Что нельзя делать в святки: почему не стоит тяжело работать, шить и вязать, пользоваться острым ножом, поднимать упавшую на пол ложку, мыть посуду после праздничного ужина. Что обязательно нужно делать в Святки. Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения.
Ни в коем случае: что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Считалось, что именно во время Святок предсказания являлись самыми точными, поэтому существовало множество способов узнать свою судьбу. Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). На протяжении 12 дней с 6 по 18 января, между Рождеством и Крещением отмечается веселый праздник, называемый Святками.
От Рождества до Крещения. Приметы и запреты.
Святки: что нельзя делать в это время. Один из главных запретов Святок был связан с охотой и рыболовством. Святки упоминаются в церковном уставе Саввы Освященного, который был написан в VI веке. от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю). Кстати, сам обычай дарить подарки на Святках восходит своими корнями к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу золото, ладан и смирну. Что делали христиане на Святки? На Русском Севере в период святок были очень распространены ритуальные бесчинства, когда молодежь озорничала и хулиганила.
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Таким образом, неделя «святочных вечеров» начинается с Рождественской ночи, то есть с ночи с 6 на 7 января, а заканчивается накануне Крещенского сочельника, то есть в ночь на 18 января. Есть и другая точка зрения на то, когда начинаются и заканчиваются Святки: по мнению тех, кто её придерживается, Святки приходятся на период 8—19 января — так они охватывают 12 дней, что символично, и не включают Рождество. Однако вместо этого они захватывают Крещенский сочельник, в который принято придерживаться строгого поста, не говоря уже о самом Крещении. Поэтому такая точка зрения не слишком популярна, как и другие подобные вариации дат. История праздника Святки Празднование Святок уходит корнями в глубокую древность — ещё языческую, дохристианскую эпоху. Святки у славян были связаны с почитанием своих богов, в частности бога Святовита возможно, это просто одно из имён Перуна. Богов старались ублажить, чтобы они послали на будущий год большой урожай, преподносили им дары в виде праздничной еды, которую бросали в печь.
По сути, первоначально Святки — языческий праздник. Наши предки в это время рядились в разнообразные костюмы — шкуры, маски, мужчины переодевались в женскую одежду и наоборот. В таком виде люди бродили по улице, пели песни и устраивали разные хулиганские выходки — таким образом они «уподоблялись» нечистой силе, чей разгул, как считалось, приходился именно на это время. В момент этого «родства» у нечисти можно было попросить исполнения желаний. В это время было принято помогать бедным, приносить подарки в тюрьмы и больницы. Когда христианство пришло на Русь, святочные гуляния также изменились: православная церковь относилась к ним негативно, особенно к традиции колядовать и гадать.
Вместо колядок стало положено петь духовные песни, а обычай ходить по домам ради угощений приобрёл другой смысл — в традиции привечать любых гостей, с которыми в дом, как считалось, приходила Божья благодать. Смысл Святок В церковной литературе объясняется, что такое Святки в православии, — это время духовной радости. На эти дни отменяется пищевой пост, однако ещё не разрешаются венчания, по-прежнему продолжается телесное воздержание. Делается это именно для того, чтобы человек мог полностью отдать себя радости духовной. Кроме того, Святки становятся временем постпразднства для Рождества — таким образом, праздник не обрывается внезапно, а продолжается некоторое время, постепенно идя на убыль. Традиции на Святки Есть несколько главных традиций и представлений, что нужно делать в святочные дни, при этом в них причудливо переплелись христианские и языческие обычаи.
Первая из них — это хождение в гости. В христианском мировоззрении таким образом люди делятся радостью Рождества, получают утешение после долгого поста. Второй традицией является колядование от которой, вероятно, и произошёл обычай ходить в гости у христиан.
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий [22]. В Новгороде со второго дня Святок окрутников до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках «святочники» с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят.
Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем [23]. В Псковской губернии в Торопце девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом: Дунай, Дунай, многолетствуй! И с твоею полюбовницей!
И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства. В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы!
При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше? Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости.
Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как?
У древнего славянского бога Коляды было свое предназначение — с ним отождествляли обновление природы, начало нового периода в жизни. Приход православия внес новую тональность: колядующие в песнях стали упоминать Иисуса Христа и славить его. В старину во время колядований народ устраивал шумные пляски. В это время разжигали костры, скатывали с гор горящие колеса. Колядующие, надев на себя костюмы медведей, кикимор, бродяг, ходили от дома к дому, пели громкие песни-колядки хозяевам и требовали взамен угощений. Непременной атрибутикой Святок считались свечи, символизирующие Спасителя. Свечами наши предки украшали свои жилища. Яркими лентами обвязывали фруктовые деревья, растущие возле домов.
Внутри пол устилали соломой, а в углу, считавшимся красным самым важным устанавливали сноп. На Руси люди верили, что все эти хитрости помогут притянуть в дом достаток и удачу. Еще одной традицией Святок являются гадания. Церковь никогда не приветствовала эти языческие обряды, порицала их, но народ незаметно отвоевывал право попытаться заглянуть в будущее. Вряд ли кто-то особенно серьезно относился к гаданиям, однако гадали все: и зажиточный народ, и простолюдины. Героини русских писателей гадали на суженых. Любопытно, что ни Светлане, ни Татьяне Лариной, ни Наташе Ростовой не удалось увидеть будущих возлюбленных, но вера в гадания оказывалась сильнее реальности. На Святки девушки, мечтающие выйти замуж, гадали на воске, яблоках, зеркалах. Ночью девушки зажигали свечи, брали зеркала и поворачивали их вверх таким образом, чтобы видеть отражение луны. В зеркало нужно было смотреть до тех пор, пока изображение не начинало терять контуры и не принимало размытый вид.
По количеству маленьких лун в отражении определяли, сколько человек будет в семье.
Святки: история и традиции праздника
Стол накрыть чистой белой или черной скатертью. Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив. По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор». Далее произнести: «Суженый мой, ряженый, покажись мне».
Увидев символ или лицо, надо быстро сказать: «Чур, сего места! На горящей бумаге Напишите имя любимого человека на бумажке, загадайте желание, связанное с ним. Затем положите ее на блюдце и подожгите.
Если бумага сгорит до конца, желание сбудется. По тени Придумать вопрос и сосредоточиться на нем. Скомканный листок бумаги положить на блюдце.
Горящую свечу поставить напротив стены, чтобы хорошо просматривалась тень, и поджечь бумагу. Когда листок договорит, тарелку с пеплом нужно покрутить в разные стороны, пытаясь увидеть знак на стене.
Но есть несколько вещей, которые нельзя делать в Святочную неделю, чтобы сохранить удачу и везение. Гадать Самые правдивые гадания случаются на Святки, но проводить магические заклинания можно только два дня — 7 и 19 января.
В это время по всему миру укрепляется вера в божественную силу, а злые духи теряют свою власть над людьми. Обряды, проведенные в любой другой день Святочной недели, совершаются по ведьминому разумению. Желания будут изменены в пользу нечистой силы, а судьба — прогадана. Считать деньги В Святочную неделю запрещается считать мелкие и крупные деньги, звенеть монетками и совершать серьезные финансовые операции.
Слезы, бедность и болезни будут сопровождать тех, кто пренебрежет данным правилом. Но 7 и 19 января можно проводить ритуалы, которые помогают разбогатеть и обрести благополучие: показать деньги на растущий месяц, положить под подушку крупные купюры в ночь перед Рождеством и загадать заветное желание о большом достатке. Убираться в доме Как и в любой церковный праздник, на Святки запрещается проводить уборку и работать физически. Считается, что Бог дает людям время на развитие духовности, пение рождественских колядок и чтение молитв.
Благо, которое передал Господь, должно передаваться из уст в уста, тогда весь год пройдет легко и радостно.
Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, однако традиция святочных гаданий издавна существует на Руси, и приняла массовый характер. Святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать как можно больше гостей, рассказывать сказки и загадывать сложные загадки. На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадется монетка, тому и быть богатым. С Рождественского сочельника 6 января до Старого Нового года 14 января хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
По примете не стоит в праздники выбрасывать из дома мусор, чтобы не вынести свою удачу. Лучше не убирать со стола на ночь остатки ужина, иначе потом будешь голодать. Не поднимали с пола упавшую ложку. Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет. Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год. Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете. А еще в святки следили за погодой: Пошел дождь или снег — к неурожайному году.
У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января
Это каша из пшена, ячменя или риса, приправленная медом, изюмом и маслом семян. Ночных литургий в те времена не проводилось, поэтому люди рано укладывались спать, а утром отправлялись на церковную службу. В первые дни рождественских Святок на Руси было принято навещать родителей, давать еду и подарки бедным и заключенным. К Рождеству пекли угощения: печенье и пряники козули , которые преподносили близким и соседям. А к рождественскому столу готовили целых 12 блюд по числу апостолов : рыбу, сельдь, гуся с яблоками , гречневую и пшенную кашу, борщ, грибную уху и так далее — трапезе в этот день полагается быть изобильной. Изначально, в дохристианскую эпоху, парни и девушки надевали маски зверей, выворачивали шубы наизнанку и шли по домам с пожеланиями хозяевам плодородного и счастливого года, за что те должны были отплатить сладкими угощениями или монетой. Жадность не приветствовалась: скупцам могли нажелать и всяческих бед.
Позже этот обычай трансформировался: верующие делали Вифлеемскую звезду из обруча сита и приделанных лучей, внутрь вставляли свечу, водружали ее на шест и шли по селу, славя Христа.
На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Им старались одеть самого крупного парня деревни. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Днем молодежь собиралась поплясать, покататься на санях, поиграть в снежки.
В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Церковь категорически запрещает ворожить и узнавать свое будущее, однако традиция святочных гаданий издавна существует на Руси, и приняла массовый характер. Святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать как можно больше гостей, рассказывать сказки и загадывать сложные загадки.
Считается, что их должно быть 12. Также на Рождество нельзя выносить мусор, надевать старые вещи и одалживать деньги. Это может принести финансовые неприятности.
В Рождество не поминают усопших, не посещают кладбища и не надевают черную одежду — праздник Рождества не годится для траура, ведь Церковь призывает в эти дни радоваться пришествию в мир Христа. Запрещено на Рождество гадать, и этот запрет распространяется на все Святки, вплоть до Крещения 19 января. Гадать на Рождество и в Святки грешно, недаром, прежде чем приступить к гаданию, с себя снимали нательный крест. Вероятно, отсюда на Руси взялось и поверье, будто окунувшись на праздник Крещения в проруби, можно смыть все свои грехи, заработанные во время святочных гаданий. Но оно не имеет под собой никакого основания, а грехи смываются только таинством Покаяния. Что же касается гаданий в Святки, то, как говорят те же священники, заигрывание с потусторонними силами в эти дни грех сугубый.
Вместо того, чтобы вместе со всем христианским миром радоваться рождению Спасителя, люди обращаются к нечистой силе, которая, желая уменьшить число этих радующихся, старается замазать их грехом гадания. Недаром слова «гадание» и «гадость» однокоренные.
Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье. В современном мире святочные игры можно встретить лишь в сельской местности или в качестве театрализованных представлений. Завершающие дни Святок считались временем подготовки к Крещению. Собирали лучших мастеров деревни и шли с ними на водоемы для создания проруби в виде креста. Полученную прорубь украшали разноцветными лентами, изделиями из дерева, а также узорными кусками льда. Сегодня в дни Святок повсеместно организовываются живые концерты духовой музыки.
Подобный обычай появился после прихода советской власти. Также устраиваются благотворительные елки для всех детей, торжественные вечера и фестивали.
У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января
Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.
В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню.
Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами.
Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.
Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».
Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году.
Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы.
Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться.
Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования.
Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня.
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.
Заходя в дом, они говорили: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Гостей угощали, наливали им чарку вина, старались разузнать, кто еще приглашен из молодых. Если подходящей избы не находилось, собирались по очереди в домах девушек. Подходили часам к 5-6 вечера. Парни и девушки водили хороводы, пели, играли. Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых.
Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих. Позже, после их ухода, иногда устраивали гадания. Посиделки на Святки. Иллюстрация из книги И. Сахарова «Песни русского народа». Они надевали костюмы и маски животных, сказочных персонажей. Человек в образе козла изображал Коляду — «бога торжеств и мира», как его назвал историк Н.
Люди верили, что ряженые, изображая злых духов, на самом деле отгоняют их. После, в праздник Крещения, негатив смывали с себя святой водой. Гадания на Святки Лучшими для гаданий считались две ночи: с 13 на 14 января и с 18 на 19 января. Крестьян интересовало, каким будет урожай на будущий год, как сложится судьба каждого из членов семьи. Девичьи гадания отличались особенным разнообразием. Узнать о том, что предначертано в наступающем году, можно было с помощью воска, олова или свинца. Вещество растапливали, а затем выливали в воду.
По форме получившейся фигурки судили о будущем. Узнать судьбу можно было и другими способами — например, наблюдая за тенью горящего комка бумаги. Константин Маковский «Святочные гадания». Источник: wikipedia. Брали четырехугольную доску, на ее углы клали корочку хлеба, уголек, кусочек глины от печи и кольцо. Четыре участницы гадания отворачивались, и кто-то накрывал доску скатертью. Затем под пение обрядовых песен девушки открывали каждая свой уголок и смотрели, что кому досталось.
Это самый строгий день Рождественского поста и день, когда нужно готовить обильное угощение для праздника Рождества. Рождественский пост считается не таким строгим, но дни со 2-го по 6-е января дни приравниваются к Великому посту. Верующие принимают только пищу, приготовленную без масла. Исключением являются суббота и воскресенье — в эти дни разрешается пища, приготовленная на растительном масле. Масло сливочное, как продукт животного происхождения, под запретом весь пост. Основу постного стола в этот период составляет каша гречневая, пшенная, овсяная и другие. Рыба в Рождественский пост запрещена по понедельникам, средам и пятницам. В храмах 6 января совершают особое богослужение. Оно состоит из Великих Царских часов, великой вечерни и литургии Василия Великого, в ходе которого читают отрывки из Священного Писания о рождении Спасителя.
Но так как в сочельник у православных строгий пост, разрешен единственный прием пищи. Едят в этот день сочиво - постное блюдо из крупы с добавлением меда, орехов, мака и сухофруктов.
Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием. Представления, гуляния Есть обычай наряжаться в различные шутовские наряды и устраивать представления, гуляния. Эта практика является рудиментом языческих верований, согласно которым начало года считалось временем, когда у богов можно выпросить хороший урожай.
Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные.
Святки на Руси: история и традиции, как празднуют
Что делать на Святки. Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Есть и те вещи, которые на Святки было делать нельзя, например, ругать судьбу, сквернословить, венчаться или жениться или злоупотреблять алкогольными напитками. Статья Святки, Связь праздника с зимним солнцестоянием, Церковные правила, Святочные гуляния, Святки в русской культура.