Елена Гришкова, заслуженная артистка РФ, доцент кафедры народного танца МГИК, педагог-репетитор "Берёзки" с удовольствием поделилась с "МК" историей и секретами успеха.
Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?
Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка — это все дает о себе знать. В своих выступлениях «Березка» сумела сохранить оригинальные черты народного танца и вывести это направление на совершенно новый уровень развития. Отличительные качества «Березки» выражены в соединении классического танца с поэзией старинного хоровода. Кстати, «Березку» ансамблем народного танца нельзя назвать.
«Березка». Тайна плывущего шага
Пытаюсь опровергнуть формулу, которая звучала у нас на съемках «Березки»: что профессионал не может состояться без пережитых любовных драм. Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной – всемирно известный коллектив, ставший подлинным достоянием нашей страны. И это неудивительно, ведь на главной сцене страны состоялся концерт Государственного Народного Академического Ансамбля "Берёзка"!
ФОТОГАЛЕРЕЯ
- Русская душа ансамбля «Берёзка»: мифы и правда о «плывущем шаге» и других загадках
- Комментарии
- Ансамбль «Березка» выступил в Баку
- Ансамбль «Берёзка» с успехом выступил в Словении
Плывущая походка, которая заворожила мир
Потому что с него все начиналось». Коллектив, который так боится плагиата, сам начинал с копирования. Повторить его пытались еще многие отечественные ансамбли. Но «Березка» за авторское право держится крепко.
Мира Кольцова, худрук ансамбля «Березка»: «Если плагиатом занимаются коллеги, которые претендуют на название академических или знаменитых, это печально. Это неправильно, надо это все перенести через себя, через свой коллектив». Это проникновенное отношение к танцу коллективу прививают регулярно.
Не глядя на стаж и регалии.
Поставила танец на мотив народной песни «Во поле береза стояла» балетмейстер муз. Появился номер достаточно внезапно. Как-то Надеждина увидела на старой литографии хоровод в котором девушки держали молодые веточки березки. В этом изображении Надеждина нашла не только идею для нового танца, а выступление ее ансамбля должно было олицетворять образ русской девушки и чистоту, грацию. Но и поймала свою «синюю птицу» принесшую ей удачу, круто изменившую ее жизнь. Успех нового танца был очевиден и велик, а талант балетмейстера столь значителен и заметен.
Через несколько месяцев в Москве появился новый хореографический коллектив, правда пока полупрофессиональный. Нарекли его «Березкой». Впервые новорожденный заявил о себе в театре эстрады сада «Эрмитаж» 15 мая 1948 года. Тогда в программе сборного концерта у него был один сольный номер.
Особое внимание Надеждина уделяла плавности движений своих «берёзок». Руки напоминали плавные взмахи птичьих крыльев, ноги, скрытые длинными сарафанами, переступали абсолютно незаметно, — так, что со стороны казалось, будто артистки «плывут» по сцене. Зрелище получалось завораживающим: многие зрители считали, что на самом деле движется сцена, а танцовщицы остаются на месте. Иначе почему нельзя уловить, как они «плывут» в хороводе?
На самом деле это и был главный секрет «Берёзки»... Картинка из детства Говорят, Надеждина увидела своё будущее детище на случайной литографии, когда была ребёнком: открытка изображала девушек в народных сарафанах, в руках они держали зелёные веточки. Яркая картинка врезалась в память Надежде, и потом, размышляя над тем, каким должен быть русский хореографический ансамбль, она решила сделать его вот таким: с нежными девушками, олицетворяющими неброскую русскую природу. Балалайки, медведи и пляски в сарафанах А чтобы сделать шоу интересным и более зрелищным, решено было добавить в него балалаечников и переодетых в медведей юношей-артистов. Вместе с русскими красавицами в сарафанах и с длинными косами получилось просто восхитительно!
Это стоит дорогого», — поделился директор государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» им. Надежды Сергеевны Надеждиной Василий Стодушный. Коллективу больше 70 лет. Фирменный девичий хоровод «Берёзка» стал визитной карточкой ансамбля. Сочетание народного фольклора и школы классического танца. Художественный руководитель «Берёзки», ученица Надежды Надеждиной Мира Кольцова сохранила традиции ансамбля и обогатила их новыми художественными образами и современным звучанием. Как и прежде, попасть в коллектив могут только лучшие из лучших.
Плывет по сцене «Березка»
И если фестиваль работающей молодежи масштабировать на всю страну — это выльется в повышение уровня культуры» Ассистент главного балетмейстера и художественного руководителя Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н. Она — балерина и педагог-репетитор по балету со стажем. Статная, интеллигентная и образованная — так можно описать эту невероятную женщину. В интервью KazanFirst она рассказала об ансамбле «Березка»: о том как случай и Владимир Путин помогли коллективу выбраться из бедственного положения и о многом другом. Базируемся мы в Москве. Нашему коллективу 66 лет, из них я работаю в ансамбле 39. Она руководит коллективом уже 35 лет, после смерти основательницы ансамбля Надежды Надеждиной. Работать в ансамбле почетный, интересный и порой тяжкий труд. Вообще, так как мы занимаемся балетом, уже через 20 лет работы в ансамбле мы имеем право уйти на пенсию.
Например, я могла уйти уже в 38 лет. Но мы никого не отпускаем — потому что наши девушки в 38 еще хороши, молоды и прекрасно танцуют. Поэтому мне предложили перейти на должность репетитора по балету, и я стала «играющим тренером». Сейчас я педагог-репетитор по балету. Главное, чтобы у желающего поступить в наш ансамбль был диплом о хореографическом образовании. Приезжают из воронежского, тбилисского, уфимского, казанского, московских хореографических училищ. Понемногу начинаем работать над созданием студии ансамбля «Березка». К сожалению, студия ансамбля «Березка» только начинает организовываться, потому что мы бедствовали более 15 лет.
Так получилось, что мы оказались без базы. И существовали не благодаря каким-то тепличным условиям, а вопреки их отсутствию. Мы кочевали по домам культуры. Нам постоянно предлагали крайне неподходящие помещения — очень далеко, или технически неподходящие залы. Если находился хороший дом культуры — то там, как правило, проходило множество мероприятий, и для занятий ансамбля было очень сложно подобрать время. Если плохой — то мы физически не могли там репетировать из-за плохого пола, проблем с освещением, отоплением и так далее. В 2006 году проходила встреча организации ШОС Шанхайская организация сотрудничества — KazanFirst , собирались президенты азиатских стран. В том числе на встрече был Владимир Путин.
Наше выступление понравилось президенту, он обратил на нас внимание. Потом, на очередном выступлении «Березки» Кольцовой удалось лично изложить Путину наши проблемы. Сюда входит оркестр народных инструментов, костюмерный цех, рабочие сцены, бухгалтерия и так далее. Творческая группа состоит из 35 женщин и 25 мужчин.
Триумфальные гастроли К слову, объявления о гастролях ансамбля русского народного танца, вывешивались более чем в 80-ти странах мира, где каждый раз они удостаивались триумфа и восторженных комментариев критиков и зрителей. Уровень мастерства советского коллектива заставлял иностранцев забывать о «холодной войне», наслаждаясь одухотворённым искусством, которое взращивает веру в братство между людьми и рождает добрые чувства. Олицетворяя собой Россию, знакомя заграничную публику с русским характером, началом, душевностью и красотой, «Берёзка» способствовала разрушению барьеров, возводимых политиками. Заслуги ансамбля на этом поприще были настолько значимыми, что 1959 году, после парижского концерта он удостоился золотой медали Всемирного совета сторонников мира. Поражённые волшебным плывущим шагом и смысловой нагрузкой хоровода «Берёзка» иностранцы стоя рукоплескали танцовщицам, являющимися воплощением красавиц из русских народных сказок. Хореографические новеллы Помимо танца, подарившего название коллективу, в ходе зарубежных гастролей восхищённой аудитории демонстрировались иные хореографические новеллы, в которых самобытным языком пластики раскрывалось богатство русской культуры. Композиции «Лебедушка» и «Карусель», «Тройка» и «Прялица», «На осенней ярмарке» и «Сибирская сюита», «Сударушка» и «Узоры», как и многие другие номера ансамбля «Берёзка», открывали для иностранцев невраждебную Россию с человеческим лицом.
Потому что повторить эту технику человеку «с улицы» просто невозможно! С поля — на сцену — Что узнали на съемках о легендарном ансамбле? С утра они пахали в поле, потом занимались домашними делами, а вечером выходили танцевать. Это и есть русская женщина, которая плывет по сцене и жизни — притом что у нее «мужские», крестьянские или рабочие руки. Но в танце она становится той, кем ее создал Бог, — женщиной. И этим женщинам рукоплескал весь мир! Как прошло погружение в эпоху? Вспоминала глаза актеров, которые играли в советском кино, ощущение, которое оставляла их игра в кадре.
Одеты они были в сарафаны, а в руках держали зеленые березовые веточки, которые придавали их образу народность и торжественность. Надо отметить, что костюмеры постарались на славу, поскольку в точности воплотили в жизнь идею Надеждиной и облачили излучающих неповторимое сияние солисток-народниц в длинный красный сарафан, белую блузу с кружевным узором на рукаве, голубой, как кусочек неба, платочек, довершив образ нежным берёзовым «букетом». Несмотря на то, сегодня артисты ансамбля «Березка» в течение двухчасового концерта меняют более 20 костюмов и головных... В 1948 году конферансье московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж» объявил о выходе на сцену никому не известного девичьего ансамбля народного танца, который должен был исполнить хореографическую композицию «Берёзка». Несмотря на то, сегодня артисты ансамбля «Березка» в течение двухчасового концерта меняют более 20 костюмов и головных уборов, на всех афишах, во всех уголках планеты, они красуются в сценическом облачении того танца, с которого начиналась их феерическая история. Триумфальные гастроли К слову, объявления о гастролях ансамбля русского народного танца, вывешивались более чем в 80-ти странах мира, где каждый раз они удостаивались триумфа и восторженных комментариев критиков и зрителей. Уровень мастерства советского коллектива заставлял иностранцев забывать о «холодной войне», наслаждаясь одухотворённым искусством, которое взращивает веру в братство между людьми и рождает добрые чувства.
Ансамбль танца Березка в Доме Музыки. Отзыв о концерте
Танец ансамбля «Берёзка»: почему он шокировал иностранцев | Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. |
Танец Березка | дело всей жизни. |
Новостная лента ДК Мир | Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. |
Ансамбль "Берёзка" 2024 | ВКонтакте | Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка — это все дает о себе знать. |
Тверские истоки ансамбля Березка | Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. |
Плывет по сцене «Березка»
© Щербаков/РИА Новости. Артистки ансамбля "Берёзка" удивили своим загадочным шагом, впервые выйдя на сцену в 1948 году. «Весенний хоровод» от знаменитого ансамбля «Берёзка»: танцевальный коллектив, признанный национальным достоянием России, выступил в концертном зале имени Кац. Наталья Просикова, солистка ансамбля «Березка»: «Осанка, походка — это все дает о себе знать. Помимо вальса «Березка» она предложила работать в темповом танце «Тройка». «Весенний хоровод» от знаменитого ансамбля «Берёзка»: танцевальный коллектив, признанный национальным достоянием России, выступил в концертном зале имени Каца. Отличительные качества «Березки» выражены в соединении классического танца с поэзией старинного хоровода.