Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения.
Исторический контекст Сретения Господня
- Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
- Смысл праздника Сретение
- В чём смысл праздника Сретения?
- Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия? | АиФ Пермь
Когда Сретение в 2023 году, в чём смысл праздника и его названия?
Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. Погоде в Сретение придавали особое ик: РИА "Новости". Сретение Господне — один из двенадцати («двунадесятых») важных православных праздников. Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья.
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет Лк. Евангелист Лука, автор третьего по счету Евангелия, по профессии был врачом см. И как человек, имеющий отношение к науке, он привык тщательно исследовать и последовательно излагать факты. Прежде чем приступить к написанию Евангелия, Лука детально изучил все имеющиеся в его распоряжении письменные источники, повествующие о жизни Господа, о чем он сам свидетельствует в самом начале своего Евангелия: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен Лк. Поэтому Евангелие от Луки отличается историчностью и особенной точностью в изложении событий.
Лука приводит больше, чем все остальные евангелисты, эпизодов из детства Иисуса Христа, в числе которых — и повествование о Сретении Господнем. Знаете ли вы, о чем нам говорят тропарь и кондак праздника? Тропарь и кондак - краткие песнопения, отражающие суть празднуемого события. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
В переводе на русский язык он будет звучать так: «Радуйся, благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий пребывающих во тьме. Веселись и ты, старец праведный, взявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение». Кондак: Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. В переводе на русский: «Христе Боже!
Ты спас нас, предварив спасение освящением утробы Девичей и благословением рук Симеоновых, как и подобало промыслу Твоему. Умиротвори же кипящую борениями жизнь нашу и укрепи людей, которых возлюбил Ты, Единый Человеколюбец». Последний ветхозаветный святой встретился с Первым Святым Новозаветным. И тропарь, и кондак повествуют нам одновременно и о Богородице, и о святом Симеоне Богоприимце.
Тропарь через эти два святых лица возвещает радость всем людям, которые жили и будут жить на земле. Людям, находящимся во тьме ада и во тьме мира сего. Кондак же говорит о том, что весь Ветхий Завет, Израиль и Закон свелись к одному — «освящению утробы Девичей», а Первородный Ее Младенец, пройдя теперь через все предписанные Законом сакраментальные действа, связанные с рождением человека, приветствует и благословляет в лице праведного Симеона изможденное и жаждущее спасения человечество. Знаете ли вы, зачем родители с Иисусом пришли в храм?
В 40-й день после рождения Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни Израильского народа. Для чего это было сделано, можно узнать, если внимательно прочитать Евангельский текст: Чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных Лк. Женщина, родившая младенца мужского пола, по закону Моисея см. Две горлицы, принесённые Святым Семейством, свидетельствуют о бедности.
Совершался этот обряд по велению Самого Бога в память об исходе народа Израильского из Египта после десяткой казни, когда каждый первенец в Египте был умерщвлен ангелом Божиим. Об установлении этого обычая повествует книга Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Стоит отметить, что Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, так как Она неискусомужно то есть без участия мужа, девственно родила Источник чистоты и святости, но Она смиренно подчиняется предписанию закона. Ведь и Сам Господь позднее говорит о Своем исполнении иудейского закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Мф.
С самых первых дней начинается это исполнение законных предписаний Спасителем. Святитель Григорий Палама пишет об этом так: «Он принимает Обрезание по закону, приводится по закону, представляем бывает по написанному в законе Господнем, приносится жертвоприношение согласно реченному в законе Господнем» [1]. Принесение во храм Сретение Господне. Симон Вуэ Париж, 1590-1649 -- 5.
Что мы знаем о праведном Симеоне? Ставшее традиционным предание говорит нам, что праведный Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык — так называемого «Перевода семидесяти», или «Септуагинты». Однако он, скорее всего, не принадлежал к числу самих семидесяти старцев, которые, выполнив в далеком 271 г. Праведный Симеон же работал над переводом книг пророческих что соотносится с историческими данными, ведь полный перевод канона Ветхого Завета закончился незадолго до Рождества Христова , в ходе работы обратив внимание на следующее место из пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил Ис.
Переводчик смутился, посчитав слова о деве ошибкой переписчиков, и собрался внести в свой перевод соответствующее исправление, как вдруг руку его удержал Ангел Господень и сказал: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Немного другая версия того же предания доносит нам еще одну историю. Старец засомневался в правдивости слов пророка Исаии и по пути из Египта в Израиль поделился со спутниками своими сомнениями. Когда они проходили мимо реки, старец снял с руки драгоценный перстень и выкинул его в воду со словами: «Если найду его, то смогу поверить изречению пророка по букве».
Буквально на следующий день в одном селении он купил рыбу, а когда готовил ее, то нашел в ней тот самый, брошенный им перстень. Тогда в сердце святого старца не осталось ни капли сомнения по поводу истинности слов пророка. Подобное уже было в Священном Писании: праведный Захария, о чем говорится в самом начале Евангелия от Луки, также смутился словом Божиим и за это лишился голоса до тех пор, пока не родится сын его, Иоанн Предтеча. Когда же эта таинственная печать безмолвия разрешилась, он, исполнившись Духа Святого, прорек: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего Лк.
Вот и праведный Симеон, смутившийся словом Божиим, получил свое святое и благое «наказание» — только печать, в данном случае, была наложена не на уста, а на смерть. Он, как и праведный Захария, увидев доказательство некогда смущавшей его идеи, исполнился Духа Святого; узрев воплотившегося Бога и осязав Его младенческую человеческую природу, произнес известнейший христианский текст, ставший богослужебным гимном, оканчивающим ветхозаветную вечерню и предваряющим новозаветную утреню: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля Лк. Все люди Ветхого Завета, даже самые великие праведники, по смерти попадали в ад. Рай был затворен от зараженного первородным грехом человека, и никакими самостоятельными усилиями ни один человек не мог взойти в вожделенную и благую вечность.
Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника. Однако до определённой поры празднование проходило скромно. Считается, что на Западе этим праздником старались «перебить» языческий праздник луперкалий, который проводился 13—15 февраля в честь бога плодородия Луперка одно из имён Фавна и был известен разнузданными оргиями. Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года. Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути.
С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами». Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф. Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой.
Она должна, по преданию, защитить от болезней и других негативных влияний.
И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти.
Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении. Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.
Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» Ис 7:14 усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году. Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…». Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы.
15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл
Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре. Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме. Сретение Господне: что означает Сретение? История и смысл Сретения, иконы, богослужение и традиции: всё о Сретении Господнем. Сретение Господне — один из двенадцати («двунадесятых») важных православных праздников. Лишь в 544 году Церковь установила отмечать Сретение Господне праздника Сретения для верующихФилософское значение праздника – это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)
Погоде в Сретение придавали особое ик: РИА "Новости". В переводе с церковнославянского языка слово "сретение" означает "встреча". На церковнославянском слово "сретение" означает встречу. В этот день Церковь вспоминает евангельские события, произошедшие спустя 40 дней после рождения Иисуса Христа.
Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
Сретение Господне – это напоминание о событии, описанном в Евангелии. Значение слова «сретение» – встреча. Что означает слово «сретение»? Слово «alma» (עַלְמָה), означает не просто «молодая девушка» как перевели ее масореты, но «дева», так как имеет этимологию «скрытая» (похожее слово, но в другой форме, «naalma», встречается в книге Иова 28:21). Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья. Слово «сретение» означает «встреча». Следовательно, сретение Господне – это встреча Господня. Кто-то встретился с Господом, или Господь встретил кого-то? Праведный и благочестивый старец Симеон встретился с младенцем Иисусом, Которого родители принесли. Что означает слово "Сретение".
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать
Сретение Господне 15 февраля, 2023 15 февраля, 2023 На сороковой день принесли новорожденного Господа в Храм, где Его встречает старец Симеон. Удивительно, что он прожил по Божьей воле из-за слов «Се — Девая зачнет и родит сына» Ис 7:14 360 лет, чтобы стать очевидцем сказанного у пророка Исайи. Поговорим о чудесной встрече и удивительном празднике. Богослужебный аспект Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Несмотря на название и значимость праздника он является Богородичным, а не Господским. Об этом говорят как особенности Устава, так и песнопения в особенности Богородичные припевы, совершаемые на каноне празднику.
Если же праздник попадает на воскресный день, то они совмещаются в том время как на Преображение, Рожество и другие Господские все воскресное оставляется. Богослужение насыщено текстами, в которых говорится об исполнении пророчеств. На вечерне в паремиях — чтения из Ветхого Завета Исход и два отрывка из пророка Исайи. Содержание текстов в основном повествует о пришествии Мессии и Искупителя, Которого воспримут не все люди. Интересно, что первое зачало из пророка Исайи указывает на освящение уст его Господом, фактически предваряя и подтверждая истинность поскольку грех от уст пророка был очищен, что логично сказанных далее слов.
Ведь следом за упомянутым отрывком глава 6-я в книге пророка Исайи следует в 7-й главе слова о рождении Мессии: «Вот, Девая во чреве приимет и родит сына» и остальные пророчества. Тропарь празднику Трудясь над переводом Именно эти слова Ис. Прослеживается этот факт не только по текстам службы, но также и по истории — по смерти первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, которого убили воины, вероятней всего был избран другой первосвященник.
Смысл Сретения во встрече двух заветов, переходе от Закона к благодати. Праздник отмечают многие столетия, но на государственном уровне — с 6 века.
Традиции праздника Сретение Господне продолжают соблюдать и в наше время У праздника Сретение Господне есть две главные традиции — освящение свечей и воды. Обычно церковные служители освящают свечи во время особого Богослужения, раздают их прихожанам. Самостоятельно верующие могут освятить их вместе с водой до службы. Такие свечи очень ценные, и зажигают их во время домашних молитв или при определенных случаях: если происходят природные катаклизмы; если недалеко от дома начался пожар; если у женщины сложные роды; если человек умер, чтобы его душа могла спокойно покинуть этот мир; если у человека приступ эпилепсии, или он тежело болен. Сретенская свеча оберегает дом от бури, поле — от града, человека — от молнии, сглаза, порчи.
Также можно зажечь свечу в день, когда на свет появился ребенок, или состоялась свадьба.
Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини.
Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св.
Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г.
Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г. Икона Сретения Господня.
Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.
Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне. Начало XIX в.
Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного.
Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.
Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород. В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г.
Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях.
В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница.
Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям. В 1923 году Сретенская церковь вместе с другими храмами была закрыта.
К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденной Успенской обители. Сретенская церковь Успенского монастыря в г.
Храм был построен между 1606 и 1620 гг. В дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1918 году, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт.
В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нем совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины.
Обращаясь в Всевышнему и к Деве Марии, просят содействия в семейном благополучии, исцелении больных родственников.
Фото: pixabay,com В старину в это время было принято заботиться о домашних птицах. Их кормили овсом, сопровождая действия словами: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом». Наши предки знали: если птица не поест, у хозяев начнутся проблемы со здоровьем.
На этот счет тоже была поговорка: «Если птица напьется воды то есть останется голодной — наберутся хозяева беды». Со Сретением Господнем связано множество поговорок: «Сретение — зима с весною встретились». В поговорках отражены и народная мудрость, и способность видеть все, что происходит в это время вокруг.
Короткие, образные высказывания отражают душу русского народа. Что нельзя делать в Сретение Фото: pixabay. В старину в это время не разрешалось заниматься рукоделием, выносить мусор из дома.
Запрещалось трудиться в огороде, рубить деревья. А также грустить, печалиться, предаваться унынию. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков.
Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно.
Разве не так?
Два Завета встретились. Сретение Господне
Само слово «сретение» имеет славянское происхождение, на современный русский язык оно переводится как «встреча». «Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит священник Георгий Кочетков. Само слово Сретенье означает некую встречу. Рассмотрим о какой встрече идет речь в русской народной календарной традиции и в православии. Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце. религия, справка, сретение господне, новости беларуси. СРЕТЕНИЕ, СРЕТЕНЬЕ, -я; ср. 1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов). 2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля.