— Обязательно ли в пост ходить в церковь?
Месяц Рамадан – в чем его смысл; как подготовиться к его приходу и соблюдению поста
Поэтому возникают вопросы, можно ли на Светлой седмице причащаться и надо ли соблюдать пост перед Причастием. К решению соблюдать пост нужно подойти очень ответственно и быть действительно готовым. Давайте с вами порассуждаем на тему, нужно ли соблюдать Великий Пост, насколько это необходимо, кому и когда противопоказано и как быть, если ограничения даются с трудом.
Пост в Рамадан: все о запретах и особенностях
Игумен Нектарий Морозов Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями. Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста.
А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует. В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен.
Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом. Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает. Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел.
Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того. Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост. Фото: azbyka.
И там постом показал, насколько слаба человеческая плоть, насколько она может быть подвержена различным искушениям", - говорит отец Алексий. По его словам, принимая решение поститься, верующий человек должен осознавать, что это делается не ради диеты или похудения. Постящийся "вступает в духовную борьбу" со своими пороками, ради собственного преображения. Иначе "пост бесполезен, а может оказаться и вреден", отмечает священник. Максим Блинов Начало и конец Великого поста в 2024 году Начало Великого поста напрямую зависит от даты празднования Пасхи - он начинается за 48 дней до этого праздника. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Читайте также: Накануне самой строгой постной недели — Страстной седьмицы - церковный устав дает постящимся возможность немножко передохнуть. Празднуется вход Господень в Иерусалим, или в народе Вербное воскресенье. В этот день разрешается есть рыбу.
Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду. Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее. И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный.
Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники.
В дни поста пользуйтесь парфюмом подробнее об использовании спиртовой парфюмерии здесь.
Приятные ароматы и запахи активизируют работу мозга, добавят праздничности, воодушевления, настроят на активный и продуктивный день. Что может нарушить мой пост в течение дня? Если вы понимаете, в чем суть поста см. Постящимся впервые важно знать, что в Интернете публикуется масса надуманных запретов. Здесь вы можете ознакомиться со списком того, что не нарушает пост.
В статье мы привели ссылки на авторитетные труды мусульманских богословов и первоисточники достоверные хадисы. Важно понимать, что мнения отдельных шейхов и имамов еще ничего не решают, практиковать их не всегда следует. Будьте благоразумны. Это их личный выбор. Не стоит фанатично навязывать его другим.
Напомню, что Коран и Сунна являются ключевыми и основными источниками исламского богословия. Коран занимает первостепенное положение и является сводом правил и положений. Затем следует Сунна, которая служит теоретическим объяснением и фактическим применением положений Корана. По забывчивости — не нарушает пост. Не нарушают пост проглатывание пищи, воды, половое сношение — по забывчивости.
Пророк Мухаммад да благословит его Всевышний и приветствует сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления» [6]. То есть, вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен. Слюна нарушает пост? Однозначно не нарушает.
Внимательно прочитайте статью о случаях, канонически не нарушающих пост. Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. Слюну сглатывать можно. Пост женщины. Какие особенности?
В послеродовой период и во время регул менструации соблюдение поста женщинами запрещено харам , независимо от возраста и семейного положения [7]. Пропущенные дни восполняются один к одному по завершении Рамадана, в разбивку либо подряд. Подробнее здесь. В период беременности и кормления грудью женщина также не постится. Половой акт во время воздержания в пост запрещен.
А объятия и поцелуи супругов? Во время соблюдения поста можно целовать жену мужа и обнимать. Важно понять: нарушает пост лишь половой акт. Объятия с женой мужем , ласки и поцелуи не влияют на действительность поста [10]. Отношения мужа и жены должны цвести в любой месяц и любой день года.
Рамадан не является исключением. Единственное, что запрещено в дневное время суток в пост, — это половой акт. Безусловно, если муж с женой имеют обоснованные опасения, что поцелуи и объятья могут привести к половому акту, тогда они воздерживаются даже от этого в часы поста. Но в таком случае им следует компенсировать это воздержание от поцелуев и объятий обилием их в ночное время суток. Как показывает современная семейная практика, без этого отношения охладевают, грубеют, черствеют и в итоге через несколько лет совместной жизни умирают.
Не религия приводит к этому, а неправильное ее понимание и отсутствие элементарных навыков жить с радостью, счастьем и глубоким живым чувством благодарности друг к другу и — к Богу. Первым делом — вода и 1—3 финика. Пророк Мухаммад да благословит его Всевышний и приветствует делал так: во время разговения первым делом пил воду и мог съесть несколько фиников, затем совершал вечернюю молитву-намаз и уже после ел. Можно ли днем чистить зубы? Не нарушают пост чистка зубов мисваком [11] или зубной щеткой [12].
От использования зубной пасты во время поста лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак мог быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом [14]. А у свежего мисвака есть и вкус, и аромат.
У него спросили:«Но он ведь имеет вкус?! Как бороться с неприятным запахом изо рта днем? Когда человек не ест долгое время, изо рта иногда начинает плохо пахнуть. Замечу, что если совсем плохо пахнет, то это проблемы с кишечником и пищеварением, которые нужно решать, советуясь с врачом, а пост здесь ни при чем. Вот простые рекомендации, как минимизировать запах изо рта: - тщательно почистить зубы специальной нитью и щеткой с пастой после предрассветного приема пищи сухура ; - после сна в период воздержания поста почистить зубы мисваком или щеткой с очень малым количеством пасты на ней.
Щеткой или специальным приспособлением почистить от микробов язык, корень языка. Главной причиной неприятного запаха изо рта является именно скопление микробов на корне языка; - используйте ароматные масла или парфюм в течение дня, особенно после утреннего душа. Нанесение качественного масла или парфюма на область живота или груди перебивает неприятный запах почти на целый день. Можно ли пробовать еду в процессе готовки? Без проглатывания это не нарушает пост [16].
Как реагировать на критику окружающих? Пророк Мухаммад да благословит его Господь и приветствует сказал: «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост, я соблюдаю пост» [18]. Важно минимизировать негативные эмоции и максимизировать позитивные, уметь направить высвободившуюся энергию на полезные дела в первой половине дня — акцент на интеллектуальную работу, во второй — на физическую.
И самое главное — это психологический настрой. Когда научитесь этому на практике, времени и сил на обиды и негативные эмоции просто не останется. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз? Пост при наличие необходимых для него условий принимается как самостоятельная отдельная форма поклонения Богу. Совершение или несовершение человеком намаза не влияет на это.
Подробнее об этом здесь. Полезно знать, что если человек отрицает пятикратный намаз, но постится, то его вера под вопросом. Если же человек согласен с обязательностью намаза, но для начала решил практиковать только пост, то ему надо поскорей начинать молиться. Это два важных столпа религиозной практики, но каждый из них самостоятелен. Также важно учесть, что некоторые не совершают еще намаз, так как совсем недавно приняли Ислам.
Кто-то начинает с поста, кто-то с намаза. В любом случае такой подход не может быть осуждаем. Любой мусульманин начинал с чего-то и постепенно приобщал себя ко всем обязательным обрядам намаз , пост , закят , хадж. Как по расписанию намаза определять время, когда можно есть и когда нельзя? Есть и пить можно до начала молитвы Фаджр это примерно за полтора часа до восхода солнца.
А вот запрет на все действует с наступлением Фаджра до наступления молитвы Магриб, которая начинается сразу после захода солнца. На главной странице нашего сайта umma. Ориентируйтесь по нему. Утром желательно прекратить есть и пить не ровно с началом Фаджра, а за несколько минут до его наступления. Поели, проговорили намерение поститься в предстоящий день и пошли чистить зубы.
Можно ли в период поста, в дневное время, посещать сауну или хаммам? Никак не возбраняется. Но лучше это делать ближе к ифтару, незадолго до ифтара, так как после сауны или хаммама может появиться усталость и слабость. Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?
В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Читайте также: Накануне самой строгой постной недели — Страстной седьмицы - церковный устав дает постящимся возможность немножко передохнуть. Празднуется вход Господень в Иерусалим, или в народе Вербное воскресенье. В этот день разрешается есть рыбу. Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду.
Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее. И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий.
Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники. Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего. Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост?
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост
Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя. Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время например, окажется, что он выздоровел , на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост. Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно.
То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. Как определить истинность опасений за своё здоровье.
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Иоанн Златоуст Но тогда получается, что пост - это дело избранных, так как по-настоящему высоконравственных людей сегодня единицы. А если злой, эгоистичный человек начнёт лишать себя удовольствия вкусно поесть большую часть года, то станет ли он добрей? Скорее всего наоборот, он станет ещё более раздражительным и злым. Так почему же по канонам церкви пост обязателен для всех? Может в то время, когда это правило писалось, те кто считали себя христианами были больше на них похожи? До 12 века в постные дни нельзя было есть и рыбу, а потом разрешили. Может с этого времени пошло измельчание тех, кто называл себя христианами, и им было трудно совершать этот подвиг веры совсем без калорийной пищи? Вопрос интересный.
Да и вообще, публичный пост мешает верующему человеку исполнять совет Иисуса, который он давал в отношении поста: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Разве не будут другие заглядывать ему в тарелку через плечо, чтобы посмотреть, как он соблюдает пост? Тут вспоминается случай, который рассказывал известный юморист Михаил Задорнов. Однажды, на одном банкете, он увидел священника, который вкушал свинину. А на дворе был пост. Задорнов и спрашивает священника: - Батюшка, на дворе же пост, а вы свинину едите? Тот не растерялся, посмотрел на кусок мяса, который был насажен на вилку, и произнёс заклинание: - Боже! Преврати парося в карася, - и дальше стал кушать запрещённый в пост продукт. Да, чуть не забыл: в пост нельзя употреблять алкоголь. Ну что, будем всех отлучать?
Останутся одни язвенники, так как трезвенников в наш век практически нет. Ну а если учесть, что в пост нельзя курить и жить интимной жизнью, то кто же останется? Правильно, бабульки и дедульки, которым в этой жизни ничего этого уже не надо или нельзя. Так же в православном катехизисе говорится, что "пост есть сильное оружие в борьбе с сатаной" и ссылка на евангелие от Матфея 17:21 20 Иисус же сказал им:........ А это значит, что этот текст просто дописали те, кто хотел продвинуть идею важности поста для христиан.
На завтрак на стол можно подать хлеб, яйца, творог, свежие овощи и фрукты, чай из трав. Ужин, как правило, начинают финиками, затем подают салаты, овощные супы, допускается куриная грудка или стакан молока.
В течение дня под запретом не только еда, но даже вода. Когда мусульмане будут праздновать Ураза-байрам и Курбан-байрам Можно ли заниматься сексом и целоваться в Рамадан Правила поведения в исламском мире определяет шариат, и с точки зрения шариата интимные отношения между мужем и женой деяние не только дозволенное, но и вознаграждаемое. Однако речь идет исключительно о близости в темное время суток, подчеркивается на портале духовного управления мусульман Ставропольского края. Врачи рассказали, как стрессы влияют на желудочно-кишечный тракт В Коране говорится: «Разрешено вам в любую ночь поста интимное приближение к вашим женам. Они — одеяние для вас, а вы о мужья — одеяние для них муж и жена нуждаются друг в друге, подобно тому, как человек нуждается в одежде » сура Аль-Бакара: 187. В светлые часы супруги должны воздержаться от близости, иначе их пост нарушается и следует суровое наказание. В качестве искупления каффата мужу предстоит поститься два месяца подряд, на жену такой запрет не накладывают.
При этом днем разрешается целоваться и обниматься, купаться и соблюдать гигиенические процедуры.
Главное в посте — это та жертва, которую он хочет принести Богу. То, чем он хочет послужить Богу, то, от чего он может отказаться ради Бога.
Пост — это не барщина, которую нужно отработать, а дальше жить так же, как прежде. Это время, когда хочешь что-то сделать, что-то понять, чего-то достичь. Для кого-то театр — это жизнь, среди наших прихожан есть, например, артист театра.
Ну как же ему не ходить в театр, если он там работает? В театре ничего плохого нет, это культура. Пост ему не нужен.
Потому что ночной клуб — это не культура, это удовольствие, развлечение. Если возникают такие вопросы, то поститься такому человеку еще рано. Лучше не начинать.
Некоторые считают, что нет. Но это воздержание для глубоко воцерковленных людей, которые умеют воздерживаться, а главное — это их совместное решение. Никаких четких регламентаций по этому поводу нет.
Если брать Священное писание, то там сказано: люди могут воздерживаться… на время… по согласию… Это личное дело двух людей. Хотя известно, что многие святые и праведные люди прибегали к этому способу утешения. Я бы тут не посмел категорически утверждать: нельзя.
Но если человек решил бросить курить, то Великий пост — самое подходящее для этого время. Вино даже предписывается пить в определенные дни. В дни поста, когда пища скудна, это и питание, и лечение.
Это еще и утешение, потому что пост — это скорбное время. Водка вообще считалась плохим напитком с точки зрения еще Святого писания там она упоминается как виноградная. Что касается пива.
Нужно ли ходить в церковь во время поста?
- Что будет, если нарушить или не соблюдать Великий пост перед Пасхой
- Православный пост: древность и современная практика
- Великий пост — как правильно поститься? - Православный журнал «Фома»
- СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
- Что будет, если нарушить или не соблюдать Великий пост перед Пасхой
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Голод — это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища, — что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что я живу. Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне.
Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии. Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам и которое мы все еще нарушаем каждый день».
Что же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи.
Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой и стала переходом в жизнь, и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи.
Пост изобличает эту ложь. Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот, обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама» из статьи «Великий пост в нашей жизни». Вдохновенные слова отца Александра Шмемана популяризируют то, что говорили нам святые отцы Православной Церкви. А они призывали нас: — осознать свою зависимость от Бога, без воли Которого и волос не упадет с головы человеческой; — перенести основу своего упования с мира сего, с его лакомствами, удовольствиями на уровне чрева, — на Бога, Которого Одного следует алкать и жаждать; — потрудиться ради Господа в подвиге воздержания, лишения, чтобы приобрести бодренное состояние души… Это и многое другое и является богословским обоснованием поста.
Пост — это не вегетарианская практика, не терапия, очищающая организм от шлаков, а духовный подвиг человека конечно, совершаемый соразмерно силам и возможностям каждого. Поститься в Великий пост и в среду — пятницу в течение года должен всякий христианин. Но как приступить к посту человеку, лишь начинающему воцерковляться, тому, кто собирается поститься в первый раз? Дам несколько советов.
Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником или знакомым священником , определить для себя посильную меру поста. Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами. Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго.
Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные преимущественно кисломолочные продукты, яйца, рыбу — допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление.
Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому. О видах строгого поста мы уже говорили, тут вариантов много. Что касается постного воздержания от развлечений, акцента на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия, все сказанное выше, в соответствующем разделе, считаю применимым и к новоначальным. Кому-то нужно освятить крестик, кто-то спрашивает, как поминать покойную подругу, кто-то узнает о крещении… Словом, в храме всегда есть люди.
И вот, разговаривая с ними, я спрашиваю: поститесь ли вы? И каждый день, именно каждый день, я слышу одну и ту же фразу: «Я еще не готов…» «К чему не готовы? Почему мы не можем хоть малостью пожертвовать? Еще раз повторю то, о чем уже в этом очерке многократно говорилось: если мы не можем во всем объеме принять тот пост, который нам дает Церковь, будем соблюдать хотя бы малость.
Если человек здоров, то, что мешает ему отказаться от мяса? В некоторые дни — от молочного? Если не может ежедневно воздерживаться, пусть только в определенные дни… Что мешает нам ограничить себя в просмотре телевизора, взять молитвенное послушание или иное. Я специально решил написать об этом, чтобы напомнить, что согласно канонам все называющие себя христианами должны поститься.
Не соблюдающий пост без уважительной причины отлучается от Церкви! Слышу крики: «И это говорит известный либерал о. Да он — мракобес! Почему мы не хотим вообще ничего предпринять в отношении поста?
Беседы с людьми, отговаривающимися от поста тем, что они еще «не готовы» убеждают меня, что на самом деле, за всем этим стоит обычная человеческая лень и слабость воли. Некоторые говорят: «Я считаю, что пост должен быть в душе, а не в пище». Поверьте, это все тоже отговорки. Святые отцы были не глупее нас с вами, и они, конечно же, говорили о нравственной работе, о наблюдении за душой в дни поста.
Но у них у всех есть покажите мне сочинение св. Усилие над плотью, воздержание и ограничение в пище. Это место и подобные ему, например, о том, что пища не поставляет нас пред Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно.
При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надобно бы настаивать, а не на том, что пост не обязателен, хотя он, действительно, есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя.
Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательно и средство к нему, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить как следует внутреннее состояние. Последнее также неуместно, потому что Церковь — одно тело, и желание обособиться в ней от других противно ее устроению.
Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из нее, а член ее не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост не обязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счет нечего ставить.
Останется один резон — нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад, хочешь не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда».
Бывает, что, посещая родственников, друзей, мы вынуждены вместе с ними вкушать пищу. Если своим отказом от скоромной пищи мы огорчим людей, которые ждали нас, готовились к встрече, то отказываться от предлагаемой еды не следует. Что мне есть? Но если перенести или отменить визит невозможно, мы должны его нанести.
Что есть и как себя вести, должна определить христианская совесть человека. Именно самого человека! Приведу на этот счет одну историю. Однажды у нас в храме праздновался какой-то юбилей, и по этому поводу был устроен праздничный стол.
Это было, скажем, во вторник. Праздник закончился, но осталось много блюд на завтра. А завтра был постный день. И к среде была приготовлена постная пища.
Когда после богослужения священнослужители, церковнослужители, хор и все остальные спустились в трапезную, они увидели, что столы ломятся от вчерашних скоромных яств, при этом предлагается и сегодняшний постный обед. Тут уже многие смутились. Оказалось, им самим надо решать, а значит, потом и нести ответственность за свое решение, что вкушать, а чего не вкушать в постный день… Я считаю, что каждый христианин должен руководствоваться принципом самостоятельного решения и в вопросе о нарушении поста в гостях. Выпить или нет, и сколько?
Танцевать или нет? Попросить добавки — кусочек мяса, салат или съесть положенное на тарелку и больше не подкладывать? Наконец, сколько есть? Ведь можно объесться и постными кушаньями?
Все это пусть христианин решает сам. Это его ответственное и свободное решение, и не будем перекладывать его на плечи священника. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания — для упражнения в посте и молитве.
Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами — по согласию. Наконец, время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом супругой , искушенный сатаною, впал в грех. Рекомендация ап. Павла настолько внятна и логична, что никто, кроме еретиков, вплоть до IV в.
Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский — по настоянию многих верующих высказались на этот счет. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания.
Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия 8. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было. В Византии эту практику соблюдали, кроме того, воздерживались в светлую пасхальную неделю и в иные дни по желанию.
Обратите внимание на последние слова — по желанию! Но русские не идут по пути наименьшего сопротивления!.. Таким образом, древнерусское «благочестие» вернее — псевдоблагочестие лишало супругов телесного общения пять дней в неделю. Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники а заодно и в дни накануне и после праздников и во все длительные посты 4 поста.
С подобными взглядами спорили, конечно, не только простые люди, но и авторитетные иерархи. Из источников XI в. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику, говоря, что это нововведение не согласуется с требованиями святых отцов и церковных правил Церкви. В воздержании от супружеского общения, говорил архиеп.
Нифонт, следует проводить лишь одну пасхальную неделю. Другой новгородский владыка, архиепископ Илия, рекомендовал воздерживаться кроме пасхальной в Федорову 9 то есть первую и Страстную недели, то есть две недели поста и одну пасхальную, но никак не весь Великий пост. Но из книги в книгу, из века в век следовали, хоть и грустно об этом говорить, не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а апокрифические, псевдоблагочествые мнения. Дожили они и до наших дней.
Как мы знаем, на практике многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не советуют, нет, а предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания. Учитывая это, данный вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне нашим священноначалием. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни». Ревность «не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побудила священноначалие вновь вернуться к этому вопросу.
Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи». Что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам? Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.
Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.
Помните, что сами священники часто следуют есть у нас такая проблема не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению. Пост для ребенка очень важен. Каким вырастет малыш?
Будет ли он рабом своих желаний, или с детства, когда формируется душа, научится властвовать над желаниями, над хотениями?.. Это зависит от того, научился ли ребенок с детства от чего-то отказываться. Если для взрослого пост — время отказа от обильной, расслабляющей, жирной, возбуждающей и проч. Великий пост.
На исповедь приходит ребенок 8 лет. Спрашиваю: — Сейчас идет Великий пост. Смотришь телевизор? И, честно говоря, я не понимаю родителей, чей ребенок так постится.
Неужели они не понимают, что пост —это не вегетарианство, это воспитание воли христианина, пусть пока маленького, но настоящего, полноценного христианина? Воспитание воли, которое основывается на том, что малыш сознательно отказывается на некоторое время от вкусных и приятных вещей. Взрослые через пост сами себе доказывают, что не зависят от сытной пищи: мясного, молочного, что послушны Церкви. Это что касается гастрономической стороны поста.
Что же до времяпрепровождения, то взрослые отказываются от посещения кинотеатров и увеселительных заведений, ограничивают просмотр телепрограмм, напротив, большее время посвящают чтению Священного Писания и духовной литературы, молитве, посещению богослужений, доброделанию. Любой постившийся взрослый подтвердит, что настоящий пост дается с трудом, но несомненно и то, что воля постящегося закаляется в этом сознательном, пусть порой нелегком, противостоянии «хочу». Более того, мы чувствуем радость в душе от того, что смогли, получилось. Такое воспитание воли необходимо и маленькому человеку.
Он должен знать, что вместе со всей Церковью, как ее маленький представитель, он на какое-то время отказывается от того, что хочется, подчиняет себя дисциплине. Но только отказываться от мяса, молока, творога и проч. Ребенок с большим удовольствием откажется от котлеты или творога, для него постом будет как раз другое: съесть все положенное мамой на тарелку! В чем может заключаться пост для малыша?
Как раз в том, чтобы он отказался от того к чему прикипела душа, отказался от того, чего очень хочется. Специально оговорюсь, что для ребенка настоящим, «большим» постом должен быть Великий пост, а также посты среды и пятницы. Остальные посты лучше опустить. Если ребенка периодически, 4 раза в год, подвергать строгой постной дисциплине, ничего, кроме раздражения и впоследствии отторжения от веры, не выйдет — сверстники радуются жизни, а у нас в семье опять запреты и лишения.
Если же просто вегетарианствовать в дни постов, я имею в виду —не есть мясного и молочного, но питаться вкусно, сытно и разнообразно, позволять увеселения и развлечения, то это приведет к тому, что ребенок начнет относиться к вере формально. Впоследствии же, когда вырастет, он будет исполнять внешние предписания, а суть, дух веры для него будут закрыты. Есть исключения в глубоко религиозных и традиционных семьях, но это именно исключения, о которых мы говорить не будем. К дням поста, которые соблюдают в вашей семье дети, можно добавить неделю поста перед Рождеством Христовым, какие-то дни и из других постов.
Например, при желании родителей, какие-то минимальные ограничения можно предписать ребенку и в дни Рождественского, Петровского, Успенского постов, но это уже на усмотрение родителей и ваших духовных отцов. Мое мнение, что это не нужно. Но Великий пост, равно как и среды—пятницы в течение года, — это святое. Итак, ребенок вступает в пространство Великого поста.
Этот вход в пост происходит не внезапно. Малыш вместе со взрослыми подготавливается к Великому посту особыми подготовительными неделями, одна масличная чего стоит… Блины, прогулки с родителями, посещение гостей… Но ребенок помнит, что «не все коту масленица, придет пост, прижмет котику хвост» и что вывески на блинных ларьках: «Масленица — круглый год» врут. Наконец, Прощеное воскресенье, последнее вечернее заговенье — и уже утром начинается новая жизнь. Время сознательного, добровольного и радостного, отметьте — радостного, во имя Бога, отказа от скоромного.
Желательно отказаться на время поста от телевизора, компьютерных игр, кинотеатров, посещения шоу, праздников.
Люди спасались постом и молитвой на протяжении уже не одного десятка веков. А это лучший аргумент, подтверждающий значимость поста в духовной жизни православного христианина. Пост, как мы уже сказали выше, — только некое средство, некая дорога к тому, что является более возвышенным, чем сам пост: пост — это путь к Пасхе, путь навстречу Воскресшему Христу. И потому время поста важно для нас как период усиленного самоконтроля и усиленной самоподготовки к такой встрече.
Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение Своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» см. Я завишу от них, так как питаемся вместе. Как быть? Из-за поста у меня могут быть неприятности». Если же мы будем есть один только хлеб и пить одну только воду, но при этом в нашем сердце не будет мира — это вовсе не тот пост, к которому призывает нас Господь.
Святой апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» Иак. Следовательно, наша вера должна проявляться прежде всего в наших поступках по отношению к ближним, а не в каких-либо самоограничениях. В древнем Патерике есть следующий рассказ: некий аскет достиг столь высокого уровня подвижничества, когда его сердце уже было очень близко к гордости, и Бог открыл ему, что в одном городе живут два человека, намного превосходящие его святостью своей жизни. Подвижник, желая увидеть воочию этих людей, отправился в тот город и по указанию Божию встретил двух женщин, о которых ему было открыто, что они и есть те, кто превзошел его духовные подвиги. Сперва монах смутился: как женщины, живущие в миру, могут быть святее его — старого аскета, проведшего уже не один десяток лет в посте и молитве?
Но впоследствии подвижник понял, что эти две женщины превзошли его тем, что никогда и ни с кем не ссорились, но всегда хранили мир в своих сердцах. Таким образом, сохранение мира в семье может быть в некоторых случаях даже лучшей нашей жертвой Богу, чем пост. К тому же, если мы будем проявлять любовь к нашим близким, возможно, именно она быстрее, чем любые уговоры и рассказы, сделает их нашими единомышленниками.
Стоит обеспечить себя всеми необходимыми витаминами, минералами, аминокислотами и микроэлементами. Кому поститься нельзя?
Организм растет, развивается, формируются органы и ткани, формируется крепкая работа сердечной мышцы. Ни в коем случае не заставляйте детей поститься, тем более если они этого не хотят. Вторая - люди с хроническими заболеваниями, которым показаны сбалансированная диета и еда как лекарство. И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания.
И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост. Вредно ли целый день не есть вообще? Ничего страшного от разовой истории не будет. Если у вас нет противопоказаний, проблем со здоровьем, тогда один день, в который вы не употребляете пищу, но пьете воду, вполне допустим. Как подготовиться к посту?
Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста.
Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники.
Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим.
Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин. Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова.
Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом. По ее словам, готовиться к посту лучше всего за неделю: сначала можно ограничить употребление мяса, но оставить в рационе рыбу, сливочное масло и молочную продукцию. Фейсханова предупредила: в первые несколько дней поста возможны усталость, слабость и головокружения.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру. В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке.
В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение.
Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный.
А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т. На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. Именно молитва должна быть критерием строгости поста.
Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Сухоядение — это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение.
Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение. Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех — не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем.
Для современного работающего и ведущего обычную жизнь человека это неприемлемо, поэтому послабления начинаются уже с кратности приема пищи, а также ее количества, которое каждый определяет сам для себя. Воздержание от переедания — это уже для некоторых самый настоящий пост. В некоторые дни, например, в Страстную Пятницу монахи вообще отказываются от пищи, но это не значит, что мирянам следует поступать также, как и придерживаться сухоядения, то есть употребления термически необработанной пищи. Так как же определить для себя меру поста? От послабления к расслаблению Священники признаются, что нередко к ним за благословением на послабление приходят здоровые с виду люди, а вот немощные, напротив, скрывают от батюшки свои проблемы со здоровьем и постятся, как положено, а то и вовсе усиливая для себя ограничения. Трудно сказать, отчего это зависит.
Скорее всего от духовного состояния, если можно так выразиться «уровня» веры, но зачастую людям просто тяжело найти «золотую середину». Гораздо проще поститься «по полной программе», либо не поститься совсем, а вот когда дело касается собственного выбора, предъявляемой самому себе дисциплинарной ответственности, тогда и начинаются хождения влево-вправо. Да, ориентиром по-прежнему остается Церковный устав, приведенный в Типиконе, к которому нужно стремиться, но большинству людей приходится брать на себя ответственность и определять меру своего поста самостоятельно с благословения батюшки, конечно. Реалии сегодняшней жизни таковы, что большая часть людей даже в молодом возрасте имеет какие-либо хронические заболевания. Здоровья не добавляют экология, постоянные стрессы, тяжелые условия труда, да и современная пища, чего уж греха таить, уже не та, что была всего несколько десятков лет назад. Вот и получается, что большинство мирян поститься по уставу не может, да и нет в этом такой необходимости, но как же тогда определить для себя меру поста, чтобы с одной стороны не уйти с головой в аскетику, а с другой не скатиться от послабления к расслаблению? Святые отцы говорят, что самое главное — это не уделять пище много внимания.
Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного. И все-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда. И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными», — сказал отец Николай. Ранее, 5-tv.
Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного — с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния. Если нарушил пост: что делать? Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения. На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех — для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже. Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы. А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной непостной , сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других? Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста? Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха — великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость. Если согрешил в Великий пост — Бог не простит? Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала. Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает — то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить. Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица. Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время. Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок. Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека.
Священник об Успенском посте: нужно ли поститься сегодня?
Обязан ли поклонник и сторонник Иисуса Христа соблюдать пост? Сорокадневный пост также упоминается в Ветхом Завете, когда Моисей постился перед получением основных заповедей. К решению соблюдать пост нужно подойти очень ответственно и быть действительно готовым. Какие ограничения соблюдают в Великий пост — в материале «Ъ». «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно.
Великий пост — как правильно поститься?
Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Поэтому если установлен Церковью пост, давайте приложим силы его соблюдать. С чего нужно начать Великий пост. Обязан ли поклонник и сторонник Иисуса Христа соблюдать пост?
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. Если Христос постился, и в этом посту ему пришлось провести духовный поединок с диаволом, должен ли я, как последователь Христа поститься? 1. Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение.
Обязательно ли соблюдать Петров пост, если человек соблюдал Великий?
Так как же определить для себя меру поста? От послабления к расслаблению Священники признаются, что нередко к ним за благословением на послабление приходят здоровые с виду люди, а вот немощные, напротив, скрывают от батюшки свои проблемы со здоровьем и постятся, как положено, а то и вовсе усиливая для себя ограничения. Трудно сказать, отчего это зависит. Скорее всего от духовного состояния, если можно так выразиться «уровня» веры, но зачастую людям просто тяжело найти «золотую середину». Гораздо проще поститься «по полной программе», либо не поститься совсем, а вот когда дело касается собственного выбора, предъявляемой самому себе дисциплинарной ответственности, тогда и начинаются хождения влево-вправо. Да, ориентиром по-прежнему остается Церковный устав, приведенный в Типиконе, к которому нужно стремиться, но большинству людей приходится брать на себя ответственность и определять меру своего поста самостоятельно с благословения батюшки, конечно. Реалии сегодняшней жизни таковы, что большая часть людей даже в молодом возрасте имеет какие-либо хронические заболевания. Здоровья не добавляют экология, постоянные стрессы, тяжелые условия труда, да и современная пища, чего уж греха таить, уже не та, что была всего несколько десятков лет назад. Вот и получается, что большинство мирян поститься по уставу не может, да и нет в этом такой необходимости, но как же тогда определить для себя меру поста, чтобы с одной стороны не уйти с головой в аскетику, а с другой не скатиться от послабления к расслаблению? Святые отцы говорят, что самое главное — это не уделять пище много внимания.
Ведь и постными блюдами можно настолько озаботиться, подбирая подходящий соус к тушеной капусте, что совсем забыть о настоящем смысле поста. Врач рекомендует вареную говядину? Вот и ешьте ее, как лекарство, а если вы будете пробовать постом какие-то гастрономические изыски, то этим действительно будете его нарушать.
Ораза айт праздник разговения — 10 апреля. Первый день праздника Курбан айт — 17 июня и длится четыре дня. Но нужно учесть, что даты религиозных праздников могут быть перенесены в зависимости от новолуния. Что нужно сделать перед началом оразы По словам Тимура Алиева, прежде всего нужно подготовить себя духовно, то есть вознамериться и иметь чистое намерение поститься ради довольства Всевышнего. Лучше всего обновлять намерение каждую ночь перед сном. Постарайтесь отказаться от вредных привычек.
К примеру, от курения — для курящих, не просиживайте ночами в соцсетях, придерживайтесь правильного режима дня, рано ложитесь и рано вставайте", — говорит имам. Также специалист рекомендует сделать дома генеральную уборку, купить продукты, отдать долги, а также составить список дел, чем бы вы хотели заняться во время поста. Чем питаться во время поста Как отметил имам Тимур Алиев, во время Рамазана постящемуся необходимо придерживаться сбалансированного питания. Прежде всего следует обратить внимание на сложные углеводы, которые долго перевариваются. В небольшом количестве можно потреблять яйца и кисломолочные продукты. По возможности отказаться на 30 дней от жареного мяса. Не навредят организму курица, мясо с овощами, а также следует обратить внимание на рыбные блюда. Шашлыки или стейки в Рамазан не запрещены, в меру можно", — сказал имам.
По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды.
Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют. Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино.
Рыба разрешена лишь в Благовещение — 7 апреля и Вербное воскресенье. В его канун можно есть рыбную икру.
Реклама Но это еще не все. Для первой и последней недель поста — седмицы и Страстной седмицы — ограничения еще более строгие. Например, в первые два дня первой седмицы церковный устав предписывает вообще воздержаться от пищи. В Страстную седмицу пищу не варят и не жарят, а в пятницу и субботу также не едят вовсе. Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых.
Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - А чтобы радость была полной, священники советуют придерживаться поста как в питании, так и в пище духовной. Ответ:Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке так, что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Сколько постов выкладывать каждый день в социальных сетях? Есть ли оптимальное время и дни недели для публикации контента? На эти вопросы ответили в статье.