века. Русские нищие крестьяне 19 века. Босяки 19 век. Рабочие и крестьяне. Железная дорога Некрасов. Железная дорога Некрасов иллюстрации. Иллюстрация к стихотворению Некрасова железная дорога.

Отходники: жизнь вне государства

А между тем это массовый феномен. По самым приблизительным и скромным прикидкам из примерно 50 миллионов российских семей не менее 10—15, а может, и все 20 миллионов семей живут за счет отходничества одного или обоих взрослых членов. Иными словами, немалая доля ВВП страны обеспечивается отходниками, но не учитывается статистикой и не может быть учтена, потому что отходники как субъект рынка для экономической науки не существуют. А для власти они не существуют и как объект социальной политики. Отходники находятся вне политики: как объект управления они не существуют не только для органов государственной власти, но и для местной власти, которая не знает про них ничего. А ведь они и есть те самые жители, ради которых муниципальная власть претворяет в жизнь одну из тех трех общеизвестных и достойных наук управления, о коих некогда писал чиновник М. Салтыков [3]. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Не знаем, что собой представляют семьи отходников, как протекает социализация детей в них, чем они отличаются от семей соседей-неотходников.

Что же это такое — новое отходничество в России? Почему вдруг — как бы с чистого листа — оно возродилось в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, отходничество возникло в середине 90-х годов XX века. В начале 1990-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «становиться уклады» — новые модели жизнеобеспечения населения, принужденного к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей таких как «челноки», впрочем, вполне родственных «мешочникам» 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые, первыми из которых стали возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообразных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться население страны с началом «шоковой терапии» экономики. К моему тогдашнему удивлению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» — не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов [4] , с другой стороны — возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспечения, дополнительная к натуральному производству [5].

Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода [6]. Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходничества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало. Отходничество — явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, — имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска дополнительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштабным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каждый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние районы, губернии, добираясь до самых окраин империи [7]. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию.

Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечерноземных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожизненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не могло без веской причины покидать места своего проживания. Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI—XVII веках, массовым принудительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор [8]. Сельская община также с большей легкостью начинает отпускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года [9] , а к 1890-м годам — промышленным бумом [10] , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов [11].

К 10 — 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития [12] , в немалой степени стимулированное кооперативным движением в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой, и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел [13]. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний [14] работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или поденщики.

Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземельные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечерноземных губерниях средней полосы и севера Европейской России. В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв [15]. Вынужденность современного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест — по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и промышленный характер.

Получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путем промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынешние отходники — также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транспортных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» [16] , мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофессиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией [17]. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от других способов перемещений на рынке труда.

И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения — теперь это «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства [18]. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и современное отходничество.

Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009—2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах. Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на проведении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями.

Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах [19]. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 1990-х годов.

Беглые крестьяне в России 17 век. Русские крестьяне 17 века. Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки. Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра. Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков. Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век. Ссылка крестьян в Сибирь 19 век. Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне. Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы. Крестьяне 19 20 века в России. Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век. Бурлаки в СССР. Женщины бурлаки. Советские люди. Бурлаки Артель. Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко. Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века. Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век. Черносошные крестьяне в России 17 века. Ермила Гирин портрет. Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. Галичанские крестьяне 19 век. Новосильский уезд Тульской губернии. Крестьяне Новосильский уезд.

Членство в колхозе обеспечивало семью хлебом и картофелем если жена зарабатывала трудодни , а также приусадебным участком больших размеров, чем у дворов, в колхозе не состоящих. Он благополучно прибыл в селение Тохчар... Дагестанской республики, явился в правление колхоза им. Правление пошло гостю навстречу. На второй день этот "кустарь" нанимает 5 чел. Все они имеют справки о том, что являются членами колхоза. Но так бывало не всегда. Порой отходник забирал всю семью в город. По закону он имел право сдать свой дом, но не участок даже если под «участком» подразумевался двор возле дома. Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г. Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав. В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным. Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе. Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта. По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54.

Кроме того 17 лесопромышленников: 12 поденщиков местных 1 муж и 4 жен. В д Чурмантаевке 20 промышленников: 14 батраков 12 отхожих , 3 пастуха, 1 сапожник, I сельский писарь и 1 староста. У одного домохозяина имеется. Ромашина Паршевка 18 промышленников: 6 батраков 4 отхожих , 3 сапожника, 2 пастуха, 1 кузнец, 1 мельник, 1 печник, 1 плотник, 1 торговец хлебный, 1 писарь и 1 десятник. У трех домохозяев 61 колода пчел. Один молотильщик ездит по деревням со своей молотилкой; Прежде здесь был сильно развит канатный промысел, занималось им много домохозяев; но из-за неурожаев конопли, этим промыслом занимаются всего 2 домохозяина. Вить канаты ездят по соседним деревням. В деревне находятся: 1 кабак, 2 ветрянки и 1 маслобойка. Ардабъевка 10 промышленников: 7 отхож, поденщиц, 2 портных 1 отхожий и 1 десятник. У двух домохозяев имеется 20 колод пчел, в д. Федоровке: 2 батрака 1 отхожий 1 , 1 писарь, 1 староста, в д. Лихачевке Студенка 18 - 10 батраков в том числе 8 отхожих , 5 пастухов, 1 поденщик, 1 сельский писарь и 1 староста. В Лихачевке находятся: 1 ветрянка, 1 круподранка и 1 маслобойка. Юрьевке зарегистрировано 70 промышленников: 27 поденщиков местных 6 муж. В селе Чирково Ключи 1 водяная мельница, 1 круподранка и 1 кабак. Занимаются полевыми работами у соседних землевладельцев. У 3-х домохозяев имеется до 27 колод пчел. Князь - Васильевка имеет 162 промышленника: 97 поденщиков местных 5 женщ. У 5 домохозяев имеются 22 колоды пчел. В селе находятся: 3 ветрянки, 1 маслобойка и 1 кабак. Березовке 54 промышленника: 33 отхожих поденщика 1 муж.

Вы точно человек?

Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими.

Отходники и другие наемные работники

ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной.

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Кто такие отходники. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.

Отходничество

Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере. Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной.

Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов.

В России до 1917 г. Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 в. По завершении советского периода российской истории, где такое явление не могло существовать в принципе, в стране вновь появилось отходничество как особая форма трудовой миграции. Новая форма, имея некоторые отличия, обладает важными признаками сходства с существовавшей столетие назад, что заставило исследователей вернуться к прежнему, уже забытому названию «отходничество». Отходничество - удивительный феномен нашей социальной и экономической жизни. Удивителен он прежде всего своей незаметностью. Про отходничество и отходников не ведают не только простые люди, не ведают про них ни власть, ни ученые. А между тем это массовый феномен. По самым приблизительным и скромным прикидкам из примерно 50 миллионов российских семей не менее 10-15, а может, и все 20 миллионов семей живут за счет отходничества одного или обоих взрослых членов. Иными словами, немалая доля ВВП страны обеспечивается отходниками, но не учитывается статистикой и не может быть учтена, потому что отходники как субъект рынка для экономической науки не существуют. А для власти они не существуют и как объект социальной политики. Отходники находятся вне политики: как объект управления они не существуют не только для органов государственной власти, но и для местной власти, которая не знает про них ничего. А ведь они и есть те самые жители, ради которых муниципальная власть претворяет в жизнь одну из тех трех общеизвестных и достойных наук управления, о коих некогда писал чиновник М. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Не знаем, что собой представляют семьи отходников, как протекает социализация детей в них, чем они отличаются от семей соседей-неотходников. Что же это такое - новое отходничество в России? Почему вдруг - как бы с чистого листа - оно возродилось в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, отходничество возникло в середине 90-х годов XX века. В начале 1990-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «становиться уклады» - новые модели жизнеобеспечения населения, принужденного к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей таких как «челноки», впрочем, вполне родственных «мешочникам» 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые, первыми из которых стали возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообразных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться население страны с началом «шоковой терапии» экономики. К моему тогдашнему удивлению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» - не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов , с другой стороны - возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспечения, дополнительная к натуральному производству. Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода. Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходничества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало. Отходничество - явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, - имело характерные признаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой миграции населения. Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска дополнительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштабным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каждый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние районы, губернии, добираясь до самых окраин империи. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечерноземных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожизненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не могло без веской причины покидать места своего проживания. Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI-XVII веках, массовым принудительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор. Сельская община также с большей легкостью начинает отпускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года , а к 1890-м годам - промышленным бумом , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. К 10 - 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития , в немалой степени стимулированное кооперативным движением в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой, и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или поденщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземельные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечерноземных губерниях средней полосы и севера Европейской России. В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв. Вынужденность современного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест - по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и промышленный характер. Получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путем промыслов - изготовления и продажи продукции разнообразных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынешние отходники - также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транспортных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке. Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» , мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофессиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от других способов перемещений на рынке труда. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения - теперь это «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и современное отходничество. Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009-2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009-2010 годах. Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на проведении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок - менее двадцати лет, - уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап - перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый - это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 1990-х годов. Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена. В начале 1990-х я бывал в поселках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. В те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть. Этот факт имел широкие масштабы именно в малых городах и поселках, поэтому даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом - по мере развития рынка труда в областных и столичных городах - становился все более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй - невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья - явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикрепленности» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов. Советские люди были достаточно подготовлены к смене местожительства: ведь, по оценкам специалистов, в 1990-е годы масштабы вынужденных переселений в первую половину десятилетия после развала Союза достигали 50 миллионов человек - каждая шестая семья была «поставлена на колеса». Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и поселков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществленным в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года. В результате в районных центрах - наших малых городах и поселках - значительно увеличилось число бюджетников, в том числе служащих регионального и федерального уровней государственной власти. Эти две причины - рост местного производства и развитие бюджетной сферы - худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена, и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень. Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработок в районном центре, то теперь все большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни. Несколько особняком стоит процесс сдвига отходничества на восток страны, который по времени совпадает со сдвигом отхода в сельскую местность на западе ее, но не обусловлен действием одних и тех же факторов. В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было совершенно чуждо богатым селам и городам Сибири. Население там не нуждалось в поиске дополнительных заработков, будучи немногочисленным, питаясь от плодородных земель и имея достаточные денежные средства от охоты, рыболовства, скотоводства, лесозаготовок, добычи драгоценных металлов и многих иных промыслов. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсеместно. Насколько я могу судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления, - структурно отходничество в Сибири отличается от европейского следующими существенными деталями. Во-первых, в нем не участвует сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших поселков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы смыкается с вахтовой формой трудовой миграции. Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и рудники, откликаясь на официальные объявления. Но в отличие от вахтовых наборов делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействие с работодателем на уровне артели, а не отдельного работника. Именно самодеятельность, активность трудового мигранта является для нас существенным признаком, отличающим отходника от вахтовика набранного по оргнабору. Выделить этот признак весьма затруднительно при удаленном анализе. Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями. Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою продукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов. А часть кустарного ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым. Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперскими временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем. Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны. Опрос более полутысячи человек позволил нам зафиксировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий. Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах. Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников.

Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Как только заканчивалась напряженная уборочная страда, многие крестьяне-мужчины и очень редко женщины предпочитали уехать из родной деревни на заработки в город, чтобы весной, к посевной, уже вернуться с деньгами и продолжить свою основную земледельческую деятельность. На территории Верхнеландеховского района было развито множество отхожих промыслов, и этот исторический факт нашел подтверждения в разнообразных печатных источниках. Основная причина развития отхожих промыслов — это недостаток производимой крестьянами сельскохозяйственной продукции, который и заставлял искать дополнительный заработок. К сожалению, земли бывшего Гороховецкого уезда, к которому принадлежал и Верхнеландеховский район, отличались скудностью, то есть были неплодородными, и получить с них богатый урожай было трудно. Мало того, зачастую погодные условия: засуха или обильные дожди — вносили свою лепту в сельскохозяйственный процесс, обеспечивая повсеместные неурожаи. В дореволюционные годы территорию Верхнеландеховского района составляло три волости: Верхнеландеховская она включала в себя еще и все населенные пункты Симаковского сельского поселения, и деревню Старилово с окрестными деревнями , Мытская и Кромская. Если учитывать данные, указанные в «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» «Сведения о крестьянском хозяйстве», Гороховецкий уезд, выпуск II, Т. Несмотря на кажущуюся близость друг от друга волостей и деревень, каждая имела свои промысловые особенности, в той или иной местности были развиты разнообразные ремесла. И человек, мастерски владеющий каким-либо промыслом, находил себе занятие в соседних волостях, а иногда даже губерниях, для этого было необходимо взять паспорт или билет , который бы разрешал им выезд за пределы места проживания и занятие отхожим промыслом. Упомянем самые распространенные: пильщики, офени, плотники, котельщики и т. Шло время, гремели над страной революции, унося с собой привычный уклад. Новое советское государство с ленинскими декретами перевернуло обычное бытие народа. Разные правители разрушали старый мир до основания, создавали новый социалистический строй. Гремели масштабные коммунистические стройки, появлялись протяженные каналы, строились железные дороги — силами заключенных ГУЛАГА. Трудилось неустанно и относительно свободное население. Отхожие промыслы отмерли за ненадобностью. Теперь каждый в новом государстве был обеспечен работой и крепко привязан к месту. Но и такому глобальному социалистическому проекту, как СССР, было предрешено погибнуть. Его крах до сих пор сравнивают по своим губительным разрушительным масштабам с «тихой» гражданской войной. И на обломках большой страны возникло новое общество: с рыночной экономикой и остальными прелестями загнивающего буржуазного строя. В1990-е годы, когда началось массовое закрытие предприятий, жители сёл и малых городов вновь занялись отхожим промыслом, казалось бы ушедшим безвозвратно. Давайте проследим сходства и различия прошлых и современных реалий. Пилить пилой, гнуться спиной Славились далеко за пределами своих волостей местные пильщики. Это была трудоемкая и тяжелая работа. В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек. Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30. Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище. Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным. Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги». Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день. Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей. Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными. Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н. Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники». Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи. В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек. После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей. Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах. Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь». Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки. Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см. Этот промысел значительно распространен и сейчас. Конечно, у современных офеней, как правило, имеется личный транспорт, ассортимент торгующих лоточников намного разнообразнее, чем у стародавних коробейников. В этом можно убедиться, если посетить в базарный день поселок Верхний Ландех или село Мыт. Многочисленные шатры и палатки занимают практически всю территорию центральной площади. Здесь можно приобрести всё: продукты питания, бытовую химию, бижутерию, духи, одежду, постельное белье, матрасы, подушки, занавески, технику, семена и посадочные материалы это по сезону. Базарный день напоминает массовое гулянье — многие стараются в этот день запастись продуктами, считается, что пищевые продукты свежее и дешевле, что не всегда является действительностью. Да и различные предметы одежды отличаются ценой, иногда одна и та же вещь стоит в полтора, а то и в два раза дешевле в торговых центрах города Иваново. Именно этот момент обеспечивает приличный заработок торговцу. Судя по обновляющемуся личному транспорту в сторону его оснащенности и дороговизны — этот вид деятельности приносит неплохой доход современным офеням. Есть и такие «коробейники», которые торговле на улице в ярмарочный день предпочитают обходить с «красным товаром» различные учреждения, предлагая книги, парфюмерию, посуду, одежду, тюль и занавески.

Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам. Специальности Отходники сейчас — уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще - рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще — предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники - охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В последней сфере часто работают женщины — отходники. Интересно, что в северных городах — Каргополе, Никольске и других — исследователи не нашли ни одного охранника, там также нет женщин — отходников, что является определенной важной характеристикой распределения социальных ролей. В Каргопольском районе, например, есть целая группа людей, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи — обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. При этом очень много охранников и других неквалифицированных работников в областях, окружающих Москву. Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием. Чухломские плотники Заработки Все, конечно, зависит от квалификации и вида деятельности. Плотники приносят домой за сезон 500 000 рублей. Строители и водители — от 20 до 50 тысяч в месяц. Охранники — до 20 тысяч в месяц. При этом даже в нижнем пределе этот заработок выше того, что можно получить в своем городе — не больше 150 000 в год. Количество отходников Доля неучтенного в экономике населения варьируется в зависимости от города от 15 до чуть ли не 50 процентов работоспособного населения.

Отходники современной России

Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий