Новости что значит самозанятый при устройстве на работу

Самозанятый ИП не останавливает работу, если его годовой доход превысит 2,4 млн рублей. Кто такие самозанятые, кто может оформить самозанятость, ограничения. С самозанятыми, которые будут выполнять в компании трудовую функцию (например, принять секретаря-самозанятого нельзя).

Как стать самозанятым и какие изменения в законе произойдут в 2023 году

Если нарушить правила работы на НПД, налоговая снимет самозанятого со льготного режима со дня нарушения и доначислит налоги и взносы. Рассмотрим, что из себя представляет самозанятость, как перейти на нее и на какие льготы могут рассчитывать самозанятые граждане в 2023 году. О работе самозанятых с юридическими лицами читайте в статье. Самозанятый в любое время может не выйти на работу или уехать по своим делам, но денег за работу не получит. Для работы с физическими лицами этого достаточно — система не спрашивает, с кем именно работал самозанятый. Сейчас при работе с самозанятыми заказчик делает очень многое вручную — есть вероятность упустить что-то из-под контроля.

Проверка самозанятых с 1 марта 2024: новые правила для работодателей

Рассказываем, кто может зарегистрироваться как самозанятый и для чего это делать. С ИП или самозанятыми компаниям работать проще, нужно только заключить договор, а налоги предприниматель заплатит сам», — рассказывает основатель веб-студии Андрей. Доходы, полученные в рамках работы в качестве самозанятого, не облагаются НДФЛ.

Работодатели уходят от налогов, оформляя сотрудников как самозанятых

Кроме этого, работникам не надо оплачивать отпуска, больничные и другие компенсации, например, за переработку. Но, во-первых, для государства это большой «удар» по бюджету, так как с доходов сотрудников не уплачивается НДФЛ и страховые взносы. С другой стороны, такие сотрудники также многое теряют. Самозанятые не обязаны уплачивать за себя взносы на пенсионное страхование, из-за чего рискуют не получить в будущем права на пенсию, а женщины будут получать минимальный размер пособия по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком.

Есть еще один негативный момент в гражданско-правовых договорах для работников. Их можно расторгнуть без желания самозанятого, так как такие договоры заключаются на выполнение определенного задания. То есть, в нашем примере работники не защищены ничем.

Понятное дело, что налоговая инспекция сразу обратит на это внимание. На это обратил внимание в своем интервью руководитель PANTEY Consult Сергей Скавронский: Если самозанятый постоянно оказывает услуги только одной компании — это может быть истолковано, как уход от налогообложения и маскировка трудовых отношений. В этой ситуация налоговые органы могут переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые, доначислить налоги, страховые взносы, пеню и штраф.

Как можно выйти из данной ситуации, чтобы налоговые органы не произвели переквалификацию договоров? На данный вопрос ответил юрисконсульт онлайн платформы ПодатьвсудРФ Эльвира Прусакова: На такой режим можно договориться с сотрудниками отдела маркетинга — или вообще найти удаленных фрилансеров и заключить договор с ними. Вот только оплату в таком случае нужно делать не фиксированную иначе опять факт трудовых отношений , а в зависимости от выработки или выполнения плана — тогда оплата услуг будет переменным числом.

Или переведите сотруднику предоплату сразу за 3-4 месяца и сделайте следующий перевод, когда остаток обнулится. Перед налоговой это будет выглядеть как оказание услуги с большим интервалом во времени. Эльвира Прусакова, эксперт.

По определению, самозанятый не привязан к одному и тому же предприятию. Поэтому если на протяжении года или двух у самозанятого нет поступлений от других заказчиков, налоговые органы могут обратить на это внимание и провести проверку. Совместная работа самозанятых над одним проектом или бизнесом Есть другая ситуация, когда в «штате» будут работать одни самозанятые.

Например, несколько самозанятых работают на одной территории или надо одним проектом. Такая ситуация на практике возможна. Но тут есть 2 условных разделения: работа группы лиц над общим проектом; работа над одним направлением разными людьми на одной территории.

Первая ситуация возможна у творческих личностей. Например, несколько человек пару раз работали над одним проектом создавали и раскручивали сайт, создавали программу или игру, делали ремонт квартир по дизайнерскому проекту. Люди сдружились и решили работать над проектами вместе.

О таком виде совместной работы рассказала интерим-менеджер в Фудтех Анна Попова: В веб-дизайне и технологиях давно существуют распределенные команды — профессионалы без физического рабочего места взаимодействуют друг с другом в удаленном режиме. В двух словах «флюидные» команды — это группы, не объединенные единым юридическим лицом, собирающиеся в зависимости от требований и целей проекта. Такие команды могут включать в себя любые компетенции.

Анна Попова, интерим-менеджер в Фудтех. К такому «союзу» налоговым органам будет тяжело придраться.

Если взносы не дотягивают до минимальной суммы, в страховой стаж включается период пропорционально уплаченной сумме. Максимальный платеж составляет 343 тыс. Число зарегистрированных самозанятых к ноябрю 2023 года выросло до 8,8 миллиона человек "Если самозанятый не делал отчисления в пенсионные фонды это не значит, что он на старости останется без пенсии.

Отсутствие достаточного страхового стажа лишает его права на страховую пенсию по возрасту", - рассказывает Павел Селезнев, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России. Размер социальной пенсии по старости с 1 апреля 2023 года равен 7,1 тыс. К ней применяется надбавка, чтобы выплата не была ниже прожиточного минимума. Поэтому в 2023 году неработающий пенсионер не получит меньше 12,3 тыс.

Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново. Как хранить чеки.

Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов. Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет. Если вы не получили чек.

Бывает, что самозанятый не прислал чек: забыл, не смог или не было времени. Если вы не получили чек, напомните об этом сотруднику. Если самозанятый не выходит на связь, а бухгалтер требует чек, можно оставить жалобу на сайте налоговой. Для этого воспользуйтесь сервисом «Обратиться в ФНС». Налоговики свяжутся с самозанятым, потребуют представить чек и выпишут ему штраф за работу без чека, чтобы в будущем он совершал подобных нарушений. Чтобы оставить жалобу на самозанятого, выберите раздел «Иные обращения» Чек обязателен, акт — на ваше усмотрение. Некоторые работодатели регулярно подписывают с самозанятым акт выполненных работ: это добавляет бумажной работы.

Подписывать акты не обязательно, так как закон разрешает работать с самозанятым без них. Акт в этом случае — способ подстраховки для работодателя.

К такому «союзу» налоговым органам будет тяжело придраться. Группа компаний постоянно работает с разными заказчиками, то есть они не состоят ни с кем в трудовых отношениях. Работа разовая. Но здесь есть один важный нюанс. Гражданско-правовые договоры должны заключаться с каждым членом команды, а не с одним из них. И в каждом договоре должна быть прописана своя услуга и определенная стоимость.

То есть с графическим дизайнером — один гражданско-правовой договор на одну сумму, с программистом — второй с другой стоимостью, с автором — третий и так далее. Только так налоговая инспекция не сможет придраться к команде. Но вот не все заказчики пойдут на такое условие. Предприятию проще заключить один договор на общую услугу с одной стоимостью без разбивок. Понятное дело, что фирма не будет задумываться о проблемах исполнителя. А подписывать у руководителя 2-4 договора намного тяжелее, чем один. Вторая ситуация на практике может возникнуть при оказании бытовых услуг населению. Такая ситуация в жизни очень выгодна для людей.

Понятное дело, что крупная парикмахерская или салон красоты должны работать ежедневно и, желательно, не менее 12 часов в сутки. Один человек в этом случае не справится, так как нельзя работать 7 дней в неделю с 08:00 до 21:00. Несколько парикмахеров могут образовать свою группу и работать по договоренности. Совместная работа группы самозанятых не противоречит законодательству, на что указала руководитель ООО «ЦПО групп» Анна Коняева: Исчерпывающий перечень ограничений для деятельности самозанятого гражданина установлен статьями 4 и 6 ФЗ от 27. В указанных статьях отсутствует запрет на оказание самозанятым услуг совместно с другими самозанятыми лицами. Арендовать помещение самозанятый может на общих основаниях, это тоже не противоречит закону. Следовательно, деятельность сразу нескольких самозанятых в рамках одного салона красоты не будет нарушать требований закона. Но, как и в любой ситуации, тут так же есть свои нюансы.

И их два. Первый — это способ взаимоотношения между работниками. Если человек за свой счет полностью оформил нежилое помещение под салон-парикмахерскую включая оборудование , то он может сдавать его самозанятым. По законодательству самозанятый имеет право сдавать в аренду собственное имущество. По факту же получается, что арендодатель просто нанимает к себе на работу персонал, даже если арендодатель и сам будет работать в данном салоне. В этой ситуации самое главное — правильно составить договоры аренды со всеми самозанятыми и не устанавливать «на бумаге» графики, а сделать свободное посещение по устной договоренности. О таком типе взаимоотношений рассказала адвокат, партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Вероника Сальникова: Владелец салона зарегистрирован в качестве ИП или самозанятого, сдает по договорам почасовой аренды рабочие места мастерам. Мастера оформлены в качестве ИП или самозанятых.

Как стать самозанятым и какие изменения в законе произойдут в 2023 году

работа с самозанятыми снижает налоговую нагрузку на компанию и не требует перечисления страховых выплат. Единственное законное требование к самозанятому — качественное выполнение своей работы. У самозанятости много плюсов, но иногда минусы перевешивают и выгоднее выбирать ИП на других налоговых режимах.

Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются

Многим ИП и ООО выгодно работать с исполнителями-самозанятыми, так как это уменьшает налоговую нагрузку. Минусы Однако у этого режима есть и целый ряд минусов. Ограничения по доходу. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Тем, кто планирует зарабатывать больше, этот налоговый режим не подойдет. Нельзя нанимать работников. Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. Нет социальных гарантий.

Если самозанятый заболеет или захочет уйти в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно гарантированы сотруднику, работающему по трудовому договору. Ежемесячная оплата налога. Если ИП могут платить налоги раз в квартал или вообще раз в год, главное — успеть до конца установленного срока, то самозанятые платят их каждый месяц. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому такая работа не учитывается в трудовом стаже. Самозанятым не нужно заполнять налоговые декларации и отчетные документы - это тоже одно из преимуществ нового налогового режима. Это выгодно для бизнеса с большими расходами, например на материалы для производства, а вот расходы самозанятых нигде не учитываются.

Временный режим. Самозанятость — это эксперимент. На данный момент этот налоговый режим действует до 31 декабря 2028 года. Подводные камни Как у любого налогового режима, у НПД есть свои подводные камни. Иногда они дают о себе знать еще до регистрации, а иногда — после. В некоторых случаях бывает сложно определить, кому можно стать самозанятым, а кому — нет, так как в законе указаны не конкретные профессии, а только ограничения. Возьмем, к примеру, врачей: в законе нет прямого запрета на оказание медицинских услуг, и теоретически врач может работать как самозанятый.

Но для оказания медицинских услуг необходима лицензия, а выдать ее могут только индивидуальному предпринимателю или организации. Поэтому врачу сначала придется зарегистрироваться как ИП, а потом выбрать из всех существующих налоговых режимов НПД. Вывод: важно учитывать не только положения закона о налоге на профессиональный доход, но и существующие правовые нормы по нужному виду деятельности. Что выплачивают при увольнении сотрудникам То же касается и продукции, которую запрещено производить и продавать самозанятым. Список маркируемых товаров каждый год дополняется, поэтому нужно следить за изменениями, чтобы случайно не нарушить закон. Так, например, в 2019 году под маркировку попала обувь, а в 2021 — некоторые виды молочной продукции. Еще один подводный камень кроется в оформлении документов при работе с организациями.

Некоторые работодатели предлагают штатным сотрудникам расторгнуть трудовой договор и оформить самозанятость, чтобы сэкономить на страховых взносах. Это незаконно. Самозанятые не могут сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет после увольнения. Кроме того, договор гражданско-правового характера ГПХ между заказчиком и самозанятым не должен быть похожим на трудовой, иначе у налоговой будут вопросы. Неоднозначное отношение банков к самозанятым тоже является проблемой. Плательщики НПД работают легально, но их доход считается нестабильным. Из-за этого некоторые банки отказывают самозанятым в кредите и ипотеке или предлагают менее выгодные условия, чем работающим по трудовому договору.

Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы. Не все так просто и с взносами в Пенсионный фонд.

Кстати, налоговым службам довольно просто выявить это нарушение. После оформления на работу по самозанятости вы будете отправлять чеки в налоговую, и там будет указан ИНН работодателя. Если вы оформлены как самозанятый, вам не компенсируют отпуск и не выплатят три зарплаты при увольнении. Источник:сгенерировала нейросеть Совкомбанка Надзорная служба имеет право оштрафовать нарушителя и потребовать от компании компенсировать работнику издержки в соответствии с Трудовым кодексом. Другой факт Минусы работы в режиме самозанятости А теперь поговорим о самих издержках.

Предположим, Света искренне любит свою работу и готова остаться на ней, даже перейдя на режим НПД. Чего она лишает себя в таком случае? Оплаты больничных Отныне дни нетрудоспособности она будет оплачивать из своего кармана. Но теперь расходы на визиты к узким специалистам, УЗИ за 4000 рублей, МРТ за 12 000 рублей и бесценная стоматология ложатся на хрупкие плечи девушки.

Сделать это можно несколькими способами. Регистрация по паспорту Понятно, что для такой регистрации понадобится паспорт подойдет только российский документ. Кроме того, вам понадобится камера телефона. Но обо всём по порядку: Открываете приложение и вводите свой номер телефона. Получаете код подтверждения в смс-сообщении. Выбираете свой регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом официальной регистрации. Например, если вы живёте в Москве, а квартиру сдаёте в Липецке, то можно указать регионом Москву. Регион можно менять один раз в год. Сканируете или фотографируете вторую и третью страницы паспорта в развёрнутом виде. Проходите идентификацию, сделав своё селфи. Подтверждаете корректность номера ИНН. После этого ваше заявление уходит на проверку в налоговую. Обычно на сверку данных уходит до одного рабочего дня. Для этого: Вводите в приложение номер ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика. Подтверждаете регистрацию. Подтверждение, что вам присвоили статус самозанятого, придёт в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Если у вас есть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги», то в приложении «Мой налог» можно выбрать именно этот способ регистрации. Тогда вам не понадобится вводить номер ИНН, сканировать паспорт и делать селфи. Все ваши данные автоматически загрузятся с «Госуслуг». Для этого в приложении «Мой налог» надо выбрать способ регистрации через «Госуслуги». Далее вы разрешаете использовать данные с портала и подтверждаете регистрацию. Сообщение об успешной постановке на учёт в статусе самозанятого приходит в течение одного рабочего дня. Иногда, время ожидания растягивается до 6 дней максимальный срок. Если в регистрации отказали, то надо проверить правильность введённых данных и повторить попытку. Как оформить самозанятость через банк-партнёр ФНС Вместо приложения «Мой налог» можно воспользоваться мобильным приложением одного из банков-партнёров ФНС. Посмотреть, сотрудничает ли ваша кредитная организация с налоговиками можно на официальном сайте ФНС. Сейчас в списке есть практически все крупные российские банки. Если ваш банк относится к их числу, то дальнейший алгоритм действий зависит от интерфейса банковского мобильного приложения. Но обычно всё выглядит так: Входите в мобильное приложение банка. Находите сервис для самозанятых. В Сбербанке он называется «Своё дело». Вводите требуемые данные. Обычно это ИНН, паспорт, но всё зависит от конкретного банка. Подаёте заявку на регистрацию. После этого банк сам подаёт ваши данные в ФНС и уведомляет вас о постановке на учёт. Приложение для самозанятых в Сбербанке. Фото: sberbank. Не путайте личный кабинет налогоплательщика физического лица и личный кабинет самозанятого. Это разные сервисы. Личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. Фото: ФНС Для этого надо перейти по ссылке и пройти регистрацию через: ИНН и пароль если у вас уже есть регистрация в личном кабинете налогоплательщика ; по номеру телефона придёт код подтверждения в ответном смс-сообщении ; через портал «Госуслуги». Далее подтверждаете данные и выбираете регион. Если в дальнейшем вы всё же решите воспользоваться приложением «Мой налог», то вся информация появится там автоматически, после того, как вы введёте свои данные. Как оформить самозанятость в отделении ФНС Для офлайн-оформления статуса самозанятого, надо обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Там вам выдадут специальный бланк, в котором указывается: номер ИНН; личная информация ФИО, дата рождения ; адрес регистрации и фактического проживания.

Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени. Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж. К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей. Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей. Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей. Оплатить налог можно в приложении или на сайте ФНС по банковской карте или в любом банке по платёжному поручению, которое формируется в личном кабинете или в приложении «Мой налог». Отчитываться о том, что налог был уплачен перед ФНС не надо, но и уклоняться от выплат тоже не стоит. Если хотя бы одно из этих требований нарушить, то санкции со стороны налоговиков неизбежны. Не указали информацию о доходе, не заплатили налог, занялись запрещённой деятельностью? Будьте готовы к последствиям. Какие штрафы платят самозанятые? Пока налоговые органы относятся к самозанятым достаточно лояльно, по крайней мере, о массовых проверках мало что известно. Но, несмотря на это, за нарушения всё же придётся отвечать, тем более, что проверки могут проходить «задним числом», то есть за предыдущие годы. О скрытых доходах ФНС может узнать с помощью тайного покупателя или после жалобы клиента самозанятого, которому выдадут чек на меньшую, чем он заплатил сумму. Штраф за отсутствие чека После проведения каждой сделки самозанятый обязан оформить чек и предоставить его клиенту. Это нужно сделать сразу, если деньги получены любым способом кроме перевода на расчётный счёт. Или до 9 числа каждого месяца, если оплату перевели на расчётный счёт или самозанятый работает через посредника. Если чек не удалось сформировать сразу, например, из-за сбоев в работе приложения, то на устранение проблемы даются сутки. Важно: если вы расторгли сделку с заказчиком и вернули ему оплату, то чек нужно аннулировать. Тогда ФНС скорректирует сумму налога. Штраф за неуплату налогов Налог самозанятому рассчитывается за каждый месяц отдельно. Если дохода в какой-месяц не было, то платить ничего не придётся. Не нужно платить налог, если он не превышает 100 рублей. Он переходит на следующий месяц. Формируется налог за прошедший месяц в приложении до 12 числа следующего месяца. Оплатить его надо до 25 числа. Например, налог за апрель вам начислят до 12 мая, заплатить его необходимо до 2 мая. Если не сделать этого вовремя, то с десятого дня просрочки начисляется пеня. Пеня начисляется каждый день до момента погашения задолженности. Чтобы не было просрочки, можно подключить автоматический платёж по карте любого банка. Если налог оплачен, но в приложении всё ещё висит долг, то не переживайте, на зачисление может потребоваться время до 10 дней при оплате картой. В любом случае датой оплаты налога считается день перечисления денег. Когда лишают статуса самозанятого? Если доход самозанятого превышает 2,4 млн рублей, то его автоматически переведут на НДФЛ и лишат статуса самозанятого. Уведомление об этом появится в приложении. Если налоговая выяснила, что самозанятый нанял наёмного сотрудника или занимается запрещёнными для него видами деятельности писали об этом в начале статьи , то это также будет поводом для лишения статуса. Чтобы снова стать самозанятым, придётся устранить нарушения и только после этого пройти повторную регистрацию через приложение «Мой налог». Подробно о том, на какие пособия могут рассчитывать самозанятые, можно прочитать в статье «Пособия для самозанятых: какие выплаты полагаются и как их получить». Пошаговая инструкция, как стать самозанятым: Регистрируете статус самозанятого через мобильное приложение «Мой налог», через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС, через мобильное приложение банка или лично в местном отделении налоговой. Указываете регион и сферу деятельности может быть сразу несколько вариантов. Ждёте сообщения об успешной постановке на учёт. Начинаете работать, проводя каждую продажу оказание услуги через приложение «Мой налог» и отправляя чек покупателю заказчику.

Как стать самозанятым в 2024 году?

Одно из предложений связано с увеличением порогового значения годового дохода для самозанятых в IT-сфере с 2,4 млн. Дело в том, что денежные вознаграждения технических специалистов IT-отрасли ежегодно растет. Выплаты наиболее востребованным специалистам например, специалистам по аналитике больших данных уже сейчас достигают 250 000 - 300 000 рублей в месяц. Очевидно, что при таких вознаграждениях самозанятым из IT-сферы не хватает установленного сейчас лимита в 2,4 млн. Принятие поправок об изменении порогового значения до 5 млн. А работать с самозанятыми для IT-компаний удобно. Почему IT-компаниям выгодно работать с самозанятыми Регистрация специалистов из IT-сферы в качестве самозанятых интересна и для самих специалистов, и для компаний, которые их нанимают. Для IT-компаний: работа с самозанятыми снижает налоговую нагрузку на компанию и не требует перечисления страховых выплат. При заключении договора с самозанятыми обязанность по уплате налога лежит на самих самозанятых.

Остается только прописать в договоре условия такого расторжения, подходящие для обеих сторон. С трудовыми отношениями все намного сложнее; выплаты самозанятым компания может учитывать в качестве расходов при расчете налога на прибыль; Для IT-специалистов: стать самозанятым проще и быстрее, чем зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Плюс последующий расчет налога происходит автоматически и не нужно подавать никаких деклараций. А если вы уже индивидуальный предприниматель, то легко можете сменить налоговый режим и встать на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход, чем освободите себя от проблем с налоговыми декларациями; заключая договор с компанией, цену договора можно сразу увеличить на сумму налога на профессиональный доход, тогда самозанятый не понесет дополнительных расходов. Риски IT-компаний при работе с самозанятыми Очевидно, что дальше мы будем наблюдать рост заключаемых IT- компаниями договоров с самозанятыми. Несмотря на то, что работа с самозанятыми проста и удобна для обеих сторон, тем не менее она несет в себе ряд рисков. Дальше я расскажу о нескольких правилах, которые стоит учесть компаниям при работе с самозанятыми, чтобы избежать неприятностей. Правило 1 - избавьтесь от признаков трудовых отношений Заключая гражданско-правовой договор с самозанятым помните, что всегда есть риски того, что ваши отношения будут переквалифицированы в трудовые.

Чтобы избежать этого, прежде всего, загляните в свои договоры. Там не должно быть терминов и оборотов, которые используются в трудовых договоров: режим труда, условия труда, график работы, распорядок дня, должностные обязанности, работник, работодатель, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней и тд. Компания и самозанятый - равноправные субъекты гражданских отношений.

Банки неохотно выдают кредиты. Хоть самозанятые и могут подтвердить свои доходы справками из приложения «Мой налог», а банки обязаны их принимать, они по-прежнему часто отказывают в выдаче кредитов самозанятым или дают их на менее выгодных условиях. Впрочем, людей, работающих «вчерную», банки кредитуют еще менее охотно. Не подходит большинству иностранцев. Больше хлопот, чем у физлица.

Чек нужно сформировать и передать клиенту не позднее 9-го числа следующего месяца.

Кому подходит налоговый режим НПД[ править править код ] Новый спецрежим могут применять физлица и индивидуальные предприниматели самозанятые , у которых одновременно соблюдаются следующие условия: они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества; ведут деятельность в регионе проведения эксперимента: Москве, Московской или Калужской областях, Республике Татарстан; при ведении этой деятельности не имеют работодателя, с которым заключён трудовой договор; не привлекают для этой деятельности наёмных работников по трудовым договорам; вид деятельности, условия её осуществления или сумма дохода не попадают в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27. Особенности применения специального налогового режима: Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход. Индивидуальные предприниматели не уплачивают: налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход; налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России; фиксированные страховые взносы. Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в статусе плательщиков налога на профессиональный доход, не уплачивают фиксированные страховые взносы. На других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода.

При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом плательщики налога на профессиональный доход являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь [15]. Регистрация[ править править код ] Для регистрации в статусе самозанятого необходимо скачать мобильное приложение, доступное в Google Play [16] и App Store [17]. Налоговая служба рекомендует авторизоваться в приложении через ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика. Соответствующие данные можно получить в любой налоговой инспекции за 15 минут. Исчисление налогов производится ежемесячно в автоматическом режиме.

Уплатить необходимо не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию подавать не требуется. Налоговый режим будет действовать в течение 10 лет. В этот период ставки налога не изменятся. С 1 июля 2019 года для предприятий и большинства организаций необходимым условием деятельности является установка онлайн-касс [24]. Но самозанятым применение онлайн-кассы не потребуется [25].

В этом случае риски повышаются. Согласно Трудовому кодексу России, договоры ГПХ могут быть переквалифицированы в трудовые, если будет доказано, что соглашения не соответствуют формату гражданско-правовых отношений, отмечает эксперт. Стоит отметить, что практика по данному вопросу в настоящий момент отсутствует в силу того, что экспериментальный налоговый режим появился сравнительно недавно, — рассказала Алена Талаш. Если в договоре будут выявлены нарушения, а сам он будет переквалифицирован в трудовой, стороны могут привлечь к ответственности.

Так, например, на сумму доходов, полученных самозанятым в рамках трудовой деятельности, могут начислить НДФЛ и страховые взносы. В худшем случае самозанятый может потерять право на уплату налога на профессиональный доход. Чем отличается ГПХ от трудового договора По словам Алены Талаш, чтобы быть уверенным в правомерности заключения договора ГПХ, необходимо соблюдать определенные условия, которые помогут избежать его переквалификации в трудовой. При заключении договора гражданско-правового характера возможны следующие нарушения: выполнение так называемой "трудовой функции" для работодателя, под непосредственным контролем или руководством самозанятого;подчинение внутреннему распорядку работодателя;зависимый и подчиненный характер взаимоотношений между заказчиком и исполнителем в рамках договора ГПХ;выполнение работ в соответствии с определенной должностью, а не по конкретному техническому заданию ТЗ ;распространение на взаимоотношения заказчика и исполнителя гарантий нормативно-правовых актов в сфере труда;контроль выполнения каждого этапа работ;выплаты сотруднику, являющиеся единственным или основным источником заработка исполнителя.

При этом Алена Талаш отмечает, что в случае взаимодействия с другими самозанятыми исполнители самостоятельно должны оборудовать собственное рабочее место и использовать свои инструменты, а не рассчитывать на заказчика.

Можно ли совмещать самозанятость и работу в найме

Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Чек из приложения «Мой налог» По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах. Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии.

Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново. Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов. Сколько хранить чеки.

ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет. Если вы не получили чек.

Самозанятым доступны два вида справок: о регистрации как плательщика НПД; о прибыли за выбранный период. Они формируются в электронном виде и подписываются ЭЦП. Если нужно, справку отправят на e-mail. Нужно ли увольняться с основного места работы.

Нет, не нужно. Работу по трудовому договору можно совмещать с самозанятостью и так — продолжать копить страховой стаж. Иногда самозанятость разрешена даже для госслужащих. Но только в одном случае — если чиновник сдает жилье пп. Какие налоги платят самозанятые граждане Только НПД. Этот налог заменяет самозанятым гражданам все остальные.

Его начисляют только за периоды, когда были заработки. Если доходов за месяц не было, то и налоги за этот месяц не платим. Налоговая ставка. Для самозанятых граждан она зависит от источника прибыли ст. Чтобы ИФНС правильно рассчитала налог, самозанятому придется указывать в приложении, сколько и от кого он получил денег, кто из плательщиков является физлицом, кто ИП, а кто — фирма. Обратите внимание Налоговые ставки для самозанятых граждан едины по всей стране и установлены на весь срок действия программы.

Регионы и федеральный центр не смогут их поднять до 2029 года п. Налоговый вычет. Его предоставляют всем самозанятым автоматически. Писать заявления и подавать декларацию не нужно. Это одноразовый бонус — государство готово на некоторое время снизить самозанятому налоговую ставку ст. Льгота действует, пока самозанятый не сэкономит на НПД 10 тыс.

Не успеет израсходовать вычет в 2020-м, льгота переносится на 2021-й. Налоговая база. Это все деньги, полученные за выполнение самозанятым услуг и работ ст. НПД рассчитывается на все доходы, кроме трудовых и полученных от разовых имущественных сделок. Представим, что самозанятый — строитель Пётр. Он официально работает в подрядной организации, в свободное время выполняет мелкие ремонты.

А еще сдает квартиру посуточно.

Он ориентирован в первую очередь на интересы заказчика. Внимательно прочитайте текст, и если какие-то пункты вам не понравятся или захочется что-то добавить, не бойтесь просить внести изменения. Например, штрафы за неисполнение договора или его досрочное расторжение можно прописать не только для вас, но и для второй стороны. Поскольку с юридической точки зрения отношения по договору ГПХ не относятся к трудовым, то на них не распространяются нормы Трудового кодекса. Поэтому с дохода по ГПХ не идут отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный, вам не положен отпуск или больничный.

При этом вас не могут и уволить — разорвать договор без веских причин очень сложно. Правда, по этой же причине «уволиться» — бросить всё и не сдать работу — вы не сможете тоже. Как и любой доход, выплаты по договору ГПХ государство облагает налогом. Юрлица уплачивают этот налог за вас, удерживая его из гонорара. Поэтому, заключая договор, проверяйте, чтобы сумма в нём включала 13-процентный налог сверх оговорённой суммы. Если же ваш договор заключён между физлицами, то вам будет нужно заплатить налог самому.

Вывод: ГПХ подходит фрилансерам, выполняющим заказы нерегулярно. Если заказчик — компания, то документы оформляются достаточно просто, а налоги платит заказчик. Самозанятые Статус самозанятого — или налог на профессиональный доход — в нашей стране относительно новый налоговый режим и находится в стадии эксперимента. Основная его цель — вывести из тени множество фрилансеров, далеко не все из которых работают через договоры и платят налоги. Поэтому описать этот статус можно так: «минимум налогов и максимально просто». Эксперимент регулируется Федеральным законом 422-ФЗ и продлится до 31 декабря 2028 года.

Ряд его условий зафиксирован на весь срок — например, не может быть увеличен размер налогов. Кроме россиян, статус самозанятого могут получить граждане Киргизии, Армении, Беларуси и Казахстана. Налоги у самозанятых действительно самые низкие, а платить их можно через мобильное приложение « Мой налог ». То есть не нужно осваивать сложную бухгалтерию, заполнять документы и куда-либо их подавать — сегодня это самая простая форма уплаты налогов в России. Получить статус самозанятого очень просто. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог» App Store , Google Play , зарегистрироваться в нём, и оно само создаст заявление.

Вас поставят на учёт в тот же день, когда вы подали заявку, если же есть основания для отказа — он поступит в течение недели. Также этот статус можно получить на сайте госуслуг или веб-версии «Мой налог» на сайте ФНС. В статье 4 закона 422-ФЗ сформулировано, кто может стать самозанятым — этот статус создан для тех, кто оказывает услуги сам или собственноручно производит товары для продажи. В ней же указано, кому нельзя получить такой статус: Тем, кто реализует подакцизные товары, такие как алкоголь, табак или лекарства, а также товары, требующие специальной маркировки , — даже если всё это изготовили вы сами. Также ограничение наложено на перепродажу. Ещё одно ограничение по использованию этого статуса — его не могут оформить индивидуальные предприниматели, если у них есть нанятые по трудовому договору работники.

Ещё он недоступен некоторым посредникам. Курьеры тоже не могут быть самозанятыми. Исключение — курьер, который работает с выданным ему кассовым аппаратом, зарегистрированным на продавца товара. Если вы применяете иные специальные налоговые режимы, например, упрощённую систему налогообложения или платите сельскохозяйственный налог, то перед тем, как стать самозанятым, вам потребуется от такого режима отказаться. Важное ограничение статус самозанятого накладывает на доход — он не должен превышать 2 400 000 рублей в год. Этот лимит зафиксирован до конца эксперимента и не будет уменьшаться но государство может его увеличить, что актуально во время инфляции.

Также вы можете зарегистрировать ИП, чтобы далее до конца года платить по упрощённой системе. Часть этих налогов автоматически уходит в Фонд социального страхования.

Хотя появляться в офисе банка и участвовать в корпоративных мероприятиях придется регулярно. На очное собеседование Героева не пошла. Она вспомнила, что около 10 лет назад тот же банк искал журналиста для корпоративного издания. Зарплату предлагали ту же. Но тогда сотрудника брали в штат на полную ставку, рассказала она.

Напомним, что в 2019 г. По данным Минфина, на 15 января 2020 г. Юристы предупреждали, что у работодателей может возникнуть большой соблазн нанимать сотрудников, зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, на постоянную работу с полной занятостью по договору подряда оказания услуг вместо заключения трудового договора. По итогам 2020 г. Работодателям нанимать на постоянную работу самозанятых даже выгоднее, чем ИП на упрощенной системе налогообложения, говорит гендиректор юридической фирмы Urvista Алексей Петропольский. По просьбе «Ведомостей» агентство по подбору топ-менеджеров Kontakt InterSearch Russia также опросило 312 менеджеров по персоналу и руководителей. Наиболее популярны договоры с внештатными сотрудниками — физлицами, договоры оказания услуг с компанией-аутсорсером, а также договоры с ИП.

Кто нанимает «Ведомости» направили запросы в 23 крупные компании, нанимают ли они самозанятых. Ответили 10 компаний, из них восемь сотрудничают с самозанятыми. Все ответившие компании отметили, что привлекают самозанятых только на проектной основе и по закону. Ирина Казанцева, начальник отдела кадров Райффайзенбанка, говорит, что банк приглашает самозанятых только на временные небанковские задачи — например, фотографа на день открытых дверей, тренера по йоге и дизайнера для оформления офиса. В среднем банк заключает не более семи гражданско-правовых договоров в месяц, говорит она.

Все плюсы и минусы самозанятости для граждан в 2023 - 2024 годах

Как работать с самозанятыми, не нарушая закон — чек-лист для бизнеса Также самозанятые имеют доступ к мерам поддержки, предусмотренным нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Риски сотрудничества с самозанятыми с 1 марта 2024 года Мы рассказали, что значит быть самозанятым, в каких регионах это возможно в 2023 году, оценили плюсы и минусы данного режима.
Минтруд и ФНС снова проверят сотрудничество с самозанятыми Если нарушить правила работы на НПД, налоговая снимет самозанятого со льготного режима со дня нарушения и доначислит налоги и взносы.
Самозанятость — Википедия Если нарушить правила работы на НПД, налоговая снимет самозанятого со льготного режима со дня нарушения и доначислит налоги и взносы.

Как стать самозанятым в 2024 году?

Это позволяет самозанятым людям иметь доступ к социальным гарантиям, в том числе формированию пенсии. Количество самозанятых растет. Но многие из них начинают свое дело, не теряя основной работы. При этом добровольные взносы на пенсию делают только 258 тыс. Таким образом основной деятельность в статусе самозанятого является для 3,7 млн человек. В ближайшие годы ожидается, что поступления от добровольных взносов на пенсию увеличатся вдвое, это следует из заключения Счетной палаты РФ на проект бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. К 2026 году эти поступления вырастут до 2,6 млрд руб.

Он ориентирован в первую очередь на интересы заказчика. Внимательно прочитайте текст, и если какие-то пункты вам не понравятся или захочется что-то добавить, не бойтесь просить внести изменения. Например, штрафы за неисполнение договора или его досрочное расторжение можно прописать не только для вас, но и для второй стороны. Поскольку с юридической точки зрения отношения по договору ГПХ не относятся к трудовым, то на них не распространяются нормы Трудового кодекса. Поэтому с дохода по ГПХ не идут отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный, вам не положен отпуск или больничный. При этом вас не могут и уволить — разорвать договор без веских причин очень сложно. Правда, по этой же причине «уволиться» — бросить всё и не сдать работу — вы не сможете тоже. Как и любой доход, выплаты по договору ГПХ государство облагает налогом. Юрлица уплачивают этот налог за вас, удерживая его из гонорара. Поэтому, заключая договор, проверяйте, чтобы сумма в нём включала 13-процентный налог сверх оговорённой суммы. Если же ваш договор заключён между физлицами, то вам будет нужно заплатить налог самому. Вывод: ГПХ подходит фрилансерам, выполняющим заказы нерегулярно. Если заказчик — компания, то документы оформляются достаточно просто, а налоги платит заказчик. Самозанятые Статус самозанятого — или налог на профессиональный доход — в нашей стране относительно новый налоговый режим и находится в стадии эксперимента. Основная его цель — вывести из тени множество фрилансеров, далеко не все из которых работают через договоры и платят налоги. Поэтому описать этот статус можно так: «минимум налогов и максимально просто». Эксперимент регулируется Федеральным законом 422-ФЗ и продлится до 31 декабря 2028 года. Ряд его условий зафиксирован на весь срок — например, не может быть увеличен размер налогов. Кроме россиян, статус самозанятого могут получить граждане Киргизии, Армении, Беларуси и Казахстана. Налоги у самозанятых действительно самые низкие, а платить их можно через мобильное приложение « Мой налог ». То есть не нужно осваивать сложную бухгалтерию, заполнять документы и куда-либо их подавать — сегодня это самая простая форма уплаты налогов в России. Получить статус самозанятого очень просто. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог» App Store , Google Play , зарегистрироваться в нём, и оно само создаст заявление. Вас поставят на учёт в тот же день, когда вы подали заявку, если же есть основания для отказа — он поступит в течение недели. Также этот статус можно получить на сайте госуслуг или веб-версии «Мой налог» на сайте ФНС. В статье 4 закона 422-ФЗ сформулировано, кто может стать самозанятым — этот статус создан для тех, кто оказывает услуги сам или собственноручно производит товары для продажи. В ней же указано, кому нельзя получить такой статус: Тем, кто реализует подакцизные товары, такие как алкоголь, табак или лекарства, а также товары, требующие специальной маркировки , — даже если всё это изготовили вы сами. Также ограничение наложено на перепродажу. Ещё одно ограничение по использованию этого статуса — его не могут оформить индивидуальные предприниматели, если у них есть нанятые по трудовому договору работники. Ещё он недоступен некоторым посредникам. Курьеры тоже не могут быть самозанятыми. Исключение — курьер, который работает с выданным ему кассовым аппаратом, зарегистрированным на продавца товара. Если вы применяете иные специальные налоговые режимы, например, упрощённую систему налогообложения или платите сельскохозяйственный налог, то перед тем, как стать самозанятым, вам потребуется от такого режима отказаться. Важное ограничение статус самозанятого накладывает на доход — он не должен превышать 2 400 000 рублей в год. Этот лимит зафиксирован до конца эксперимента и не будет уменьшаться но государство может его увеличить, что актуально во время инфляции. Также вы можете зарегистрировать ИП, чтобы далее до конца года платить по упрощённой системе. Часть этих налогов автоматически уходит в Фонд социального страхования.

С сервисом сотрудничают 80 000 водителей-самозанятых, по данным «Яндекса». Но какие отношения их связывают с «Яндекс. Такси», трудовые или коммерческие? По словам представителя «Яндекса», «Яндекс. Такси» оказывает информационные услуги пользователям таксомоторным паркам, самозанятым и ИП и не имеет с ними трудовых отношений. Водители — партнеры «Яндекс. Такси» могут работать с другими службами заказа такси, решение, с какой службой работать, принимает только водитель, говорит представитель «Яндекса». ФНС считает работу агрегаторов такси с самозанятыми допустимой и законной, если эти агрегаторы — операторы электронных площадок и предоставляют информационные и технические средства, помогающие установить контакты и провести расчеты между частными водителями и пассажирами. Как искать нарушителей Работодатели начали выводить сотрудников из штата и подписывать с ними договоры как с индивидуальными предпринимателями еще два года назад, когда начали расти ставки взносов, напоминает Петропольский. Одни работники пошли на это из страха увольнения, другие получили прибавку к зарплате: если работодатель половину от невыплаченных страховых и социальных взносов отдаст сотруднику, обоим выгодно, говорит Петропольский. Петропольский сомневается, что и россияне, которых работодатели будут подталкивать регистрироваться в качестве самозанятых, будут судиться или жаловаться в Роструд или ФНС. ФНС России и Роструд уже договорились совместно проверять работодателей, которые заключают с самозанятыми гражданско-правовые договоры в целях маскировки трудовых отношений. ФНС будет доначислять нарушителям налоги и взносы, а Роструд — выдавать предписание о заключении трудовых договоров. Сейчас компании с признаками нарушений автоматически выявляет информационная система ФНС, заявили представители службы, зарегистрированы признаки единичных нарушений — без массовых злоупотреблений. Читайте также:Как справиться с миллионной армией таксистов Но как отличить легальный гражданско-правовой договор от попытки скрыть трудовые отношения? ФНС ссылается на 14 характерных признаков трудовых отношений, указанных в постановлении пленума Верховного суда от 29 мая 2018 г. Из списка видно, что проверка многих признаков в компетенции не ФНС, а Роструда — например, выполняет ли сотрудник указания работодателя, работает ли по одной специальности, обеспечивает ли компания самозанятому условия труда и признает ли его права на выходные и отпуск?

Чек можно выдать на бумаге, отправив на печать прямо из приложения, либо в электронном виде — по email или SMS, в соцсетях или мессенджерах. Еще один вариант — показать чек на экране компьютера или телефона, чтобы клиент мог отсканировать QR-код. Когда клиент просит чек, его нужно выдать любым удобным способом. Если клиент ничего не запросил, стоит предложить чек и уточнить, как его лучше отправить Не обязательно навязывать чек и выпытывать у клиента номер телефона или почту. Объясните, что по закону самозанятые должны выдавать чеки, плательщика это ни к чему не обязывает. Нарушение — отсутствие чека в приложении. Если его выявили впервые, штраф самозанятого составит пятую часть заработанной суммы, если второй раз — вся сумма целиком. Самозанятого при этом не штрафуют. Создавайте чеки при каждой продаже и предлагайте клиентам. Если клиент категорически откажется, а потом пожалуется на вас в налоговую — сможете предоставить переписку. Но главное подтверждение — сам документ в приложении самозанятого. Не заплатили налог вовремя Налоговики сами рассчитывают сумму платежа и уведомляют самозанятого о дате оплаты Если налог менее ста рублей, он переносится на следующий месяц. В первый месяц тоже платить не надо — если стали самозанятым в апреле, налог за апрель и май платите в июне. Внести деньги без комиссии можно онлайн с карты любого банка, по реквизитам в квитанции или подключить автоплатеж. Деньги поступают в ФНС, а в приложении появится сообщение об оплате налога. С 2023 года налог на самозанятость можно платить через единый налоговый платеж ЕНП , но это не обязательно. Если самозанятый не заплатит налог в срок, его оштрафуют. Налоговики посчитают долги в течение десяти дней. И уже 8-го числа следующего месяца уведомляют о долге и необходимости оплатить пени. Отсчет идет с 29-го числа и до дня погашения долга. Сумма пеней рассчитывается автоматически, вы увидите ее в приложении. Причем банки, где обслуживаетесь, тоже получат эту информацию. Напомнят вам о задолженности и предложат оплатить. Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит долг, не всегда нужно переживать. Возможно, сведения зависли в пути — если платили с карты, на обработку платежа уходит до десяти дней, по квитанции — до 20 дней. Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой уплаты налога считают день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий