И хотя критики и зрители на это не обратили внимания, в своем следующем фильме (12 стульев), Гайдай постарался по максимуму записать реплики героев прямо в кадре. Сцены с Дмитрием Назаровым будут пересняты и заменены в новой экранизации "12 стульев", где он играл Кису Воробьянинова.
«Киса и Ося были тут»
В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм. Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно — в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался. Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая. Особенно понравился момент, когда в Пятигорске Остап брал деньги за вход в Провал, как он сказал, для ремонта, чтобы «не слишком проваливался». Каждая шутка уместна, в комедии нет ничего лишнего.
Интересно, что многие фразы из неё стали крылатыми. А слова Остапа «гигант мысли, отец русской демократии» даже стали популярным мемом. Атмосфера фильма тёплая и добрая, и при этом в ней гармонично растворяется жёсткая сатира и горькая ирония.
Увидев супругу коллеги, Гайдай воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Прочитав описание героини в романе Ильфа и Петрова Крачковская решительно отказалась. Михаил Пуговкин попал в фильм «12 стульев» без проб. Ему досталась роль Отца Федора. Прежде чем приступить к работе Михаил Иванович получил благословение у матери. Актер боялся, что, играя алчного священнослужителя, он расстроит набожную родительницу.
Для картины в Арабских Эмиратах изготовили стулья в «гамбсовском стиле». После съемок уцелело только четыре экземпляра. Леонид Иович выкупил их и поставил в свой кабинет. Леонид Гайдай сыграл в фильме архивариуса Варфоломея Коробейникова.
Режиссёр утвердил кандидатуру Высоцкого. Вскоре режиссёру пришлось пожалеть о решении начать работу с Высоцким. Два дня всё было хорошо.
Но затем у актёра начался запой. Снимать картину было невозможно. Разозлённый Гайдай зарёкся когда-нибудь связываться с Высоцким.
Дрессированную птицу долго искали, наконец нашли. Хозяин принес своего пернатого питомца, заверил, что тот исполнит все, что требуется. Но сколько ни просил Захаров повторить фразы, попугай хранил гордое молчание. И только когда уже от отчаяния режиссер крикнул: «Камера! Не только актерские, но и музыкальные.
Вот как вспоминал режиссер о своем решении насытить картину музыкой: «Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю... А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника. Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством». Удивительно, но сам Марк Захаров к своему дебюту относится сейчас весьма критично: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста.
В общем, не бог весть что! Савелий Крамаров: одноглазый шахматист - слесарь Полесов. Георгий Вицин: монтер Мечников - мастер Безенчук. Эдуард Бредун: Паша Эмильевич - родственник Альхена. Юрий Медведев: театрал в ложе - председатель тиражной комиссии. Павел Винник: официант в обоих фильмах. Григорий Шпигель: Альхен - редактор газеты.
Другие статьи по теме
- Двенадцать стульев (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1971 г.) - YouTube
- В недрах Земли обнаружен гигантский океан
- Гайдай утвердил на главную роль в «12 стульях» Высоцкого и пожалел об этом
- «12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали
- Остап из Грузии, стулья из Египта. Как Гайдай с «12 стульями» справился | Аргументы и Факты
Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев»...
Знаменитый режиссёр Леонид Гайдай среди 200 кандидатов на главную роль в фильме «12 стульев» выбрал Владимира Высоцкого. Съемки фильма "Двенадцати стульев" начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года. Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев». Знаменитая экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вышла в 1971 году, и её в первый же год посмотрели почти 39 миллионов зрителей. Смотрите на киноканале «Комедия» все серии фильма «12 стульев» в понедельник, 1 мая, с 18:00 в проекте «Комедия. А вот масштабность Гайдай оставил, видно, что "12 стульев" снимали не только в Москве. Новости культуры 45 лет назад на экраны вышел фильм "12 стульев" Леонида Гайдая.
19 фактов о фильме «12 стульев», который даже спустя 50 лет остается актуальным
В этом городе Гайдай вырос, окончил школу, отсюда ушел добровольцем на фронт и вернулся с ранением, и начал творческий путь актером драмтеатра. Первая встреча, по словам Варлей, с мастером комедии произошла в далеком 1967 году. А началось все с того, что юная циркачка Варлей окончила цирковое, она — артистка-эквилибристка снималась на детской киностудии для фильма «Формула радуги». Там-то ее и приметила ассистентка режиссера, которая просто обратила на нее внимание. Позже Наталья получит телеграмму с приглашением посетить Мосфильм, чтобы познакомиться с Гайдаем. В Иркутске Гайдай вырос, окончил школу, отсюда ушел добровольцем на фронт и вернулся с ранением, и начал творческий путь актером драмтеатра. В то время была популярна картина «Операция Ы и другие приключения Шурика». Но встретилась я с очень серьезным и даже немного мрачным человеком. Именно таким мне показался Гайдай. Он посмотрел на меня сканирующим взглядом, усадил и начал расспрашивать про цирк, что я люблю, читаю и смотрю.
Позже были назначены читка, фотопробы и кинопробы. Так меня и утвердили на роль Нины в фильме «Кавказская пленница». Запомнился мне Гайдай очень серьезным и творческим человеком, у которого в голове картина уже была снята. Он видел каждый кадр в деталях!
Несмотря на то, что роль Нины в «Кавказской пленнице» сделала из Варлей настоящую звезду, актриса затаила обиду на режиссера. Об этом она рассказывала не раз. Упомянула об этом и в своей книге «Канатоходка».
Вспомнила и сейчас. Нина в картине разговаривает не голосом Варлей, а голосом Надежды Румянцевой, а знаменитую песню «Где-то на белом свете» — Аиды Ведищевой. Это молодую актрису задело за живое. Я помню, как ты плакала». Я действительно много плакала по этому поводу тогда. Он считал меня цирковой актриской, которой было сложно озвучить. Но озвучивание это тяжелый труд!
Ведь, нужно не только попасть в свою артикуляцию, но и сыграть также. Раньше в очень многих фильмах актрисы говорили не своими голосами. Никто из зрителей этого не понимал. Вообще съемки в «Кавказской пленнице», признается Варлей, давались ей нелегко… — На площадку привозили в 6 утра, а вызывали в кадр только… в 17.
Вспомните-ка, как ещё именовал себя Остап Бендер? А слышали ли вы что-то о задунайских казаках?
Как в известной украинской песне «Ехал казак за Дунай, сказал девушке: «Прощай…» Это были запорожские казаки, бежавшие из Российской империи на Балканы. Да, конечно же, Остап родился, когда Задунайской Сечи уже не было, но ведь далеко не все казаки вернулись в Россию, часть их ещё долго оставалась именно турецкоподданными. Да и имя Остап как-то совсем не еврейское и не тюркское. А кого ещё вспомните из известных литературных персонажей с тем же именем? Да, гоголевский Остап Бульба! Запорожский казак, сын Тараса Бульбы.
Вот и выходит, что на смену турку и еврею на сцену выходит потомок казака с запорожскими корнями — Остап Бендер. Но это так, лирическое отступление… Правда, Леониду Гайдаю ещё нужно было уговорить худсовет - в Госкино не сразу поняли, почему это Бендер вдруг стал грузином. Почему мама не могла быть грузинкой? Вот только позже Леонид Гайдай не раз пожалел о своём выборе. Бендер Гомиашвили был бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость сочеталась с недюжинной изобретательностью и артистичностью прирождённого авантюриста.
Такой Остап Бендер и должен согласно роману обладать мужественным обаянием, блеском интеллекта в глазах и этакой «летящей походкой». Кавказский колорит Гомиашвили этому лишь помогал. Даже наоборот: его внешность безупречно соответствовала описаниям Ильфа и Петрова, согласно которым Бендер — «красавец с черкесским лицом» и «медальным профилем». Нет, по-актёрски Гомиашвили всё схватывал на лету и выполнял всё, что говорил режиссёр. Гайдай ставил задачи Арчилу быстро и по делу. Работали они в ускоренном темпе, так как из-за затянувшихся поисков уже и так серьёзно выпали из съёмочного графика.
А Гайдай своими комедийными штуками перекрывал мой посыл показать серьёзного, неоднозначного героя». К концу съёмочного периода Гайдай настолько устал бороться с актёром, что просто не стал звать его на озвучку и дал Остапу в фильме колоритный и очень гибкий голос Юрия Саранцева, признанного мастера дубляжа. Именно это стало основной причиной переозвучки, а не якобы грузинский акцент Гомиашвили. Он у него был совсем слабый, ведь актёр вырос на Донбассе и грузинский язык выучил только в 14 лет. По словам Нины Гребешковой, Леониду Иовичу вообще не понравилось работать с этим актёром. На съёмках Арчил частенько лебезил и заискивал, что не могло не покоробить Гайдая, не выносившего никакой фальши ни в профессиональных, ни в бытовых отношениях.
А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущённый тем, что его «лишили голоса», резко сменил интонацию с льстивой на хамскую. После этого всякое их общение прекратилось. Однако через шесть лет Гайдай неожиданно позвонил Арчилу: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». Третью главную роль в фильме — отца Фёдора — исполнил Михаил Пуговкин.
Гайдай практически в каждой картине снимал Михаила Ивановича, ставшего одним из самых гайдаевских актёров советского кино. Он сыграл прораба в «Напарнике», но эта роль была почти эпизодическая. Пробовался и на роль Лёлика в «Бриллиантовой руке». Но для «12 стульев» Гайдай сразу утвердил Пуговкина на роль. Надо сказать, Михаил Иванович поначалу опасался воплощаться в столь антирелигиозный образ, как алчный служитель церкви Фёдор Востриков. Дело в том, что мать Пуговкина была глубоко верующая, и он опасался обидеть её такой ролью.
Но крестьянка из Костромской области Наталья Михайловна Пуговкина оказалась мудрым человеком. Немногочисленные женские роли в «12 стульях» в основном тоже утверждались Гайдаем заранее, минуя стадию кинопроб. Так, бывшую возлюбленную Ипполита Михайловича Елену Станиславовну, режиссёр сразу доверил сыграть выдающейся опереточной актрисе Гликерии Богдановой-Чесноковой, которая играла ещё в той самой первой телепостановке «12 стульев». Роль Эллочки-людоедки Гайдай поначалу предложил Наталье Варлей. Но когда на пробах Наталья надела светлый парик, режиссёр «прозрел» и увидел в бывшей «кавказской пленнице» идеальную Лизу Калачову — вегетарианку поневоле, к которой в роковой для себя час воспылал чувствами Ипполит Матвеевич. Ассистенты Гайдая искали миниатюрную миловидную девушку, любящую наряжаться, — и в театральном институте им сразу указали на Воробьёву.
Гайдай утвердил её после первой же пробы. Это, пожалуй, самая заметная из киноролей артистки, которую вся страна знала, прежде всего, по голосу её персонажей в знаменитых советских мультфильмах. Гайдай, хорошо знавший Клару Михайловну ещё по учебе во ВГИКе, снимал её трижды: помимо «12 стульев», в «Женихе с того света» маленькая роль регистраторши в поликлинике и в совсем крошечном бессловесном эпизоде в «Не может быть! Жена Гайдая Нина Гребешкова сыграла жену инженера Брунса и царицу Тамару, которая является отцу Фёдору, забравшемуся на скалу, среди его прочих бредовых видений. Но самым колоритным женским персонажем в романе и в фильме, бесспорно, является вдова Грицацуева, с которой Бендер справляет спешную свадьбу, «чтобы спокойно, без шума покопаться в стуле», ей принадлежащем. В романе Грицацуева описывается так: «Молодая была уже не молода.
Ей было не меньше тридцати пяти лет. Природа одарила её щедро. Тут было всё: арбузные груди, нос — обухом, расписные щёки и мощный затылок». Портрет будто списан с Натальи Крачковской, непрофессиональной актрисы. Ранее Крачковская снималась лишь в массовке и совсем крошечных ролях, но Гайдай сделал её общепризнанной комедийной звездой. Её Гайдай знал ещё со времён съёмок «Кавказской пленницы», на которой звукооператором был её муж Владимир Крачковский.
Но мысль задействовать колоритную внешность Натальи в кино как-то не приходила Гайдаю в голову вплоть до «12 стульев». Да и при работе над этой картиной режиссёр вспомнил о Крачковской лишь в последний момент, а до этого на роль Грицацуевой пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Так Наталья сыграла свою первую большую роль, после чего прочно вошла в список актёров, которых Гайдай старался задействовать в каждом своём кинопроекте. Свою последнюю роль в гайдаевских фильмах сыграл здесь Юрий Никулин, а Савелий Крамаров — первую одноглазый шахматист. Да и сам Леонид Гайдай стал архивариусом Коробейниковым. Не меньше усилий, чем на формирование огромного актёрского ансамбля, было потрачено на поиск оригинального или соответствующего подлинному реквизита двадцатых годов.
Потом, правда, выяснилось, что высоты в кадре всё равно не видно, с таким же успехом можно было в павильоне снять. А ради кадра, где отец Фёдор рубит стулья, целый месяц группа сидела в Батуми, ждала сильного шторма. Я уж не говорю, сколько усилий было потрачено, чтобы найти настоящие стулья работы Гамбса!
Однако композитор остался прежний Александр Зацепин. Их маршрут включал в себя Рыбинск, Работки, Тутаев. В ходе этой поездки были выбраны места будущих съемок чуть раньше были утверждена натура в Москве, Пятигорске, Батуми. Пробы актеров начались в январе 1970 года. Съемки в павильоне студии продолжались до 23 мая.
После чего съемочная группа отправилась в экспедицию — в город Рыбинск. Первый съемочный день там был датирован 28 мая — снимали «улицы Старгорода». Там же сняли эпизоды: у дома Варфоломея Коробейникова, железнодорожная станция, особняк Воробьянинова. В середине июня в центре города, на берегу реки Черемхи, сняли эпизод, когда Воробьянинов и отец Федор делят стул. Чуть позже, в начале июля был отснят эпизод с участием Юрия Никулина: встреча Остапа с Тихоном. Хвост из желающих попасть на сеанс растянулся на несколько сотен метров, а смех в зале не смолкал практически все две серии.
Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев»...
Даже если вы и не читали знаменитый роман Ильфа и Петрова «12 стульев», то наверняка смотрели фильм. Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. А вот масштабность Гайдай оставил, видно, что "12 стульев" снимали не только в Москве. Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли в "12 стульях" Марка Захарова. Кинокомедию «Двенадцать стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие – полным провалом Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению.
#[ВКадре]: 50 лет фильму "12 стульев" Леонида Гайдая
Даже он, казалось бы, такой невинный человек, безумно жаждет разбогатеть без особых усилий. Нельзя не удивиться переменам, которые настигают этого персонажа. В погоне за стульями он теряет часть своего имущества, когда просит жену продавать их вещи и высылать ему деньги, постепенно сходит с ума. Ипполит, роль которого исполнил Сергей Филиппов, и вовсе забывает, что когда-то был барином. Он унижается, совершает нелепейшие поступки, делает всё, что прикажет ему Остап. Бендер с самого начала комедии показан предприимчивым и алчным человеком.
Актёрская игра Арчила Гомиашвили, исполнившего роль Остапа, несомненно, на высшем уровне. В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм. Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку.
Тем не менее Зеленов рассчитывает на то, что фильм будет доснят, и собирается попросить помощи у государства. Остапа Бендера в картине играет Дмитрий Нагиев. О том, кто заменит Назарова, пока не сообщается, но соответствующие переговоры, по словам Зеленова, уже ведутся.
Гайдай в силу своей специфики не потянул бы сделать объём - его козырная карта — сиюминутность, плоское изображение, однозначное «сегодня и сейчас». Персонажи Гайдая - это, скорее, герои комикса. Талантливого, но - комикса.
Kак в рассказах Михаила Зощенко, писавшего быстро, широкими мазками и — с натуры. Это — ожесточённая тоска Воробьянинова и экспрессивный задор Остапа, но в этом задоре — много печали. Вся эта психологическая мешанина попросту не умещается в простом и одномерном, хотя и талантливо скроенном, мире Леонида Гайдая. У него сложилось не повествование, а... Всё ярко, сочно, динамично и — без драмы, которая, безусловно, присутствует, в книге.
Далее следует расследование, в ходе которого прокурор желает задать ряд вопросов Воробьянинову, подозревая его в связях с парижской эмиграцией. Но Киса и Бендер исчезают, их попытки задержать не увенчиваются успехом, хотя Воробьянинова объявляют в розыск. Таким образом, оставленная за кадром сцена добавляет существенных деталей к повествованию и позволяет глубже понять мотивы персонажей. Замысел Бендера о создании "Союза меча и орала" как обманной схемы становится не только доказательством его изобретательности, но и моментом, демонстрирующим его готовность идти на риск ради получения выгоды, что ярко характеризует его как антигероя. Все эти моменты добавляют роману дополнительные слои иронии и сатиры.
12 стульев (1971)
В конце июня 1971-го на экраны вышли легендарные «12 стульев» Леонида Гайдая. Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей – «Золотого теленка» – Михаил Швейцер. Премьера комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая состоялась 7 июня 1971 года. Полная информация о фильме: Двенадцать стульев (1971) режиссер Леонид Гайдай, отзывы пользователей, профессиональных кинокритиков, рейтинг фильма, список актеров, возможность смотреть кино онлайн. Одна из ключевых сцен романа 12 стульев (16+) не была включена в фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, хотя она значительно раскрывает характер одного из главных персонажей.
Фильм «12 стульев» отметил 51-летие
Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. Режиссер Петр Зеленов снимает ремейк фильма "12 стульев" по знаменитой книге, написанной Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Артист исполнял роль Остапа Бендера в фильме "12 стульев". Во многих сценах Гомиашвили пытался показать своего героя с новой стороны и сделать его более живым и человечным, но Гайдай убирал все эти сцены.
Как грот Лермонтова сыграл роль Провала
- информация о фильме
- Уморительная классика Леонида Гайдая. «12 стульев» впервые на киноканале «Комедия»
- Нагиев в роли Остапа Бендера
- «12 стульев»: смех сквозь слезы
«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали
Новости культуры 45 лет назад на экраны вышел фильм "12 стульев" Леонида Гайдая. В комедии «12 стульев» Гайдая зрители нашли киноляп с преображением скелета. Долгое время Гайдай мечтал экранизировать роман «12 стульев». Тутаеву в фильме «12 стульев» досталась роль уездного города N, в котором было очень много парикмахерских и похоронных заведений, и в котором Ипполит Матвеевич служил в загсе. Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли в "12 стульях" Марка Захарова.