Непосредственно понятие экстремизма и экстремистской деятельности само по себе встречается в следующих статьях УК РФ. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром.
Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика
Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде. Прокуратура информирует от компании Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является. В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие.
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма. 5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские.
К вопросу возникновения экстремизма
Современный подросток не мыслит свою жизнь без всемирной сети Интернет, и доступ к нему есть практически у каждого. Вместе с тем, сегодня глобальная сеть стала базовым каналом связи для распространения деструктивной идеологии, агрессии и насилия. Особенностью преступлений, совершаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, является надуманное мнение пользователей о том, что высказывание комментариев, призывы к противоправным действиям или размещение экстремистских материалов под псевдонимами позволит им избежать ответственности. Необходимо помнить, что за распространение запрещенных материалов в Интернете несут ответственность как авторы, так и распространители материала.
К этой группе факторов относится ослабление государственной власти, высокий уровень коррупции и криминализация общества при бездействии силовых структур. В таких условиях содействовать экстремистам могут представители определенных зарубежных организаций.
Сюда можно причислить отсутствие единой идеологии в государстве, ослабление воспитательной работы с молодежью. Экстремизм в интернете как начальная форма явления может начинаться из-за кризиса института семьи и ухудшения уровня жизни населения, активного развития деятельности экстремистских организаций в молодежной среде. Особенности экстремизма По своей структуре идеология экстремизма имеет четко выраженные особенности: Экстремисты практически всегда являются членами формальных или неформальных экстремистских группировок с четкой структурой и иерархией, высоким уровнем конспирации. При этом такие группировки очень сплоченные, имеют четкую идеологическую, аналитическую и боевую структуры. Экстремистские идеи однобоко разделяют мир на «мы» и «они».
При этом в таких учениях негативные черты отдельных лиц переносятся на всей представителей нации, религиозного верования, социальной группы. Для распространения своих идей и осуществления деятельности представители руководства используют новейшие информационные и коммуникационные технологии. Активное участие всех членов группы в открытых массовых экстремистских акциях и мероприятиях. Стремление вовлечь в свои ряды как можно больше представителей агрессивно настроенных представителей групп и субкультур, создавая привлекательный образ членства в группировке. Экстремизм и терроризм — отличия Схожими понятиями считаются экстремизм и терроризм, отчего некоторые люди объединяют их.
Однако, между этими идеологиями есть отличия: Терроризмом считается тип политического насилия, связанный с планированием и проведением противоправных актов в отношении одной группы лиц с целью устрашения другой или для передачи определенного политического сообщения. То есть террористическую деятельность можно рассматривать как составляющую определенной категории экстремистских организаций. Однако существуют примеры того, что такое радикальный экстремизм, не связанные с насилием. Например, крайний пацифизм, который отрицает любое применение насилия даже в целях самообороны и самозащиты. К тому же экстремизм — более широкое понятие, объединяющее представителей, имеющих чрезмерные или крайние взгляды, которые не всегда ставят перед собой конкретные цели.
Терроризм же всегда связан с планированием и осуществлением насильственных действий ради достижения четко намеченной цели. Политический экстремизм Самой распространенной разновидностью явления считается политическая идеология. Ученые, рассуждая о том, что такое политический экстремизм, пришли к выводу, что так можно назвать незаконную деятельность, направленную на изменение конституционного строя насильственными методами, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка.
Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам. Террористическая идеология — это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер. В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов. И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология — это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности. Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» — идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» — субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах. Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий. В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и самое главное! Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты[3] и т. При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка и т.
Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени. Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения. Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер. Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья. Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы: I. Социально-экономические: значительная дифференциации населения по уровню доходов и социальное расслоение российского общества, что, в свою очередь, порождает формирование у малоимущей части населения чувство социальной несправедливости; высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических и религиозных течений. Идеологические: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей10 путём внешней культурной и информационной экспансии включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры ; осуществление деструктивного информационно-психологического воздействия на население страны, пропаганда через СМИ и Интернет вседозволенности и насилия; возможность практически бесконтрольного использования новых информационных технологий Интернет-ресурсы экстремистской направленности, социальные сети, мобильная связь для пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ; деятельность различных политических, религиозных, неправительственных организаций проводящих активную легальную и нелегальную идеологическую работу экстремистского содержания с различными слоями населения; резкое снижение в 90- е гг. ХХ столетия роли воспитательной функции в сфере образования Российской Федерации прежде всего, в образовательных организациях — общеобразовательных, профессионального образования и высшего образования ; утрата эффективного идеологического воздействия на молодёжь, что приводит к формированию широкого спектра молодёжных субкультур, в том числе и деструктивной направленности. Миграционные: увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и наличием определённых проблем их адаптации к новой среде; наличие нелегальной и неконтролируемой миграции, прежде всего, из государств ближнего зарубежья; изменение этнического и конфессионального состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряжённости в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сетьИнтернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей экстремистской направленности. Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодёжи к новым информационным технологиям — и молодёжного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещён на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.
Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие. В статье рассматриваются причины возникновения экстремизма. Одной из базовых причин экстремизма является незащищенность широких слоев общества, представители которых подвержены правовому нигилизму и зачастую именно из данной среды появляются криминальные кадры.
«Экстремизм и терроризм: причины возникновения и распространения»
Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т. В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» «НСО», «НС» и др. Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам «кто не с нами, тот против нас». Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других — ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти. Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти — на защиту и упрочение государственных институтов. Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации. Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных основанных на страхе и подчинению силе способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия. Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды. Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения.
Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления. Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств. Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения. Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений. Серьёзную угрозу национальной безопасности и существенным фактором, дестабилизирующим социально — политическую обстановку является деятельность религиозных объединений экстремистского толка. Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта: распространение среди определённой части населения Российской Федерации деструктивной религиозной идеологии например, идеологии исламизма3 ; создание благоприятных условий для ведения террористической деятельности на территории Российской Федерации. С учётом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма: усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодёжного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия. Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовно-этнических канонах.
Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации. Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама — «ваххабизм». Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодёжи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодёжи» и «лагеря исламской молодёжи», где членами запрещённых в Российской Федерации международных террористических и экстремистских организаций «Партия исламского освобождения» «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» , «Имарат Кавказ» «Кавказский Эмират» , «Исламская партия Туркестана» бывшее «Исламское движение Узбекистана» , «Исламское государство» и д. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама. Представляют опасность попытки экстремистов расширить своё влияние, прежде всего за счёт молодёжи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры Турция, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.
Националистический этнический экстремизм представляет собой — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм и геноцид в отношении людей иной этнической группы. Поскольку Российская Федерация является многонациональным государством, которое, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада и распространение идей сепаратизма. Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иной этнической принадлежности, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными и антигосударственными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу. Молодёжный подростково-молодёжный экстремизм представляет собой взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определённых молодёжных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях. Появление в Российской Федерации неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности представляют угрозу интересам безопасности России.
Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, ее эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу объединение от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны от 10 до 30 человек , однако при проведении музыкальных, спортивных и т. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши. По степени общественной опасности или полезности молодёжные неформальные движения субкультуры условно разделяются на радикальные экстремистские , агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения. В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными. Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё. Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий. Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т.
Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические и это не единственные разновидности групп. Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга. Анализ проявления экстремизма в молодёжной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создаёт угрозу общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодёжных объединений футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево — и праворадикальных элементов , вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение социально-политической обстановки в региональном или государственном масштабе. Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально — радикальных структур. В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп: фанаты спортивных команд; группировки националистического толка в том числе скинхеды ; прозападные поклонники различных музыкальных направлений панки, реперы и т. В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения.
Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием.
С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других. Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т. По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени. Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер.
Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки. В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее: 1 распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма; 2 благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности; 3 организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера; 4 создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам; 5 создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др. Характер последствий религиозного экстремизма Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности. Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы. Суть религиозного экстремизма, — в применении насилия к инакомыслящим. Последствия от религиозного экстремизма является: 1 отток денежных средств у населения; 2 промывание мозгов и программирование людей; 3 разжигание религиозных распрей; 5 лишение и ограничение Конституционных прав; 6 нарушение стабильности социально экономического развития; 7 повышение процента суицида; 8 повышение процента психиатрических заболеваний; 9 разрушение культурно — исторических ценностей; 10 регресс общества; 11 вмешательство в общеобразовательную систему; 12 вмешательство в государственное и местное самоуправление; 13 распространение наркотических веществ; 14 завладение имуществом граждан. Методы профилактики религиозного экстремизма Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе. Религия — это мощное орудие и надо помнить, что, религиозный фанатизм является серьезным препятствием в профилактики экстремистских действий. Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности. Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения. Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика.
В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Внедрение западных стандартов и схем в систему образования в большинстве случаев приводит к разрушению сложившейся национальной системы образования, которая десятки лет доказывала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов различного профиля. Социально-экономическое положение и стратификация. В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни — более половины работающей молодежи либо вовсе не имеет профессии, либо трудится не по специальности, приобретенной в процессе обучения. В молодежной среде резко падает престиж труда. Особенности общественного сознания и образ жизни. При всей фрагментарности и противоречивости оценок в общественном сознании основной части молодых россиян сохраняются традиционные ценности: стремление иметь крепкую семью, физическое здоровье, высокую квалификацию и материальный достаток. Вместе с тем в связи с материальными трудностями имеет место тенденция свертывания планов по созданию семьи и рождению детей, причем в большей степени это проявляется у молодых женщин. Значительно укрепляются и становятся базовыми особенно в условиях крупных городов индивидуалистические установки. При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма. Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др. Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур. Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка. В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации.
Что такое экстремизм и почему за это наказывают блогеров и комиков. Объясняем простыми словами
Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости | В статье автор затрагивает вопросы, связанные с исследованием причин и условий экстремизма как основы формирования политики противодействия экстремизму, в частности раскрываются основные содержательные стороны криминалистического аспекта. |
Если вы столкнулись с фактами экстремистской деятельности | Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. |
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность
Причины возникновения экстремизма. Его признаки и профилактика | Статья в журнале «Молодой ученый» | 5. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. |
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия» | деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. |
Пластовский муниципальный район
- Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.
- Статьи по профилактике экстремизма и терроризма
- ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
- Причины и условия для проявлений в мире и в России экстремизма и терроризма
- Профилактика терроризма и экстремизма
- Причины возникновения молодежного экстремизма
Статья — Религиозный экстремизм
6 причин возникновения молодежного экстремизма 🔥 10 Причин | В статье автор затрагивает вопросы, связанные с исследованием причин и условий экстремизма как основы формирования политики противодействия экстремизму, в частности раскрываются основные содержательные стороны криминалистического аспекта. |
Статья — Религиозный экстремизм — Дворец культуры металлургов — г. Серов | За публичные призывы к экстремистской деятельности (в том числе в интернете) грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. |
Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде | Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории. |