Новости гештальт подход в психологии

Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций.

Please wait while your request is being verified...

Гештальт в психологии: что это простыми словами. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия.

Гештальт-терапия. В чем суть метода?

Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии. Интро 00:35 - Что такое гештальт? Республиканское общественное объединение «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход» – это профессиональная организация, которая появилось в 2016 году и объединяет различные ветви белорусского гештальта. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания.

Принципы гештальт-терапии

  • «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
  • Гештальт-терапия – мифы и реальность
  • Гештальт vs КПТ / Хабр

Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?

Перечислю некоторые из них: Внедрение новой системы материальной мотивации. Подготовка сотрудников к приходу новой управленческой команды, подходы которой «старичкам» могут показаться революционными. Налаживание коммуникации. Гармонизация рабочей атмосферы. Перечисленное иногда не воспринимается, отвергается или даже саботируется коллективом. Другой блок задач лежит в области конфликтологии — доверие в коллективе, проработка трудных диалогов, снижение напряжения. Управленческая команда со временем обрастает внутренним недовольством и противоречиями, возникающими как на личной, так и на профессиональной почве.

Такие негативные отношения появляются не только между отдельными сотрудниками, но и подразделениями. Только представьте, какая царит атмосфера в таких «непроработанных» компаниях! Сегодня становится очевидным, что для эффективной работы требуется доверие, достичь которого можно через проработку трудных диалогов. С нормализацией этой сферы устраняются проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Гештальтисты готовят такие диалоги бережно, защищая участников, позволяя постепенно погрузиться в глубину конфликта, понять его грани.

Что такое гештальт Слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «образ», «форма» или «фигура». Однако на самом деле это понятие гораздо глубже. Под гештальтом в гештальт-терапии имеется в виду некоторая ситуация из прошлого, которая по каким-то причинам не завершилась, прервалась в середине процесса, и эта незавершенность мешает жить спокойно Марина Ионычева гештальт-терапевт, автор блога «Завершай гештальт» Эксперт привела пример незакрытого гештальта — если расстаться с любимым человеком и не завершить отношения, проговорив обиды и боль, то разлука будет мучительной. Человек будет все время мысленно возвращаться в прошлое, проигрывать в голове диалоги и варианты поведения, а чувства к бывшему партнеру останутся яркими. Если не прожить злость и обиду, эти чувства будут оставаться «на фоне» жизни, то есть присутствовать незримо и влиять на ваше состояние и настроение Марина Ионычева гештальт-терапевт Ионычева уточнила, что все начинается с отношений с родителями и другими значимыми взрослыми.

Ранний опыт привязанности и построения коммуникации люди проносят через всю жизнь. Характер, привычки и убеждения человека — это тоже сформированные, «застывшие» гештальты психики Как понять, что гештальт не закрыт Гештальт-терапевт Юлия Ананьева в разговоре с «Лентой. Такие люди часто не отличают свои настоящие потребности от навязанных в детстве установок или приобретенных во взрослой жизни убеждений, говорит специалист. Отсюда вытекает понятие сценария, когда человек попадает в одну и ту же ситуацию при разных обстоятельствах. Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого. Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца. Можно сказать, что каждые новые отношения — это открываемый гештальт: они имеют начало, какую-то середину и обязательно должны иметь завершение.

С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам.

Работа гештальт-терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать наши потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца.

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами?

Человек воспринимает событие через призму своих убеждений. Мысли человека запускают эмоциональную реакцию, которая влияет на его поведение. Реакция человека обусловлена не столько ситуацией, сколько его отношением к ней. Поэтому так важно осознать свои убеждения и заменить неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением. Эффективное мировоззрение — это осознанные реакции: понимаешь, какой хочешь получить результат и ведёшь себя должным образом. Как происходит работа с психологом Во время сессий психолог учит клиента решать такие задачи: отслеживать свои деструктивные установки и мысли; видеть связь между своими мыслями, эмоциями и поведением; анализировать факты, которые подтверждают или опровергают его убеждения; выстраивать более реалистичную картину мира, основанную на фактах, а не на их субъективной оценке; менять уже существующие негативные убеждения, которые искажают его опыт. Психолог выступает в роли наставника. Он выясняет суть запроса и составляет план работы. Дальше клиента ждут домашние задания и регулярная ретроспектива. Упражнения очень простые, и всё же они помогают изменить убеждения и закрепить новые формы поведения. Итог — человек учится мыслить более объективно и реагировать на ситуации мудро.

Сопутствующие эффекты: психологическая устойчивость, прилив энергии, сил и мотивации. Обычно терапия занимает 10—20 сеансов, встречи происходят 1—2 раза в неделю. В каких случаях эффективна КПТ Тревожные расстройства, в том числе депрессии, вызванные постоянными неврозами. Обсессивно-компульсивные расстройства, когда человек совершает необдуманные поступки из-за навязчивых мыслей. Посттравматический синдром. Панические атаки и различные фобии. Ещё КПТ часто применяют для лечения биполярного и пограничного расстройства личности, а также некоторых форм шизофрении.

Вот некоторые из сфер, где применяется гештальт: Психология: Гештальт-психология изучает процессы восприятия, понимания и организации информации в человеческом сознании. Она помогает понять, как мы воспринимаем и структурируем мир вокруг нас, а также как восприятие влияет на наши мысли, эмоции и поведение. Дизайн: Принципы гештальта играют важную роль в графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне пользовательского интерфейса и других областях дизайна. Они помогают дизайнерам создавать эффективные и привлекательные композиции, обеспечивать удобство использования и улучшать визуальный опыт пользователей. Искусство: Гештальт-подход используется в искусстве для создания эффектов визуального воздействия и передачи эмоций через композицию, форму, цвет и пропорции. Принципы гештальта помогают художникам создавать гармоничные и привлекательные образы, которые вызывают определенные впечатления и восприятие у зрителя. Маркетинг и реклама: Гештальт-подход используется для создания эффективных и запоминающихся рекламных материалов. Принципы гештальта помогают дизайнерам и маркетологам определить, как организовать элементы и структуру рекламы, чтобы привлечь внимание, передать ключевое сообщение и вызвать нужные реакции у потребителей. Образование и обучение: Гештальт-подход применяется в образовательных процессах для помощи в понимании и запоминании информации. Учебные материалы и презентации, основанные на принципах гештальта, могут быть более понятными, легкими для восприятия и запоминания. Коммуникация и презентации: Принципы гештальта используются для создания эффективных коммуникационных материалов и презентаций. Они помогают организовать информацию в логические блоки, сделать ее более удобной для понимания и помогают поддерживать внимание аудитории. Это лишь некоторые примеры сфер, где гештальт-подход находит свое применение. Однако, в целом, гештальт-подход может быть полезным в любой области, где восприятие, организация информации и визуальное воздействие играют важную роль.

Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно. Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства. Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия. Расскажите немного о том, как она работает? Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются. Слышали такое понятие, как телесная память? Человек может забыть, что с ним что-то происходило. Травматичное событие могло произойти в его младенчестве, когда в силу недостаточно развитого мозга и психики он мог просто не осознавать, что случилось. Но тело все помнит. Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна. Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься. В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение. В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом. Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле. Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия. Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям. Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом.

Точно так же мы воспринимаем жизненные эпизоды — как целостные единицы, а не как набор фраз и событий. Теория гештальта во многом посвящена опыту, который мы приобретаем в течение жизни. Наибольший отпечаток оставляют самые юные годы: не зря говорят, что все проблемы из детства. Но дело не столько в самих происшествиях, сколько в реакции на них. Одно и то же разные люди воспринимают по-разному, будь то проблемы на работе, ссора в семье или недопонимание со стороны партнера. На это накладываются черты характера конкретной личности, правила общества, культурные стереотипы. И завершить ситуацию они тоже могут по-разному. Гештальт не всегда связан с травмами или сложностями. По большому счету вся жизнь состоит из незакрытых гештальтов. К таким можно отнести бытовые дела: каждый из нас регулярно забывает помыть посуду или вынести мусор, а некоторые — и коммуналку оплатить. Но это не оказывает существенного влияния на жизнь, если только в раковине не накапливается гора немытой посуды, а за неоплаченный счет не набегает огромный штраф. Советская ученая Блюма Зейгарник известна за достижения в другом психологическом направлении патопсихологии , но и в гештальт-терапию она внесла вклад. Зейгарник экспериментальным путем убедилась, что официанты прекрасно помнят заказы, которые еще не были оплачены, но легко забывают о тех, которые уже выполнили. После этого ученая предположила, что мозг гораздо лучше фиксирует прерванные действия, так как сохраняется мотивационный фактор памяти. Проще говоря, нам нужно помнить те дела, которые мы еще не сделали, а закрытые вопросы — можно забыть. Это явление получило название «эффект Зейгарник». Как закрыть гештальт Закрыть гештальт — это значит проработать ситуацию, чтобы она перестала быть триггерной. Для этого совершенно необязательно заново ее восстанавливать, во многих случаях достаточно лишь понять причину. Это уже первый шаг к решению проблемы, а дальше можно поступить по-разному. Одним удобнее проговорить все с терапевтом, другим — выплеснуть эмоции на бумагу, третьим — воспользоваться техникой пустого стула.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии.

Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта

Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра. Важно, чтобы человек сам захотел и пришел в психотерапию по своей воле. Результаты могут быть менее эффективными, если человек обращается к психотерапевту из-за того, что кто-то на этом настаивает. Встречи проходят 1 раз в неделю. Длительность психотерапии в гештальт-подходе определяется индивидуально. Этот вопрос можно обсудить с терапевтом перед началом работы. Научные исследования эффективности Научная эффективность гештальт-терапии подтверждена неоднократно. Например: — Исследование по лечению депрессии гештальт-терапией; — Анализ сильных и слабых сторон программы краткосрочной гештальт-терапии наркозависимых пациентов.

Поставьте ей ниже лайк. Подписаться Я даю согласие на обработку персональных данных.

При этом гештальт-психолога интересуют не все характеристики, а лишь те, которые не позволяют удовлетворить значимые потребности клиента. Цели гештальт-терапии Основную цель гештальт-терапии можно обозначить как расширение осознания. Психологами доказано, что большая часть наших проблем возникает из-за того, что подлинное осознание реальности как бы подменяется интеллектуальным. Зачастую у нас складываются неверные представления о других: мы что-то ждем от них, сами себе «придумываем» их отношение к окружающему. Наши ложные представления затуманивают реальность и не позволяют нам получить полное удовлетворение от жизни. Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта.

Работа гештальт-психолога направлена на достижение ясности сознания у человека: если он будет правильно воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, то сможет быстро и, самое главное, самостоятельно решить все свои проблемы и наслаждаться жизнью. В процессе терапии человек учится осознавать себя: свои истинные чувства и желания, телесные процессы и мысли. Кроме этого, он начинает правильнее воспринимать окружающий мир и других людей. Гештальт-терапия не дает мгновенного результата, да и она не стремится к этому. Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг. Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации.

А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве.

Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.

Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания.

В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод.

Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью.

Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас.

То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект.

Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно.

Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне.

И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания.

Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс.

В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно. Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия.

Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей. Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование. Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу.

На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности. Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение.

В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта. И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный. С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем. Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет.

Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты.

То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов. Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса.

Как и любой другой метод в психологии она опирается на что-либо. А если точнее, то на представления о человеке, психике,и, главное, на психологические проблемы. Главная задача гештальт-терапии — найти пути решения возникшей проблемы. Для начала необходимо разобраться, что же такое проблема?

Существует множество определений данного слова. Однако, вот наиболее распространенное понятие: проблема — это положение дел или условия, создающие определенные затруднения и побуждающие человека к действию. Все это связано с недостатком или избытком чего-то в нашем сознании. Так как избыток и недостаток каждый из нас определяет сам для себя, то и решать есть у вас, вообще, какая-либо психологическая проблема решать только вам. На мой взгляд, нет таких людей у кого нет проблем. Они есть у всех и всегда. У кого-то более мелкие, у кого-то грандиозные. Каждый из нас сам решает каким образом ему решать свои проблемы: самостоятельно, с помощь друзей или прибегнуть к помощи психологов психотерапевтов. Вернемся к самому подходу. Гештальт-подход подразумевает рассмотрение человека как целостного организма, наделенного способностью к саморегуляции.

Одна из самых важных основ природной саморегуляции — эмоции чувства. Другими словами, чувства — маркеры потребностей человека. А жизнь — это сложный процесс по удовлетворению наших потребностей. Есть первичные потребности, а есть вторичные. Первичные — еда, сон, собственный угол. Вторичные — отдых на море, машина, семья. То есть без вторичных потребностей человек спокойно проживет, просто получит минимум удовольствия от жизни. Если копать глубже, то потребность — это основной смыслообразующий фактор восприятия. В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром.

Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен.

Кому подойдет гештальт-терапия?

  • Ольга Некрасова
  • Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
  • Незавершенный гештальт это...
  • Что такое гештальт и как его наконец закрыть

Возникновение и развитие школы гештальт-психологии

  • Основы гештальтпсихологии
  • Еще раз о гештальт-терапии
  • Гештальт vs КПТ / Хабр
  • Что такое гештальт и как его наконец закрыть
  • История гештальт-психологии
  • КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы

Что такое гештальт и зачем его закрывать

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и психоанализ – это три различные формы психотерапии, каждая из которых имеет свой уникальный подход к лечению и имеет полярно разные техники.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.
Гештальт-терапия - что это такое | Академия СНТА Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций.
Что такое гештальт и как его закрыть Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее.

Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»

Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна. Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься. В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение.

В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом. Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле.

Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия. Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям. Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом.

Все это — сигналы. Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело. И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента. Хочется у увлеченного своим делом человека спросить: что кроме психологии во всех ее проявлениях Вас наполняет?

Я люблю шить одежду, и когда у меня выдается свободное время, занимаюсь этим. Создаю простые и комфортные вещи. Могу по итогу их даже не носить, но сам процесс меня вдохновляет. Шитье для меня — медитация.

Погружаясь в этот процесс, я отключаюсь от всего, и тоскую, когда не хватает времени сесть за машинку. Второе хобби — декупаж. Люблю украшать вещи. Недавно появилось новое увлечение: роспись по ткани.

Мне нравится придумывать какие-то образы, использовать подручные средства, штампы, трафареты. Сначала рисуешь основу и потом с этим играешь: что-то дорисовываешь, где-то дополняешь цвета. Что еще дает мне мощный ресурс? Встреча с группами.

Будучи преподавателем в университете, я получала огромное удовольствие от работы со студентами. Это был настоящий взаимный обмен, после которого хотелось творить, становиться лучше, читать, узнавать новое. Семья — это априори. Здесь я черпаю много энергии, общаясь с детьми, мужем, родителями, сестрами.

Очень вдохновляют встречи с друзьями. После них хочется творить. Удивительно, но здесь в Саудовской Аравии я нашла замечательную подругу — очень близкого по духу и уникального человека. Если честно, в моей жизни очень много людей, про которых я могу сказать: потрясающий, уникальный, талантливый, необыкновенный.

Не знаю, моя ли это индивидуальная особенность или приобретение, появившееся благодаря гештальт-терапии, — замечать прекрасное в других. Бережно и внимательно. Мы живем здесь почти пять лет по причине работы мужа. Он — ученый, математик — был приглашен в один из крупнейших вузов Саудовской Аравии King Abdullah University of Science and Technology.

Для меня жизнь в другой стране — что-то совершенно новое и вдохновляющее. Особенно удивительно то, что я, автор диссертации, тема которой связана с межкультурным взаимодействием, оказалась в университетском городке, где живут представители более чем 140 стран. Детям здесь тоже прекрасно. Обучение проходит в школе с международной программой.

Атмосфера очень дружественная. Здесь нет даже мысли о том, что может произойти какой-то буллинг, насилие, обесценивание. Система построена на поддержке ребенка со всех сторон. Детям не указывают бесконечно на их ошибки, а хвалят за все, что они делают, мягко указывая на моменты, которые можно доработать, улучшить.

Вдруг кому-то они смогут открыть дорогу в интересную тему. Ирвин Ялом. Ялом, конечно, не гештальт-терапевт, а экзистенциальный терапевт, но я знаю, что его книги — это экземпляры с полки подавляющего большинства гештальт-терапевтов. К тому же, в гештальт-терапии заложен достаточно приличный кусок экзистенциальных идей.

Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд «Освобождение от созависимости» Эта книга тоже написана достаточно понятным языком и будет полезна не только психологам, но и любому человеку. Вы узнаете, что созависимость — это побочный эффект нашего патриархального уклада жизни, на многие вещи откроются глаза... После прочтения жизнь не может не измениться.

Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого.

И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной? Ну да… Т.

И что ты хочешь сказать мне о себе? Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я — некрасивая… Т. А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно. Да… Т.

Для меня это один из показателей хорошей конфы. Успехов организаторам в дальнейших конференциях! Это становится доброй ежегодной традицией, но если в прошлом году я выступал в четверг в блоке студентов, то в этом году переместился в блок выпускников рядом с Н.

Кошиц-Нешковой, Т. Беляевой, К. Конференция онлайн.

Пример второй: гештальты из детства.

Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит?

Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас.

Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно. А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно.

Мы то витаем в постоянных воспоминаниях о прошлом, то живем мечтами о будущем. Машины времени у тебя нет: значит, увы, ничего сделать нельзя, остается только вздыхать об упущенных возможностях. Гештальт терапия предлагает принципиально другой метод управления своей жизнью. И чтобы принять его и найти силы жить здесь и сейчас, да еще и получать от этого удовольствие, нужно немало поработать над собой.

Когда стоит обратиться к гештальт терапевту, и как проходит сеанс терапии Гештальт подход подойдет тем, кто хочет: научиться управлять своими эмоциями; разрешить проблему, которая давно беспокоит; быстро справляться со стрессовыми ситуациями, тревогой, эмоциональным выгоранием ; развиваться и перевести свою жизнь на качественно новый уровень; научиться легко принимать решения; избавиться от постоянных сомнений в своих силах; развить в себе творческое начало; избавиться от фобий; справиться с последствиями физического или эмоционального насилия. Особенно эффективна гештальт психология для тех, кто испытывает сложности в общении и эмоциональные проблемы гнев, страх, тревога, депрессия, агрессивность и пр. Терапия бывает индивидуальной и групповой. Как ты проживаешь тот или иной опыт?

Конечно, психолог не скажет тебе: вот твоя проблема такая-то, закрыть гештальт нужно так-то. Он только поможет научиться правильно мыслить, чтобы ты самостоятельно нашел выход.

Что такое гештальт и как его наконец закрыть

Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Гештальт-психология представляет из себя научную школу психологии, немецкого происхождения. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы.

Что такое гештальт-терапия, и как она работает?

Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь.

Что такое гештальт простыми словами?

Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем. Гештальт — это единица сознания, целостная образная структура. Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха. Зрительное восприятие — ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения. Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем. Законы гештальтпсихологии Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры. Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству. Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы. Закон замыкания заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре : когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности. Принципы гештальта Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость все, что рядом, воспринимается вместе ; Схожесть все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе ; Целостность восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности ; Замкнутость приобретение фигурой формы ; Смежность близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое ; Общая зона принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом.

Гештальт — качество Термин «гештальт—качество» нем.

Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства.

Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз. Незавершенность гештальта — понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению.

Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала. Незавершенный гештальт: резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам; незавершенная работа. От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт.

Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации. Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей. Терапевт использует её, когда замечает, что у человека есть две противоположные точки зрения. К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен. Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах. Тогда у человека появляется возможность выбора.

Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле. Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать. Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями. Результат гештальт-терапии Результат гештальт-терапии — успешная адаптация человека к миру, потому что человек в гештальт-подходе рассматривается как часть среды. Основное направление работы гештальт-терапевта — это защитные механизмы. Всем знакома фраза «закрыть гештальт».

Но в этом подходе нет задачи закрыть все гештальты в психике одного человека. Специалист работает именно с теми процессами, которые начинают нарушать адаптацию. При дискомфорте и неудовлетворённости от жизни работа идёт в сторону восстановления адаптации. Генетически у людей есть набор защитных механизмов, которые помогают справляться со средой и выживать в ней. Если ребёнок часто слышал фразу «не высовывайся», он не станет лишний раз себя демонстрировать и будет комфортно себя чувствовать с такой привычкой. В будущем этот механизм может мешать, например в карьерном продвижении. Тогда терапия научит справляться с этим.

Читайте также: Сколько длится терапия? Если человек приходит для разрешения конкретной ситуации, то может хватить 8—10 сессий.

Говоря научным языком, это сорванный цикл контакта. Говоря по-простому, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки.

Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий