Новости принципы бизнес планирования

В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.

Принципы бизнес-планирования

Этот документ является необходимым для получения кредита или инвестиций, а также для оценки эффективности бизнеса. Уже почти два года российский бизнес вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности. По сути, предприниматели сталкиваются с увеличивающейся неопределенностью, рисками и конкуренцией в постоянно меняющейся бизнес-среде. Другие сложности, которые отмечали топ-менеджеры крупных российских компаний: Проблемы с цепочками поставок.

Наиболее критична невозможность приобрести западное оборудование, запчасти, анализаторы в медицине и др. Кадровые проблемы и конкуренция за таланты выгорание людей, утечка кадров, нехватка ИТ специалистов. Сохранение прибыльности бизнеса операционная эффективность, поддержание непрерывности бизнеса, необходимость новой понятной бизнес-модели.

Поиск новых рынков другие регионы и страны. Ожидается, что перечисленные вызовы продолжат влиять на бизнес в следующие 3 года. При этом, специфическим вызовом для ритейл- и FMCG- индустрий стало усиление конкуренции.

Крупным федеральным сетям мешают небольшие гибкие стартапы и государственные ограничения отмена проверок для определенных категорий конкурентов при наличии высокой доли контрафакта. Менее крупный бизнес борется за таланты и рынок в своем регионе присутствия с федеральными сетями. В этой обстановке иметь надежный бизнес-план становится важнее, чем когда-либо.

Специалисты ВШЭ указывают следующие шаги, которые обеспечат эффективный бизнес-план. Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса.

Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть.

Неотъемлемой частью настоящего Стандарта являются Регламент, форматы бизнес-планирования. Порядок консолидации бизнес-планов. Бизнес-план Общества и консолидированный бизнес-план ежегодно утверждаются, а отчеты об исполнении ежеквартально рассматриваются Советом директоров Общества. Утвержденный бизнес-план не подлежит изменению, кроме случаев корректировки, предусмотренных настоящим Стандартом. Согласованные бизнес-планы Подведомственных обществ утверждаются, а отчеты об их исполнении рассматриваются Советами директоров Подведомственных обществ. Утвержденные бизнес-планы не подлежат изменению, кроме случаев корректировки, предусмотренных настоящим Стандартом. Корректировка бизнес-плана Общества осуществляется по инициативе Совета директоров Общества в случае корректировки значений КПЭ, установленных Советом директоров Общества, или по инициативе Общества, согласованной с акционерами Общества, по результатам рассмотрения отчета об исполнении бизнес-плана Общества за первый квартал текущего года.

Корректировка бизнес-планов Подведомственных обществ проводится по инициативе Советов директоров Подведомственных обществ в случаях корректировки КПЭ, установленных Советами директоров Подведомственных обществ, или по инициативе Подведомственных обществ по результатам рассмотрения отчетов об исполнении бизнес-планов за первый квартал текущего года. Корректировка бизнес-планов Общества и или Подведомственных обществ осуществляется также по решению Совета директоров Общества в случае возникновения факторов системного характера, существенно влияющих на результаты деятельности компаний. Скорректированные и согласованные в установленном Стандартом порядке бизнес-планы вступают в силу после утверждения Советами директоров. Генеральный директор Общества и исполнительные директора Подведомственных обществ несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления электронных версий бизнес-планов и отчетов об их исполнении в соответствии с требованиями Регламента. В случае противоречия между настоящим Стандартом и иными внутренними регламентирующими документами Общества и Подведомственных обществ, действуют нормы настоящего Стандарта, а соответствующие документы должны быть приведены в соответствие настоящему Стандарту. Основные требования к бизнес-плану Формат бизнес-плана включает основные сведения, необходимые для планирования деятельности ДЗО, анализа промежуточных и окончательных результатов, принятия решений менеджерами материнской и дочерних компаний и акционерами. Формат отчета об исполнении бизнес-плана включает сведения о плановых и фактических показателях за отчетный период. Формат бизнес-плана удовлетворяет как требованиям единой формы планирования и отчета, так и потребностям отражения специфической деятельности разнопрофильных ДЗО.

В этих целях он построен на концепции финансового «ядра» — минимально необходимого единого универсального набора таблиц и показателей, применяемого ко всем ДЗО, независимо от вида деятельности, в сочетании с ограниченным набором форм, отражающих специфику деятельности компаний. Формат бизнес-плана обеспечивает возможность свода финансовых показателей на уровне всей существующей и образуемой совокупности компаний и структуре управления ОАО РАО "ЕЭС России", а также по видам бизнеса. Перечень разделов бизнес-плана: Ф.

Наконец, четвертой инфраструктурной составляющей описываемого процесса является программно-технический блок.

Благодаря этому компоненту процесса бизнес-планирования осуществляется регистрация и обработка больших объемов информации, необходимой для создания коммерческой стратегии и мониторинга ее внедрения в деятельность предприятия. Подготовка Формируется рабочая группа по написанию бизнес-плана, и собираются данные о рынке сбыта. Определение материальных ресурсов для реализации проекта Составляется перечень необходимых для запуска производства помещений, оборудования, сырьевых запасов, программного обеспечения и т. Определение требований к персоналу предприятия Устанавливается количество работников коммерческой организации, их специализация, уровень образования и опыта.

Календарная выкладка Определяются временные интервалы реализации каждого этапа проекта. Расчет финансовых затрат Составляется смета, содержащая подробное описание расходов на запуск предприятия и его функционирование в ближайшие 2-3 года. Кейс: VT-metall Узнать как Оценка рисков Описываются предполагаемые сложности реализации проекта, исходя из специфики конкретного вида бизнеса, текущей рыночной ситуации и прогнозируемой динамики ее изменения. Итоговое резюме готового бизнес-плана Составляется тестовая часть коммерческой стратегии, в которую входит общая информация по проекту, описание характеристик продукта, выпуском и реализацией которого будет заниматься предприятие, а также портрет целевой аудитории.

Метод позволяют оценить риск, рассчитывая раходные и доходные статьи. Метод 1. Методика по оценке инвестиционных проектов была разработана специалистами этой организации в 1978 году для помощи в развитии промышленности развивающихся стран, недавно утративших статус колоний. Авторами методики, которая признается мировым стандартом в сфере международного промышленного сотрудничества, являются В.

Беренс и П. Согласно рекомендациям этого документа планирование проекта предполагает наличие трех фаз: предынвестиционной;.

Например, есть идея создать свой салон или открыть ателье у дома, но нет четкого понимания, как прийти к этой цели и принесет ли новый бизнес прибыль. Существует несколько ключевых причин, зачем бизнесмену расписывать все на бумаге.

План поможет управлять проектом на самом старте. Он будет служить навигатором, который подскажет, в какую сторону повернуть и где стоит камера, перед которой нужно притормозить. План поможет структурировать бизнес, вести его по нужной траектории и поэтапно стремиться к поставленной цели. Он покажет все ключевые моменты и подскажет, какими путями объехать, если вы пропустили нужный поворот, поскольку качественный план включает в себя запасные пути развития на случай, если основные потерпят неудачу.

Он поможет в принятии сложных решений. Бизнес-план — это не гарантия успешного бизнеса, но помощник в оценке своих сил. С его помощью проще решить, какие суммы вкладывать в какие направления и стоит ли брать кредит на реализацию рискового проекта. Он покажет потенциальные прибыль, риски и возможные пути отхода.

План поможет привлечь инвесторов. Если прийти к инвестору и сказать, что вы хотите открыть булочную с самыми вкусными слойками в городе, он, вероятно, откажет во вложении, даже если слойки действительно самые вкусные. Если показать ему план, где подробно расписана бизнес-стратегия, преимущества перед конкурентами и особенность выбранной локации, — шансы на успех увеличатся. Не существует четко закрепленной модели плана, но есть примерная структура, которой стоит придерживаться.

Особенно если не было предыдущего опыта составления таких стратегий. Титульный лист. Должен включать в себя название компании, имя владельца и контактную информацию. Поможет ориентироваться и быстро переходить на нужные страницы.

Краткое описание компании, ее истории, ресурсов, размера команды, миссии и уникальности. Инвестор должен понять, откуда к нему пришли и с кем предстоит строить бизнес. Описание бизнеса. В этом пункте описывается концепция и основная идея бизнеса.

Описание отрасли. Что уже есть в сфере, какие у нее перспективы и основные тренды. Какие есть основные игроки, какой у них рост и почему выгодно предлагать здесь свой продукт. Конкурентный анализ.

Чем конкуренты отличаются от вашего предложения, какие у них сильные и слабые стороны, как вы сможете их обойти и чем способны удивить. Анализ рынка. Здесь описывается портрет клиента. Кто он, сколько зарабатывает, какие у него привычки и потребности и почему ему нужен именно ваш продукт.

Описание команды. Люди с каким опытом будут руководить компанией. Что они знают о сфере и почему на них можно положиться.

Основные принципы организации бизнес-планирования

  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Похожие статьи
  • Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)

Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)

Кейс 2. Разработка бизнес-плана для целей привлечения инвестиционных средств, грантов, субсидий и автоматизации производства В настоящее время все большую популярность приобретают инвестиционные проекты, реализуемые в рамках технологического и продовольственного суверенитета страны, так как подобные проекты могут получить определенные преференции на различных уровнях государственного управления гранты на реализацию конкретных проектов; субсидирование расходов из бюджетов различных уровней при реализации значимых проектов; субсидирование процентных ставок при финансировании инвестиционных проектов и др. Нашей компанией выполнен заказ клиента на разработку проекта по оснащению ферм крупного рогатого скота отечественным оборудованием по автоматизации процесса содержания животных, производством и поставкой которого занимался наш клиент. Целью данного бизнес-плана было обоснование целесообразности приобретения комплекта оборудования, производимого нашим клиентом, для представления потенциальным покупателям, в том числе и для возможности получения потенциальными покупателями государственной помощи в том или ином виде на приобретение комплекта оборудования. Кейс 3. Разработка бизнес-плана для запуска стартапа Еще одним практическим примером, когда необходимо подготовить бизнес-план служит наш опыт взаимодействия с небольшой творческой компанией по разработке, пошиву и продаже коллекций женской одежды. Уже имея опыт в создании указанного бизнеса небольшое производство собственных разработок моделей женской одежды и продажа через интернет-магазин , владельцы приняли решение о его расширении и открытии стационарной торговой точки. При реализации проекта его собственники хотели понять, какие доходы принесет проект, какие расходы потребуются на инвестиционном этапе и могут ли они обойтись при реализации собственными средствами или необходимо привлечь сторонние инвестиции, что сопряжено с частичной передачей контроля бизнеса потенциальному инвестору.

При реализации данной задачи специалисты «ЦПО групп» подготовили для клиента варианты финансирования инвестиционного проекта для принятия им взвешенного решения. Стоит отметить, что санкции повлияли на условия ведения бизнеса по самым разным направлениям. Появилось множество рисков, связанных: с дефицитом, а также увеличением стоимости иностранного оборудования, сырья, комплектующих; потерей контрагентов; невозможностью использования привычные механизмы логистики; нарушением интеллектуальных прав в рамках параллельного импорта; уменьшением объема инвестиций и т. Рекомендую предпринимателям оценить вероятные риски, присущие сфере деятельности, предусмотреть возможные варианты развития событий и тактику минимизации рисков. Смоделировать ситуацию можно по трем направлениям: пессимистичной, оптимистичной и реалистичной и для каждого варианта определить порядок действий. Также важно помнить, что горизонт планирования в период неопределенности существенно сокращается. Так, предприниматель не может предположить, какие суммы он потратит на закупку сырья через год, поскольку поставщики регулярно меняют цены.

В такой ситуации разумно прибегнуть к скользящему планированию. Так называют метод, при котором детально распланированы только ближайшие периоды, а планирование на более длительные периоды осуществляется в общих чертах. По мере необходимости ключевые показатели плана корректируются. Этот метод поможет учесть и предупредить риски в быстро меняющейся экономической ситуации.

Определение 7 Бизнес-план — это план развития предприятия, который необходим для совершенствования имеющихся и освоения новых видов деятельности предприятия, создания новых видов и форм бизнеса. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, для которого характерны ключевые аспекты и данные, обеспечивающие будущее состояние бизнеса. Иначе говоря, это плановая программа, цель которой оптимизировать бизнес. Выделяют перечень вопросов, которые решаются с помощью грамотного бизнес-планирования, они следующие: Какой вид товаров и услуг необходимо выбрать, чтобы эффективно реализовать производственную и рыночную стратегию предприятия. Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги.

Какова структура рынка и кто выступает в качестве основного потребителя предлагаемой продукции. Какие ресурсы и в каком количестве необходимы для решения задач в соответствии с бизнес-планом. Каковы будут издержки производства и сбыта продукции на рынке. Какой будет рыночная цена на товары и услуги и как на неё могут воздействовать конкуренты. Какова конкуренция на рынке, и кто выступает основным конкурентом предприятия. Какие достигаются общие результаты, доходы предприятия и как их следует распределять между участниками бизнес-плана. Каковы конечные финансовые показатели. Таким образом, можно говорить о том, что бизнес-планирование предоставляет возможность предприятиям самостоятельно решать достаточно сложные проблемы: как определить степень жизнеспособности и будущей финансово-экономической устойчивости предприятия и предпринимательской деятельности; как привлечь интерес потенциальных инвесторов к возможностям предприятия и как дать оценку перспективам бизнеса на рынке. Чаще всего бизнес-план выступает как предпосылка для начала активных переговоров предприятий и инвесторов или партнёров.

В этой связи он имеет прежде всего внешнюю ориентацию, представляя услуги или изделия, реализация которых предприятию принесёт максимальный выигрыш. В современной российской экономике бизнес-планы в сфере сервиса могут действовать как инструмент приватизации. В такой ситуации из можно применять для обоснования предложений по приватизации, в том числе для установления действий по санации приватизируемых предприятий. На основе всего вышесказанного, можно дать рекомендации относительно составления бизнес-планов предприятиями на достаточно длительное время. На начальных этапах составления бизнес-плана необходимо давать примерные ответы, которые основаны на укрупнённых подходах и расчётах, выполненных экономистами и менеджерами предприятий или усилиями привлечённых организаций. В дальнейшем необходимо этими же силами провести более подробные, уточнённые расчёты всех показателей и характеристик плана. Бизнес-план доводится до сведения сотрудников предприятия, чтобы они, как и руководители, чётко представляли цели и задачи предприятия, которые предусмотрены бизнес-планом, в том числе требования, которые предъявляются к каждому из них. Важно отметить, что опыт предприятий токов, что многие руководители склонны недооценивать будущие возможные препятствия, трудности до момента, пока бизнес идёт успешно. Редко задумываются о перспективах развития, однако при наступлении этих трудностей понимают, что исправлять их достаточно поздно.

Ещё одной проблемой предприятий является отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных разработчиков — исполнителей бизнес-планов. В этой связи часто случается так, что планирование заменяется различными решениями собственника по любому направлению деятельности. Такого рода решения не всегда продуманы и рассчитаны, как правило, на самый близкий временной период, более того, такие решения не предусматривают развитие стратегии производства предприятия, что может спровоцировать большие финансовые трудности в будущем. В этой связи управление предприятиями обязательно должно быть стратегически ориентированным и основанным на бизнес-планировании. Такого рода управленческая деятельность более высокого порядка даёт возможность предприятию направить его движение в бурное течение рыночной экономики. Бизнес-планирование служит отличным толчком для руководителей и менеджеров, чтобы они мыслили перспективно, бизнес-план чётко координирует все виды основной деятельности предприятий и обязывает трудовой коллектив обоснованно устанавливать и выполнять свои задачи, быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки и увеличивает уровень общей ответственности за итоги производственной деятельности. Разработка бизнес-плана Бизнес-план разрабатывается как по собственной инициативе предприятия для ориентации в мире бизнеса, так и согласно заданию на его составление, которое выдаётся заказчиком. По согласованию с заказчиком при разработке плана могут подготавливаться и рассматриваться в том числе альтернативные варианты. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику.

В процессе разработки бизнес-планов необходимо проводить взаимный учёт и согласование требований и условий заинтересованных сторон. Чаще всего кредитора заинтересовывает предложение, если кредитные средства будут возвращены в среднем через два года. На составление бизнес-плана требуется порядка месяца. На протяжении этого времени специалисты знакомятся между собой и с документами, а также делают предварительные расчёты. При составлении бизнес-плана существует своя специфика, при этом необходимо сделать акцент на том, что их структура не будет существенно отличаться друг от друга в разных подотраслях экономики. Разработка бизнес-плана осуществляется в три этапа: Сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений. Формирование инвестиционной программы. На основании собранной информации осуществляется рассмотрение показателей эффективности. Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного или графического материала.

В этой связи стоит отметить, что отмечается существенное различие подходов к составлению бизнес-планов в случае создания нового предприятия и, если модернизируется, совершенствуется существующий бизнес. В последнем примере ключевая задача состоит в ликвидации выявленных недостатков в существующем деле, развитии позитивных направлений и тенденций. Риска в данном случае для предпринимателей будет гораздо меньше, нежели в первом случае. Следовательно, модель бизнес-плана устанавливается на основе его принадлежности к тому или иному типу и некоторым особенностям подотрасли сферы экономики. Бизнес-план в качестве официального документа оформляется согласно требованиям потенциальных инвесторов и партнёров по бизнесу. Чтобы его правильно составить прежде всего необходимо привлечь обширный информационный материал о рынке, конкурентах, состоянии отрасли, новых технологиях и оборудовании. Замечание 5 Примечательно, что большая часть собранной на подготовительном этапе информации может не войти в окончательный вариант бизнес-плана, при этом она заслуживает отдельного внимания при предварительной разработке его рабочего варианта. Бизнес-план необходимо разрабатывать на несколько лет, с делением по годам. Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам.

По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период.

Важно понять, какие ресурсы в этом процессе понадобятся. Если хотите сбросить килограммы, вам нужно решить, сколько времени в день вы готовы заниматься спортом, есть ли у вас ресурсы на то, чтобы купить абонемент в тренажерный зал, какой инвентарь необходим для того, чтобы похудеть», — говорит эксперт по тайм-менеджменту. Поставить сроки. Пожалуй, самая основная часть. Именно на этом шаге необходимо взять в руки ежедневник и начать составлять конкретный план действий. Подвести итоги.

После того, как часть пути пройдена, важно оглянуться назад и проанализировать, каких успехов удалось достичь. Подходит ли выбранная стратегия? При необходимости можно внести коррективы. Остановимся подробнее на трех. Техника «Таймблокинг» Это метод управления временем по блокам. По словам Софьи Бельгаевой, он подходит людям из любой сферы деятельности — в отличие от специализированных методов планирования, которые актуальны лишь для бизнеса. Суть метода заключается в том, чтобы поделить день на «блоки» без конкретного списка задач, который иногда может сильно напрягать, поясняет эксперт.

Например, эти «блоки» могут включать период времени для ответов на электронные письма, время на управление проектами, период для отдыха и саморазвития. Расписанные таким образом планы помогают уделять время всем аспектам жизни. Техника «Баланс» Коуч по тайм-менеджменту Евгения Савичева evg. В течение дня должно быть 50 процентов дел, которые надо сделать, и 50 процентов дел, которые мы хотим сделать. Роль планирования в бизнесе и управлении «Каждому бизнесу необходимы стратегии развития. Без этого цели организации останутся нереализуемы. Возьмем в пример владельца производства мебели, которому необходимо выполнить заказ на изготовление десяти шкафов в течение месяца, — говорит Софья Бельгаева.

В таком случае можно использовать метод обратного планирования. То есть мы понимаем, к какому числу должно быть все готово, составляем план, включающий определение материалов, расчет времени на каждую задачу, а также выделение ресурсов и рабочей силы. Хватит ли нам сотрудников? А материалов? То есть благодаря планированию можно заранее оптимизировать свои процессы, установить реалистичные сроки и обеспечить эффективное использование всех ресурсов Софья Бельгаеваэксперт по тайм-менеджменту Кроме того, планирование в бизнесе помогает учесть возможные риски: такие как, например, задержка поставок. Также планирование улучшает коммуникацию внутри команды. Все это, по словам эксперта, помогает быстро достигать целей компании, что необходимо для развития организации.

И здесь хорошо подойдет метод таймблокинга, — говорит она.

Современные концепции стратегического менеджмента отличаются от классических долгосрочных планов тем, что планирование осуществляется « из будущего в настоящее», а не наоборот. Необходимо построить образ будущего состояния организации, системы, собственной жизни. Сценарий — способ достижения целей. Разрабатывается с учетом диагностики внешней среды организации. При этом необходимо учитывать, что внешняя среда организации не подлежит контролю, поэтому нужно всегда осуществлять обратную связь с внешней средой, получать сигналы и их оценивать с тем, чтобы корректировать сценарии стратегических планов. В этих вопросах поможет бизнес коуч , который даст необходимые рекомендации.

Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)

Но для подобного рода систем адаптивные свойства исходного плана распространяются на длительный отрезок времени и доминируют по своему значению на любой стадии выполнения плана. Изменчивость этих свойств в связи с возможными изменениями базиса плана может быть учтена в рамках процедуры скользящего планирования или каким-либо иным способом организации процесса непрерывного планирования. Индикативный скользящий бюджет 1 год. Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития то есть в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал. После истечения I квартала к скользящему бюджету добавляется еще один квартал I квартал следующего года , после истечения II квартала — II квартал следующего года и т. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного скользящего годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед считая с начала этого квар- [c.

Исходя из плановых показателей, установленных на год в процессе текущего инвестиционного планирования, заранее до наступления планового периода разрабатывается система квартальных бюджетов на предстоящий квартал , а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов на каждый предстоящий месяц. Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования инвестиционной деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных обычно пятилетних планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегулирующимся планом. Пересчет плана выполняется через каждый период времени, но одновременно отодвигается конечный период. Получается, что плановый горизонт постоянно убегает при наращивании результатов работы. Например, годовое планирование по скользящей стратегии выполняется на начало каждого квартала, но с общей продолжительностью в четыре квартальных интервала. Различия состоят лишь в том, что обычная система скользящего финансового планирования базируется, с одной стороны, на неизменности бюджетных наметок на весь бюджетный период, а с другой — на достигнутых результатах, уровнях финансирования текущих и инвестиционных затрат. В рамках ЗББ предусматривается возможность отказа от финансирования какого-либо проекта или его отдельных статей в случае изменения критериев ранжирования.

Рассмотрим особенности организационно-методических процедур ЗББ. Речь идет об установлении сроков корректировок и внесения каких-либо изменений в ранее составленные и принятые бюджеты различных уровней, т. При этом, если период достаточно продолжительный например, квартал или полугодие, что может составлять от V4 до Уг всего бюджетного периода , то помимо корректировок ранее принятых бюджетов, возможно также составление бюджетных наметок, выходящих за пределы данного бюджетного периода. В этом собственно и заключается смысл следования принципу скользящего планирования непрерывного составления бюджетов. Это не только регулярные корректировки бюджетов после составления и представления отчетов об исполнении за установленный период , но и составлении проформы прогноза на соответствующий отрезок времени месяц, квартал следующего бюджетного периода так называемой проформы, являющейся основой индикативного бюджета. А зря. Нет, по-человечески оно все понятно — какое же бюджетирование вручную, без хорошей считалки. Попробуй тут какие-нибудь многовариантные расчеты произвести. Это удовольствие не для слабонервных.

Особенно, когда речь идет о так называемом скользящем финансовом планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода-год, а в перспективе и на три года вперед с ежемесячной, а то и подекадной разбивкой бюджетного периода. От такого бюджетирования тошно станет не только составителям. А специфика каждого бизнеса диктует свою собственную финансовую структуру, свои собственные, неповторимые бюджетные форматы, свои режимы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты компании, свои бюджетные регламенты и т. Приходится заниматься долгой и кропотливой доработкой стандартизированных программных продуктов. И получается, что автоматизация финансового планирования — головная боль руководителя, да и только. Так ли это [c. Решения, касающиеся последующих этапов, могут быть своевременно скорректированы в процессе скользящего планирования. Общим является то, что хорошо поставленная система внутрифирменного планирования предполагает интеграцию различных планов предприятия, причем по мере сужения горизонта планирования увеличивается степень интеграции планов по различным направлениям деятельности предприятия. Кроме того, в рыночно-ориентированных компаниях процесс планирования имеет скользящий характер по мере реализации части плановых заданий остальные подлежат уточнению.

Скажем, квартальное планирование предполагает после окончания января уточнение плана на период февраль—апрель, после февраля план уточняется на период март—май и т. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В нем показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Они также являются скользящими планами, то есть на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев подвергаются корректировке. В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в области движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.

Стандарты бизнес-планирования При разработке бизнес-плана часто опираются на уже устоявшиеся стандарты: UNIDO United Nations Industrial development organization — был придуман организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН. ЕБРР — создан Европейским банком реконструкции и развития.

Особое внимание уделяется финансовым показателям. Ориентирован на менеджмент и внутренние процессы. Как составить бизнес-план Теперь давайте перейдем к практической части и поговорим о структуре, лайфхаках и других аспектах, которые помогут составить бизнес-план. Шаг 1: Подготовка Прежде чем заходить в Word и начинать составлять план для бизнеса, следует детально изучить рынок и собрать всю информацию. В нее входит: Анализ рынка и конкурентной среды. Изучите ситуацию того местоположения, где вы собираетесь вести бизнес. Ответьте на такие вопросы, как «На что есть спрос?

Сбор данных об организации. Ваша компания — какая она? Какое у нее управление, какой нужен капитал для развития, что нужно для развития? Ответьте на эти вопросы и запишите развернутый ответ. Финансовая модель. Определитесь с тем, как вы будете проводить расчеты — например, для этого могут использоваться Excel, онлайн-сервисы для расчета и прочее. Если не хотите заниматься этим самостоятельно, то закажите сбор аналитики у специальной организации.

Составление бизнес-плана. Выберите тип бизнес-плана и начните его реализовывать.

Пишем содержание и меморандум о конфиденциальности. Бизнес-план магазина Советы и рекомендации по составлению бизнес-плана Существует три вопроса, отвечать на которые в полной мере должен любой успешный бизнес-план: Что нужно сделать? Как это сделать? Какой результат должен быть получен? В ходе бизнес-планирования нужно подготовить всю важную информацию и преподнести ее максимально емко и кратко, что поможет легче воспринять суть изложенного и все важные моменты. Вот несколько рекомендаций, придерживаясь которых удастся составить хороший бизнес-план. Рекомендации Используйте максимально конкретные формулировки, цифры, факты.

План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов. Приводите максимально точные расчеты. Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону. Приводя в плане утверждения, ссылайтесь на подтверждающие документы, статистику.

Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Система бюджетирования в бизнес-планировании Главным инструментом бизнес-планирования является сметное планирование. В рыночных условиях хозяйствования данный вид планирования рассматривается в качестве системы бюджетирования, то есть организационно-экономического комплекса системы управления организацией, который заключается в разработке бюджетов. К целям составления бюджетов относятся: Выработка концепции ведения различных бюджетов; Планирование финансовой и хозяйственной деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период; Оптимизация издержек и прибыли компании; Согласование деятельности подразделений фирмы; Оценка и контроль работы руководителей; Определение потребности в финансовых ресурсах и оптимизация денежных потоков. Бюджеты могут быть следующих видов: Бюджет продаж, который показывает объемы продаж, цены и выручку для каждого вида продукции. Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании. Бюджет прямых материальных расходов.

Преимущества бизнес-планирования в период санкций

Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой. Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана. Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными.

Бизнес-планирование.

Например, есть идея создать свой салон или открыть ателье у дома, но нет четкого понимания, как прийти к этой цели и принесет ли новый бизнес прибыль. Существует несколько ключевых причин, зачем бизнесмену расписывать все на бумаге. План поможет управлять проектом на самом старте. Он будет служить навигатором, который подскажет, в какую сторону повернуть и где стоит камера, перед которой нужно притормозить. План поможет структурировать бизнес, вести его по нужной траектории и поэтапно стремиться к поставленной цели. Он покажет все ключевые моменты и подскажет, какими путями объехать, если вы пропустили нужный поворот, поскольку качественный план включает в себя запасные пути развития на случай, если основные потерпят неудачу. Он поможет в принятии сложных решений. Бизнес-план — это не гарантия успешного бизнеса, но помощник в оценке своих сил. С его помощью проще решить, какие суммы вкладывать в какие направления и стоит ли брать кредит на реализацию рискового проекта. Он покажет потенциальные прибыль, риски и возможные пути отхода. План поможет привлечь инвесторов.

Если прийти к инвестору и сказать, что вы хотите открыть булочную с самыми вкусными слойками в городе, он, вероятно, откажет во вложении, даже если слойки действительно самые вкусные. Если показать ему план, где подробно расписана бизнес-стратегия, преимущества перед конкурентами и особенность выбранной локации, — шансы на успех увеличатся. Не существует четко закрепленной модели плана, но есть примерная структура, которой стоит придерживаться. Особенно если не было предыдущего опыта составления таких стратегий. Титульный лист. Должен включать в себя название компании, имя владельца и контактную информацию. Поможет ориентироваться и быстро переходить на нужные страницы. Краткое описание компании, ее истории, ресурсов, размера команды, миссии и уникальности. Инвестор должен понять, откуда к нему пришли и с кем предстоит строить бизнес. Описание бизнеса.

В этом пункте описывается концепция и основная идея бизнеса. Описание отрасли. Что уже есть в сфере, какие у нее перспективы и основные тренды. Какие есть основные игроки, какой у них рост и почему выгодно предлагать здесь свой продукт. Конкурентный анализ. Чем конкуренты отличаются от вашего предложения, какие у них сильные и слабые стороны, как вы сможете их обойти и чем способны удивить. Анализ рынка. Здесь описывается портрет клиента. Кто он, сколько зарабатывает, какие у него привычки и потребности и почему ему нужен именно ваш продукт. Описание команды.

Люди с каким опытом будут руководить компанией. Что они знают о сфере и почему на них можно положиться.

Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях.

Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании. Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3.

Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат.

Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда. Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости.

Политика ценообразования. Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги. Это только минимальный перечень сведений, которые нужны для планирования.

Любопытно следствие из данного наблюдения: каждый, кто принимает решение, не располагая полной информацией о будущих последствиях всех доступных вариантов является спекулянтом с точки зрения экономической теории. Таким стоит приобретать ожидаемые предельные затраты приобретения ожидаемые предельные выгоды приобретения образом, любой человек зачастую выступает как «спекулянт» хотя бы на бытовом уровне. Другая важная концепция — процент. Это не плата за использование денег, это цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать; то есть это надбавка за то, чтобы распоряжаться ресурсами в настоящее время владение ресурсами в настоящий момент расширяет спектр доступных человеку возможностей.

Процент платится для того, чтобы побудить людей отказаться от текущего распоряжения ресурсами. Учет фактора времени. Основа теории дисконтирования — положительная норма временного предпочтения. Это свойство людей придавать большее значение тому, что они держат в руках сегодня, чем золотым горам завтра по-видимому, это связано с неуверенностью в будущем, а также тем, что «человек внезапно смертен». Следовательно, для определения сегодняшней ценности благ следует провести процедуру дисконтирования денежных потоков, то есть уменьшить ценность будущих благ в соответствии с определенной моделью — обычно геометрической прогрессией реально каждый участник имеет свою «личную» норму — то есть свой собственный ряд коэффициентов, который отражает его точку зрения на будущие денежные потоки. Поскольку мы не всегда на практике можем такой ряд получить, а также для «унификации» принято использовать в качестве ряда весовых коэффициентов именно члены геометрической прогрессии — так называемые коэффициенты дисконтирования. Это так же, до некоторой степени, компенсирует уменьшающуюся надежность прогнозов относительно денежных поступлений в отдаленные периоды времени.

Принципы планирования. Группа 1 — самые простые принципы, определяющие цель и характер планирования. Они носят самый общий характер и не выходят за рамки здравого смысла. Принцип содействия достижению целей. Задача всех планов — облегчить достижение целей компании Принцип эффективности планов. Эффективность планов измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и прочие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана Принцип первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций.

Группа 2 — принципы правила , определяющие структуру планов. Принцип плановых предположений. Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия то есть принцип регламентирует установление важнейших исходных предпосылок и достижение договоренности о их использовании и распространении. Принцип плановых предположений очень важен для самого процесса планирования. Это имеет первостепенное значение в случае использования бизнес-планирования для управления предприятием или выработки сложного управленческого решения, участие в котором принимают разные отделы или подразделения. Таким образом, можно говорить о непрерывном обновлении предпосылок. Принцип информирования о стратегии и политике.

Чем лучше будут понятны стратегия и политика, тем более взаимоувязанной будет структура планов предприятия.

Планирование становится действенным инструментом только тогда, когда работники активно вовлечены в его процесс, принимают непосредственное участие в постановке целей и разработке способов их достижения. Правильный выбор процесса планирования для конкретной организации зависит от множества факторов размер организации, отрасль и т.

Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие. Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей. Планирование должно соответствовать определенным требованиям принципам.

Таблица 1. Принципы бизнес- планирования Таблица 1.

Принципы и подходы бизнес-планирования

Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер. Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Описанные в статье принципы обеспечивают возможность пользователям системы Business Studio решать задачи бизнес-планирования без привлечения специализированных программных продуктов.

С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить

это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления.

Основные принципы бизнес-планирования

Таким стоит приобретать ожидаемые предельные затраты приобретения ожидаемые предельные выгоды приобретения образом, любой человек зачастую выступает как «спекулянт» хотя бы на бытовом уровне. Другая важная концепция — процент. Это не плата за использование денег, это цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать; то есть это надбавка за то, чтобы распоряжаться ресурсами в настоящее время владение ресурсами в настоящий момент расширяет спектр доступных человеку возможностей. Процент платится для того, чтобы побудить людей отказаться от текущего распоряжения ресурсами. Учет фактора времени. Основа теории дисконтирования — положительная норма временного предпочтения. Это свойство людей придавать большее значение тому, что они держат в руках сегодня, чем золотым горам завтра по-видимому, это связано с неуверенностью в будущем, а также тем, что «человек внезапно смертен». Следовательно, для определения сегодняшней ценности благ следует провести процедуру дисконтирования денежных потоков, то есть уменьшить ценность будущих благ в соответствии с определенной моделью — обычно геометрической прогрессией реально каждый участник имеет свою «личную» норму — то есть свой собственный ряд коэффициентов, который отражает его точку зрения на будущие денежные потоки. Поскольку мы не всегда на практике можем такой ряд получить, а также для «унификации» принято использовать в качестве ряда весовых коэффициентов именно члены геометрической прогрессии — так называемые коэффициенты дисконтирования. Это так же, до некоторой степени, компенсирует уменьшающуюся надежность прогнозов относительно денежных поступлений в отдаленные периоды времени.

Принципы планирования. Группа 1 — самые простые принципы, определяющие цель и характер планирования. Они носят самый общий характер и не выходят за рамки здравого смысла. Принцип содействия достижению целей. Задача всех планов — облегчить достижение целей компании Принцип эффективности планов. Эффективность планов измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и прочие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана Принцип первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций. Группа 2 — принципы правила , определяющие структуру планов. Принцип плановых предположений.

Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия то есть принцип регламентирует установление важнейших исходных предпосылок и достижение договоренности о их использовании и распространении. Принцип плановых предположений очень важен для самого процесса планирования. Это имеет первостепенное значение в случае использования бизнес-планирования для управления предприятием или выработки сложного управленческого решения, участие в котором принимают разные отделы или подразделения. Таким образом, можно говорить о непрерывном обновлении предпосылок. Принцип информирования о стратегии и политике. Чем лучше будут понятны стратегия и политика, тем более взаимоувязанной будет структура планов предприятия. Этот принцип продолжение предыдущего — стратегия и политика это тоже своеобразные планы предприятия.

Для начала определите, какой тип бизнес-плана Вам необходим. Бизнес-планы бывают: Внутренними. Могут быть составлены в произвольной форме. В инвестиционном плане требуется указать сумму вложений, тип деятельности, конкурентные преимущества проекта, период окупаемости и доходность. Для получения кредита. Ориентированы на кредиторов компании и поиске выхода из кризисной ситуации. Направленными на получение поддержки от государства.

Это важно, чтобы понимать, какие продукты или услуги востребованы на рынке, какие тенденции существуют, и какие конкуренты уже находятся на рынке. Нереалистичные финансовые прогнозы. Еще одна распространенная ошибка — нереалистичные финансовые прогнозы. Важно правильно оценить свои финансовые возможности, учитывая реальные расходы и потенциальные доходы. Отсутствие ключевых показателей эффективности. Чтобы оценить эффективность своего бизнеса, важно указывать ключевые показатели эффективности, такие как доходы, убытки, окупаемость инвестиций и рентабельность. Отсутствие этих показателей может сделать план нецелесообразным и не поможет в дальнейшем оценить успешность бизнеса. Отсутствие плана маркетинга. Маркетинг является важным фактором успешности любого бизнеса, поэтому необходимо иметь план маркетинга, который описывает способы продвижения продуктов или услуг на рынок. Отсутствие четкой цели. Неопределенная цель — еще одна распространенная ошибка при составлении бизнес-плана. Важно иметь ясную и четкую цель, чтобы понимать, куда ведет ваш бизнес и какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь успеха. Результаты вышеуказанного исследования также позволили определить ключевые приоритеты в процессе бизнес-планирования в условиях неопределенности: поддержание операционной эффективности; пересмотр стратегии и перестройка бизнес-модели и логистических цепочек; перестройка системы финансов и платежей; цифровая и организационная трансформация; выход в новые ниши и расширение клиентской базы; обучение и развитие сотрудников, корпоративной культуры; устойчивое развитие ESG ; международное развитие; слияния, поглощения и стратегические партнерства. В ситуации неопределенности компании корректируют привычные показатели в системе KPI. Это может быть пересмотр показателей производительности например, от цели увеличить объем продаж «в деньгах» переходят к цели по натуральным объемам продаж - «в штуках, тоннах и пр. В ряде случаев от KPI переходят к OKR Objectives and Key Results , когда вместо постоянно отслеживаемого объема показателей ставится цель на конкретный временной период с четкими результатами. Наибольшую гибкость проявляет FMCG сектор и розничная торговля: представители бизнеса сообщают о сокращении горизонта планирования в некоторых случаях до недели , более узких и краткосрочных целях, пересмотре целевых показателей сравнение с конкурентами, уход от конкретных цифр в пропорции и доли.

Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете.

Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы

Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу. Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему. Бизнес-планирование можно характеризовать как рабочий инструмент для только создаваемых и уже существующих организаций.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий