В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Святой благоверный великий князь Александр Невский. 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году.
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”
Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в Богородице-Феодоровском Городецком мужском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.
Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович 1353—1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1350—1389 , будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению [Через 117 лет после кончины Св. Александра Невского в субботу, 8 сентября 1380 года, в ту самую ночь, когда Димитрий Донской со своей ратью стоял станом на Куликовом поле перед решительной сечей с Мамаевой ордой, — пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение.
Свечи возгорелись сами собою, два старца, выйдя из алтаря, подошли к гробу Св. Александра и сказали: «О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников». Александр восстал из гроба и стал невидим. После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя.
Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. В 1491 году, во время владимирского пожара, сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но мощи Св. Александра, в это время уже местно прославленные и перенесённые из гробницы в открытую раку, у которой совершались многие чудеса, сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась нетронутой. Общецерковное прославление св.
Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.
Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. Напомним, о создании ПЦУ было объявлено 15 декабря 2018 года в Киеве.
В 2019 году церковь получила статус автокефальной решением Константинопольского патриархата.
Об этом сообщается на сайте ПЦУ. Александра Новгородского Невского , в схиме Алексея, 23 ноября», — говорится в сообщении. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году.
Как отмечается, в рамках подготовки к юбилею завершена передача Санкт-Петербургской епархии Благовещенской церкви в Александро-Невской лавре. По преданию, Пётр Первый собственноручно внёс реликвию на второй этаж храма. После более чем столетнего перерыва в лавру возвратилась и драгоценная рака для хранения мощей.
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?
Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России.
Александр Невский: полководец, князь, дипломат, святой
Святой благоверный князь Александр Невский — Русская вера | 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма. |
Новости храма святого Александра Невского | Александр Невский — князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец, святой Русской православной церкви. |
В день памяти Александра Невского | группа посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. |
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский | Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. |
Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой | Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? |
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Это отдельный большой раздел в книге, которого не было в первом издании. Задача была показать, как выполняют эти храмы духовную защиту буквально всех рубежей нашего Отечества. От западных областей России, начиная с Калининградской, до вернувшегося в родной русский дом Крыма, казачьих краёв Краснодара и Ставрополья, Северного Кавказа и Оренбуржья, Алтая и многовёрстных границ с Китаем на юге, до Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки, наконец, до Крайнего Севера, где укрепление границ приобретает в последнее время огромное значение. Рассказано в книге и о храмах Александра Невского в землях московских и питерских, владимирских, суздальских, поволжских, в Туле и на Курской дуге, по всему Транссибу и в других знаковых местах. Большое место в книге занимают Александро-Невские храмы в ближнем Зарубежье — ещё недавно исторических границах Российской империи, затем Советского Союза. И особенно, как хранят память о святом защитнике земли Русской православные верующие в Зарубежье дальнем. И какие же трогательные истории связаны часто с такими храмами… Например, в Тунисе в январе 1930 года русская община в г. Бизерте замыслила построить храм во имя св. Оргкомитет возглавил вице-адмирал А. Герасимов, пожертвования поступали из Туниса, Франции, Чехословакии и других стран, где расселились беженцы. Строительство завершили через год, а в 1939-ом окончили и внутреннюю роспись.
Сразу после освящения в храм передали на хранение Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец» в настоящее время он хранится в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. В единственном храме-памятнике Черноморской эскадры установлена табличка с названиями 33 русских кораблей, пришедших в 1920 году в Бизерту; спустя десятилетия появилась и мемориальная доска с именами морских офицеров эскадры. В храм передали старинные иконы с кораблей, различные реликвии и документы. Вместо алтарной завесы на Царских вратах — Андреевский флаг, сшитый вдовами моряков. С 2006 года над храмом св. Примечательно, что возведение очень многих Александро-Невских церквей связано с памятью и других носителей славного имени Александр, среди которых выделяются три императора России. Так, именно император Александр III начинал строительство Транссиба и с его лёгкой руки и при его поддержке на всех главных станциях магистрали возводили церкви в честь его небесного покровителя. Но возводились такие храмы и попечительством других Александров.
Вместе с Русской землей он оказался в очень непростых условиях. Тогда говорить о едином государстве было еще нельзя, был конгломерат относительно независимых удельных княжеств, которые периодически находились в междоусобной войне, при этом все князья принадлежали к одной династии, к одному Дому — Рюриковичей.
Это было очень важно — родовое понимание власти. Власть воспринималась не как единоличная, принадлежащая какому-то одному князю, а всему роду Рюриковичей. Несмотря на такие представления, которые должны были бы всех консолидировать, страсти человеческие нередко брали верх, и кому-то все равно хотелось быть первым среди равных: киевским князем или, по крайней мере, великим князем. Александр Невский оказался в ситуации, когда раздробленная Русская земля не выдержала натиска страшного противника, который умел воевать и был готов воевать до победного конца, не останавливаясь ни перед чем. Каково бы ни было мужество русских воинов, на одной доблести выстоять было нельзя. Нужны были единство и мудрость, а вот этого как раз не хватило. И приходит человек, в котором объединяются и доблесть, и мужество, и мудрость. Его нельзя обвинить в трусости из-за того, что он не воевал с Золотой Ордой, а, наоборот, следовал указаниям золотоордынских ханов и пресекал попытки не платить дань даже в Новгороде, который во время монголо-татарского нашествия не подвергся разорению. Новгород лелеял мысли о независимости, чтобы никому ничего не платить. При этом ни его элита, ни обыватели не отдавали себе отчета в том, что это дело времени, что татарам ничего не стоит дойти до Новгорода и разгромить его.
Александр Невский, понимая это, будучи более дальновидным, чем новгородцы, подыгрывал политике Золотой Орды, стараясь минимизировать ее отрицательные последствия для будущей России. Он-то как раз смотрел в будущее, понимал: сейчас тяжело, но это еще не конец, не катастрофа, русский народ поднимется, свергнет в свое время это иго и вновь обретет самостоятельность и независимость на качественно новом уровне. Он шел на компромисс с Золотой Ордой, но бескомпромиссно и нисколько не боясь воевал с западными интервентами. Как и положено было князю, он возглавлял эту борьбу, нередко сам бывал в сражениях и, как известно, не проиграл ни одного из них. Ему хватало и мужества, и смелости. И если он считал нецелесообразным воевать с Золотой Ордой, то это было вовсе не делом трусости или поиска личной выгоды. В этом его обвинить точно нельзя. Чтобы кого-то признали именем России, согласитесь, важно это умело преподнести. В свое время эту кандидатуру предложил будущий патриарх, митрополит Кирилл. Одна из его крылатых фраз — о том, что Александр Невский понимал: Золотой Орде были нужны только наши кошельки, а Западу — наши души.
Правильно ли я понимаю, что уже тогда противостояние «Восток — Запад» было настолько глобальным, что Александру Невскому приходилось делать выбор в пользу непосильной дани? Он прекрасно знал о расколе между Церквами в ХI веке, но эта беда могла быть преодолена. А вот разгром в 1204 году христианского Константинополя крестоносцами, вместо освобождения Святой Земли, согласно их намерению, объяснить очень трудно. Да, может быть, у нас разные взгляды на какие-то догматы, но уничтожать, по сути, единоверных братьев, поступать с ними хуже, чем с язычниками, — это было холодным душем для православного мира. А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы. Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы. Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский. Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго.
Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина». То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор. В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского? Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая.
Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки. Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине 16-го века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник. Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами всего там их более 16 тысяч. Житие Александра Невского [Лицевой летописный свод 16-го века]. Wikimedia Commons Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть. Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба. Очевидно, что такое «неуважение» к последующей деятельности Александра обусловлено стремлением обойти неудобные моменты его биографии, связанные с захватом великокняжеского трона и сотрудничеством с Ордой. В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича. В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда. Востребованный Романовыми Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского. Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I , который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем. Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая. И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве. В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде.
По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией.
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?
Александр Невский, родившийся 13 мая 1221 года, — самый успешный его участник. Уже очень скоро благодаря победам на Неве и на льду Чудского озера князь превратился в образец для подражания: символ того, что успех против численно и экономически превосходящего противника не только возможен, но и практически достижим. Позже родилась черная легенда о князе как пособнике монгольских завоевателей. И евразийская — как искреннем приверженце Орды. Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. Князь вынимает меч Однако все начиналось для Александра иначе — с молчания. В шведских источниках нет ни слова о первой выигранной им битве — у будущего ярла этой страны Биргера 15 июля 1240 года на берегу Невы. Согласно же русским свидетельствам, Александр атаковал противника, заведомо превосходившего его по количеству войск.
Бой завязался в нескольких километрах от городской черты нынешнего Санкт-Петербурга. Александр опрокинул неподготовленный вражеский лагерь, наказав скандинавов за плохо поставленную разведку. Это можно интерпретировать и иначе: шведов некому было предупредить. Предки современных ижорцев Ленинградской области, народ ижора, встали на сторону Александра, сообщив ему о приближении неприятелей, и обещали провести к их лагерю. Князь быстро решился атаковать, не дожидаясь подкреплений, и, как сообщает летопись, добрался до самого Биргера: "... Древнерусское известие понималось иногда как легенда, а иногда как преувеличение , но когда в 2002 году вскрыли захоронение Биргера, на костях обнаружили следы ранений, в том числе повреждения в правой глазнице черепа ярла. Победа малой кровью скоро стала основой харизмы Александра как лидера опустошенной монгольским нашествием Руси, надеявшейся как раз на такие победы, и сделала его знаменитым.
Житие приводит слова князя о соотношении сил: "Братья!
И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани. Смирение и терпение — две великие христианские добродетели, которые в полной мере проявил в этом случае князь, — рассказывает Дмитрий Пономарев. Икона XXI века. Каждый такой визит — испытание неделями и месяцами. Главным посылом таких поездок было спасти русские города от разграбления и, что не менее важно, — защитить Православную церковь. Ведь на всех завоеванных землях монголы обращали народы в свою веру. Этого не случилось на Руси в первую очередь благодаря политическому дару князя Александра Невского. При этом мало кто знает, что почти все свои личные средства князь тратил на выкуп в Орде русских пленных.
В последний, шестой, приезд князя в Орду решался особо важный вопрос — о поставке русских воинов в ряды монголов. Кроме материальной дани Орда теперь требовала и такую, так называемую дань кровью. Александр Ярославич договаривался о том, чтобы русичи не воевали в войске монголов, не проливали за них свою кровь. Выехав из Орды, великий князь сильно занемог. Его посольство остановилось в Городце-на-Волге.
Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено.
Александра Невского были изъяты из Троицкого собора Александро-Невской лавры и возвращены в собор лишь в 3 июня 1989 года. Александра с 1790 по 1922 год, были возвращены монастырю Эрмитажем и помещены в верхнем храме Благовещенской церкви лавры, посвященном святому князю Александру Невскому. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Полное житие благоверного великого князя Александра в схиме Алексия Невского Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. Здесь в XIII в. Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова.
Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. И воистину — не без Божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим. Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его.
Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые.
Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем.
В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. По словам губернатора, Александр Невский всегда будет считаться заступником русской земли. При жизни он победил шведов на берегах Невы и тевтонских рыцарей на Чудском озере, а после смерти он стал небесным покровителем этих земель. Пётр I гордился возвращением исконно русских земель в Северной войне. В честь победы он приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Благовещенскую церковь.
Святой Александр Невский
Николая обычно отмечается не рождение, а преставление святого, его переход к вечной жизни, либо перенесение мощей. Именно на эти даты обращается внимание также в случае блгв. Дата празднования определена была 13 мая, исходя из новейших исторических данных. Вместе с тем, различные конференции, выставки, посвященные памяти святого, проходят по России в течение всего года.
Почему князь был причислен к лику святых Александр, сын великого князя Владимирского Ярослава, стал великим князем с 1249 г.. Это было сложнейшее, критическое для Руси время. Земли ее были захвачены, разорены монголами, в руинах лежали города, тяжелая дань завоевателям разоряла людей, новые хозяева Руси — монголы — по своему желанию меняли правителей, устраняли неугодных.
В число их попал отец Александра, убитый по приказу хана. А ведь была еще опасность с запада: к землям бедствующей Руси Литва, Швеция, даже — сам Папа Римский. Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены.
Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского. State Museum of Palekh Art. Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды.
Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г.
В эти годы страшного порабощения Руси монголо-татарскими ордами святой князь умел оградить свои владения и с востока, спасая подданных от гнева раздраженных татар. И скончался он, возвращаясь из четвертого изнурительного путешествия в Сарай — столицу Золотой Орды. Нетленные мощи благоверного князя Александра были открыты в 1380 году, перед Куликовской битвой, и тогда же установилось местное почитание святого. Общецерковное прославление святого благоверного князя Александра совершилось на Церковном Соборе 1547 года в Москве. Святой Александр считается покровителем русского воинства: ему молились русские цари и полководцы во все времена.
В 1721 году, по окончании затянувшейся изнурительной войны со шведами, мощи святого Александра было решено торжественно перенести в новую северную столицу — Санкт-Петербург, в собор Александро-Невской Лавры, где они почивают и сейчас. Память святого благоверного князя Александра Невского празднуется 5 июня н.
Приходилось Александру «успокаивать» и родного сына Василия, отправленного им княжить в Новгород и поддавшегося стихийной новгородской «демократии вечевой». Мудрый Александр, неоднократно побывав в Орде, представлял без иллюзий силовые её возможности. К тому же понимал, что Орда непременно ослабнет, когда расколется на улусы многочисленных потомков Чингисхана. А пока — смирение и терпение. Это подвиг куда более трудный, чем победы над шведами и тевтонами.
И нападают на святого князя Александра те, кому поперёк души именно мощная российская государственность. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых. Понимал и первый российский император Пётр Великий, который сделал Св. Александра Невского святым покровителем Санкт-Петербурга и монастырь в его честь построил, ныне широко известную Александро-Невскую лавру, и велел торжественно перенести святые останки князя из Владимира в новую столицу Санкт-Петербург, и особый орден св. Александра Невского учредил с символическим названием — «За труды и Отечество». Тот самый, над возрождением которого работал и всю душу вложил Александр Воловик, да ещё под девизом своего рода — «Честь превыше выгоды». После революции 1917 года все государственные награды и знаки отличия царской России были упразднены. Но в грозные годы Великой Отечественной войны имя святого князя Александра Невского вновь засияло боевым орденом, как и на орденах других славных имён непобедимых российских полководцев — Суворова, Кутузова, Ушакова… В народе же память о святом князе Александре Невском ярко отразилась во множестве храмов, построенных в его честь.
Это отдельный большой раздел в книге, которого не было в первом издании. Задача была показать, как выполняют эти храмы духовную защиту буквально всех рубежей нашего Отечества. От западных областей России, начиная с Калининградской, до вернувшегося в родной русский дом Крыма, казачьих краёв Краснодара и Ставрополья, Северного Кавказа и Оренбуржья, Алтая и многовёрстных границ с Китаем на юге, до Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки, наконец, до Крайнего Севера, где укрепление границ приобретает в последнее время огромное значение. Рассказано в книге и о храмах Александра Невского в землях московских и питерских, владимирских, суздальских, поволжских, в Туле и на Курской дуге, по всему Транссибу и в других знаковых местах. Большое место в книге занимают Александро-Невские храмы в ближнем Зарубежье — ещё недавно исторических границах Российской империи, затем Советского Союза. И особенно, как хранят память о святом защитнике земли Русской православные верующие в Зарубежье дальнем.
А еще гости станут свидетелями подготовительных работ к диораме «Ледовое Побоище». Для подготовки к юбилейной дате создан городской оргкомитет. В предстоящем году на разных площадках состоятся концерты, конференции, выставки и просветительские мероприятия.
Основные торжества, по традиции, пройдут 12 сентября.
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? Государственный Эрмитаж начал передачу раки святого благоверного князя Александра Невского РПЦ. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святой благоверный князь Александр Невский за свою короткую жизнь сделал так много для Руси, что этого с лихвой хватило бы на несколько жизней.
Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря. В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (перенесение мощей), митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе.
Современные чудеса святого Александра Невского
Римский престол по-прежнему хотел подчинить часть русских земель, а еще отомстить за поражение на Чудском озере. Известно, что до этого папа Иннокентий IV дважды предлагал князю принять католичество и заключить союз против татар. Невский от сотрудничества отказался. Представители Ватикана в окружении хана действительно могли подсыпать яд замедленного действия своенравному правителю. Но большинство специалистов склоняются к другой версии: Невского никто не убивал. Возможно, причиной смерти стали слабое здоровье князя и низкий уровень медицины того времени. Почитаемый святой Дело в том, что продолжительность жизни в то время была невелика, человек мог заразиться и умереть от чего угодно. Историкам неизвестно, чем болел князь, но возвращался он уже в болезненном состоянии.
Перед смертью Александр Великий принял монашеский постриг с именем Алексий. Его похоронили в одном из владимирских монастырей. Почти сразу после погребения появились легенды о чудесах, которые происходили рядом с мощами князя. А спустя 300 лет Невского официально причислили к лику чудотворцев. О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным! Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Жестко пресекая попытки западных государств завоевать Русь и уничтожить православную веру, Князь заложил основы приемлемых взаимоотношений с Золотой Ордой, правители которой не посягали на духовное достояние русского народа. Благодаря Александру Невскому Русь была избавлена от жестоких монголо-татарских набегов и это явилось началом пути к освобождению от монголо-татарского ига. Князь Александр Ярославич Невский всегда благоговейно почитался русским народом. В этот период Россией правили три Императора, небесным покровителем которых являлся святой благоверный Князь Александр Невский. Более ста лет во имя святого Князя воздвигались храмы с благодарением и молитвой о небесном заступничестве, о мире и благоденствии российского народа. Это событие происходило в третью годовщину заключения Ништадтского мира, установившего «вечный ненарушимый мир на земле и воде… истинное согласие» между Россией и Швецией.
В 1995 году жители Кривощеково начали ходатайствовать о строительстве в поселке большой церкви, которая сразу была задумана как храм-памятник императору Александру Миротворцу, почившему годом раньше. И освятить ее собирались во имя небесного покровителя императора святого благоверного князя Александра Невского. В связи с этим Кривощековский поселок даже начали называть Александровским — по одним сведениям в честь усопшего императора, по другим — во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра Миротворца. Однако вскоре жители поселка подали прошение Томскому губернатору о переименовании поселка в Ново-Николаевский — в честь нового Государя Императора Николая II, спустя годы канонизированного Русской Православной Церковью в лике страстотерпца. Строительство церкви шло высокими темпами. Уже в 1899 году огромный по тем временам поселковый храм — 24 метра в высоту! Это было вообще первое каменное здание в поселке. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Ново-Николаевск-Новосибирск имеет сразу трех небесных покровителей — святого князя Александра Невского, святого Царя-страстотерпца Николая II и святителя Николая Чудотворца, в честь которого был назван последний российский император. И кстати, в правом пределе собора находится особо чтимая прихожанами икона святителя Николая Чудотворца афонского письма. И вот что в связи с этим интересно. В 1937 году собор был закрыт. Новосибирский облисполком передал здание собора в пользование Новосибирскому епархиальному управлению в 1989 году. Храм находился в плачевном состоянии, предстоял большой объем реставрационных работ. В 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находившийся в это время в Новосибирске с Первосвятельским визитом, совершил полное освящение восстановленного собора. В храме начались регулярные богослужения. Однако Церкви собор вернули значительно позже. Безвозмездная передача в собственность Новосибирской митрополии здания собора и прилегающую к нему территорию состоялось только в 2012 году. И произошло это 19 декабря — в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца.
Процесс передачи других элементов раки закончится до конца года. Гробницу поместили в Благовещенской церкви лавры на втором этаже. Ранее Минкультуры подписало соответствующий приказ о передаче гробницы. Изначально она находилась в Свято-Троицком соборе лавры. В Эрмитаж ее передали в 20-е годы прошлого столетия, когда советское правительство изымало церковные ценности. Гробницу, на изготовление которой потратили порядка полутора тонн серебра, вовсе хотели отправить на переплавку.
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской”
Новости — 800-летие Александра Невского | Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение. |
Новости монастыря | Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. |
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского / | В Санкт-Петербурге 12 сентября отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. |
Как стать святым и «именем России» | Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. |
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского | 30 мая 1220 года родился Александр Ярославич Невский, святой Русской православной церкви. |
Александр Невский: правда и мифы
Святой князь Александр Невский - Российская газета | В Санкт-Петербурге 12 сентября отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. |
Святой Александр Невский – икона, в чём помогает, молитва и житие | Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». |
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
«Общенациональное значение имя Александра Невского приобрело при Петре Великом», – говорится в видеофильме «Александр Невский – небесный покровитель Санкт-Петербурга», подготовленном Президентской библиотекой. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства.