Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда — пост пикабушника sssr24. 10 фактов о блокаде Ленинграда8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.1. Во время Великой Отечественной войны блокада Ленинграда была одной из самых трагических страниц. Актриса Алиса Фрейндлих, которая провела детство в блокадном Ленинграде, в своих немногочисленных интервью на эту тему рассказывала, что всё время смотрела на часы и ждала, когда можно будет поесть.
Блокада Ленинграда
Ученый рассказал об ужасах блокады Ленинграда и объяснил, что упускают на Западе, описывая те трагические события. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Блокада Ленинграда – военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ. Блокаду Ленинграда не пережило, по разным оценкам, от одной шестой до почти половины всех его жителей. Сегодня, 27 января исполняется 80 лет окончания военной блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение
И теперь основными жертвами стали те, кто погибал в артобстрелах или от разрывов бомб. В первый блокадный год, по оценкам, погибло около 780 тыс. Но есть и более страшные цифры. Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи — в марте.
Это далеко не полные данные. Подводный трубопровод О «дороге жизни» наслышан, пожалуй, каждый россиянин. Именно благодаря ей и отчаянному героизму людей, которые с риском для жизни отправлялись по льду Ладоги, из Ленинграда вывозили людей, снабжали город продовольствием и топливом.
Но лед имеет обыкновение таять по весне и ледяной дороги уже не будет. Город останется без горючего? И тогда появилось это решение: нужен трубопровод на дне озера, стальной, чтобы перекачивать нефтепродукты.
Под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня было проложено больше 20 км трубопровода на тринадцатиметровой глубине. Седьмая симфония Первыми в марте 1942 ее услышали жители Куйбышева. Именно здесь Шостакович закончил свою 7 Ленинградскую симфонию.
Жители осажденного Ленинграда познакомились с ней немного позже, 9 августа. Это было Событие для города и его жителей. Большой зал филармонии был переполнен.
Все восемьдесят минут, от начала и до конца, симфонию транслировали по городскому радио и по всем полутора тысячам громкоговорителям, чтобы всякий мог услышать.
Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Минимальный паек - 125 граммов хлеба Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод.
Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день.
Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день. Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая». Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе.
А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту. Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец. Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов Министерство обороны опубликовало цифровые копии схем и карт, которые раскрывают полную обстановку региона того периода. Так, на схеме блокированной территории Ленфронта обозначены трассы водных коммуникаций и ледовых дорог.
Представляет интерес и схема эвакуации раненых, больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года. С важной информацией также можно ознакомиться в постановлении Военного совета Ленинградского фронта от 6 декабря 1941 года. Сразу выделяется правка красным карандашом в оглавлении документа, принадлежащая, скорее всего, Андрею Александровичу Жданову. Первоначальная формулировка «Об эвакуации населения Ленинграда» исправлена так: «Об эвакуации людей Ленинграда по фронтовой дороге». В документе ставится задача: «Обязать эвакуационную комиссию начать с 10 декабря 1941 года эвакуацию населения из Ленинграда по трассе Ваганово — ст.
Заборье, доведя число вывозимых людей к 20. Приказано по пути следования создать специальные пункты питания, где выдавать взрослым по 400 г хлеба в сутки, горячий чай, а детей до 14 лет дополнительно два раза в сутки обеспечивать супом или щами. Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов. Одним из нестандартных инфраструктурных проектов периода блокады Ленинграда стало строительство подводного четырёхдюймового 10 см бензопровода для подачи нефтепродуктов длиной 35 км в том числе 25 км под водой.
Дополнительно информация транслировали на улицах, через 1,5 тысячи установленных на домах и столбах громкоговорителей. Но именно этот пронзительный стук метронома до сих пор — то, что невольно возвращает тех, кто пережил эти ужасные 872 дня, в Ленинград 1941—1943 годов. Оливково-зеленая лента Установлена в качестве символа еще 10 лет назад, в честь 65-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами.
К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах. Они подъедали из без того скудные запасы продовольствия, а еще переносили страшные инфекционные заболевания. Кошки все это прекратили. В благодарность горожане установили своим пушистым помощникам памятники — бронзовых кота Елисей и кошку Василису.
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА | Шокирующие факты о Блокаде Ленинграда. |
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ. | малоизвестный факт - городское ополчение оружейник Коровин вооружил пистолетами-пулеметами собственной конструкции. |
10 мрачных примеров выживания в блокадном Ленинграде | Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда Как люди выживали без еды, почему жители Ленинграда были не в курсе, что творится в городе и другие интересные факты о блокаде Северной столицы во время. |
Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда - Российская газета | Среди фактов — восстановление движения трамвая, блокадные огороды, спасение питомцев зоопарка. Цель отразить все факты, связанные с блокадой, не ставилась. |
Неизвестная блокада
10 мрачных примеров выживания в блокадном Ленинграде | Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. |
Семь фактов о блокаде Ленинграда — Школа.Москва | В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. |
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
Блокадный Ленинград - жуткие воспоминания того времени | За десятилетия о блокаде ленинграда написаны и сняты на кинопленку, наверное, тысячи документальных и художественных произведений. |
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде | Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. |
❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗ | 10 малоизвестных фактов о блокаде. |
Оборона Ленинграда
От голода, холода и бомбёжек погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. Представленные на сайте Минобороны архивные документы беспристрастно свидетельствуют о том, что делалось всё возможное для прорыва блокады, эвакуации населения и снабжения осаждённого города. Материалы скомпонованы в три раздела. Первый блок посвящён Дороге жизни — единственной военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943-го блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. Именно по этой фронтовой трассе проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение.
Раздел открывает постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года «О строительстве зимней автомобильной дороги от станции Заборье Северной железной дороги до Кобона, Южный берег Ладожского озера». Сроки устанавливаются сжатые — всего неделя, до 30 ноября. Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день.
Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая». Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе. А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту. Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец. Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов Министерство обороны опубликовало цифровые копии схем и карт, которые раскрывают полную обстановку региона того периода. Так, на схеме блокированной территории Ленфронта обозначены трассы водных коммуникаций и ледовых дорог. Представляет интерес и схема эвакуации раненых, больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года.
С важной информацией также можно ознакомиться в постановлении Военного совета Ленинградского фронта от 6 декабря 1941 года.
Ее дед по материнской линии, Филипп, был родом из поволжских немцев. Когда в 1930-е там начался голод, он эмигрировал в Германию, а бабушка Наталья Петровна с сыновьями и дочерью Генриеттой, матерью Элеоноры, перебралась в Ленинград. Прожила недолго — попала под трамвай.
Отец Элеоноры, Василий Казанский, был главным инженером завода. Мать работала в отделе кадров института. В канун войны ее 11-летнего брата Рудольфа отправили в пионерский лагерь в Великих Луках, однако тот вернулся до начала блокады. В воскресенье, 22 июня, семья собиралась ехать за город.
Со страшным известием пришел отец он спускался в магазин купить батон : «Жинка, никуда не едем, война началась». И хотя у Василия Васильевича была бронь, сразу направился в военкомат. Когда был жив муж, подвалы всегда были заставлены и вареньями, и соленьями. А когда умер, раздала все это бездомным.
Сегодня, если не съедает хлеб, подкармливает соседских собак. Вспоминает: — В голодные блокадные дни приходилось есть даже землю — ее приносил брат со сгоревших Бадаевских складов. Шестого числа был сильный обстрел Ленинграда, мамин брат Александр в тот день лежал больной дома. Был как раз день его рождения, и Эля с мамой пришли его поздравить.
На их глазах взрывной волной больного отбросило к стене, он умер. Жертв тогда было много. Девочке запомнилось, что именно в тот день при обстреле убило слона в зоопарке. Ее брата спасло то ли чудо, то ли счастливая случайность.
Вышло так, что накануне Рудик принес найденную где-то каску.
Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0. По решению горисполкома с января 1942 г. За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г. При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий , 100 г мяса, 200 г крупы, 0.
В первом полугодии 1942 г. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник. Во втором полугодии 1942 г. На 1 января 1943 года 270 тыс. Использование пищевых заменителей Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производство старых предприятий и создание новых. В справке секретаря горкома ВКП б Я. Ф Капустина на имя А.
Жданова сообщается об использовании заменителей в хлебной, мясной, кондитерской, молочной, консервной промышленности, в общественном питании. Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на 6-ти предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба на 2 230 тонн. В качестве добавок при изготовлении мясной продукции были использованы соевая мука, кишки, технический альбумин, получаемый из яичного белка, плазмы крови животных, молочной сыворотки. В результате было произведено дополнительно 1360 т мясопродуктов, в том числе столовой колбасы — 380 т, студня 730 т, альбуминовой колбасы — 170 т и хлебца растительно-кровяного — 80 т. В молочной промышленности переработано 320 тонн сои и 25 тонн хлопкового жмыха, что дало дополнительно продукции 2 617 т, в том числе: соевого молока 1 360 т, соевых молокопродуктов простокваша, творог, сырники и др. Группой ученых Лесотехнической академии под руководством В. И Калюжного была разработана технология получения пищевых дрожжей из древесины.
Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. Только до декабря было изготовлено более 2 млн доз этого витамина. В общественном питании широко использовалось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина. Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин. Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной.
Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери.
Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.
Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли.
Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев.
Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной…» Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам. Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях. Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий.
Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком». Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор от совхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.
В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения.
Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети. Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные.
Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела. Контрбатарейная борьба В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота. К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах.
Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов.
Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада.
Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии.
Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере». После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу.
Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л. Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г.
Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 2. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны. Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве.
Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней с 8 сентября 1941 г. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город. О блокадном городе сквозь десятилетия В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам.
Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением. Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР. Городу на Неве в процессе оккупации отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать. Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага. Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако не сдавался.
Северная столица находилась в блокадном кольце почти 900 дней. За всю историю существования человечества это была самая длительная и страшная осада города. На долю этих людей выпали страшные мучения, и далеко не всем им удалось дожить до освобождения своего родного города. Ужасы голода Регулярные авиаудары - это не самое ужасное, что довелось пережить ленинградцам во время войны. Запаса продуктов в осаждённом городе оказалось недостаточно, и это привело к страшному голоду. Завозить продовольствие из других населённых пунктов мешала блокада Ленинграда. Интересные факты оставили горожане об этом периоде: местное население падало в прямо на улице, случаи каннибализма уже никого не удивляли.
С каждым днём фиксировалось всё больше смертей от истощения, трупы лежали на городских улицах, и их некому было убирать. С началом блокады ленинградцам стали выдавать по которым можно было получить хлеб. С октября 1941 года суточная норма хлеба для работников составляла 400 г на человека, а для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих - 200 г. Но и это не спасло горожан от голода. Продовольственные запасы стремительно сокращались, и уже к ноябрю 1941 года суточную порцию хлеба были вынуждены уменьшить до 250 г для работников и до 125 г для остальных категорий граждан. Из-за нехватки муки он состоял наполовину из несъедобных примесей, был чёрным и горьким.
Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву.
После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм. Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров. При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г.
Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок».
Блокада Ленинграда: как это было
Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. Впервые ее отец услышал блокадные истории в 1973 году, когда приезжал в Ленинград к семье расстрелянного белорусского классика Максима Горецкого, тогда и задумал книгу о блокаде. Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти.
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
малоизвестный факт - городское ополчение оружейник Коровин вооружил пистолетами-пулеметами собственной конструкции. Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о блокаде Ленинграда и несколько неудобных вопросов по этой теме. Ученый рассказал об ужасах блокады Ленинграда и объяснил, что упускают на Западе, описывая те трагические события. Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков. Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом. Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.
Факты из жизни блокадного Ленинграда. Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда. 17 января, 04:45. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда» [6], переведенную на русский язык. Второй факт, который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.
Неизвестная блокада
Его появление на остановках люди встречали со слезами. Маршрут был с Васильевского острова в сторону Купчино. И возник такой довольно печальный пример народного фольклора. На вопрос: Как живёшь? По Голодаю и на Волково кладбище. Дарина Шарова,ведущая: Широко известен блокадный дневник Тани Савичевой.
Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него.
Блокадные 125 граммов. Фото: Блохин Сергей. Дорога жизни обычно представляется как покрывшееся льдом озеро, по которому в Ленинград идут машины с продовольствием. В действительности это было огромное, сложное транспортное предприятие, над разработкой которого трудились инженеры, водолазы, метеорологи, моряки, военные, ледовая разведка. У Дороги жизни было несколько составляющих: Ладожская военная флотилия защищала ладожские коммуникации, Северо-Западное речное пароходство совершало перевозки в теплое время года, части ПВО отражали атаки противника по маршруту, телефонно-телеграфный кабель, проложенный по дну, обеспечивал связь с Москвой, высоковольтный электрический кабель позволял поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС, трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжал город топливом. На Дороге жизни было занято около 19 тысяч человек, 3800 грузовых машин, автобусов, тракторов, работало три полевых госпиталя. Это было настоящее чудо логистики, аналогов которому не существует в истории. Фото: Кудояров Борис Павлович. Первые месяцы войны Дмитрий Шостакович провел в своем родном городе Ленинграде. Здесь он начал работать над Седьмой симфонией. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке». Трансляция велась на весь город — по радио и через уличные громкоговорители. Композитор, пианист, педагог, общественный деятель Д. Фото Л.
Ели все, что можно было съесть: варили суп из крапивы, столярный клей с лавровым листом. В теплое время года в парках выращивали овощи, прямо под обстрелами рыбачили на Неве. Ленинградцам выдавались хлебные пайки. Фото Б. Кудоярова: Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте. Декабрь 1941 г. Какой была норма хлебного пайка? В самом начале блокады рабочим и инженерам выдавали по 600 граммов хлеба, служащим — по 400 граммов, детям — по 300 граммов. Но вскоре нормы пришлось снижать. Самая минимальная норма пришлась на ноябрь и декабрь 1941 года. По ней полагалось рабочим 250 граммов хлеба, всем остальным — 125 граммов. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка, да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Этот так называемый хлеб был черствым и горьким на вкус. Но хуже всего было то, что он не мог удовлетворить даже минимальную потребность организм в калориях.
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде
10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. Блокада Ленинграда стала одним из символов Великой Отечественной войны и одной из самых страшных глав книги памяти о ней.