Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана. Получив доказательства измены Мазепы, Меншиков в ноябре 1708 года взял штурмом и до основания разрушил Батурин, а весь гарнизон сердюков был уничтожен.
Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
Почему Мазепа предал русских и Петра | В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. |
Измена Мазепы | Русский след | Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. |
Мазепа - предатель или герой? | Статьи | Известия | Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. |
Иван Мазепа: к портрету идеального предателя | Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа. |
Раскольники в Киево-Печерской лавре впервые провели панихиду по Ивану Мазепе
Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В «Истории России» С.
В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О. Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19].
Художник Николай Шустов. Лучшим же ответом тогдашним «знатокам истории» стала первая научная биография «Жизнь Мазепы», написанная Д. Бантыш-Каменским пять лет спустя после «Полтавы», в 1834 году. Связь этих произведений несомненна: Дмитрий Николаевич даже предпослал своему исследованию в качестве эпиграфа именно те строки из поэмы, о которых речь. При этом трудно представить себе более подходящего автора, возложившего на себя столь трудную миссию: явить обществу истинное мурло Мазепы. Дмитрий Николаевич был сыном Н. Бантыш-Каменского, историка, археографа, издателя, актуариуса в Московском архиве Государственной Коллегии иностранных дел, затем управляющего Московским главным архивом. И внучатым племянником С. Зертис-Каменского, переводчика восточных языков при гетмане Мазепе. Бантыш-Каменский строил своё исследование на материалах архивных хранилищ, публикациях своего родителя, печатное наследие которого составляют десятки томов, возможно, и семейных преданиях от деда, Степана Константиновича, наблюдавшего предмет исследования внука воочию.
Бантыш-Каменским с 1597 года, когда предок его, «будучи Полковником, [был] сожжён Поляками в медном быке вместе с несчастным Гетманом Наливайкою» итог неуспешного восстания казаков против польского владычества. Стараниями современных мазепинцев мятежному гетману добавили пять лет жизненного стажа, и твёрдо определили дату рождения: 20 марта 1639 года что не факт, однако необходимо для чествования «национального героя». Занятием отца, Адам-Степана, будто бы являлось исполнение должности подчашего Черниговского. Чин никчемный, нечто вроде второго официанта при старосте или воеводе, но суть в том, что ему удалось отправить своего отпрыска на учёбу, «где тот, воспитанный в Польше Езуитами, обучился совершенно Латинскому и Польскому языкам, узнал отчасти Немецкий и перенял у воспитателей своих искусство лицемерить, если не превзошел даже их в сей науке…». В относительно небольшой, размером чуть менее ста страниц, книге Бантыш-Каменскому удалось проследить полный жизненный цикл своего героя — начиная от скандала, устроенного им при дворе польского короля Яна Казимира, чуть не стоившего юному придворному жизни, шашней с пани Фальбовской, разъярённый муж которой приказал вывалять незадачливого любовника в смоле и перьях, привязать голым к спине необъезженной лошади и пустить обезумевшее животное в степь: в таком виде и прибыл будущий гетман в Малороссию, место своей славы и позора. Добрых две трети всей «мазепианы», включая одноименную поэму Байрона, живописные полотна Луи Булянже, Ораса Верне, Теодора Шассерио и прочих относятся именно к этому пикантному эпизоду, но никак не к деяним Мазепы на государственном поприще. Совращению несовершеннолетней дочери В. Кочубея, Мотроны в поэме «Полтава» - Марии , своей крестницы, что церковь приравнивала к инцесту, Бантыш-Каменский отдал немало места в своём исследовании. Оно логично завершало описание круга блудных похождений престарелого развратника, и подтверждало сюжет поэмы Пушкина. Мазепы, который считается наиболее достоверным изображением гетмана, который хранился в Галиции в с.
Враждебно относились украинцы и к непрошеным гостям. Вместо обещанных Карлу Шведскому 50 тысяч сабель Мазепа привёл в королевский лагерь не более двух тысяч казаков. Больше не нашлось желающих разделить участь изменника и предателя. Шведы приобрели не могущественного союзника и хозяина огромной страны, а жалкого беглеца, имя которого стало ненавистным среди населения. В глазах всего украинского народа Мазепа и его окружение потеряли всякий авторитет и представляли кучку изменников, укрывшихся от народного гнева под защитой шведских штыков. Народ ловил и обезвреживал мазепинских агитаторов и агентов, распространявших гетманские "универсалы" и ведущих агитацию за Мазепу, против России. Читая сегодня антирусские пасквили и воззвания о "московских ужасах", можно подумать, что русские солдаты учредили в Малороссии настоящее рабство - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жён их и дочерей - непременно насиловали, имущество, скот и лошадей забирали и творили безобразия и бесчинства, а жителей толпами гнали в Сибирь, "не пощадив и малых деток"... Так предатель Мазепа стал орудием в руках шведского короля, исполнителем его воли и ширмой для прикрытия насилий и грабежей, творимых интервентами. Лгал в своих манифестах и Карл Шведский, утверждая, что царь Пётр давно уже ведёт переговоры с папой римским, как бы искоренить в своём государстве греческую веру и ввести римскую.
Окончательно изменив свою политику "освободителя" и "миротворца" в отношении к украинскому народу, шведский король перешёл к беспощадному террору, предавая всё "огню и мечу", не щадя женщин, стариков и детей. Интервенты жестоко мстили народу за упорное сопротивление и за помощь русской армии. Объединёнными действиями русско-украинских войск при поддержке партизанских отрядов наносились чувствительные удары с тыла и флангов шведской армии. Разгорался пожар народной войны против интервентов и жгучая ненависть к Мазепе, к полякам и шведам. Стремясь облегчить положение шведских интервентов, гетман-изменник звал на украинскую землю полчища крымских татар, турецких янычар и польские войска, чтобы "соединёнными оружиями и силами" разгромить русскую армию и защитить "войсковые вольности" и "целость отчизны" от "тирании московского царя". После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский. Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы. Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы. А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе.
Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А.
Пушкин: И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Судьба связала их. Опасность близкая и злоба... В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского.
Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры. Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому пашЕ и молдавскому господарЮ, шведскому королю. Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра I для награждения гетмана Мазепы 1 июля 1709 года "из обозу от Полтавы" фельдмаршал и светлейший князь А. Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: "По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится". И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно". Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы.
Порядки устанавливал хозяин. Жизнь простолюдина ничего не стоила. Любой шляхтич мог ограбить, избить и даже убить крестьянина. Крепостное право было самым жестким в Европе.
В Галиции барщина стала ежедневной. Теперь эти новоявленные паны, вместе с польской шляхтой, простых людей низводили до скотского состояния, убивая их по поводу и без, издевались, насиловали без всяких последствий для избранных. Поэтому русские люди отвечали всей этой новоиспечённой элите лютой ненавистью, и во время бунтов и восстаний не жалели никого, вырезая всех ляхов вместе с семьями и их управленческую прислугу из жидов. Не забывая при этом новоявленных панов, из русских. Но польской шляхте этого было мало и они в 1596 году объявили Брестскую церковную уния, которая переподчинила Киевскую митрополию римскому престолу и при сохранении восточных обрядов наделяла православных католической догматикой, дополняя национальный и социально-экономический гнёт религиозным. Идеологию «украинства» только начали создавать польские паны, иезуиты, чтобы отколоть часть Руси и русского народа от Великой Руси-России. Они планировали использовать часть русского народа как «пушечное мясо» — янычар. Для проникновения идеологии «украинства» в народные массы требовалось много времени и контроль над образованием. При поддержке Римского Папы, польскими иезуитами была создана униатская церковь, которая считалась единственно легитимной, а православная церковь становилась вне закона. Униаты с диким рвением стали захватывать русские церкви.
Этот вопрос был очень чувствителен для русских, которые тогда поголовно отождествляли себя с православием, с русской верой. Переход в унию, католичество воспринимался как процесс «обляшивания». Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. При этом они полностью воспроизводили польскую идентичность, связанную с тупой спесивостью, врождённым предательством, при этом кичась своей никчемной избранностью и стремлением паразитировать на трудовом большинстве. Самые настоящие паразиты на шее народа. Простой народ низвели до положения «быдла», двуногого скота. В то время как магнаты и паны жили широко и красиво, ни в чём себе не отказывали. Шляхта всячески стремилась им подражать. Пиры, балы и охота. С крестьян спускали семь шкур, а добытые средства тут же тратили на роскошь, развлечения.
Но несмотря на постоянное изменение границ, войны, в которых русские из Москвы и Новгорода воевали с русскими из Литовской Руси, появление разных церковных организаций с центрами в Москве и Киеве, сохранялось чувство общерусского единства. Западнорусское население неизменно связывало себя с событиями в Русском государстве, на московских государей смотрели как на своих природных монархов. Существовало понимание, что в Москве, Твери, Смоленске и Киеве живёт один народ, русский, православный. Ещё одной проблемой, кроме панского паразитизма, были постоянные набеги степняков. Они приходили из необъятных степей «Дикого Поля» почти ежегодно, нападая на многочисленные городки, местечки и поселения. Главной задачей степных хищников было поимка ясыря рабов для последующей продажи на невольничьих рынках. Баснословные прибыли от продажи русских рабов давали возможность жить крымцам в течение год, а так же и самому степному государству. Если в Русском царстве жизнь заставила найти метод как ограничить ущерб от такого соседства, строя засеки вдоль степной границы, укреплённые линии, а так же ежегодные выходы армии в поле, то у короля не было денег, ресурса на возведение мощных и масштабных оборонительных систем. По этой же причине постоянная королевская армия была небольшой. Но эти твари рода человеческого нашли всё-таки выход.
Польские магнаты и польский правящий клан договаривался с крымцами о том, что степные хищники вместо польского населения будут брать заранее оговоренное число из русских. Варшаве их было не жалко, это же не люди, а скот. В этом действе принимали участие и ополяченная русская шляхта, продавшая окончательно свою душу и не верившая в возмездие за свои грехи тяжкие. Но расчленённый и растерзанный русский народ сумел полностью сохранить веру, языковое, культурное и ментальное единство. Тем самым существовали духовные и материальные предпосылки для объединения всех русских в единую державу под властью своего русского государя. Поэтому русские Малороссии в XVII веке и начали национально-освободительную войну против польского религиозного, национального и экономического ига воссоединением русских земель. Главной движущей силой в этой тяжелейшей борьбы были казаки. А главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. Казаки были частью Русского мира. Притеснения русских хлопов и церкви не могло не отозваться на них.
Слуга короля Яна Казимира. Измена патрону возле Белой Церкви
- Заговор гетмана Мазепы | Пикабу
- Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
- Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII
- Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
- Гетман — покровитель Петра I
Полтавская битва и предательство Мазепы
Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы. Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. Речь, разумеется, об измене гетмана Мазепы, в 1708 году переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII. Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Предательство в пользу Карла XII полностью соответствовало логике и мировоззрению Мазепы. Мазепа не просто предал царевну, а обвинил ее в преступлениях.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Своё обучение он "совершенствовал" в школе иезуитов и несколько лет учился за границей. Самих иезуитов уподобляли острому мечу, "рукоять которого в Римском Ватикане, а жало где угодно". В 1663 году Мазепа участвовал в походе короля на Левобережную Украину с целью её отторжения от России. После похода, как "агент влияния" из "шестой 666-колОнны", он остался на Украине. С этого времени и начинается двойная игра Мазепы, искусно лавировавшего между Россией и польским двором. Умом, образованностью, внешним лоском и изысканной речью Мазепа выделялся среди казацкой старшины. Будучи хитрым, честолюбивым и коварным, он шаг за шагом прокладывал себе путь к гетманской булаве, служа то гетману Дорошенко, то Самойловичу. Своему благодетелю Ивану Самойловичу Мазепа отплатил чёрной неблагодарностью, обвинив в измене и возглавив в июле 1687 года - после неудачного Крымского похода - заговор казацкой старшины и получив интригами, лестью и подкупом вожделенную гетманскую власть и булаву. Католик-поляк по вере и иезуит по воспитанию и поведению, Мазепа искал только выгод и удобств привольной жизни, легко вступал в сделку с совестью и по корысти и расчёту готов был одинаково служить и Москве, и Польше и Швеции. На протяжении своего 20-летнего гетманства 1687-1708 Мазепа проводил глубоко антинародную политику на Украине и в Запорожье, пытаясь спровоцировать столкновения между русским правительством, украинским народом и запорожскими казаками.
Подготавливая передачу левобережных украинских земель под власть Польши, он стремился поссорить Украину с Россией и посеять вражду среди народов-братьев. Налоги и поборы при его гетманстве настолько увеличились, вызывая непосИльем многочисленные волнения и восстания. Такую же политику лукавый и вероломный гетман проводил в отношении Запорожской Сечи. Строя на запорожских землях города и собственные селитровые промыслы, Мазепа творил свои притеснения именем русского царя, перекладывая свою вину на "Москву" и озлобляя запорожцев против России. Усиливая недовольство сечевиков, он тайно им внушал, что царь Пётр собирается снести Сечь и уничтожить запорожцев - "загнать в Сибирь, как скот" или сделать драгунами и солдатами, а "весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству". Стремясь подтолкнуть русское правительство на вооруженное противостояние с Запорожской Сечью - "того проклятого гнезда искоренити силою оружия", - он неоднократно призывал к этому в 1702, 1703 и 1705 годах, одновременно налаживая связи с Карлом XII и его ставленником на польском троне Станиславом Лещинским. Для достижения своей преступной цели - отторжения Украины от России двуличный предатель не брезговал никакими средствами - он связывался с Польшей, Турцией и Крымом, "чтоб турки и татары мир разорвали с его величеством царским". Свои предательские планы и действия вероломный и коварный изменник тщательно и ловко маскировал, говоря: "Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала". Лично знавший Мазепу Феофан Прокопович 1681-1736 отмечал в своей "Истории императора Петра Великого", что в той мере, в какой в глубине души своей Мазепа был предан полякам, в такой же мере он ненавидел русских.
Но никто не мог этого заметить, поскольку многоликий гетман-иезуит всегда притворялся "любовным, доброжелательным и приветливым". О таких в народе говорят: "Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день". Быстро и толково исполняя распоряжения царя, он успел заслужить уважение и доверие русского монарха, долго не обращавшего внимания ни на какие доносы, полученные на гетмана из Украины. Полностью ему доверяя, Пётр Великий в Москве в феврале 1700 года лично наградил вторым по счёту орденом Андрея Первозванного гетмана Ивана Мазепу - "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы". Девиз первого российского ордена гласил: "За веру и верность". На службе русскому царю Мазепа получил практически всё, о чём он мог мечтать. Огромные поместья, несметные богатства, плодородные земли на Украине и юге России, сто тысяч крестьянских душ во владении. Известно также, что в 1703 году польский король Август II наградил Мазепу орденом Белого Орла, назвав себя в грамоте - "верным другом его". Опытному заговорщику и злейшему врагу братских славянских народов долгие годы удавалось создавать видимость дружелюбного и преданного отношения к России и Великому Петру.
Мазепу и обоих королей объединяла общая ненависть к России и стремление сломить её всё возрастающую силу и мощь. Изменник-гетман обещал передать Украину, как законное достояние польских королей, под власть Польши, для шведов он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда предусмотрительно начал свозить боеприпасы, артиллерию и огромные запасы продовольствия. Здесь шведская армия должна была перезимовать и оставаться до сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения им к союзу со шведами донских казаков-булавинцев и Белгородской татарской орды. Мазепа обещал привлечь к военному союзу против России и многотысячное калмыцкое войско хана Аюки. В предстоящем походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать её продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины. Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с "коронным войском" и шведский генерал Крассау. Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско - через Киев, а литовское - через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К новому нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы.
К вся эта многоязычная и разноплеменная "интернациональная орда" должна была нанести сокрушительный удар по России с последующим её разорением и расчленением на малые княжества и воеводства - под контролем вооружённых "миротворцев" с Запада и Востока. Русская армия должна была быть разгромлена и отброшена к северу от Москвы и Волги, лишена продовольствия и боеприпасов и поставлена на колени. Главный удар должен был нанести "свейский лев" Карл XII. Благодаря активным наступательным действиям русских войск, сокрушительному и упреждающему разгрому Запорожской Сечи, демонстрации русского флота в устье Дона и Азовском море и, наконец, твёрдости и последовательности русской дипломатии по отношению к Турции и использовании разногласий и противоречий между нашими врагами. Свой предательский договор Мазепа заключал подвидом "самостийности, незалежности и соборности Украины", оправдывая свою авантюру и измену - борьбой за "войсковые вольности" и "целость Отчизны".
Ранее в американском журнале Popular Mechanics российские танки Т-72 и Т-80 назвали двумя из пяти худших в мире.
Монастырь следовало удерживать любой ценой, связав шведские войска его осадой. Города на правобережье Днепра, которые Мазепа под шумок военных действий занял самовольно, нужно было вернуть полякам, чтобы удержать ту часть шляхты, что выступала за короля Августа Сильного против шведов. В июле 12 тысяч казаков были отправлены вместе с родичем гетмана Войнаровским на войну в Польшу. Привыкшие к привольной жизни дома казаки немедленно начали разбегаться — вскоре около пяти тысяч дезертировали. Пётр после этого окончательно укрепился в мысли, что иррегулярные войска не годятся для современной войны, подтвердил свой указ о преобразовании казачества в регулярные части, а также написал Мазепе, что его полки «кроме худа, никакого добра не приносят, … они занимаются только грабежами и норовят сразу вернуться домой». Пётр I Гетман сделал вид, будто бы подчинился, и посылал царю доклады, что все его приказы выполняются самым надлежащим образом. Пётр остался очень доволен и в награду добился от императора Священной Римской империи присвоения Мазепе княжеского титула. Гетман устраивает заговор Узнав об этом, поляки через княгиню Дольскую оповестили гетмана, что княжеский титул — это не просто так. Это первый ход в сложной политической комбинации, итогом которой должна стать рокировка: Меншиков становится гетманом, а Мазепа уходит на покой. Эти слова легли на хорошо подготовленную почву: Мазепа уже и сам пришёл к такому же выводу, в чём осторожно признался своему доверенному лицу — генеральному писарю Филиппу Орлику. Филипп Орлик К измене гетмана подталкивала и казачья верхушка. Полковники были страшно недовольны переводом пятой части казачества в регулярные войска. Ведь всё это означало, что казаки отныне станут «солдатами» и о привычной вольной жизни придётся забыть. Да и чины будет жаловать не «свой» гетман, с которым всегда можно договориться, а далёкое и суровое московское начальство. Полковники начали тайно собираться в домах генерального обозного Ломековского и миргородского полковника Апостола и обсуждать старинные вольности. Для изучения они даже нашли текст Гадячского договора с Польшей 1658 года, в котором Гетманство должно было стать равноправной третьей частью Речи Посполитой. Тогда этот договор провалился из-за крайнего недовольства православного населения Украины возвращением власти поляков, но сейчас вполне мог стать политической программой для всех, кому была не по нраву политика России. Переговоры с королём Польши Семнадцатого сентября в Батурине Мазепа встретился с Орликом и торжественно поклялся ему: всё, что он сделал и сделает, совершается ради блага Украины. Затем Мазепа потребовал от подчинённого поклясться, что он не выдаст его планы. После того как генеральный писарь поцеловал крест и присягнул на Евангелии, гетман рассказал о своих планах. Он отдаст Гетманщину в руки шведов — а следовательно, под власть Польши, — о чём уже ведёт переписку, в том числе с королём Станиславом. Орлик отреагировал на это со всем здравомыслием, заявив: «и мы пропадём, и народ погубим». Но преданный своему благодетелю Орлик доносить об измене не стал. Тем более что Мазепа заверил его: предпринимать никаких действий гетман не будет до тех пор, пока не станет очевидным полное поражение Петра. Королю Польши Мазепа отправил послание, в котором крайне уклончиво отвечал на требования немедленно выступить против русских.
Значит, измена для него была нормой, а не исключением. Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит. Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу. Согласно этой версии получается: да, измена была. Но она объясняется огромной любовью к стране. Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства. В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши. Все спишется и будет оправдано, т. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине». Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился? Аж заболел весь. Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику. Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей.
Предательство Мазепы: почему Петр I не поверил в это
Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск. Итог предательства Мазепы показателен: военно-стратегический и политический результат оказался равен нулю. Речь, разумеется, об измене гетмана Мазепы, в 1708 году переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII. В церковной истории Мазепа был не единственным примером предателя и мятежника, преданного анафеме.
Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа
Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают «незлым тихим словом». Итог предательства Мазепы показателен: военно-стратегический и политический результат оказался равен нулю. ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Итог предательства Мазепы показателен: военно-стратегический и политический результат оказался равен нулю. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Собеседник напомнил: именно о переподчинении территорий вел переговоры с Карлом XII и с польским королем гетман Мазепа, предавший Петра I и намеревавшийся передать земли тому.
Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. Портрет И. Мазепы из замка князей Сангушко в с. Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына.
Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н.
В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира.
Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив. Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю.
А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка.
В 1996 году в Украине вводится в оборот национальная денежная единица — гривна. И на 10 гривенной купюре, совершенно неожиданно для подавляющего большинства граждан, появляется портрет Мазепы. Всеми возможными способами народу пропагандируются лозунги: «Мазепа — борец за долю народную! И: «Мазепа — борец за независимость Украины от русского ярма! Ситуация же с современной украинской политической элитой и того хуже. К сожалению, дальше лозунга брошенного Кучмой «Украина — не Россия» продвинуться ей не удалось.
По той простой причине, что это просто не выгодно. Иначе, пришлось бы как-то объяснять, почему при Ярославе Мудром князе Новгородском, князе Ростовском и князе Киевском в Киеве был составлен свод законов русского права, который вошёл в историю, как «Русская правда», по которому и жила тогда территория теперешней Украины. Просто представьте себе: Ярославу Мудрому, при котором Киев, как и остальная Русь, жил по «Русской правде» какой-то провидец рассказывает, вот де скоро родится недалеко от Киева, под Белой Церковью Мазепа, который станет бороться за освобождение Руси от русского ярма… Или того лучше: за освобождение Украины от русского ярма! Да Ярослав Мудрый даже не понял бы про что речь! Кстати, вы никогда не задумывались, почему за 25 лет так называемой «независимости», на западной Украине, считающей себя форпостом «незалежности» так и не появилось ни одного памятника Мазепе? Кандидатура ведь отменная: дружил с настоящим европейцем - королём Карлом, «мужественно» сражался за независимость Украины от русского тирана Петра; и даже был удостоен от него ордена Иуды.
А памятника от поборников «независимости» так и не дождался. Зато, непосильные труды Мазепы на поприще завоевания независимости, были сполна оценены, угадайте кем? Даю подсказку: самым «демократичным» государством на нашей планете. Да-да-да, именно США сполна оценили труды Мазепы, назвав в честь украинского гетмана аж четыре населённых пункта: Мазепа Пенсильвания. Мазепа Миннесота , Мазепа тауншип в округе Уабаша. Миннесота и Мазепа — посёлок, расположенный в округе Грант, штат Южная Дакота.
Итак, давайте всё же вернёмся к китайской мудрости: не верь сказанным словам — слова могут обмануть. Что же всё-таки заставило Мазепу перейти на сторону шведского короля Карла? На мой взгляд, первое, на что нужно обратить внимание, это уникальные, огромные богатства Мазепы. Мазепа за время службы царевне Софье, а затем Петру I, стал одним из богатейших людей не только в Малороссии, но и в России. Он был владельцем 19 654 дворов в Малороссии и 4 117 дворов в России это более 100 000 душ. Мазепа был самым богатым гетманом за всю историю Украины — Малороссии.
Для сравнения: в порядке убывания Мазепа — 23 771 дворов, гетман Скоропадский — 18 882, гетман Апостол — 9 103 двора… И т.
Собственно говоря, именно так случилось в истории нашей страны с князем Олегом Рязанским, гетманом Мазепой и генералом Власовым. У каждого из них была неутоленная жажда власти и какая-то затаенная мстительность. Удивительно, но у всех троих, даже у изменившего присяге и своим боевым товарищам командующего 2-й ударной армией Волховского фронта, находятся защитники, которые так или иначе пытаются их обелить. Уж слишком много времени прошло со времен его предательства перед битвой на Куликовом поле. Олег Иванович не только не присоединился к русскому войску, но был готов сражаться против своих в составе объединенной армии, бок о бок с ордой Мамая и войском литовского князя Ягайло.
Понятны, в принципе, и причины, почему он принял такое решение. Примерно за десять лет до битвы с Мамаем московское войско выступило против Рязани — Олегу пришлось бежать. И ту обиду он так и не простил. Олег Иванович явно оспаривал титул великого князя у Дмитрия Ивановича, ставшего позднее Донским. Тем не менее в минуту общей опасности для всей Руси нужно было встать выше своих эмоций и объединиться с другими княжествами. Олег Рязанский предпочел вместо этого выбрать враждебный Руси лагерь.
Лишь по счастливому стечению обстоятельств его руки и руки его бойцов не оказались обагрены русской кровью — Ягайло несколько задержался, а влиться в орду Мамая Олегу было бы уж слишком позорным. Такого могли не понять и рядовые воины в его собственной дружине. Оправдывающие Олега часто ссылаются на предупреждение, которое он якобы направил Дмитрию. Но он скорее хотел не предупредить своего главного внутриполитического противника, а сломить его волю, дав понять, что сопротивление Мамаю бесполезно. Другое дело, что московский князь правильно оценил эту информацию и решил дать генеральное сражение войску Мамая, не дожидаясь, когда они соединятся с Олегом и Ягайло. И это был мудрый ход командования армии Руси, а не заслуга того, кто ей изменил.
Второй довод связан с поведением Ягайло — мол, Олег сделал так, чтобы тот не успел к сражению. Но это, конечно, весьма вольная интерпретация мотивов поступка литовского князя. В действительности он, конечно, в самую последнюю очередь учитывал бы мнение руководителя одного из русских княжеств. Им больше двигало желание разгромить войска Дмитрия чужими руками, чтобы потом извлечь из этого максимальную пользу для себя с минимальными потерями. Проще говоря, безнаказанно похозяйничать на Руси. Не мог не учитывать Ягайло и проблем Мамая — его позиции были очень слабы.
МазЭпа. История подлЕйшего предАтельства!!!
Об этом сообщает РИА Новости. Гетман был помощником Петра I по внешней и внутренней политики. Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции.
Жизнь простолюдина ничего не стоила. Любой шляхтич мог ограбить, избить и даже убить крестьянина. Крепостное право было самым жестким в Европе. В Галиции барщина стала ежедневной.
Теперь эти новоявленные паны, вместе с польской шляхтой, простых людей низводили до скотского состояния, убивая их по поводу и без, издевались, насиловали без всяких последствий для избранных. Поэтому русские люди отвечали всей этой новоиспечённой элите лютой ненавистью, и во время бунтов и восстаний не жалели никого, вырезая всех ляхов вместе с семьями и их управленческую прислугу из жидов. Не забывая при этом новоявленных панов, из русских. Но польской шляхте этого было мало и они в 1596 году объявили Брестскую церковную уния, которая переподчинила Киевскую митрополию римскому престолу и при сохранении восточных обрядов наделяла православных католической догматикой, дополняя национальный и социально-экономический гнёт религиозным. Идеологию «украинства» только начали создавать польские паны, иезуиты, чтобы отколоть часть Руси и русского народа от Великой Руси-России. Они планировали использовать часть русского народа как «пушечное мясо» — янычар. Для проникновения идеологии «украинства» в народные массы требовалось много времени и контроль над образованием.
При поддержке Римского Папы, польскими иезуитами была создана униатская церковь, которая считалась единственно легитимной, а православная церковь становилась вне закона. Униаты с диким рвением стали захватывать русские церкви. Этот вопрос был очень чувствителен для русских, которые тогда поголовно отождествляли себя с православием, с русской верой. Переход в унию, католичество воспринимался как процесс «обляшивания». Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. При этом они полностью воспроизводили польскую идентичность, связанную с тупой спесивостью, врождённым предательством, при этом кичась своей никчемной избранностью и стремлением паразитировать на трудовом большинстве. Самые настоящие паразиты на шее народа.
Простой народ низвели до положения «быдла», двуногого скота. В то время как магнаты и паны жили широко и красиво, ни в чём себе не отказывали. Шляхта всячески стремилась им подражать. Пиры, балы и охота. С крестьян спускали семь шкур, а добытые средства тут же тратили на роскошь, развлечения. Но несмотря на постоянное изменение границ, войны, в которых русские из Москвы и Новгорода воевали с русскими из Литовской Руси, появление разных церковных организаций с центрами в Москве и Киеве, сохранялось чувство общерусского единства. Западнорусское население неизменно связывало себя с событиями в Русском государстве, на московских государей смотрели как на своих природных монархов.
Существовало понимание, что в Москве, Твери, Смоленске и Киеве живёт один народ, русский, православный. Ещё одной проблемой, кроме панского паразитизма, были постоянные набеги степняков. Они приходили из необъятных степей «Дикого Поля» почти ежегодно, нападая на многочисленные городки, местечки и поселения. Главной задачей степных хищников было поимка ясыря рабов для последующей продажи на невольничьих рынках. Баснословные прибыли от продажи русских рабов давали возможность жить крымцам в течение год, а так же и самому степному государству. Если в Русском царстве жизнь заставила найти метод как ограничить ущерб от такого соседства, строя засеки вдоль степной границы, укреплённые линии, а так же ежегодные выходы армии в поле, то у короля не было денег, ресурса на возведение мощных и масштабных оборонительных систем. По этой же причине постоянная королевская армия была небольшой.
Но эти твари рода человеческого нашли всё-таки выход. Польские магнаты и польский правящий клан договаривался с крымцами о том, что степные хищники вместо польского населения будут брать заранее оговоренное число из русских. Варшаве их было не жалко, это же не люди, а скот. В этом действе принимали участие и ополяченная русская шляхта, продавшая окончательно свою душу и не верившая в возмездие за свои грехи тяжкие. Но расчленённый и растерзанный русский народ сумел полностью сохранить веру, языковое, культурное и ментальное единство. Тем самым существовали духовные и материальные предпосылки для объединения всех русских в единую державу под властью своего русского государя. Поэтому русские Малороссии в XVII веке и начали национально-освободительную войну против польского религиозного, национального и экономического ига воссоединением русских земель.
Главной движущей силой в этой тяжелейшей борьбы были казаки. А главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. Казаки были частью Русского мира. Притеснения русских хлопов и церкви не могло не отозваться на них. В этих непростых военно-политичческих условиях только казачество стало той силой которая встала на пути всякой нечисти.
Всё для привлечения внимания и, боже упаси, дабы не допустить забвения себя, любимого, и «выпадения из обоймы». Охотно распространял ядовито-лживые фейки. В числе таковых — сообщение о тайной встрече Гитлера и Сталина во Львове 17 сентября 1941 года чего, конечно же, никогда не бывало.
Или о том, что писатель Олесь Гончар в тайных своих записях называл Донбасс «раковой опухолью», которую нужно «отрезать и бросить в глотку России» хотя вдова писателя Валентина Даниловна ни разу не подтвердила существования такой записи. После событий 2014 года, связанных с Крымом и войной в Донбассе, российскую политику характеризовал так: «Политика, которая связана с нарушениями международных норм и международных правил. Россия воюет 150 лет за всю свою историю. За 150 лет в России создана политическая элита войны. Россия не знает способа примирения и обсуждения, кроме силы. Россия не видит человека, а видит страну. Я бы так сказал: осовременить, насколько это возможно, территориальные подходы царской России, а в этой системе территориальных отношений уже строить какие-то современные политические, экономические, социальные отношения, исходя из политики России. Повторяю: Россия игнорирует международные нормы».
Любил разглагольствовать о своей исторической роли. И не переставал принимать самые скользкие предложения, даже от своих политических противников. Так, в мае 2012 года принял предложение очередного президента Украины Виктора Януковича стать председателем Конституционной ассамблеи, которая разрабатывала проект изменений к Основному Закону. Согласно указу следующего президента Петра Порошенко, в марте 2015 года вошёл в состав Конституционной комиссии. Однако через три года написал заявление о выходе из неё, пояснив, что в ней не рассматривался европейский и евроатлантический курс Украины. Что ж, этот посыл был услышан: как «специалиста по Донбассу» нынешний президент В. Зеленский назначил Кравчука председателем Контактной группы по урегулированию ситуации на юго-востоке страны. И мы все видим, что из этого вышло.
От лицедейства к перерождению — Хитрецом он был от природы или научился этому? Наркотическая зависимость у него была от общественного внимания. Стремление ощущать себя реальной действующей силой украинской политики то и дело развязывало его болтливый нарциссичный язык, и грязные подробности биографии протекали наружу: вода дырочку найдёт. Да как же это из сельского хлопчика получился президент Украины? Как идеолог коммунизма стал этническим националистом? В общем, чему нас и будущее поколение учит его история? Кравчук демонстративно открестился от КПСС аккурат перед развалом СССР, заявив, что «никогда не вступил бы в партию, если бы знал о голодоморе и репрессиях». Мол, не знал ничего, не ведал, архивы не изучал.
Он успешно применял способ снимать с себя ответственность — и в этом тоже секрет его политического долголетия. Потом ловко менял фракции, партии и лидеров, к которым поочерёдно присасывался, чтобы оставаться на слуху и на виду. Это его умение в полной мере оценил бывший спикер Верховной рады Владимир Литвин, заявив: «С Кравчуком всё понятно — патентованная политическая проститутка. И причём всегда». Оценка пришлась украинским политикам по вкусу, ибо когда президент Украины В. Янукович назначил Кравчука главой Конституционной ассамблеи, Леонида Макаровича стали за глаза называть «патентованной политической конституткой». Но они раз за разом всплывали. То интeрвью дирeктoрa криминaльнoгo вeдoмcтвa Мюнxeнa Джoзeфa Гeйcдoрфeрa нeмeцкому журнaлу «Фoкуc», в котором говорилось o cвязяx Лeoнидa Крaвчукa c ОПГ, a тaкжe о том, чтo в 1995-м тoт прибыл в Изрaиль c 30 миллиoнaми нaличных дoллaров, упaкoвaнных в чeмoдaны.
То «хатынка» дача — правда, не в Швейцарии, но в элитном киевском районе Конча-Заспа, стоимостью 2,5 миллиона долларов с полутора гектарами земли, предварительно оттяпанной у дома отдыха. Но какие, мол, к нему претензии: владельцем имения стал его внук Андрей, на тот момент ещё не растерявший молочных зубов. Вот к нему и все вопросы… — Одни говорят, что карьеру Кравчуку помогли сделать бандеровцы. Другие полагают, что он умел выслуживаться перед Москвой. А вы как считаете? Он был крайне изворотлив, приспособнически гибок, многолик и при этом никогда не забывал о личных интересах. Обладал ценным для него качеством: умел казаться своим человеком тем, кто был ему выгоден. И это было высоко оценено теми, кто вёл страну к её разгрому и развалу.
Потому он и стал в конце концов современным аналогом Мазепы, иллюстрацией аксиомы, что оловянные, стеклянные и деревянные глаза никакой дым не выест. Хорошо знавшие его утверждают, что от Кравчука всегда несло кислым протухшим политическим потом изменщика. Считаю, останется он в истории как одна из парадоксальных личностей своего времени. Ведь, с одной стороны, стал воплощением советской мечты, когда при должном усердии и умении сельский мальчик смог превратиться в серьёзного власть имущего. С другой стороны, он же стал палачом этой советской мечты, развенчивая её до конца своих дней с ненасытностью шакала, обгладывающего поверженного оленя. Да, Советский Союз мог подарить и реализовать мечту, но он и погиб от рук таких, как Кравчук. Фантом современной политики — Придя к власти, он пестовал тех, кто позднее будет определять курс и политику антисоветской и антироссийской Украины? И любимой темой его стало то, как сильно коммунисты зажимали и притесняли Украину.
Как будто и не было колоссального экономического и культурного роста УССР, имевшей в 1991 году потенциал одного из сильнейших государств Европы.
Предательство в отношении царя. Гравюра с картины шведского художника Седершторма. При этом Петр I не впряг козацкую старшину, как русское дворянство, в регулярную военную и гражданскую службу и не ограничивал культурную автономию Украины. Ни копейки не поступало с Гетьманщины в казну России. Мазепа в процветавшем Левобережье дал старшине «сытую, зажиточную жизнь». Не было заселения русскими гетьманских земель. Наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, которые искали защиты от поляков и крымцев. Истощение материальных и человеческих ресурсов гетьманства было намного меньше, чем в России.
Но Мазепа не сумел оценить того, что дал ему Пётр I. И в этом есть его роковая ошибка. Гетьман Мазепа, исходя из восприятия России не как Родины, а как протектората, который, по его мнению, плохо выполнял главную функцию — защиту территории Малороссии, а также из убеждённости в непобедимости шведской армии, пытается «спасти» гетьманскую Украину. Мазепа обещает шведскому королю поддержку провиантом, зимними квартирами и живой силой. А шведской марионетке, кандидату на польский трон Станиславу Лещинскому, Мазепа предлагает принять Гетьманщину как «наследие своё». Этим поступком он предал свою землю. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся.
Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе. Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану.
Последняя измена гетмана Мазепы
ВЗГЛЯД / Историк: Зеленский рискует повторить судьбу Мазепы :: Новости дня | Предательство Мазепы не привело к мощному восстанию казаков на юге России (гетман рассчитывал собрать 50-тысячное войско). |
СЕМЬ ИЗМЕН ИВАНА МАЗЕПЫ | ПУТЕШЕСТВИЯ СО ВКУСОМ | Дзен | И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю. |
25 октября / 7 ноября 1708 г. - предательство гетмана Мазепы - Наследие Империи | Мазепа не просто предал царевну, а обвинил ее в преступлениях. |
Войти на сайт
Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального.
История предательства Украины. Жизнеописание коллективного Мазепы
Россиян, которые выступили против спецоперации РФ на Украине, ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, предавшего Петра I во время Северной войны со шведами. Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали. В июле 1704 г. Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. по-большому счету все предательство Мазепы заключалось в передаче русских казаков под шведское командование.