Немецкие сказки. Обновлен 28 сентября 2022. Слушать. В Ташкенте расскажут немецкие сказки. С 12 до 30 мая в здании Гёте-институт Ташкент пройдет выставка «Сказочные миры». Немецкие сказки Детское Радио. Дети и семья. Пытаясь сохранить опекунство над сестрёнкой, Майк Шмидт устраивается работать ночным охранником в «Freddy Fazbear’s» — некогда популярный, но ныне закрытый семейный.
Квест "По дорогам немецких сказок"
Уникальный проект завершен в немецком городе Геттинген: опубликовано 14 томов «Энциклопедии сказок» (Enzyklopädie des Märchens), над созданием которой 850 авторов. Listen to Людвиг Бехштейн (Немецкие сказки) by Сказки Зайки on Apple Music. Немецкие народные сказки – Детские сказки читать на ночь Эти страшные немецкие сказки |. Образами немецкой мифологии являются персонажи сказок (особенно великаны и карлики, русалки и призраки). На выставке представлены сборники народных сказок, произведения классиков немецкой литературы и современных писателей Германии, Швейцарии.
Немецкие сказки: Э.Т.А. Гофман | Deutsch Online
Безусловно, волшебные сказки Братьев Гримм и Вильгельма Гауфа из числа тех самых, узнаваемых и любимых. Российские немцы скорее даже не привезли с собой немецкие сказки, собранные братьями Гримм и публиковавшиеся в 1812–1850 годах, а прочитали их уже здесь, в России. Новости экономики. Энергетика. Немецкие компании. Есть в коллекции и мистические сказки немецкого романтика XIX века, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в переводах российских мастеров.
Сказки курянки оценили в Москве и Германии
околоКнижные новости. В немецком Геттингене завершен уникальный 40-летний проект — 14 томов "Энциклопедии сказок". Три команды выполняли различные задания на немецком языке на четырех станциях, связанных со сказками братьев Гримм: отгадывали ребусы, пели песни, инсценировали отрывки сказок. На главную Сказки для детей Сказки народов мира Немецкие народные сказки.
Немецкие сказки listen online
это могучие горы, на склонах которых зеленеют леса, а у подножья течёт величественная река Рейн. Храбрый портняжка: немецкая народная сказка. О нас. Новости. Пытаясь сохранить опекунство над сестрёнкой, Майк Шмидт устраивается работать ночным охранником в «Freddy Fazbear’s» — некогда популярный, но ныне закрытый семейный. Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика».
Самые лучшие немецкие сказки
Путешествие украсил музыкальный мультфильм-сказка про храброго и благородного Щелкунчика, снятый на музыку Петра Ильича Чайковского. В ходе конкурса внимательных и начитанных «Волшебный и таинственный мир немецких сказок» мальчики и девочки с удовольствием и подробно отвечали на вопросы викторины, вспоминая мельчайшие детали из любимых произведений. Юные читатели с интересом познакомились с книгами, представленными на выставке «Классики немецкой литературы — детям», сообщили в Централизованной библиотечной системе Липецка.
Всего к 1840 году было опубликовано несколько десятков произведений Гофмана в переводе на русский язык. Среди них был и первый перевод «Золотого горшка». Но лучшим переводом этой повести признан тот, который был сделан Владимиром Сергеевичем Соловьёвым, — он увидел свет в 1880 году в журнале «Огонёк». Владимир Соловьёв называл в письмах Гофмана любимым писателем, а любимыми героями — персонажей «Золотого горшка». Сказку «Повелитель блох» перевёл литературовед и переводчик Михаил Александрович Петровский — в энциклопедиях этот перевод назван «образцовым». Творчество Гофмана Петровский исследовал с 1912 года, когда вышла его первая статья о немецком романтике, а «Повелитель блох» в переводе Михаила Петровского был опубликован в 1929 году.
Для них куда больше характерно жестокое отображение реальности — авторы никогда не старались сделать их добрыми, и зачастую у них не бывает «хэппи энда» — только серьезная мораль о воспитании важных черт характера. Сказка «Карающий бог» начинается с простого «Однажды…». Однажды жил да был один непослушный мальчик, который не слушался родителей: бог сделал его настолько слабым, что мальчик много болел и вскоре умер. Непослушный ребенок не угомонился и после смерти: из детской могилы вскоре показалась знакомая рука, а все попытки снова засыпать ее землей не помогали.
Мертвый ребенок смог обрести покой только тогда, когда мать поколотила руку палкой, а жуткая сказка заканчивается удивительно суровой моралью — «никогда не будь упрямым и делай, что тебе говорят». Мораль для родителей: «если ребенок не слушается, не медлите с поркой». Ужас, правда? И это мы еще не говорили о ведьмах — братья Гримм написали около пятидесяти сказок о них.
Самые знаменитые — старуха из «Гензель и Гретель», волшебница в «Йоринде и Йорингеле», крестная в «Рапунцель» и стряпуха в «Найденыше». Даже мачеха из оригинальной «Белоснежки» наверняка имела ведьминские корни. В немецких сказках братьев Гримм ведьму шесть раз сжигают, пять раз вешают, еще пять — топят, трижды разрывают дикие звери и дважды обезглавливают…Однако судьба одной представительницы ведьм сложилась не так уж плохо! Днем превращалась она в кошку или ночную сову, а вечером принимала опять свой прежний человеческий вид.
Если кто подходил на сто шагов к этому замку, тот останавливался как вкопанный и не мог сдвинуться с места, пока она не снимала с него заклятья; а если входила в тот заколдованный круг невинная девушка, колдунья обращала ее в птицу, запирала в клетку и уносила в одну из комнат замка. Так собрала она в замке целых семь тысяч клеток с разными диковинными птицами» — именно так начинается немецкая сказка «Йоринда и Йорингель». Совсем недалеко от ведьмы жила-была Йоринда — одна из самых прекрасных девушек на свете, и Йорингель — ее красавец-жених. Конечно же, буквально накануне свадьбы влюбленные заблудились в лесу, недалеко от заколдованного замка.
В этом проекте мы намеренно заменили чтением просмотр фильмов или мультфильмов, ведь это готовые продукты фантазии человека. А добрая книжка, сказка, рассказ дают возможность ребенку создать собственный мир, помогают эмоционально, внутри себя, сопереживать героям. Слушая сказку, дети фантазируют, развивая свое воображение. В определенном смысле мы помогаем и мамам. У современных мам очень быстрый ритм жизни, а сейчас все еще осложняется условиями локдауна из-за пандемии коронавирусной инфекции. Зачастую им некогда уделить много времени своим детям, они также испытывают психологические перегрузки, и порой не находят в себе силы самим, в тишине и покое, почитать своему ребенку сказку на ночь. Детство многих из нас прошло под знаменитую телевизионную программу «Спокойной ночи, малыши!
Каждый вечер мы слушали чудесные сказки и колыбельные в исполнении замечательных дикторов советского телевидения.
Калейдоскоп немецких сказок
Всего в Пскове будет восемь благотворительных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста на популярные сюжеты немецких писателей — Кирстен Бойе «Приключения водяного Никса» и Сабины Штэдинг «Петронелла — добрая ведьма с яблоневого дерева». Цель проекта - знакомство детей и их родителей с современной немецкой сказкой и героями популярных книжных серий.
Им проще взять конкретного ребенка и рассказать ему. Поэтому настоящая народная сказка всегда уникальна и живет только в той ситуации, в которой она рассказывается. Под фольклористической сказкой в русской традиции понимают то, что собрали и записали фольклористы. Это может быть либо опубликованная запись разового исполнения, либо часто бывало так, что собиратели — тот же Афанасьев — слышали сказку в нескольких версиях, а потом из них компилировали единый текст и издавали его. Они исходили из того, что если собиратель — филолог, то у него есть определенное чувство жанра и он имеет право выбирать более удачные обороты или как-то корректировать сюжет. Должна признаться, что до начала работы над этой книгой я всегда себе представляла Гриммов, которые ездят по немецким деревням и собирают сказки, как когда-то и мы на фольклористической практике. На самом же деле у довольно большого процента их сказок первоисточники письменные. Например, в последнем прижизненном издании, 1857 года всего их было семь , конкретный письменный источник есть у сорока сказок. Такими письменными источниками могли быть проповеди эпохи барокко, позднесредневековые сборники шванков или другие литературные тексты, изданные в то же время.
Эти тексты братьями дорабатывались и издавались. Другим источником действительно были сказители, с которыми Гриммы непосредственно общались. Третий источник — записи сказок, сделанные по просьбе Гриммов их друзьями и знакомыми. Таким образом, изначальное представление о том, что это народные сказки, не совсем соответствует истине. Хотя Гриммы открыли огромную традицию собирания фольклорных текстов, сами они в этом плане были ближе к традиции литературной. Если самое первое издание состояло из восьмидесяти шести сказок, то следующие становились все больше и больше, пока под конец братья наоборот не стали сокращать объем и выносить некоторые сказки в приложения и примечания. Им показалось, что эти сказки уже не такие оригинальные, то есть не являются народными, а скорее восходят к литературной традиции. Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». В 1807-м год выхода «Волшебного рога» он рассказал братьям о своей идее заняться сбором сказок, а позже напечатал публичный призыв к этому. Тогда Гриммы, у которых к тому моменту уже было сколько-то собранных текстов, отослали ему свои сказки.
Но позже стало ясно, что Брентано не торопится их публиковать, и тогда они решили сделать это самостоятельно. В 1810-м Брентано получил от них пятьдесят четыре сказки, а в первом издании Гриммов, вышедшем в 1812-м, их было уже почти в два раза больше. Насколько Гриммы были идейно близки к немецкому романтизму? Для Брентано большую роль играла поэтичность сказок, и он считал себя вправе их поэтически перерабатывать и дополнять. Якоб же настаивал на том, чтобы сохранять близость к народному тексту. В этом плане, мне кажется, Гриммы стояли в стороне от гейдельбергского романтизма. Чистота и оригинальность источника были для них принципиальны. Скажем, когда они искали материал, то много собирали в районе Геттингена. Так вышло, что во время религиозных войн во Франции эти немецкие земли приняли гугенотов, которые к началу XIX века уже несколько поколений жили в Германии и были вполне полноправными членами немецкого общества. Среди информантов Гриммов, например, была семья Хассенпфлюг, потомки тех самых французов-протестантов.
В устной традиции этой семьи существовали сказки Шарля Перро — так Гриммы записали «Красную шапочку», «Золушку» и некоторые другие сказки. Потом, в процессе работы над текстом, Гриммы столкнулись с тем, что, с одной стороны, они действительно записали устную традицию, но, с другой, было очевидно, что это сказки Перро, в чем-то, может быть, переработанные. В итоге вариант сказки о Синей бороде «Ужасный замок» не был включен в финальное издание именно по той причине, что близость к Перро была слишком очевидна. Но на кого были ориентированы эти тексты, на детей или на взрослых? Кто их читал? И в принципе определить жанр сказки — не самая простая задача. Корпусу гриммовских сказок присуще огромное жанровое разнообразие: в него входят предания и басни, анекдоты и шванки. Более бытовые тексты были менее интересны таким романтикам, как Брентано и Ахим фон Арним.
Например,«Можжевельное дерево», «Жених-разбойник», «Вор в терновнике»… …или сказка «Уж-ужок», в которой один маленький мальчик каждый день получал от матери блюдце молока с крошками, а затем выносил его во двор, где всегда полдничал вместе с маленьким домовым ужиком. А если случалось так, что ужик не приползал, дитя окликало его: «Уж-ужок, иди ко мне, Чтобы блюдце молочка Мы скорее съели» В благодарность за молоко змей всегда приносил мальчику свои сокровища — блестящие камешки, жемчуг и даже золотые игрушки.
Только никогда не ел крошек, из-за чего ребенок как-то раз легонько ударил ужа по головке — «Ты должен и крошки есть». Услышав это из окна, мать вдруг выскочила и убила ужика. И с этого момента ребенок вдруг ослаб: побледнел, заболел, стал худеть, а птичка-красношейка начала собирать листочки и веточки для могильного веночка — вскоре после этого ребенок уже умер. Мне очень хочется спросить, зачем вам сказки? Просто хорошо провести время? Или познакомиться с историей Германии? Ну, тогда вы здесь по адресу: мир немецких сказок действительно полон историй и сказаний на основе реальных событий. Например, сказка «Лоэнгрин» — занимательная история о дуэлях, престолах, рыцарях и даже реальном короле Генрихе Птицелове! В немецком герцогстве Анвер жила-была девушка Эльза, отец которой умер и оставил ей богатое наследство. Эльза была красавицей из красавиц: глаза прозрачнее лесного ручья, светлые косы до пят — барды славили её красоту и добрый нрав, рассказывали о несметных богатствах.
К Анверу вскоре потянулись именитые рыцари —просить руки и сердца герцогини Эльзы. Оказался среди них и Фридрих фон Тельрамунд. Огромный, тучный, кажется, даже каменный пол качался, когда он шел по залам и переходам замка. Никто не мог победить Тельрамунда на турнирах, но герцогиня Эльза не хотела выходить замуж за жестокого рыцаря.
Знаменитые собиратели сказок Якоб и Вильгельм Гримм жили здесь с 1829 по 1837 годы. В конце 1812 годы был опубликован их сборник "Детских и домашних сказок" — одна из наиболее часто читаемых книг в мире на сегодняшний день. Сегодня интерес к сказкам снова велик, уверен филолог Ханс-Йорг Утхер, который сам написал 138 статей для энциклопедии, ставшей самой важной книгой в его жизни.
Не в последнюю очередь интерес к сказкам растет благодаря популярным в последнее время экранизациям, а также благодаря тому, что, как подчеркивает ученый, многие ценности, транспортируемые сказками, не утратили своей актуальности и поныне. И героями часто становятся те, кто поначалу неказист или является аутсайдером".
По страницам сказок России. Немецкие сказки.
Гримм «Гензель и Гретель». Приятного просмотра!
Многие свои произведения Гофман писал под псевдонимом Иоганнес Крайслер, имя которого фигурирует в «Коте Мурре». На литераторском поприще Гофман проявил себя в роли новеллиста, эссеиста, а еще ему сопутствовал успех в качестве сказочника. Всего у Гофмана 7 сказок, но некоторые новеллы такие как «Принцесса Брамбилла» Prinzessin Brambilla тоже содержат сказочный подтекст и могуть быть рекомендованы для детского чтения. А теперь настало время перейти к обзору наиболее известных его сказок. О чем они и чему учат, а главное — где их найти на немецком, читайте ниже в нашем кратком обзоре.
Из-за его уродливой внешности одна фея почувствовала к нему жалость и дала ему волшебные волосы. Карлик стал слишком гордиться этим даром и начал присваивать себе чужие заслуги, чтобы получить всеобщее признание. Молодой человек по имени Бальтазар раскрыл обман Цахеса. Он нашел доброго мага, через которого убедил фею забрать у карлика волосы и обнаружить его истинное лицо. Читаем на русском: "Крошка Цахес" на русском Читаем на немецком: "Крошка Цахес" на немецком А если хотите начать читать книги посложнее, погрузиться с головой в немецкую грамматику и иметь регулярную практику общения, записывайтесь на наши групповые онлайн-курсы немецкого языка. Выбирайте свой уровень, дату старта и удобное время. Занятия проходят в прямом эфире, после урока доступна видеозапись и все дополнительные материалы на интерактивной платформе.
Вы значительно экономите деньги, получаете реальное общение на немецком, регулярно тренируетесь и закрепляете знания. Сейчас идет классная акция, места ограничены. Он слывет чудаком-одиночкой и не желает присоединяться к обществу, мечтая лишь однажды занять высокое положение. Он полностью погружен в свои собственные фантазии, в то время как в его городе живут простые люди: служащие, ремесленники и ученые. Однако они просты лишь на первый взгляд.
Мудрость феи-крестного Дроссельмейер в сказке — местная фея-крестная, образ мудреца, как Дамблдор или Гэндальф. Внешне он несимпатичен, характер у него строгий. Он даже хотел забрать волшебный замок, так как посчитал, что для Фрица и Мари этот подарок не подходит. Дроссельмейер становится символом начала волшебных событий.
Он, как водораздел, отделяет реальность от фантазии, неожиданно появляясь там, где, казалось бы, не мог. Например, перед сном ровно в полночь Мари видит его в часах, где обычно восседала золотая сова. Он будто предупреждает главную героиню: будь внимательна, сейчас что-то начнется! Крестный становится главным источником знаний о Щелкунчике, новом любимце Мари, которого та пожалела как вы помните, после неудачной колки орехов Фриц выломал ему несколько зубов и с которым в первую же ночь она оказывается в центре заварушки с воинственными мышами. Кстати, замечали ли вы, какое внимание уделяет Гофман блюдам в этой сказке, особенно традиционным колбаскам, которые в Германии считаются символом домашнего уюта и достатка. Так что немудрено, что конфликт возник из-за съеденного мышами сала для сосисок. Эта сказка не похожа на другие волшебные истории, где добро побеждает зло. Казалось бы, обычный сюжет о заколдованной принцессе, которую спасет лишь настоящая чистая любовь. Только вот все тут пропитано иронией, например, король — любитель этих самых сосисок, а королева собственноручно их готовит и отгоняет мышей.
То есть кажется, что все эти герои, которые вроде бы должны вызывать у нас положительные эмоции, не такие уж и положительные, особенно учитывая, как эта сказка заканчивается. Чтобы избавиться от колдовства, принцессе нужен был особо крепкий орех — причем она должна не просто съесть его ядро: его должен разгрызть и поднести, зажмурившись, девушке человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. После ему надо отступить на семь шагов, не споткнуться и только тогда открыть глаза. Такое заковыристое условие Гофман вводит неспроста. Орех тут — символ мудрости, а в колдовстве которое обязательно есть в немецких сказках используется как талисман на удачу влюбленным. Сапоги и бритье тут нужны, чтобы указать на чистоту и неопытность юноши, который способен справиться с любыми трудностями, даже с самым твердым орешком на планете. Магическое число семь встречается на протяжении всей сказки.
А Сабину Штэдинг называют современной Астрид Линдгрен.
Немецкие волшебные сказки
Озвучивание будет происходить на двух языках. Так, «Храбрый зайчонок» учит быть самостоятельным, стремиться вперед, но при этом прислушиваться и к словам родителей, — объясняет Нелли. Эти истории будут интересны и детям, и подросткам. Их потом можно превращать в спектакли, а преподаватели немецкого могут использовать аудиозаписи на своих уроках». Одна из десяти сказок будет анимационной, для нее пока готовят эскизы. Ребята много репетируют, прошли мастер-классы по постановке речи. В условиях пандемии все это происходит онлайн, а голоса актеры записывают у себя дома, режиссер и звукорежиссер их обрабатывают, накладывают звуковые эффекты Среди чтецов и сама Нелли Артес. На время пандемии она с мужем и двумя сыновьями вернулась в родное село. Однажды забыла снять с руки часы, пришлось перезаписывать. Теперь отключаю все часы в доме, для надежности даже вытаскиваю из них батарейки», — смеется Нелли.
Жизнь Вильгельма оборвалась, когда он завершил работу над буквой «D» в 1859 году. Якоб прожил дольше своего брата на четыре года, успев перед смертью завершить буквы «A», «B», «C» и «E». Смерть настигла его в 1863 году. В 1812—1815 годах были изданы «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Это издание стало образцом и стимулом для собирательской деятельности фольклористов в течение всего XIX века во всех немецких землях. Собрание братьев Гримм даёт полное представление о немецких сказках и их характерных особенностях. В окончательный сборник сказок братьев Гримм вошло 210 сказок и легенд. Они были переведены на 160 языков. Иллюстрации к одному из первых изданий «Сказок братьев Гримм» 7 гравюр на меди создал их брат-художник — Людвиг Эмиль Гримм. Наверное, все читали известные сказки братьев Гримм, такие как: «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Братец и сестрица», «Спящая красавица», «Стоптанные туфельки», «Мальчик с пальчик» и другие. До сих пор по сказкам братьев Гримм снимают мультфильмы, с которыми знакомы многие из нас. Сейчас я хотела бы рассказать о двух самых страшных сказках братьев Гримм. Первая сказка была написана в 1812 году и называется «Девушка без рук». В этой сказке говорится о мельнике, который попросил у дьявола богатства, а взамен дьявол должен был получить его дочь. Поскольку девушка была чиста душой, дьявол не смог её забрать и поэтому приказал мельнику отрубить у его дочери руки. Мельник послушно отрубает руки своей дочери, которые в течение всей сказки растут, а помимо этого девушка рождает щенка. Вторая сказка называется «Бедный мальчик в могиле», которую братья Гримм написали в 1843 году. Сюжет гласит о мальчике-сироте. Он попадает в дом к богатой супружеской паре. Те избивают его, морят голодом и издеваются над малышом. Тогда он решает наложить на себя руки, но так как не знает, как это сделать, мальчик ест мёд и пьёт вино. Уверенный, что он смертельно отравлен, сытый и пьяный мальчик ложится в могилу и умирает. Главными героями сказок бывают самые разные персонажи: находчивый и хитрый крестьянин, отпущенный со службы солдат, младший сын, притворяющийся дурачком, красавица-принцесса или злая мачеха, мальчик с пальчик и другие. Все эти герои часто соревнуются с обитателями волшебного мира — ведьмами, великанами, драконами или, наоборот, соревнуются в силе, уме, ловкости и смекалки. В итоге, в сказках мы видим торжество справедливости и отступление злых сил. Герой обретает богатство, женится на красавице-принцессе, как и случается во многих сказках — например, «Золотой гусь», «Храбрый портняжка», «Стоптанные туфельки».
Сказки прочтут директор российско-немецкого дома Виктор Адам, зампредседателя немецкой автономии Александр Грейер и начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Адам. Ранее в роли чтеца армянских сказок попробовал себя замгубернатора Владимир Самокиш. На мероприятие приглашаются все желающие.
Большая часть почти четырех тысяч статей посвящена анализу сказок и их сравнению с точки зрения содержания, типологии, стилистических приемов и мотивов. Кроме того, приведены биографии собирателей и исследователей сказок. Объектом анализа являются не только хорошо известные немцам сказки, к примеру, братьев Гримм, подчеркивает куратор проекта и соиздатель энциклопедии Ханс-Йорг Утхер: "Нас интересовали отличия и сходства в сказках различных народов". Проект по созданию уникальной "Энциклопедии сказок", осуществленный в Академии наук Геттингена при поддержке государства, продолжает давнюю традицию изучения сказок в этом городе. Знаменитые собиратели сказок Якоб и Вильгельм Гримм жили здесь с 1829 по 1837 годы.
СКАЗКИ ГЕРМАНИИ
Когда эта девушка встряхивает одеяла, начинает идти снег. На аверсе изображена фрау Холле, которая вытряхивает из окна свое постельное белье, летят перья, а чуть ниже под аркой стоит молодая девушка, которую награждают золотом, пока на ее сводную сестру обрушивается дождь. На оборотной стороне изображен стилизованный орел - символ Федеративной Республики Германии, а чуть выше - номинал монет 20 евро и год выпуска 2021.
Это может быть либо опубликованная запись разового исполнения, либо часто бывало так, что собиратели — тот же Афанасьев — слышали сказку в нескольких версиях, а потом из них компилировали единый текст и издавали его. Они исходили из того, что если собиратель — филолог, то у него есть определенное чувство жанра и он имеет право выбирать более удачные обороты или как-то корректировать сюжет. Должна признаться, что до начала работы над этой книгой я всегда себе представляла Гриммов, которые ездят по немецким деревням и собирают сказки, как когда-то и мы на фольклористической практике. На самом же деле у довольно большого процента их сказок первоисточники письменные.
Например, в последнем прижизненном издании, 1857 года всего их было семь , конкретный письменный источник есть у сорока сказок. Такими письменными источниками могли быть проповеди эпохи барокко, позднесредневековые сборники шванков или другие литературные тексты, изданные в то же время. Эти тексты братьями дорабатывались и издавались. Другим источником действительно были сказители, с которыми Гриммы непосредственно общались. Третий источник — записи сказок, сделанные по просьбе Гриммов их друзьями и знакомыми. Таким образом, изначальное представление о том, что это народные сказки, не совсем соответствует истине.
Хотя Гриммы открыли огромную традицию собирания фольклорных текстов, сами они в этом плане были ближе к традиции литературной. Если самое первое издание состояло из восьмидесяти шести сказок, то следующие становились все больше и больше, пока под конец братья наоборот не стали сокращать объем и выносить некоторые сказки в приложения и примечания. Им показалось, что эти сказки уже не такие оригинальные, то есть не являются народными, а скорее восходят к литературной традиции. Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». В 1807-м год выхода «Волшебного рога» он рассказал братьям о своей идее заняться сбором сказок, а позже напечатал публичный призыв к этому. Тогда Гриммы, у которых к тому моменту уже было сколько-то собранных текстов, отослали ему свои сказки.
Но позже стало ясно, что Брентано не торопится их публиковать, и тогда они решили сделать это самостоятельно. В 1810-м Брентано получил от них пятьдесят четыре сказки, а в первом издании Гриммов, вышедшем в 1812-м, их было уже почти в два раза больше. Насколько Гриммы были идейно близки к немецкому романтизму? Для Брентано большую роль играла поэтичность сказок, и он считал себя вправе их поэтически перерабатывать и дополнять. Якоб же настаивал на том, чтобы сохранять близость к народному тексту. В этом плане, мне кажется, Гриммы стояли в стороне от гейдельбергского романтизма.
Чистота и оригинальность источника были для них принципиальны. Скажем, когда они искали материал, то много собирали в районе Геттингена. Так вышло, что во время религиозных войн во Франции эти немецкие земли приняли гугенотов, которые к началу XIX века уже несколько поколений жили в Германии и были вполне полноправными членами немецкого общества. Среди информантов Гриммов, например, была семья Хассенпфлюг, потомки тех самых французов-протестантов. В устной традиции этой семьи существовали сказки Шарля Перро — так Гриммы записали «Красную шапочку», «Золушку» и некоторые другие сказки. Потом, в процессе работы над текстом, Гриммы столкнулись с тем, что, с одной стороны, они действительно записали устную традицию, но, с другой, было очевидно, что это сказки Перро, в чем-то, может быть, переработанные.
В итоге вариант сказки о Синей бороде «Ужасный замок» не был включен в финальное издание именно по той причине, что близость к Перро была слишком очевидна. Но на кого были ориентированы эти тексты, на детей или на взрослых? Кто их читал? И в принципе определить жанр сказки — не самая простая задача. Корпусу гриммовских сказок присуще огромное жанровое разнообразие: в него входят предания и басни, анекдоты и шванки. Более бытовые тексты были менее интересны таким романтикам, как Брентано и Ахим фон Арним.
Первая критика гриммовских сборников, которую сформулировал Арним, состояла в том, что сказки не очень подходят детям. Какие-то сказки, по его мнению, были слишком жестоки, какие-то концентрировались на социальных противоречиях эпохи, и для детей это было не лучшим чтением. При этом первый сборник был посвящен супруге Арнима: в посвящении говорится, что он издан, «чтобы ты могла читать из него своим детям».
В рамках этого проекта в начале 2014 года была издана сказка Татьяны Ефремовны Мейко «Фрайтаг» на русском и немецком языках. Сюжет сказки «Фрайтаг» Пятница Т. Мейко слышала в раннем детстве от бабушки, а она — от своей бабушки на родном для нее немецком языке.
Цель проекта по изданию сказки - популяризация творчества российских немцев, выявление талантливой молодежи и поддержка ее творческого потенциала.
Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать. Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом.