Институт российской истории Российской академии наук (ИРИ РАН) — ведущее научное учреждение страны, специализирующееся на исследованиях по отечественной истории самого. Серия «Методы антропологии» инициирована при научно-методическом руководстве Института этнологии и антропологии РАН издательской группой «Альма Матер» в 2023 году. Серия «Методы антропологии» инициирована при научно-методическом руководстве Института этнологии и антропологии РАН издательской группой «Альма Матер» в 2023 году. ← В рамках проекта «Академия школьников» НИУ ВШЭ состоялась мастерская «Социология об отношениях и поиске второй половинки: подводные камни современности» (20 октября 2022) 27-28 октября 2022 г. Коллектив Института этнологии и антропологии РАН выражает глубочайшие соболезнования родным и близким погибших, всем пострадавшим в трагедии в «Крокус сити холле». Институт этнологии и антропологии РАН24.03.2024.
Форма успешно отправлена!
- Search form
- Отдел ББО при Институте этнологии и антропологии РАН
- Российский государственный гуманитарный университет - Учебно-научный центр социальной антропологии
- Учебно-научный центр социальной антропологии
- Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России
- Отдел ББО при Институте этнологии и антропологии РАН
Новости института
Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Институту этнологии и антропологии РАН исполнилось 90 лет. Торжественное заседание в честь юбилея проходит в Синем зале РАН в Москве 11 апреля. Участие во встрече принимают ученые, общественные деятели, представители власти. Полное интервью «БИЗНЕС Online» с директором Института этнологии и антропологии РАН читайте по ссылке. Напомним, согласно официальным результатам переписи, в России проживают 4,7 млн татар, это на 600 тыс. меньше, чем по данным 2010 года.
90 лет Институту этнологии и антропологии РАН
- Реконструкции
- ⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.
- Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники
- Search form
- СОСТОЯЛСЯ XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ
- О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН
Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН
В 2005-2007 годах - заведующий отделом этнологии и социологии, в 2007-2008 годах - заведующий отделом исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. С 2013 года - член президиума Уральского отделения РАН. С 2016 по 2019 год был депутатом Гос ударственной думы, р аботал в составе комитета по образованию и науке.
Учреждение НЦМУ будет работать на научную репутацию МГИМО в международных академических кругах, способствовать интернационализации вуза и формированию сети международных научных контактов и партнерских связей», — прокомментировал проректор по научной работе и международному сотрудничеству МГИМО Андрей Байков. Победа консорциума важна по ряду причин, отмечают представители вузов.
Прежде всего, это первый проект по социально-гуманитарным наукам, получивший господдержку, ранее приоритетными считались точные и естественные дисциплины. В рамках проекта НЦМУ намечено создать 14 крупных объектов научной инфраструктуры, в том числе баз данных, систему их интеллектуального анализа, оцифровать 6 уникальных музейных и архивных коллекций. Кроме того, в ходе создания и развития НЦМУ планируется создать 39 новых образовательных программ по различным социально-гуманитарным специальностям. Новый научный центр привлекателен не только для столичных ученых, это общенациональный проект, в его работе смогут принять участие исследователи из 55 городов и 47 регионов России.
В отечественной гуманитарной науке впервые такой взгляд на традицию был сформулирован Э. Маркаряном и в целом разделялся л большинством ученых. В современной зарубежной науке на близких позициях находится С. Эйзенштадт, выделивший в традиции консервативную и креативную составляющие4, и использовавший для объяснения противоречивости традиции теорию Э. Шилза о «центральной зоне» культуры, обладающей смыслополагающей и упорядочивающей функциями»5. В работе использовались также обозначенные Р. Крамми теоретические подходы к исследованию старообрядчества в контексте современных дискуссий о «народной религии» и рассмотрение старообрядчества как «текстовой общности», состоящей из множества взаимосвязанных субкультур, имеющих сложные синхронные и диахрон-ные связи6.
Большое влияние на настоящее исследование оказали также труды известного исследователя Волго-Уральского региона и автора 1 Маркарян Э. Узловые проблемы теории культурной традиции И СЭ. Маркаряна II СЭ. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973. Историческая этнология.
При определении специфики различных старообрядческих субконфессий исл, пользовались публикации П. Методология исследования строилась на совокупности общенаучных методов. Использовался сравнительно-исторический метод с применением системного и кросс-культурного анализа при интерпретации материала. Мой подход также можно обозначить как типологический, так как я пыталась найти черты сходства и различия между подобными этноконфессиональными группами. И, наконец, применялся описательный метод, позволяющий полнее передать конкретику этнографического материала и реальный контекст. Сбор полевого материала осуществлялся на основе качественного подхода: включенное наблюдение и полуструктурированное интервью с путеводителем, в котором обозначались проблемно-тематические блоки беседы с участниками исследования3. Указанные блоки соответствовали выделенным задачам исследования.
Проведение опроса включало два этапа: 1 интервью с основными «ключевыми» информантами и 2 последующее дополнение полученных результатов по отдельным вопросам у вторичных информантов. При составлении вопросника частично использовались программы М. Громыко, C. Кузнецова, A. Буганова «Православие в русской народной культуре», а также Т. Листовой по родинной обрядности и И. Кремлевой по похоронной обрядности 4, дополненные и адаптированные к старообрядческому материалу.
Современная география религий. Религии современного мира. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Программа сбора материла по Другим способом сбора информации были фото- и видеосъемка, позволяющие во всей полноте фиксировать динамические процессы, вещные атрибуты культуры предметы культа и бытового обихода, одежду, интерьер жилых и богослужебных помещений. При проведении видеосъемок использовался разработанный Е.
Александровым метод «созвучной камеры», который строится на доверительных отношениях между исследователем и носителями культуры, что позволяет им сохранять естественность поведения. Метод предполагает непрерывную съемку планов относительно большой протяженности, использование синхронного звука, сдержанный монтаж1. Начальным этапом осмысления любой научной проблемы служит обращение к уже существующему историографическому наследию. Оценки старообрядчества, этого широкого религиозного, социального, культурного явления, никогда не были однозначными. В нем видели «причину бед и панацею от них; единственного хранителя православия и силу, его разрушающую; русейших из русских, спасителей национальных традиций культуры или их разрушителей; черносотенную опору империи или постоянных носителей русского народного бунта». За трехвековую историю раскола литература о нем выросла до огромной массы. В этой связи в настоящий историографический обзор я включила только ту ее часть, которая непосредственно использовалась или оказала определенное влияние на диссертацию, распределив ее по тематическим разделам.
Александров Е. Сборник статей по визуальной антропологии, посвященный II фестивалю антропологических фильмов. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Во второй -работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. И, наконец, опубликованные исследования, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы социально-культурной адаптации старообрядческих групп и механизмов их самосохранения. Первые работы о старообрядчестве были написаны представителями официальной православной церкви и русской исторической науки и преследовали исключительно обличительные и миссионерские цели. Их относят к синодальному направлению старообрядческой историографии, характерной чертой которого было вычленение раскола из общего исторического контекста и объяснение его причин лишь внутрицерковными проблемами.
Наиболее известный труд такого плана принадлежит митрополиту Макарию Булгакову 1. В этом ряду можно перечислить работы А. Журавлева, Е. Голубинского и многих других авторов2. Теория о неправильности старых русских обрядов впервые была объективно пересмотрена Н. В этой связи интересно сравнить синодальные работы с полемическими сочинениями самих старообрядцев, в которых даются собственные интерпретации приведших к расколу исторических событий. Прежде всего, это «История Выговской пустыни» И.
Филиппова4, « Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви» Ф. Мельникова5 и др. В трудах старообрядческих писателей И. Кириллова, В. Сенатова, В. Рябушинского нашли определение философско-религиозные основы русского староверия, тра 1 Булгаков Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества.
История русской церкви. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранные из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святого Духа, что на Большой Охте. В 4-х частях. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х т. История Выговской старообрядческой пустыни. Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви.
Барнаул, 1999. С середины XIX в. Начало было положено А. Щаповым, который стал рассматривать старообрядчество исключительно как движение социального протеста. В таком ключе были написаны и работы С. Мельгунова, А. Пругавина и др.
Впоследствии подобные попытки не раз возобновлялись, сначала в первые революционные годы, затем - в советский период4. В XIX в. Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П. Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5. В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6. Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма.
Старообрядчество и русское религиозное чувство. Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859. Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в.
Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. В 2-х ч. Калинин, 1971.
Очерки по истории русской культуры. Старообрядчество в прошлом и настоящем. Современное старообрядчество. Зеньковский, A. Карташов 1. Ряд работ советских ученых, посвященных средневековому общественному сознанию, идеологии крестьянства, социальным утопиям и их связи со старообрядческим движением, до сих пор не утратили своего значения А. Клибанов, К.
Чистов, Р. Наиболее последовательно изучением старообрядчества, его книжно-рукописной традиции занимались отечественные археографы, благодаря которым введено в научный оборот огромное количество памятников старообрядческой мысли, произведен их подробный анализ H. Покровский, И. Поздеева, Е. Агеева, Е. Смилян-ская, Е. Сморгунова, И.
Починская, А. Шашков, В. Байдин, А. Мосин, Е. Юхименко и т. К теме старообрядчества обращались искусствоведы, филологи и собиратели фольклора О. Бахтина, Т.
Гребенюк, С. Никитина, B. Кляус и др. Отказ современных исследователей от заданных схем и методологических штампов открыл новые перспективы для объективного освящения феномена старообрядчества во всех его противоречиях и многогранности. Многочисленные научные разработки нашли отражение в специализированных сборниках и периодических изданиях. В этой связи следует отметить серию «Мир старообрядчества», с 1992 года регулярно издаваемую археографической лабораторией Московского государственного университета3. Труды ведущих и начинающих специалистов, представляющих различные отрасли знаний, сообщения краеведов и членов религиозных общин публикуются в материалах ежегодных конференций «Старообрядчество: история, куль 1 Зеньковский С.
Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Собрание сочинений: в двух томах. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. Свердловск, 1987; Чистов К. I: Личность. II: Москва старообрядческая.
III: Книга. Кроме того, с 1994 года выходят журналы с таким же названием2. На сегодняшний день увидели свет уже несколько выпусков «Уральского сборника», подготовленных екатеринбургскими учеными, периодическое издание, посвященное особой группе старообрядцев - липованам появилось в Одессе3. Список можно продолжить коллективными работами под редакцией Е. Юхименко4, сборниками и монографиями, освещающими историю и культуру различных региональных групп, в том числе и Южного Урала5 и т. В контексте моего исследования особое значение имеют работы, в которых отразились исторические события , имевшие место на изучаемой территории, прежде всего, монография H. Южно-уральский регион включался лишь в немногие работы по истории и культуре всего уральского старообрядчества.
В этой связи можно назвать книгу Н. Парфентьева6, в которой проанализированы поздние традиции древнерусского музыкального искусства. В последнее время образовавшаяся лакуна была существенно заполнена двумя фундаментальными трудами -«Очерками истории старообрядчества Урала и сопредельных терри Вып. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. История и современность. Старообрядчество: история, культура, современность.
В 2-х частях. Уральский сборник. Екатеринбург 1997; То же. Екатеринбург, 1998; То же. Екатеринбург, 1999; Липоване. История и культура русских-старообрядцев. Одесса, 2004; То же.
Одесса, 2005. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001; Данилко Е. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002; Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004; Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки. Курск, 2005.
Парфентьев Н. Челябинск, 1994. Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1. В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г. Чагин, С. Дильмухаметова, И.
Все права защищены. Условия использования информации.
Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН
Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук 119991 Москва, Ленинский проспект, 32-А Участок множительной техники. Полное интервью «БИЗНЕС Online» с директором Института этнологии и антропологии РАН читайте по ссылке. Напомним, согласно официальным результатам переписи, в России проживают 4,7 млн татар, это на 600 тыс. меньше, чем по данным 2010 года. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии
Журнал «Вестник антропологии» учрежден по решению Ученого совета Института этнологии и. В ответ на запрос RTVI в Минобрнауки сообщили: «На должность исполняющего обязанности директора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) назначен профессор Алексей Загребин, доктор исторических наук. В ответ на запрос RTVI в Минобрнауки сообщили: «На должность исполняющего обязанности директора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) назначен профессор Алексей Загребин, доктор исторических наук. Институт этнологии и антропологии РАН запустил собственный онлайн-телеканал.
Летом в Петербурге состоится Конгресс антропологов и этнологов России
Алексея Загребина назначили руководителем Института этнологии и антропологии РАН | Институт этнологии и антропологии РАН – ведущий научно-исследовательский центр в области этнологии, социальной и физической антропологии России. |
Институт Этнологии и антропологии РАН | Институт этнологии и антропологии Российской академии наук 119991 Москва, Ленинский проспект, 32-А Участок множительной техники. |
Институт Этнологии и антропологии РАН
Шорский эпос с предисловием Д. Функа 4. Страницы истории. К 115-летию со дня рождения Михаила Герасимова 5. Наши книги. Серия «Методы антропологии» 6. Техники тела. Лекция С.
Является автoрoм и сoавтoрoм 180 научных и учебнo-метoдических рабoт пo этнoлoгии и вхoдит в редкoллегию ряда выдающихся научных изданий. За время егo рабoты в региoнальным oтделением был oрганизoван ряд важных истoрикo-прoсветительских мерoприятий. Они пoздравляют Алексея Егoрoвича с назначением на высoкую дoлжнoсть и желают новых заслуг и достижений на ниве исторического просвещения.
Участники обсуждали темы от классической этнографии до современных аспектов социальной антропологии. В здании исторического и философского факультетов СПбГУ прошла секция «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики», которой руководили главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, доктор исторических наук Ирина Разумова и ученый секретарь Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Елена Пивнева. Ирина Алексеевна рассказала об этнографических аспектах изучения наставничества. В работе секции приняли участие и другие ученые Центра гуманитарных проблем Баренц-региона. На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой.
Он также представил доклад «Население приграничного региона по итогам последней переписи » на секции «Закон и цифра для национальности». Завершилась рабочая программа конгресса съездом Ассоциации антропологов и этнологов России, где были подведены итоги научного форума и прошли перевыборы ее президента — академика Валерия Тишкова. А эстафетную палочку по организации и проведению следующего конгресса получила Пермь, где ведущие ученые снова соберутся в 2025 году.