Первой книгой профессионального писателя Алексея Иванова стал роман «Золото бунта» (2005). Культура - 3 октября 2023 - Новости Магнитогорска -
Новости автора "Алексей ИВАНОВ"
Предлагаем вашему вниманию материал на тему: Писатель Алексей Иванов рассказал о ближайших экранизациях своих книг. В основе блокбастера – одноименный бестселлер Алексея Иванова, одного из самых экранизируемых современных российских писателей. Культура - 9 октября 2023 - Новости Ярославля - Лучшее и избранное из 15-летнего диалога писателя Алексея Иванова с читателями — многосторонний анализ нашей жизни и процессов, происходящих в политике, экономике, публицистике, культуре и писательском ремесле. о Гражданской войне. Известный писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов 16 февраля в Ельцин Центре впервые представил публике свой новый масштабный исторический роман «Бронепароходы».
Писатель Алексей Иванов соберет екатеринбуржцев на заводе, чтобы рассказать о новом романе
Культура - 9 октября 2023 - Новости Мурманска - Алексей Иванов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Проза» выпустило киноверсию романа «Общага-на-Крови» Алексея Иванова — одного из самых известных российских писателей, автора многих книг-бестселлеров, среди которых «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Тобол» и другие. В интервью писатель Алексей Иванов ответил на 12 вопросов: о состоянии России, своем будущем романе, уже вышедших «Бронепароходах», уральском менталите. Культура - 9 октября 2023 - Новости Казани -
Ранние годы
- «Страна потеряла надежду жить лучше»: писатель Алексей Иванов — о нынешней России
- Новости автора "Алексей ИВАНОВ"
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - ТОЛЬЯТТИ.ру
- Популярные аудиокниги
- Иванов Алексей Викторович
- Алексей Иванов закончил работу над романом «Бронепароходы»
Алексей Иванов
Учил восхищаться стройностью инженерной мысли и видеть красоту работающей реки: с земснарядами, баржами, пожарными катерами и навигационными знаками. И вот наконец мы приплыли. Человек и пароход Иванов свою титаническую экспедицию закончил. Юлия Зайцева призналась, что завидует тем, кто только начнет читать новую книгу и узнает «этот сложный и красивый речной мир». Книга «Речфлот» выйдет в конце осени в издательстве «Альпина нон-фикшн».
Алексей Иванов: «Когда института авторитета нет, иерархии нет тоже. И мы получаем хаос. Но хаос эволюционирует не к демократии, а к тоталитаризму. То есть когда мы уничтожаем институт авторитета в соцсетях, мы делаем шаг в сторону тоталитарного развития мышления. Точно так же, когда мы законы онлайн переносим в офлайн, в свою реальную жизнь, мы делаем шаг в сторону тоталитаризма, а вовсе не в сторону свободы». По словам Иванова, это зона тотальной безответственности, и даже если кого-то.
В кабинете отца — директора Речного училища — Алексей ещё школьником изучал чертежи ракет на подводных крыльях и навигационные карты. Подростком ходил в экспедиции по Каме, Волге, Белой и Чусовой. Студентом водил на сплавы трудных подростков. А в нулевые реконструировал сплав железных караванов для «Золота бунта». По словам Юлии Зайцевой, писатель по сути был 50 лет непрерывно погружен в тему.
Или он только грядет? Были времена, когда Россия чувствовала себя благополучно, была мировым лидером, была внутренне интересна самой себе и соседям. Можно ли такие периоды называть «золотым веком»? Не знаю. У каждого на этот счет свое мнение. Для кого-то «золотой век» — это 70-е годы Советского союза, для кого-то — царствование Екатерины Второй, а для кого-то — времена Владимира Красно Солнышко. Это дело вкуса. Тут ничего никому не доказать. Для меня «золотого века» не было, но есть время, которое мне наиболее интересно — это 18-й век. Есть даже хорошая поговорка: тот не жил на белом свете, кто не жил в 18-м веке. Мне кажется, ей нет места в современности. И уж точно не должно быть места в будущем. Только не надо путать архаику и традиции. Например, мне ужасно не нравится российский постмодернизм — он разрушает традиции. Зато нравится европейский постмодерн, который является продолжением традиций и их развитием на новом уровне. Развитие традиций — это не архаика, не слепое следование, невзирая на смену обстоятельств. Или сквозняк устроить? При всей близости к Азии, Россия — вариант европейского мира, а ни в коем случае не азиатского. Если сильно упрощать и говорить вульгарно и профанно, то Европа — это мир, где свобода — главная ценность. Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность. Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе. Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира. Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк. В России ценность по идентичности всегда была на первом месте. Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности. А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте. Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя? На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных. Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе. Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже. Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим. Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим. Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность. Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол». Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол. Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно? Любое большое дело — неважно, в России или нет — делается по принципу «много званых — мало избранных»: до финиша доходят далеко не все, не всем суждено довести свое дело до конца. Обычно так обозначают жанр масштабного исторического кино на библейский или античный сюжет, где история может трактоваться достаточно вольно. Но традиционная эпопея — это «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь и судьба» — там у второстепенных героев нет своего сюжета, а главный сюжет — движение времени и исторических событий. Поскольку своим героям я дал свои сюжеты, это уже за рамками классической эпопеи — это романная черта, но масштаб и количество героев — черта все же эпопейная. Чтобы разделить жанры, я дал определение «пеплум». Мне представляется, что это такой роман, в котором герои мотивированы историческим процессом: они поступают так, как от них требует история. Возьмем «Трех мушкетеров» — там главные герои мотивированы любовью, местью, честью, дружбой, а вовсе не войной католиков с гугенотами и борьбой Англии с Францией. Это приключенческий роман в исторических декорациях. У меня все герои мотивированы именно историческим процессом: поступают так, как должны по историческим обстоятельствам. Несмотря на то что в романе есть, например, линии фэнтези, это все же исторический роман, а не беллетризация истории или оживление учебника истории. У историка главный инструмент для работы — факт, а у писателя — образ. Чтобы образ получился наиболее выразительным, писатель-историк может даже отступить от факта, но не настолько, чтобы нарушалась структурная основа истории. Например, реальный губернатор Гагарин приехал в город Тобольск зимой, а у меня — летом. Для чего?
Писатель Алексей Иванов соберет екатеринбуржцев на заводе, чтобы рассказать о новом романе
На них вырастали тресты и синдикаты. Иванов не забывает рассказать нам, с фантастической иронией, о бравурном стахановском движении, а потом и о трагических страницах ГУЛАГа. В войну скольких людей спасли, эвакуировав по рекам, а еще и вывезли заводы. Отдельная большая и больная тема — это строительство гидроэлектростанций и проект «Большая Волга» — сталинский план преобразования природы. Соединения Волги с Доном было заветной мечтой российских государей, но реализовать ее удалось Сталину. Канал был готов в 1952.
Водный путь длиной 101 километр протянулся от Сталинграда на Волге до города Калач-на-Дону. Сегодня речной флот переживает не лучшие времена.
А ваше отличное «Ненастье», которое в 2016 году номинировалось на «Большую книгу», даже в шорт-лист не попало… Трудно быть писателем из глубинки? Поначалу — трудно, но я с этим справился. Хотя мой пример скорее исключение, чем норма. А по поводу литтусовки… Тусовки везде, не только в литературе.
Для меня идеальный читатель — я сам. Разумеется, у меня есть конкретные люди, про которых я знаю, что они будут читать мое произведение — я пишу так, чтобы им понравилось. Но это люди мне знакомые. Я знаю их вкусы, которые во многом совпадают с моими. В каком-то смысле, эти люди все равно мое альтер эго. Все же главный читатель, для которого я пишу — я сам. Преимущественно, это западные авторы. Я считаю, что основные тренды в культуре рождаются на западе — в Европе и США. Предпочитаю читать переводную литературу и смотреть западный кинематограф, чтобы знать, что происходит в моей сфере деятельности. Безусловно, встречаются писатели, когда мне хочется что-нибудь с собой сделать, потому что этот роман написал не я.
Есть писатели, которые для меня безусловный авторитет и эталон. Разумеется, я не эпигон — не подражаю им, но всегда ориентируюсь на них. Это писатели, которых я считаю лидерами ситуации. Права на экранизации практически всех моих произведений проданы. Ведутся работы над экранизациями романов «Общага на крови», «Псоглавцы» и «Золото бунта». По роману «Ненастье» сейчас снимается 8-серийный сериал для главного канала страны — «Россия». Он будет готов к концу года. По роману «Сердце пармы» осенью начинаются съемки полнометражного фильма режиссера Антона Мегердичева, который стал известен после фильма «Движение вверх», а общее художественное руководство осуществляет Сергей Бодров-старший. По моему сценарию снят 8-серийный сериал «Тобол» и полнометражный фильм. Режиссер Игорь Зайцев.
Но этими работами я страшно недоволен, даже снял свое имя с титров. Дело в том, что у нас кинематограф — режиссерский, а режиссер — тиран. Он считает себя умнее всех. Тем более сценариста. Он считает, что знает, как надо написать сценарий, чтобы получилось интересно… — Что обычно у вас спрашивают начинающие писатели? Первый: что сделать, чтобы издали книгу. Тут я советую принимать участие в премиях вроде «Дебюта» — там обычно замечают. Это не гарантия, но шанс. А еще лучше — найти знакомого в московской литературной тусовке, который бы порекомендовал молодого писателя. У нас, к сожалению, как в Советском Союзе, все по-прежнему построено на личных знакомствах.
Нет знакомства — практически нет шанса. Второй вопрос: прочитайте мое произведение. Тут я всегда отвечаю: нет. Они же просят для того, чтобы я помог пристроить их книгу в издательство, но я в конфликте с московской литературной тусовкой — я там никого не люблю, а точнее, всех терпеть не могу. Мое слово для этой тусовки — не авторитет. Если я кого-то порекомендую — его скорее зарубят, чтобы мне напакостить. И кто вам ближе — Прилепин или Быков? Мне не близок ни тот, ни другой, но предпочитаю о коллегах по цеху не говорить — это нарушает цеховую этику. По поводу тусовки… Я сторонник либеральных ценностей и реальной конкуренции. На мой взгляд, право голоса должен получать тот, кто победил в конкурентной борьбе.
А благодаря московской тусовке, право голоса получает тот, кто сел на информационный ресурс… Я стал писателем в жесточайшей конкурентной борьбе, а они не приложили никаких усилий: родились и сразу стали вещать. Это неправильно, поэтому московская литературная тусовка мне неприятна. Некоторые писатели так и пробились. Но мне кажется, что это путь неправильный. Интернет — априори непрестижная среда. Престижно иметь феррари, но выложить фотку себя на феррари — непрестижно, престижно иметь яхту, а не фотку на яхте… Тексты в интернете, даже если это что-то качественное, это не означает, что вы стали профессиональным писателем. Профессиональный писатель — это не только тот, кто создает качественные тексты, но и тот, кто может экономически существовать, благодаря своим текстам. А виртуальная среда с тотальным воровством информационного контента не дает возможности конвертировать свои способности в материальные блага. Я бы советовал все же не выбрасывать тексты, а пытаться издать на бумаге. В нашей культуре есть свойство навешивать на всех клише и судить писателя по нему, а не с точки зрения здравого смысла и конкретного произведения.
Еще Пушкин говорил, что произведение надо судить по законам в нем самом содержащимся. Наши критики и читатели предпочитают судить по предыдущим произведениям. Если писатель Иванов написал роман «Сердце пармы» — он молодец, а написал «Географ глобус пропил» — это плохое произведение, там ни фэнтези нет, ни на мечах никто не сражается, да и народа маловато. Так складывается не совсем адекватное восприятие произведения. С точки зрения детектива, роман «Братья Карамазовы» — слаб, а с точки зрения психологической глубины, роман «Убийство в Восточном экспрессе» — вообще, никуда не годится. Но каждое произведение надо судить по законам его жанра: «Убийство в Восточном экспрессе» — это детектив, его нельзя судить по законам психологического романа, а «Братья Карамазовы» — психологический роман, его нельзя судить по законам детектива. У нас это правило не соблюдается, особенно когда имя автора известно. Поэтому я решил имя скрыть. Издатели плакали: новое имя надо раскручивать, его не будут так покупать. Но я настоял.
Увы, я поменял шило на мыло: вместо одних клише получил другие. Если раньше я был певцом родного края, то под псевдонимом стал «неопытным писателем, которому надо еще поучиться». Опыт не удался. Потом я переиздал роман под своим именем. Для меня он очень серьезен — это роман о том, что социальные и культурные страты не пропускают людей. Если человек решил поменять свою культурную ситуацию, то он за это несет наказание. Часто спрашивают про политику и убеждения. Разумеется, у меня они есть. Но это убеждения кухонные — я их имею, но не могу ничем доказать, хотя лично для меня они в доказательствах не нуждаются. Но раз я не могу их доказать, то и не должен высказывать их публично, я некомпетентен.
Свое кухонное мнение я буду высказывать у себя на кухне, а если начну вещать его направо и налево, то это послужит лишь раздорам и конфликтам. Ни к чему хорошему это не приведет. Как сказал Козьма Прутков, если у тебя есть фонтан — заткни его. Про Россию. Аршином ее не измерить, а умом понять можно, иначе — неинтересно — Способствует ли пониманию России фраза поэта Тютчева о том, что умом Россию не понять, аршином общим не измерить… — С тем, что «аршином общим не измерить» — согласен. Про то, что «умом не понять» — не согласен: Россия неплохо понимается умом. Если бы это было не так, жить бы там было совсем неинтересно и бессмысленно. Я считаю, что Россия — это не какая-то непостижимая бездна: никакой русской души и русского духа нет, но есть некие специфики, о которых можно говорить. Как в свое время сказал академик Лихачев: «Нет русского и французского характера — есть общечеловеческий характер, а остальное — акценты. Разумеется, есть и русский акцент, который внутри себя распадается на более мелкие акценты… — Вы говорили, что ключ к пониманию России лежит в Сибири?
И не только в наше время, в СССР или петровское время.
Для лидера афганцев Сереги Лихолетова в «Ненастье» выбрал залихватски народную: «объясним товарищам через печень», «не дрожи мозгами». А в «Пищеблоке», например, старшая пионервожатая Свистуха использует шаблонные речевые обороты советского педагога: «Кто не все — того накажем», «Смех без причины — признак дурачины» и т. Когда знаешь, что ищешь, в памяти автоматически всплывают нужные слова и фразы. Никуда за ними специально ездить не надо — всё необходимое находится под рукой, просто в перемешанном виде. Главное — отфильтровать. Я слышу, как люди говорят на улице, в общественном транспорте или магазине. Обычный разговор пролетает мимо ушей, а вот конструкции, которые могут пригодиться, цепляют. Их я записываю и затем использую в работе.
Нет желания написать книгу или сценарий про зомби? Персонажи из бестиария масскульта мне нужны, когда я хочу поговорить о сложных вещах: о границах культур, как в «Псоглавцах», или идеологии соцсетей, как в «Комьюнити». При такой стратегии зомби для меня исчерпаны «Ходячими мертвецами». Дело в том, что мир зомби-апокалипсиса из антиутопии превратился в утопию. Это тот «дивный новый мир», в котором хочет жить современный человек. Там не надо работать, ты свободен, как ветер, тебе доступны любые дома и тачки, всех забот-то — бегай да стреляй, наслаждайся адреналином. Там побеждает ловкий, а не сильный, умный, моральный. Враги там неуклюжие и противные, убивать их легко и полезно для жизни. Рай 13-летнего тинейджера.
Или взрослого инфантила. Соцсети позволяют избегать трудностей, с которыми человек сталкивается в реальности, однако преодоление этих трудностей и формирует характер. Соцсети же штампуют поколение инфантилов, убежавших от проблем. И для них мир зомби-апокалипсиса — идеальный. А «Ходячие мертвецы» занимаются его трезвым и скептическим исследованием. Так что фигура зомби для меня там уже отыграна: лучше и не сделать. Шекспир против хипстеров — Вы не раз объясняли успех своих произведений у кинематографистов тем, что работаете в русле русской классической прозы. Однако приверженность традициям декларируют многие. Может быть, есть еще какие-то важные для кино качества ваших произведений?
У кинематографа запрос одновременно и прост, и сложен: хороший сюжет, сильная драма, яркие персонажи, интересная фактура.
Писатель Алексей Иванов представит новую книгу «Бронепароходы»
Культура - 9 октября 2023 - Новости Ростова-на-Дону - Культура - 9 октября 2023 - Новости Кирова - Алексей Иванов сегодня — Любовь и навигация: Алексей Иванов одушевляет корабли в своей истории речфлота. Роман Алексея Иванова «Бронепароходы» вышел в трех форматах.
«Закончил свою великую книгу»: писатель Алексей Иванов выпустит исторический роман «Речфлот»
Поделиться Медийность низкая В первую очередь это история о большой любви, которая началась в 90-е. Ведь самые крепкие чувства рождаются в самые сложные времена…В первую очередь это история о большой любви, которая началась в 90-е. Ведь самые крепкие чувства рождаются в самые сложные времена… 26.
Даже удивился, что в Башкирии есть такие дикие места. Разумеется, я читал исторические материалы о Пугачевском восстании.
Меня изумило, насколько глубоко ваши ученые изучают историю своего края, какие есть фундаментальные обобщающие работы. Я ими тоже пользовался. У меня дома собралась большая библиотека из толстых книг по истории и географии Башкортостана. Краеведы тоже копают очень глубоко, вытаскивая удивительные факты.
Но они излагают их в маленьких брошюрках тиражом сто экземпляров, которые продаются только в местных музейчиках. Больше этой информации нигде нет. Кто вы, Алексей Иванов? Алексей Иванов - автор городской прозы, исторических романов, приправленных легендами, интеллектуальными триллерами.
Язык одной книги не похож на язык другой, и читатели задаются вопросом, кто же он: историк, краевед, и сам ли все пишет? Я предпочитаю первое. Я не историк, не сижу в архивах, не езжу в археологические экспедиции, но пользуюсь трудами историков. Если кто-то находит в моих произведениях какие-то несоответствия исторической правде, то это - отголоски разборок между историками.
Я как автор вынужден принимать ту или иную сторону. Мои работы не исторические, а культурологические, но история в них представлена наиболее полно и объективно. Например, в книге "Вилы" рассказывается о Пугачевском бунте с культурологической точки зрения. Писатель объяснил, что очень серьезно относится к стилистике.
Разумеется, есть и русский акцент, который внутри себя распадается на более мелкие акценты… — Вы говорили, что ключ к пониманию России лежит в Сибири? И не только в наше время, в СССР или петровское время. Начиная со времен Ивана Грозного, это регион с огромными ресурсами — такой гигантский бензобак, приделанный к российскому автомобилю. Благодаря тому, что добывать эти ресурсы не очень сложно, Россия во многие периоды своей истории жила за счет сибирских ресурсов. Это позволяло ей не модернизироваться так, как требовало время, как это было в европейских странах. Опора на сибирские ресурсы позволяла российской экономике сохранять свои архаичные черты. Для существования экономики любой страны нужно золото, звонкие монеты.
В России до 1745 года не было ни одного своего золотого месторождения — все приходилось покупать извне. Какой товар могла производить Россия, чтобы он пользовался спросом в Европе? Одной из универсальных валют Старого мира была пушнина — она ценилась наравне со специями и шелком. Еще во времена древнерусских княжеств продажа пушнины позволяла добывать золото неэкономическим путем, потому что ее добыча не зависела от состояния экономики: просто отнимаешь пушнину у сибирских инородцев — вот она и есть у государства. Так Россия долго сохранялась отсталой страной с огромным количеством феодальных пережитков. То же происходит и сейчас: наличие сибирских нефти и газа позволяет России не доводить до конца экономические и политические реформы. Это называется «сидеть на нефтяной игле».
Как эта ситуация появилась в 14-15-м веках, так она в 21-м веке и продолжается. Для России тема «нефтяной игры» — вечная. Вот почему ключ к пониманию экономики России лежит в Сибири. Или он только грядет? Были времена, когда Россия чувствовала себя благополучно, была мировым лидером, была внутренне интересна самой себе и соседям. Можно ли такие периоды называть «золотым веком»? Не знаю.
У каждого на этот счет свое мнение. Для кого-то «золотой век» — это 70-е годы Советского союза, для кого-то — царствование Екатерины Второй, а для кого-то — времена Владимира Красно Солнышко. Это дело вкуса. Тут ничего никому не доказать. Для меня «золотого века» не было, но есть время, которое мне наиболее интересно — это 18-й век. Есть даже хорошая поговорка: тот не жил на белом свете, кто не жил в 18-м веке. Мне кажется, ей нет места в современности.
И уж точно не должно быть места в будущем. Только не надо путать архаику и традиции. Например, мне ужасно не нравится российский постмодернизм — он разрушает традиции. Зато нравится европейский постмодерн, который является продолжением традиций и их развитием на новом уровне. Развитие традиций — это не архаика, не слепое следование, невзирая на смену обстоятельств. Или сквозняк устроить? При всей близости к Азии, Россия — вариант европейского мира, а ни в коем случае не азиатского.
Если сильно упрощать и говорить вульгарно и профанно, то Европа — это мир, где свобода — главная ценность. Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность. Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе. Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира.
Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк. В России ценность по идентичности всегда была на первом месте. Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности. А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте. Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя?
На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное.
Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных. Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе.
Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже. Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим.
Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим. Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос.
До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность. Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю.
Книга о речном флоте. Я жил в райончике, который называется Водники, где все было завязано на судоремонтных и судостроительных заводах.
Я неплохо знал историю речного флота, а гражданская война - самая яркая ее страница. Тема продолжится в новом романе, над которым писатель сейчас работает. Книга делится на две части: до и после революции. Потому что это был свободный бизнес. То, что сейчас нет речного флота, означает: либо у нас нет бизнеса, либо он несвободный. Со свободой частного предпринимательства вернется и речной флот, - уверен писатель.
О вкусах не спорят Критику Алексей Иванов не читает - у него к ней большие претензии. Как только появились новые средства коммуникации, в частности соцсети, критики превратились в литературных блогеров, а это совершенно разные профессии. Если пользоваться кулинарными терминами, то критик говорит о рецепте блюда, а блогер - о вкусе. О вкусах, как известно, не спорят. Блогеры рассказывают о своих впечатлениях, которые меня абсолютно не интересуют, мне хочется профессионального разговора. Тем не менее я в курсе, что обо мне пишут.
Мой продюсер Юлия Зайцева читает это все и хорошую критику дает почитать мне. Книга и фильм - не одно и то же Многие произведения Алексея Иванова экранизированы: "Географ глобус пропил", "Общага" "Пищеблок", "Сердце пармы". Главное требование к фильму - чтобы он сам по себе был хорошей историей, даже если там половина сюжетных линий потеряна, а половина героев поменяли характер. Отношение к своим произведениям у автора такое же, как у многодетной матери к своим чадам.
Рассылка новостей
- Алексей Иванов через неделю закончит новый роман. Издательства и кинопродюсеры уже бьются за права
- Алексей Иванов: «Когда форма победила содержание» – Журналист
- Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы
- Кто вы, Алексей Иванов?
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 76.ру
- Рассылка новостей
Проблема романа "Бронепароходы" в людях. Большинство из них мелькают как некие функции
- Известный писатель Алексей Иванов закончил свой новый роман
- Писатель Алексей Иванов приедет в Магнитогорск и расскажет про бронепароходы
- Льготные категории посетителей
- «Сердце Пармы» хотели превратить в водку
- Алексей Иванов закончил работу над романом «Бронепароходы»
- Алексей Иванов: «Вместо идеологии у нас сплошная конспирология»
Алексей Иванов: «Когда форма победила содержание»
Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 26.ру | автор городской прозы, исторических романов, приправленных легендами, интеллектуальными триллерами. |
Писатель Алексей Иванов: интернет-среда — это зона тотальной безответственности // Новости НТВ | Авторы. Алексей Иванов. |
Алексей Иванов: «Пароходы Гражданской войны оказались жертвами» - Новости - Ельцин Центр | Известный писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов 16 февраля в Ельцин Центре впервые представил публике свой новый масштабный исторический роман «Бронепароходы». |
Алексей Иванов: «Вместо идеологии у нас сплошная конспирология»
Поначалу — трудно, но я с этим справился. Хотя мой пример скорее исключение, чем норма. А по поводу литтусовки… Тусовки везде, не только в литературе. Тусовка — не компания приятелей, а некое комьюнити, которое процветает на доступе к некому ресурсу.
Фильм Антона Мегердичева уже стал самым кассовым российским релизом этого года, а в общем зачете — пока на третьей строчке. Лучше собирали только голливудские релизы в начале года — «Анчартед» 1,5 млрд руб. В основе блокбастера — одноименный бестселлер Алексея Иванова, одного из самых экранизируемых современных российских писателей.
В фильмы и сериалы превратились почти все его романы — «Географ глобус пропил», «Пищеблок», «Ненастье», «Общага-на-Крови», «Тобол». По его сценарию снята историческая драма «Царь», в планах — экранизация книг «Золото бунта», «Псоглавцы», «Тени тевтонов», нон-фикшена «Вилы». В интервью «Ведомостям» писатель поделился впечатлениями от фильма «Сердце пармы», а также рассказал о новой книге «Бронепароходы», которая выйдет в январе 2023 г. Толстой и Шекспир — Как вам экранизация «Сердца пармы»? Соответствует духу романа? И не потому, что он хорошо отражает книгу, а потому, что сам по себе является интересной историей.
Для фильма это важнее, чем слепое следование роману-первоисточнику. Так было и здесь? Сценарий читал, и уже очень давно. Во-первых, смело привносит в исторический жанр атмосферу фэнтези, причем выразительная натура обеспечивает гармоничный синтез истории и сказки. Кажется, что среди этих причудливых скал, дремучих лесов и диких рек, разумеется, обитают всякие небывалые существа. Во-вторых, синтез истории и сказки имеет отечественный характер.
Например, «Игра престолов» создана в шекспировском ключе: страсть, трагедии, очевидность вымысла. А фильм «Сердце пармы» сделан в толстовском ключе: размышления, драмы, органичность чудес. В этом смысле он и следует роману. В то же время появились мощные сцены, которых не было в оригинале. Например, когда вогульский хакан Асыка приходит с набегом на Усть-Вымь, мужики, вместо того чтобы спасаться, бросаются к иконам и молятся, пока он убивает их по одному. А вам понравилось что-то из привнесенного?
И экранизация — всегда путь утрат и дополнений, так как невозможно перевести одну художественную систему в другую без изменений. Это надо понимать изначально. Фильм — произведение режиссера, а не писателя, следовательно, о качестве изменений надо судить по фильму, а не по роману. Главный критерий — художественная оправданность. И в фильме все трансформации оправданны. Например, епископ Иона Пустоглазый в романе — беспринципный фанатик, а в фильме его сыграл Евгений Миронов.
Он упрямо желает обратить таежных жителей в христианство, но не согласен насаждать веру через кровь и смерть. Поскольку христианская идея в фильме отдана Ионе в романе она была у Михаила , то и перемена образа закономерна. Закономерен и эпизод с поднятием креста на храм — в романе крест поднимал другой герой. В общем, в фильме нет вторжений в ткань повествования, сделанных просто для того, чтобы сократить действие или упростить съемки. Авторы фильма сказали то, что хотели они сами, и сказали аргументированно. А совпало их мнение с моим или нет — для фильма не важно.
Первый хлеб Пармы — Не кажется ли вам, что главный герой, князь Михаил, получился другим? В книге он, как вы сами говорили, немного Гамлет, а в фильме, грубо говоря, получился почти наш современник — хочет мирной жизни, а все от него требуют решительных действий. Мой Михаил — воин духа, и в романе, где описано внутреннее состояние героя, он может не брать в руки меч. Но кино — искусство визуальное, в нем внутреннее становится внешним. Однако изменение ведь не только в этом. В книге Михаил находится на границе двух миров — языческого и христианского.
Христианство отвергает идею судьбы, потому что дает человеку свободу воли. Для христианина нет никакой судьбы, рока, фатума — его жизнь зависит от его поступков.
Иванов одинаково увлекательно пишет о прошлом и настоящем страны. Складывается впечатление, что он один из немногих, кто видит историю России как процесс, который происходит у нас на глазах Вы писали о том, что перестали участвовать в литературных премиях, потому что они распределяются внутри московской тусовки, где все друг друга знают.
А ваше отличное «Ненастье», которое в 2016 году номинировалось на «Большую книгу», даже в шорт-лист не попало… Трудно быть писателем из глубинки? Поначалу — трудно, но я с этим справился.
Почитайте отрывок из третьей части этой работы, где Иванов обсуждает Виктора Пелевина, признается, что не знает Дмитрия Пригова, рассуждает, может ли и должен ли существовать пиратский рынок, и рассказывает, какое у него отношение к мату в литературе. Мария Почему вы считаете Пелевина самым значительным отечественным автором? Это связано с его влиянием на аудиторию или с чем-то другим?
Значительность писателя определяется многими факторами. Производство мемов — тоже важно, хотя в этом вопросе трудно добиться объективности. Влияние на аудиторию, которая тебя не понимает, — это феномен Кашпировского, то есть социально обусловленная потребность в иррациональном гуру. Мне представляется, что Пелевин просто обыгрывает трюизмы в формате бреда. Можно соглашаться или не соглашаться с выводами, полученными этим методом, можно уметь или не уметь им пользоваться, но метод существует объективно.
После Пелевина писать так, как до Пелевина, уже нельзя. В каком-то отношении метод Пелевина и произведения Пелевина можно уподобить проекции 3D: фильм "Аватар" — обычное кино, но проекция революционна. Проблема мата — социальная, а не культурная. Их много. Соотношение подлинного и неподлинного везде, наверное, примерно одинаково.
Но в провинции живому реализоваться куда труднее: нет ресурса. И сильнее душит мертвечина, прущая из столицы. Дело в том, что в культуре подлинное всегда создает свое пространство, а неподлинное занимает чужое. Подлинное претендует на место под солнцем, а неподлинное — на лидерство. Поясните, если можно.
Я и сама считаю, что Пелевин — фигура, безусловно, уникальная. Но признание его уникальности для меня — это не оценочное суждение, а факт. Одно не подразумевает другое. Полностью с вами согласен. Не всякая уникальность талантлива.
Иванов Алексей Викторович
Экспертные статьи и новостные материалы автора Иванов Алексей на сайте Алексей ИВАНОВ о писательском ремесле и своих героях. Писатель Алексей Иванов — о России | Обо всем этом в эксклюзивном интервью НТВ — известный писатель, автор бестселлера «Географ глобус пропил» и исторической эпопеи «Тобол» Алексей Иванов. Культура - 9 октября 2023 - Новости Тулы - Культура - 9 октября 2023 - Новости Якутска - Алексей ИВАНОВ о писательском ремесле и своих героях. Писатель Алексей Иванов — о России |
Известный пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над новой книгой
Лучшее и избранное из 15-летнего диалога писателя Алексея Иванова с читателями — многосторонний анализ нашей жизни и процессов, происходящих в политике, экономике, публицистике, культуре и писательском ремесле. Культура - 9 октября 2023 - Новости Оренбурга - Писатель и сценарист Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горький (ныне Нижний Новгород), спустя два года его семья переехала в Пермь.
Алексей Иванов написал новый исторический роман
Даже удивился, что в Башкирии есть такие дикие места. Разумеется, я читал исторические материалы о Пугачевском восстании. Меня изумило, насколько глубоко ваши ученые изучают историю своего края, какие есть фундаментальные обобщающие работы. Я ими тоже пользовался. У меня дома собралась большая библиотека из толстых книг по истории и географии Башкортостана. Краеведы тоже копают очень глубоко, вытаскивая удивительные факты. Но они излагают их в маленьких брошюрках тиражом сто экземпляров, которые продаются только в местных музейчиках. Больше этой информации нигде нет. Кто вы, Алексей Иванов?
Алексей Иванов - автор городской прозы, исторических романов, приправленных легендами, интеллектуальными триллерами. Язык одной книги не похож на язык другой, и читатели задаются вопросом, кто же он: историк, краевед, и сам ли все пишет? Я предпочитаю первое. Я не историк, не сижу в архивах, не езжу в археологические экспедиции, но пользуюсь трудами историков. Если кто-то находит в моих произведениях какие-то несоответствия исторической правде, то это - отголоски разборок между историками. Я как автор вынужден принимать ту или иную сторону. Мои работы не исторические, а культурологические, но история в них представлена наиболее полно и объективно. Например, в книге "Вилы" рассказывается о Пугачевском бунте с культурологической точки зрения.
Писатель объяснил, что очень серьезно относится к стилистике.
RU Писатель Алексей Иванов — один из самых известных и экранизируемых авторов страны. За последние два года по его книгам сняли сериал «Пищеблок» и фильм «Сердце пармы», а до этого были «Географ глобус пропил», «Тобол», «Общага» и другие. Наши коллеги из 74.
И способны ли либералы на любовь к Родине? Сайт НТВ. Ru публикует полную видеоверсию эксклюзивного интервью Алексея Иванова программе « Поздняков ». Телевизионная версия выйдет в эфир НТВ сегодня в 00:15. Алексей Иванов: «Премии монополизированы некими тусовками, которые сидят на ресурсах. Поэтому премии получают те, кто является участникам этих тусовок, либо те, кто лоялен к ним, либо некие фигуры компромисса.
Под тусовками я понимаю не какую-то там компанию, а некое комьюнити, то есть набор людей, которые существуют в общем информационном поле».
Книга, которую Алексей Иванов проживал с самого детства, когда в Нижнем наблюдал, как его родители — инженеры-судостроители — готовятся к институтским экзаменам», — сообщает продюсер писателя. Книга «Речфлот» выйдет в конце осени в издательстве «Альпина нон-фикшн». Алексей Иванов — российский писатель и сценарист.