Новости политика автаркии

сказал он в ходе пленарного заседания форума "Технопром-2023" в Новосибирске во вторник. сказал президент. Автаркия крупных держав – это, по сути, защитная политика, которая может привести к военному консерватизму и индустриальной конкуренции, что пойдёт.

Суть экономической автаркии

  • Новости в России и мире - ТАСС
  • Новый век автаркии — Россия в глобальной политике
  • Автаркия: что это - простыми словами, как проявляется
  • Подписка на новости Политнавигатора

Вы точно человек?

Ведь на фоне зловещей пригожинской автаркии политика Путина кажется вполне сбалансированной и умеренной. О последствиях автаркии и самоизоляции финансовой системы ранее предупреждала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Страны, которые придерживаются политики автаркии, характеризуются самодостаточностью и ограниченной торговлей с глобальными партнерами. Зампред ЦБ Юдаева: автаркия приведет к замедлению развития экономики в России. Модель автаркии, то есть независимости от внешних поставщиков, была очень востребована.

Что такое автаркия. Объясняем простыми словами

В том числе и потому, что она пока нередко неизбежна и просто выгодна нашей стране, в частности, из-за поставок компонентов для промышленности, в том числе ВВСТ и боеприпасов. Весной 2024 года ведущий американский исследовательский центр — Center for Strategic and International Studies CSIS , — анализирующих военный экспорт и развитие торговли между странами, опубликовал отчёт, сделанный по результатам анализа спутниковых снимков. Есть и третий, очень важный, аспект соотношения глобализации и автаркии, имеющий жизненно важное значение для России. Россия — как один из мировых центров силы, испытывает острый недостаток в объеме рынка — экономического и технологического, — который сегодня ориентирован на 150 миллионов жителей.

Тем самым перспектива развития резко ограничена. Ей обязательно нужно, как и другим ЛЧЦ, насчитывающим численность 1500 миллионов человек западной, китайской, индийской, исламской, индонезийской, африканской и некоторым др. Широкая пророссийская антиамериканская или «антиглобалистская» коалиция жизненно необходима России, которая расположена на огромной территории и контролирует слишком ограниченный экономический и технологический рынок.

Это неизбежно отражается не только на развитии России, но и степени её влияния в мире, возможностях оказывать воздействие на правящие элиты других стран. После революции 1917 года одним из факторов, который позволил выжить России в условиях полной автаркии и международной изоляции, стали международные связи ВКП б и Коминтерна, которые помогали получать информацию и создавать государственные институты в СССР — в разведке, внешней политике, дипломатии, внешнеэкономической деятельности. Всё это теперь требует восстановления.

И не только посредством ускоренного развития Россотрудничества. Переход от глобализации к автаркии в национальной политике потребует — и это, наверное, самое главное — перевоспитания двух поколений граждан, прежде всего, наиболее обеспеченных слоев, которые получали максимальные выгоды от глобализации даже в ущерб национальным интересам страны. Часть этих граждан будет бороться с властью или просто проживать за рубежом, но огромное количество останется по разным причинам в России и будет сопротивляться — открыто или скрыто — разрыву с колониальным прошлым.

Среди таких изменений огромное значение имеют изменения в восприятии правящих элит государств, их психологии, нравственности, основных политических доминантах. Требуется сознательное, последовательное и целенаправленное усиление влияния автаркии. Это влияние — параллельно и одновременно — оказывают на национальные внешнеполитические и иные стратегии многих субъектов МО.

Происходит решительная смена доминант в представлениях правящих элит самых разных субъектов, которая неизбежно ведет к смене общих политических приоритетов. Трудно иначе объяснить, например, неожиданную для многих русофобию, которая развилась в правящих элитах западных государств в 2020—2024 годы. Доминанта враждебности к России стала ведущей в политике Запада, превратившись в экзистенциальную угрозу существованию уже не только российского государства, но и нации.

В итоге нарастающих противоречий произошло столкновение старой доминанты — глобализации, теряющей свою энергетику, и новой — автаркии. И не только в ходе СВО, которую следует рассматривать только как часть всего противоречия в отношениях всех центров силы и государств в мире. Автаркия — нарастающая доминанта.

Еще в начале прошлого века гениальный русский ученый А. Ухтомский доказал универсальность существования доминант. Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую системную картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Очевидно, например, что даже в условиях жестких западных санкций и давления целый ряд государств — от Китая, КНДР, КСА и Бразилии до Никарагуа — избрали своего рода политику нарастающей автаркии в качестве внешнеполитической стратегии в противовес глобализации. Этот процесс предполагает силовое противоборство, что и отразилось на формировании доминирующих сценариев развития МО и ВПО. При этом следует понимать, что превосходство глобализации в лице западной военно-политической коалиции не абсолютно и временно.

Ему могут противостоять не только отдельные ЛЧЦ и коалиции, но и отдельные страны, если они выберут адекватную стратегию силового противоборства.

По словам фашистских экономистов, он заключался в преодолении антитезы между либеральной свободой и социалистической централизацией. Роль арбитра в производственном процессе отводилась государству, которое должно было вносить в него плановое начало. Государственная власть приобретает характер государственной диктатуры, противоположной классовой диктатуре, присущей социалистической системе»[170]. На деле итальянский фашизм был весьма далек от установления эффективной государственной диктатуры в области экономики, поскольку он не только не покушался на принцип частной собственности па средства и орудия производства, но и постоянно подчеркивал его незыблемость. Вмешательство фашистского правительства в экономические дела, усилившееся в годы мирового экономического кризиса, имело главной целью помочь крупным капиталистическим объединениям.

При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами. В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г. Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г. Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями. Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать.

Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям. Как пишет итальянский экономист Дж. Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172]. Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы.

Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени. Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер. В 1937 г.

В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики... Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж. Паломба, писал в 1950 г.

В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам. Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах. Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности. Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны.

По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта.

А вы, если хотите зарабатывать какие-то деньги — зарабатывайте от продукции высокой переработки. Перерабатывайте и экспортируйте кому надо». А ведь значительная часть выручки остаётся за рубежом, и в Россию не поступает. А та, которая поступает, ложится на счетах, а их потом замораживают. У нас только в первом полугодии двести пятьдесят миллиардов выручки от углеводородов остались в офшорах. И что нам толку от этого экспорта?

Я не очень понимаю. Ну, китайцы покупают нефть и газ, мы должны быть счастливы от этого? Когда у нас на собственном рынке не хватает дешёвого бензина», — возмутился Подберёзкин.

Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек.

Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами. Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства. Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации. На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации.

После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились. А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением. Так продолжалось на протяжении всего времени пребывания Буша у власти, что ограничивало способность Соединенных Штатов стабилизировать ситуацию в Афганистане и позволяло талибам восстановить там плацдармы. Неспособность ограничить возрождение талибов и создать институциональный потенциал в Афганистане отнюдь не была неизбежной. Если бы Соединенные Штаты выделили ресурсы, необходимые для стабилизации и восстановления в стране такого размера и расположения, как Афганистан, у них было бы больше шансов покинуть страну изящно, с функционирующим государством. Но в конечном итоге ранние невынужденные ошибки Вашингтона создали ситуацию, в которой он оказался перед выбором не между победой или поражением, а между проигрышем или не проигрышем. Вашингтон мог бы продержаться относительно скромной ценой, чтобы сдержать талибов, сохранить компетентного партнера по борьбе с терроризмом в афганском правительстве и сохранить политические и социальные успехи, которыми наслаждались многие афганцы, или он мог бы уйти и признать свою неспособность помочь в строительстве прочного государства и прочного будущего для афганского народа. Три президента подряд боролись с дилеммой, оставленной Бушем.

Барак Обама и Дональд Трамп жестами призывали к прекращению войны, но в конечном итоге решили не проигрывать, не теряя времени. Байден наконец перерезал шнур и решил проиграть». Правительство США является изобретателем, обладателем патента и прав интеллектуальной собственности на дипломатию принуждения. Такое мнение высказал замглавы Министерства иностранных дел Китая Се Фэн. Дипломат заявил, что именно Вашингтон регулярно применяет односторонние санкции и вмешивается во внутренние дела других государств.

Автаркия и её проявления в современном мире

Это было в крови системы ценностей, парадигме понимания русского человека. Лишь в последние десятилетия существования Советского Союза модель дала сбой. Это произошло не по причине засилья иностранной жвачки и джинсов, а потому что наша внутренняя промышленность не сумела уверенно перестроиться на выпуск товаров народного потребления. Производство группы Б, особенно после того как Н. Хрущев ликвидировал кооперативы, обеспечивающие население товарами народного потребления, либо было не самым качественным, либо ушло в подполье — теневой сектор расплодившихся цеховиков. Вернуться к модели автаркии будет непросто. Но очевидно, что по аналогии с Китаем, мы достаточно быстро сможем переориентировать свою психологию на внутреннее производство качественных товаров народного потребления.

Внутриполитическая автаркия выражается в существовании противоречия между центром и регионами, их отдельными элементами. Поскольку руководство и управление в постсоциалистических странах традиционно осуществлялись и во многом по-прежнему осуществляются «сверху», то авторитарно-центристская модель такого действия, при всех ее отдельных мизерных движениях к демократии, продолжает носить униформистский и этатистский характер, препятствующий процессу становления самоуправления «снизу», инициативе меньшинства людей, их реальной, свободной и относительно центра самостоятельно-ответственной деятельности. Политические отношения между центром и регионами должны быть сбалансированы, что предполагает наличие сильной региональной и федеральной властей, четкое определение их полномочий, закрепленное юридически и последовательное выполнение нормативно-правовых актов, направленных не на закрепление приоритетов одной из сторон противоречия, а на аффективное развитие каждой из них.

Эксперты разработали возможные сценарии развития российской экономики на ближайшие 15 лет. С документом ознакомилось РБК. Что примечательно, ни один из возможных сценариев не предусматривает снятия санкций. Эксперты ЦМАКП смело расписали и резко негативный сценарий, хоть и дали ему низкий процент вероятности. Он предполагает, что Россия «делает все сама», но с неизбежным снижением технологического уровня выпускаемой продукции, падением ее потребительских характеристик, ухудшением уровня жизни населения. Сегодня реализация такого варианта маловероятна, но при эскалации конфликта и переходе к военной экономике он может оказаться едва ли не единственно возможным, пишут авторы доклада. Предполагается, что власти, осознавая скорость изменения ситуации, не будут пытаться реализовать хоть сколько-нибудь целостную политику развития.

Ухтомский доказал универсальность существования доминант. Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров. Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую системную картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения. Очевидно, например, что даже в условиях жестких западных санкций и давления целый ряд государств — от Китая, КНДР, КСА и Бразилии до Никарагуа — избрали своего рода политику нарастающей автаркии в качестве внешнеполитической стратегии в противовес глобализации. Этот процесс предполагает силовое противоборство, что и отразилось на формировании доминирующих сценариев развития МО и ВПО. При этом следует понимать, что превосходство глобализации в лице западной военно-политической коалиции не абсолютно и временно. Ему могут противостоять не только отдельные ЛЧЦ и коалиции, но и отдельные страны, если они выберут адекватную стратегию силового противоборства. Так, в 30-летней войне Афин и Спарты командующий спартанским флотом Лисандр всячески избегал прямого военного столкновения с более мощным военным флотом Афин, но сумел блокировать подвоз продовольствия наложил санкции и уничтожил вражеский флот, когда ему стало это удобно, в течение одного часа. Это — типичный прием стратегии непрямых действий, когда ставка на грубую военную силу в прямой форме себя не оправдывает, прежде всего, в силу повышения риска эскалации и неприемлемых последствий. Он очень похож на современную ситуацию в отношениях западной военной коалиции и России а также КНР и других стран , которая описывает состояние современного сценария ВПО «Усиления военно-силового противоборства»: непрямые враждебные действия направлены на полную и откровенную победу Запада без риска глобальной ядерной войны. Глобализация позволяет западной коалиции использовать свою стратегию непрямых действий, состоящую из 3-х основных двухпартийных принципов применительно к России:— наносить, где возможно, максимальный ущерб России;— получать от любых действий максимальную выгоду для США;— не повышать военной эскалации до ядерного уровня. Принятые Конгрессом США в апреле 2024 года решения, как и всегда, полностью соответствовали этим принципам. И они в полной мере вписываются в глобализацию. Эти враждебные действия по внутриполитической дестабилизации и расколу правящей элиты России сочетаются с откровенными военными провокациями и наращиванием потенциалов в соседних с Россией регионах — от Норвегии и Прибалтики до Закавказья и Средней Азии. Цель состоит в том, чтобы создать в мире режимы, живущие по американскому образцу. Сформировать гражданские общества, пронизанные сетью правозащитных некоммерческих организаций, через которые так легко влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Наконец, перевоспитать население, взрастить в них пиетет и обожание к американскому образу жизни — и тем самым гарантировать то, что это население будет лояльным американцам. Эта система мер распространяется в рамках глобального процесса образования и переформатирования общественного сознания. В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна. Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны.

Что такое автаркия?

О последствиях финансовой автаркии предупреждала и глава регулятора Эльвира Набиуллина. Экономическая автаркия, советский прецедент. Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним. Президент РФ Владимир Путин заявил, выступая на ПМЭФ, что Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции автаркии, несмотря на мечтания Запада. Зампред ЦБ: автаркия приведет к снижению благосостояния и замедлит развитие экономики Усиление экономической изоляции приведет к снижению благосостояния и.

ЦБ РФ предупредил о негативных последствиях автаркии в России

«Речь не идёт об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать всё у себя внутри», – сказал он. «Речь не идёт об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать всё у себя внутри», – сказал он. В политике автаркией называют принцип самоизоляции государства с полным отказом от сотрудничества с другими странами.

Алексей Йесод. Никакой могучей восточной автаркии не существует

Во-вторых, укрепление обороноспособности на мощной промышленной базе. В-третьих, достижение полной независимости от мирового рынка. А в партийных и государственных документах второй половины 1920-х годов активно проводилась мысль И. Сталина о том, что только экономическая автаркия может обеспечить советскому государству суверенитет. Это была примерно такая же неортодоксальная идея, как идея Сталина о возможности построения социализма в отдельно взятой стране.

А Троцкий и его многочисленные сторонники исходили из того, что строить социалистическую экономику можно лишь после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Противники автаркии в лице Николая Бухарина, Григория Сокольникова, Евгения Преображенского, ряда других представителей «левой», «правой», «новой», «объединенной» оппозиций полагали, что торговля с капиталистическим миром будет неизбежным атрибутом новой социалистической экономики. Сталин в своем докладе съезду впервые озвучил основные идеи будущей индустриализации. И тогда он дал решительный отпор Сокольникову: «Всякому известно, что мы вынуждены сейчас ввозить оборудование.

Но Сокольников превращает эту нужду в принцип, в теорию, в перспективу развития. Я говорил в докладе о двух основных, руководящих, генеральных линиях по построению нашего хозяйства. Я говорил об этом для того, чтобы выяснить вопрос о путях обеспечения нашей стране самостоятельного хозяйственного развития в обстановке капиталистического окружения. Я говорил в докладе о нашей генеральной линии, о нашей перспективе, в том смысле, чтобы страну нашу превратить из аграрной в индустриальную… Если мы застрянем на той ступени развития, на которой нам приходится ввозить оборудование и машины, а не производить их собственными силами, то мы не можем быть гарантированы от превращения нашей страны в придаток капиталистической системы.

Именно поэтому мы должны держать курс на развитие у нас производства средств производства... Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими силами необходимое оборудование — вот в чем суть, основа нашей генеральной линии. Мы должны поставить дело так, чтобы помыслы и стремления хозяйственников были направлены в эту именно сторону, в сторону превращения нашей страны из страны, ввозящей оборудование, в страну, производящую это оборудование. Ибо в этом основная гарантия того, что наша страна не будет превращена в придаток капиталистической системы».

О необходимости перехода России к автаркической модели экономики говорили и писали еще до революции: Сергей Федорович Шарапов 1855-1911 ; Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907 ; Лев Александрович Тихомиров 1852-1923 ; Георгий Васильевич Бутми 1856-1919 ; Александр Дмитриевич Нечволодов 1864-1938 и другие.

Проводится некоторыми империалистическими государствами с тем, чтобы полностью освободиться от ввоза из-за границы товаров, необходимых для ведения войны. Такие государства всячески стремятся развить производство этих товаров внутри страны. Политика автаркии ведет к резкому ухудшению положения трудящихся: растет дороговизна, из-за сокращения ввоза не хватает продовольствия, хорошие товары заменяются суррогатами.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. Autarky, selfsufficiency греч. Относящееся к одному лицу или государству экономическое, культурное и политическое самообеспечение, т.

На основе нем. Das Politiklexicon. Autarchy, означающее самовластие, употребляется обычно без негативного оттенка. Autarky — самоудовлетворение — непременно имеет негативный оттенок: режим автаркичен, если он проводит политику экономического обособления от остального мира.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь Автаркия греч. Основные средства этой политики: установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары, повышение цен на потребительские товары, создание препятствий всякого рода развитию экономических и торговых связей и отношений с другими странами. В политике - совокупность мер и средств, используемых для обособления политических институтов, создания замкнутой политической системы.

Перерабатывайте и экспортируйте кому надо». А ведь значительная часть выручки остаётся за рубежом, и в Россию не поступает. А та, которая поступает, ложится на счетах, а их потом замораживают. У нас только в первом полугодии двести пятьдесят миллиардов выручки от углеводородов остались в офшорах. И что нам толку от этого экспорта? Я не очень понимаю. Ну, китайцы покупают нефть и газ, мы должны быть счастливы от этого? Когда у нас на собственном рынке не хватает дешёвого бензина», — возмутился Подберёзкин. При этом он подчеркнул, что валютная выручка не очень-то России нужна, поскольку нужно развивать собственную промышленность.

Это было в крови системы ценностей, парадигме понимания русского человека. Лишь в последние десятилетия существования Советского Союза модель дала сбой. Это произошло не по причине засилья иностранной жвачки и джинсов, а потому что наша внутренняя промышленность не сумела уверенно перестроиться на выпуск товаров народного потребления. Производство группы Б, особенно после того как Н. Хрущев ликвидировал кооперативы, обеспечивающие население товарами народного потребления, либо было не самым качественным, либо ушло в подполье — теневой сектор расплодившихся цеховиков.

Вернуться к модели автаркии будет непросто. Но очевидно, что по аналогии с Китаем, мы достаточно быстро сможем переориентировать свою психологию на внутреннее производство качественных товаров народного потребления.

ЦБ РФ предупредил о негативных последствиях автаркии в России

Большие же страны с их огромным внутренним рынком обречены находиться ближе к полюсу "автаркия". Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Автаркические различия Все три государства считают автаркию эффективным ответом на проблемы безопасности, отчасти из-за размера своих экономик. У них достаточно большие внутренние рынки, чтобы поддерживать устойчивую диверсификацию отраслей, не жертвуя преимуществами специализации. Иными словами, они способны стать относительно самодостаточными. Но размер не объясняет, как этим странам удалось стать менее зависимыми от торговли, в то время как зависимость других крупных экономик только возросла. В Индии и Китае культура, промышленная политика и другие структурные факторы облегчили переход к автаркии. У обеих стран огромные рынки труда с высоким уровнем мобильности и низким уровнем развития профсоюзных организаций, жёстко выстроенная промышленная политика, обеспечивающая географическое распределение отраслей, и культура, в которой высоко ценится мастерство и предпринимательский дух.

Кроме того, по меньшей мере два поколения китайских и индийских бизнесменов убеждены, что их процветание зависит от участия в глобальных цепочках стоимости, приобретения интеллектуальной собственности и продажи продуктов на внутреннем рынке. Эти качества присущи не только Китаю и Индии, но именно там они сочетаются с огромным внутренним рынком и активной господдержкой местных компаний. Оба правительства не только защищают свои компании от иностранных конкурентов, но и препятствуют монополизации конкретных секторов. Таким образом они сохраняют преимущества внутренней конкуренции. Тем не менее Китай и Индия зависят от ряда аспектов взаимосвязанной глобальной экономики.

Если завтра Вашингтон введет эмбарго на поставки с малоизвестного обывателю месторождения Маунтин-пасс в калифорнийском округе Сан-Бернардино, то все предыдущие «торговые войны» покажутся Пекину детскими играми. Поэтому китайцы так осторожно ведут себя в международных вопросах. Поэтому, несмотря на отдельные жесты, они вряд ли будут оказывать какую-то существенную помощь РФ или же поддерживать амбиции нынешнего его руководства. У них сейчас совсем иные приоритеты. Сегодня Китай активно инвестирует в страны, где могут быть обнаружены новые залежи редкоземельных металлов, а также заключает долгосрочные контракты на их поставки с постоянными партнерами.

Тем временем США и другие страны Запада медленно, но верно налаживают все ступени производства сырья в обход китайской промышленности.

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае статья может быть выставлена на удаление. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами.

В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий