Новости эмоциональный интеллект состоит из

Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году.

Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований

Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы». Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции. Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения. Человек вырастает с болезненным раненым эмоциональным состоянием. Чтобы исправить это, не нужно придумывать ничего нового, нужно лишь вспомнить своё детское состояние. Что мы чувствовали и кем мы были, когда были детьми. Из чего состоит эмоциональный интеллект?

Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия. Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх. Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить. В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно. Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки.

Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект?

Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент. Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке.

Теперь я отслеживаю раздражение. Как только его замечаю, стараюсь понять причины и, если это возможно, сразу решить проблему. Сначала это было сложно, но со временем стало получаться замечать раздражение в моменте. Сейчас я вижу, что у меня почти нет гнева и агрессии, так как практически все проблемы можно решить, если сразу их заметить». Юлия Маркевич Автор статьи, работает с психологом над развитием эмоционального интеллекта Не обязательно фиксировать эмоции на бумаге.

Есть специальные приложения, в которых можно отмечать эмоции, а если есть желание, еще и вести мини-дневник — записывать обстоятельства и свои мысли. Например, это скрин из приложения Thera Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список. Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать. Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо. Так можно работать с любой эмоцией.

Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу. Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом. А вот когда вы спокойны, вам может захотеться рисовать, и творчество поможет дольше оставаться в спокойном состоянии. Поэтому не сдерживаю себя и даю эмоциям выйти, так как считаю, что держать их внутри себя разрушительно. Например, когда в 2020 году началась пандемия, я регулярно выезжала в лес и там кричала. Потом возвращалась к задачам в бизнесе и спокойно их решала». Наталия Франкель Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3.

Это значит, что с управлением своими эмоциями у вас все хорошо. Шаг 3. Понимать чужие эмоции. Есть много способов, но начать можно с этих двух: Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего.

На каждом из них он просит поднять руки тех, кто учился на «отлично» в школе или университете. И каждый раз из 200-300 человек только 2-3 человека поднимают руки. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Хорошо это иллюстрирует история двух студентов, которую он приводит в качестве примера. Один из них знал сферу своей деятельности досконально, его знания были на высшем уровне, но профессора смущал один его недостаток — «он был слишком заносчивым».

Другой студент уступал ему в качестве подготовки, но все, кто был с ним знаком, подмечали, что он «чрезвычайно искусен в межличностных отношениях. Его любили все, кто с ним работал». Достаточно посмотреть на жизнь этих людей через несколько лет. Первый, обладающий редким умом, но не умеющий справляться со своими эмоциями, часто менял место работы именно из-за того, что не мог наладить взаимоотношения с коллегами. В итоге ему пришлось работать на должности, которая была «мала» ему по его умственным способностям, но на большее он рассчитывать не мог — его вспыльчивость была «стеклянным потолком». А другой студент с более развитыми навыками общения с помощью связей и умения налаживать контакты с людьми занял должность, о которой мог только и мечтать во время учебы. Истоки: когда и как формируется эмоциональный интеллект Первые, кто учит нас эмоциональному развитию, — родители. Именно в детстве происходят важные для формирования эмоционального интеллекта процессы: мы учимся принимать и понимать свою природу такой, какая она есть, принимать людей такими, какие они есть. Не осуждать, относиться к людям и ситуациям с сопереживанием.

Но бывает, что родители, наоборот, тормозят эмоциональное развитие ребёнка. Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы». Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции. Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения. Человек вырастает с болезненным раненым эмоциональным состоянием. Чтобы исправить это, не нужно придумывать ничего нового, нужно лишь вспомнить своё детское состояние. Что мы чувствовали и кем мы были, когда были детьми.

Из чего состоит эмоциональный интеллект? Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия. Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх. Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить.

Если набрали 6—10 баллов, скорее всего, вы уже неплохо знаете свои эмоции, хотя не всегда понимаете, что с ними делать. Если набрали 11—12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя.

Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях. Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами. Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми.

Направления исследования эмоционального интеллекта

Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность.

12 составляющих эмоционального интеллекта

Как пишет известный американский писатель и психолог Дэниел Гоулман: «Мы изучаем сильные стороны выдающихся лидеров вот уже более 30 лет, благодаря чему мы смогли составить модель высоких стандартов эмоционального интеллекта и лидерства, которая гласит, что подготовить менеджера к решению таких непростых задач может только хорошо сбалансированный набор навыков ЭИ». Существует огромное количество моделей эмоционального интеллекта, каждая из которых выделяет свой набор умений. Эти модели в обиходе часто называют «EQ» «эмоциональный коэффициент», по аналогии с «IQ» — коэффициент интеллекта. Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями.

Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство.

Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания.

Из чего он состоит и существуют ли доказанные способы его «прокачать»? И можно ли вообще управлять эмоциями? Рассказываем, что обо всем этом говорит наука. Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами.

Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука.

Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо.

Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия.

Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому.

Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс. На состояние гнева у животных также влияет часть областей гипоталамуса и вентрамедиального ядра, а также перегородочных ядер. Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу.

В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки. Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения. Сумеют ли машины превзойти людей в плане эмоционального интеллекта пока не ясно, но крупнейшие банки мира, например, J. Morgan, уже активно внедряют практики рекомендации покупки ценных бумаг клиентам путем обработки предпочтений, эмоционального состояния клиента. Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить. В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает.

Как это работает?

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet. Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое. В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл? Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей.

Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю! Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей. Вы понимаете, что сказанные партнером слова, скорее всего, неправда. Он так не считает на самом деле, но есть факторы, которые заставляют его чувствовать злость, грусть или обиду. Новая реакция.

Вместо того чтобы нападать в ответ, вы говорите: «Это не так. Как я могу доказать это? Пожалуй, это самый сложный этап, так как отказаться от шаблонных реакций очень сложно, но если каждую из них осознавать и вовремя пресекать, с каждым разом будет проще действовать по-новому. Оглянитесь назад В вашем прошлом наверняка было множество ситуаций, которые можно разобрать на составляющие. Попробуйте вспомнить, как вы вели себя некоторое время назад, например, в моменты конфликта, сильной усталости или когда чувствовали беспокойство, неуверенность в себе или грусть. Проживите эти моменты снова, чтобы придумать новую модель поведения. Чтобы сделать это успешно, постарайтесь не сожалеть о содеянном, не делите свои поступки на хорошие и плохие, а также обращайте внимание не только на чувства, но и на факты.

Иначе говоря, будьте объективны в анализе того, что происходило в вашем прошлом. Для сохранения конструктивности вам помогут следующие вопросы: Соответствовало ли мое поведение целям, которых я хочу добиться? Что о моем поведении думали окружающие? Где я был неправ и я мог это исправить? Что было основным триггером? Как мое настроение повлияло на поведение? Похвалите себя Если вы обнаружили триггер, который раньше не замечали, — это отличный повод для празднования!

Ведь теперь вы не только увидели его, проанализировав события прошлого, но и получили возможность предотвратить нежелательную реакцию в будущем.

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни

Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике? Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять.

Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. из чего состоит эмоциональный интеллект.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Интересен подход к пониманию эмоционального интеллекта коуча по развитию EQ и автора книги «Эмоциональный интеллект. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning).

Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Работы по исследованию эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея. Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р.

Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию.

Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов.

Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста.

Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.

В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.

Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение.

Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой.

Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать. Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно! Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы. Учитесь говорить о чувствах максимально понятно — так, чтобы ваши слова нельзя было услышать «не так». Конечно, помните о «я-высказываниях» — всегда лучше говорить о своих эмоциях, а не о поведении другого. А если вам кажется, что вы недопоняли чувства собеседника, можно повторить суть сказанного максимально простыми словами и уточнить, все ли правильно. Писательская практика, которая набрала популярность после книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Ее суть в том, чтобы после пробуждения сесть и написать от руки три страницы текста.

И не останавливаться, пока все три страницы не исписаны. Считается, что этот прием помогает навести порядок в мыслях, заметить, что вас тревожит, осознать эмоции и присмотреться к себе.

Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации. И это внутреннее понимание контекста позволяет человеку принимать решения. Люди с развитым ЭИ умеют адекватно реагировать на ситуации и принимать верные решения. Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого? Определить уровень эмоционального интеллекта — задача не из легких.

Его сложно измерить точно и объективно, как, например, IQ. Однако существуют различные методы и инструменты, которые могут помочь приблизительно оценить уровень ЭИ. К примеру, тест Мейера — Саловея — Карузо, который состоит из 144 вопросов и почти полностью исключает субъективную оценку. В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ. Правда, проходить его стоит вместе с психологом.

12 составляющих эмоционального интеллекта

Многочисленные исследования показали, что IQ — величина постоянная и с возрастом практически не меняется. То есть увеличить свой IQ в течение жизни практически невозможно, можно лишь «набить руку» на прохождении соответствующего теста. Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет. Однако установлено, что с возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрастать. А значит, EQ можно и нужно развивать. Сегодня есть множество различных тренингов, на которых профессиональные психологи помогут всем желающим повысить уровень эмоциональной компетентности. Развитием эмоционального интеллекта занимаются как столичные, так и региональные компании. В Москве EQ-курсы ведут специалисты образовательных компаний «Бизнес-тренинг и консалтинг» www. В Санкт-Петербурге работает центр организационного консультирования EQuator www. Очень активны на этом поприще и многие учебные заведения дистанционного образования. Несмотря на многообразие методик, первый шаг к развитию EQ всегда одинаков: это осознание своих эмоций, нахождение в себе так называемых «пусковых кнопок», которые «включают» негатив.

Я не знаю, почему я срываю злость на своих близких», — такой внутренний монолог знаком, наверное, каждому. Однако дальше вопросов самому себе, как правило, дело не идет, и ситуация на работе или в семье продолжает усугубляться. Для того чтобы справиться с бушующими чувствами, необходимо понять их природу. Осознание механизмов, которые запускают ту или иную реакцию, дает нам в руки своеобразный «пульт управления» ими. Человек — биологический вид с самой богатой эмоциональной палитрой. Именно это делает нас личностями. И такой колоссальный ресурс просто необходимо использовать во благо, в том числе и собственному карьерному росту. Чтобы описать, как в одной и той же ситуации могут действовать два человека с разным уровнем EQ, авторы исследования «Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех» Стивен Стайн и Говард Бук приводят случай с отменой рейса в аэропорту. Один из пассажиров, Сэм, в ярости. Он обвиняет служащую аэропорта Салли во всех смертных грехах и обещает подать в суд на авиаперевозчика за то, что сделка, которая готовилась шесть месяцев, может сорваться, если он не прилетит вовремя.

Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств направленных на других над автопатическими направленными на себя и ответственностью за свои эмоциональные состояния. С другой стороны, эмоциональная компетентность — это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать. Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей: осознание собственных эмоциональных переживаний; способность различать эмоции и эмоционально описывать их словами; способность эмпатически проникать в переживания других людей; способность отличать эмоции, соответствующие общему выражению, от состояний, в которых нет выражения; знание культурных правил и эмоциональных норм; умение использовать знания о партнере, чтобы сделать вывод о его настроении; способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях; умение справляться с негативными эмоциями ; знание природы межличностных отношений; способность к эмоциональной самодостаточности, принятие эмоционального опыта, эмоциональное равновесие, эмоциональная самоэффективность и контроль над эмоциями. Эмоциональный интеллект — концепция Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта EQ. Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном — автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект». Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации. Как описывали эмоциональный интеллект П. Саловея и Дж. Эмоциональный интеллект — эмоциональная неграмотность Дефицит эмоционального интеллекта и межличностных компетенций может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании.

Если набрали 11—12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя. Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях. Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами. Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия.

К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения.

Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других. Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием. Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно. Как измеряется EQ?

Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ. Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона. Тест для оценки уровня мотивации от Элерса. Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана. Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. Тест эмпатических способностей человека от Бойко.

У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии. Как развивать эмоциональный интеллект? Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т. Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям. Есть несколько простых стратегий повышения EQ. Нужно уделять внимание лишь трем основным действиям.

Учитесь слушать Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные. Язык тела — важная метрика оценки поведения человека, его намерений, желаний и т. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют корректно считывать этот язык и лучше понимают других людей. Развивайте эмпатию Умение понимать чужие чувства — критически важный навык в бизнесе, но не менее важный в повседневной жизни. Навык ощутить себя в чужой шкуре позволяет объективно оценивать поступки, слова и решения других людей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий