Сегодня стать врачом-эпидемиологом можно только после подготовки в интернатуре/ординатуре по эпидемиологии. ⇕ Мне сказали, что обучение в ординатуре только платное? Так, подача заявления возможна после обучения в ординатуре не менее одного года. ПИМУ осуществляет прием по следующим условиям поступления на обучение с проведением отдельного конкурса по каждой совокупности этих условий: раздельно по программам ординатуры в зависимости от специальности.
Сколько стоит ординатура в медицинском
Минусы — сложность поступления на бюджет и цена платного обучения в случае провала. Интерны погружались в больничный быт с первых дней, отсутствие ответственности за постановку диагнозов и выписывание лекарств не освобождало их от тяжелой рутины. Общий объем занятий в аудитории не мог превышать 120 часов ежегодно, все остальное время посвящалось практике. Для сравнения, у ординаторов этот срок не ограничен и устанавливается программой. Обучение в интернатуре было более общим по тематике, в отличие от углубленного ординаторского. Помощь в поступлении в ординатуру Окончание ординатуры дает значимое конкурентное преимущество при устройстве на работу — любая больница в первую очередь возьмет на открывшуюся вакансию специалиста с дополнительным образованием, чем обычного выпускника-интерна. Интернов же в первые годы ожидает работа в поликлиниках на должностях терапевтов и выматывающий, конвеерный труд в городских больницах.
Заключение Ординатура — дополнительные два года обучения после завершения ВУЗа. На нее поступают для дальнейшей карьеры в Минздраве или на перспективу, стать через несколько лет заведующим отделением. Дает углубленное образование по специальности и возможность начать работу под кураторством лучших врачей города. Выпускник ординатуры получает разрешение на частную практику. Преимущества для карьеры компенсируются сложностью поступления и обучения.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов 1 балл равен 1 проценту. В качестве результатов тестирования учитываются результаты тестирования, проводимого в рамках процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной пунктом 69 Положения об аккредитации специалистов Приказ Минздрава России от 28. Поступающие, не подлежащие аккредитации специалиста, проходят тестирование, проводимое в рамках процедуры первичной аккредитации специалиста, без прохождения последующих этапов указанной аккредитации. Пробное тестирование в рамках специальности можно пройти на сайте.
Особенности проведения вступительного испытания для граждан с ограниченными возможностями здоровья: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» обеспечивает проведение вступительного испытания для граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих Поступающие на обучение в ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» по программе ординатуры вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с критериями.
С 2018 года это правило отменили: теперь выпускник может работать по специальности сразу после окончания мед. Интернатура входит в стаж работы, если между интерном и руководством клиники или больницы заключено трудовое соглашение. Если документ заключался с вузом, интернатура в стаж не войдет. Интернатура и ординатура: в чем разница Ординатура является более сложной формой последипломного образования в медицине. Что такое ординатура в медицинском университете Цель ординатуры в медицинском вузе — углубленная подготовка специалистов.
Диплом об окончании ординатуры дает право не только оказывать медицинские услуги, но также занимать должности в структурах МОЗ или работать в частном порядке. Разница между интернатурой и ординатурой Рассмотрим, в чем отличия интернатуры от ординатуры: Руководящие должности в медицинской сфере можно занимать только после окончания ординатуры. Ординатура предполагает углубленное изучение специальности, имеет узкую направленность, интернатура — общий характер. У нескольких интернов один руководитель, ординатура предполагает индивидуальное закрепление. Ординатор имеет право сам устанавливать диагноз и назначать схему лечения. Ординатор имеет право окончить учебу если он выполнил учебный план раньше срока или взять академический отпуск. Как мы видим, ординатура является высшим уровнем медицинского постдипломного образования.
Туда поступают те, кто нацелен на карьерный рост и готов потратить несколько лет, чтобы получить максимум знаний, умений и навыков. Ординатура: сколько лет учиться Срок обучения зависит от образовательной программы ординатуры. С 2019 года действуют новые ФГОС по подготовке ординаторов, согласно которым обучение на этом уровне займет от одного года до пяти лет. Можно ли работать врачом без ординатуры Сертификат об окончании ординатуры не является обязательным при трудоустройстве. Вы можете работать в больнице, клинике или мед.
Так что, сначала ординатура, а уже затем при желании переподготовка на интересующую вас специальность. Вопрос — ответ Можно ли обучаться в двух ординатурах? С юридической точки зрения для этого нет препятствий, однако, вторая ординатура при этом будет платной Сколько учатся в ординатуре на врача? Объем учебной программы может отличаться в зависимости от специальности, но незначительно. В дальнейшем врачи-специалисты должны регулярно проходить повышение квалификации Сколько составляет государственная стипендия ординатора? Размер государственной академической стипендии ординаторов может варьироваться от 7 441 до 9 451 рублей в месяц в зависимости от условий учебного учреждения Может ли ординатор работать на полную рабочую ставку? Трудоустраиваясь, ординатор имеет право работать как на условиях полного рабочего времени 1,0 ставки , так и на неполное рабочее время по совместительству 0,5 ставки. При этом ему запрещается работать по специальности, на которую он учится в ординатуре, доступны только должности участкового врача-терапевта, педиатра, либо среднего медицинского персонала медсестрой, работником регистратуры, фармацевтом и т. Может ли ординатор работать врачом-стажером?
Не навреди: как целевой прием повлияет на обучение в ординатуре
— Я поступила на целевое, потому что понимала, что оплачивать платное отделение медицинского института не смогу, — рассказывает Татьяна, студентка ординатуры по специальности «терапия». Сегодня стать врачом-эпидемиологом можно только после подготовки в интернатуре/ординатуре по эпидемиологии. ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ В 2024/2025 учебном году Презентация: как подать заявление Перед началом подачи заявления ОБЯЗАТЕЛЬНО изучить.
Ординатура в 2024-2025 году
Владивосток; ; Стоматология общей практики, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Стоматология ортопедическая, Стоматология детская, Ортодонтия ; г. Москва, г. Жуковский ;Клиника Стражниковой Е.
Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.
Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.
При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам к счастью, временно и за время действия договора порядка 3-5 лет способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит. Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру.
Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления. Почему это плохо Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника.
Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов. Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста.
Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы. Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.
Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста.
Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами. Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки. В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления.
Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности?
И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем? Источники и дополнительные материалы:.
Потому что врач общей практики — это не тот человек, который окончил мединститут и учился на манекенах», — заключил он.
Бранд считает, что нужно у врачей развивать клиническое и критическое мышление, а также обучать их доказательной медицине в её правильном понимании. А чтобы сделать это, нужно поменять всю систему образования. Так не работает.
После специалитета они вынуждены были три года работать терапевтами в поликлинике. А если человек еще до поступления хотел быть именно узким специалистом? Некоторые студенты, которые по целевому направлению обучались на специалитете «лечебное дело», не хотели после завершения учебы от трех до пяти лет отрабатывать в поликлиниках. Их цель была учиться дальше в ординатуре и получить узкую специальность. Минздрав попытался пресечь это самоуправство. В августе 2022 года Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России и глава ведомства Михаил Мурашко разослали в подведомственные медвузы указание не принимать в ординатуру студентов, не выполнивших обязательства по договорам на целевое обучение, кроме тех, кто продлевает договор с тем же заказчиком обучения. В противном случае министерство обещает уведомить Рособрнадзор о нарушениях.
И имена уже поступивших студентов исчезли из списков на зачисление. Однако Генпрокуратура признала указание Минздрава незаконным. Целевой договор заключала задолго до поступления, хотела подстраховать себя. Когда я начала учебу, то получала дополнительные 3000 рублей к стипендии, которые уходили на кофе и канцелярию Министерство здравоохранения платит студентам целевого обучения стипендию. Единственная возможность уйти из больницы, с которой студент заключил договор — выплатить штраф и стоимость обучения. Татьяна поняла, что сможет выплатить этот долг, если это будет необходимо. Но в поликлинике, куда она устроилась терапевтом, выпускнице нравится.
По выходным она дежурит в приемном отделении стационара, когда есть такая возможность. Медицина — мое призвание, какая разница, работаю я в больнице потому что хочу или потому что надо. Со мной работает несколько врачей-целевиков, у нас абсолютно одинаковые условия с другими коллегами. Я не понимаю тех, кто говорит, что «отработку» нужно перетерпеть. Может, сложнее тем, кто уедет в далекую деревню или поселок, чтобы быть единственным врачом. Нелегко отказаться от городской жизни. Еще одна проблема — переходить в поликлинику из стационара, к которому ты привык.
Но при большом желании можно перевестись. Нашему министерству не так нужны деньги, как нужны врачи. Мечникова на лечебном факультете было всего 36 мест по общему конкурсу. Целевых — 283. В Первом меде из 714 бюджетных мест по всем направлениям 491 — целевое. Многие специальности ординатуры отданы только под целевое обучение. Уже в 2022-м только на целевое обучение можно было поступить в ординатуру по направлениям: «анестезиология-реаниматология», «патологическая анатомия», «радиология», «рентгенология», «судебно-медицинская экспертиза», «детская онкология», «психиатрия», «дерматовенерология», «инфекционные болезни», «кардиология», «медико-социальная экспертиза», «неврология», «скорая медицинская помощь», «фтизиатрия», «оториноларингология», «офтальмология», «стоматология общей практики», «бактериология» и еще десять направлений.
Раньше студентов не штрафовали За отказ от «отработки» целевого обучения долго не было существенных санкций. Нужно было только вернуть организации деньги, которые ушли на материальную поддержку.
Ординатура
Сегодня новости об ординатуре 2024 годов пишут о том, что молодым специалистам нужно будет отработать не менее 3 лет. Всем привет!В этом видео вместе со своей подругой и врачом-ординатором по дерматовенерологии Джононой Юсуповой мы ответим на ваши вопросы про поступление в о. В 2024 году не будет ограничений для тех, кто поступает в ординатуру по целевому. В 2024 году не будет ограничений для тех, кто поступает в ординатуру по целевому.
О новых правилах приёма в ординатуру и бесплатном образовании в рамках нацпроекта «Демография»
Зачем нам платная ординатура по нефрологии или ревматологии, например, где не хватает врачей?», – говорит специалист. Обучение в ординатуре будет платным, количество бюджетных мест будет строго регулироваться и, опять же, большинство их будет заранее распределено между медиками из сельских амбулаторий и целевых врачей. Минздрав направил в Национальную медицинскую палату новую версию проекта приказа о порядке приема на обучение в ординатуре. Однако, следует помнить, что если целевое направление в ординатуру взять в коммерческой медицинской организации, то абитуриент может участвовать только в общем конкурсе на платные места. Разностороннее развитие — наши ординаторы имеют возможность участвовать в научных работах, реализовывать свой исследовательский потенциал, к концу ординатуры у ряда обучающихся уже написаны диссертационные исследования. Однако при этом одна из ординатур точно будет платной, поскольку ФЗ «Об образовании» гарантирует бесплатное обучение на конкурсной основе, а один студент не может занимать два бюджетных места одновременно.
Можно ли работать врачом без ординатуры
Основная разница между интернатурой и ординатурой со стороны студента-медика заключается в его будущей медицинской карьере. ПРОГРАММАМ ОРДИНАТУРЫ В 2024/2025 учебном году Презентация: как подать заявление Перед началом подачи заявления ОБЯЗАТЕЛЬНО изучить. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством. Вопрос по теме «Имею ли право на бесплатную ординатуру?» задаёт Елена, город Санкт-Петербург, Россия. Сегодня новости об ординатуре 2024 годов пишут о том, что молодым специалистам нужно будет отработать не менее 3 лет.
Один договор на один вуз: что поменяется в приеме на целевое обучение с 1 мая 2024 года
Правительство РФ в феврале 2024 года утвердило квоты приема на целевое обучение по специальностям высшего образования всех уровней: бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Доля мест в приказе означает процент от количества бюджетных мест на целевую квоту. Как изменится список потенциальных заказчиков Сейчас список доступных заказчиков для обучения по квоте ограничен министерствами, ведомствами, государственными корпорациями и несколькими другими государственными учреждениями. С 2024 года в перечне появятся:.
Мечникова и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания. Как поступают теперь:...
Вступительное испытание проводится в форме тестирования. Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут. Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий. Результат тестирования в баллах 1 балл равен 1 проценту отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов далее — минимальное количество баллов. Результаты тестирования действительны в течение календарного года Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г.
Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре. Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов например, участковым педиатром для педфака. Копим баллы Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.
Красный диплом. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент. Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях ». Именные стипендии. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ.
Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО , всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов например, «Именная стипендия правительства Москвы». Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию.
Потому что врач общей практики — это не тот человек, который окончил мединститут и учился на манекенах», — заключил он. Бранд считает, что нужно у врачей развивать клиническое и критическое мышление, а также обучать их доказательной медицине в её правильном понимании. А чтобы сделать это, нужно поменять всю систему образования.
Так не работает.
Контактное лицо: Гузунова Юлия Александровна Спецпроекты Принимайте участие в специальных проектах Департамента здравоохранения города Москвы. Отзыв о работе сайта Отзывы собираются анонимно и предназначены для поиска ошибок на сайте.
Ординатура в 2024-2025 году
Новая программа разработана для повышения качества и доступности медпомощи. Предлагается включить в проект документа дополнительные достижения, за которые можно получить дополнительные баллы при приёме на обучение в ординатуру. К таким достижениям относится волонтёрство в сфере охраны труда, связанное с профилактикой и лечением COVID-19, а также опыт работы в должности медработника или младшего медперсонала, прохождение практики, связанной с диагностикой и лечением коронавирусной инфекции. Подпишись на «Победа 31» в Яндекс.
Уважаемые поступающие! В настоящее время деятельность приемной комиссии периодически блокируется из-за сбоев в работе веб контура информационной системы обеспечения приемной кампании в следствии внешних воздействий.
Конкурсные ранжированные списки кандидатов на места по договорам об оказании платных образовательных услуг и приказ будут опубликованы 28.
При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву. В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях. Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах.
Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача. Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой медбратом , со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи. Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.
Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность. Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования.
Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики. В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.
Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены.
Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30. Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины ФГОС.
Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т. Обучение врачей до 2016 года Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать. Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности терапия, хирургия, акушерство и гинекология или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору неонатология, дерматология, кардиохирургия и т. С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.
Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три. Интернатура Ординатура После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером — гинекологом. После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре. Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.