Этот образ для Врубеля стал олицетворением мятежного духа, пытающегося справиться с собственными страстями. Картину «Шестикрылый серафим» Михаил Врубель написал в перерыве между приступами тяжелой болезни. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу.
Врубель картины все с названиями
Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Михаил Врубель: картины, биография. -Врубель в роли Волховы в опере го-Корсакова Садко 1898 г. — Потрет Забелы-Врубель 1899 г. — Садко. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием работ художника и на этой базе выступает «объединителем Врубеля». Во многом это наложило отпечаток на художественный вкус Врубеля — в его картинах, сюжетах, действительно, много театральности. Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Государственная Третьяковская Галерея Спустившись еще ниже, можно увидеть воссоединение двух частей «Пророка». В 1904—1905 годах художник разрезал эту композицию и поверх нижней части написал портрет жены. Потом картины разделили: «Пророк» оказался в Русском музее, а «Дама в лиловом» — в Третьяковке. Связь между этими полотнами Ирина Шуманова обнаружила только несколько лет назад и придумала воссоединить их на выставке. Сейчас можно увидеть, как крылья Серафима превращаются в горящий камин, который освещает лицо Забелы. Одновременно они служат и грустным напоминанием о прошедшем времени ее окрыленности сценой, и символом сгорания жизни самого пророка Врубеля. На нее художника вдохновила подаренная ему раковина-пепельница. В многочисленных рисунках он пытался добиться, казалось бы, невозможного — передать ее перламутровый блеск с помощью угля и карандаша.
А в главной работе серии — акварели «Жемчужина» — изобразил бесконечные переливающиеся миры и оказался уже совсем на грани с абстрактным искусством. Но, как художник XIX века, не смог отказаться от натуры и все же поместил на первый план фигуры морских царевен. Государственная Третьяковская Галерея Завершает выставку «Шестикрылый серафим» — последняя картина маслом, написанная в 1904 году, когда художнику ненадолго стало лучше. Здесь он уже не имитировал мозаику, а писал в своей индивидуальной «кристаллической» манере. И словно обобщил рецепт своего творчества — трагичный загадочный сюжет в сочетании с яркой декоративностью. Выставка будет работать до 8 марта. Для посещения галереи необходим QR-код.
Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях В этой статье.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Размер заказа — 100 квадратных метров — и срок исполнения — три месяца — обескураживали, но Михаил Александрович согласился. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович» — как выражение силы русской земли, для другой — «Принцессу Грёзу» Ростана — как символ общей для всех художников мечты о прекрасном.
Бенуа сообщил руководству Академии художеств, что во вверенном ему павильоне ведутся несогласованные работы, и потребовал от Врубеля эскизы предполагаемых панно. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. Беклемишева, К. Савицкого, П. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича» не сохранился. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались, и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Принцесса Грёза. Через несколько месяцев после скандала на Нижегородской выставке влюбленные уехали в Женеву и там поженились, вопреки неодобрению родителей невесты смущала разница в возрасте — художнику на тот момент было 40 лет, Надежде Ивановне — 28, и сомнительная репутация Михаила Александровича.
Женитьба на актрисе и любовь к театру стали толчком для создания работ, посвященных любимой жене, музыкальным и литературным произведениям. Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. Римского-Корсакова «Садко». С 1899 года художник колебался между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный» и на первых порах выбрал первый, но картина так и осталась недописанной. Тема лермонтовского Демона переплеталась с темой пушкинского «Пророка», по мотивам которого Врубель написал картину и сделал несколько иллюстраций.
Демон поверженный. Ребёнок был крепкий, хорошо сложённый, но с характерным дефектом — «заячьей губой». В разгар работы над «Демоном» художник написал большой акварельный портрет шестимесячного сына в коляске. Портрет сына художника. Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену.
Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября — октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов. С ноября работа над «Демоном поверженным» вошла в стадию исступления. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» в современной терминологии — третичный сифилис.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. Первый кризис Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Переменил мнение о Врубеле и А.
Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника, однако мало кто верил, что Врубель выздоровеет и вернётся к искусству. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков — это «примитивная порнография»; не уменьшалась и мания величия. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю — он перестал буянить и рисовать, стал вежлив — и было решено перевести его в клинику В. Сербского при Московском университете. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим Азраил — ангела смерти.
Демон и ангел "в одном флаконе". Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть.
Арцыбушева , заканчивает "Демона" и исполняет иллюстрации к Лермонтову. В 1896 г. В 1897 г. В 1900 г. Рябушинского - одну из лучших его картин. В 1901 г. Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства - значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Из картин его наиболее известны: "Восточная сказка" 1886, собственность Б.
Самый печальный художник Серебряного века: выставка Врубеля в Новой Третьяковке
Альбом Работы Михаила Врубеля — Серебряный век русской культуры — 80 фотографий. это русский художник рубежа 19-20 вв, его творчество принадлежит символическому направлению модерна, основные темы картин - образ демона, сказочный эпос и религиозная тема. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. История создания цикла картин ова о преподобном Сергии Радонежском.
Список картин Михаила Врубеля
Художник много занимается акварелью , рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Михаил Врубель. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма.
Парадокс, но говорят, сам Третьяков сначала не ценил Врубеля и не спешил пополнять свои коллекции его трудами. Теперь даже выездные выставки Третьяковки с этими работами пользуются бешеной популярностью. Сейчас Третьяковка готовится к масштабной выставке работ Врубеля.
Коллекции со всей России объединят, они займут 3 этажа. Не будет только раннего периода его творчества. Эти шедевры в Россию сейчас не привезти. Несмотря на серьезный подход к работе, Врубель не всегда был серьезным человеком. Опаздывал на встречи, приличные гонорары спускал за один вечер.
Откройте дверь в мир фантазии и созерцания, потому что картины Врубеля пленят своей глубиной и проникновенностью. Они рождаются из души и позволяют открыть дверь в свою собственную внутреннюю вселенную. Шедевры Михаила Врубеля с неповторимыми названиями: глубина мастерства и эмоциональная сила - смотрите в нашей подборке Прогноз, Знание - Сила.
Его картины с названиями — это запахи и звуки, вкусы и ощущения, которые трудно передать словами. Они заставляют нас задумываться о вечных темах жизни, любви и самопознания, перенося нас за пределы привычного мира и показывая, что искусство способно пробудить наши эмоции и разум, погрузить в состояние глубокой перезагрузки и вдохновить на новые открытия.
Полотно написано в технике кристаллической живописи, которая была характерна для Врубеля. Именно поэтому произведение похоже на витраж или мозаику. Это не дьявол, а дух, который ищет смысл бытия. Он чувствует разлад с миром и самим собой. Не случайно живописец говорил, что изображает не столько злобный, сколько страдающий и скорбный дух. Это серия полотен, которые объединяют мифологические и сказочные сюжеты.
В древнегреческой мифологии Пан является богом плодородия, покровителем пастухов. Он рожден с козлиными ногами и рогами. Пейзаж он писал с натуры, а именно с террасы усадьбы. На полотне мы видим, скорее, русского лешего, а не древнегреческого бога. На заднем плане художник изобразил березы, чтобы показать его сходство с героями русского фольклора. В руке герой держит свирель — атрибут пана. Считается, что под его звуки бог плясал в компании нимф.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Вскоре Врубель решил, что лучше всего его способности раскроются в художественном творчестве. Осенью 1880 года он поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, в мастерскую к выдающемуся педагогу П. Постепенно новая жизнь полностью поглотила Врубеля. Он играючи овладел тайнами академического рисунка: любые компоновки, группировки, ракурсы, линии и фигуры не представляли для него труда. Его рисунки по виртуозности исполнения сравнивали с рисунками автора «Явления Христа народу» А. Иванова — эталонного академического живописца. В 1883 году Врубель получил серебряную медаль академии за картину с библейским сюжетом «Обручение Марии с Иосифом», но прервал обучение, получив выгодное предложение на роспись иконостаса Кирилловской церкви, одной из древнейших в Киеве. Работа никому пока не известного художника должна была соседствовать с фресками XII века, вознаграждение выглядело привлекательно, и Врубель незамедлительно согласился. Творчество Михаила Врубеля Творчество Врубеля можно разделить на три этапа: киевский 1883—1890 гг. Для каждого из них характерна внезапность смены. В Киеве Врубель оказался по приглашению профессора А.
Прахова, когда для реставрации Кирилловской церкви потребовался молодой художник с академической выучкой — умеющий хорошо рисовать, но не требующий больших гонораров. Искусство реставрации находилась тогда в зачаточном состоянии, и многое приходилось делать впервые. Знакомство с древнерусской религиозной живописью стало счастливым открытием для Врубеля. Византийская эстетика позволила художнику переосмыслить собственное творчество. В его фигурах появилась благородная экспрессия, в лицах — духовное горение. У Врубеля пробудился вкус к большому стилю, к монументальному искусству. В то же время Врубель скрупулёзно изучал работы ранних венецианских художников, взяв от них в свою палитру глубокие синие и лиловые тона. Помимо росписи Кирилловской церкви, Врубель участвовал в отделке интерьера нового Владимирского собора, создавал композиционные портреты — например, «Девочку на фоне персидского ковра», и великолепные акварели вроде «Восточной сказки» обе работы датируются 1886 годом. В 1889 году Врубель приехал в Москву навестить знакомых, и неожиданно для себя остался в этом городе на полтора десятка лет. Он воспользовался дружеским расположением художника К.
Коровина, предоставившего ему свою мастерскую, и финансовым покровительством промышленника С.
Но потеряв свои доходы, он вынужден был продавать свое имущество и в том числе множество картин видных художников. Врубель часто гостил там и организовал керамическое производство - по его эскизам он сам и его помощники делали изготавливали печные изразцы, майоликовые панно, скульптуры и другие элементы декора - преимущественно со сказочными и мифологическими мотивами. Этот камин на былинный сюжет получил золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Его копия была выполнена для московского дома Бажанова, полностью выдержанного в стиле модерн. Пан, 1899 Третьяковская Галерея В конце XIX века возникает настоящая мода на «русский» стиль читайте подробнее тут - и Врубель был одним из тех, кто возрождал национальный фольклор - и в керамике, и в живописи. И хоть эта картина написана под впечатлением от рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель переносит древнегреческого мифического персонажа на русскую почву.
Его пан - это скорее леший, потусторонний дух леса, и притаился на фоне типично русского пейзажа. Эта сказочная история из русского фольклора вдохновила художника и на создание целой серии майоликовых скульптур - фигуры героев оперы - Садко, Морского царя, царевны и невероятное блюдо со всеми ними и обитателями подводного мира. Царевна-лебедь, 1900 Третьяковская Галерея Подобно пану - царевна-лебедь еще одно сказочное существо, которое существует как будто между мирами. Она то прекрасная девушка, то птица - и художник пытается уловить момент этой метаморфозы. Впрочем, в этом невероятном образе многие угадывают и замужнюю женщину, в которую Врубель был безответно влюблен до женитьбы. Демон поверженный, 1902 Третьяковская Галерея После первого потерянного сидящего демона, Врубель написал еще «Демона летящего», властно парящего над миром - и закончил цикл этим трагически сраженным демоном. Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор.
Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота». Шестикрылый серафим, 1904 Русский музей После лермонтовского Демона, столько истерзавшего его, Врубель вновь обращается к сложному существу. Это герой стихотворения А.
Пейзаж он писал с натуры, а именно с террасы усадьбы. На полотне мы видим, скорее, русского лешего, а не древнегреческого бога. На заднем плане художник изобразил березы, чтобы показать его сходство с героями русского фольклора. В руке герой держит свирель — атрибут пана. Считается, что под его звуки бог плясал в компании нимф.
На полотне художник изобразил жену — известную певицу Надежду Забела. Он решил написать музу, когда увидел ее выступление в роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова. Стоит отметить, что между образом Надежды Забела на картине и в реальности мало сходства. Врубель лишь вдохновлялся красотой и чарующим голосом возлюбленной, а царевна на полотне — это плод воображения живописца. Художник подчеркивает превращение женщины в лебедя с помощью птичьей выразительности глаз и роскошного белого наряда. Мы чувствуем сказочную атмосферу, как будто героиня затягивает нас в волшебный мир. Мы видим, что пораженный ангел падает на скалы и обращается в демона. Художник изображает как будто бы неодушевленную фигуру.
Девочка в розовом платье сидит на фоне ковра и держат розу и богато инкрустированный кинжал — эмблемы любви и смерти. Отец девочки — Георгий Дохнович — от портрета отказался. Художник выполнил произведение чёрной акварелью, что подчеркнуло накал страстей и драматизм литературного сюжета Михаила Лермонтова. В его трактовке падший ангел соединяет в себе мужские и женские черты, являясь посланцем мира, где пол — лишь условность. У Врубеля инфернальный обитатель иных миров — не дух зла и тьмы, но воплощение трагической судьбы, внутреннего конфликта, силы человеческого духа и стремления к истине. Михаил Врубель: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый». Романтическая история французского драматурга достигла популярности после премьеры пьесы, которая прошла в Петербурге в январе 1896 года. Тема стремления к любви, совершенству и красоте ценой смерти привлекла Михаила Врубеля своим внутренним драматизмом. Панно вызвало недовольство у членов Императорской академии художеств. Публика на нижегородской художественно-промышленной выставке, где выставлялась работа, также отнеслась к ней враждебно. Художник изобразил персонажа древнегреческой мифологии в образе морщинистого старика с голубыми глазами и кучерявой бородой на фоне северного ландшафта, словно породнив Пана с Лешим. Сам он называл полотно «Сатир».
«Демоны» Михаила Врубеля
Он был мастером в создании неповторимых и мистических образов, которые пронизывались эмоциональностью и душевной глубиной. Часто его работы отличались оригинальными композициями, яркими цветами и экспрессивными движениями. Он также был великолепным скульптором, создавая фантастические фигуры и бюсты, такие как "Царь-птица" и "Памятник Пушкину". Врубель был одним из первых художников, успешно сочетавших в себе и живопись, и скульптуру. Врубель активно участвовал в художественном движении своего времени и был членом Товарищества передвижников. Он тесно сотрудничал с другими выдающимися художниками своего поколения, такими как Илья Репин и Виктор Васнецов.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.
Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города фоном послужили декорации к спектаклю, выполненные художником. Иванов говорил об этой работе: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий? Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Но не всё было гладко в семейной жизни Врубеля. В 1903 году умер двухлетний сын Савва, и страдающий от демонов художник окончательно сошёл с ума. Скончался Врубель в больнице для душевнобольных в 54 года. Валентин Серов. Портрет Врубеля, 1907 год. Александр Блок произнёс длинную, красивую, похожую на полотна Врубеля речь. Александр Бенуа говорить не решился. В газете «Речь» он опубликовал статью, в которой написал следующие строки: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятилетия 19-го века как на «эпоху Врубеля». Воспоминания о художнике, 1976 Домитеева В. Врубель, 2014 Дмитриева Н. Жизнь и творчество, 1984 Лучшее за.
Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
«Демон сидящий», 1890 год
- Врубель Михаил | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- «Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели»
- Обратите внимание:
- Известные картины Михаила Врубеля
10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля
Эта капризная дама не слишком-то считалась с содержанием. А случалось, и мстила. Искусство модерна, говоря по совести, не слишком-то отличалось отменным вкусом. И это порой чувствуется у Врубеля, когда он, увлеченный содержанием или формой, просто забывал о здравом смысле. Можно сколько угодно петь дифирамбы «Демону сидящему», устанавливать его якобы родственные связи с «Христом в пустыне» Ивана Крамского да простится это невольное богохульство! И напрасно. Так вспомним этот жест: накачанный парень, чей низ прикрыт какой-то синей тканью наш университетский преподаватель Михаил Алленов, лучший знаток Врубеля, подшучивал: «Демон в джинсах» , сидит сцепив пальцы, жеманно вывернутые наружу вниз. Такой же манерный жест можно заметить хотя бы на портрете «Мадам Поль Пуарсон» 1885 кисти светского художника Джона Сарджента. Из этого следует то, что «Сидящий» элементарно позирует. Но все же будем справедливыми: этот Демон-парень — и по виду «дитя цветов», и почти что герой антониониевской трагедии «Забриски-Пойнт», затерявшийся на западе американской пустыни, — возможно, самое близкое для нас произведение Врубеля. Хотя герой и усыпан чрезмерно живописными цветами-самоцветами.
Может быть, действительно, когда произведение доведено до фола, оно выбрасывает своего создателя в будущее. Виртуальная прогулка с Врубелем К образовательной программе, которую Третьяковка готовит к выставке «Михаил Врубель», кроме традиционных лекций и мастер-классов добавилась виртуальная прогулка. Это часть проекта «Культурный гид», который придумал и запустил банк ВТБ. От обычных музейных экскурсий эти прогулки отличаются динамичной и эмоциональной подачей и современным моушен-дизайном.
Подобно титанам эпохи Возрождения, художник был богато одарен. Его творческие поиски и достижения намного опередили свое время.
Высокой духовностью отмечены созданные им портреты современников и пейзажи, произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Творческое наследие мастера постигла счастливая участь — некогда оказавшее сильное влияние на современников, оно со временем не утратило своей актуальности и неизменно служит высоким образцом и подлинной школой для многих поколений отечественных художников и ценителей искусства.
Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал. Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него. Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче.
Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все.
Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова.
Ответ зритель будет находить каждый раз сам, но нам он представляется отрицательным. Если это образ человеческой души, то она — арена вечной борьбы: «тут дьявол с Богом борется», по слову Достоевского. Финал открыт и часто трагичен. В мучительном противоборстве «демонического» и «ангельского» в искусстве Врубеля, а порой — в их слиянии до неразличимости, — отразилась не только личная драма художника, но весь трагический излом эпохи Серебряного века.
Врубель и его раковина. Болезнь как путь смирения Раковина «Морское ушко». Государственный Русский музей, СПб. Звучит парадоксально, но может быть, именно после катастрофы начинается самое драгоценное в творчестве художника — когда его физические возможности оказались сильно ограниченными. Мир человека в болезни резко сужается — до комнаты в лечебнице. Смятая постель, брошенный на стул плед, стол со стаканом воды и подсвечником. Лица врачей и санитаров. Это то, что теперь окружает художника. Глобальные замыслы и мифические образы отдалились, холсты и краски стали недоступны. Но у Врубеля есть карандаши и бумага.
И его прежнее кредо — «культ глубокой натуры», которое разворачивается теперь в новом аспекте. Он достигнет небывалого максимума самыми скупыми средствами и сможет передавать в черно-белом рисунке все оттенки фактуры и переходы тонов, но главное — внутреннюю, «сущностную» структуру изображаемой вещи или лица — с помощью сеток штрихов, положенных на лист с хирургической точностью. Конец 1904 — начало 1905 гг. Государственный Русский музей И нет, наверное, ничего более пронзительного, чем его «Бессонница» и зимние виды из окна — заснеженный палисадник и край улочки с крышами домов и деревьями, протягивающими сухие ветки через забор. Из необычного у Врубеля при себе — раковина. То есть, она тоже безделушка в сущности — красивая большая перламутровая пепельница, которую ему подарили. Он начинает ее рисовать — больше, чем в натуральную величину, — добавляя к графитному карандашу черную пастель, иногда — акварель и белила. Получилась серия, где художник бросает вызов самой необходимости пользоваться красками для передачи цвета. Он даже утверждает, что «художники в будущем их совсем забросят, и публика в конце концов научится видеть в этих рисунках краски, как я их теперь вижу». Что ж, Врубель действительно научил нас и этому, но магия его мастерства простирается много дальше.
Художник властно «захватывает» зрителя и погружает в стихию природных и духовных метаморфоз. Раковина Врубеля — это целая вселенная, зарождающаяся на наших глазах. Мы словно становимся очевидцами акта творения, когда из водоворота хаоса возникает сама жизнь. Каждый из листов этой монохромной серии — целая музыкальная поэма или даже симфония, предвозвещающая миры абстракций Василия Кандинского. Слева — Пророк. Картина разрезана и только сейчас на выставке соединена. Государственный русский музей. Справа — Автопортрет. В свой последний период Врубель вернулся к теме Ангела.