19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов.
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен | Заглавие документа: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии в контексте практико-ориентированных заданий. |
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии, биологии | Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя по формированию глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся на уроках географии. |
«Информационно-методический центр»
функциональная грамотность как инструмент образования. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. Формирование функциональной грамотности на уроках географии. В географии функциональная грамотность складывается достижением, прежде всего, предметных результатов через: работу с текстом, работу с географической картой, работу со статистическими данными.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Навигация по записям
- Формирование функциональной грамотности на уроках географии – СПб АППО
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Функциональная грамотность на уроках географии
- ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни
Вы точно человек?
Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Слайд 11 Моделирования новых карт Слайд 12 Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Слайд 14 География, 9 класс: Вариант 1 Миграция населения В 1937-1944 годах на территорию Казахстана были принудительно переселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов.
Продукты они решили купить по пути, а воду взять на месте стоянки. Задание: Проложите маршрут на плане местности так, чтобы учесть все описанные особенности и требования данного похода. Проложите маршрут так, чтобы обратно домой группа вернулась по другому пути. Рассчитайте, какое расстояние пройдут участники похода, если известно, что масштаб плана 1:10000. Отметьте на плане место, где группа может устроить лагерь.
Обоснуйте свой выбор места, указав не менее трёх аргументов в его пользу. Опишите, какие фенологические наблюдения в природе смогут описать учащиеся 5-го класса, если поход состоялся во вторые выходные апреля.
Тесты делятся сплошные и не сплошные. Примеры заданий со сплошным тестом: Задания множественного выбора: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т. Определение вариантов утверждений.
Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями. Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений. Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом. Дополнение и завершение предложений. Заполнение таблиц на основе текста. Задания — ситуации.
К не сплошным тестам относится графики, диаграммы, кластеры, географические карты и карты местности, планы помещения. На своих уроках я применяю разные задания на «анализ», «синтез», «оценку» и использую стратегии АМО. Задания на уровень «анализ» Работа с текстом «Кто написал труд «Хождение за три моря»?
На ней жил старик, который писал толстенные книги».
Перед вами отрывки из известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Определите, что из этого соответствует реальности, а что нет если есть ошибки, исправьте их и расскажите, о каких планетах идёт речь. Однажды в далёком озере, о котором не знали люди, проживали три капельки: Капа, Кипа и Купа. В один день они договорились о встрече, чтобы поплавать вместе.
Капельки умели быть в разных состояниях. Кроме того, капелька могла на время испариться, а потом вернуться на землю в море или в океан. Когда Капа, Кипа и Купа встретились, они поплыли по всему озеру. Люди совершенно не знали об этом месте.
Когда в один солнечный день наши друзья гуляли, вода потихоньку, по капельке начала медленно испаряться. В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили. Вскоре люди нашли это озеро. И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор.
В один день капельки ничего, не примечая, плавали по водоёму, но откуда не возьмись, упала железная банка в воду. Из-за этого целый день капелькам всего озера было не спокойно. Через некоторое время люди поняли, что загрязнять такое прекрасное озеро — плохо. Даже некоторые люди ныряли в озеро, чтобы достать оттуда банки и железные предметы.
После этого жизнь капелек наладилась и всё было хорошо. Какие географические процессы вы заметили и какие проблемы увидели? Сделайте книжку-малышку буклет про неё про него с краткой характеристикой, а также с топ-5 интересных фактов и или мест, которые можно и нужно там посетить. Мама, изведав местность, оставила сыну подробный план, чтобы он не забыл, куда идти и что делать.
В записке было написано следующее: «Сыночек, утром ты из дома пойдёшь по грунтовой дороге в школу. После школы сразу беги в детский сад через луга, чтобы забрать сестрёнку.
Развития функциональной грамотности на уроках географии
В российской системе оценивания качества обучения сложился целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация ЕГЭ, ОГЭ , выборочные исследования международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей , школьное оценивание ВПР. Поскольку улучшение преподавания ориентировано на интернациональные критерии, рассмотрим важные цифры. Сборник заданий и упражнений по географии. Рабочая тетрадь. Пособия содержат систему заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий УУД у школьников Задания и упражнения группируются по тематическому признаку и сопровождаются подробными теоретическими памятками.
Купить Успехи российских школьников в международных рейтингах PIRLS — исследование качества чтения и понимания текста среди четвероклассников выпускников начальной школы. Здесь Россия занимает лидирующие позиции: второе место из 45 в 2011-м году и первое! TIMSS — исследование качества школьного обучения в сферах математики и естественных наук выборка: 4 и 8 классы. В 2015 году российские четвероклассники заняли 7 место из 49 по математике и 4 из 47 по естествознанию.
Восьмиклассники — 6 из 39 по математике и 7 из 39 по естествознанию. PISA — программа по оценке образовательных достижений учащихся пятнадцатилетнего возраста.
Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся? Что рукопись,когда она не прочтена? Душа,когда она к другой душе не рвётся? Чему учителя обучают своих учеников? Конечно, — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка,исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.
Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что кудаважнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельноработать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это«базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческимикогнитивными задачами». В чем сущность понятия «функциональная грамотность»Функционально грамотный человек — это человек, который способениспользовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения инавыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач вразличных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграцииличности в быстро меняющееся общество, социализации личности всовременном мире. Естественнонаучная грамотность — это способность человека заниматьактивную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественныминауками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достиженияобразовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования ксодержанию учебной деятельности на уроке.
Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:1. Воспроизведение простых знаний терминов, фактов, правил , умениеприводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основныхестественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельныхявлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука,определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенныхисследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценкаразличных точек зрения. На формирование знания учебного материала использую следующиезадания:1. Определите, истинно или ложно данное утверждение схема и т. Найдите в тексте ключевые слова слова — ориентиры 3.
Перед вами отрывки из известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Определите, что из этого соответствует реальности, а что нет если есть ошибки, исправьте их и расскажите, о каких планетах идёт речь.
Однажды в далёком озере, о котором не знали люди, проживали три капельки: Капа, Кипа и Купа. В один день они договорились о встрече, чтобы поплавать вместе. Капельки умели быть в разных состояниях. Кроме того, капелька могла на время испариться, а потом вернуться на землю в море или в океан. Когда Капа, Кипа и Купа встретились, они поплыли по всему озеру. Люди совершенно не знали об этом месте. Когда в один солнечный день наши друзья гуляли, вода потихоньку, по капельке начала медленно испаряться. В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили. Вскоре люди нашли это озеро.
И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор. В один день капельки ничего, не примечая, плавали по водоёму, но откуда не возьмись, упала железная банка в воду. Из-за этого целый день капелькам всего озера было не спокойно. Через некоторое время люди поняли, что загрязнять такое прекрасное озеро — плохо. Даже некоторые люди ныряли в озеро, чтобы достать оттуда банки и железные предметы. После этого жизнь капелек наладилась и всё было хорошо. Какие географические процессы вы заметили и какие проблемы увидели? Сделайте книжку-малышку буклет про неё про него с краткой характеристикой, а также с топ-5 интересных фактов и или мест, которые можно и нужно там посетить. Мама, изведав местность, оставила сыну подробный план, чтобы он не забыл, куда идти и что делать.
В записке было написано следующее: «Сыночек, утром ты из дома пойдёшь по грунтовой дороге в школу. После школы сразу беги в детский сад через луга, чтобы забрать сестрёнку. Обязательно зайдите с ней в магазин, купите хлеб и себе что-нибудь сладкого.
Учу учащихся прогнозировать. По теме «Взаимосвязь общества и природы» в 10м классе — ребята выполняют задания: предложите свой проект по сохранению экологического равновесия, нарисуйте постеры к видам деятельности, которые создают более устойчивые сообщества, также которые приводят к нарушению устойчивости сообщества, составьте слоганы на тему: «Наше Земля — наша ответственность». Хотелось бы в двух словах остановится на некоторых. Стратегия перекрестной дискуссии — это поиск истины в процессе исследования научных или житейских проблем. Она уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например «хорошо — плохо», «будет — не будет», «возможно — невозможно».
Например, дискуссия на тему «Урбанизация это благо или зло? В процессе обмена точкой зрения то мнение, которое казалось единственно верным, может быть подвергнуто критическому анализу и в результате скорректировано. Объяснение нового материала строится так, что бы вовлечь в дискуссионный процесс как можно больше учеников, не только хорошо успевающих. Используя приём «Сетчатое обсуждение» провоцирую на дискуссию, а при необходимости и на дебаты. При изучении темы: «Население мира» был проведён урок с элементами дискуссии. Обсуждалась тема о различиях демографической политики, которая проводиться в Китае, Индии и странах Зарубежной Европы.
The subscription plan has expired
Функциональная грамотность и её составляющие в школьном курсе географии - YouTube | Функциональная грамотность в предмете география. То есть, функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат и является ключевой основой формирования УУД. |
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144 | Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. |
Развития функциональной грамотности на уроках географии – | Мероприятие из раздела Вебинары 01.04.2024 – Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. |
География. Городское МО | Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. |
Развитие функциональной грамотности на уроках географии - Газета «Огни Алатау» | В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как. |
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся. В географии функциональная грамотность формируется достижением. Елена Алексеевна Дзюро, учитель географии Тюменская область. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются.
Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии
Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии в условиях модернизации системы образования. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок.
Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе
А 19 ноября 2023 г. Большинство писали онлайн. Основной целью написания диктанта является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. В 2023 году эта акция проводилась уже в девятый раз. Начальник методического отдела.
Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах. Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины.
Задания ВПР 7 класс. Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания. Запишите в ответе порядковые номера этапов. Ристо и Чоу познакомились на чемпионате мира по футболу. Ристо живёт в столице Финляндии, а Чоу — в столице Китая. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами. Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников: 1. Антарктическая кругосветная экспедиция В декабре 2016 г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г.
Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества РГО. Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно — исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов. Запишите развернутый ответ в Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. Запишите развернутый ответ 2. Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Большое значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов.
На территории области работает крупная АЭС. Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник. Ушинский говорил, что «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное дело». Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем Различают разные виды текстов. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют: 1. Чтение поисково-просмотровое в результате, которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы информации текста параграфа выбрать именно ту, которая необходима, и исключить необязательное и второстепенное. Ознакомительное чтение, целью которого является извлечение основной информации. Ознакомительное чтение контролирую с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части и озаглавливать.
Изучающее или смысловое. Оно представляет собой внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение практикую обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как его главная цель — качественная сторона чтения, полнота и точность понимания: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Задания на функциональное чтение 1. Сортировка по группам. Назвать, составить список. Выделение признаков. Иная формулировка. Подборка примеров.
Формулировка вопросов. Сравнение и сопоставление объектов. Проверка, мысленная экспертиза. Разработка дизайна, сайта. Создание плаката, комикса.
Наблюдайте за своей тенью. Когда она направлена на склон, воздействие солнца сильнее всего. Ищите защиты в густом лесу, на наветренных склонах и за естественными барьерами. Наблюдайте за погодой: любое внезапное изменение её опасно. Слайд 13 При наступлении, какого природного явления актуальны такие рекомендации?
При первых толчках старайтесь как можно быстрее покинуть здание. Если вы можете выйти на открытое пространство в течение 15-20 секунд, не мешкайте, просто бегите со всех ног. Каждая секунда в такой ситуации на счету. По пути следования на улицу, стучите по все двери, набирайте по телефону знакомых и близких, родных, детей, если те не с вами. В случае массовой эвакуации, хватайте маленьких детей на руки и все по тому же сценарию двигайтесь на открытое пространство. Категорически не рекомендуется пользоваться лифтом — только по лестнице! Если же вы решили остаться в квартире или доме, в любом здании, из которого вам не выбраться за полминуты, встаньте в дверной проем или в угол комнаты возле несущей стены. Как можно дальше от окон, люстр, навесных полок, зеркал, шкафов. Если вы не знаете, что такое несущая стена или вам намного легче находится в лежачем состоянии, тогда обоснуйтесь под столом, кроватью, при этом вы предостерегаете себя от обрушившихся кусков штукатурки, кирпичей, разбитого стекла и прочих неприятностей, отвернитесь от окна, прикройте голову руками. Слайд 14 Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
По условию задания установите, какие знания необходимо использовать длявыполнения данного задания. Выделите для себя из текста полезные новые знания. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления:«Почему …», «Как …», «Каким образом …». Найти ошибку в текстеТекст. В саваннах Африки. Среди густой травянистой растительности возвышаютсябаобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи.
Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поискахводоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можновстретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная гориллапривела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов иносорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичкафенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетелстрашный самум, несущий смерть всему живому». На развитие внимания предлагаю задания1. Продолжите предложенный текст. Задайте вопросы по данному тексту.
Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. На развитие мировоззрения можно использовать задания:1.
The subscription plan has expired
Семинар проводился с целью совершенствования методической компетентности педагогов в данном направлении. Опыт работы педагогов школ утвердил устойчивое понимание, что осуществлять движение по формированию функциональной грамотности в школах района необходимо далее во взаимодействии друг с другом. Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.
Их только надо уметь найти. Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности — цель географического образования.
В географии главный метод исследования — картографический. Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов.
Маклакова В. С целью выявления профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся была проведена оценка сформированности функциональной грамотности педагогов —участников интенсива.
Практические аспекты были отработаны в ходе практикума по формированию и развитию естественно-научной грамотности.
Санкт-Петербург Б. Москва В. Мурманск Г. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение». Работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима. Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается «компетентность чтения». При анализе прочитанного материала формируется «компетентностью понимания», так необходимые в учёбе и жизни. На уроках географии работа ведется как со сплошными без визуальных изображений , так и с несплошными текстами с визуальными изображениями. К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция.
К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы. Принято диагностировать три уровня читательской грамотности: - Умение найти и извлечь информацию из текста. Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста. Второе умение:интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | География | УЧИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ | 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной. |
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | В географии функциональная грамотность складывается достижением, прежде всего, предметных результатов через: работу с текстом, работу с географической картой, работу со статистическими данными. |
Вы точно человек? | Мероприятие из раздела Вебинары 01.04.2024 – Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. |
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию | Задания для развития функциональной грамотности на уроках географии. Предлагаем вашему вниманию подборку заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, по отдельным темам географии. |
Похожие записи
- Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»
- «Информационно-методический центр»
- Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
- Развития функциональной грамотности на уроках географии –
- Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя по формированию глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.