Новости страдающее средневековье картинки

На них молодые люди и девушки воссоздают изображения из средневековых манускриптов, знакомые аудитории Рунета во многом благодаря паблику «Страдающее Средневековье». Секс, вино и игры на лютне — жизнь средневековых людей in a nutshell.

Харман, Майзульс, Зотов: Страдающее Средневековье

группа в социальной сети «ВКонтакте», где мы и наши пользователи придумываем смешные подписи к средневековым миниатюрам. Нормой для Средневековья была куртуазная любовь — платонические ухаживания слуги (в данном случае придворного музыканта), обращённые к знатной даме, как правило — жене его сеньора. «Страдающее Средневековье» стало одной из самых продаваемых книг АСТ в сегменте нон-фикшен в 2018-м, а в ноябре даже получило премию «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки». На них молодые люди и девушки воссоздают изображения из средневековых манускриптов, знакомые аудитории Рунета во многом благодаря паблику «Страдающее Средневековье».

«Страдающее средневековье»: соавтор паблика — о шутках про религию и образование

По порядку. Лучшее. Новости. Картинки. Новости. Картинки. Статьи. Просмотрите доску «страдающее средневековье» пользователя yurievaann в Pinterest. ADPASS сделал подборку различных работ петербургского художника и мемов из сообщества «Страдающее Средневековье», которое вдохновляет иллюстратора. Отец-основатель (хотя какой он отец, молодой еще) паблика "Страдающее Средневековье" поделился с нами супер-популярными в интернете картинками. Страдающее Средневековье обложка книги 30 %. Но я почти не читаю новостей, спрятался в Средневековье.

Фото и Картинки «Страдающее Средневековье»

ADPASS сделал подборку различных работ петербургского художника и мемов из сообщества «Страдающее Средневековье», которое вдохновляет иллюстратора. Страдающее Средневековье — проект в социальной сети, создатели которого на собственный лад трактуют средневековое искусство. В марте в издательстве «АСТ» вышла книга «Страдающее Средневековье», получившая свое название от одноименного интернет-сообщества, выкладывающего созданные в Средние века изображения со смешными подписями. #мемы #прикол #забавно #смешные картинки #страдающее стредневековье #фото. Почти 500 тыс. человек подписаны на группу "Страдающее Средневековье". С этого и началось создание мемов и приколов под названием «Страдающее Средневековье», в котором люди из прошлого столкнулись с более современными проблемами. «Страдающее Средневековье» стало одной из самых продаваемых книг АСТ в сегменте нон-фикшен в 2018-м, а в ноябре даже получило премию «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки».

Страдающее средневековье картинки

«Страдающее Средневековье» зародилось как небольшой паблик для студентов-историков, которые постили рисунки из средневековых книг, снабжая их смешными подписями. На одной из пар по медиевистике (исторической науки, изучающей Средневековье) парни заметили, что практически на каждой средневековой гравюре, картине или иллюстрации в книге персонажи непременно страдают. Искусствовед и филолог объясняют, что на самом деле изображено на миниатюрах «Страдающего Средневековья» — известного паблика «Вконтакте», на свой лад пропагандирующего средневековое искусство. Они завели паблик «ВКонтакте» под названием «Страдающее Cредневековье», где выкладывали мемы с реальными изображениями из средневековых книг, сопровождая их забавными подписями с отсылками к современности, которые придавали картинкам новый. С этого и началось создание мемов и приколов под названием «Страдающее Средневековье», в котором люди из прошлого столкнулись с более современными проблемами. Мемы и мысли о Средневековье.

Они все страдают: история юмора в картинках со «Страдающим Средневековьем»

Мат в постах и комментариях дозволяется использовать как шпагу, а не как дубинку. В случае прямого оскорбления, навязчивой рекламы, неуместного контента или спама в постах или коментах сразу зовите отряд боевых зайцев! Качество картинки не должно быть ниже 7 шакалов из 10, а текст обязан быть читаемым.

Мы подумали: «Клево! Но скоро это кончится», потом пришли десять тысяч, а через какое-то время мы ждали сто тысяч подписчиков. Сейчас у нас в ВК 330 тыс.

То есть идея была абсолютно оригинальная? Позже мы нашли один похожий паблик в Facebook, но это было уже постфактум. Картинки берем из Facebook, Тwitter, иногда листаем сайты музеев, таких как Метрополитен в Нью-Йорке. Там очень много хороших собраний, которые можно скачать и с ними что-то делать. Шутки придумываем сами, но много всего присылают и наши подписчики, потому что картинок действительно много и на них можно делать смешные подписи.

Расскажи о команде проекта. Оно более просветительское. Мы стараемся объяснять все максимально просто, ориентируемся на людей, которые пошли, условно, учиться на менеджера, но им интересно узнать что-то про Теодориха Великого, ну и про то, что происходит на картинках, которые мы публикуем в «Страдающем Средневековье» — нам самим это интересно, на самом деле. Раньше мы показывали конкретную рукопись или музей, в котором можно эту картину найти, но это мало что объясняло, поэтому мы решили описывать происходящее на картинке уже в новом паблике. Это уже коммерческие проекты?

Мы продаем рекламу, у нас был очень успешный опыт со значками. В основном люди приходят к нам, предлагают идеи. Мы чаще всего соглашаемся: «Как здорово, давайте сделаем» — и действительно получается здорово. Не всегда это коммерчески успешно, но зато классно. С книгой получилось так же?

Да, к нам пришли редакторы «АСТ» и предложили сделать книжку. Мы поняли, что сами хороший, более-менее фундаментальный труд по Средним векам не напишем, и мы обратились к Михаилу Майзульсу — довольно известному историку, автору «Арзамаса», который выступал на Вечере возвращения медиевистики в Библиотеке имени Ленина, очень вдумчивый хороший автор. Мы предложили ему проект, ему понравилось, Михаил собрал не менее прекрасных соавторов и через какое-то время они сел писать. Будет ли продолжение? Вот именно про эту книжку я не знаю, тут нужно обсуждать с большим количеством народа.

Но идеи других проектов есть. Костя, последний вопрос — зачем тебе все это?

Единорог здесь символизирует чистоту и верность — благодаря рассказу бестиария о том, что единорога можно поймать, лишь приведя в лес девственницу. Привлеченный ее чистотой, единорог кладет голову к ней на колени и засыпает — и тогда охотники могут им завладеть. Изображение единорога становится символом Христа, а девы — Церкви и самой Девы Марии. Таким образом, композиция «Ловля единорога» может означать мистический брак Христа и Церкви. В куртуазном варианте бестиария единорог — это влюбленный, привлеченный чистотой и красотой возлюбленной. Это центральная часть полиптиха для алтаря капеллы госпиталя в Боне работы Рогира ван дер Вейдена 1443—1452 , посвященного Страшному суду.

Здесь изображен архангел Михаил, взвешивающий добрые и злые дела человека, представшего перед судом Всевышнего. Этот сюжет обычно называется «взвешивание души», хотя в действительности взвешивается не душа, а ее деяния. Вокруг — трубящие ангелы, возвещающие наступление конца света. Такого типа композиции известны еще в изображениях Суда в древнеегипетском искусстве — там в роли взвешивателя выступает Осирис. Библейскими источниками служат слова из Книги Иова «Так пусть Он взвесит меня на верных весах, и узнает Бог мою невинность», Иов. Особенное значение для иконографии Страшного суда в искусстве XIV—XV веков имело то обстоятельство, что Винсент из Бове 1190—1264 , автор «Великого зерцала», одной из самых знаменитых средневековых энциклопедий, процитировал слова Иоанна Златоуста о добрых и дурных деяниях, которые будут возложены на чаши весов.

Администрация shutok. Сведения, содержащиеся в анекдотах, историях, карикатурах, стишках и картинках являются вымышленными; совпадения имен и названий - случайными. Все материалы доступны для перепечатки в СМИ только с обязательной ссылкой на источник - www.

Веселое Средневековье (Страдающее средневековье) часть 14

В студенческие годы Юрий перебрался в Москву и поступил в Высшую школу экономики на исторический факультет, где у него и его друга Константина Мефтахудинова родилась идея создания исторически-сатирического паблика. На одной из пар по медиевистике исторической науки, изучающей Средневековье парни заметили, что практически на каждой средневековой гравюре, картине или иллюстрации в книге персонажи непременно страдают. Это показалось Юрию и Константину забавным. А если в 2010-х годах кому-то что-то показалось забавным — это обязательно станет мемом. Так и родилось «Страдающее Средневековье». Паблик начинался как локальный источник смешного контента «для своих», однако за год набрал более 5000 подписчиков.

Пользователям ВКонтакте пришлось по душе сочетание страдающих лиц в забавном средневековом стиле и смешных подписей, дополняющих или комментирующих происходящее. Контраст между старинными гравюрами и современными фразами только усиливал комический эффект, к тому же у парней оказалось отличное чувство юмора.

Первые — те, кто действительно интересовался историей этого периода и после прочтения книги начал покупать другие работы по теме. Но были, к сожалению, и жертвы хайпа, которые слышали звон, да не знали, где он: такие приходили в магазин и просили что угодно со словом «Средневековье» в названии — не Средние века, не V-XV века, а именно Средневековье». По словам Сапрыкина, на пятерых поровну пришлось делить сумму в 700 000 рублей. Это проект с упором, скорее, на развлечение и просвещение, чем на коммерцию», — объясняет Юрий. Предприниматели Несмотря на альтруизм создателей паблика, коммерческий потенциал «Средневековья» продолжает заявлять о себе.

Последним и самым финансово успешным проектом стала краудфандинговая кампания по сбору средств на производство настольной игры по мотивам мемов. И решили, что идея оживить этих персонажей в формате еще и настольной игры очень крутая», — говорит Мефтахудинов. Механику и правила игры продумала студия, от создателей паблика понадобился арт изображения из мемов и консультации в ходе подготовки. У New Making Studio уже был похожий опыт — в 2018 году они запустили настольную игру «Забытые боги», собрав на той же площадке 670 000 рублей. Средств на масштабный запуск ни у авторов паблика, ни у агентства не было, так что стартовый капитал решили снова собрать с помощью краудфандинга. Ролик для запуска на «Бумстартере» сняли в один присест за четыре часа, в качестве оператора позвали друга Егорова Бориса Раца, который специально для этого приехал на день из Пензы. Производство обошлось всего в 13 000 рублей — 5000 ушло на железнодорожные билеты для Раца, 8000 — на аренду лофта.

Мы хотели сделать другую игру, в которой все будут страдать», — вдохновенно презентует проект в ролике Сапрыкин. Цель игры — в том, чтобы заселить свой замок «наименее безнадежными и отвратительными жителями» — героями мемов — в надежде привести город к процветанию. Игроки вслепую выбирают карты из колоды, на которых изображены персонажи. У каждого персонажа одно уникальное свойство — например, инквизитор может сжечь неугодного героя из колоды соперника, епископ — отправить армию соседа в крестовый поход, а «распутная девка» — соблазнить любого героя, даже монаха. Есть и местный джокер — бубонная чума, которая каждый ход выкашивает часть населения. Анонс игры вызвал бешеный ажиотаж среди поклонников паблика. К обеду следующего дня в копилке «Средневековья» уже лежало больше 2 млн рублей.

Мысли догнали реальность лишь на третий день», — вспоминает Егоров. Как использовать неожиданный гонорар, еще не решили, говорит Сапрыкин: «Честно говоря, даже не обсуждали, но часть точно отдадим приютам для животных». Основное место работы Юрия — издание Meduza, в котором он отвечает за создание игр и тестов, а также подкаст «Сперва роди» получил титул лучшего подкаста-2019 по версии Apple и около 2 млн прослушиваний на всех площадках , в котором Сапрыкин вместе с соведущими Александром Борзенко и Владимиром Цыбульским рассказывает о трудностях и прелестях отцовства. Есть и другие проекты в соцсетях — помимо почти затухшей из-за нехватки времени «Лички императора» существует паблик «Сфоткай типа Рембрандт», где подписчики выкладывают свои косплеи известных произведений искусства. Тем не менее в планах Сапрыкина и Мефтахудинова есть бизнес-составляющая. По словам Юрия, после успеха еще не вышедшей игры к ним стали приходить предложения о совместных проектах с бюджетом до 500 000 рублей. В планах — выпустить серию книг о Средних веках с тем же АСТ: «Рынок Средневековья расширяется, мы все-таки осознали, что это очень вирусная тема.

Всего семь лет понадобилось!

Выносите трупы «Страдающее Средневековье» - это игра, рождённая гением и злодейством создателей паблика «Страдающее Средневековье» и студии разработки настольных игр New Making Studio. Иначе и не скажешь, потому что эмоции она вызывает у видевших и игравших диаметрально противоположные. Тут надо действительно быть в теме, чтобы не пострадать от шока при виде… да хоть коробки. Страдать — это вообще обо всём в этой игре. О сути игры, о постоянных проблемах в игровом городке, о его персонажах, чуме, язве и прочих прелестях. Где уж тут вспоминать об отсутствие мобильника и горячей воды, когда вам только что кто-то труп подкинул прямо к воротам города.

Тут можно всё. И с вами, и с вашими оппонентами. В Средневековье все средства хороши. Тяжёлые будни мэра В настольной игре «Страдающее Средневековье» вам предстоит возглавить небольшой средневековый городишко и попытаться населить его приличными добродетельными людьми. В этом предложении от каждого слова коварством попахивает. Вам не понравится быть средневековым мэром. Да, нет, вы точно будете страдать.

Эта книга расскажет о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным. Многое из того, что сегодня кажется возмутительным святотатством, в Средневековье, эпоху почти всеобщей религиозности, было вполне в порядке вещей. Сейчас планируется выход новых изданий, посвященных Иерониму Босху и скандинавистике в частности, сходству скальдов с современными рэперами.

Страдающее Средневековье - История и наука Рунета

Мы тогда боялись, что кто-нибудь напишет, скажет, мол, вы издеваетесь над образами Средневековья. Ну и в комментариях к нашим картинкам один человек написал: «Вы оскорбляете чувства! Что его оскорбило? Ну просто не понравилось, что высмеиваем средневековые изображения, хотя там все было такое очень спокойное. И в комментариях начался ад, какого у них раньше не происходило.

Это была единственная заметка, которую ADME удалили за все время существования. Но, как известно, когда что-то удаляется в интернете, это становится еще популярнее. И мы везде написали — ха-ха, смотрите, статью о нас удалили, об этом рассказали другие ресурсы, и к нам пришло еще больше людей. Стало не 50 тысяч, а 100.

О мемах Какие у ваших читателей любимые мемы, персонажи? Публике больше всего нравится персонаж Коля, который пришел проверять свои гениталии. Меня он уже просто достал. Но если всем нравится, классно, это теперь такой наш символ, один из главных персонажей.

Какой-то Коля из рукописи стал очень знаменитым. Прошли века, и пришла популярность. А во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Этому коню подписчики взяли и подрисовали еще кучу ног и рук, поставили его на ворота.

Очень комично выглядело. И кто-то написал: «Игорь! Источник вдохновения для создателей мема с «конем Игорем» — французская миниатюра из «Истории Мерлина». Мне очень нравится, когда нам присылают или мы делаем сами что-то связанное с повесткой, с какимито актуальными событиями: от футбола до реновации в Москве.

Что угодно. Это на другой уровень выходит... Публикуешь картинку, она становится смешным мемом — и ее видит сразу куча людей. Через эти мемы мы же можем показать свою позицию по отношению к происходящему.

Мы хотим, чтобы это одновременно было смешно и горько.

Сам, без ансамбля. Но в сопровождении девицы с низкими моральными устоями. Вот это завязочка для легенды! Это в книжках все герои сплошь прекрасны, а все дамы невинны, кони белы, а святой Грааль сияет под почти святыми небесами. В реале было всё странно, страшно и причиняло невыносимую боль. В первую очередь глазам. Потому что все герои игры были взяты из реальных средневековых рукописей. А художники, видимо, срисовали их с натуры. Ну что, ещё хочется в машину времени и в Средневековье?

То-то же. Продолжаем страдать за игровым столом. На самом деле заселить в город и нужно-то десяток приличных людей. Только где ж их взять посреди такого кошмара?

Как вы с коллегами решали проблему организации текста? Книга состоит из нескольких частей, которые имеют отношение к абсолютно разным сюжетам. Если быть точным, то там 11 глав, одна из которых — введение, где описываются задачи книги и то, как связано Средневековье с современностью. В нем говорится также о гибкости визуальных канонов в Средневековье и их ужесточении после определенных реформ, проведенных в Новое время, приводятся примеры разгрома выставок в России, случаев наказания за богохульство в Европе и так далее. А потом идут десять глав, которые имеют отношение только к средневековой христианской иконографии, за исключением каких-то очень редких параллелей с современностью или с незападными культурами. Каждому из трех авторов достались те сюжеты, которые интересуют лично его: Михаил Майзульс занимался «Маргиналиями», «Гибридами» и «Нимбами», Дильшат Харман написала главы «Тело Христово — мужское и женское», «Мать или дева?

Самым сложным в планировании было понять, как объединить под одной обложкой столько разных сюжетов. Их действительно было очень много. Можно было, конечно, написать в три, пять, десять раз больше, но мы руководствовались четкими критериями и отбирали только те сюжеты, которые показывают необычную, редкую визуальную сторону сакрального: многоглавую Троицу, святых-«трансвеститов», нимбы Антихриста и т. Расскажи о роли создателей паблика в составлении книги. Они написали предисловие к книге. С ними мы обсуждали те сюжеты, которые втроем выбрали. Но нам не нужно было что-то согласовывать, был полный карт-бланш на то, о чем писать. Главное, чтобы это были именно средневековые сюжеты. Ребята знали нас давно, думаю, они были уверены, что мы напишем что-то, что им понравится. Кажется, так и получилось.

За всех трех авторов я сказать не могу, но знаю, что Дильшат точно знала об этом паблике, и если почитать ее страничку Facebook, то можно увидеть, что она иногда делает похожие вещи, вдохновленные «Страдающим Средневековьем». Лично я читал сообщество — еще до того, как мы стали писать книгу. Ты профессиональный медиевист, не страшно ли было работать под брендом паблика с мемами? Мне кажется, что ребята делают достаточно серьезную работу. Несмотря на то, что их паблик посвящен юмору, если полистать его внимательно, можно увидеть ссылки на научные конференции по медиевистике, статьи, иногда не настолько серьезные, как в пабликах по богословию, но интересные и нужные для науки. С помощью таких вот отсылок к более серьезным ресурсам, привлекая внимание молодежи как бы выспренно это не звучало к Средневековью сперва с помощью мемасиков или смешных картинок, они популяризируют медиевистику, которая обычно подается в университетах как что-то очень скучное: работа в пыльных архивах в перчатках и с лупами над одной строкой текста, длящаяся месяцами и даже годами. В принципе, подход «Страдающего Средневековья» — хорошая стратегия популяризации как образа Средневековья в целом, так и медиевистики как отрасли гуманитарной науки. Они делают хорошее дело, и выступать под их брендом совсем не стыдно. Другое дело, что, возможно, люди, которые подписываются на этот паблик, ждут от книги что-то вроде сборника смешных картинок, но это совсем не так: в книге нет мемов, а есть только объяснения того, что можно увидеть на необычных для нас сегодня средневековых изображениях, а также экскурсы в неизвестные или неудобные для обсуждения стороны средневековой культуры: как на иллюстрациях к юридическим трактатам появляются пенисы?

Теперь понятно, что это были не такие большие деньги.

Мне нравится то, что мы не относились к этому серьезно. Обсуждали, смеялись и думали: ну уж нет, это слишком классно, чтобы продавать. Это бесценно. Например, Telegram-канал «Бывшая» Артура Чапаряна купили несколько лет назад за миллион, чтобы потом продать за пять миллионов. То есть часто ты не можешь оценить рыночную стоимость, капитализацию своего паблика. Как была размещена первая реклама? К нам приходило очень много странных рекламодателей, и я все время настаивал на том, что никого не надо брать, потому что на старте популярности, если ты сразу начинаешь играть в рекламу, это отпугивает аудиторию. Несмотря на то, что деньги — дело не лишнее, мы всем абсолютно отказывали. Мы не понимали, как сделать интересно и чтобы этим никого не бесить. Потому что реклама — это бесящая штука в основном.

И если мы начнем заваливать людей, которые только что к нам пришли, рекламой, они просто развернутся и уйдут. Поэтому первая реклама у нас появилась в 2018 году, то есть спустя три года после старта. Мы рекламировали сервис уборки. Они пришли к нам, и у нас получилось так смешно, что эта реклама собрала больше, чем наш обычный традиционный контент. Все писали: «А можно больше такого? Что может быть лучше рекламы, которая не бесит? Посмотреть эту публикацию в Instagram Когда думаю о «Страдающем Средневековье», я удивляюсь тому, как нишевый и неочевидный юмор стал настолько популярным. Конечно, у вас есть часть мемов в духе «смотрите, у чувака большая мошонка», но при этом внушительный массив шуток основан на каких-то сложных вещах, для понимания которых нужен определенный культурный бэкграунд. В связи с этим вопрос. Когда на вас свалилась вся эта популярность, у вас не стали появляться мысли «вот это вот никто не поймет, давайте фигачить попроще»?

У вас вообще есть какая-то концепция, исходя из которой вы отбираете шутки? Мы просто шутим для всех. Кто-то любит про маршрутку, кто-то любит про политику. У нас здесь работает внутренний градусник. Когда к нам пришло много людей, мы стали представлять себе «Страдающее Средневековье» не просто как наш личный проект, а как такой клуб страдающих людей. Ты можешь прийти в него, прислать картинку, поделиться каким-то проектом, мы будем рады и будем делать это вместе. Многие люди присылали и присылают сами, поддерживая паблик. К слову, вести паблик — это довольно сложная работа. И когда, например, мы заводим Patreon и просим поддержать нас, люди пишут: «Вы че? Вы же делаете картинки!

Отпустим штурвал — и он сначала пойдет в каком-то непонятном направлении, а потом ко дну». Что касается того самого внутреннего градусника, мы не задумываемся очень глубоко. Мы просто смотрим в первую очередь, смешно это или нет именно нам. Если мы понимаем, что смешно нам, то смешно и людям, которых мы собрали вокруг нас. Они же пришли за тем, что мы делали сами, и если нам это смешно, наверное, они тоже над этим смеются. И это, наверное, главная вещь, которую мы в первую очередь оцениваем, а потом смотрим на реакцию. Я еще думаю о том, что «Страдающее Средневековье» — это еще такой «легальный» в условиях современного УК РФ способ шутить на тему религии. Доля таких шуток в паблике достаточно велика, но при этом они не оскорбляют чувства православных верующих, потому что это все «какие-то католики в Средние века в Европе». Кажется, за счет этого образовалось какое-то пространство, где развивается свободный юмор. За все время существования паблика было три случая, когда людей что-то оскорбляло.

Первый был в самом начале, когда про нас узнали. Я говорил о том, что ряд наших картинок опубликовали в медиа AdMe. Там в комментарии пришел какой-то человек и стал писать, что его очень оскорбляет то, что они опубликовали. По-моему, это единственная статья в истории AdMe, которую им пришлось удалить, потому что там начался какой-то дикий срач в комментариях. Потом был второй кейс, намного позже — что-то обидело Дмитрия Энтео, и он хотел подать в суд на нас и на журнал «Дилетант». И совсем недавно к нам пришла одна организация, не буду ее называть, и они сказали: «Если вы не сотрете вот эти пять ссылок в течение 24 часов, мы будем вынуждены написать в Следственный комитет, это будет уже серьезная история, там оценят то, что вы делаете». Все эти ссылки вели на изображения, на которых были нимбы. И я не знаю, что их обидело. В этом плане даже в Средневековье было свободнее: очень мало мы знаем судебных процессов над какими-либо художниками, которые рисовали на полях рукописей какие-нибудь непотребства, там была полная свобода. В целом все, что мы видим на средневековых миниатюрах, мы просто осовремениваем и делаем немного более понятным современному человеку.

Это может смешно или не смешно, но кого-то оскорблять мы точно никогда не хотели бы. Мы даже несколько раз просто просили прощения у подписчиков за неудачную шутку. Посмотреть эту публикацию в Instagram Вы убрали эти пять ссылок? Мы стерли одну ссылку. Мы знали, что есть два сценария: мы удаляем все — и они начинают писать каждый день.

Картина страдающее средневековье - 85 фото

Объясняет историк и участник проекта «Страдающее Средневековье» Олег Воскобойников 1 октября 2021 Поделиться: И советует музыку, фильмы и мемы Эпидемия, религиозные конфликты, закрытые границы — все это многие ассоциируют со Средними веками, в которые мы как будто вернулись. Чтобы понять, есть ли основания для таких параллелей и как это влияет на нашу культуру, мы поговорили с Олегом Воскобойниковым — доктором исторических наук, профессором ВШЭ и одним из авторов подкаста «Страдающее Средневековье». Выяснилось, что Средние века сейчас в моде не только из-за смешных мемов, открытия в медиевистике происходят почти ежегодно, а историю про Абеляра и Элоизу нужно срочно экранизировать. Из личного архива Олега Воскобойникова — Кажется, современный мир с эпидемией малоизученного вируса похож на разобщенное Средневековье. Это так? Это тревожный звонок? Когда человеку плохо, он инстинктивно начинает искать какие-то параллели в прошлом. Правда, Средневековье не было эпохой бесконечной чумы. Она пришла в 1347 году, выкосила пол-Европы и удалилась.

Потом, конечно, возвращалась, и не раз. В Средние века действительно было много болезней, катаклизмов и других неприятностей, и человечество не всегда с ними справлялось. Сейчас мы тоже не очень-то успешны в этом. Не справляемся и чувствуем, что все наши достижения в медицине, в области прав человека и в других сферах начинают вызывать сомнения, как бы дают трещину. Подсознательно мы пытаемся найти происходящему объяснение во временах, когда вроде бы технологий не было, разум дремал, а по улицам ходили монстры. Мне эти ассоциации интересны, но пользоваться ими на самом деле грустно. Миллионы людей умирают, и Средневековье здесь ни при чем. Язвы и нарывы.

Семь казней Египетских. Рукопись немецкой школы XV века. Но я почти не читаю новостей, спрятался в Средневековье. В этой области еще бывают громкие открытия? Вот иногда обнаруживают сочинения известного автора среди текстов, которые считались написанными кем-то другим. Такое действительно возможно, учитывая, какая неразбериха в авторских правах творилась в Средние века. Например, многие сочинения Августина сохранились не под его именем. Бывают и археологические открытия.

Несколько лет назад мой друг, историк Андрей Виноградов, обнаружил на найденном еще в 1938 году под Бахчисараем камне древнейшую надпись на готском языке, фрагмент псалма. Это важное событие, потому что мы кое-что узнали о присутствии готов совсем недалеко от нас. Испанское издание «Града Божьего» Святого Августина, 1446-82 гг. Он вел записи. Наши исследователи многие годы изучали ту эпоху: имена, даты, системы летоисчисления, научились распознавать неточности в источниках. Они знают, в чем мог ошибиться человек, а в чем не мог. Например, днем рождения часто называли именины. Крестили новорожденного на девятый день.

Ответ на Kapusha, а раскройте секрет… от averi0607 averi0607 , мне было неуютно, мало свободы и много обязаловки. Я не понимала и половины школьных правил, например, почему я не могу иметь своё мнение, которое отличается от программы и от мнения автора произведения? Училась я легко, но ненавидела контрольные.

Это уже коммерческие проекты? Мы продаем рекламу, у нас был очень успешный опыт со значками. В основном люди приходят к нам, предлагают идеи. Мы чаще всего соглашаемся: «Как здорово, давайте сделаем» — и действительно получается здорово. Не всегда это коммерчески успешно, но зато классно. С книгой получилось так же? Да, к нам пришли редакторы «АСТ» и предложили сделать книжку.

Мы поняли, что сами хороший, более-менее фундаментальный труд по Средним векам не напишем, и мы обратились к Михаилу Майзульсу — довольно известному историку, автору «Арзамаса», который выступал на Вечере возвращения медиевистики в Библиотеке имени Ленина, очень вдумчивый хороший автор. Мы предложили ему проект, ему понравилось, Михаил собрал не менее прекрасных соавторов и через какое-то время они сел писать. Будет ли продолжение? Вот именно про эту книжку я не знаю, тут нужно обсуждать с большим количеством народа. Но идеи других проектов есть. Костя, последний вопрос — зачем тебе все это? И тогда, и сейчас мне было интересно, потому что работа над пабликом — это просмотр достаточно большого количества разных изображений. Мне очень нравятся средневековые картинки, все то, что тогда делали, вырезали и строили, все это достаточно красиво и необычно. Я писал диплом по русскому XVII веку, так что в моей научной работе паблик не помогал, но сейчас наша группа поддерживает новую магистратуру по медиевистике. По мере сил мы пытаемся о ней рассказывать.

Сергей Зотов — культурный антрополог. Младший научный сотрудник библиотеки герцога Августа, Вольфенбюттель Германия. Аспирант РГГУ. Один из соавторов книги «Страдающее Средневековье». Как вы с коллегами решали проблему организации текста? Книга состоит из нескольких частей, которые имеют отношение к абсолютно разным сюжетам. Если быть точным, то там 11 глав, одна из которых — введение, где описываются задачи книги и то, как связано Средневековье с современностью. В нем говорится также о гибкости визуальных канонов в Средневековье и их ужесточении после определенных реформ, проведенных в Новое время, приводятся примеры разгрома выставок в России, случаев наказания за богохульство в Европе и так далее.

А через несколько лет вышла книга "Страдающее Средневековье". По мнению авторов книги и создателей паблика, группа "ВКонтакте" прославилась благодаря тому, что картинки-мемы позволяют объективно взглянуть на Средние века и современную действительность. Эта книга расскажет о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным.

ОНИ ВСЕ СТРАДАЮТ: ИСТОРИЯ ЮМОРА В КАРТИНКАХ СО «СТРАДАЮЩИМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ»

Мы сообщаем людям о позиции, которой придерживаемся, и предлагаем: «Давайте обсудим, давайте об этом говорить». О сходстве со смеховой культурой Средневековья Самые забавные наши герои, которые смешны сами по себе, без подписи, — это, во-первых, конечно же, зайцы. Зайцы с рисунков на полях средневековых рукописей — с маргиналий? С того места серьезной книги, куда средневековый человек смотрел, чтобы отвлечься и развлечься. Зайцы воюют, зайцы казнят...

Сочетание несочетаемого — заяц, который совершенно не заячью работу делает. Получается, средневековые люди над этим смеялись, и сейчас это тоже смешно? Прекрасно, что это полностью передалось нам. Если средневековый человек попадет из прошлого в современный мир, он здесь вообще ничего не поймет, просто сойдет с ума в первый же день.

Но есть смешные вещи, которые нас эмоционально с ним связывают, ну то есть мы вместе с людьми из Средневековья смеемся над этим. Суета сует из «Псалтири Робера де Лилль». Начало XIV века Телепорт такой. В другое сознание.

Да, да, телепорт... Вообще, интересно было бы показать мемы средневековому человеку. А можно персонажей этих картинок на полях, тех же зайцев или гибридов, назвать средневековыми мемами? В нашем мире мем — это то, что очень быстро распространяется, то, что можно использовать в разных вариациях и приложимо к разным ситуациям.

Сложно переносить наши понятия в Средние века, но в принципе персонаж, который переходит из рукописи в рукопись, выполняя разные действия... Да, вполне похоже на мем. О различиях Для средневекового человека хотя мы его представляем себе очень серьезным было естественно, когда что-то священное соседствует с тем, что смешно. Например, в часословах XIII века рядом с молитвами и благочестивыми иллюстрациями — обезьяна в короне, которая всякие непотребства вытворяет.

Странное соседство по современным меркам. Нас сейчас удивляет такое на одной странице, а для человека той эпохи ничего плохого в этом не было: он специально заказывал такие вещи, чтобы и помолиться, и посмеяться. Нормально это воспринималось. Это все очень понятно объясняют специалисты в книжке «Страдающее Средневековье», которую издали по нашей инициативе.

То, что мы ее задумали, захотели об этом рассказать, связано с событиями в Москве в 2015 году, когда активисты движения «Божья воля» громили выставку в Манеже погромщики заявляли, что произведения авангардистов оскорбляют чувства верующих.

Художники не имели достаточных знаний и технических навыков, чтобы создать реалистичные изображения. Например, люди и предметы могли быть изображены в неправильном масштабе или с искаженными пропорциями. Ограниченное образование и доступ к знаниям В средневековье образование было доступно только небольшому числу людей, в основном духовенству и благородству.

Это означало, что художники не всегда имели доступ к знаниям и техникам, которые могли бы улучшить их навыки и качество работ. В целом, средневековое искусство страдало из-за ограниченных технических возможностей, ограниченных средств и спонсоров, отсутствия перспективы и пропорций, а также ограниченного образования и доступа к знаниям.

Идея паблика возникла у его создателей, когда они были еще студентами и проходили курс медиевистики... А через несколько лет вышла книга "Страдающее Средневековье". По мнению авторов книги и создателей паблика, группа "ВКонтакте" прославилась благодаря тому, что картинки-мемы позволяют объективно взглянуть на Средние века и современную действительность.

И писали они это не Христофору, а писали русалкам, которые там были нарисованы. Потому что беременные женщины считали, что русалка может помочь лёгким родам, потому что часто они были нарисованы, как на эмблеме Starbucks: с двумя разведёнными хвостами. И то, что они так разводят хвосты, это позиция деторождения. Поэтому женщины там писали имена своих будущих детей, или свои имена, чтобы получить более лёгкие роды. С христианством тут связь очень зыбкая. Родин: То есть это классическое язычество. А насколько по маргиналиям мы видим бытование язычества в христианском мире? Я правильно понимаю, что все эти полулюди-полуживотные — это всё символы языческие? Или это как-то сложнее всё устроено? Зотов: На этот счёт сейчас идут большие споры в науке. Очень много разных позиций и не хотелось бы одну из них активно подтверждать, а другие опровергать. Но я скажу так: есть позиция, которая в России больше всего знакома благодаря академику Лихачёву, он про Русь говорит, но это можно экстраполировать на западный мир, что языческая культура и христианская существовали в каком-то смысле параллельно, иногда переплетаясь. Другая позиция — то, что называют двоеверием. Третья позиция заключается в том, что всё было христианским, не было никакого язычества, а все образы, которые мы видим, допустим, сказочного кентавра, русалки, это редуцированные образы, которые христианство вобрало в себя. И с язычества оно их адаптировало под себя. Поэтому нельзя говорить, что эти люди были язычниками. Они были верующими христианами. Просто они держались народных обычаев, которые никуда не делись. Есть и другие версии: что было троеверие, и так далее, но не будем углубляться в эти дебри дебатов и научных споров. Мне ближе позиция, что языческое очень редко осознавалось как языческое. Люди считали себя христианами, но народная культура при этом никуда не девалась. И не смотря на то, что церковники пытались искоренить её, у них это не удалось. И поэтому мы встречаем вплоть до XIX в. И из-за того, что людям был нужен защитник, апеллирующий к конкретной функции, а у них его в какой-то момент не было, в конкретном регионе Франции почитание этой святой собаки, которое абсолютно несовместимо с представлениями о христианском культе, просуществовало вплоть до XIX в. Родин: А в каком виде? Как это на изображениях передавалось? Какие ритуалы выполнялись? Зотов: Изображения св. Гинфорта до нас не дошли. Возможно, их и не было. Или их уничтожили, потому что с точки зрения церкви это кощунственные и еретические изображения. Однако, есть сами легенды. И то, как бытовал образ этого святого Гинфорта, это отдельная история. История была такова: рыцарь оставил самую верную гончую у себя дома охранять сына, а сам пошёл на охоту со всей своей семьёй. Когда он приехал, он увидел, что колыбель перевёрнута, собака в углу, у неё окровавлена пасть. Он подумал, что она убила его сына и в порыве ярости разрубил её пополам. А потом перевернул колыбель и увидел, что младенец в целости и сохранности, а рядом змеи, которых сгрыз этот пёс. После этого рождается культ Гинфорта. Сам хозяин якобы похоронил его с большими почестями, соорудил курган, что-то типа надгробного памятника. Люди приходили поклоняться этому памятнику, и в какой-то момент в пантеоне святых Гинфорт становится таким же полноправным святым, как и другие. Родин: Правильно ли я понимаю, что письменная культура даёт нам много примеров тому, что в Средневековье люди по другому относились к своему телу и той доле, которая на него выпадает? Для них считалось совершенно нормальным, что человек должен страдать, ему должно быть больно, он должен пребывать в состоянии неудобства? Зотов: Да, в Средневековье не было такого комфорта, как сегодня. И об этом очень много писали и Льгов, и Умберто Эко в своих книгах об истории тела, об истории красоты и уродства. И поэтому мы видим так много юмора, связанного с какими-то страданиями и так много сюжетов, которые к ним напрямую апеллируют. Можно сказать, что страдание пронизывало не просто всю материальную жизнь средневекового человека, но и всю духовную, потому что страдание — это бренная юдоль человека, которая должна закончиться Царствием Небесным, к которому средневековые люди стремились. У них было совсем другое представление о времени: они считали, что то, с чего мы начинаем тут, на Земле, страдания всяческие, неудобства — это лишь начало пути. И поэтому, чтобы прийти к Царству Небесному им нужно было соблюдать различные правила. Поэтому очень часто люди памятовали о страданиях, например, о страданиях Христа. Это был очень расхожий топос: всё время думать, погружаться в историю о страстях Христовых. В каком-то смысле страсти Христовы были отражением ежедневных мучений любого человека. И в связи с этим есть теория одного знаменитого французского историка Мари-Анна Поло де Болье, который считает, что когда человек во время поста слушал проповеди, в которых сравнивались страсти Христовы с процессом жарки курицы, он в каком-то смысле переживал эти страсти не только духовно, думая о них через бытовые примеры, близкие ему. Допустим, если это женщина, которая готовит большую часть своего рабочего дня. Но и испытывали физические страдания. Потому что во время поста, когда нельзя есть мяса, подробно описывается, как эту курицу готовят, человек страдает буквально. У него урчит в животе, потому что он хочет есть, а пост ещё не кончился. И поэтому очень часто мы видим различные сюжеты, связанные с телесным страданием. Например, это Христос, который хочет наказать людей, которые в пост едят непостные продукты, яйца, например, дубиной. Такие изображения очень редкие, потому что в какой-то момент их стали скалывать. Но, например, в Швейцарии в двух церквях остались до сих пор фрески, на которых Христос изображён гигантом с дубиной, практически первобытным каким-то неандертальцем, который пытается побить верующих. И очень много можно найти примеров, у Гуревича того же, изведений, т. И есть много примеров, когда Христос видит, что монах плохо молится и хочет поскорее уйти, он встаёт с креста и бьёт его в глаз или вообще убивает. Или огненными вилами протыкает человека. Такие вещи воспринимали и буквально и аллегорически. Поэтому человек верил, что Христос может прийти и покарать. Причём эти кары работали в обе стороны, что интересно. Потому что человек, который привык к страданиям, психологически хочет распространить свои страдания на других, чтобы в каком-то смысле компенсировать свою боль. Поэтому мы очень часто встречаем такие средневековые истории, что какой-нибудь святой не помог. Иногда это обычный прихожанин, иногда это монах какой-нибудь. И человек, которому он не помог, может наказать святого. Может бросить его изображение в огонь, уничтожить его скульптуру, и так далее. И известен случай, например, когда одна женщина искала своего ребёнка и не могла найти, подошла в церкви к статуе пресвятой Богородицы, отняла у неё ребёнка и сказала: «Пока ты не вернёшь моего ребёнка, я тебе не верну твоего». Родин: Это было воспринято религиозным сообществом как акт вандализма или это считалось нормальным? Зотов: Тут сложно, потому что не всегда мы знаем, как это воспринималось. Очень часто эти вещи существовали внутри религиозного поля и не воспринимались, как посягательство на культ святых. Естественно, где-то считалось, что это недопустимо. Но мы иногда встречаем указания на то, что действительно иногда такое поведение допустимо. Но так как мы очень часто это встречаем в конкретно богословской литературе, это описывается не как поступок какого-то вероотступника или еретика, а как поступок вполне воцерковлённого человека. Мы можем сделать вывод о том, что если это и было вне нормы, то это было вариантом нормы. Человек мог повлиять на святого, даже на самого Бога или на Богоматерь, с помощью таких примитивных, агрессивных методов. Родин: В чём проявляются ежедневные бытовые страдания человека в Средневековье? Зотов: Сегодня мы лишены страданий, потому что у нас есть техника: моем посуду с помощью средства или посудомоечной машины, стираем бельё в стиральной машине. В Средневековье каждая такая практика сопровождалась дискомфортом. Поэтому интересно, что мы видим очень много в проповедях того же самого знаменитого генуэзского епископа Иакова Ворагинского. У него очень много примеров, аллюзий, он рассказывает о страданиях Христа через бытовые вещи. Через стирку, например. Потому что в каком-то смысле средневековая стирка, когда нужно бельё тереть через специальные деревянные агрегаты, уподобляется страданиям Христа, потому что его тоже растягивали на кресте, пытали так же, как прачки пытают бельё каждый день. Так же каждый день человечество распинает Христа, если оно грешит. Или страсти Христовы могли уподоблять охоте, жаре курицы. И подобных сравнений было очень много. Одновременно они служили двум целям: чтобы человек памятовал о страданиях Христа и тем самым продвигался к Царству Небесному, потому что он не замыкался в земных мыслях, а думал о благом, и, с другой стороны, он видел в этом что-то похожее на свои ежедневные практики. Я бы, конечно, не обобщал и не говорил, что человек идёт стирать и для него это какая-то невыносимая боль, но уровень комфорта был гораздо ниже. Родин: Иногда в некоторой литературе возникает образ Средневековья реально страдающего, в том смысле, что у каждого человека или есть какая-то травма, поскольку быт тяжёлый, или что-то у него натёртое, какие-то струпья от болезней. И все к этому относились нормально. Для нас порез — это проблема, мы бежим прижигать чем-то, а в Средневековье к этому проще относились. Есть ли какие-то источники, которые позволяют нам проникнуть в эту сферу жизни? Зотов: Самый красноречивый источник, то, что мы до сих пор можем встретить на фресках у входа в храм, это изображения того, как страдали грешники. Во многом эти образы брались из реальной жизни. Это какие-то пытки, действительно. Иногда это вещи, связанные с повседневными страданиями, болезнями. И когда мы читаем Данте, какие кары ожидают грешников в загробной жизни, если они попадут в Ад, то это не всегда какие-то извращённые пытки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий