Развенчиваются мифы о состоянии тыла и развитии советской экономики военного периода. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Процессы напоказ
- Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
- Главный снабженец всех фронтов
- Фотографии
- Главный снабженец всех фронтов
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня". Все фотографии на выставках снабжены QR-кодами для перехода на страницу с уникальным подкастом-аудиогидом "Освобождение", что позволяет посетителям не просто посмотреть экспозицию, но и послушать информацию о событиях. Как отметил ректор Самарского университета им. Королёва, председатель регионального отделения общества "Знание" Владимир Богатырев, вуз с гордостью принял участие в проекте. Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году. Перед ним стояла сложнейшая задача — подготовить в краткие сроки кадры — инженеров для предприятий авиационной промышленности. Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения. Выставка "Освобождение.
Женщины и подростки работали в тяжелых условиях, проявляли необычайные стойкость и упорство, не жалели сил и здоровья. Советские люди массово записывались в ополчение, сдавали кровь, жертвовали деньги и материальные ценности на нужды оборонной промышленности. Девушки, не достигшие совершеннолетия, скрывали свой возраст, чтобы пойти медсестрами на фронт. Все для фронта, все для победы над врагом! В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих. Советский тыл в годы Отечественной войны представлен был в основном женщинами и подростками, которые становились к станку вместо мужчин, а в 1943 году широко развернулось движение молодежи за выполнение и перевыполнение плана. Социальная и национальная политика Мобилизацию подлежали миллионы советских граждан, а в тылу развернулось масштабное обучение военному и медицинскому делу. Все предприятия были переведены на военное положение. Установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. В годы войны продолжались аресты и репрессии. Солдаты и офицеры, попавшие в плен, объявлялись изменниками, а их семьи лишались гос. В самом начале немецкого наступления подозреваемые в контрреволюционной деятельности или осужденные подлежали расстрелу на месте. С началом войны значительно оживились и национальные движения, которые добивались независимости республик. Подобная антисоветская деятельность некоторых граждан стала причиной ужесточения национальной политики. Репрессированы были немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, балкарцы, понтийские греки. В Сибирь сослали более 50 тыс. Партизанское и подпольное движение Роль советского тыла в годы войны не ограничивается обеспечением фронта всем необходимым.
Каски для армии делали в городе Лысьва, а крупным производителем обмундирования был город Иваново. В Барнауле был построен завод АТЗ, который во время войны оказался единственным, выпускавшим трактора для фронта и тыла. Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести. Для тружеников тыла существовали награды. Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим.
Путь к Победе", рассказывающая о труде молодых людей в тылу в военное время, начала работу в Самарском госуниверситете. Она продлится до 30 июня. Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии.
последние новости
- Главный снабженец всех фронтов
- 1. Советский тыл в 1942 году
- «Советский тыл в годы войны» - Новости учреждения - «Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка»
- Новости Советского района
- Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»
"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов | Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. |
«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи | Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. |
Человек и война: единство фронта и тыла
1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Советский тыл охватывал огромную территорию, от прифронтовых районов Кольского полуострова до побережья Тихого океана на востоке. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
«Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. «Советский тыл в годы войны». Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою. Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке.
1. Советский тыл в 1942 году
"Тыл - фронту: вчера и сегодня" | Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны». |
11.3. Советский тыл в годы войны. История России [Учебное пособие] | Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. |
Великая Отечественная война. Тыл - История России в фотографиях | В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой. |
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" | После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. |
«Советский тыл в годы войны» | В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. |
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов. Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась.
Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности. Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь. Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19.
Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др. Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…».
К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь. Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало. Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха. Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности. В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов.
Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители. На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным. Ему было поручено строительство металлургического завода. Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра. Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин. В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук. К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены. Теперь требовался битум.
Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом. По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок. Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР. Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта. Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок. В частности, Северная железная дорога была близка к параличу.
Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось. Это наносило ущерб не только снабжению фронта, но связывало по рукам и ногам работу всего советского тыла, его промышленность. К началу весны 1942 года при Государственном комитете обороны был создан специальный Транспортный комитет, который срочно принял экстренные меры — изменилась система погрузочно-разгрузочных работ, повсеместно внедрялась техника вождения составов на дровяном отоплении, была резко повышена зарплата машинистам, кочегарам, кондукторам, вагонным мастерам, составителям эшелонов и поездов. В период великой битвы на Волге были созданы специальные паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения как военизированные соединения. В каждую колонну включали 30 паровозов и 3 — 5 вагонов к каждому из них. Это были быстрые, сверхоперативные «боелетучки». Их личный состав формировался главным образом из числа эвакуированных железнодорожников. Вся колонна делилась на 5 рот, командирами которых были И. Бредихин, А.
Дубоделов, И. Лыков, В. Рыбкин, С. Они водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Вот как вспоминал о той работе белорусский машинист Герой Социалистического Труда Василий Иванович Мурзич: «Представьте себе поезд без единого огонька. Паровоз с плотной сеткой на трубе, не пропускающей искр, с закрытым поддувалом — во избежание огненного следа… Машиниста, работающего без свистка; движение состава, маневрирующего в полной темноте, когда запрещено громко разговаривать, когда сложные маневры проходят безошибочно и быстро, только в силу необычайно слаженной работы и трудового порыва каждого из нас…» Сутками не сходили с паровозов, совершая фронтовые рейсы, машинисты У. Прокопчик, Г. Андриевский, П. Шац, В.
Громов, Е. Елкин, С. Будников и др. Фашистские самолеты на бреющем полете охотились за каждым эшелоном, который прорывался к передовой. В августе 1942 года, по неполным данным, фашисты произвели более 2000 налетов на 22 объекта Сталинградского отделения железной дороги и сбросили на них более 10. В отдельные дни фашистская авиация по 17 раз за день бомбила железнодорожные участки этого узла. Я говорю «почти», потому что мы прорывались. С каким-то нечеловеческим упорством водили мы составы через эту степь. Водили мимо станций, полностью стертых с лица земли, мимо изуродованных горящих составов и паровозов, сваленных под откос.
А сколько раз во время этих поездок нам приходилось отцеплять на ходу горящие вагоны, сбивать пламя пожарными приспособлениями, хотя взрыв грозил быть буквально каждую секунду! Часто пробоины в котле паровоза заделывали металлическими пробками тут же, среди бушующего огня…» Не дрогнула эта мужественная женщина и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от Сталинграда, был разбит прямым попаданием бомбы тендер ее паровоза и, умело маневрируя, они втроем — помощник Татьяна Латышева и кочегар Василий Галего — сумели освободить состав от горящих вагонов. Чухнюк получила задание привести тяжелый состав с танками на участок, куда глубоко вклинились немецкие механизированные части. На весь рейс ей отводился всего час! В пути ее состав семь раз! И все же она привела состав в целости к месту назначения. Зимой 1943 года бригада Е. Чухнюк получила приказ прибыть на Северо-Печорскую железную дорогу. Стояли лютые морозы — до 55 — 60 градусов.
Рельсы цепко схватывали сталь колес, замерзала смазка в буксах. Мощные локомотивы нередко были бессильны сдвинуть с места тяжелые составы с печорским углем, который ждали промышленность и транспорт советского тыла. Бригада основательно подготовилась к пробегам — утеплили все части паровоза, прощупали каждую деталь — от войлока на маслопроводных трубках до брезента в будке. Чухнюк провела свой тяжеловесный состав с углем за 11 часов, поставив рекорд по времени доставки почти в 3 раза! За мужество и находчивость при исполнении своего воинского и трудового долга ей было сразу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Макаров, В. Мурзич, А. Янковский, вагонный мастер А. Глебова и др.
За высочайший профессионализм, отчаянную смелость и скорость вождения им также было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1942 году по решению Госкомитета обороны были созданы специальные воинские железнодорожные формирования, на которые возлагались функции восстановления. Одно из таких формирований, а именно 26-я гвардейская восстановительная бригада, прошло свой фронтовой путь с частями Западного и 3-го Белорусского фронтов. В составе этой бригады работало много белорусских железнодорожников — М. Рысин, А. Поздняк, В.
Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим. Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени. Советский тыл в годы ВОВ. Что мы узнали? Кратко говоря, роль советского тыла в годы Второй мировой войны была очень велика: с тыла поставлялись боеприпасы, одежда, горючее, он служил местом эвакуации для предприятий и учебных заведений. Тест по теме.
Службы продовольственного и вещевого снабжения были объединены в одном Военно-хозяйственном управлении. То же самое произошло с другими службами снабжения и обслуживания. Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск сил был исключён из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчинённые наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу. В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны.
Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны. Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков. Книга Л. Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники. Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части. Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. По железной дороге на фронт ушли бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «Феликс Дзержинский». Владимирская область поставила в Красную Армию почти 19 тысяч лошадей, 3 тысячи автомобилей, 252 трактора. Самоотверженный труд наших земляков — неоценимый вклад в Великую Победу. Книга О. Русакова «Ковровские оружейники» — это повествование о работе ковровских конструкторов по созданию автоматического оружия перед Великой Отечественной войной, во время ее, а также в первые послевоенные годы. Книга интересна тем, что в ней представлены материалы, ранее закрытые для широкой публикации. В издании Е. Петровичевой и И.
Свежие новости
- 1. Советский тыл в 1942 году
- Великая Отечественная война. Тыл - История России в фотографиях
- "Тыл - фронту: вчера и сегодня"
- Подвиг советского тыла
- В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"
Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом.
Чудо советского тыла
Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.