Список лучших книг автора Федор Достоевский, биография автора, рейтинг и чтение онлайн книг в электронной библиотеке Достоевский очень широко использовал реальных прототипов в своих произведениях. Список лучших книг автора Федор Достоевский, биография автора, рейтинг и чтение онлайн книг в электронной библиотеке О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
"Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. «Идиот» — произведение, в котором Достоевский пытался осуществить свою мечту — написать книгу о хорошем человеке. «Достоевский знакомый и незнакомый», «Произведения Достоевского в восприятии читателя XXI века». Создание буктрейлера по произведению способствует более глубокому, вдумчивому его прочтению. Известные произведения Достоевского. Популярные авторы. Чтобы обсудить бессмертное произведение и окунуться в загадочный мир Достоевского, Аглая Набатникова пригласила творцов, много работавших с материалом Достоевского: режиссера Владимира Хотиненко и актрису Екатерину Гусеву.
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
А дальше он просто подсчитал, какие из них упоминались чаще всего. Очень классная задумка, которая нивелирует множество субъективных моментов. А теперь самый главный вопрос. Какая книга оказалась на верхушке рейтинга? Еще раз подчеркнем, что в каждом индивидуальном списке первое место могло быть разное кстати, возможно, там вообще места не выделялись , но в итоговом хит-параде лидером стала просто та книга, которую чаще всего включали в эти списки.
Барабанная дробь! Причем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя — так заявили организаторы. Кто был этим преследователем, так и осталось неизвестно, потому что все остальные книги не стали ранжировать. Их просто представили списком в алфавитном порядке.
Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика. И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях. Убит глава семейства Федор Карамазов. Как описывает его сам Достоевский — мерзкий, жадный и гнусный старик.
И к повестям и рассказам Чехова это также относится. Предлагаю список «100 лучших книг для русского менталитета», который включает данный список, и кое-что ещё… Каждая 5-я книга относится к поэзии. А книги через запятую указывают на то, что эти книги могут быть под одной обложкой в российских издательствах. Ведьм хотим экономить и время и деньги.
Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».
Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях. Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя.
В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма. Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует.
Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» в частности, главы «Великий Инквизитор», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Бесы». Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом.
Смотрите также
- Достоевский и Булгаков стали самыми популярными русскими классиками среди россиян в 2023 году
- Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского | Государственная библиотека Югры
- О компании
- Достоевский в мире
Один на страну
- Топ 100 лучших книг русской классики
- Главные романы Ф. М. Достоевского
- 11 самых лучших произведений Фёдора Достоевского по алфавиту
- 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского - Рейтинг 2024
- Лучшая книга всех времен и народов по версии писателей | Пикабу
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
Он мастерски создает сложные сюжеты, заполняющие текст различными переживаниями и конфликтами. Чтение Достоевского — это настоящее литературное наслаждение. Кроме того, произведения Достоевского являются частью русской классической литературы и культурного наследия. Они позволяют нам лучше понять историю и духовное наследие России. Чтение Достоевского — это возможность окунуться в мир глубоко проникновенной литературы, открыть для себя новые мысли и идеи, а также богатство человеческой психологии. Он оставляет след в сердцах и умах своих читателей, оставаясь актуальным и после столетий.
Внутри произведения герои и автор автономны в своих мнениях, идеях, взглядах. Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием. Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким. Достоевский, идейно сталкивая их «правды», ведет Аркадия сторону «благообразия» — Макара. Идейным центром романа является вопрос о бессмертии души и Боге. Он вынуждает каждого героя делать выбор, и их поступки определяются отношением к Богу. Значение «великого пятикнижия» Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни.
А сам Достоевский, естественно, возгордился. Возомнил себя состоявшимся гением. Над ним, конечно, начали посмеиваться. Тем более что был он человеком нездоровым, страдал от припадков эпилепсии. Следующий его роман успеха у публики не имел. И время наступило такое, когда все бредили революцией, хотели перестроить жизнь по-новому. Молодой писатель тоже попал в кружок петрашевцев. Стал вместе с ними рассуждать на соответствующие темы. Прочитал одно запрещенное письмо. Основной целью этого сообщества революционных демократов было создать независимую прессу. Купить печатный станок и тайно выпускать газету. Но кончилось тем, что всю шайку-лейку арестовали. Дело вроде копеечное. Однако царь Николай I был жёстким. Он решил преподать им такой урок, чтобы запомнили. Судить по полной программе. Для этого устроил целый спектакль с расстрелом. Подсудимых посадили в телеги, привезли на Семёновский плац. Построили там солдат. Троим арестантам завязали глаза. Служивым дали команду взводить ружья. Но тут выскочил кто-то вроде фельдъегеря и доложил, что казнь заменяют каторгой. Один парень из первой расстрельной тройки сошёл с ума. Достоевский в их группу не попал. Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели как и сегодня , но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому Евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрет, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск — солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей еще раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашел выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина все-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Как Софья Андреевна для Льва Толстого. Была она на 25 лет младше, и писатель, делая ей предложение, робел: сказал не напрямую, а сослался на героя своего романа. Дескать, согласилась бы, если б такой человек попросил её руки. И она ответила: «Конечно, да! Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги.
Турецкие слушатели обогнали даже русскоязычных. У русской же аудитории самым любимым произведением Достоевского стали "Братья Карамазовы". Затем идут "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы" и "Униженные и оскорбленные". Кроме того, в преддверии юбилея, в октябре, в 10 раз увеличились прослушивания воспоминаний жены великого писателя Анны Достоевской "Мой муж - Федор Достоевский. Две трети отпрошенных отметили, что знакомы с 2-5 его произведениями. При этом большинство честно признавались, что читали классика в школе, но хотели бы перечитать его романы уже во взрослом возрасте.
Достоевский произведения список самые известные в школе
Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план». Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский.
В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина.
Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась. Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин». В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых».
Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса. И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными.
Но в 1925 году вдруг обмолвился, что в таланте Достоевского «было что-то пророческое». Поэтому не стоит удивляться, что в 1935 году, когда в последнем негосударственном издательстве СССР «Academia» было подготовлено двухтомное комментированное издание «Бесов», Горький, назвав «Бесов» «самым удачным произведением Достоевского», в печати горячо высказался за его публикацию. Трудно сказать, был ли писатель искренен в своем высказывании, или это был тактический ход, но Горький обосновывал свою позицию тем, что «врага надо знать, надо знать его идеологию по книге, в которой идеология эта дана в образах ярко и картинно». Это, однако, был последний год жизни писателя: он был уже очень слаб для борьбы.
Горького», где «отбрил» своего оппонента репликой: «Этак вы потребуете, чтобы мы и нынешних белогвардейцев печатали! Задуманный издательством «Academia» двухтомник «Бесов» стал единственной попыткой выпустить роман Достоевского отдельным изданием. Больше до начала перестройки подобных попыток не предпринималось.
Современное Достоевскому общество изображается на фоне образцово построенной сложной детективной интриги с ответвляющимися сюжетными линиями. Фабула основана на убийстве пожилого богача Федора Карамазова и его соперничестве с сыном Дмитрием за любовь Груши.
Однако замысел автора состоял не в создании занимательной интриги, а в раскрытии общечеловеческих нравственных и философско-публицистических проблем того времени. Этому же служит образ вымышленного повествователя и моралиста, близкого персонажам, проживающего с ним в одном городке. В романе Достоевский показывает результаты, к которым привели реформы 60-х годов. Униженные и оскорбленные 41 Роман стал первым крупным произведением Достоевского после возвращения с каторги. Он публиковался частями в 1861 г.
Повествование ведется от лица начинающего литератора Вани, детали жизни которого напоминают события биографии молодого Достоевского. Действие книги происходит на фоне улиц северной столицы, описанной с характерной для автора топографической пунктуальностью. Сюжет интригует цепью загадочных эпизодов. Образ Нелли, спасенной Ваней от опекунши, и обстоятельства ее жизни пресекаются с романом Ч. Диккенса «Лавка древностей».
Тема произведения — детальное изображение бедных людей, оставшихся в обществе без опоры и поддержки. Они обездолены и поруганы. Большую роль в романе играет проблема эгоизма, раскрытая на примере Алексея, Наташи и князя Валковского, отплатившего злом за добро. Ей противопоставлена тема благородства и самоотверженности Ивана, готового потерять любимую девушку ради ее счастья с другим. Игрок 41 «Игрок» — одно из популярных произведений Достоевского, которое писатель создал в 1866 г.
В его основу легли собственные впечатления Достоевского и его опыт. Тема произведения — абсолютное увлечение азартной игрой, ставшей единственной целью и смыслом жизни героя. Ради казино он отказывается от увлечения юной девушкой и личного счастья. Автор детально описывает его как поэта игры, направившего все силы на рулетку, хотя стыдится этой страсти, но не может обойтись без адреналина и риска. Постоянно проигрывая, он надеется выиграть и называет это состояние красиво: «воскреснуть».
Однако финал произведения закономерен и реалистичен.
На второе место попал роман «Преступление и наказание» — продали 52 тыс. Он же стал лидером по количеству загрузок на сервисе «Литрес». В электронном виде его читали 79 тыс.
Ответить Вот несколько его наиболее выдающихся работ, которые, по моему мнению, можно считать его лучшими произведениями. Главный герой Раскольников становится преступником, убивая старую заложницу, и дальше роман разворачивается вокруг его внутренней борьбы с собственной совестью. Работа пронизана психологическим напряжением и сложными моральными дилеммами. Он исследует темы веры, сомнения, моральной ответственности и смысла жизни через историю трех братьев.
Пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому
"Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. Роман «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение Достоевского, написанное им после каторги и ссылки. Предлагаем вашему вниманию список топ-10 самых известных произведений Достоевского: рейтинг лучших книг знаменитого писателя о простых людях и их жизненных испытаниях.
Лучшие книги Фёдора Михайловича Достоевского
Полка Достоевского. Во времена Достоевского произведение ругали за «хаотичность» и «бесформенность», тогда как современные критики считают, что это одна из лучших его книг. Еще два произведения Достоевского — «Братья Карамазовы» и «Идиот» — заняли в списке 3-ю и 4-ю позиции соответственно. Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского называют также лучшим психологом и психоаналитиком своей поры, сравнивая с австрийским современником Зигмундом Фрейдом. Детские типы в произведениях Достоевского.
Фёдор Достоевский
А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу был обставлен как трагифарс инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги 11—20 января 1850 года писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. Муравьёвой, П. Анненковой и Н. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.
В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому ученому поставлен общий памятник. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой бывшего чиновника по особым поручениям, к моменту знакомства — безработного пьяницы.
Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа». А почему так вышло, кто в этом виноват? В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов. Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах». Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее. Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени. И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов. Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х. Но и здесь необходима важная оговорка. Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству. Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности. Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке. Глубину проблематики «Бесов», не сводимую к злобе дня, раскрыла или приоткрыла религиозно-философская критика Серебряного века.
Он провоцирует нас к обдумыванию таких фундаментальных тем и заставляет задуматься о собственных ценностях и убеждениях. Чтение его произведений способствует расширению нашего мировоззрения и саморефлексии. В-третьих, Достоевский обладает уникальным стилем письма, который придаёт его произведениям особую глубину и эмоциональность. Он мастерски создает сложные сюжеты, заполняющие текст различными переживаниями и конфликтами. Чтение Достоевского — это настоящее литературное наслаждение. Кроме того, произведения Достоевского являются частью русской классической литературы и культурного наследия.
В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом. Писатель изображает человеческую душу, в которой идет нескончаемая борьба между добром и злом. Идя к этому роману всю жизнь, Федор Михайлович решил поднять важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования, а также вопрос о смысле жизни. Здесь писатель предсказывает грядущие социальные катастрофы. Случившиеся уже после выхода романа исторические события, включая русскую революцию, деспотические режимы Гитлера и Сталины только подтверждают мысль о трагедии общества, где человеческая мораль заменяется партийной. Хоть Достоевский и не планировал писать что-то грандиозное, в результате из-под пера вышел роман-предсказание, не теряющий свою актуальность до сих пор.
В Великобритании во время пандемии стали чаще читать Достоевского
Советую при прочтении обратить внимание на то, как Толстой играет с цветами и как элегантно внедряет символизм. Что ещё почитать у автора: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «Бог правду видит, да не скоро скажет», также рекомендую обратить внимание на многочисленные религиозно-философские труды и антивоенные статьи. Антон Чехов «Вишневый сад» 1904 «Терпеть не могу Чехова! Его добрые, ироничные, богатые ненавязчивой моралью рассказы сотню лет влюбляют в себя миллионы читателей по всему миру. Его пьесы - кладезь запоминающихся характеров и мизансцен, в которой искромётный юмор уместно дополняется бытовым трагизмом. Но «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» на бумаге всё-таки работают несколько бледнее, чем на сцене. А вот «Вишневый сад» - безусловный шедевр не только театрального искусства, но и литературы. Потерявшая большую часть сбережений дворянка Раневская возвращается из Парижа в родное имение под Харьковом, которое тоже находится в плачевном финансовом положении. Денег на его содержание нет, и ухаживающая за имением родня пытается убедить женщину начать сдавать территорию под дачи молодому купцу Лопахину чьи родители раньше были крепостными у Раневских. Но это место, его традиционное устройство и чудесный вишнёвый садик слишком дороги помещице как память. Отсюда и знаменитые «чеховские ружья», когда даже самые малозначительные элементы пьесы добавлены туда не просто так и в последствии «стреляют».
Вот и в «Вишнёвом саде», вроде как небогатом на событийный ряд, буквально каждое предложение, каждая фраза, каждая мелочь оказывается важна даже если так не кажется при первом знакомстве с произведением. Такой подход к творчеству действительно вызывает уважение. У каждого из нас есть вещи, места или даже люди, с которыми связаны воспоминания о беззаботном детстве или просто приятные мгновениях жизни. Но иногда обстоятельства складываются так, что с ними необходимо расстаться и идти дальше, получая новый опыт и новые воспоминания. Иначе ничего хорошего не случится ни с тотемами прошлого, ни с самим человеком. Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! События пьесы происходят в самом начале прошлого века, в период существенных социальных изменений в стране, когда старый дворянский уклад жизни начал по-настоящему уступать место буржуазно-капиталистическому. Дачи, заменяющие собой поместья - это символ новой эпохи, к которой можно было или приспособиться, или сгинуть под её гнётом.
Наступающие в обществе перемены тогда казались беспощадным топором, который срубает на корню уютный дворянский садик, оставляя после себя лишь голую землю. Но кто же мог подумать, что всего через полтора десятка лет эту землю посыпят солью и закатают в асфальт ради построения нового мира - мира, в котором не будет место ни таким как Раневская, ни таким как Лопахин?.. Садик - это хруст французской булки на балу, самое вкусное мороженое по ГОСТу, это старый немецкий седан, на который больше не получается достать запчасти. Это слёзы по беззаботному уюту прошлого и вместе с тем напоминание о том, что ничто не вечно под Луной, что эпохи всегда меняются и что эта тоже обязательно канет в лету, как срубленные дровосеками вишни. Но как себя вести, чтобы самому не попасть под новые топоры?.. Что ещё почитать у автора: рассказы любые! Александр Куприн - «Яма» 1909-1916 Сложно сказать, почему последний великий дореволюционный прозаик Куприн недополучил должного признания и остаётся слегка недооценён по сей день. Возможно, он просто был скромным, погруженным исключительно в творчество человеком и потому не сильно заботился о пиаре хотя вроде как имел связи с ключевыми авторами эпохи. А может, классический реализм в его работах иногда слишком причудливым образом сочетался с набиравшим на рубеже веков популярность декадансом, эстетским упадком. Так или иначе, автор обладал уникальным стилем и филигранно, порой натуралистично умел передавать чувства своих персонажей, вписывая их в проработанную, живую, «дышащую» среду.
И именно в «Яме» это работает на полную. О чём книга? Короткий ответ: о проституции. Ответ чуть менее короткий: о работе, бытовых условиях и взаимосвязях обитательниц борделя с жестоким по отношению к ним окружающим миром. Вот Тамара - образованная, владеющая иностранными языкам тихоня, которая успела побывать монашкой, но теперь вынуждена заниматься отнюдь не богоугодным делом. Вот циничная и гордая Женя - её в детстве продала извращенцу родная мать, а теперь она больна сифилисом и желает заразить им как можно больше клиентов. А вот Люба!!! Жизнь каждой из этих дам полна нравственной и физической боли, общество их презирает, а будущее их беспросветно. Но они не перестают от этого быть людьми. И так без конца, день за днем, месяцы и годы, живут они в своих публичных гаремах странной, неправдоподобной жизнью, выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темперамента, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин.
В русской литературе полным-полно персонажей с которыми хочется себя ассоциировать или, во всяком случае, с которыми ассоциировать себя комфортно. Дерзкие офицеры и прогрессивные студенты, хитрые авантюристы и бесстрашные мятежники, представители дворянства и честные труженики-крестьяне. Это даже могут быть откровенные убийцы - иногда идейные, иногда меркантильные, но всегда имеющие определённую цель, пытающиеся быть хозяевами своей жизни. Даже убийцы, как правило, не ощущаются нами как откровенные изгои. Но некоторые категории людей кажутся настолько чужеродными пятнами на теле общества, настолько мозолят нам глаза, что мы стараемся их попросту не замечать, относимся к ним в лучшем случае брезгливо и уж тем более не хотим задумываться об их чувствах и представлять себя на их месте. Проститутки, мигранты, наркоманы, трансгендеры, да даже просто инвалиды в тельняшках - мы найдём сотню причин, чтобы о них не думать например, «они сами выбрали свою судьбу, почему нам должно быть не всё равно? Она даёт возможность проникнуться чувствами персонажей, бесконечно далёких от нас, «нормальных людей», прикоснуться к табуированной обществом проблеме которая, конечно же, является порождением этого самого общества. Нетрудно догадаться, что Куприн относится к проституции отрицательно, однако пошлым морализаторством не занимается и какого-то конкретного плана решения вопроса не предоставляет. Но сама попытка раскрытия столь сложной темы является безусловно важной и, увы, актуальной до сих пор. Ведь если о проблеме не вспоминать, всячески её замалчивать и цензурировать, никакого выхода так и не будет найдено.
И касается это, разумеется, не только проституции. Что ещё почитать у автора: «Олеся», «Гранатовый браслет». Разумеется, может. Без русской классики человек вполне способен прожить полноценную жизнь, построить успешную карьеру, найти свою любовь, воспитать детей. Как я уже упоминал выше, книги - это всего лишь форма досуга, и отсутствие увлечения ими не сделает из тебя быдло. Но потребляя на досуге по-настоящему качественный, интересный контент вместо бездушной и безыдейной жвачки, можно не просто развлечь себя, но и посредством этого развлечение получить уникальный эмоциональный опыт - который, в свою очередь, может положительно сказаться на личности и пригодиться в нужный момент.
В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя.
В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами «Идиот» 1868 и «Бесы» 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А.
Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях.
Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя.
Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду. Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.
Идиот 1868 г. С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты. В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны.
То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я? Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина. Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом? Братья Карамазовы 1880 г.
Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия. Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых.
Илья Муромец ведь тоже годами лежал, а потом как встал и начал творить на Руси великие дела! Но Обломов, умный и потенциально полезный для общества человек, не чувствует свою связь с окружающим миром, он не успевает за его темпом и переменами, чувствует себя оторванным от него, будто обломок. И что ещё важнее, герой совершенно не огорчается по этому поводу - наоборот, его всё устраивает. Обломову этот мир абсолютно понятен, и в своей квартире он ищет только одного - покоя. Рецепт счастья для него не в каких-либо действиях, а в их полном отсутствии. Всё это мертвецы хуже меня… Члены светского общества… Разве это не мертвецы?
Разве не спят они всю жизнь? Чем я виноватее их, лежа у себя дома? Он всего лишь хотел спокойно отдыхать в уютной кроватке! Кажется, что с недавних пор наши современники будто помешалось на том, чтобы наполнять свой день максимальным количеством активностей. Йога и марафоны, Кавказ и Комарово, импрессионизм и барбигеймер, контактные зоопарки и обоссанные аквапарки, курсы лепки и курсы варки, лайфстайл, велнес, фитнес, фистинг, быть в моменте, быть в ресурсе… И даже очевидные ужасы и лишения войны не сильно сказываются на этой тенденции, а падающие рядом беспилотники не мешают жительнице восточноевропейского города похвастаться в соцсетях очередной посещённой локацией. У главного героя начинает вроде бы появляться личная жизнь и увлечения, но размякший и отвыкший от общества парень быстро становится жертвой подлых людей, окончательно теряя надежду найти своё место в мире.
Ведь перед человеком в мире открыто столько дверей, войдя в которые можно ощутить осмысленность и ценность своего существования! И вовсе не обязательно переться в каждую из них - достаточно просто вовремя найти свою. Надеюсь, у каждого из нас это получится. Что ещё почитать у автора: откровенно говоря, кроме «Обломова» я читал у Гончарова только «Обыкновенную историю» - это немного затянутая и не очень богатая перипетиями сюжета вариация на тему «отцов и детей», которая при этом подкупает своей эмоциональностью, иронией и жизненностью. Не шедевр, но книга хорошая! Николай Лесков - «Леди Макбет Мценского уезда» 1864 Лесков при жизни был достаточно популярным в России писателем и публицистом и одним из немногих, кто не принадлежал к дворянскому сословию.
Но для наших современников его творчество остаётся как будто несколько в стороне по сравнению с «главными» классиками, и даже в школьной программе, насколько мне известно, он представлен довольно слабо. Тем приятнее будет удивление читателя, который откроет для себя «Леди Макбет Мценского уезда» - небольшую, но, пожалуй, самую остросюжетную и дерзкую повесть в нашей литературе XIX века. Чем меньше будущий читатель знает про сюжет этого произведения, тем более яркие впечатления он получит. Казалось бы: это предложение подходит для любой книги, фильма или игры! Но «ЛММУ» примечательна уникальной для своего времени концентрацией твистов и шок-контента, который желательно целиком вкусить самостоятельно. Могу лишь констатировать, что у Лескова получилось создать леденящий душу психологический триллер, подобный которому в кинематографе будет воспроизведён только спустя сотню лет усилиями сэра Хитчкока.
Эта история про сильную и волевую женщину напомню, на дворе XIX век! Однако старая жизнь её так просто не отпустит, и чтобы заслужить своё право на внутреннюю свободу, героиня решается на ужасные поступки… Она хотела, чтобы страсть приносили ей не в виде сыроежки, а под пикантною, пряною приправою. Но если шедевр Достоевского подкупает своей философией и надрывом, то у Лескова история про отказ от статуса дрожащей твари получилась куда более циничной, сухой. Автор не грузит своими манифестами, да и главная героиня у него не особо терзается всякими душевными переживаниями. Однако именно такая холодная отстранённость от жестокости поступков персонажей вкупе с мрачным, но увлекательным сюжетом делает это произведение по истине уникальным в классической русской литературе. Ну и весьма нетривиальный взгляд на женскую эмансипацию, конечно.
Что ещё почитать у автора: поразительно, но человек, написавший передовой для своего времени роман, большую часть карьеры посвятил созданию сказов в стилистике чуть ли не народных былин. Я не уверен, что современному взрослому читателю зайдёт «Очарованный странник» или «Левша», но попробовать ознакомиться всё-таки можно. Фёдор Достоевский - «Преступление и наказание» 1866 Достоевский не сразу стал самым народным русским классиком. В СССР писатель был несколько задвинут официальной литературной политикой в угоду более соответствующим тогдашней повестке авторам - Горькому, например. Конечно, величие Достоевского не отрицали, но считалось, что писатель слишком далёк от образа советского человека монархист, как-никак! В школьной программе автор долгое время отсутствовал, а тиражи были относительно небольшими.
Позднее, в 90ые и начале 00ых, когда на фоне политической нестабильности многие люди отвлекались от проблем во всякой мистике и околорелигиозных практиках, очень кстати пришёлся Булгаков со своим дьявольски захватывающим, но при этом трогательным magnum opus. И долгое время на вопрос «любимая книга? Но лет 10 назад, с резким ростом интереса к «корням» и новым витком поиска национальной гордости, именно Достоевский вдруг оказался самым интересным, самым базированным, самым нашим писателем. По праву называемый не только великим деятелем литературы, но и философом, Фёд Михалыч стал автором многих замечательных произведений. Но это тот случай, когда наиболее расхайпленная работа культового творца действительно оказывается сильнейшей. Имеет ли вообще смысл напоминать, о чём этот роман?
Даже не читавший его обыватель наверняка в общих чертах знает сюжетную канву, ставшую неотъемлемой частью нашего культурный кода. Все наверняка и так в курсе про нищего студента Распутина, который ради выхода из своего положения и положения своих родных решает убить старуху-микрокредиторшу, и тем самым доказать себе, что не соевый куколд он, как большинство людишек, а самый настоящий гигачад. Дальше все эти душевные терзания, мрачный Петербург, светлая любовь, раскаяние, каторга и христианская гармония. При новом обращении к роману я рекомендую обратить внимания на несколько менее очевидные вещи. Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Вот Раскольников встречает мерзкого алкаша Мармеладова, который пропивает все сбережения и от нищеты отправляет юную дочь на панель.
Но он на самом деле не подонок, а просто слабый человек, который прекрасно осознаёт, что виноват в грехопадении ребёнка и от этого пьёт ещё сильнее, в конечном итоге попадая невменяемым под карету. Безысходная история пьяницы во многом и заставила Раскольникова окончательно отринуть христианскую мораль, которая, как он увидел, просто не работает в нашем убогом несправедливом мире. На похоронах Мармеладова главный герой знакомиться с его дочкой Соней - да, она шлюха, но сердце у неё золотое, она искренне плачет по отцу несмотря ни на что. Её непоколебимая душевная чистота поражает героя, на фоне этой чистоты он начинает сильнее переживать по поводу грязи, которую недавно совершил своими руками и которая так просто не отмоется. А вот у Сонечкиной мачехи от нервного потрясения случается приступ чахотки и она помирает, оставляя Соню и младших детей сиротами. Но похороны и содержание детей в приюте решает взять на себя Свидригайлов - помещик, который клеился к сестре Раскольникова и не без оснований казался ему полным чудовищем.
Убийца, педофил, шулер - уж он-то точно не «тварь дрожащая», а сильная и уверенная личность! Но оказывается, что даже такой человек в глубине души мучается совестью и пытается задобрить её хорошими поступками - однако, для него уже по всей видимости поздно… Это добивает Раскольникова и заставляет его окончательно перестать мнить из себя существо высшего порядка. И вот из такой двойственности соткан весь роман.
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
Детские типы в произведениях Достоевского. Самым популярным произведением Достоевского у российской аудитории в 2021 году стали «Братья Карамазовы». Однако, последующие произведения, повести и рассказы Федора Достоевского: «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», не были должным образом оценены критиками и читателями. Достоевский Федор Михайлович Все произведения Федора Достоевского, возможность купить книги по привлекательной цене, краткая биография.