Стеклянные кирпичи этой марки были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье в 1880-е годы. и звукоизоляцию, прочность и эстетичность. Стеклянный кирпич — звучит как-то ненадёжно.
В фасаде доходного дома в Петербурге нашли стеклянные кирпичи
Разгадать код Фальконье Российским мастерам удалось возродить утерянную технологию изготовления кирпичей Фальконье. Этот строительный материал представляет собой закупоренные стеклянные сосуды, из которых собирали окна и перегородки с 1890-х по 1930-е годы. Они пропускали свет, сохраняли тепло и обладали отличными свойствами звукоизоляции. Свое название они получили по имени изобретателя — швейцарского архитектора Гюстава Фальконье. Перед тем как воссоздать стеклянные блоки, стеклодувы провели ряд исследований, собрали необходимые образцы. Все это позволило определить пропорции и рельеф кирпича. По ним выполнили первые образцы из дерева и пластика, затем перешли к стекольным печам. После чего мы освоили процесс укладки, подобрали цементные растворы, не допускающие проседания», — рассказал искусствовед и исторический консультант производства Никита Андреев. Отечественные кирпичи Фальконье впервые были использованы в 2021—2022 годах при реставрации объектов культурного наследия Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В столице они применялись при работах в доходном доме купца Бабушкина на Садовнической улице, построенном в начале 1900-х годов.
Стеклянные блоки здесь использовались в качестве перегородки между парадной и служебной лестницами. Пустоты заполнялись оргалитом, который перекрыл доступ дневного света к парадной лестнице. Нам удалось восполнить утраченные кирпичи, не разбирая перегородку полностью», — уточнил Никита Андреев.
Пик популярности нового стройматериала наступил в 1900-1910-х годах. Когда в 1930-х в Европе разразился кризис, цены на стеклоблоки взлетели в 2,5 раза, и на смену им пришли прессованные стеклянные кирпичи. Удивительно, но дольше всего они продержались в СССР. Еще накануне Второй мировой войны их производили на заводе в Гусь-Хрустальном - для книгохранилища Библиотеки им. XXI век, Санкт-Петербург. Фото: Предоставлено пресс-службой Музея архитектуры В Россию кирпич Фальконье попал из Польши, где его изготавливали, меняя пропорции и размеры, но по той же технологии ручной выдувки с последующим обжигом. И сейчас в российских городах сохранилось множество зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи.
Четыре года назад сотрудники Музея архитектуры, побывав на выставке в Ньоне, посвященной Гюставу Фальконье, загорелись идеей не только рассказать историю стеклянного кирпича, но и показать возможность его современного использования. Музей обратился к экспериментальному производству NWG Glass.
Позже в соцсети появились видео, где запечатлены предполагаемые грабители. Как писал "ДП", в начале апреля неизвестные похитили из петербургского парка 300-летия фрагменты фонтана "Луч". В частности, пропали 34 решётки, лежавшие на лотках дождеприёмных устройств вокруг фонтана. В начале марта неизвестный мужчина похитил из храма Преподобного Сергия Радонежского на Крестовском острове дорогостоящее имущество. Похищены были позолоченный крест и Евангелие в красном бархатном переплёте с посеребрёнными накладками.
Такие стеклоблоки были очень популярны в доходных домах.
Особенность стеклянных кирпичей системы Фальконье в способе их изготовления — выдувание в форму. Как сообщили эксперты, в доме Ерешенко использовали стеклянные кирпичи двух цветов — прозрачного белого и прозрачного сиреневого. Чтобы получить нежный оттенок сирени, стеклодувы добавляли в массу марганец. Их отреставрируют, а потом музеефицируют «на историческом месте». Благодаря находке, пяти чердачным окнам на лицевом фасаде дома вернут исторический облик.
Уникальная находка в Басковом переулке — стеклянные кирпичи Фальконье
Все стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте. Стеклянный кирпич на сегодня имеет большие преимущества в своей новизне, как в своё время стеклоблоки, кирпич выглядит более тонко и изящно. Речь о стеклянных кирпичах системы Фальконье – предшественниках современных заводских стеклоблоков. и звукоизоляцию, прочность и эстетичность. Кирпичи начали делать в 1880 годах ручным способом с помощью техники выдувания стекла.
Изготавливали стеклянные кирпичи.
В Москве во время реконструкции Мясницкой улицы под асфальтом обнаружили решетки с американскими световыми призмами Люксфер Luxfer. Мало кто знает, что такие раритеты сохранились до сего дня и в морозовских зданиях Орехово-Зуева. Эти призмы запатентовал в 1881 году изобретатель из Бостона Джеймс Пенникуик. Он улучшил стекло, добавив к задней стороне окна, состоящего из квадратных стеклянных плиток, горизонтальные призмы, которые перенаправляли солнечный свет из окон вглубь комнаты, уменьшая потребность в искусственном освещении.
Данные световые окна имели настолько большой успех, что получили распространение не только в США и Канаде, но и на Европейском рынке, в том числе в Российской Империи. Световые окна Люксфер можно было найти в любом городе России почти на каждой улице, так как в жилых домах на первом этаже обычно располагались различные магазины и лавки, а торговцы хранили свой товар в подвале дома, и именно для освещения подвальных помещений в первую очередь использовался данный тип светового окна. Призмы собирали свет, благодаря чему в подвале днём было абсолютно светло и не было необходимости тратить дополнительную электроэнергию.
Вдобавок, призмы Люксфер были полыми, что уменьшало их теплопроводность, а значит, несмотря на яркий солнечный свет, в подвалах сохранялась низкая температура. России в начале XX века подобные световые решётки по патенту Д. Пенникуика начали выпускаться множеством фирм.
Так найденная решетка на Мясницкой была изготовлена Торговым домом «М. Франк и сын». После революции американские световые призмы перестали поставляться в Россию.
Их стали заменять другими материалами, а со временем решетки стали давать течь, и их стали убирать или закатывать в асфальт, как на Мясницкой в Москве.
Она отметила рост интереса посетителей к Музею архитектуры: от 40 тыс. Только с начала 2023 года там побывали свыше 108 тыс.
В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.
Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX — XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации». Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина».
Никита Андреев, куратор выставки: «Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло. Эти строительные материалы стали приметами нового времени — бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры». Посетителям выставки будут представлены результаты новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, раскрыты секреты производства стеклянных кирпичей, показаны сырье, формы, инструменты для выдувания различных моделей фальконье.
Оно было прекрасно 200 лет и остается таким же сейчас. Фальконье в прочтении Музея архитектуры Фото: МУАР Новая экспозиция объединила предметы из собрания Музея архитектуры и частных коллекционеров — кирпичи от производителей из Европы и Российской империи, а также советские стеклоблоки. Результаты экспериментов NWGlass. Основную экспозицию дополнила инсталляция «Беда», поднимающая проблему сохранения культурного наследия в современном мире, и пять совершенно нестандартных кирпичей в единственном экземпляре, которые наглядно демонстрируют сложность производственного процесса. Фото: МУАР Сам стеклянный кирпич выступил основой и для пространственного решения экспозиции, разработанного бюро Planet 9. По словам архитектора выставки Натальи Жернаковой, отправной точкой стал образ скользящего по стеклянному кирпичику луча солнца. Студия использовала скульптурную и минималистичную застройку, которая акцентирует внимание на изделиях и в то же время контрастирует с историческими интерьерами здания.
Анна Кистанова директор Музея Мельниковых, куратор выставки «Фальконье. Архитектура света» Никита Андреев искусствовед, куратор выставки «Фальконье. Архитектура света»Пространство флигеля «Руина» стало идеальным местом для этой истории: оно наполнено светом и позволяет увидеть все особенности стеклянных кирпичей Фальконье. Фото: МУАР Исследования музея получили важное практическое применение — удалось воссоздать кладки из стеклянных кирпичей в нескольких зданиях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Современные стеклянные кирпичи уже активно используются как реставрационный материал: ими восполняют утраченные элементы в старинных кладках», — подчеркивают кураторы. Выставка — это еще и возможность сохранить то наследие, которое не должно пропасть.
Школа №534 рассказала о стеклянных кирпичах Фальконье
Возрождать технологию выдувания швейцарских стеклянных кирпичей отечественные мастера начали в 2019-м. Ярким примером последних являются стеклянные кирпичи Фальконье, которые считают своеобразной предтечей современных стеклопакетов. Он расскажет о воссоздании технологии стеклянного кирпича Фальконье, который используется в реставрации зданий. Были произведены замеры, спроектированы блоки, новые стеклянные кирпичи, — подчеркнула организатор производства Тамара Ковалёва. Кирпич из стекла создал и запатентовал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье в 1886 году.
Стеклянные кирпичи Фальконье нашли на фасаде дома Ерошенко
Стеклянный кирпич — звучит как-то ненадёжно. Собрана сумма в 221 тысячу рублей, кирпичи будут заказаны в Санкт-Петербурге. Чаще стеклянные кирпичи (или стеклоблоки) системы Фальконье использовались в сугубо утилитарных целях: для окон, выходящих во двор, окон черных лестниц, брандмауэров.
Давно забытые «стеклянные кирпичики» в современном интерьере
Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Группа петербургских энтузиастов возродила утраченную технологию изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, которые можно увидеть в зданиях XIX — начала XX века. Отмечается, что гражданка во время прогулки повредила задние стекла автомобилям на улицах Фурмановская и Евдокимова. В Санкт-Петербурге при обследовании фасада доходного дома Ерошенко специалисты наткнулись на стеклянные кирпичи системы Фальконье. Никита Андреев восстановил утерянную в 1930-х технологию стеклянных кирпичей Фальконье.
Похожие на украденные из дома на Литейном стеклоблоки Фальконье заметили в СДЭК
Прессованное стекло, которое по шву соединялось между собой. А кирпич фальконье цельный. Он выдут в форму стеклодувом специальной трубочкой, причем место отделения трубки от этого кирпича специально запаивается, и на этом месте или на боковых поверхностях производители ставили свои клейма. И мастерская, которая восстанавливала технологию, ставит либо свое клеймо, либо клеймо Музея архитектуры. У нас свои кирпичи теперь». Новые кирпичи делали из использованных бутылок. На один фальконье уходит в среднем две-три бутылки. Есть отдельный стенд-«угадайка» — показан кирпичик и бутылка без этикетки, из которой он был отлит.
Рассказывает куратор выставки Анна Кистанова: Анна Кистанова куратор выставки «Голубой оттенок — не ярко-голубой, а беловатый, — это винные бутылки. Я просто купила себе это вино. И на просвет оказалось, что бутылка имеет голубой оттенок. Сохранила эту бутылку, привезла в Петербург.
Щусева: команда собрала более 100 объектов, последовательно рассказывающих историю уникальной для своего времени технологии. Кирпичи Фальконье, или Революционные стеклоблоки Швейцарец Гюстав Фальконье — тот, кто определил развитие строительных технологий на десятилетия вперед. Несмотря на открытие собственного бюро, в историю он вошел не как архитектор-практик, а прежде всего как изобретатель-новатор. Свой главный патент Фальконье представил в конце 1880-х годов: это были кирпичи из выдувного стекла, названные по имени создателя. Блоки с углубленными стенками можно было использовать как классическую кирпичную или каменную кладку, а их главной особенностью стала герметичная пустотелая конструкция. Изобретение почти сразу же получило международное признание, в том числе на Всемирных выставках в Чикаго и Париже: профессиональное сообщество оценило оптимальную теплоизоляцию, легкий вес, долговечность и декоративность. Окно в доме компании Фаберже, архитектор К. Шмидт, 1899-1900 годы, Санкт-Петербург. Фото: Н. Спустя почти 150 лет после создания строительного материала изучением его технологии и производством занимается лишь несколько компаний в мире, включая петербургскую мастерскую NWGlass. Поиски идеальной формулы заняли несколько лет — команда снова и снова пересматривала процессы, изготавливала десятки форм и совершенствовала метод. Когда нужная техника все-таки была найдена, мастера решили воссоздавать самые ходовые экземпляры материала. Фирменное клеймо МУАР.
Михаил Спичка,ведущий: Найденные в Басковом переулке стеклянные кирпичи были изготовлены в начале ХХ века. Означает ли это, что стеклянные кирпичи использовались для строений эпохи модерн? Никита Мурузин,историк архитектуры: Совершенно верно. Это были наименее консервативные и наиболее дерзкие решения использования таких кирпичей. Например, на фасаде зданий. Другие сюжеты.
Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. Щусева В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье 1845—1913 , швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова 1890—1974 нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье». На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900—1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф.
Назад в будущее: стеклянный кирпич Фальконье
Главный архитектор проекта Олег Кузеванов рассказал, что по проектному чертежу здания долго пытались разгадать загадку, «что за витраж» находится на его фасаде, на аттике которого изображены пять вертикальных узких окон с заполнениями. Он отметил, что место для подобного остекления оконных заполнений является довольно специфическим. Специалисты установили, что стеклоблоки были изготовлены Санкт-Петербургским заводом «М.
Сейчас его выпуск возрождён. В экспериментальном цехе для щусевского музея отштамповано уже около тысячи стеклокирпичей.
Напечатанный фасад Выстроить дачу скоро можно будет быстро — с помощью 3D-принтера. Возьмём, к примеру, фасад дома. Панели для него распечатываются, в основе — песок и полимеры. Размер — стандартный для 3D-принтера: 150 на 80 см.
Печать одной панели занимает 12 часов. Затем все распечатанные панели крепятся на стальном каркасе. А тот в свою очередь навешивается на стену дома на больших кронштейнах. Испытание на прочность 3D-фасад уже прошёл.
Кирпичи из выдувного стекла патент Швейцарии 212 от 27 декабря 1888 годы , которые производила компания Falconnier имели огромный международный успех. Пустотелые стеклянные кирпичи изготавливались ручным способом выдувания с 1880-х годов. Герметично запаянные, они имели множество преимуществ, включая малый вес, оптимальную прозрачность, позволяющую решить проблему дневного освещения, хорошую звуко- и теплоизоляцию, долговечность и превосходные эстетические качества. Эти преимущества не только получили заслуженные награды на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, а затем на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, но и пользовались популярностью у таких великих архитекторов, как Эктор Гимар и Ле Корбюзье. А братья Перре украсили ими фасад и лестницу в доме на улице Франклин, 25 в Париже.
Портрет инженера и архитектора Гюстава Фальконье, фотограф Жак Люшер, 1900-е. Архив Шато де Ньон. Терликов, 1907-1913 гг. Уличные павильоны Гюстава Фальконье на Всемирной выставке в Чикаго, 1893 «Cтеклоблоки» Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов и оранжерей, для выставочных павильонов и лестничных пролетов. Пик популярности материала пришелся на 1900 — 1910-е годы.
Ведь место для подобного остекления оконных заполнений довольно специфическое — это чердачное пространство», - рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов. Только после того, как специалисты приступили к обследованию фасада, они убедились, что перед ними подлинные сохранившиеся стеклянные кирпичи системы Фальконье. По обнаруженным штампам удалось определить, что эти стеклоблоки были изготовлены Санкт-Петербургским заводом «М. Все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте. При их изготовлении применялись различные оттенки стекла: зелёный, фиолетовый, желтый.
Каждый стеклоблок представляет собой полую тонкостенную деталь, которая является элементом сложной конструкции с высокими показателями прочности, пропускания света и сохранения тепла, — рассказал технолог Иван Козицын. На Басковом, 5 использованы стеклоблоки двух цветов — прозрачного белого и прозрачного сиреневого с добавлением марганца , что создавало определенный декоративный эффект.