Взаимосвязь социальной среды и социального окружения состоит в том, что условия и факторы социальной среды непосредственно влияют на формирование социального окружения. Социум — это естественная среда обитания человека. Социальная среда, социальный контекст, социокультурный контекст или окружение относятся к непосредственному физическому и социальному окружению, в котором живут люди или в котором что-то происходит или развивается.
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
Социальная среда – это социальный мир, который окружает конкретного индивида. Социальная среда общества – это совокупность различных социальных, экономических, культурных и политических факторов, которые окружают нас каждый день. В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Понятие социальной маркетинговой среды и ее факторы
Как растущий ребенок определяет, что он человек, а не растение? Ему с рождения говорят об этом другие люди родители. Как мы понимаем, что есть хорошо, а что плохо? Об этом нам сообщает окружение посредством оценки нашего поведения. Процесс этот называется социализацией адаптацией в обществе. Мы ходим в школу, на работу, в магазин, спортзал и т. И везде нас окружают люди: мы обмениваемся информацией, предметами, деньгами, услугами: мы не можем друг без друга. Большинство из нас, оказавшись в одиночестве, просто погибнет. Страх одиночества заложен в человеке природой. Дикий индивид не мог выжить в одиночку, поэтому люди до сих пор собираются в микрогруппы, даже будучи членами социума.
Понаблюдайте и вы увидите, что в любом коллективе будь то работа или школьный класс общее количество людей всегда делится на более мелкие сообщества по интересам — двойки, тройки и т. Социальные отношения всегда имеют конкретные договоренности, иначе бы мы просто не смогли мирно существовать рядом друг с другом.
Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, то есть социализироваться. Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, то есть социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового.
А конечная цель социальной адаптации — достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [ М. Ростовцева, 2016 ]. Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека.
Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности. В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Калайковым были выявлены три формы адаптации: Внешняя — выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью. Внутренняя — полная адаптация личности, то есть перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Смешанная реадаптация — личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность.
Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [ Н. Ведмеш, 2015 ]. Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением. Какой может быть социальная адаптация? Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе?
Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным. Но можно ли сказать, что во взрослом возрасте людям проще даются подобные изменения? Скорее всего нет, в том числе из-за того, что существует довольно обширное разнообразие обстоятельств, к которым человеку приходится приспосабливаться. Социальную адаптацию принято рассматривать на трех уровнях: индивид адаптация внутри личности , микросреда семья, учеба, работа и т.
На данный момент профессиональная адаптация — одна из самых актуальных проблем общества по причине миграций, глобализации и роста безработицы. Однако именно ее эффективность влияет на общее состоянии экономики [ Mentamore, 2020 ]. Как видите, человек постоянно находится в процессе адаптации. Даже если он сам не меняет свое окружение на протяжении многих лет, мир вокруг него меняется, что заставляет подстраиваться и учиться взаимодействию заново. Ход социальной адаптации Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду.
И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии: Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно. Этап терпимости.
В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга. Индивид пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил. Вхождение в новую среду.
Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни: Низкий дезадаптация — процесс, в котором слишком много противоречий, приводит к психоэмоциональным напряжению и безуспешной коммуникации.
Средний — человек не испытывает желания адаптироваться в социуме, и при этом не испытывает дискомфорта. Высокий оптимальный — у человека наблюдается высокая социальная успешность и позитивное психоэмоциональное состояние. Избыточно высокий — социальная успешность сопровождается психологическим дискомфортом и напряженностью. Наиболее известным способом оценки уровня социально-психологической адаптации является опросник Роджерс-Даймонда , после заполнения которого можно сформулировать рекомендации по повышению степени адаптированности.
Признаками эффективной адаптации считаются достижение компетентности в социально-экономической сфере и эмоциональная насыщенность в межличностной сфере. Например, для того, чтобы развить позитивные отношения особенно в новой среде , людям приходится настраиваться на волну их окружения. И исследование Д. Адейемо показало статистически значимую корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и социальной адаптацией среди учащихся средней школы.
Компетенции эмоционального интеллекта , вероятно, способствуют теплому, плавному и спонтанному социальному взаимодействию, предотвращают конфликты и напряженность и повышают эффективность функционирования, а также гибкость концентрации внимания [ D. Adeyemo, 2005 ]. Залогом успешной социализации является навык усваивать и воспроизводить социальный опыт. К способам его развития относятся: Имитация подражание — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Образцами для подражания становятся родители, люди, обладающие властью или те, с которыми сложились теплые эмоциональные отношения. Идентификация — способ усвоения чужого поведения, установок и ценностей как своих собственных. Например, при полоролевой идентификации усваиваются психологические черты и особенности поведения, характерные для людей определенного пола. Конформность — некритичное принятие и следование приоритетным в обществе стандартам, нормам, стереотипам, авторитетам и т.
Социальный контроль позволяет оценивать желаемое поведение, где формирующим фактором служит реакция окружающих. Стыд и вина запрещают определенное поведение или подавляют его. Эти чувства связаны с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, но вызываются в ходе социального контроля. Без сомнения, на успех адаптации также влияет открытость самой среды и благоприятность условий, а также степень адаптированности тех самых ролевых моделей и примеров индивидуума.
Например, в исследовании взаимосвязи адаптивности и удовлетворенности жизни ученые опрашивали первокурсников университета. У них измеряли степень саморегуляции, в результате чего было выявлено, что помимо самоадаптации быстрой адаптации к окружающей среде способствует получение внешней поддержки и внешних ресурсов. В частности, положительная связь между адаптивностью и удовлетворенностью жизнью была сильнее у участников, сообщивших о более высоком уровне социальной поддержки [ M. Zhou, W.
Lin, 2016 ]. Для того, чтобы адаптация проходила успешно и человек чувствовал себя комфортно, ему самому и окружающей его среде необходимо создавать подходящие условия. Для этого следует соблюдать следующие принципы: Непрерывность и прогрессивность. Он означает что, что человек должен быть готов постоянно адаптироваться к динамически изменяющимся условиям, а в этом время методы и способы социальной адаптации должны совершенствоваться и соответствовать актуальным требованиям.
Этот принцип связан с прогнозированием : при формировании системы адаптации необходимо учитывать особенности окружающей среды и перспективы ее изменения, а также прорабатывать несколько вариантов по рационализации. Комплексность и согласованность. Здесь важна взаимосвязь всех компонентов адаптации и учет всех влияющих на нее факторов. Он означает наличие своевременного принятия решений по анализу и изменению форм адаптации.
Система не должна быть чрезмерно сложной и раздутой, но должна приводить к необходимому результату. Как видите, адаптация затрагивает обе стороны процесса и требует обоюдных вложений ресурсов, осознанного и системного подхода. Почему необходимо работать над социальной адаптацией?
Социальное обеспечение организации, оказывающие материальную помощь пожилым людям, инвалидам, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства. Коммунальные услуги — ряд услуг по хозяйственному обеспечению района, города, области водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции. Пассажирский транспорт, связь. Таким образом, благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, занимается физическим развитием человека, его здоровьем, образованием. Согласно другому подходу, социальная сфера представляет собой демографические группы населения, различающиеся по возрасту, полу и личностным характеристикам. В данном случае к социальной сфере общества относятся: пожилые люди, дети, подростки, мужчины, граждане без инвалидности, женщины, пенсионеры. Третье определение универсально: социальная сфера общества — это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы отличаются друг от друга по уровню образования, доходов, доступа к власти. Социальное управление Социальное управление осуществляется органами власти и государственными учреждениями, находящимися в их ведомствах. Объекты, осуществляющие контроль за организацией необходимых мероприятий и реализацией социальных программ, необходимых для повышения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные и местные учреждения. К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся: защита здоровья и жизни населения страны; гарантия равных прав на образование и работу для всех граждан страны; обеспечение населения страны доступным жильем; пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию; право на свободное самовыражение и творческое развитие.
Вход в систему
- Синонимы к словосочетанию "социальная среда"
- Социальная сфера общества — что включает в себя, понятие, примеры
- SOCIAL ENVIRONMENT: PROBLEMS OF INTERPRETATION
- Введите определение
Социум — это естественная среда обитания человека
- Понятие социальной маркетинговой среды и ее факторы
- Новости. Социальная сфера
- Понятие и основные характеристики
- Что такое Социальная среда простыми словами
- Вступление
- Задачи, цели и основные направления в социальной сфере
Еще термины по предмету «Организационное развитие»
- Соцсети на высоте
- Социальная среда. Часть 1
- Что такое социальная среда
- Вход в систему
- Социальная среда — Карта знаний
Что такое Социальная среда простыми словами
Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками. Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный. Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать?
Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много. Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок — семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений. Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них?
Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья — это очень важный элемент окружающей ребенка среды.
С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными. Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период.
Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема. В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека.
Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека. Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики. У меня предложение.
Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме. Через две недели. Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее? Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего.
Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций. Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд длительное наблюдение.
Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном — нельзя только по внешним признакам семейной обстановки делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности. Росс, Р.
Устойчивое развитие социальных систем. Кон И. Энциклопедия, 1983. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Петров И. Личность в контексте культурных потребностей.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. Петров Л. Общество и потребности. Петрова С. Социальные потребности и культурные процессы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Поппер К.
Сарджвеладзе Н. Тбилиси: «Мецниерба», 1989. Смирнова Г. Сычев Ю. Философский энциклопедический словарь. Штерн В. Психология раннего детства.
Петроград, 1915. From Э. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. References: 1. Asmolov A. Driving forces and conditions the development of personality [Electronic resource].
Bogomolov M. Sustainable development of social systems [Electronic resource]. Kon I.
Социальная среда — что это?
Современный веб-пользователь — это независимый создатель, активно работающий на порталах социальных сетей. Каждая социальная среда старается привлечь как можно больше поклонников. Какие они сейчас горячие? Практически все пользуются социальными сетями.
От отечественных политиков, знаменитостей, общественных деятелей до персонажей сказок или героев рекламы. Казалось бы, в наше время жизнь не существует без социальных сетей.
Социальная среда — что это? Современный веб-пользователь — это независимый создатель, активно работающий на порталах социальных сетей. Каждая социальная среда старается привлечь как можно больше поклонников.
Какие они сейчас горячие? Практически все пользуются социальными сетями. От отечественных политиков, знаменитостей, общественных деятелей до персонажей сказок или героев рекламы. Казалось бы, в наше время жизнь не существует без социальных сетей.
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
Социум — это естественная среда обитания человека. Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин на совещании по ликвидации последствий паводков поручил проиндексировать размеры выплат пострадавшим от разлива рек. Конечно, жизнь человека зависит от генов, но социальная среда может запустить одни генетические предрасположенности и не дать развиться другим.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Так, макроокружение или макросреда — это все, что формирует общие границы для всех участников рынка без возможности повлиять на это. А микроокружение или микросреда — все объекты и субъекты, которые взаимодействуют с компанией и так или иначе оказывают на нее влияние. Например, поставщики, посредники, торговцы, конкуренты и пр. Также факторы могут оказывать разное влияние на работу компании и итоги ее деятельности. Например, есть положительные и отрицательные факторы.
Процесс этот называется социализацией адаптацией в обществе. Мы ходим в школу, на работу, в магазин, спортзал и т. И везде нас окружают люди: мы обмениваемся информацией, предметами, деньгами, услугами: мы не можем друг без друга. Большинство из нас, оказавшись в одиночестве, просто погибнет. Страх одиночества заложен в человеке природой. Дикий индивид не мог выжить в одиночку, поэтому люди до сих пор собираются в микрогруппы, даже будучи членами социума.
Понаблюдайте и вы увидите, что в любом коллективе будь то работа или школьный класс общее количество людей всегда делится на более мелкие сообщества по интересам — двойки, тройки и т. Социальные отношения всегда имеют конкретные договоренности, иначе бы мы просто не смогли мирно существовать рядом друг с другом. В социуме это выражается в моральных нормах и на уровне закона. Хочешь быть с нами — соблюдай правила. Нарушил — будешь изгоем: получишь как минимум осуждение, максимум — тюремный срок. И люди соблюдают, не все, конечно, но подавляющее большинство.
Например, малыш с самого раннего детства воспитывался в атмосфере взаимной любви, уважения и доброжелательности, его окружали вежливые и культурные люди, ему старались прививать добрые чувства.
В этом случае он вырастет порядочным человеком. Отдельные исключения, разумеется, бывают, но не меняют общего правила. Если ребенку не доставалось любви и заботы, в его окружении преобладали не самые достойные личности, велика вероятность того, что, когда подрастет, он пойдет «по кривой дорожке». Хотя и здесь бывают исключения.
Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид. Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.
Что такое социальная среда общества?
В том и другом случае «личность усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, навыки, знания, позволяющие ей успешно функционировать в обществе» [1, с. Ни для кого не секрет, что сегодня государство не проявило достаточной заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия, поэтому современная российская молодёжь социализируется в сложных условиях. Об этом студенты пишут и в своих анкетах. Так, отвечая на вопрос«С оптимизмом или нет вы смотрите в будущее? Социальнополитическое положение молодёжи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества. С помощью политики молодёжь решает задачи, стоящие перед ней.
Как показывают социальные исследования, часть молодёжи считает, что появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. В то же время многие недооценивают важность такого качества, как профессионализм» [2, с. Объясняется это и тем, что разрушены связи вузов с предприятиями, отсутствует система распределения, статус молодого специалиста ничем не подкреплён. Оговорюсь —не везде и не все специальности. Но всётаки большинство выпускников, получив дипломы, отправляются «в никуда».
Казалось бы, хорошо —свобода выбора, чего не было в советской системе образования. Но выбор предполагает наличие выбора, то есть возможности выбирать из чегото. А такой возможности нет. В то же время не хватает специалистов инженерных и технических специальностей, проблема с квалифицированными рабочими. Сегодня уже проблема с врачами, воспитателями детских садов, обозначилась невозможность полноценного преподавания отдельных предметовизза нехватки учителей, несмотря на повышение заработной платы.
С другой стороны, бывают ситуации, когда выпускники неохотно идут или отказываются совсем работать по специальности в связи с низкой заработной платой, невозможностью решить жилищный вопрос, непорядочностью работодателей, которые лишают будущего работника официальной заработной платы, тем самым и должных отчислений в пенсионный фонд, скрываясь от налогов и обманывая государство. В договоре указывают минимальную оплату труда. Всё это является результатом разрыва между первичной и вторичной социализацией, правовой и социализацией нравственного поведения. В семье, скажем, воспитывают у ребёнка ответственность и порядочность, честность, а на уровне больших групп, организаций и официальных учреждений выпускник сталкивается с обманом и подлостью. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще —беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения.
Диктат идёт и со стороны средств массовой информации —разгул беспринципности, вседозволенности, безответственности, подкреплённый устрашающим ростом наркомании, алкоголизма и проституции. В результате у нас всё больше становится родителей, которым не нужны их дети. Разрушается важнейший институт первичной социализации —семья. Страшная цифра: ежегодно мы теряем по разным причинам около 10 тыс.
И чем более нестабильным становится общество например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований , тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа.
Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых социальная среда обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение". В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедура "встраивания" личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматривается преимущественно через призму ролевых концепций. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится.
Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э. Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной.
Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Если бы он был продуктом индивидуального разума, то откуда бы могла у него появиться эта безличность? Может быть, из безличного характера человеческого разума? Не потому ли разумы сливаются до такой степени, что они происходят из одного и того же источника, из общего разума?
Определение предметно-проблемного поля такого рода принципиальных вопросов должно проводиться, с нашей точки зрения, в контексте современного состояния знания не только большинства гуманитарных, но и естественных наук. Историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми. В современной литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Моральные представления менялись на протяжении развития человечества, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп.
В решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно оно осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления. Моральное сознание включает в себя познание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку.
Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность. Нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно. Все процессы, происходящие в окружающем мире, откладывали свой отпечаток на понимание морали, вносили что-то новое или меняли уже существующее. Одним из сильнейших катализаторов данного процесса было христианство. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения.
В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Учение о нравственности находится в центре всей системе И. В своих работах ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Мораль не сводится к "внутренней механике" душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер.
В этом, прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Одним из важнейших вопросов, является вопрос о социальной природе нравственности. Нередко в истории развития человеческой мысли, нравственные представления из следствия становились причиной, из предиката - субъектом. Нам представляется более близким к истине понимание нравственности Э. Дюркгеймом как сугубо коллективного социального феномена, когда из синтеза индивидуальных сознаний рождается психическая жизнь нового рода. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения.
Мораль из средства превращается в цель. На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой. В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак.
Позитивные оценки в отношении изменений, происходящих во внешнем облике населенных пунктов, нарастают от младших возрастных групп к старшим рис. Так, например, среди молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет доминируют сторонники малоэтажной застройки, а среди тех, кому от 35 до 44 лет, уже больше лояльных высотному строительству. При этом среди представителей старших поколений в приоритете вновь оказывается частная малоэтажная застройка. Такая тенденция может объясняться различиями в фазах жизненного цикла, в которых находятся представители указанных возрастных групп. Влияние эпидемии: уезжать или оставаться? Пандемия коронавируса спровоцировала активную дискуссию относительно уязвимости городской среды в период массовых потрясений. Популярным стал тезис о готовности значительной части населения покинуть крупные города, переехать в более экологичные и менее скученные населенные пункты, используя возможности удаленной работы. Однако говорить об устойчивости этого тренда пока нет оснований: импульсивное желание сменить обстановку или место жительства будет сталкиваться с барьерами, связанными с комфортом, социальной инфраструктурой и рынком труда: общая привлекательность крупных центров пока выигрывает конкуренцию с малыми городами. Что не так там, где мы живем? Общая симпатия к местам своей жизни не отменяет их критики. Экономические факторы, дефицит социальных сервисов, а также состояние городской и транспортной инфраструктуры ожидаемо относятся к основному числу раздражителей. Концентрация рабочих мест внутри нескольких мегаполисов приводит к неравенству населенных пунктов с точки зрения возможностей трудоустройства и уровня жизни в них. В этой связи можно предположить, что малые города, органично встроенные в систему крупных агломераций, могут стать полноценной альтернативой жизни в мегаполисе. Явно выражен запрос на места рекреации, экологической разгрузки, спортивной активности. В ряде случаев негативные оценки состояния тех или иных инфраструктурных объектов сдерживаются их отсутствием в населенном пункте — респонденту просто нечего оценивать. При этом все обозначенные проблемы не распределены равномерно, они скапливаются в населенных пунктах определенных типов.
Как и кто влияют на подростка? Прямое влияние Косвенное влияние Можно ли влиять на человека против его воли? Как формируется ваш круг общения? В какой степени на подростка влияют его ровесники?
Социальная среда — что это в психологии
Что называют социальной средой для человека: определение, какие различия бывают | Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. |
Социальная среда: влияние окружающей обстановки на нашу жизнь и взаимодействие | Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду. |
Социальная сфера общества | Социальная среда характеризуется совокупностью материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. |
Социальная среда. Социальные инновации. | Конкретная социальная среда представляет собой в социально-психологическом плане совокупность отношений личности с группой. |
Вести Чувашия
Социальная среда – это взаимодействие людей в рамках общества и их окружение, которое формируется на основе социальных отношений. Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам. семью, трудовую, учебную и другие группы.