Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей.
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. 27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома. Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома. А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться?
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда). Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
Вы точно человек?
В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Оказалось, что городское руководство взвалило на плечи оставшихся в блокадном Ленинграде родителей плату за содержание их эвакуированных детей на так называемой Большой земле. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. А почему ольга Бегольц из блокадного Ленинграда не уехала, хотя могла бы в Москву эвакуироваться? Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок.
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов.
За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.
Говорят очевидцы "Фрагменты детских тел висели на телеграфных проводах, на ветвях деревьев, на кустарниках. Стаи ворон, чуя поживу, с гвалтом кружили над местом трагедии. Солдаты собирали изуродованные тела, быстро начавшие разлагаться под влиянием жары. От смрада тошнило и кружилась голова. Через пару дней на Лычково нахлынули матери несчастных жертв. Простоволосые, растрёпанные, они метались между путей, искорёженных взрывами бомб. Они незряче бродили по лесу, не обращая внимания на минные поля, и подрывались на них... Неудивительно, что некоторые тронулись разумом.
Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела его в детсадик и оставила вот здесь... Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза, растерянность, безысходность... Дорога жизни Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Матери с детьми уходили самостоятельно, как правило, подобные переходы осуществлялись без какой-либо организации. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек. При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути; в эшелонах и на судах затонуло 5 буксиров и 46 барж , следующих по Ладоге; по ледовой дороге Ладожского озера и Дороге Победы потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести. Выехать должны были не менее 500 тыс.
Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Детские сады и ясли. С сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады немецких войск, начали работу детские дома и детсады. Почти все они были круглосуточными.
Про Боровенку известно гораздо меньше.
Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А. Смирновой, которая находилась в Боровенке с детьми ясельного возраста. Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове. Но учительница постоянно говорит о бомбежках, рассказывает, как уводила детей в лес под прикрытие деревьев.
Мы понимаем трагедию как исход, но существуют ведь и трагические обстоятельства. Допустим, как у пятиклассницы Клавы Захаровой с Васильевского острова. Она спаслась при бомбежке в Лычкове, бежала оттуда в расположенную неподалеку деревню Алешонка. Деревню занял враг. Клаву с братом увезли в Старую Руссу, там, в тюрьме, у ее десятилетнего брата Паши брали кровь для раненых солдат вермахта. Потом она оказалась в концлагере в Порхове, и уже там ее — обовшивевшую, чуть живую — отдали крестьянам. Те переправили девочку к партизанам под Уторгош.
Там она пережила рейд карателей — партизанскую деревню Горончарово они сожгли. Осенью 1945-го вернулась домой, в Ленинград. Судьбу Клавы Захаровой я пока обозначил лишь пунктиром, рассчитываю посвятить ей отдельную публикацию. Еще около 105 тысяч либо выехали за пределы Ленобласти, либо остались на оккупированной территории. Почему трагедия в Боровенке вообще не попала в отчеты об эвакуации? Из каких районов Ленинграда были погибшие там дети?
Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович. Две зимы подряд водители храбро отправлялись к другому побережью Ладоги, зная, что смерть пройдет с ними в обе стороны дороги, не отставая ни на шаг. Невероятно мужественных шоферов мотивировала совершенно другая мысль: каждый удачный рейс спасает 10 тысяч жизней - такая надпись на табличке сопровождала настоящих героев в непредсказуемо опасный путь. Спасая друг друга из-подо льда, рискуя оказаться в сковывающей насмерть воде, минуя удары противника и продираясь сквозь суровые ладожские просторы, - такой ценой доставалось спасение жителей блокадного Ленинграда. И именно так достигалась победа жизни над смертью.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Как утверждает исследователь Кирилл Болдовский, эвакуация производилась в соответствии с планом и маршрутами, разработанными еще для зимней войны 1939—1940 годов на случай, если на Ленинград нападут финские войска. Детей вывозили на так называемые «летние дачи». Чтобы обезопасить от возможных обстрелов и бомбежек. Но вскоре выяснилось, что в силу стремительного продвижения германских войск опасность подстерегает ребятишек как раз в пути. Враг бомбил, расстреливал эшелоны. Но бюрократическая машина неповоротлива и нерешительна.
Начальство боялось обвинений в пораженчестве и продолжало отправлять поезда из города навстречу врагу. Всего было вывезено около 235 тысяч детей и сопровождавших их взрослых. После чего под давлением родителей, напуганных доходившими известиями об авианалетах, начался процесс реэвакуации. Две трагедии в нашей области на станциях Лычково и Боровенка случились, когда поезда с детьми возвращались в Ленинград. Про Боровенку известно гораздо меньше.
Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А. Смирновой, которая находилась в Боровенке с детьми ясельного возраста.
Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове. Но учительница постоянно говорит о бомбежках, рассказывает, как уводила детей в лес под прикрытие деревьев. Мы понимаем трагедию как исход, но существуют ведь и трагические обстоятельства. Допустим, как у пятиклассницы Клавы Захаровой с Васильевского острова. Она спаслась при бомбежке в Лычкове, бежала оттуда в расположенную неподалеку деревню Алешонка.
Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду.
В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века. Сложно было с продовольствием.
Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки. Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия. Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить.
Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось?
В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей.
Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска.
Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно.
А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда.
У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях.
Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса.
И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня. Но… на станции Тихорецкая поезд разбомбили. Ленинградцев поселили в двухэтажных бараках. В сентябре 1942 года Иван, как и часть других ленинградских детей, не смог пойти в школу, потому что вырос из старой одежды, а новую купить было не на что.
Потом пришли холода, вновь наступил голод. Тогда семья была вынуждена отправиться дальше — к родственникам в Туркмению, в Ашхабад. Так началась третья «эвакуация». Родственников в Ашхабаде найти не удалось, и Курбан-баба приютил Ивана с его мамой, у которых не было ни денег, ни крыши над головой.
Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове. Но учительница постоянно говорит о бомбежках, рассказывает, как уводила детей в лес под прикрытие деревьев. Мы понимаем трагедию как исход, но существуют ведь и трагические обстоятельства. Допустим, как у пятиклассницы Клавы Захаровой с Васильевского острова. Она спаслась при бомбежке в Лычкове, бежала оттуда в расположенную неподалеку деревню Алешонка.
Деревню занял враг. Клаву с братом увезли в Старую Руссу, там, в тюрьме, у ее десятилетнего брата Паши брали кровь для раненых солдат вермахта. Потом она оказалась в концлагере в Порхове, и уже там ее — обовшивевшую, чуть живую — отдали крестьянам. Те переправили девочку к партизанам под Уторгош. Там она пережила рейд карателей — партизанскую деревню Горончарово они сожгли. Осенью 1945-го вернулась домой, в Ленинград. Судьбу Клавы Захаровой я пока обозначил лишь пунктиром, рассчитываю посвятить ей отдельную публикацию. Еще около 105 тысяч либо выехали за пределы Ленобласти, либо остались на оккупированной территории. Почему трагедия в Боровенке вообще не попала в отчеты об эвакуации?
Из каких районов Ленинграда были погибшие там дети? Кроме того, из-за налетов или просто из-за неразберихи какая-то часть детей могла потеряться. Например, академик Дмитрий Лихачев описывает, как в районе Любани испуганные и растерявшиеся воспитательницы бросили на произвол судьбы маленьких детишек, похватав только своих. А кто-то, наоборот, спасал, брал ребеночка к себе. Очень много вопросов, как общих, так и частных, все еще не исследованных. Лишь длительная работа в архивах поможет в той или иной степени установить истину. В том числе там оставались эвакуированные ясли, которые власти не могли или не хотели переместить в дальние колхозы.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году. Но уже сегодня у многих семей блокадников появилась новая возможность уточнить судьбу своих родственников, которые считались пропавшими без вести, узнать, был ли человек эвакуирован и куда именно, пережил ли эвакуацию и в каком регионе следует искать дополнительные сведения о его судьбе. Для этого достаточно ввести в строке поиска на главной странице имя своего родственника, — все документы и данные уже обработаны и загружены. Другие новости 26.
Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка. Сами пытались искать родственников, потому что многие из детей не умели даже толком говорить. Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия.
Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го.
Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года.
Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города.
Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.
Дополнен 7 лет назад Освободить город от жителей во втором дополнении опечатка. Дополнен 7 лет назад Да всем мы знаем про блокаду. Отрезаны пути. Но вот видео посмотрела, где сказано, что некоторые предприятия города были эвакуированы из города, с рабочими этих предприятий и их семьями.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
Предполагался пошив зимних пальто и ватных телогреек — 1300 детских и 18 тыс. Для пошива одежды эвакуированным из торговых фондов было выделено 409 тысяч метров ткани [13]. Для единовременной раздачи денежных средств особо нуждающимся эвакуированным гражданам в декабре 1941 года из бюджета области было выделено 870 тыс. Выдачи эти были невелики, и лишь в особых случаях они достигали 300 рублей [14]. В дальнейшем в Челябинской области была продолжена практика разовых денежных выдач эвакуированным [15]. Эвакуированные испытывали нужду в зимней обуви, поэтому в феврале 1942 года облисполком выделил необходимую шерсть и поручил кооперативным артелям изготовить 20 тыс. В июне 1942 года областные власти обратили внимание, что многие эвакуированные граждане не нашли работу, в особенности учителя и медики.
Их трудоустройство, обеспечение жильем и топливом было возложено на председателей местных поселковых и сельских советов; местным исполкомам советов депутатов трудящихся предлагалось провести учет безработных специалистов учителей, врачей, инженеров и техников , и всех их в месячный срок устроить на работу. Для самостоятельной заготовки дров в ближайших лесосеках эвакуированным следовало организоваться в бригады. Областные власти осознавали, что труднее всего приходится «вновь прибывшим ленинградцам», поэтому эту категорию эвакуированных граждан предписывалось в первую очередь снабжать продовольствием и промышленными товарами [17]. В условиях военной повседневности невозможно было избыть проблему тесноты и плохого качества жилья, но на эту проблему также обращалось внимание. Так, в постановлении Челябинского облисполкома от 1 июня 1943 года «О мероприятиях по улучшению обслуживания эвакуированного населения» отмечалось, что «эвакуированное население ещё во многих случаях живет крайне скученно, в непригодных и малоприспособленных к зиме квартирах». Потому председателям городских и районных исполкомов предлагалось в 1943 году ремонт жилых домов рекомендовалось проводить в первую очередь у эвакуированных, и им же в первую очередь давать освободившиеся квартиры [18].
В октябре 1943 года облисполком заметил недостатки продовольственного обеспечения эвакуированных, в числе прочих мер распорядился обеспечить выдачу им не менее 400 граммов хлеба в день [19]. На основании только распорядительных документов трудно сделать выводы о реальном положении эвакуированных ленинградцев на территории Челябинской области, как они решали возникающие трудности и какую помощь в действительности могли получить. Отчасти ответить на этот вопрос нам помогают мемуарные источники. Профессор Александр Дмитриевич Гожев вместе с другими преподавателями Ленинградского педагогического института имени А. Герцена находился в эвакуации в Челябинской области, приведем несколько фрагментов из его воспоминаний об этом времени. В сентябре 1942 года институт имени Герцена прибыл в город Кыштым Челябинской области, где находился без малого два года.
В фонде Челябинского обкома КПСС сохранилось благодарственное письмо от работников этого института от 9 июня 1944 года. За «кыштымский» период с 19 сентября 1942 по июнь 1944 года выпустили 85 студентов, восстановили аспирантуру и диссертационный совет, в нём и возможно, в других советах состоялось 38 защит диссертаций [20]. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации [21]. В воспоминаниях А.
Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями. В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады.
Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность.
Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались.
Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович. Две зимы подряд водители храбро отправлялись к другому побережью Ладоги, зная, что смерть пройдет с ними в обе стороны дороги, не отставая ни на шаг. Невероятно мужественных шоферов мотивировала совершенно другая мысль: каждый удачный рейс спасает 10 тысяч жизней - такая надпись на табличке сопровождала настоящих героев в непредсказуемо опасный путь.
Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции. Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э.