«Первая цель НАТО: создать платформу, благодаря которой США имели возможность присутствовать в Европе и контролировать ее. Североатлантический договор — международное соглашение, образующее военный союз во главе с США, было подписано 4 апреля 1949 в США. Позже было девять расширений состава организации. Подробнее об истории экспансии организации и её современном состоянии.
4 АПРЕЛЯ 1949 Г. СОЗДАНО НАТО
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА — (НАТО; английское North Atlantic Treaty Organization NATO), военно политический союз, созданный по инициативе США на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне США. НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США. организация Североатлантического договора - военно-политический альянс западных стран.
75 лет назад был создан Североатлантический альянс
НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США. О создании НАТО. Организацию Североатлантического договора создали 4 апреля 1949 года. Переговоры о создании НАТО начались в Вашингтоне 9 июля 1948 года и закончились 9 сентября. 4 апреля 1949 года, семьдесят лет тому назад, был создан блок НАТО. «Первая цель НАТО: создать платформу, благодаря которой США имели возможность присутствовать в Европе и контролировать ее. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
День рождения жестокого убийцы: альянсу НАТО – 73 года
Сегодня, 4 апреля, исполняется 74 года со дня подписания в Вашингтоне Североатлантического договора, послужившего учредительным документом создания НАТО. главное международное событие тех дней. 4 апреля 1949 года в США была создана организация, целью которой было защищать Европу от потенциальной советской угрозы. Тегистолица альянсов тесо, nat что это такое, с какой целью был создан нато, нато это расшифровка, как присоединиться к альянсу. Всё это время НАТО поддерживала боевую готовность и ни разу не участвовало в военных операциях.[3] Ещё одной целью создания НАТО была легализация размещения американского ядерного оружия в Европе.
Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
Тегистолица альянсов тесо, nat что это такое, с какой целью был создан нато, нато это расшифровка, как присоединиться к альянсу. НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя. Как и НАТО, Варшавский договор сосредоточился на цели создания скоординированной обороны среди своих государств-членов для сдерживания вражеского нападения. Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил. Хотя тогда же, в 1949-м, Москва предлагала свое участие в создании НАТО, но получила отказ. В этой статье MAXIM собрал 10 интересных и малоизвестных фактов о НАТО.
AT: НАТО направляет на Украину боевые части с целью предотвратить победу России
Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе. С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи. Традиционно, на пост главнокомандующего ОВС в Европе назначается представитель армии США, чтобы сбалансировать ситуацию, когда пост генсека занимает европеец. Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке. Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий. Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин.
В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше. Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово. Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях. С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта.
В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности. Действия в Эгейском море - миссия заключается в оказании поддержки греческим властям для управления миграционными потоками. Тренировочная миссия НАТО в Ираке направлена на обучение и подготовку вооруженных сил Ирака для борьбы с международным терроризмом. В ней задействованы инструкторы блока, которые обучают местные силы безопасности инженерной подготовке, военной медицине, а также оказывают консультативную помощь в организации военно-гражданского планирования. В частности, проводится обучение и подготовка сил быстрого реагирования АС. Блок также направляет военных советников в миротворческие подразделения в Сомали и Эфиопии. Патрулирование воздушного пространства - постоянно действующая миссия по контролю за воздушным пространством. В ее рамках силы ВВС НАТО находятся в постоянной готовности пресечь несанкционированное пересечение границ воздушного пространства стран-членов.
В настоящий момент блок значительно наращивает свои силы и средства в рамках воздушного патрулирования на своем восточном фланге для предотвращения "угрозы со стороны России". В последнее время руководство блока при проведении маневров и учений делает акцент на отработке сценариев коллективной обороны, то есть задействования войск всех стран альянса для отражения агрессии против любого из членов альянса. Учения Steadfast Defender-2024 В 2024 году Альянс проводит масштабные учения Steadfast Defender-2024, которые являются самыми масштабными маневрами со времен окончания холодной войны. В них задействовано более 41 тысячи военнослужащих, а также более 50 кораблей. В российском МИД указали, что сценарий учений сформулирован таким образом, что "не оставляет сомнений в том, что это часть приготовлений к военному столкновению с Россией". В рамках маневров блок намерен сымитировать "крупномасштабный конфликт с противником на востоке", отработать переброску войск из США и Южной Европы на восточный и северный фланги, а также спрогнозировать эффективность боевых действий с "сопоставимым по силе противником". В документе указывается, что "наиболее серьезной угрозой безопасности" блоку является Россия.
Один из главных символов холодной войны на протяжении десятилетий являлся еще и действительно железобетонным аргументом для сдерживания НАТО. Ветераны армии ГДР называют тот период самым мирным на европейском континенте. А далее под надуманными, а часто и просто вымышленным предлогами последовали вторжения в Ирак, Ливию, Сирию и Афганистан, откуда американские войска даже не выходили, а удирали. Таким же фиаско для Запада может обернуться и вооруженный конфликт на Украине. Но генсек НАТО Йенс Столтенберг идет ва-банк, объявляя о создании европейского фонда на 100 миллиардов долларов, чтобы и дальше поставлять оружие Киеву, если американская помощь так и не успеет прийти. Скептически это оценивает даже непримиримая глава германского МИД Анналена Бербок, указывая на «слабые места» и «жонглированием цифрами». Видимо, совсем пусто в кармане. А такие страны, как Венгрия, тем более отвергают такое многомиллиардное расточительство. И это, пожалуй, самый неприятный сюрприз — опять споры и обиды.
Членство в НАТО сейчас — очень далёкий сценарий». Страны Персидского залива 11 декабря 2014 года Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива заключил соглашение с НАТО о совместных действиях по обеспечению безопасности доставки энергоресурсов на мировые рынки [69]. Участие в военных конфликтах Первый в истории НАТО случай применения военной силы имел место в 1994 году в Боснии [70]. Состоит из пяти региональных командований, каждому из которых подчиняются несколько отделений в провинциях Provincial Reconstruction Team, PRT. В состав каждой такой группы входят военные подразделения, полицейские советники афганской полиции и гражданский персонал различных правительственных агентств стран-участниц. Югославия НАТО сыграла существенную роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали контролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбарго против Союзной Республики Югославия ещё в 1992 году.
При этом дипломаты отметили, что для принятия плана необходимо согласие всех 32-х членов альянса, и на переговоры могут уйти месяцы. Из стратегической концепции НАТО следует, что этот регион важен для альянса, поскольку события в АТР могут напрямую повлиять на безопасность Евроатлантического региона. В этом заседании примет участие высокий представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель.
74 года прошло со дня создания НАТО
Первичная, но не единственная задача, которую перед собой ставил военно-политический блок — защита от советской угрозы, пишут РИА Новости. При создании союзники заявляли о борьбе с возрождением нацизма и обеспечение роста политической интеграции Европы. Государства-участники связаны друг с другом договором. Отрывок из 5 статьи Североатлантического договора: Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону НАТО открытые источники в интернете. Варшавский договор и угроза российской безопасности В 1955 году, спустя 6 лет после создания военного блока, Советский союз и страны Центральной и Восточной Европы кроме Югославии , тоже объединились — в Организацию Варшавского договора ОВД. Такой шаг был своеобразным ответом на военную угрозу НАТО.
В апреле 2010 года Янукович подписал указы, которыми ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, заявив, однако, что отношения Украины с НАТО будут сохранены на уровне, достигнутом при президенте Викторе Ющенко. По состоянию на 2013 год, Украина является единственным государством-партнёром альянса, которая принимает участие во всех его операциях [61] Согласно новой редакции Военной доктрины Украины , принятой при президенте Петре Порошенко и обнародованной 24 сентября 2015 года на официальном сайте президента Украины, Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 года полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран-членов НАТО.
Отказываясь от внеблокового статуса, Украина намерена изменить подходы к обеспечению национальной безопасности, уделяя приоритет «участию в усовершенствовании и развитии евроатлантической и европейской систем коллективной безопасности» [62]. Членство в НАТО сейчас — очень далёкий сценарий». Страны Персидского залива 11 декабря 2014 года Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива заключил соглашение с НАТО о совместных действиях по обеспечению безопасности доставки энергоресурсов на мировые рынки [69]. Участие в военных конфликтах Первый в истории НАТО случай применения военной силы имел место в 1994 году в Боснии [70]. Состоит из пяти региональных командований, каждому из которых подчиняются несколько отделений в провинциях Provincial Reconstruction Team, PRT.
А коллективное мнение американской элиты — не в пользу выхода из НАТО. Реальность свидетельствует о том, что НАТО расширяется, совокупный военный потенциал блока возрастает, боевые возможности увеличиваются.
Степень исходящей от него угрозы становится больше. Остальные — скорее попутчики. Они предоставляют свою территорию, транспортные коридоры, базы. А американцам надоело нести затраты за остальных членов альянса. Поэтому вопрос об их перераспределении в любом случае рано или поздно будет решаться. Соединённым Штатам уже сложно содержать такую военную машину, и они пытаются переложить затраты на других членов альянса. Из-за обилия внутренних противоречий шансы долгосрочного сохранения блока практически нулевые.
В ближайшие 15—20 лет мы будем наблюдать распад НАТО — или плавный, или быстрый за счёт какого-то катаклизма. Формируя образ «общих внешних врагов», западные элиты будут только оттягивать неизбежное. И ситуация в Европе была непростая, и конфликт в Донбассе продолжался, и Дональд Трамп выступал за перекладывание на союзников части ответственности за обеспечение безопасности в регионе. Но НАТО, как и любой другой милитаристский блок, кормится от кризисов. Они его питают. И сейчас НАТО в условиях растущей конфликтности начинает выполнять свою непосредственную функцию — усиление контроля за европейскими союзниками. Сейчас они с внешнеэкономической точки зрения предпринимают странные шаги.
Например, отказываются от дешёвых энергоресурсов, которые поставляет РФ, и перекладывают свой импорт на США. Газ и нефть дорожают, соответственно, растут цены на электричество, а стартапы в сфере хай-тек в Европе не могут окупиться и перетекают в США. Идёт выкачка ресурсов, а это тоже задача НАТО. В условиях создания иллюзии внешней угрозы США усиливают контроль над европейцами. Я бы не ждал серьёзного кризиса для НАТО, пока не будет разрешён европейский кризис безопасности, а он, в свою очередь, не разрешится, пока существует НАТО. Это замкнутый круг. Чтобы перестал существовать альянс, должны произойти глубинные изменения в мышлении либо европейских стран, либо США.
Пока таких радикальных решений я не прослеживаю.
Для социалистических республик ориентирование экономики и промышленности на военное развитие стало губительным. Проблемы в экономике стали толчком к развалу СССР и смене режимов в восточноевропейских государствах.
Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований.
В целом их смысл можно свести к следующему: стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны; соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса; наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии; соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества; соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН. На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина.
Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира».
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны. Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен.
С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21.
В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23. Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно.
Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524. Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей. Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников.
Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза. Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов. Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании. Германский вопрос, ставший нервом «холодной войны», после 1948 г. В политическом же а также идеологическом плане официальный Вашингтон умело использовал его с целью реализации своих геополитических расчетов — создания проамериканского военного блока в Европе и обеспечения своего военного присутствия на континенте на неопределенно долгий срок.
Впрочем, сам процесс западноевропейской военно-политической интеграции начался довольно хаотично. Конечно, англофранцузский договор, подписанный в 1947 г. Созданный на его основе в 1948 г. Лишь подписание в 1949 г. Вашингтонского договора о создании НАТО представляло собой заявку на формирование коалиции, направленной непосредственно против Советского Союза. Она имела весьма существенное отличие по сравнению со своими предшественниками — этот альянс инкорпорировал чужеродный североамериканский элемент в геополитическое пространство Европы. Однако еще в течение нескольких лет влияние Организации Североатлантического договора было относительно невелико. Требовалось вдохнуть в нее жизнь, сделать ее дееспособным объединением государств. К сказанному можно добавить, что в этот период США решились на весьма важный с точки зрения их традиционной внешней политики шаг — полностью отказаться от свойственного их политическому руководству «изоляционизма» и резко активизировать свои действия не только в «ближнем зарубежье» Карибском бассейне , но и в далекой Европе. Конечно, с началом «холодной войны» победа «интервен-ционалистов» была предопределена поскольку широкого зарубежного вмешательства требовали государственные интересы США , и все же этот шаг дался американскому политическому истеблишменту совсем не просто.
И это некоторое время сдерживало ускоренное развитие структур Североатлантического блока.
Но мы никогда не забудем этого, не требуйте этого от нас. Один ребенок в день - столько вы убили детей за время агрессии.
Никто никогда не ответил за это преступление бомбардировки Югославии , объяснить это и сегодня, спустя 22 года, невозможно. Это была не операция, это была агрессия. На нас напали с единственной целью - отнять у нас часть территории, - заявил в одном из выступлений президент Сербии Александр Вучич.
Вопрос о целесообразности существования НАТО встал в начале 2010-х. До этого Североатлантический блок привлекал в свои ряды новые территории, в том числе, бывшие Советские Республики: Латвию, Литву, Эстонию. Возвращение полуострова в состав России было стратегически важным.
Благодаря этому Черное море у границ с нашей страной остается свободным от «лап» США.
Последними к блоку примкнули Финляндия и Швеция. Обе страны долго сохраняли нейтралитет, но подали заявки на членство после начала СВО на Украине. Североатлантический совет — главный политический орган НАТО. Он собирается, чтобы решить ключевые вопросы. А военный комитет планирует оборонительные операции.
В 2009 году в альянсе появились Хорватия и Албания. В 2017 году членом организации стала Черногория, а в 2020 году — Северная Македония. Сегодня членами НАТО являются 30 стран. Переговоры относительно вступления в блок ведутся с его руководителями. Это происходит в штаб-квартире, расположенной в Брюсселе. В процессе принимают участие эксперты и представители страны-кандидата. При этом главная задача заключается в проверке государства на выполнение стандартов блока. Переговоры осуществляются поэтапно. Вначале ведется обсуждение военных и политических аспектов. На следующем этапе поднимаются вопросы, которые касаются финансов, ресурсов и правовых норм. Другие участники тоже имеют вооруженные силы, но они значительно меньше. Турция занимает второе место по мощи сразу после США. Ее армия имеет количество 550 тысяч человек. НАТО имеет программы ядерного обмена. Это позволяет одному из основателей блока, США, хранить ядерные запасы в других странах. НАТО представляет собой важное военно-политическое формирование, которое выполняет целый ряд задач и функций. При этом история появления этого блока весьма интересна. Он был создан сразу после Второй мировой войны и претерпел в своем развитии много изменений. Похожие записи:.
Клуб «Валдай»
Их государства-участники ежегодно вкладывают по формуле, которая основывается на ВВП. Чем этот показатель выше, тем больше страна платит. Косвенные взносы. Эти нерегулярные вложения — самые крупные. Как говорится на сайте НАТО, они «поступают, например, когда государство-член выделяет потенциалы и или войска для участия в военной операции и несет расходы, связанные с таким решением». Структура НАТО Структура альянса представляет собой сложную и многостороннюю бюрократическую систему. Ее можно разделить на две категории: гражданскую и военную. Каждое государство-участник имеет место в САС. Он заседает на разных уровнях не реже одного раза в неделю, либо когда в этом возникает необходимость.
Председателем САС является Генеральный секретарь, который помогает членам достичь согласия по ключевым вопросам. Группа ядерного планирования. Она обладает аналогичными САС полномочиями в отношении вопросов, которые касаются ядерной политики Сеть комитетов. Они занимаются необходимыми делами: от политических до технических вопросов. В них регулярно заседают представители государств-участников НАТО и их эксперты. К военной категории относятся: Военный комитет. В случае начала военной операции он состоит из начальников штабов обороны государств-членов НАТО, которые руководят своими вооруженными силами, представляемыми странами на добровольной основе Стратегическое операционное командование. Объединенный союзнический штаб, который руководит на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом.
Трансформационное командование. Руководит трансформацией вооружения в соответствии с новыми технологиями, в том числе кибернетическими Должность главы альянса называется «генеральный секретарь». Он руководит всеми крупными комитетами НАТО, управляет дискуссиями и следит за выполнением принятых постановлений. Он также выступает как официальный представитель организации. У него нет никакой военной роли, так как политические, стратегические и военные решения остаются за командованием стран-участниц. Обычно генерального секретаря избирают из высокопоставленных европейских политических деятелей. Срок службы составляет 4 года, которые могут продлеваться. Из 13 генеральных секретарей по три человека представляли Великобританию и Нидерланды, двое — Бельгию, по одному — Германию, Данию, Италию и Испанию.
Он должен был покинуть свой пост 30 сентября 2022 года, однако из-за ситуации на Украине его полномочия продлили на год. Сейчас действует Стратегическая концепция «Активное участие, современная оборона», принятая в 2010 году. В ней изложены три основные задачи альянса: коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.
Тем не менее, несмотря на то, что Советский союз распался на ряд независимых государств, прекратив своё экономическое, военно-политическое и идеологическое влияние на мировой арене, блок НАТО, не только не прекратил своё существование, но провёл самое мощное расширение на восток за всю свою историю: - 12 марта 1999 в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия; - в 2004-м Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония; - в 2009-м в НАТО вступили Албания и Хорватия; - в 2017-м Черногория; - уже 27 марта 2020-го года полноценным членом североатлантического альянса стала Северная Македония. Таким образом, за 42 года существования Советского союза, в противодействие которому и создавался блок НАТО, только 4 страны вступили в альянс. Военно-политический альянс за эти года продвинулся практически на целую тысячу километров в восточном направлении, подойдя вплотную к территории Российской Федерации, концентрируя у её границ средства современные средства противовоздушной обороны, самолёты, артиллерию, танки и прочее вооружение. Среди определённых социальных групп бытует мнение о том, что военно-политический блок НАТО, это по большей части мирная организация, созданная для защиты стран запада от военных угроз. С 1991 года по 2022 год альянс вел постоянные активные боевые действия. За этот период проведено более 42-х отдельных операций в различных регионах мира. Международно-правовым основанием для операций по принуждению к миру является решение Совета Безопасности ООН. Но руководству НАТО подобные решения не требуются.
На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и.
Документ, под которым стоят подписи и представителей США, и советских руководителей, описывал систему безопасности в Европе, которая тогда являлась «фокусной точкой» для большинства участников международных отношений. Те, кто познакомится с текстом хартии, не найдут там ни одного упоминания ни о НАТО, но и о Варшавском договоре формально он тогда еще существовал в контексте обеспечения мировой безопасности. Что произошло дальше, хорошо известно и довольно печально для многих наших сограждан. Более того, именно с 1990 года начинается период его усиления — состав сил альянса увеличился с тех пор на треть. А две из трех организаций, которым Парижская хартия отвела роль кураторов мировой безопасности, оказались фактически под полным политическим влиянием Североатлантического блока — речь идет об ОБСЕ и Совете Европы. Именно тогда компетенции этих структур серьезно мутировали до обслуживания лишь интересов узкого круга стран — США и их союзников. Только ООН удалось избежать подчинения интересам коллективного Запада. Немалую роль здесь сыграло усиление Китая — страны, официальный представитель которой присутствовал при заключении Варшавского договора в качестве наблюдателя. При этом очевидно, что НАТО застряло в «коридорах» времен холодной войны. И если во второй половине ХХ века альянсу всегда было на что указать в качестве «угрозы всему миру» эта роль была отведена СССР , то сегодня североатлантическому штабу нужно сильно креативить, чтобы придумать нечто подобное советскому «монстру». Леонид Слуцкий. Мы видим действия НАТО — они далеки от оборонительных. В противовес этому Россия постоянно говорит о готовности к сотрудничеству, причем не только заявляет о намерениях, но и предлагает конкретные форматы такого взаимодействия». Саммит «большой пятерки» Ближайшим по времени из таких предложений стала инициатива Владимира Путина о проведении саммита пяти стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН и основательниц организации, озвученная им в конце января этого года в Иерусалиме. Причем провести встречу российский лидер предложил до конца 2020 года, ведь соустраняет ООН от решения самых острых мировых проблем, хотя именно для этого организация и создавалась после Второй мировой войны. И процессы эти на фоне лихорадки, в которую впадает мировая экономика на фоне пандемии коронавируса, становятся все более злокачественными. Именно поэтому Президент России считает необходимым еще раз попытаться договориться, собрав за общим столом переговоров первых лиц. Одним из возможных сроков для проведения саммита «Большой пятерки» называют середину сентября 2020 года. Нужно усиливать роль ООН и обязательность исполнения норм международного права.
Торжество абсолютного милитаризма: 75 лет назад началась история НАТО
Цель новорожденного военно-политического блока исключительно благая — защита ценностей свободы и демократии. В 1954 году, практически сразу после смерти И. Сталина, Советский союз, желая прекратить противостояние со странами альянса, подал официальную заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена. С этого момента можно с уверенностью заключить, что единственной целью альянса было и остаётся - военно-политическое противостояние СССР. Однако, в 1991-м году СССР прекратил своё существование, а появившаяся на его месте Российская Федерация была уже совершенно другой страной: наши рынки открылись, а российское правительство подписало с США договор СНВ-I о сокращении стратегических наступательных вооружений. Страна начала разоружение, а холодная война, казалось бы, окончательно подошла к концу. Тем не менее, несмотря на то, что Советский союз распался на ряд независимых государств, прекратив своё экономическое, военно-политическое и идеологическое влияние на мировой арене, блок НАТО, не только не прекратил своё существование, но провёл самое мощное расширение на восток за всю свою историю: - 12 марта 1999 в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия; - в 2004-м Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония; - в 2009-м в НАТО вступили Албания и Хорватия; - в 2017-м Черногория; - уже 27 марта 2020-го года полноценным членом североатлантического альянса стала Северная Македония.
Таким образом, за 42 года существования Советского союза, в противодействие которому и создавался блок НАТО, только 4 страны вступили в альянс.
Живучий блок. Пережил и СССР, для сдерживания которого создавался при участии недавних союзников в войне с нацизмом. И Варшавский договор, который появился шестью годами позже альянса. Казалось бы, соцлагеря нет.
На этот раз власти предпочли долгосрочные реформы краткосрочному контролю, который все больше выходил за рамки их возможностей. Югославский конфликт и другие одновременные конфликты на Кавказе показали, что спокойствие после «холодной войны» было нестабильным. В 1994 году союзники создали программу «Партнерство ради мира». Партнерам было предложено выбрать собственный уровень участия в Альянсе. На Вашингтонском саммите 1999 года, когда три бывших партнера — Польша, Чешская Республика и Венгрия — заняли свои места в качестве полноправных членов Североатлантического союза, это расширение сыграло решающую роль в укреплении демократии и стабильности в Европе. К концу 1998 года более 300 000 косовских албанцев покинули свои дома во время конфликта между албанскими сепаратистами в Косово и сербскими военными и полицией. Североатлантический союз наносил воздушные удары в течение 78 дней. НАТО разработали новую Стратегическую концепцию. В ней говорилось, что после окончания «холодной войны» мир столкнулся с «новыми сложными рисками, включая угнетение, этнические конфликты, экономические трудности, крах политического порядка, и распространение оружия массового уничтожения». Сегодня в Североатлантический альянс входят 28 государств.
Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой. Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма. Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США. Летом 1948 г. Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г. Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11. В июле 1948 г. Предметом переговоров было заключение Атлантического союза. Руководствуясь интересами национальной безопасности, Вашингтон стремился включить в сферу действия будущего объединения в том числе и государства, обладающие стратегическими плацдармами для размещения американских баз — Норвегию Шпицберген , Данию Гренландия , Португалию Азорские острова , Исландию. В свою очередь в неспокойной международной обстановке конца 40-х гг. Поэтому дальнейшее ускоренное развитие процесса западноевропейской военно-политической интеграции с участием североамериканского элемента было вполне логичным. В сентябре 1948 г. Его председателем был избран фельдмаршал Б. К ноябрю правительства ведущих западных государств в принципе одобрили проект создания американо-западноевропейского альянса как основного направления военно-политической интеграции Запада. Впрочем, переговоры по этому поводу продолжались вплоть до конца 1948 г. Обсуждались в основном два вопроса — об обязательствах по будущему договору и зоне его действия. Наконец, 4 апреля 1949 г. Характеризуя направленность этого союза, американский обозреватель У. Липпманн писал: «В действительности Атлантический пакт и военная помощь преследуют тройную цель: во-первых, увеличить вооруженные силы в Западной Европе до такой степени, чтобы было ясно, что ни одно правительство не может быть свергнуто пятой колонной; во-вторых, заложить основы для договоренностей, в соответствии с которыми Соединенные Штаты сохранят вооруженные силы в Европе после того как мирный договор с Германией будет согласован; в-третьих, создать уверенность в том, что блицкригу можно будет оказать сопротивление так, чтобы у нас было время послать подкрепление»12. В выработке своей блоковой стратегии США уделяли большое внимание достижению идеологического единства со своими союзниками. Атлантический блок виделся в Вашингтоне как всемирный антикоммунистический альянс с определенной идеологической концепцией. Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом. В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит. Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз». В 1944 г. Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции. Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15. Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора. Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16. Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике. Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17. Она была начата в феврале 1951 г. War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии. Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил. Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г. Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г. И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове. Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г.