игру света и воздуха, перемену освещения и цвета. произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Этюд в живописи – это учебная работа для изучения натуры.
Определение этюда картины
- Словарь терминов изобразительного искусства
- Что такое этюд в живописи особенности и техника создания
- Картина и этюд: в чём разница?
- Немного о нас
- 57 красивых этюдов известных художников, особенности работы в живописи
57 красивых этюдов известных художников, особенности работы в живописи
Это слово в русском языке имеет несколько достаточно сильно отличающихся друг от друга значений, причем они сконцентрированы преимущественно в сфере искусства. Однако отпечаток первоначального значения французского оригинала заметен во всех смыслах этого слова. Этюд в живописи Одно из самых распространенных значений, которые имеют в виду, произнося слово «этюд», относится к области живописи. В этом смысле под ним подразумевают произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности.
Зачастую этюдом называют рисунок, степень проработанности которого не слишком высока, поскольку он служит одним из вариантов будущего законченного произведения.
Определение этюда Этюд — в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения. По размеру художественное произведение небольшое, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. Этюды выдающихся мастеров живописи часто становятся самостоятельными произведениями искусства.
Многие из них находятся в экспозициях музеев и частных коллекциях рядом с картинами разных жанров и стилей. В этюде художник осуществляет глубокие и всестороннее изучение жизни в целях правдивого и живого воплощения творческого замысла в картине. Посредством этюдов воспитывается культура зрительных восприятий, приобретаются и совершенствуются знания и живописное мастерство во всех жанрах живописи. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное содержание этюда.
Этюд является неотъемлемой частью обучения. Очень четко и ясно задачу учебного этюда сформулировал И. Репин: «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы, спокойного анализа предмета и скромной добросовестности в передачи его. Изучать — значит воспринимать, обогащать познаниями с натуры, запоминанием ее.
Можно ли тут что-нибудь прибавить от себя? Тут судья всякий. Это наука, это закон».
В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Этюд — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи.
Обычно этюд создается ради тщательного изучения натуры — ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации. Вспомните знаменитые этюды к картине «Явление Христа народу» А. Иванова или этюды И. Репина к «Бурлакам на Волге», В. Сурикова к «Боярыне Морозовой», В. Васнецова к «Аленушке», П. Корина к картине «Русь уходящая», Е. Моисеенко к картине «Матери, сестры». Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Однако этюд нужен не только для справок на тот случай, если живописец или скульптор забудет какую-либо деталь. Он необходим с самого первого этапа обучения для совершенствования профессионального мастерства недаром «этюд» в переводе с французского означает «изучение». Этюд выполняется маслом, гуашью, акварелью, темперой, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.
Словарь терминов изобразительного искусства
- Этюд - как работать над пейзажем
- Этюд как самостоятельное произведение (картина)
- Картина и этюд: в чём разница?
- Что такое этюд в живописи определение
Что называют живописным этюдом, каким он бывает и для чего нужен
Этюды в живописи – это первоначальная художественная работа, выполненная с натуры, для изучения законов и правил живописи. Этюд в живописи — это небольшая работа, которая создается с целью изучения и практики определенной техники живописи или предмета. изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой. Этюд в живописи — небольшое по размеру художественное произведение, написанное с натуры для ее дальнейшего изучения и использования в процессе создания картины. В живописи (в отличие от му-зыки) среди подготовительных этюдов выбираются те, наиболее соответствующие замыслу автора и сути произ-ведения, которые впоследствии целиком перерабатываются художником в процессе создания большого полотна.
Что такое этюд в живописи особенности и техника создания
Что такое этюд картина — определение и особенности | Работая на пленэре над этюдом, художник ставит перед собой задачу правдивого и живого воплощения природы в живописи. |
Этюд в живописи: что это такое и какое значение имеет этюд в рисовании | Этюд в живописи – это учебная работа для изучения натуры. |
Картина и этюд: в чём разница? | Этюд в живописи — это произведение с натуры, выполненное с целью подготовки создания основного художественного произведения. |
Картина и этюд, в чем разница? Написание этюда это творчество? | Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. |
Как дать тему быстрый этюд по живописи. Что такое этюд | это большая работа, написанная в мастерской по этюдам, причем этюдами могут служить как пейзажи, так и натюрморты или портреты, написанные с натуры, если они есть в большой картине. |
Этюд - как работать над пейзажем
ЭТЮД (франц. étude, букв. – учение, изучение), в изобразительном искусстве произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. В этой статье рассказываю о понятии этюд в живописи – что это такое и для чего нужен этюд художнику. мысли и чувства человека. Сравнение этюдов, эскиза, набросков, зарисовки Этюд Это практически законченная работа художника, которая в дальнейшем применяется для написания картины в целом. это рисунок или картина, выполненные с натуры, подготовительный материал для работы над большой картиной, скульптурой и т Этюд в живописи выполненные с натуры. В этой статье рассказываю о понятии этюд в живописи – что это такое и для чего нужен этюд художнику. мысли и чувства человека. это изображение, которое выполняется быстро и отражает лишь общие черты, характеризующие внешний вид натуры.
Что есть ЭТЮД?
В живописи (в отличие от музыки) среди подготовительных этюдов выбираются те, наиболее соответствующие замыслу автора и сути произведения, которые впоследствии целиком перерабатываются художником в процессе создания большого полотна. Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения. Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. “ Этюдом называют подготовительную картину, которую художник рисует с натуры. Картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером в отличие от эскиза и этюда и самостоятельным художественным значением.
Как дать тему быстрый этюд по живописи. Что такое этюд
Что такое этюд кратко | Есть художники в разных областях искусства, которые доводят этот жанр этюда до высоты драмы в литературе, увертюры в музыке и большого батального полотна в живописи. |
Этюд как самостоятельное произведение (картина) — Студопедия | Этюды в живописи – это первоначальная художественная работа, выполненная с натуры, для изучения законов и правил живописи. |
Этюд как явление художественного творчества | Этюд в живописи — художественное произведение с натуры: суть, назначение этюдов, классификация, особенности. |
Этюд в искусстве
Этюды маслом Использование масляных красок при создании художественного произведения характерно для длительных этюдов. Масляная краска в изобразительном искусстве начала пользоваться популярностью у европейских художников еще в XV веке. Начиная с того времени, пользуясь масляными красками, художники создавали самые известные произведения всех времен. Поскольку масляные краски являются очень капризным материалом для рисования, на практике художниками был разработан ряд правил, которые облегчали их использование: перед началом работы холст необходимо обязательно грунтовать; прежде, чем наносить очередной слой краски предыдущий, необходимо его тщательно просушить. Это правило очень важно, особенно если при рисовании используются краски, тертые на одном масле, которое очень медленно сохнет орех, мак, подсолнечник.
Несмотря не сложность в работе, этюды маслом в живописи рисовались ранее и рисуются сейчас довольно часто. Знаменитые художники, использующие масло Многие русские художники при создании своих этюдов использовали масляные краски. Среди них такие известные личности: Исаак Ильич Левитан. Чаще всего рисовал длительные этюды в виде пейзажей.
Однако среди его картин есть и портреты - его автопортрет, Николая Петровича Панафидина и Софьи Петровны Кувшинниковой. Сергей Маршенников. Современный русский художник, произведениям которого характерен чувственный реализм. Из-под его кисти выходят также длительные этюды.
На его картинах чаще всего изображены полуобнаженные женщины, иногда даже его собственная жена Наталья. Дмитрий Левин. Признанный современниками мастер русского пейзажа, который зарекомендовал себя талантливым представителям русской школы реализма. Самым важным источником своего искусства он считает привязанность к природе.
Именно поэтому чаще всего на его картинах изображается русская деревня путем создания длительного этюда. Этюды акварелью В живописи этюды акварелью очень распространены. Мастера, которые пользуются акварелью, утверждают, что рисовать этими красками нужно только уверенными движениями.
Но если Аполлинарий, серьёзно, на научном уровне, занимавшийся историей и археологией, состоявший членом различных исторических и археологических обществ, будучи страстным сторонником распространения знаний по истории, стремился воссоздать быт и виды средневековой Москвы «так как оно было» на основе древних документов и результатов археологических раскопок, в которых иногда и сам лично принимал участие, то картины его старшего брата, Виктора, носили уже чисто фантазийный характер. Батальные картины относятся к той же категории. Писать их с натуры прямо на поле боя, как это представляют себе некоторые дамы от искусствоведения, просто смешно. Знаменитый русский баталист В. Верещагин, лично наблюдавший множество сражений, и иногда даже принимавший в них непосредственное участие, свои картины писал исключительно по памяти, естественно в мастерской, опираясь на многочисленные зарисовки, сделанные им на театрах военных действий. Кроме того, Василий Васильевич много читал, опрашивал очевидцев, тратил огромные деньги на реквизит - скупал оружие, форму, снаряжение, которое затем рисовал с натуры, приготовляя, таким образом, эскизы к картинам, которые он задумал. Большие картины, изображающие пейзаж, тоже вещи не натурные, а выдуманные художником из головы и сделанные на основе натурных этюдов. Есть даже такой термин - "пейзаж-картина". Шишкин написал свою знаменитую большую картину «Рожь» размером уже 107 на 187 см. Этюд был на холсте и изображал всё то же самое, что и на картине, только дорога шла не прямо от зрителя к соснам, а несколько вбок и количество сосен было другое. В данном случае натурный этюд явно послужил основой для создания большой картины с пейзажем, но он и сам по себе представляет вполне законченное и тщательно проработанное произведение. Чаще всего это касается именно пейзажа. Если бы И. Шишкин ограничился упомянутым выше этюдом, и по какой-либо причине не стал писать по нему работу большого размера, то сейчас бы искусствоведы Третьяковской галереи хвастались картиной И. Шишкина «Рожь» 60х80 см, не подозревая о том, что это натурный этюд. Картина любого размера всегда пишется художником в мастерской на основе самого разнообразного материала: фотографий, подготовительных эскизов и набросков и, если это необходимо, опираясь на заранее написанные натурные этюды. Картина, даже небольшая по формату, а уж тем более больших размеров, всегда пишется не на пленэре, даже если это пейзаж попробуйте-ка потаскать с собой в поле или в лес этакую махину! Большая картина пишется непременно на холсте, что обусловлено не чем иным, как исключительно удобством больших холстов для транспортировки. Чаще всего это многофигурная композиция большого размера. Этот термин возник уже в советском искусствоведении, поэтому его чаще всего применяют к произведениям так называемого соцреализма, например, на тему Гражданской, Великой Отечественной войны, или, скажем, «Ленин в Октябре». Поскольку размеры таких произведений зачастую просто огромны, живописец, естественно, работает над такой картиной в своей мастерской, и пишет её на холсте. Репина, размер которой 2,03 на 3,58 метра, в принципе тоже можно назвать тематической картиной, хотя социалистическим реализмом там и не пахнет. Она тоже была написана Ильёй Ефимовичем именно в мастерской на базе множества эскизов и этюдов, также как и, например, «Бурлаки на Волге» 1,31 на 2,81 м. Например широко известная картина русского художника Павла Федотова 1815—1852 «Сватовство майора», о которой уже говорилось, имеет размер всего лишь 58,3 на 75,4 см. Его же «Свежий кавалер» и того меньше - 48,2 на 42,5 см, и тем не менее художник работал над этой небольшой жанровой картиной девять месяцев! Небольшая жанровая картина может быть выполнена не только на холсте, но и на картоне или оргалите. Этот материал стал широко распространяться уже в XX столетии. Есть ещё и такое понятие как жанровый портрет. Просто портрет — это портрет человека на нейтральном фоне, а вот когда есть задний план, на котором изображены предметы, люди или даже промышленный пейзаж, подсказывающие зрителю, например род занятий изображённого человека, то это уже жанровый портрет. Он является вполне самостоятельным художественным произведением, но может выступать и как вспомогательный материал для большой картины художника, что отнюдь не умаляет его художественной ценности. Это может быть натюрморт, портрет, пейзаж, интерьер. Этюд, в силу его относительно небольших размеров, пишут на всех вышеперечисленных материалах, но главное в нём, конечно же, качество работы живописца, его умение выстроить композицию в натюрморте, отразить характер модели в портрете, передать волнение или покой моря, холод зимнего леса, красоту заката, прелесть золотой осени или весеннее настроение природы в пейзаже. В качестве примера возьмём эскиз к картине "Целинники" Э. В нём художник разработал композицию и колорит, характеры, позы персонажей, а затем написал большую картину на эту тему.
Длительный этюд Если на предыдущий этюд можно было потратить лишь минут 15-20, то с длительным этюдом можно работать несколько часов. За это время вы должны изучить натуру, с которой пишите или рисуете. Понаблюдайте за динамикой объекта, изучите форму и композицию, пропорции, свет, тень — в общем все, что нужно для создания картины. Ценность такого этюда заключается в том, что у вас есть время, чтобы детально рассмотреть объект, испытать какие-то чувства и впечатления насчет этого объекта и потом передать их с помощью художественных средств выразительности на бумаге или холсте. Зачем нужен живописный этюд Живописный этюд — это, как правило, вспомогательный материал, с помощью которого художники изучают объекты и предметы детально, чтобы потом, работая над картиной лучше их передать. С помощью этюдов можно изучать то, как ведет себя предмет в общей композиции, изучать свет и тень, яркость и контрастность. Еще можно с помощью этюдов подбирать разные цветовые сочетания, находить самые лучшие, постоянно пробуя новые и новые. Этюды также помогают тренировать зрение, память, глазомер. Одним словом, на этюдах художники учатся, стремятся полностью раскрыть свой потенциал, чтобы потом выразить его при написании самостоятельного произведения. Этапы создания этюдов Большинство этапов создания этюда зависит от его вида и времени, потраченного на его создание. При работе над краткосрочным этюдом, как таковых, основных этапов нет. Это беглый набросок, который не требует каких-то особых правил.
Обычно Рерих пользовался картоном, имеющим размер 35,5 х 45,8 см; для этюдов-набросков он применял картон еще меньшего формата. В этюдах Рерих, как правило, брал тона красок не в полную силу, а несколько сдержаннее, чем они были на самом деле, и не полностью использовал весь диапазон своей палитры. Поступая так, художник учитывал: если сразу взять звучные, напряженные тона, то когда понадобиться нанести цветовой удар, окажется, что весь диапазон уже использован и сделать его будет нечем. Работая над этюдом, Рерих ограничивал свою палитру, не загромождая ее излишними красками, справедливо считая, что излишество всегда приводит к большим трудностям в объединении цветовой гаммы в единое целое и лишает правдивости в передаче цветовых отношений, наблюдаемых в природе. В этюдах Рериха с блестящим мастерством достигнуты эффект сопоставления, казалось бы, несовместимых друг с другом тонов, образующих внутреннее единство, и особая, присущая художнику простота и смелость в контрастах цвета. Эти талантливо найденные сопоставления светлых и темных тонов, ярких и глуховато звучащих придают его живописи исключительную светоносность. Его красочные тона как бы наполнены и пронизаны светом. Светоносность цвета — одно из удивительных качеств Рериха живописца, идущее от проникновенного изучения и наблюдения природы. Бакшеев Много внимания и времени уделял работе над этюдами В. Каждая его картина писалась по этюдам. Уже в них художник старался найти самое характерное для выбранной темы, добиваясь не только внешнего сходства с натурой, но и внутренней наполненности. Этюды, безусловно, помогали ему при создании больших полотен — он изучал форму, цвет, свет. Однако художник никогда не списывал бездумно с этюда, считая, что работа над картиной является творческим процессом, в котором передаешь внутреннюю жизнь, психологию. Вот, что говорил Бакшеев в одной из бесед с автором этой книги о требованиях, предъявляемых к этюду: «Прежде всего этюды должны быть строго нарисованы и правдивы по краскам. Нужно очень внимательно штудировать натуру. Важно предварительно выяснить все: пропорции, цветовые отношения, свет и тени, — и уж только после этого приступать к живописи. И потом, когда начнете работать красками, внушите себе, что это будет ваша лучшая вещь, что вы напишете ее хорошо; настройтесь так и тогда начинайте! Поленов советовал мне сначала положить на холст яркие, определенные тона, потом самые темные и светлые; полутона сравнивать как по отношению к светлому и темному, так и по отношению к теплому и холодному. Писать надо без подмалевка, частями и по возможности во всю силу цвета. Этюд должен быть хорошо, детально проработан. Нельзя также писать лучше, чем это есть в природе, иначе выйдет фальшиво». Бакшеев затрачивал на этюды различное время: одни ему удавалось написать до полной законченности в течение дня, другие он завершал в более длительный срок. Дома он никогда не вносил никаких поправок и исправлений, потому что, как правило, живопись от этого становилась фальшивой. Нестеров Очень внимательно относился к этюдной живописи М. В его этюдах мы можем наблюдать хорошо продуманную манеру исполнения, в полной мере отвечавшую его отношению к этому виду творчества. Нестеров говорил ученикам: «Этюд — вещь серьезная! Этюды надо писать очень внимательно. Они должны быть не случайными, а заранее хорошо продуманными, найденными и полностью отвечающими творческому замыслу художника. Если вы в этюде наврете, то в картине будет еще больше неправды». В каждом этюде Нестерова различная манера нанесения красок. То он кладет их пастозно, то очень жидко, сильно разбавив красочную пасту разбавителем терпентинным скипидаром , иногда добавляя немного лака. Несмотря на богатство живописно-технических приемов в этюдной живописи Нестерова, все его произведения этого жанра имеют одну общую, основную черту: главное в них — стремление наиболее полно передать правдивые впечатления художника от натуры. Свои этюды Нестеров всегда доводил сразу до полной завершенности, начиная писать с верхнего угла этюда и постепенно, кусок за куском заканчивая его. Каких-либо исправлений или поправок, переписываний уже завершенной живописи он старался не делать. Благодаря этому методу работы этюды Нестерова уже более полувека превосходно сохраняются, они свежи, краски их звучны и правдивы. Примером может служить один из его этюдов к картине «Видение отроку Варфоломею» — «Дуб», 1889 собрание П. В нем Нестеров мастерски использует своеобразную фактуру саржевого мелкозернистого плотного холста, включая ее в построение живописно-красочного слоя, особенно в живописи фона, а также частично ствола дуба, его листвы и травы на переднем плане. Благодаря этому приему художник имел возможность вести живописный процесс, ограничиваясь лишь тончайшими прописками фона и других частей, не перегружая их красочной массой, и живопись приобрела исключительную легкость, воздушность. Этюд выполнен в основном полукорпусно нанесенными тюбиковыми красками, сильно разжиженными маслом со скипидаром. Большое значение в технике живописи Нестерова играл мазок — его размер, форма, протяженность, характер наложения, фактура. Различные особенности наложения мазка, его формы и протяженности широко использовались художником в живописи этюдов и картин. Они позволяли ему интересно строить и моделировать формы, придерживаясь в то же время тонкослойного метода нанесения красок, характерного для большинства его произведений. Мазок в этюде «Дуб» везде очень мелкий, в большинстве случаев слитный, но четкий, строго передающий форму. Исключительной тщательностью отличается живописная проработка деталей, характерная и для других этюдов — «Рябинка», 1887 и «Рябинка», 1889 собрание П. Корина , в которых М. Нестеров также отлично использует фактуру мелкозернистого холста, включая ее в живописное построение красочного слоя. Беляницкий-Бируля Написав за свою жизнь множество этюдов, художник считал, что этюд является совершенно необходимым звеном работы над картиной-пейзажем, и всегда помнил сказанное ему и C. Жуковскому И. Левитаном: «Никогда не гонитесь за большим размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно прочувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразите правильное и полное впечатление виденного» B. Беляницкий-Бируля: «В них я всегда стремился отобразить свое верное и правдивое впечатление виденного на природе и передать при этом чувства, которые рождались при первом впечатлении от природы. Одновременно я стремился наиболее точно передать верное отношение земли, неба и воды». Начав этюд, надо его и закончить в тот же час. Это также важно, когда пишешь этюд в пасмурную погоду; казалось бы, в серенький день можно писать долго, но это неверно, так как условия освещения и в эту погоду быстро меняются, а следовательно, изменяются первоначально верно взятые вами отношения». Для художника-пейзажиста в одинаковой степени важно писать и маленькие, и большие этюды: «Большие этюды, выполненные в течение нескольких сеансов, помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать технику живописи и свои приемы. Не всякая натура может быть передана в этюде в один сеанс. Изображение лесной опушки с лесом разных пород требует многосеансного этюда, так как в одно-сеансном нельзя с необходимой полнотой воссоздать своеобразие форм, различия цвета листвы, ствола, покровов разнообразных пород деревьев.
Что такое этюд в живописи особенности и техника создания
Значение слова ЭТЮД в Словаре терминов изобразительного искусства | это большая работа, написанная в мастерской по этюдам, причем этюдами могут служить как пейзажи, так и натюрморты или портреты, написанные с натуры, если они есть в большой картине. |
Что такое этюд картина — определение и особенности | В этюде разрабатываются детали картины или скульптурной композиции, изучается натура, решаются пространственные задачи, исследуется взаимодействие предметов, цвета и света. |
FAQ: Этюд, эскиз | При этом слово «этюд» очень многозначно: оно имеет различные смыслы в живописи, спорте, театральной деятельности и других сферах. |
57 красивых этюдов известных художников, особенности работы в живописи
изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой. Этюды акварелью В живописи этюды акварелью очень распространены. Этюд в живописи — это быстрый рисунок с натуры. Это первые впечатления художника от увиденного, запечатлённые на бумаге. Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Явление Христа народу Написал 600 этюдов к картине Слайд 8 Назначение этюда в живописи и музыке соприкасается.
Письмо в Японию, или что такое этюд, эскиз и картина. Холст или картон?
Решить этюд. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера муз. Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина. ЭТЮД — термин, употребляющийся в музыке и в живописи , по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи.
Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто-художественных целей: таковы симфонические этюды Шумана, этюды Шопена. То же двойственное значение этюда и в области живописи : служебное и самостоятельно-художественное. Но служебный смысл живописного этюда помимо того, чем он определяется в музыке развития технических навыков , определяется еще и как подготовительная работа к крупному полотну, предварительная разработка деталей большой картины. Следовательно, как явление служебное, этюд здесь в свою очередь распадается на две категории. Во всех этих смыслах своих название этюда применяется и к произведению слова: этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как подготовительная работа, и как самостоятельно-художественное произведение.
Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, этюд, естественно, в печати не появляется. Такие этюды наиболее наблюдаемы в области стихотворной техники, по преимуществу у начинающих поэтов. Но в силу связи между формальной стороной стихотворения и его художественным смыслом, технические этюды в чистом виде своем почти не встречаются. Второе значение этюда как подготовительной работы наиболее отчетливо проявлено в области литературно-критической. Многие из книг о современном искусстве не что иное, как сборники подобных этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно целое.
Такова, например, книга Андрея Белого — «Символизм», такова книга В. Брюсова — «Далекие и близкие» и множество других. В литературной критике характер такой этюдной подготовки гораздо больше воздействует на органическое строение книги в ее целом, чем это наблюдается в живописи. Действительно, в живописи всякий подготовительный этюд должен быть целиком перевоссоздан художником на большом полотне, чем достигается органическое единство не только общего замысла, центральной художественной идеи, но и самой формы произведения.
Аналогичное определение этюда дается в музыкальном словаре Гроува, где наряду с характеристикой инструктивных особенностей жанра, приводятся примеры большого числа концертных этюдов, которые предназначены «не столько для упражнений, сколько для публичного исполнения, среди них были Лист 12 этюдов Etude en 12 exercises, 1827 г.
Фортепианный цикл Шумана «Симфонические этюды» включает 12 виртуозных пьес на одну тему. Выдающиеся сборники фортепианных Э. Изредка жанровое наименование «Э. Во второй половине ХХ - начале ХХI века происходит ренессанс интереса к жанру этюда: помимо широкого использования большинства сочиненных ранее этюдов как инструктивных, так и концертно-художественных в педагогической, концертной и конкурсной практике вновь исполняются и записываются на компакт-дисках этюды ранее забытых авторов, например, виртуозные этюды Шарля Алькана. Во множестве выходят записи Двенадцати этюдов Клода Дебюсси и его тринадцатого не вошедшего в цикл «Найденного этюда» варианта этюда «Для сложных арпеджио».
В настоящее время существует более 45-ти записей цикла целиком и около 10-ти - «Найденного этюда». В этом жанре создаются новые сочинения высочайшего художественного и технического уровня, такие как этюды Дьердя Лигети три тетради этюдов: 1985 г. Жанр рахманиновского этюда-картины вновь был возрожден в творчестве Геннадия Вавилова, создавшего свой цикл под этим названием 2001-2007 гг. Технологическая и композиционная сферы жанра представлена в этюдах, не предполагающих участия исполнителя - этюдах К. Нэнкэрроу 1912-1997 гг.
Обязательным произведением, специально написанным для последнего конкурса пианистов им. Чайковского, стал виртуозный «Чайковский-этюд» Родиона Щедрина композитор использует в нем тему пьесы «Август» из цикла «Времена года» П. Синтез искусств, характерный для начала ХХ века как, например, в творчестве Скрябина , к началу третьего тысячелетия преобразовался в синтез явлений, относящихся к казалось бы далеким от художественной области сферам человеческой деятельности. Математические модели, всегда и изначально пульсация, явление музыкального ритма, применение в фактуре ритмических фигур и др. Возможно, в этом ключ к дальнейшему развитию музыкального искусства, но не в прямом следовании математическим моделям, а разумном синтезе с особенностями структуры музыкальной речи.
В этой связи Лигети писал, что не использует математические модели напрямую. Итак, рассматривая этюд как явление художественного творчества, подчеркнем, что в музыкальном искусстве этюд становится своеобразной школой, необходимой ступенью творческого развития музыканта и существует во всех вышеперечисленных ипостасях. Для этюдов, написанных в разные исторические периоды, характерна связь с исполнительскими и композиторскими стилями, обусловленными эстетическими предпочтениями той или иной эпохи, особенностями мироощущения и философии. Список литературы 1. Асафьев Б.
Симфонические этюды. Белый А. Брюсов В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам. Дубинец Е.
Знаки звуков: о современной музыкальной нотации. Киев: Гамаюн, 1999. Земцовский И. Фольклор и композитор: теоретические этюды о русской советской музыке. Мазиков А.
Музыкальный словарь Гроува.
Начинающие художники рисуют этюды в процессе обучения для развития глазомера, тренировки зрительной памяти, повышения уровня мастерства и закрепления практических навыков. Классификация этюдов и немного истории Этюды в живописи принято классифицировать по следующим критериям: Месту исполнения на природе или в студии. Объекту изображения природа, человек, здания.
На набросок уходит 10-15 минут. Зарисовки Это графическое изображение, выполненное с натуры. С их помощью изучают материал для будущего произведения, например, рисунка, картины или скульптуры. Рисуют тушью, фломастером, мягким карандашом, тонким графитом, шариковой, капиллярной ручкой. На работу уходит 30-40 минут. Тогда натурные работы приобретают особый статус, оцениваются намного выше их обычной стоимости. В качестве примера — неоконченная картина П. Корина «Русь уходящая». Художник подбирает натуру, краски, кисти, подготавливает грунтует холст. Обычно масляные краски долго сохнут, поэтому живописцы избегают наносить слишком толстый слой на холст. Порой на работу уходит несколько сеансов, так как, прежде чем наносить очередной слой краски, нужно подождать, чтобы высох предыдущий. Этюды акварелью Скрипач. Этюд Эдгар Дега Вблизи акварели , например, этюд цветов, создают впечатление неоконченной работы. Если же рассматривать их с определенного расстояния, то все шероховатости исчезают. Это не удивительно, так как незначительные детали художники опускают или обобщают, тогда как значимые — выделяют смелыми мазками.