Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. отменить частную собственность на землю! февраля 1917г ом о земле разгрома Учредительного собрания Г.в ходе столыпинской реформы.
Глава III. Ликвидация помещичьего землевладения
Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602 | Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья. второй законодательный. |
Большевики отдали землю крестьянам, но почему не было частной собственности | Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. |
Глава III. Ликвидация помещичьего землевладения
Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья. 1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
Последние вопросы
- Комментарии
- Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602
- 1. Ленинский декрет о земле и его осуществление. Советская экономика в 1917—1920 гг.
- Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602
- 6.2. Декрет о земле
1. Ленинский декрет о земле и его осуществление
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение. Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, при чем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации коренные улучшения , поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должная определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов. Учитывая печальный опыт Временного правительства, растерявшего кредит доверия из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и о власти. Декрет о мире провозгласил выход России из войны.
Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего мира без аннексий и контрибуций.
О земле Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием. Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1 Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. Все мелкие реки, озера, леса и проч.
Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. Наемный труд не допускается.
Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.
Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Основополагающим принципом Декрета о земле стал принцип национализации всей земли, ее недр, лесов и вод как важнейших природных богатств, составляющих естественную основу общественного социалистического производства. Свое выражение национализация земли, согласно Декрету о земле, нашла в ликвидации частной собственности на землю, в обращении ее во всенародное достояние и в учреждении исключительной собственности на землю государства, в создании единого земельного фонда страны и государственного управления им. В декрете отмечалось, что формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, в зависимости от того, как будет решен этот вопрос в отдельных селениях и поселках.
Исключение составляли земельные участки, не подлежащие распределению рассадники племенного скота, опытные и показательные поля, питомники, конные заводы, семенные хозяйства, хозяйства, производящие технические культуры, промысловые хозяйства , которые должны были поступить в пользование государственных хозяйств. Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную артельную и единоличную в различных ее разновидностях. Отсюда вытекает следующий принцип декрета - принцип свободы выбора форм землепользования. Инструкцией по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений от 4 декабря 1917 г. Однако это не отменяло принцип свободы выбора форм землепользования, а создавало лишь определенный стимул организации коллективных объединений крестьян.
Согласно Декрету о земле были запрещены сдача земли в аренду и применение наемного труда. Следовательно, одним из принципов декрета является принцип трудового землепользования. Его сущность заключается в том, что каждый, кому государство выделяет в пользование землю, обязан обрабатывать ее своим трудом и трудом членов своей семьи без найма дополнительной рабочей силы. Это требование распространялось и на единоличные, и на коллективные хозяйства.
Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. Наемный труд не допускается.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение. Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Глава III. Ликвидация помещичьего землевладения
Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.
Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации коренные улучшения , поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены. Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. Все мелкие реки, озера, леса и проч. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян. Наемный труд не допускается. При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на этот срок прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.
Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную артельную и единоличную в различных ее разновидностях. Отсюда вытекает следующий принцип декрета - принцип свободы выбора форм землепользования. Инструкцией по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений от 4 декабря 1917 г. Однако это не отменяло принцип свободы выбора форм землепользования, а создавало лишь определенный стимул организации коллективных объединений крестьян. Согласно Декрету о земле были запрещены сдача земли в аренду и применение наемного труда. Следовательно, одним из принципов декрета является принцип трудового землепользования. Его сущность заключается в том, что каждый, кому государство выделяет в пользование землю, обязан обрабатывать ее своим трудом и трудом членов своей семьи без найма дополнительной рабочей силы. Это требование распространялось и на единоличные, и на коллективные хозяйства.
Поскольку аренда и субаренда земли являются источником нетрудовых доходов землепользователей, они также категорически запрещались. Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распределяется в пользование трудящимися по потребительской или трудовой норме. Выше уже отмечалось, что этот принцип не совпадал с позициями большевиков по земельному вопросу, но соответствовал требованиям большинства крестьянства. В существовавших тогда условиях такое решение было единственно правильным. Крестьяне должны были сами убедиться, что их надежды на уравнительное распределение земли как на единственно правильный путь спасения от помещичьей и кулацкой кабалы являются иллюзией, что никакая уравнительная дележка не предотвратит имущественного и классового расслоения крестьянства, что только замена мелкого производства крупным общественным создаст условия для ликвидации нищеты и эксплуатации. Для появления такой убежденности понадобилось немного времени, уже к 1928 г. Этот принцип распространялся только на ту часть земель, которая подлежала распределению.
Это требование распространялось и на единоличные, и на коллективные хозяйства. Поскольку аренда и субаренда земли являются источником нетрудовых доходов землепользователей, они также категорически запрещались.
Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распределяется в пользование трудящимися по потребительской или трудовой норме. Выше уже отмечалось, что этот принцип не совпадал с позициями большевиков по земельному вопросу, но соответствовал требованиям большинства крестьянства. В существовавших тогда условиях такое решение было единственно правильным. Крестьяне должны были сами убедиться, что их надежды на уравнительное распределение земли как на единственно правильный путь спасения от помещичьей и кулацкой кабалы являются иллюзией, что никакая уравнительная дележка не предотвратит имущественного и классового расслоения крестьянства, что только замена мелкого производства крупным общественным создаст условия для ликвидации нищеты и эксплуатации. Для появления такой убежденности понадобилось немного времени, уже к 1928 г. Этот принцип распространялся только на ту часть земель, которая подлежала распределению. Сюда не входили земли несельскохозяйственного назначения, государственные хозяйства и другие земли, не подлежащие распределению. Осуществление этого принципа сыграло определенную положительную роль в переходный период, но с проведением коллективизации он утратил свое значение и в дальнейшем развитии земельных отношений не применялся. Впервые в истории развития общества в качестве государственного требования в законодательном документе провозглашался в Декрете о земле принцип рационального использования земли в интересах всего общества.
На первом этапе построения социализма этот принцип еще не содержал в себе всего многообразия факторов, которые вкладываются в понятие рационального использования земель в настоящее время. Но уже тогда установление государственной собственности на землю, ликвидация феодально-крепостнических пережитков в землепользовании, стремление обеспечить использование земель в интересах всего народа обусловило важность реализации этого принципа. Одним из его проявлений уже в первые месяцы Советской власти явилось сохранение и превращение в образцы рационального использования земель крупных высококультурных хозяйств. Важнейшим принципом Декрета о земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли из частной собственности.
Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602
Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма. Право частной собственности на землю в России вновь было закреплено только в Конституции 1993 года. Стенограмма речи Ленина высказанная о «Декрете на землю»: «…Я прочту вам те пункты декрета который должно выпустить Ваше Советское правительство. В одном из пунктов этого декрета помещён наказ земельным Комитетам, составленный на основании 242 наказов местных Советов Крестьянских Депутатов Декрет и наказ будет помещён отдельно.
Определенное количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась временному правительству — Совету народных комиссаров СНК — во главе с В. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер — до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить принципы государственного устройства. Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.
Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенародным достоянием, т. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. Основные положения Декрета о земле были развиты и конкретизированы в ряде законодательных актов Советского государства, в том числе в законе «О социализации земли» 1918, в Земельном кодексе РСФСР 1922 и др. Осуществление Декрета о земле и др. Данный документ важен для современной юриспруденции так как явился важным юридическим документом, который явился прародителем для дальнейших документов данного содержания и характера. Поэтому изучение данного документа для юристов имеет огромное значение так как формирует фундаментальные знания в работе с подобными документами. Заключение Принятие Декрета о земле стало отправной точкой для конфискации угодий помещиков.
Владение осуществлялось на нетрудовой основе. Произошла национализация. Советский Союз имел исключительное право собственности на территории страны и все, что на ней находилось.
Изъятие земли из частного оборота, трудовой характер землепользования и уравнит. Рожков, Д.
Земельные преобразования 1917 года Декрет о земле 1917 г. Вопросы, не касающиеся земли Декрет о земле 1917 года коснулся не только земельных вопросов. В нем упоминается, что конские заводы, племенные птицеводства и скотоводства также становятся национальным достоянием и переходят в госсобственность, в пользу общины или могут быть выкуплены вопрос оставался на решение Учредительного Собрания. Хозяйственный инвентарь с конфискованных земель переходил к новым собственникам без выкупа, но при этом теоретически не допускалось оставить без такового малоземельных крестьян. Когда был принят Декрет о земле, предполагалось, что пользоваться наделами могут все, кто способен их обрабатывать своими силами, семьей или в товариществах без применения наемного труда.
В случае недееспособности человека сельское общество до восстановления трудоспособности помогало обрабатывать его землю, но не более двух лет. А когда земледелец состаривался и не мог лично работать на земле, он терял право на пользование ею в обмен на пенсию от государства. Каждому по потребностям Стоит отметить и такие условия, как распределение земли по потребностям в зависимости от климатических условий, формирование общенародного фонда, которым управляли общины на местах и центральные учреждения по области. Земельный фонд мог быть перераспределен, если изменилась численность населения или производительность надела. Если пользователь уходил с земли, то она поступала обратно в фонд и ее могли получить другие лица, в первую очередь родственники выбывшего члена общины.
При этом коренные улучшения мелиорация, удобрения и пр. Если земельного фонда не хватало для того, чтобы прокормить живущих на нем крестьян, то за счет государства должно было быть организовано переселение людей со снабжением их инвентарем. На новые участки крестьяне должны были переезжать в следующем порядке: желающие, потом «порочные» участники общин, далее — дезертиры, остальные — по жребию или по согласию друг с другом. Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что Декрет о земле принят II Всероссийским Съездом Советов, исходя из имеющейся на тот момент экономико-политической ситуации. Он, скорее всего, просто закрепил процессы, которые уже происходили в обществе и были неизбежны.
На страницах своего журнала я собираю интересную и любопытную информацию из разных источников в интернете, обрабатываю, проверяю и выкладываю.
К концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России, из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин колхозам — 391 614 дес. Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду.
Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма. Право частной собственности на землю в России вновь было закреплено только в Конституции 1993 года. Стенограмма речи Ленина высказанная о «Декрете на землю»: «…Я прочту вам те пункты декрета который должно выпустить Ваше Советское правительство.
Ликвидация помещичьей собственности на землю
Впрочем, крестьянский съезд даже без рекомендаций со стороны большевиков примет решение о ликвидации помещичьего землевладения. Неделимость земельных участков: Декрет запрещает раздел земельных участков на более мелкие фрагменты, если это может привести к снижению их качества или. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. немедленная отмена собственности помещиков на землю без какого-либо выкупа. Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
Документ. Декрет большевиков о земле
Декрет отменял помещичью собственность на землю без выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Главная» Новости» Помещичья собственность на землю была ликвидирована после февраля 1917 декрет. Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно и безо всякого выкупа. немедленная отмена собственности помещиков на землю без какого-либо выкупа.
Глава III. Ликвидация помещичьего землевладения
Основные пункты декрета: немедленная отмена собственности помещиков на землю без какого-либо выкупа; порча имущества, подпавшего под конфискацию, приравнивается к тяжкому преступлению и карается; имения помещиков, а также удельные земли и участки, принадлежащие церкви, с инвентарем переходят в распоряжение волостных земельных комитетов; конфискации не подвергается земля, принадлежащая крестьянам и казакам. Можно сказать, что «Декрет о земле» довершил преобразования, предпринятые в 1861 году с отменой крепостного права.
Сразу же после принятия и издания Декрета о земле в центре и на местах широко развернулась работа по его осуществлению. Нужно было провести огромную агитационную и разъяснительную работу среди крестьян, довести до них суть и содержание декрета, включить их в активную борьбу за его осуществление. Уже 14 ноября Совет народных комиссаров по предложению В. Ленина принял постановление «Об эмиссарах по земельным делам», которым предусматривалось направление в деревню посланцев Советской власти для оказания конкретной помощи крестьянству в проведении аграрной реформы.
В качестве эмиссаров в деревню направлялись закаленные в революционной борьбе рабочие, солдаты, матросы. Только Петроградский военно-революционный комитет за один месяц послал в разные районы страны 643 человека. Центробалт направил 333 агитатора-моряка. Всего в деревню было направлено около 50 тыс. Посланцы партии в короткие сроки донесли ленинские идеи и решения Советской власти по земельному вопросу до самых глухих уголков страны.
В первые же недели Советской власти в деревне началась ломка старых земельных отношений, конфискация земель частного владения и перераспределение их в соответствии с Декретом о земле. В уездах и волостях прошли съезды Советов. Деревенская беднота видела в посланцах большевистской партии защитников своих интересов, всемерно поддерживала их на местах. Удовлетворяя насущные потребности в земле бедняцкой массы, партия создавала основу для единого революционного фронта борьбы трудящихся против буржуазии в городе и деревне. Осуществление Декрета о земле имело огромное политическое и экономическое значение.
Советская власть передала крестьянам более 150 млн га удельных, помещичьих и церковных земель.
Это была уступка левым социалистам-революционерам, которые отказались от участия в власти и сказали, что останутся только тогда, если будет проведен этот закон». В этом смысле наша революция тогда была буржуазной. Первый шаг нашего пролетарского правительства заключался в том, что старые требования всего крестьянства, выраженные еще при Керенском крестьянскими советами и сходами, были признаны в законе, изданном нашим правительством 26 октября старого стиля 1917 года, на другой день после революции. В этом заключалась наша сила, поэтому то нам было так легко завоевать симпатии подавляющего большинства». Это исторический факт. Не менее чем до лета 1918 года, до основания комитетов бедноты, мы держались, как власть, потому, что опирались на все крестьянство в целом». После опубликования закона о земле «социалисты-революционеры кипятились, возмущались, негодовали, вопили, что «большевики украли их программу», но над социалистами-революционерами за это только смеялись: хороша же партия, которую надо было победить и прогнать из правительства, чтобы осуществить все революционное, все полезное для трудящихся из ее программы». Все эти цитаты из речей и статей Ленина с полной непреклонностью свидетельствуют о том, что закон о земле был издан коммунистами, составлявшими большинство на Съезде, исключительно по партийно-политическим соображениям. Ни Ленин, ни другие коммунисты не думали, что на путях уравнительного землепользования и переделов может быть разрешен земельный вопрос в его народно-хозяйственном объеме и содержании.
Ликвидация помещичьего землевладения после октябрьского переворота пошла совсем не тем организованным путем, который предписывался законом о земле. Она прошла в порядке стихийного аграрного движения, разжигаемого прямыми материальными интересами. Ликвидация старых земельных отношений была общекрестьянским делом, объединившим малоземельного бедняка с зажиточным крестьянином. Много помещичьих усадеб, в которых отцы и деды современного поколения крестьян отбывали барщину, было сожжено, скот, сельскохозяйственные орудия, убранный урожай и даже личное имущество землевладельцев были расхищены. Об «охране» и «точной описи» помещичьего имущества, предписываемых законом о земле 26. Помещичья земля не могла быть поделена сразу после того, как было разобрано по рукам движимое имущество. Ее крестьяне делили в течение нескольких лет. После разгона Учредительного Собрания 7 января 1918 г. По этому закону отменяется навсегда всякая собственность на землю, недра, леса и живые силы природы, — не только крупная, но и трудовая. Право пользоваться землею принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее личным трудом.
Земля распределяется между трудящимися на уравнительно трудовых началах согласно инструкции по применению положения о социалистическом землеустройстве от 11 марта 1919 г. В марте 1918 г. Среди сельского пролетариата и деревенской бедноты идея уравнительного раздела всей земли была очень популярна. Ее поддерживала и советская власть, видя в ней оружие против зажиточных крестьян. Ленин прямо говорил: «мы не для того отняли землю у помещиков, чтобы она досталась богатеям и кулакам, а бедноте». Это была революция буржуазная, поскольку классовая борьба в деревне еще не развернулась... Только летом 1918 года началась настоящая пролетарская революция в деревне. Если бы мы не сумели поднять эту революцию, работа наша была бы негодна. Первым этапом было взятие власти в городе, установление советской формы правления. Вторым этапом было то, что для всех социалистов является основным, без чего социалисты — не социалисты: выделение в деревне пролетарских и полупролетарских элементов, сплочение их с городским пролетариатом для борьбы против буржуазии в деревне» [ 4 ].
В первые месяцы существования советской власти в ее распоряжении не было никакого административного аппарата для проведения своих декретов. Благодаря этому, предписываемая декретом 19 февраля 1918 г. Книпович, «не была проведена в общегосударственном масштабе; представлявшееся в свое время социалистам-революционерам обращение всей России как бы в единую передельную общину, со сложной задачей уравнения земли по всей России, не могло быть выполнено. Практически земля осваивалась местным населением; случаи переселения из малоземельных губерний в многоземельные были единичны.
Среди сельского пролетариата и деревенской бедноты идея уравнительного раздела всей земли была очень популярна. Ее поддерживала и советская власть, видя в ней оружие против зажиточных крестьян. Ленин прямо говорил: «мы не для того отняли землю у помещиков, чтобы она досталась богатеям и кулакам, а бедноте». Это была революция буржуазная, поскольку классовая борьба в деревне еще не развернулась...
Только летом 1918 года началась настоящая пролетарская революция в деревне. Если бы мы не сумели поднять эту революцию, работа наша была бы негодна. Первым этапом было взятие власти в городе, установление советской формы правления. Вторым этапом было то, что для всех социалистов является основным, без чего социалисты — не социалисты: выделение в деревне пролетарских и полупролетарских элементов, сплочение их с городским пролетариатом для борьбы против буржуазии в деревне» [ 4 ]. В первые месяцы существования советской власти в ее распоряжении не было никакого административного аппарата для проведения своих декретов. Благодаря этому, предписываемая декретом 19 февраля 1918 г. Книпович, «не была проведена в общегосударственном масштабе; представлявшееся в свое время социалистам-революционерам обращение всей России как бы в единую передельную общину, со сложной задачей уравнения земли по всей России, не могло быть выполнено. Практически земля осваивалась местным населением; случаи переселения из малоземельных губерний в многоземельные были единичны.
Уравнение внутри селений производилось неукоснительно; межволостное уравнение норм производилось уже реже, межуездное — еще реже, о межгубернском не приходится и говорить» [ 5 ]. Как рассказывает П. Першин, «в некоторых уездах волостные нормы точнее их было бы назвать «получки» разнятся в два и даже три раза между собой, — в зависимости от величины близлежащих и ликвидированных имений и численности населения в волости... Неравномерность распределения земель внутри уездов не ограничивается межволостными отклонениями. Отступления, или точнее — игнорирование общей нормы и установление своей — самостоятельной и независимой, спускается еще ниже — до первоначальной коллективной единицы землепользования — отдельного селения — внутри волости». Общий вывод Першина состоит в том, что «распределение земли, совершившееся в 1918 году, в общем не представляет собою государственно-организованной земельной реформы. Оно скорее всего и больше всего является местным земельным «самоопределением» земледельческого населения в замкнутых пределах уездных, а зачастую и волостных территорий. Оно целиком проникнуто основной социально-политической идеей аграрной революции: разделить поровну те земельно-хозяйственные блага, которые остались «свободными» или «принадлежащими всему народу» после отмены собственности на землю [ 6 ].
И лишь в немногих местах были разделены на уравнительных началах и надельные земли. Черный передел, при котором вся земля поступает в общий котел и делится поровну между всем населением, производился сравнительно редко. Как указывалось на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов в феврале 1922 г. На Украине черный передел был осуществлен в некоторых местностях Киевской и Подольской губ. Чаще делились купленные зажиточными крестьянами земли, а также отруба и хутора. В первые же месяцы после октябрьского переворота, крестьянское движение направилось наряду с разделом частновладельческих земель также и против купленных крестьянами земель, и выделенных на хутора и отруба. По данным анкеты, произведенной в 1922 г. Центральным Статистическим Управлением, в раздел пошло четыре пятых купчих земель и половина хуторских и отрубных [ 9 ].
Прежде всего крестьяне предъявили претензии на соседние с ними участки бывших частновладельческих земель, купленные мелкими поселенцами с помощью Крестьянского Банка. Там, где земли эти до покупки их Банком арендовались крестьянами, их требования принимали зачастую острую форму вплоть до выселения отрубников и хуторян и разгрома их усадеб. Затем общинное крестьянство начало делать попытки ликвидировать прежние частичные выделы домохозяев из общины на отдельные участки, особенно, когда выделившиеся дворы воспользовались при выделении особыми выгодами и преимуществами в отношении размера или расположения выделенных участков. Сильно разлилось это движение против хуторов и отрубов в поволжских, центрально-земледельческих и некоторых южных губерниях. Напротив, в других губерниях, главным образом северных, подмосковных и западных, где участковое хозяйство успело перейти к многопольному севообороту, ввести травосеяние и улучшить уход за скотом, было признано необходимым сохранить эти хозяйства и предупредить или пресечь попытки их ликвидации.
Помещичья собственность на землю в России была - Ответ на вопрос по истории №10602
Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным. Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших. Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации коренные улучшения , поскольку они ire использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.
Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.
Декрет СНК от 25 ноября 1917 г. Лишались права собственности на землю фабриканты и купцы, владевшие перед революцией почти 19 млн.
Следует, однако, подчеркнуть, что национализация земли существенно отличается от национализации других средств производства. В условиях социалистической революции национализация фабрик, заводов, рудников, железных дорог и т. Национализация земли не утверждает социализма в сельском хозяйстве, для этого необходима еще организация общественной обработки земли.
Ликвидация частной земельной собственности означала уничтожение абсолютной ренты. С уничтожением абсолютной ренты общество освобождалось от той дани, которую налагали на него частные земельные собственники; это вело к снижению цен на сельскохозяйственные продукты на сумму абсолютной ренты. Уничтожая абсолютную ренту, национализация земли передавала дифференциальную ренту в распоряжение государства.
Ленин указывал, что национализация земли в экономическом отношении «есть передача ренты государству, не более и не менее»175. Это ленинское указание отражено в декрете «О социализации земли»: «Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти»176. Передача дифференциальной ренты государству укрепляла экономическую мощь Советского государства — дифференциальная рента использовалась на общенародные нужды, на дело социалистического строительства.
Национализация земли в СССР, установив общенародную форму земельной собственности, создала новые условия для развития крестьянского хозяйства. Одна часть средств производства — земля находилась в общенародной собственности, другая — средства обработки земли — в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его — земельная рента — собственность государства, другая — собственность крестьянского хозяйства. Рента поступала государству в порядке налогового обложения землепользователей, дифференциации заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и т.
Установление общенародной собственности на землю изменило характер товарооборота между городом и деревней. Его организация стала государственным делом. Уже в декрете «О социализации земли» указывалось, что «торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией»177.
Национализация земли означала также передачу государству права распоряжаться землей. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей»178. В Декрете о земле указывалось, что право распоряжения землей переходит к местным органам Советской власти.
Декрет «О социализации земли» определял основные задачи в этой области: уравнительное распределение земли, создание условий, благоприятствующих росту производительных сил увеличение плодородия земли, развитие сельскохозяйственной техники, повышение уровня агрономических знаний , создание коллективного хозяйства в целях перехода к социалистическому земледелию179. Право государства распоряжаться землей было широко использовано для преимущественного наделения конфискуемой помещичьей землей организующихся совхозов и колхозов. Национализация земли, обратившая в общенародную собственность главное средство сельскохозяйственного производства, значительно укрепила экономические позиции Советской власти.
Она упрочила союз рабочего класса с крестьянством, была использована в борьбе с контрреволюционными силами и в дальнейшем — в социалистическом переустройстве деревни. В соответствии с Декретом о земле происходила конфискация помещичьего землевладения. Ее осуществляли местные Советы и земельные комитеты, избранные в декабре 1917 — январе 1918 г.
Эти органы брали на учет помещичьи имения, составляли описи имущества скота, инвентаря, орудий, машин и т. В имения назначались комиссары, принимались меры по охране имений. Иная обстановка сложилась в отдельных районах черноземного Центра и Поволжья, в которых земельные органы возглавляли правые эсеры.
В этих районах в ноябре — декабре 1917 г. Инициаторами разгромов обычно выступали кулаки, захватывавшие большую часть скота и инвентаря. С укреплением Советской власти конфискация помещичьих имений и здесь приобретала организованный характер.
В январе — феврале 1918 г. Сельские Советы пресекали погромы180. Нужно отметить, что в целом по стране разгрому подвергалось сравнительно небольшое число помещичьих имений.
Конфискация основной массы помещичьих имений, таким образом, происходила организованно. В Центральной России она была осуществлена практически в первые месяцы Советской власти.
Многообразие форм землепользования подворное, хуторское, общинное, артельное. Конфискация помещичьих земель и имений. Причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Переход земли во всенародное достояние «Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1 Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования. Все мелкие реки, озера, леса и проч. Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком. Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания. Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
6.2. Декрет о земле
Декрет о земле | февраля 1917г ом о земле разгрома Учредительного собрания Г.в ходе столыпинской реформы. |
Декрет о земле — Википедия | Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья. второй законодательный. |
Декрет о земле. Большая российская энциклопедия | Ликвидация помещичьего землевладения после октябрьского переворота пошла совсем не тем организованным путем, который предписывался законом о земле. |
Глава III. Ликвидация помещичьего землевладения | Проект «Исторические Материалы» | Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. |
В России ликвидировали последнее помещичье хозяйство | Главная» Новости» Помещичья собственность на землю была ликвидирована после февраля 1917 декрет. |
Ликвидация помещичьей собственности на землю
Декрет о земле | Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья. |
Telegram: Contact @thehistri | Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. |
Ликвидация помещичьей собственности на землю | 1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. |
В России ликвидировали последнее помещичье хозяйство | Помещики нечерноземных губерний, где крепостные находились в основном на оброке, предлагали наделить крестьян землей с полным освобождением от помещичьей власти, но с выплатой большого выкупа за землю. |
Декрет 11 Всероссийского съезда Советов (О земле) | Впрочем, крестьянский съезд даже без рекомендаций со стороны большевиков примет решение о ликвидации помещичьего землевладения. |
6.2. Декрет о земле
Ликвидация помещичьего землевладения после октябрьского переворота пошла совсем не тем организованным путем, который предписывался законом о земле. Реализация декрета привела к ликвидации помещичьего землевладения, вызвала снижение товарности сельского хозяйства, способствовала возникновению трудностей в снабжении городов продовольствием. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Разыскать самого помещика так и не удалось, однако договор о закрепощении признали ничтожным, а всех жителей выселили до выяснения обстоятельств. Ответ на вопрос по истории №10602: Помещичья собственность на землю в России была ликвидирована после февраля 1917 г. Декретом о земле после разгона Учредительного собрания в ходе столыпинской аграрной реформы Помещичья. второй законодательный. Впрочем, крестьянский съезд даже без рекомендаций со стороны большевиков примет решение о ликвидации помещичьего землевладения.