В историко-культурном центре «Старый Сургут» показали, как отмечали на Руси святки — двухнедельный период праздников, связанный со славянскими обрядами и традициями. Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.
Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки | 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»! |
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает? | Вестник Кавказа | Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023. |
Святки: история и традиции праздника | От Рождества и до Крещения православные христиане отмечают Святки. |
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
Считалось, что в первую неделю после Рождества вся нечисть приходит в людской мир, отчего предсказания становились гораздо сильнее и точнее. В основном к ним прибегали юные девушки, при помощи высших сил они стремились узнать, кто станет их суженным. Также гадали на петухах — на зерна, сколько петушок склюет зернышек, столько и хлопцев будет к тебе захаживать. А ты уж сама там выбери, какой из них тебе понравится! Церковь подобное не приветствовала: для священнослужителей святки были ни более чем «бесчинные гуляния», однако простой народ верил, что все заработанные на святках грехи удастся смыть во время купания в освященной купели.
Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать, за что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. После безуспешных попыток искоренить языческую коляду христианская церковь включила ее в святки — 12 дней между Рождеством и Крещением. Игры и обряды коляды постепенно заменили прославление Христа, хождение со звездой и другие обряды. Святки стали воплощением языческих и христианских верований, а также праздником, насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами.
С языческих времен сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, в период с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой. Святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником. Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день, вторая — на Крещение. Новое летоисчисление — новые традиции 1 сентября 1698 года москвичи последний раз встречали Новый год осенью. Петр I ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова до реформы счет дней на Руси велся от сотворения мира , а заодно и передвинул официальное начало года с сентября на январь. Указ от 20 декабря 1699 года расписывал новые детали старого праздника: «…а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и знатным проезжим улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых еловых и можжевеловых…» Образцы украшенных ветвей были выставлены у Гостиного двора и Главной аптеки на Красной площади.
Это новшество со смертью Петра I было забыто и соблюдалось только кабатчиками в питейных заведениях. Также «в знак веселия» приказывалось учинить иллюминации и салют, более того, в каждом дворе было велено сделать по три выстрела из мушкетов и пушек, а на площадях пускать ракеты «какие у кого будут». С 1 по 7 января на Красной площади устраивались огненные потехи и стрельба, по ночам на улицах горели костры или поставленные на столбы смоляные бочки. Сохранились воспоминания Федора Поликарпова, постоянного автора газеты «Ведомости» и справщика редактора Печатного двора.
Если хозяину выпадал ломоть хлеба, то год будет урожайным, а если его незамужней дочке — кольцо, то это к свадьбе. Школа традиционной народной культуры г. Вологды предлагает вспомнить старинное гадание. Святки — самый благодатный период для загадывания желаний, получения предсказаний на будущее, гаданий и ворожбы. Центр традиционной народной культуры «Пересвет» села Кичменгский Городок предлагает вологжанам погадать вместе. На ваш выбор — гадание с использованием предметов, гадание со свечой, гадание на будущее с помощью золотой цепочки, гадание со стаканом воды и свечой, гадания на поленьях, камушках и крупе. Гадать можно было на протяжении всех Святок, но большинство гаданий проходило в их второй половине, от кануна Васильева дня 14 января до кануна Крещения 19 января. Это время в народе называли «страшной неделей», так как существовало поверье, что в эти дни по миру разгуливает нечистая сила. Тарногский центр традиционной народной культуры представляет примеры гаданий. Настоящая энциклопедия святочных гаданий представлена в видеоролике Нюксенского центра традиционной народной культуры.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки | Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». |
Святки в 2025 году - что это за праздник, какого числа святки, традиции | Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января. |
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
Вторник, 12 марта, 2024. Митрополит Вадим Совершит литургию в семинарском храме. Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения (12 дней после Рождества). В историко-культурном центре «Старый Сургут» показали, как отмечали на Руси святки — двухнедельный период праздников, связанный со славянскими обрядами и традициями.
Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают
Христианам важно, чтобы Рождественская радость коснулась сердца каждого. А потому издавна было принято в святочные дни поддерживать тех, кто находится в тяжелой ситуации, кто болен, кто страдает. Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И, пожалуй, важнее застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо. За Рождеством, празднование которого заканчивается 13 января, следует ещё одна дата, связанная с событиями из детства Спасителя. Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение. Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения.
В этот период православный народ, окончив Рождественский пост, веселится и ликует о явлении в мир Христа. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Ведущие вышли к гостям в русских нарядах — необычных головных уборах — сороке и расписных платках, ведь в старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Тамара зажигательно и проникновенно исполнила Колядки — славянские обрядовые песни, которые было принято петь в период Святок — с Рождества Христова и до Крещения.
В колядках обычно славили Христа и желали хозяевам богатства, крепкого здоровья, хорошего урожая.
Нужно отрезать нити одинаковой длины по количеству гадающих и поджечь их разом от одной свечи. Та девушка, у которой нить догорит быстрее всех, первой выйдет замуж. Гадание по спичкам. В бока спичечной коробки нужно вставить две спички, отождествляемые с каким-либо парнем и девушкой, после чего поджечь их. Если, спички поворачивались головками друг к другу, это означало, что данная пара будет вместе.
Гадания на суженного. Перед сном в один из святочных вечеров положите под подушку четыре карточных короля и произнесите следующее: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне! Гадание на расческе.
Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем.
Святки: история и традиции праздника
18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»! На Руси Святки считались самым задорным праздником зимы, отмечался он 12 дней: от появления первой звезды в канун Рождества до Богоявления. «» рассказывает, на какие даты приходятся рождественские Святки в 2024 году, какие традиции и обряды связаны с этими днями.
Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса
Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе.В 2024 году Святки начинаются 6 января. Главная» Новости региона» У православных начались 12 дней Святок. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Наиболее известными. Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи.
Православные отмечают Святки
Кутья — блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей. После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей масло. По окончанию службы проводится помазание прихожан. Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами. С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Рождественский сочельник 7 января.
А само слово «святки», и это тоже одна из версий, связывают с глаголом «святить», что означает прославлять Христа и его рождение.
Давным-давно, как утверждают богословы, Рождество и Крещение было одним праздником. Разделили их позже, но точной даты, когда это случилось, нет. Наши предки разделили Рождественские святки на два периода. Первый длится до Васильева дня Старый новый год , который отмечают 14 января. Это время называли «святыми вечерами». После них до самого Крещения продолжаются «страшные вечера». На Руси Рождественским святкам уделяли особое внимание, так как верили: если святки будут веселыми — с подарками, забавами, шутками, встречей гостей и походами в гости, в дом придут здоровье, деньги, счастье и удача. Как отмечали Рождественские святки в старину Фото: pixabay. Как только на небе появлялась первая звезда, на улицу выходили ряженые. Переходя от дома к дому, люди, надевшие одежды, сшитые из шкур животных, пели особые песни — колядки.
Неизменным атрибутом были маски и рога на головах колядующих. Хозяевам домов, в которые заходили колядующие, полагалось вознаградить ряженых. В ход шли деньги, сладости, пироги, караваи. Поскольку Рождественские колядки изначально посвящались языческому богу — Коляде, и прославлению Даждьбога, в песнях-заклинаниях упоминались их имена. Главным действующим героем в колядках считали медведя. Как правило, для этой роли старались выбрать самого крупного парня. На него надевали шкуру животного, и пускали впереди шумной процессии.
Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во все то время, как слушают, нельзя. Если лай хриплый — жених старый, если звонкий — молодой. А если услышишь плач, крик совы, погребальное пение, жди печали, долгого девичества».
Ряженье В святки, писала газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1843 год, рядятся все «от богатого помещика до сидельца в мучной лавке». Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины — в женщин и наоборот, а среди них — медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы. Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех. В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» в смысле брани или шутки. Ходят со своими музыкантами гитары, бубны, цимбалы, сопели, скрипки, гармоники , партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощение, или без него идут далее». В святочных ряженьях 1895 года в Петрозаводске принимали участие не только так называемые «заводские», но и чиновники, и вся интеллигенция вообще. Получалось нечто вроде «святочного карнавала». Заканчивались святки в день Богоявления Крещенья. По народному представлению в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудное явление, надо прийти в самую полночь к реке и ждать у проруби в канун Крещения, вода считалась целебной.
В день Крещения особые мастера-любители, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест-»сердань».
У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота — билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.
Новогодняя елка Главный реформатор новогодних гуляний в России — Петр I — ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее — в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи.
Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.
Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.
Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений.
Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.
Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром.
Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной.
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
Обряд колядования сохранился и до сих пор — многие люди отправляются к знакомым в рождественскую ночь, с 6 на 7 января. Обязательное условие для хозяев, к которым наведались гости — дать им какие-нибудь гостинцы. Еще одним важным обрядом в святые вечера было гадание. Считалось, что в первую неделю после Рождества вся нечисть приходит в людской мир, отчего предсказания становились гораздо сильнее и точнее. В основном к ним прибегали юные девушки, при помощи высших сил они стремились узнать, кто станет их суженным.
Этот день делил святочный период на 2 части: одна из них - освященная рождеством Христовым, а другая - время разгула нечистой силы и колдунов. В некоторых тульских деревнях до сих пор верят, что на Васильев вечер "ведьмы месяц скрадывают".
Но все-таки именно Васильев день был светлым началом Нового года. Старый год нужно было провожать с благодарностью, обиды все простить, зла не держать, а Новый год встретить радостно и весело. В долг денег не давать, чтобы нужды в них не знать. В канун Нового года нужно получить деньги, что тоже - символ достатка. Ужин в Васильев вечер не должен быть пресным. Раньше на стол ставили мясо, рыбу, пироги.
Варили кашу. Детям в тульском центре народного творчества рассказывают о Святках. Зачастую одним из главных атрибутов новогоднего наряда у женщин был яркий платок. В тульских деревнях существовала такая примета: если каша сварилась вкусной, год будет хорошим. Если каша не удавалась, ее бросали в прорубь, чтобы изменить судьбу. Часто делали это с петухом.
Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет.
Максима Горького, д.
При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем.
Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги.
Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января.
Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики». Отчего вы упали?
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово
Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной.
После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке.
После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели.
Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.
В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию.
Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями.
Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали.
Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг.
Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет.
В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.
Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож.
По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году.
В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом.
Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные». Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления.
У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача жалование под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г. Но это был уже гражданский праздник.
Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное.
Если каша, сваренная в канун Старого Нового года, удалась, семью ждут удача и достаток. Обилие звезд в ночь с 13 на 14 января — предвестник изобильного года. Незамужним девушкам и парням запрещается сидеть на углу во время праздничных застолий — иначе им никогда не вступить в брак.
Если в Сочельник идет снег — быть хорошему урожаю. Морозное Рождество сулит семьям любовь и мир. Чтобы не погрязнуть в долгах, не стоит давать деньги взаймы в Старый Новый год.
Татьяна Зубрий, гость музея: «Очень душевная атмосфера, я много лет живу в городе, но сама родом из деревни. Здесь очень теплая атмосфера, напоминающая ту атмосферу, что окружала меня в детстве». Такие необычные интерактивные экскурсии проходят в Семёнове в «Доме Семёна-ложкаря» каждый день, а в Святки и накануне Рождества они обретают особенное настроение. Семеновское телевидение специально для Службы информации.
Святки-колядки. Тематический день в Чеховке
Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рождества Христова 7 января (25 декабря ст. ст.) до торжества Крещения Господня 19 января. Православная церковь 25 декабря чтит память святого Спиридона-Тримифунтского, который жил в 3–4 веке на Кипре. 12 января для учащихся Мглинской средней школы №1 в читальном зале Мглинской библиотеки прошел час духовности «Зимние святки». В Нижнем Новгороде праздновали святки на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор». Святки мы встретили с нижегородским фольклорным ансамблем "Макошь".
Святки 2024
Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения. Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох. это двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году, шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных. Новости Святки-колядки. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. В Нижнем Новгороде праздновали святки на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор».