Сам же космический буксир называется "Зевс", а не "Нуклон", как пишут многие. 5 апреля генеральный директор Центра Келдыша (предприятие-разработчик "Зевса") Владимир Кошлаков сообщил, что ядерный буксир сможет непрерывно работать в космическом пространстве до 10 лет.
Российский транспортно-энергетический модуль "Зевс" ("Нуклон", "Ядро", ТЭМ, "Геркулес").
Первая миссия ядерного буксира «Зевс» будет включать в себя поиск жизни на спутниках Юпитера. И в данном случае "Зевс" нам нужен не просто как космический корабль, ядерный буксир, он необходим для того, чтобы начать борьбу за пространство концепции будущего. «Зевс» после старта с Земли подлетит к Луне, там от него отделится один космический аппарат, затем буксир совершит гравитационный маневр у Венеры, где также произойдет отделение аппарата, после чего буксир направится в сторону Юпитера. Разрабатываемый в России космический буксир «Зевс» не имеет отношения к ядерному оружию. Он не предназначен для борьбы со спутниками других стран, сообщил РИА Новости ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт. Работа над перспективным космическим буксиром на ядерной тяге началась в 2010 году, хотя определенные наработки по данной теме были еще в советский период.
Новая российская космическая станция проектируется с учётом задач ядерного буксира «Зевс»
Разработка космического буксира "Зевс" с ядерной энергоустановкой в России не связана с ядерным оружием. Но выводы о конструкции межпланетного буксира «Зевс» можно делать лишь по представленному на авиасалоне макету. О назначении ядерного буксира «Зевс» со ссылкой на материалы КБ «Арсенал» сообщило РИА Новости. В конструкторском бюро "Арсенал", входящем в "Роскосмос", заявили, что разрабатываемый космический ядерный буксир "Зевс" будет способен выводить из строя спутники противника электромагнитным импульсом и уничтожать их лазером, передает РИА Новости. Проект ядерного буксира «Зевс» позволил бы совершить России рывок в ракетно-космической отрасли, однако для его реализации пока нет денег. Разрабатываемый в России космический буксир "Зевс" с ядерной энергоустановкой не имеет отношения к ядерному оружию, заявил РИА Новости ведущий научный сотрудник РИА Новости, 17.02.2024.
Космический корабль Зевс колоссальный прорыв от Роскосмоса!
Химический или ионный Большинство современных космических аппаратов получают скорость для полета за счет химических процессов в двигателях ракет-носителей и разгонных блоков. Дальше космический аппарат летит сам. Проблема этого механизма в том, что химические двигатели очень быстро расходуют топливо а значит, баки должны быть весьма велики и работают буквально десятки секунд. Таким образом, космические аппараты для межпланетных миссий, беря разгон во время вывода, затем используют топливо химических ракетных двигателей только для маневрирования или торможения. Как подспорье существует возможность использовать гравитационное ускорение, пролетев мимо какой-нибудь планеты и получив дополнительную скорость.
Также на слайдах отображён проект работы ТЭМ на радиационно-безопасной орбите со стыковкой с космическими аппаратами и подъёмом их на геостационарную орбиту или орбиту захоронения. Проект доставки грузов на Луну при помощи ТЭМ. Проект использования ядерного реактора ТЭМ после его отстыковки и успешного приземления для обеспечения энергией станции на поверхности Марса [92] [93] [94]. Внешние видеофайлы Для дальнего космоса: российский ядерный буксир «Зевс» — Россия 24. Версии с ионными двигателями, который уже ранее демонстрировался на МАКС-2019 и макет с роторным магнитоплазменным двигателем. Так же специалисты отвечали на вопросы желающих касательно развития проекта [95] [96].
Впоследствии оба макета были так же представлены на АРМИ-2021. С добавлением возможности двухпусковой схемы для варианта с роторным магнитоплазменным двигателем, где модуль полезной нагрузки выводится отдельно и пристыковывается к ТЭМ [97] [98]. Келдыша планирует испытать капельный холодильник-излучатель для ядерного буксира «Зевс» на борту Международной космической станции МКС в 2024—2025 годах. По словам гендиректора предприятия, уже разработана проектная документация. Сейчас Центр Келдыша приступает к изготовлению макетов и научной аппаратуры для проведения эксперимента в многоцелевом лабораторном модуле « Наука » [99]. Где продемонстрировал видео анимацию нового облика ионного варианта ТЭМ, с его раскрытием на орбите, для планируемой в 2030 году миссии космического комплекса по изучению Луны , Венеры и спутников Юпитера. Также был продемонстрирован новый облик модуля полезной нагрузки и схема полёта космического комплекса продолжительностью в 50 месяцев с участками отделения малых космических аппаратов и спутников [104] [105] [106] [107]. Возможность использования двухпусковой схемы с РН Ангара А5. Заявлено, что 13 мая штатно прошли очередные испытания с температурой рабочего тела на входе в турбину более 1200 К, и частотой вращения 34 000 оборотов в минуту. В последующих испытаниях планируется выйти на проектные 60 000 оборотов в минуту.
Ведётся работа над лопатками турбин, рассчитанными на ещё большую температуру рабочего тела — до 1500 К и выше. Специалисты рассматривают несколько материалов-кандидатов: от спецсплавов до керамики и композитов, что позволит значительно уменьшить площади панелей теплосброса. Август 2022 года 22 июля Владимир Кошлаков, гендиректор Центра Келдыша, в интервью РИА Новости рассказал о том, что сейчас происходит с проектом ядерного буксира «Зевс». Заявлено продолжение работ над холловскими и ионными двигателями при условии их применения в рамках первой планируемой миссии ТЭМ в 2030 году. Так же обозначено, что эксперимент «Капля-2-2» намечен на 2024 год и в случае подтверждения создания замкнутого контура охлаждения генерация капель — улавливание в приёмнике , сразу можно будет приступать к строительству штатного изделия. А реализации такой технологии позволит в дальнейшем увеличить мощность ТЭМ «Зевс» минимум вдвое. Для защиты же радиаторов охлаждения от микрометеоритов в Центре Келдыша ведётся отработка использования самовосстанавливающегося материала. Он обладает высокой скоростью «залечивания» — меньше, чем за секунды может устранять дефекты размерами 1—3 мм. Когда такой материал чем-то пробивается, он становится не хрупким, а пластичным, и образованное отверстие постепенно затягивается.
Новые технологии позволят России значительно расширить свою сферу влияния, а также начать добычу полезных ископаемых на других планетах Солнечной системы.
Поскольку Россия не стала подписывать Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, международные законы не запрещают ей включать внеземные территории в состав государства, а также размещать на них военные сооружения. Специалисты отмечают, что технологический прорыв, совершенный российской наукой, может привести к национализации некоторых небесных тел, например, Юпитера.
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов на просветительском марафоне «Знание. Первые» однозначно заявил, что проект «ЗЕВС» является ключевым проектом «Роскосмоса» и будет задействован в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции.
Так нам говорят, и, разумеется, это правда, вот только не вся. Основная цель разработки ядерного буксира — военное предназначение. И так всегда с прорывными технологиями. Наверно, самый яркий тому пример будет космический телескоп «Хаббл», который стал просто настоящим подарком для астрономов всего мира.
Вот только он представляет из себя модифицированный для гражданских целей и научных исследований вариант «спутников-разведчиков» США KH-11 «KENNAN», разработанных Lockheed Corporation, первый запуск которого состоялся в конце 1976 года. Гражданская модификация «KH-11» — будущий телескоп Хаббл, интеграция с основным контейнером. Хаббл унаследовал от «KH-11» многое, включая габариты и форму, он даже был отправлен в аналогичном контейнере, как и его военные версии. Оптика практически также аналогична «KH-11», включая главное 2,4-метровое зеркало.
Как говорится, найдите отличия... Более того, до недавнего времени на хранении у Пентагона было 2 полностью исправных «KH-11», про которые узнали предприимчивые астрономы. В 2018 году военно-космическая разведка США официально подтвердила этот факт, и тогда астрономы всего мира буквально взмолили США предоставить им эти уникальные инструменты. Дело дошло до того, что уже НАСА вступилось за астрономов и подняло вопрос об использовании спутников в двойном назначении — в военных и гражданских целях.
Для этого требовалось лишь слегка модифицировать их оптическую систему для наблюдения за дальними объектами, астрономы уже предвкушали, как будет изучать с помощью «KH-11» темную материю и прочие загадки Вселенной, а на орбите будет целых три Хаббла! Раскатали губу, закатывайте обратно... Пентагон в 2019 и 2021 годах молча запустил оба спутника, сославшись на национальную безопасность и оборону. И теперь шпионит за Ираном и Россией.
Поврежденный стартовый стол вследствие неудачной попытки запуска Ираном жидкостной ракеты «Сафир». Эксперты утверждают, что этот снимок сделал «KH-11» образца 2021 года. Довольно чётко, по сравнению со снимками 2017—2018 годов, когда США подглядывали за испытаниями российской крылатой ракеты с ядерной силовой установкой «Буревестник». В ноябре 2017 года Россия провела летное испытание крылатой ракеты с ядерным двигателем «Буревестник».
В России успешно завершено испытание "невозможной ракеты", в существование которой не верили даже в США. Но они испугались не этого... И ещё один пример военной продукции, выдаваемой США за сугубо гражданский проект, речь идет об инерциальном управляемом термоядерном синтезе.
Российский транспортно-энергетический модуль "Зевс" ("Нуклон", "Ядро", ТЭМ, "Геркулес").
Космический буксир «Зевс», обладающий ядерной энергетической установкой «ядерным» двигателем, не станет оружием против спутников и не является ядерным оружием. Ядерный буксир "Зевс" будет задействован в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции. Так что в Институте космических исследований выразили убеждение, что миссия ядерного буксира "Зевс" может стать пионерской. Российский космический буксир «Зевс» сможет снимать с орбит объекты, которые определены боевым заданием.
Центр Келдыша: ядерный буксир "Зевс" можно использовать в системе ПВО РФ
Как же еще можно запитать множество ионных двигателей на орбите, используя компактный и энергоэффективный источник? Ответ, который нашли ученые: нужно вывести в космос ядерный реактор. Собственно, это и есть концепция ядерного буксира "Зевс", или, если более полно, транспортно-энергетического модуля на базе ядерной энергодвигательной установки. Стоит отметить при этом, что у "Зевса" не будет ядерного двигателя, как это иногда пишут.
Это некорректно. Ядерный ракетный двигатель ЯРД представляет собой совсем другие технологии. В случае ядерного буксира реактор будет работать точно так же, как и на Земле, — для выработки тепловой энергии.
Затем при помощи турбин турбомашинного преобразования этот "продукт" будет трансформироваться в электрическую энергию. А вот это электричество пойдет на питание маршевых ионных электрических реактивных двигателей, которые и используются для движения ядерного буксира. Набирает скорость такая система многократно медленнее, чем уже привычные химические двигатели.
Например, до Луны ядерный буксир будет добираться значительно дольше. Тем не менее такому ядерному буксиру не требуется возить с собой большой и тяжелый запас топлива. В итоге он сможет быстрее, чем обыкновенный космический корабль, добраться до Марса или Юпитера, еще и затормозить на орбите, а потом без дозаправки вернуться обратно.
Расширение масштабов космической деятельности, усложнение решаемых космическими средствами задач в околоземном и дальнем космосе, рост требований к уровню энергодвигательного обеспечения космических операций объективно требуют возвращения ядерной энергетики в космос на новом технологическом уровне. Наиболее полно преимущества ядерной космической энергетики реализуются в концепции транспортно энергетических модулей ТЭМ на основе ядерной энергодвигательной установки ЯЭДУ , объединяющей в своем составе ЯЭУ большой мощности и электроракетную двигательную установку ЭРДУ. С создания многоцелевых транспортно-энергетических модулей высокой энерговооруженности должен начаться качественно новый этап развития и практического применения космической ядерной энергетики. Разработка межорбитального буксира "Геркулес" подразумевалась в составе системы "Энергия—Буран". Эти работы с начала 70-х по 80-е гг. В 1982 году было разработано Техническое предложение по межорбитальному ядерному буксиру, включающему ЭРДУ. Задачей многоразового межорбитального буксира ММБ являлась доставка больших грузов различного назначения на высокие околоземные орбиты.
Полезная электрическая мощность ЯЭУ составляла 550 кВт. Огневой ресурс ЭРДУ — 16000 часов. Рассматривались проекты трех модификаций МБ «Геркулес»: одноразовый МБ, многоразовый МБ, транспортно-энергетический модуль ТЭМ — для доставки КА на орбиту назначения и последующего длительного питания энергоемкой аппаратуры КА на пониженном уровне мощности. Основное назначение МБ «Геркулес» — доставка тяжелого КА на исходную орбиту и обеспечение его движения перед выполнением задачи. Предусматривался режим ожидания с выключенной ЯЭУ без ограничения времени и многоразовость пуска, в т. После окончания функционирования требовалось обеспечить увод МБ или только ЯЭУ на орбиту высвечивания для спада накопленной активности реактора. Однако в РКК "Энергия" работы продолжались в рамках небольших НИР Российского космического агентства сейчас — Роскосмос , а также при поддержке Минатом и Миннауки, но главным образом за счет собственных средств.
Последнему способствовали сохранившийся до 2002 г. Финансирование внешних организаций стало невозможным, однако отдельные работы все же выполнялись в рамках научно-технического сотрудничества ряда организаций с РКК "Энергия". Результаты сравнительного анализа разработанных ранее проектов ЯЭУ с различными схемами преобразования паротурбинного, газотурбинного и термоэмиссионного тепловой энергии в электрическую показали преимущества ЯЭУ с термоэмиссионным реактором-преобразователем ТРП.
В "Роскосмосе" рассказали о космическом буксире, который сможет уводить старые спутникиЧитать подробнее Ранее сообщалось о разработке космической ядерной установки мощностью до 1 мегаватта. Проект получил название "Зевс".
Для Starship от компании SpaceX, да и для другой системы на химических ракетных двигателях, такой вариант невозможен. Им для дозаправки потребуется садиться на поверхность планеты или же проводить длительную процедуру орбитальной дозаправки. Странник открытого космоса В связи с этим ядерный буксир "Зевс" можно назвать птицей открытого космоса. Скорее всего, его окончательная сборка будет проводиться прямо на орбите Земли, и садиться на нашу планету или какую-либо другую он не будет.
Как гигантский челнок, он станет перемещаться между космическими объектами и перевозить грузы, модули или даже целые орбитальные станции. Специфика его механизмов позволит медленно разгоняться и так же степенно тормозить в космическом пространстве, обеспечивать пищей, водой и топливом межпланетные миссии, перемещать огромные объемы — возможно, даже небольшие астероиды. При этом сам по себе "Зевс" не сможет совершить прорыв. Он сделает именно "рывок", как и сказал глава Роскосмоса, а дальше все будет зависеть от готовности российских научных, технологических и коммерческих организаций.
Сам по себе "Зевс" — очень интересный и даже удивительный инструмент для того, чтобы эффективно осваивать дальний космос, но его использование "на все сто" представляется лично мне весьма затруднительным действом в современных условиях. Инфраструктура, которая будет использоваться при этом, едва ли не важнее самого перевозчика. Уже сегодня чтобы, как и сам "Зевс", медленно разгоняясь, выйти на нужные космические скорости к 2028—2030 годам необходимо проектировать возможные миссии и задачи для этого гигантского космического перевозчика, разрабатывать проекты научных автоматических и пилотируемых станций, которые могут перемещаться при помощи ядерного буксира. Важно не просто иметь возможность перевезти большой груз от Земли к Юпитеру или Марсу, важно делать это с максимальной эффективностью и пользой.
Тогда проект ядерного буксира сможет стать "ядерным локомотивом" российской научной космической программы.
Рогозин заявил о нехватке средств на космический ядерный буксир «Зевс»
В начале мая "Роскосмос" подписал контракт на разработку орбитальной станции с ракетно-космическим предприятием "Энергия". Стоимость соглашения с госкорпорацией составляет свыше 2,5 млрд рублей. Создание нового космического объекта объясняют высоким износом МКС, которая функционирует уже более 20 лет. По плану Международная космическая станция должна быть выведена из эксплуатации в 2028 году. Ранее Рогозин рассказал о ядерном буксире , который разрабатывается в России с 2010 года.
При этом он не уточнил, на какой стадии разработки находится проект «Зевс».
Рогозин также добавил, что у РФ есть колоссальный резерв средств, которые будут инвестированы в «технологи, конкретные заводы, новые производства и прорывные изобретения».
Их принцип работы основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле. Ионные двигатели используют гораздо меньше рабочего тела — обычно это такие инертные газы, как ксенон или аргон, иногда пары ртути.
К тому же они меньших размеров в сравнении с химическими и могут работать до нескольких десятков тысяч часов. Правда, тяга этих механизмов мала — составляет десятки миллиньютонов, но с учетом времени работы на больших космических расстояниях такие двигатели оказываются более эффективными, чем химические. Ионные двигатели сегодня используются во многих космических аппаратах, но чаще всего для совершения маневрирования.
То есть, собственно, про проект «Нуклон"-"Зевс». В принципе, ничего сложного там нет — компактная АЭС и ионный двигатель. С него и начнём. Штука, собственно, довольно простая. Даже в «Смешариках» её схему детям объясняли! По сути, на борту нашего космического корабля есть ускоритель, который пуляет ионами.
То есть для получения одинакового импульса нужно в десятки раз меньше топлива на борту. Это — огромный плюс. Минус — для того, чтобы разогнать протоны то таких скоростей, нужна мощная энергетика. И очень компактная, ведь её нужно тащить в космос на орбиту, из «гравитационного колодца» Земли-матушки. И каждый килограмм массы, выведенный в околоземное пространство, стоит колоссальных денег. Да и у ракет пока что в принципе ограничена масса выводимого груза, доставить в космос 100 тонн — непосильная задача. То есть в космической АЭС не должно быть турбин и всего прочего. Безмашинный метод преобразования выделяемого атомным реактором тепла в электроэнергию. В принципе, если вспомнить разработки времён СССР, то всё у нас есть.
То есть было. Компактный реактор «Ромашка» термоэлектрический преобразователь энергии показал свою надёжность и эффективность, на его базе разработали ряд проектов — как для космоса, так и для земных реалий. Для того, чтобы на том же Крайнем Севере можно было её поставить в любую деревню военную часть и не знать проблем с теплом и электричеством. Установка практически необслуживаемая, простая как пять копеек, и столь же надёжная. Как несложно догадаться, после развала СССР данный проект уничтожили. Вариант для космоса сделали не столь мощным, но более миниатюрным. Как раз для питания ионного двигателя. Но был и конкурирующий проект орбитальной АЭС — с термоэмиссионными преобразователями. Ректоры типа «Топаз» в 1987 и 1988 году побывали в космосе, продемонстрировали свою надёжность и эффективность.
Глава "Роскосмоса" Борисов: Россия будет использовать ядерный буксир "Зевс" в проекте с Китаем
Ядерный буксир предназначен для полетов к Луне и планетам Солнечной системы. Космический ядерный буксир «Зевс» планируется использоваться для очистки орбит от космического мусора, заявил гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов на Международном кинофестивале фильмов и программ о космосе (МКФ) «Циолковский» в Калуге. Юрий Борисов отметил, что проект «Млечный путь» позволяет России отслеживать все космические объекты и прогнозировать столкновения, а ядерный буксир «Зевс» используется в качестве мусороуборочной машины. Ядерный буксир "Зевс" будет задействован в совместном с Китаем проекте международной научной лунной станции. Ядерный буксир «Зевс» мог бы совершить прорыв в ракетно-космической отрасли, но на данный момент на осуществление проекта не хватает средств, заявил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в субботу, 28 мая. Юрий Борисов отметил, что проект «Млечный путь» позволяет России отслеживать все космические объекты и прогнозировать столкновения, а ядерный буксир «Зевс» используется в качестве мусороуборочной машины.