Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение.
Купцы кто такие?
купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. Что такое купеческая гильдия, Бархатная книга купеческих родов.
Купечество – торговое сословие Средневековья
На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Слово «купец» у любого, кому довелось поучиться в советской средней школе, вызывает, прямо скажем, не лучшие ассоциации. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина – более 3 рублей в неделю.
Купцы кто такие?
Благодаря своему богатству, купцы часто вкладывали деньги в благотворительные и общественные проекты, содействуя развитию образования, культуры и искусства. С течением времени роль купцов изменилась, но их влияние на общество остается значительным. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами. В конечном итоге, купцы являются основой экономики и общества, обеспечивая распределение товаров и услуг, финансовую поддержку и социальное развитие. Их вклад в различные аспекты жизни общества невозможно переоценить.
Однако за это купцам пришлось заплатить отказом от автономии созданных ими ранее самостоятельных купеческих корпораций, которые на предыдущем этапе истории собственными силами обеспечивали защиту прав своих членов. Во второй половине XVI века русское купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие «посадских людей», в котором купцы составляли богатое меньшинство. Посадские люди были обязаны нести «тягло», то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Торгово-ремесленное население городов имело право создавать свои профессиональные объединения. Тяглое население было разделено по черным слободам и черным сотням. В черных слободах селились купцы и другие горожане, работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с торгового места и с промысла. Община сама распределяла объемы тягла и повинностей среди своих членов. В черные сотни был сведен простой посадский люд, включая мелких торговцев. Каждая черная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада люди наказывались смертной казнью. Купцы, особенно крупные, тяготились таким положением, при котором они были приравнены в правах с простыми ремесленниками. Их ходатайства привели к изменению их правового положения и расширению их прав. В 1570-80-х гг. Самой высокой и самой привилегированной категорией стали гости. В этот разряд купцов мог возводить персонально только сам царь своей особой жалованной именной грамотой.
Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что.
Первый из Демидовых был кузнецом, выдвинувшимся в период правления Петра I. Получив земли за Уралом, он занялся строительством металлургических заводов. Родоначальник рода Солдатенковых — выходец из крестьян. Начинал с торговли в Гостином дворе, впоследствии стал пайщиком банков, страховых сообществ, мануфактур. Огромная библиотека, подборка картин, собранная им за долгие годы, была завещаны Московскому Румянцевскому музею. Удивителен путь к богатству и семейства Бахрушиных. Они переехали в столицу из Зарайска, где занимались перегоном скота. И в Москве, и в Зарайске, Алексей Петрович и Алексей Александрович Бахрушины были почетными гражданами, принимавшими активное участие в жизни городов. Убедившись в том, насколько богата русская земля талантливыми предпринимателями, прославившимися грамотным ведением дел, духовностью, можно использовать их наработки в современной жизни, брать с них пример.
История русского купечества
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Купец - 1. Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. по названию волости.
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!
Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура.
Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141. Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации.
В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство.
Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения.
Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения.
Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н.
Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик.
Купцы в средние века были одной из наиболее влиятельных групп в обществе. Они не только торговали товарами, но и финансировали различные предприятия, обеспечивали кредиты, участвовали в обмене культурными ценностями между различными странами и регионами. Купец — это был не только предприниматель, но и государственный деятель, дипломат и общественный деятель. Купцы обычно обладали богатством и политическим влиянием. Из-за их значимой роли в обществе, они часто были приглашены на приемы к королевским семьям и высшим чиновникам.
Калужский купец.
Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах. Но это недовольство Екатерина II компенсировала тем, что существенно улучшила правовое положение купечества. Во-первых, она освободила купцов от рекрутской повинности: вместо того чтобы ее отбывать, они получили возможность заплатить, сначала порядка 360 рублей за рекрута, а потом — 500. Еще одним важным шагом были городские реформы 1775—1785 годов, которые во многом изменили положение купечества и сделали его сословием в более строгом значении этого слова, позволили в дальнейшем четче контролировать его численность и состав. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства. Согласно изданной Екатериной II Жалованной грамоте городам, каждый мог записаться в гильдию — в зависимости от объявленного капитала. В первую гильдию — при капитале от 10 до 50 тысяч, во вторую — от 5 до 10 тысяч и, наконец, в появившуюся третью — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. Здесь очень важен следующий момент.
И более того, жалобы или доносы на то, что купец записался в первую гильдию, на самом деле не имея достаточно денег, даже не принимались. В дальнейшем надо было стимулировать купечество не только записываться в гильдии, но и соответствовать своему статусу. Поэтому Екатерина отписала купцам целый ряд льгот. Скажем, купцы первой гильдии могли вести торговлю как в пределах, так и за пределами империи, как оптом, так и более мелкими партиями, и для этой цели они могли иметь морские суда. Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов, но, в отличие от купцов первой и второй гильдий, они не освобождались от телесных наказаний.
Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для … ФИРМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: имя, под которым купец ведет торговлю и подписывается в торговых делах. Под Т. Наше дело торговое, служить некогда.
Торговый день, базарный, привозный. Совершил путешествие в Персию, Индию 1468-74.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели « воспитанников » — приёмных детей.
Образ купца в русском искусстве В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2015 года. Картина Б. Кустодиева Купчиха за чаем , 1918 год, ГРМ. Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Были известны оперы и пьесы: опера М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» 1779 год , комедия «Дворянющийся купец» В.
Колычева 1780 год , «Купецкая компания» О. Чернявского 1780 год , «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова 1787 год , анонимная комедия «Перемена в нравах» 1789 год. Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. Плавильщикова сиделец — работник кабака, торгующий акцизными товарами. Главным героем оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин.
Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср. Купля, торговля вообще: покупка ; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар. Покажи куплю свою, покупку. Ни дар, ни купля , ни то, ни се. Не купля , а даровое, дешево. Не купля учит, продажа. Купчий , купленный , покупной , недоморощенный. Купило , купильце, куплево ср. Купил бы село , да в кармане голо; завел бы вотчину, да купило покорчило. Купильце, что шильце: как раз носок отломишь. Купила б я, накупила, да купило-то притупило! Купилки, что вилки т. Не хватает куплева. Купчая ж. Купленик, -ница, вещь, человек, животное купленное, покупное, не домашнего приплода. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. Покупатель устар. Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран. Купеческие корпорации. Купеческая роскошь перен. Купеческие замашки перен. Купецкий сын.
Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины. Ермолин активно участвовали в каменном строительстве. Образование Русского централизованного государства сопровождалось часто ограблением городов и ликвидацией автономии местных купеческих корпораций, а позднее их полным исчезновением. Великие князья, чтобы политически обескровить верхушку независимых ранее городских общин, применяли в конце XV—XVI в. В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. Важнейшими привилегиями гостей были право на ведение внешнеторговых операций и приобретение земли, освобождение от пошлин, податей и служб, которые несло «тяглое» население. За эти льготы в их обязанности входило выполнение финансово-хозяйственных «казенных» поручений — отправление различных должностей при сборах таможенных и «кружечных» денег, доходов с соляных продаж и др. Одна часть гостей при этом наживалась, другая — разорялась, так как за исправность казенных служб купцы отвечали своим имуществом. С ростом численности и значения населения городов в XVII в. Торговый устав 1653 заменил множество существовавших ранее торговых сборов на единую пошлину и отменил привилегии и льготы купцов-иностранцев. Новоторговый устав 1667 стеснил их; он также передал заведование делами торговых людей в Приказ большого прихода, который следил за тем, чтобы не допускалось превышение налогов, взимаемых с купцов.
Весь доход от продажи поступал в заводоуправление. Произошло это 1 января 1923 года. В Старом поселке, в районе улиц Кузьмина, Розы Люксембург, Красноармейской, располагался городской рынок. На нем была мелко-розничная торговля. Но купцы, в частности Шадрины, там не торговали, им хватало своих магазинов. Рынок работал на этом месте до 90-х годов XX века. Эпоха купечества закончилась с приходом революции. На месте частных магазинов работали государственные. В эти времена магазины были, в основном, государственными. В 30-е годы основная торговля, если говорить о магазинах, опять же была сосредоточена на Главном проспекте. Потому что ничего не надо было строить заново: была инфраструктура, были торговые и хозяйственные площади, на которых можно было хранить товар. Расстрел Жизненный путь Александра Шадрина закончился трагически. Его расстреляли. Произошло это 18 марта 1918 года. Но законной базы, законных оснований взимать такой налог не было. Поэтому люди со средствами, в том числе Шадрин, отказывались платить налог, вообще его игнорировали, — говорит историк-краевед. Если есть заложник из родных и близких — как правило, жена или дети, братья и сестры — тогда купцы посговорчивей. Но когда взяли в заложники самих Шадрина и Сафонова, они отказались платить какие-то деньги. И, чтобы оказать воздействие на остальных, матрос Шамшурин принял решение — расстрелять. Естественно, население стало негодовать. И чтобы успокоить население, буквально сразу появилось объявление нашего совета, что произошел произвол, что будут разбираться. Шамшурина отсюда отправили. Но двоих расстреляли, присоединив к ним двоих разбойников, которые выдавали себя за красноармейцев и обирали население. Александр Иванович Шадрин был похоронен на старом приходском погосте, который находился возле сгоревшей к тому времени Всехсвятской церкви. Погост до наших дней не сохранился. Династия купцов Шадриных в Надеждинске прервалась на Александре Ивановиче. У него были дети, но торговой деятельностью они уже не занимались. Центр сместился Со временем здания магазинов на улице Агломератчиков приходили в негодность, ветшали. В середине XX века на смену им пришли более современные торговые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов. Их просто снесли. Еще до этого стала формироваться торговая зона на улице Ленина. Да и сам центр города со временем сместился, с 50-х годов стали вырисовываться новые центральные улицы, более благоустроенные. Строились они купечеством. Думаю, Шадрин об этом задумывался. Но октябрь 17-го поставил крест на всем этом. Проект подготовлен архитектором Владимиром Пясецким. В жизнь он так и не был воплощен. Думаю, что этот проект был подготовлен ранее, состоятельными людьми, но реализовали его в годы НЭПа. Когда было построено здание, там находились организации, — отмечает историк. На месте первоначального магазина, который фасадом выходил на улицу Рабочей Молодежи, построен многоквартирный дом. А в той части здания, которая сейчас является магазином мебели, была первая в городе телефонная станция. Подпишитесь на соцсети «Глобуса»! Будьте в курсе городских новостей! Добавляйте нас в избранные источники в сервисах Новости и Гугл Новости.
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
Бахрушина, обозначало скорее занятие, чем звание. Во второй половине XVII века вместо термина "торговый человек" все чаще стали применяться другие термины — "торговый крестьянин", "торговый иноземец", "торговый посадский человек" и т. Первоначально, особенно в период правления Петра I, оно толковалось очень широко. Под ним понималась как внутренняя и внешняя торговля, так и промышленная и финансовая деятельность, а также транспортные перевозки.
В дальнейшем, смысл термина "коммерция" сужался, и он все чаще стал обозначать только торговлю. В то же время в первые десятилетия XVIII века в обиходе употреблялись термины "торговые люди" и "торговый человек", хотя и реже. Изменилось и их содержание.
Авдотья молча шубейку скинула - и к столу. Выхватила из-за пазухи всю выторгованную наличность и над столом подкинула. Все монеты - в россыпь, но одна вдруг к Авдотье подкатилась. Та ее хвать: "Вот заговоренная на нас денежка будет!
Яков на лавку плюхнулся: "Ошалела с дороги, Дуня! Жена заулыбалась: "Ничегошеньки! Это меня добрый человек научил, как волшебную монету от других отличить. Молча надо в дом войти да всю выручку над столом подкинуть.
Какая монета к тебе ближе покатится, та - твоя. Ее хранить надо - не тратить, не менять! У Якова глаза на лоб полезли: "Да это же самая крупная деньга из твоей выручки! Она в хозяйстве нужна!
Семерых детей Дуня с Яковом на ноги поставили, сами от монастыря откупились. А когда в 1802 году младший сын, любимый Мишенька, ушел искать счастья в Первопрестольную, отдала ему мать заветную неразменную денежку. В Москве 16-летний юноша пристроился торговать вначале ветошью, потом холстами. Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости.
В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать.
А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос.
Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было. Особливо от купчих.
Иные из них каженный божий день в лавку захаживали - якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Да и тот не стерпел, стал погуливать. Как-то домой дня три не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться.
А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?! Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Надо для успешного торга липовый мед заговорить: "Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают!
А потом тем медом открытые места на лице и намазать.
Купцы второй гильдии получили право владеть речными судами и так же, как и их «коллеги» из первой гильдии могут быть владельцами фабрик и заводов. Купцам третьей гильдии разрешалось вести мелкую торговлю, заниматься ремеслом, иметь тракторы и постоялые дворы. Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию. В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий».
Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли. В начале XIX века в России начинают зарождаться капиталистические отношения. Сельскохозяйственная продукция производилась в целях сбыта. В поместьях становится больше промышленных мануфактур и предприятий, на которых трудились крепостные.
Почему с 50-х годов XIX века торговля чаем приносила баснословные прибыли и быть чаеторговцем — было престижно? Купить доступ к записи Женщины в купечестве «Женская» история в русском купечестве на примере пяти представительниц «слабого пола», которым удалось добиться успеха в коммерции, не утратив при этом своей женственности и привлекательности для мужчин. Именно они стали благотворительницами и меценатками, жертвовавшими огромные средства на медицину, образование, науку и искусство. Мы войдем в гостиные их домов, увидим интерьеры их Салонов, удивимся многим правилам, установленным для посетителей и вдохновимся их примером! Это полезно для всех — знать историю и принципы русского предпринимателя» — Д. Абрикосов Мы используем файлы cookies для оптимизации работы сайта, удобства его использования и анализа трафика. Оставаясь на сайте или нажимая на кнопку "Принять", вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Принять Буду рада, если нам по пути! Анна Марушева.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Денежные секреты русских купцов | ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте |
Купечество – торговое сословие Средневековья - региональный центр ВЕГА | Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо. |
История русского купечества | Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. |
Денежные секреты русских купцов: picturehistory — LiveJournal | Купец набирал в кредит товара, затем продавал или прятал его, составляя фиктивные бумаги о неудачной продаже и грандиозных убытках. |
Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
Купцы обладали определенными привилегиями, имели право на ношение меховых шуб и золотых украшений, а также авторитет в обществе. Они пользовались выгодными условиями для торговли и имели право на свободу передвижения по стране. Недаром купцы были называли гражданами вселенской торговли. Купец — это не только профессия, но и своеобразный образ жизни. Купцы были известны своей предприимчивостью, смелостью и находчивостью.
Впрочем, несколькими годами позже, в 1714 г. Однако уже вскоре это значение окончательно вышло из терминологического обихода.
В 1720-е годы, начиная с городской реформы, слово "купечество" стало употребляться по отношению к посадским людям, занимавшихся торговлей. В последующие годы купцами называли не только собственно торговцев, но и тех из них, которые стали вкладывать капиталы в производство. В целом торговый капитал в России предшествовал возникновению промышленного капитала и создавал условия, необходимые для развития индустрии. В XVII веке купцы, вкладывавшие капиталы в промышленность, не порывали с торговой деятельностью. Вплоть до конца этого столетия торговый капитал господствовал над промышленным.
Немаловажную роль в этом также играло и то, что купцы, пусть и за свой счет, имели возможность получать и, соответственно, давать своим детям хорошее образование. Поэтому построенные ими дома не были безвкусными новоделами тех, кто желает продемонстрировать свое богатство — напротив, купцы нанимали талантливых архитекторов, которые имели возможность воплотить в своем творении самые смелые замыслы и прогрессивные архитектурные стили. Впрочем, и здесь не обошлось без драм, одна из которых — история с особняком купца Игумнова на Якиманке. Шикарное здание в псевдорусском стиле, где с 1970-х гг. Однако, будучи построенным в конце XIX века, оно было раскритиковано архитектурным сообществом за «лубочность» и стилевую чрезмерность. И выдающийся архитектор Николай Поздеев впал в немилость к вероломному заказчику, который даже не возместил архитектору убытки — ведь проект оказался очень дорогим, и сам мастер был вынужден докупать стройматериалы за свой счет. Однако необходимо упомянуть и пример счастливого сотрудничества заказчика и творца, плодом которого стали великолепный особняк Зинаиды Морозовой, жены Саввы Морозова, построенный по проекту архитектора Федора Шехтеля, в оформлении которого принимал участие Михаил Врубель. Здесь возникло созвучие вкусов купца и архитектора: Савва Морозов, во время своей учебы в Англии, был покорен ее неоготикой, а Шехтель, не чуждый средневековых мотивов, гармонично воплотил его смелый замысел. Еще два памятника русского модерна тоже возникли с «легкой купеческой руки» в начале ХХ века - это знаменитый особняк Рябушинского, построенный тем же талантливым Шехтелем, и особняк купца В. Носова, построенный по проекту архитектора Льва Кекушева, виртуозно использовавшего резной деревянный декор. Словом, надо отдать должное лучшим представителям купеческого сословия: они давали возможность реализоваться талантам, воплотившим русский культурный ренессанс начала двадцатого столетия. Все статьи Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога. Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен». Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов.