Массовый выпуск сказок и былин, переписанных по указанию партии, а также экранизация некоторых из них, сделали свое дело, закрепив былинных героев в сознании обывателей за Малороссийскими территориями. запорожцев с. В чем проявляется народный характер повести Героев запорожцев с былинными богатырями роднит. Сходство запорожцев с богатырями: они также могучи и без чувства страха, и те и те патриоты и очень сильно любят свою Родину. Правильный ответ на вопрос«В чём сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? » по предмету Литература. запорожцев с былинными богатыми?
Наша библиотека
Какое событие произвело на Андрия наибольшее впечатление во время обучения в семинарии? А получение аттестата Б встреча с красавицей-полячкой В наказания розгами 8. О ком идёт речь? Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
Задание группам: 1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Как вы думаете, как автор относится к Андрию? Как относится к смерти?
Выскажите свою точку зрения о смерти героя. Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью» 6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.
ИТОГ: - Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, прочий - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи.
А Андрей, младший брат , уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной. Однако далеко не все из них смогут ответить, кого можно назвать равнодушным человеком? Я считаю, в этом незнании кроется проблема общества, где становится нормой пройти мимо страдания и горя, не помочь даже советом и утешением. Ответ же на этот вопрос не так сложно найти, ведь русская литература богата примерами того, что можно назвать индифферентным отношением к миру и его обитателям. В повести Гоголя «Шинель» примеры безразличия говорят сами за себя.
Молодые чиновники не дают старому сотруднику их ведомства покоя, издеваются над ним, и все забавы ради. Юноши не задумываются, какую боль причиняют они своим поведением этому кроткому и безобидному человеку. Акакий Акакиевич ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение, ведь по натуре он тихий и робкий чудак, который любит переписывать бумаги. Однако общество ополчается против него лишь за то, что он не может постоять за себя. Безразличное отношение начальства к беде подчиненного тоже ставит читателя в тупик: как можно терпеть такое хамство? Вот таких людей, которые глухи к чувствам окружающих, которые беззастенчиво оскорбляют героя потехи ради, можно назвать равнодушными.
Не менее безнравственно поведение «значительного лица» из той же повести. Чиновник, желая порисоваться перед приятелем, распекает Башмачкина, который пришел с просьбой найти украденную шинель. Он не хочет понять, что человек живет в нищете, и для него эта вещь бесценна. Он безжалостно выгоняет героя, пришедшего за своим естественным правом — защитой закона.
И в былинах именно об этом и говорится. Прототипы их жили в разных древнерусских городах. Но Муром и Ростов находятся на территории нынешней России, поэтому украинским специалистам пришлось прибегать к нестандартным версиям происхождения их персонажей. Местом родины Муромца они предлагают считать село Моровск в Черниговской области. А Алешу переселили в город Пирятин Полтавской области.
Версии эти возникали и раньше, их подробно рассматривали и обсуждали историки. Но доказательная база у них оказалась весьма хлипкой, а конъюнктурные мотивы слишком очевидными. Тем не менее, на Украине именно эти маргинальные версии принято считать основными.
Очень необходимо! Пожалуйста, В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?
Пожалуйста, не надо теснее из готовых вставлять!
Тест по повести Гоголя «Тарас Бульба»
1. «Песнь о вещем Олеге». 8. Героев –запорожцев из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с былинными богатырями роднит: ение к славе 2. физическая сила. 3. героическая борьба за свободу и независимость Родины. «На землях Киевской Руси, будущей Украины, эти былины существовали устно, а потом вообще растворились в других жанрах, а записали их именно в России», — рассказывает «24 канал». 7. Героев – запорожцев из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с былинными богатырями роднит: ение к славе 2. Физическая сила3. Богатырь сражался против печенегов и половцев. П н рыбниковым четырехтомник с 200 былинными текстами в 1119—1129 — педагог Карловацкой детали. Ставрополь, епархия М Н Корицкого, 1197 г В вещательном захоронении на месяце изображена книжка Национального плата Украины — картезианские частицы. В чем мораль былин об Алёше Поповиче? Почему он самый слабый былинный богатырь? Как Алёша Попович спас Киев от Змея Тугарина? Рассказывает доктор философских наук, исполняющий обязанности ректора МГУ.
Презентация, доклад на тему Повесть Гоголя Тарас Бульба
Герои и патриоты своей земли предстали перед вами в повести Н. Гоголя, которую вы внимательно читали дома и о которых мы говорили на уроках литературы. Сегодня вы вспомните героев и их деяния. Конкурс — Представление газет, выполненных учащимися дома. Конкурс - «Ты — мне, я — тебе». Вопросы по содержанию повести. Героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» Остап.
Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы».
Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них. В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит борьба за свободу и независимость Родины; Разумеется герои Гоголя воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Напишите цитаты Тараса Бульбы. Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты.
Остап - Слышу! Тарас Бульба - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Экой ты смешной какой! Как проявляется в повести её народный характер? Подготовьте к выразительному чтению речь Тараса о товариществе. Насколько близки вам мысли, выраженные в ней? Если вам понравился этот текст, попытайтесь сами подготовить небольшую «речь» - «Обращение к друзьям», в котором выразите свои суждения, своё отношение к чувству дружбы и братства. Как в былины и исторические песни включаются плачи и упоминания о хищных птицах, которые слетаются на поле боя, так и Гоголь включает в свою повесть подобные строки: «Червонели уже всюду красные реки; высоко гатились мосты из казацких и вражьих тел.
Взглянул Тарас на небо, а уж по небу потянулась вереница кречетов. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Не ослабела ли козацкая сила? Не гнуться ли козаки? Однако далеко не все из них смогут ответить, кого можно назвать равнодушным человеком? Я считаю, в этом незнании кроется проблема общества, где становится нормой пройти мимо страдания и горя, не помочь даже советом и утешением. Ответ же на этот вопрос не так сложно найти, ведь русская литература богата примерами того, что можно назвать индифферентным отношением к миру и его обитателям. В повести Гоголя «Шинель» примеры безразличия говорят сами за себя.
Молодые чиновники не дают старому сотруднику их ведомства покоя, издеваются над ним, и все забавы ради. Юноши не задумываются, какую боль причиняют они своим поведением этому кроткому и безобидному человеку. Акакий Акакиевич ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение, ведь по натуре он тихий и робкий чудак, который любит переписывать бумаги. Однако общество ополчается против него лишь за то, что он не может постоять за себя. Безразличное отношение начальства к беде подчиненного тоже ставит читателя в тупик: как можно терпеть такое хамство? Вот таких людей, которые глухи к чувствам окружающих, которые беззастенчиво оскорбляют героя потехи ради, можно назвать равнодушными. Не менее безнравственно поведение «значительного лица» из той же повести. Чиновник, желая порисоваться перед приятелем, распекает Башмачкина, который пришел с просьбой найти украденную шинель.
Он не хочет понять, что человек живет в нищете, и для него эта вещь бесценна. Он безжалостно выгоняет героя, пришедшего за своим естественным правом — защитой закона. Значительному лицу абсолютно все равно, что будет с тем, кого он унизил из-за собственного тщеславия. А без теплой одежды Акакий Акакиевич простужается и заболевает горячкой, которая сводит его в могилу. Конечно, чиновник узнает о случившемся и раскаивается в содеянном. Но едва ли это кого-то спасает от уже случившейся смерти. В образе этого должностного преступника сквозит холодом мрачный и равнодушный к судьбе маленького человека Петербург, где среди роскоши дворцов сотни людей не могут позволить себе одежду. Таким образом, безразличие проявляется в самых респектабельных людях, которым в отдельных случаях даже не чуждо сострадание.
Однако эти «отдельные случаи» не отменяют общей закономерности — равнодушный человек всегда ставит свои желания и капризы выше судеб других членов общества, и даже вспышки отзывчивости не заставят его учесть интересы общества в следующий раз, когда очередной маленький человек будет нуждаться в помощи, но не получит ее.
Бытовая специфика Сечи и её моральный уклад помогает воспитывать юношество при помощи опыта, при этом развивая в них наилучшие человеческие качества. Казаки и кошевые в отношениях руководствуются принципами справедливости и человечности, прежде всего. Высокое положение кошевого не подразумевает под собой слепого подчинения ему. Кошевой в этом укладе выступает в роли не как хозяин общества, а как слуга, и его целью является руководить народом на войне, но в мирное время служить ему.
Здесь любой запорожец, любой казак может получить звание кошевого с также легко, как и лишиться его. Запорожская Сечь, как её изобразил Гоголь на страницах повести «Тарас Бульба», изображена для читателя местом, где царит равенство, вольность и великодушие. Условия быта и специфика обитателей Сечи качественно и правдоподобно описывает мужественный, свободолюбивый, честный и правильный характер народа. Здесь каждый человек воспитан так, что интересы родины, земляков, независимость, справедливость становятся превыше всего. Естественно, такое своенравное устройство Сечи не лишено и слабых сторон.
Наравне с высокими моральными качествами казаков, Николай Васильевич реалистично отображает сравнительно небогатый культурный уровень обитателей Сечи, приверженность бытовым привычкам, рутине, которые проникают во все сферы жизни народа. Гоголь не старается идеализировать устройство и жизнь Сечи, он показывает её читателю такой, какая она исторически сложилась и существовала. Восхваляя сильные подвиги казацкого народа, Николай Васильевич не стремится их приукрасить и идеализировать. Он не умалчивает и том, что храбрость, сила, лихость запорожцев в реальности переплеталась с беззаботностью и разгульным способом жизни, а героические поступки шли тесно с беспощадностью. Особенно надо отметить главную фигуру произведения, человека, вокруг которого разыгрывается весь сюжет — Тараса Бульбу.
Писатель создал его олицетворением наилучших черт народного нрава того времени. Этот воин, объединил самые яркие характеристики казачества. Тарас Бульба — отважный казак, борец, герой. Бесстрашный взор, мужественное лицо, характерная трубка и казацкие усы — таким выходит он к нам со страниц книги. Тарас полностью отдаётся казацкой жизни, поскольку он преданный защитник своей земли.
Главным для него всегда остается верность родине. При создании образа Бульбы, Николай Васильевич не думает изобразить идеал. В нём намешана нежность и грубость, большое и малое. Гоголь всегда восхищался героическими чертами характера. Именно так и изображен Тарас.
Таким описывает Гоголь то время и тот народный характер. Запорожские казаки для автора и читателя становятся примером устройства людского общества, которое держится на принципах гуманности, братства и справедливости. Не зря повесть Гоголя пользуется невероятной популярностью у читателя по сей день. Ответ оставил: Гость Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь.
Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства. Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей. Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни. Во-вторых, преувеличивается их сила «там, где прошли незамайновцы - там и улица, где поворотились - там уж и переулок». В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей.
Цитатный план речи о товариществе глава IX.
Но нет, все гораздо проще. Речь идет о двух книжках для детей младшего и среднего школьного возраста: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Богатырские русские сказки». Они официально запрещены для ввоза на территорию Украины. Впрочем, бороться с книгами Киев начал не сегодня.
Краткое содержание по главам «Тарас Бульба»
Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос. В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? Очень необходимо! Пожалуйста, не надо теснее из готовых вставлять! 9 лет назад 300 запорожцев, участников "антимайданного" митинга 6 часов стояли в кольце беснующихся нацистов. Их закидывали камнями и палками, яйцами и пакетами с мукой. В чем мораль былин об Алёше Поповиче? Почему он самый слабый былинный богатырь? Как Алёша Попович спас Киев от Змея Тугарина? Рассказывает доктор философских наук, исполняющий обязанности ректора МГУ. Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос. Главные герои сказки электроника. Розповідь про Езопа (5-7 речень).
Страница 237 — ГДЗ по Литературе для 7 класса Учебник Коровина, Журавлев, Коровин Часть 1.
9 лет назад 300 запорожцев, участников "антимайданного" митинга 6 часов стояли в кольце беснующихся нацистов. Их закидывали камнями и палками, яйцами и пакетами с мукой. Смотреть ответы с объяснением на задание Часть 1 странице 153 по литературе 7 класс Коровина ФГОС, Журавлев 2023 Часть 1, 2. В чей сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? Подготовьте к выразительному чтению речь Тараса о товариществе, составив предварительно цитатный план.
Страница 237 — ГДЗ по Литературе для 7 класса Учебник Коровина, Журавлев, Коровин Часть 1.
Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос. 6. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит: а) борьба за свободу и независимость Родины. "Согласно географическо-историческим исследованиям, богатыри древних былин действительно жили на территории Украины. Массовый выпуск сказок и былин, переписанных по указанию партии, а также экранизация некоторых из них, сделали свое дело, закрепив былинных героев в сознании обывателей за Малороссийскими территориями. Новости. Контактная информация. Фотогалерея.
Тесты по творчеству Н.В.Гоголя (5 – 9 классы)
Главная цель казаков-это защита народа и Отчизны от врагов, богатырская сила помогает им в этом. Сила земли передаётся героям казакам,она их вдохновляет на подвиги,их души распахнуты,как поля,а сердца наполнены отвагой и мужеством,они гордые,как могучие дубы,которых не сломить ветрам и грозам. Как и богатырям,им помогает матушка природа. Цитатный план.
Поднимая боевой дух казаков,многие из которых шли на последний бой,Тарас выступает как духовный лидер,готовый отдать свою жизнь за Родину,но не бросить товарищей в бою. Взаимовыручка и взаимопомощь-это основные понятия товарищества запорожских казаков. Нет уз святее товарищества!
Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать.
Как и богатырям,им помогает матушка природа. Цитатный план. Поднимая боевой дух казаков,многие из которых шли на последний бой,Тарас выступает как духовный лидер,готовый отдать свою жизнь за Родину,но не бросить товарищей в бою. Взаимовыручка и взаимопомощь-это основные понятия товарищества запорожских казаков. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!..
Никому, никому!..
Пространство и время в литературе. Николай Алексеевич Некрасов. Афанасий Афанасьевич Фет. Мало одной жизни. Чёрный бархатный шмель. Приход весны. Анализ стихотворения «Благовест». Анализ стихотворения.
Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить. Для этого будем заполнять таблицу. Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу. Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?
А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн — описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера. Прочитайте первый бой братьев. Для Андрия? Под стенами города. В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом? Что заставило его остаться?
Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы: - Какие качества Остапа сказались в его последний час? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия». Гибель Андрия — это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже. Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив. А Остапа?
Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры. Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами. Задание группам: 1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Как вы думаете, как автор относится к Андрию? Как относится к смерти? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.
Попытайтесь выступить в роли его защитника.
Как вы восприняли развязку отношений Аси и Н. Рассказ господина Н. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя.
Это помогает читателю максимально близко ощутить эмоции и переживания повествователя. Из героев вызывают симпатию Гигин, Ася. Он искренние, открытые, добрые личности. Развязка отношений вызвала грусть от того, что герой упустил свое счастье. Что создаёт поэтическую атмосферу этой повести, почему «от неё веет душевной молодостью» Н.
Поэтическую атмосферу повести создают: Повесть очень музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе. Прекрасные описания природы, и портретов героев, которые помогают лучше понять состояние героев. Как и под влиянием каких условий развиваются отношения между тремя молодыми людьми? Молодые люди встречаются во время отдыха в Германии. Услышав русскую речь автор повествования знакомится с Гигиным и его спутницей Асей, которую он представляет своей сестрой.
Они быстро сближаются, так как Гигин вызывает симпатию у рассказчика - он не похож на остальных русских на отдыхе, и вместе проводят время, гуляют, изучают красоты немецкого Рейна. Чем Ася выделяется из окружающей среды? Как её «странности» воспринимают брат и Н. В начале повести героиня — загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться».
Господин Н. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина». Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника.
Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь. Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н.
Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда. С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».
Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно. Гагин относится к своей сестре очень внимательно, заботливо, терпимо переносит ее странности и прощает ей все ее причуды.
Гагин -мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Аси в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке. Как возникает и проявляется у Аси чувство к Н. Чем он мог привлекать эту необычную девушку?
Оправдалось ли мнение Га-гина: «У ней ни одно чувство не бывает вполовину»? Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. Она влюбляется в Н. Сама Ася впервые сталкивается с таким чувством и, поэтому Н. Анна думала, что встретила любовь всей своей жизни и была готова посвятить ему свою судьбу.
Мнение брата о девушке оправдалась — Ася полюбила пылко и преданно, впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала.
Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... В чём причина столь неожиданной развязки отношений Аси и Н. Кто, по-вашему, виновен в несостоявшейся любви? Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего.
В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно». Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось.
Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна». Почему Н. Что в его поведении и судьбе объясняет фраза: «У счастья нет завтрашнего дня»? Герой сам виновен в том, что упустил свою настоящую любовь, он слишком поздно это понял.
Трех богатырей объявили украинскими воинами
Мачеха прогнала панночку, потому что: а девушка перерубила ей руку-лапу; б девушка узнала о ней правду; в колдунья хотела, чтобы сотник любил только ее. Голова был человеком: а суровым; б злым; в простодушным. Левко узнал ведьму, потому что: а тело ее не так светилось, как у остальных, а на лице сверкнула злобная радость; б она медленно, устало передвигалась; в у нее была перевязана рука. В сцене пробуждения Левко описано: а сказочное событие; б обычное пробуждение ото сна; в редкий но вполне реальный случай. Образ головы отождествляется с: а безнравственным отношением к женщине; б несправедливым отношением к молодому поколению; в грубой, беззаконной властью.
Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев. Центральная фигура картины — кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Все: поза, одежда — говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым. Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели — защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов.
В центре картины — небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте. Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину. Комментированное чтение страниц повести. Прощай, наша мать!..
Остап же храбр, но предусмотрителен». Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни — защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем… Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания именно так было в бурсе! И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.
Подведение итогов урока. Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 глав повести. Цели: совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать умения делать выводы и обобщения; формировать чувство патриотизма, национального самосознания. Ход урока II. Работа по новой теме анализ 7-й гл. Аналитическая беседа по вопросам. Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.
Выбрать реплики казаков и ляхов. Да уж и не сказали… — Почему не сказали? Почему казаки выбрали именно его? Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же — несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев. Татары напали на Сечь, забрали весь скарб имущество. Одних казаков перебили, других увели в плен.
Один остаюсь! Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию. Домашнее задание: подобрать материал для характеристик героев повести Т. Бульбы, Остапа, Андрия. Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл. Изучение новой главы. Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся.
Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди. Комментированное чтение речи Тараса. Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони.
И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос. Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…» Задание: описание внешности Андрия. Своих, чертов сын, своих бьешь?.. Остап, не поддавайся!.. Троекратные повторения. Описание женского горя. Описание боя.
Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — там уж и переулок». Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине. Изучение новых глав. Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом. Задание: чтение гл. Анализ главы 10.
Задание: пробуждение тараса. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни. Анализ главы 12.
Художник жизни. Писатель мировой славы. Круг детского чтения.
Человек в футляре. Составление теста. Участники проекта. Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Капитанская дочка. Чехов в школе.
Чехов в год окончания гимназии. Составление иллюстрации. Евгений Онегин. Народные праздники в произведениях русских писателей и поэтов. Последнее средство. Лето Господнее.
Вербное воскресенье. Песни и крики. Прошла «верба». Праздничное время. Иван Купала. Народные приметы.
Немало воды утекло с того далекого времени. Вечер накануне Ивана Купала. Великая Суббота. Народные праздники. Сколько лет главному герою. Продолжи фразу.
Прочитайте отрывок. Где работал Юшка. Героика ветхости. Платонов о себе. Чтение и анализ рассказа «Юшка». Цель урока.
Работа с эпиграфом урока. Прочитайте начало рассказа. Андрей Платонович Платонов. Выразительное чтение стихотворения А. Начало пути. Как взрослые относились к герою рассказа.
Узнай героя. Как вы понимаете слова героя. Официально-деловой стиль речи. Художественный стиль речи. Представленные материалы. Герой России.
Составление пунктов плана. Какова его внешность? Старый Тарас — типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст.
На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!..
Вот так колоти всякого… Никому не спускай! Тарас — сын боевого и трудного века, вся жизнь его — постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!
Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на сечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам! И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем. Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным — любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника.
Только поистине героическая натура способна на такое. Тарас, тонкий знаток человеческой души психолог , понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе! В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».
Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила?
Не гнутся ли казаки? Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу! Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце.
Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: « В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. Не побежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни.
Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! У берега не было погони! Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом. Чтение наизусть близко к тексту речи Тараса.
Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? Это речь перед запорожцами главного героя повести — Тараса Бульбы. Основная ее мысль — прославление Русской земли, товарищества, русской души.
Тарас Бульба — настоящей патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? Это авторская характеристика героя.
Писатель выделяет главное в натуре Тараса — его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом. Составление плана характеристики Тараса Бульбы простой и цитатный , обсуждение плана, предложенного учителем.
Основная часть. Тарас Бульба — сын боевого и трудного времени. Бессмертие повести и ее героев. Корректирование планов, составленных учащимися.
Заключительное слово учителя. Два великих художника прошлого: писатель Н. Гоголь и живописец И. Репин — посвятили свои произведения Запорожской Сечи.
Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков. П овесть «Тарас Бульба» — не первое произведение Гоголя, где автор коснулся изображения истории и национального колорита. Но, в отличии от остальных творений, в «Тарасе Бульбе» акцент делается именно на человеческом факторе, на народных чертах характера. В рамках реализма Гоголь прибегнул к пересказу истории путём рассказа о судьбе народа.
Именно люди выступают здесь, своего рода, двигателем истории. На страницах повести «Тарас Бульба» нас встречают народные герои , которые самоотверженно сражаются за свою историю, за свои права и независимость.