Новости федорчукова рать

«Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». «Федорчукова рать». На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Федорчукова чи и ордынцы пожгли города и сёла в месть за Щелкана, людей повели в плен.

Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области

Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников (христианина). Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).

Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери

Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.

Федорчуковой рати

Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига. Визит в Тверь Чолхана Накануне восстания ситуация была следующей — в первой четверти XIV века за ярлык на княжение от хана Золотой Орды боролись тверские и московские князья. Хан Узбек. В 1318 году эта борьба стоила жизни Михаилу Тверскому. Он был убит в Золотой Орде по доносу князя Юрия Даниловича, который и стал обладателем ярлыка на великое княжение во Владимире. В этом городе находился митрополит всех русских земель, поэтому по статусу престол был выше московского, тверского, рязанского или новгородского. В Новгородскую вечевую республику князя просто приглашали, а управлял ей посадник. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил Юрия и в 1326 году, а ярлык на великое княжение от хана Узбека достался его брату Александру.

Осенью 1327 года в Тверь прибыл знатный ордынец Чолхан, двоюродный брат хана Узбека. С ним прибыли свита и караван восточных купцов. Он выгнал князя из княжеского дворца и сам в нём разместился.

Согласно Рогожскому летописцу середина 1440-х гг. В большинстве источников поход именуется «Федорчуковой ратью», в Житии преподобного Сергия Радонежского — «великаа рать татарьскаа, глаголемая Федорчюкова Туралыкова» Клосс Б. Избранные труды.

Москва, 1998. Москва, 2000. На Русь двинулись войска 5 «темников великих», трое из которых в летописях названы поимённо Федорчук, Туралык, Сюга. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН.

Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году. С тех пор ислам стал государственной религией Золотой Орды. Очевидно, русские опасались, как бы эта перемена не коснулась и их. Известно, что многие русские, жившие в Орде, принимали в это время ислам — вероятно, под давлением или ради выгоды.

Одним из пяти татарских туменов, отправленных Узбеком разорять Тверское княжество в наказание за бунт, командовал русский мусульманин Федорчук — летописи сохранили его имя в истории. Были ли опасения обоснованны? Карательный поход татар Федорчукова рать , к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович Калита , закончился разорением Твери, избиением и пленением большого числа русских людей. Ярлык на великое княжение Владимирское хан Узбек передал Ивану Калите.

Однако насилий против православной церкви татары не чинили, и никаких попыток обратить русских в мусульман не предприняли. Факты показывают, что отношение всех ханов Золотой Орды к православию было покровительственным.

Объединенное войско разгромило и разорило Тверское княжество, причем пострадал не только стольный град на Волге, но и окрестности, в том числе Кашин. Вот только и после окончания ордынского ига беды нашего города не закончились. Возможно, вы слышали словосочетание «Государев разгром». Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь. Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь.

Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов. Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время. Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии. Канули в Лету целые слободы вроде Волкуши , а западная часть Затьмацкого посада использовалась в основном в хозяйственных целях, то есть, к примеру, в качестве пахотной земли. А место, где сегодня располагается стадион «Центральный», еще в XVIII веке было известно как «выгон животинный» — попросту пастбище. Бывший «выгон животинный» в апреле 2024 года. Фото: Сергей Савинов Тьма перед рассветом Шли годы, истерзанная Смутой Тверь восстанавливалась, но долгое время была деревянным заштатным городом Русского царства. Горела в очередных пожарах и получила толчок к развитию, как мы с вами знаем, при Екатерине Великой.

Именно тогда Тверь стала вторым в империи городом с регулярной застройкой после Петербурга , а потом и административным центром — сначала наместничества, затем одноименной губернии. Затьмачье же из хаотично застроенной слободы превратилось в регулярный квартал, развивающийся по правилам городских генпланов. Осталось в истории Тверское сражение, прогремевшее в июле 1609 года у стен западного острога — приблизительно в районе нынешних Головинского и Советского валов, а также улиц имени революционера Пухальского и Карла Маркса. Потерялись во времени церкви Параскевы Пятницы, что в Кожевках, и святого Климента. Исчезли затьмацкие монастыри вроде Воздвиженского, который располагался примерно на территории безымянной слободы у западной границы посада. Где-то здесь супостаты атаковали Затьмацкий посад. Фото: Сергей Савинов Потом наступила еще одна Смута — череда революций, гражданская война, разруха и отчаянная борьба новой советской власти с неугодным прошлым. Борисоглебская площадь возле одноименного храма стала площадью в честь террориста Каракозова, Предтеченское кладбище было уничтожено, и теперь на его месте безымянный сквер, а также окрестные дороги.

Безымянный сквер на месте уничтоженного Предтеченского кладбища.

Восстание в Твери против баскака Чолхана

В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич. Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года. После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году. Величие Твери безвозвратно ушло в прошлое. Народное восстание против татар в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода.

А дальше, как пишет Н. Борисов, «сильным дипломатическим ходом Юрия стал брак его дочери с сыном Михаила Тверского Константином в 1320 году, позволивший москвичам иметь своего человека в тверском семействе». Палаты митрополита находились во Владимире с 1299 года, в 1309 году туда окончательно переехал святитель Пётр, который последовательно поддерживал Юрия Даниловича, а потом и Ивана Калиту. В 1325 году Калита уговорил митрополита перенести кафедру в Москву, а в августе 1326 года Петр заложил престольный Успенский собор. После кончины митрополита в декабре 1326 года сразу же начался процесс его канонизации, и в 1339 году его причислили к лику святых. В 1321 году Дмитрий Грозные Очи 1298—1326 , сын казнённого Михаила Тверского, признал власть московского князя Юрия и передал дань со своего княжества. Но денег Москве для выплат за весь Северо-Восток Руси по-прежнему не хватало, и потому Юрий повёз деньги не в Орду, а в богатый Новгород, где пустил их в оборот.

Эта махинация стоила ему великокняжеского престола: разгневанный хан отдал ярлык Дмитрию Михайловичу. К Юрию Даниловичу у Дмитрия был свой счёт — месть за гибель отца. В 1325 году московский князь приехал в Сарай-Берке и стал добиваться у хана великого стола. Вскоре в Орду прибыл Дмитрий и собственноручно зарубил Юрия. Тверского князя схватили, и он стал ждать суда, рассчитывая на снисхождение, так как был зятем литовского князя Гедимина. Но переоценил свою значимость для хана. Через год Узбек повелел его казнить.

В 1326 году хан решил в последний раз сделать ставку на Тверь из-за её близости к Литве. Но на долю нового великого князя Александра Михайловича 1301—1339 , второго сына Михаила Тверского, выпали большие долги: похищенная дань и дары Орде за ярлыки истощили тверскую казну. По словам Н. Борисова, «тучи над Тверью сгущались. Ивану Калите оставалось лишь терпеливо ждать…».

Замах был сделан очень сильный, но результат оказался нулевым.

Неожиданно быстрый и бесславный конец смоленского похода вызывает недоумение. Стоило ли собирать и гнать за сотни верст такое огромное войско, чтобы пограбить несколько десятков смоленских деревень? Однако Карамзин показывает, что Калита, не желая воевать соседнее русское Великое княжество Смоленское, «продинамил» поход, показав заодно Орде и Руси, что он за Узбека воевать против русских не будет. Сделано было расчетливо и мудро, в стиле деда Александра: тот тоже, когда Орда при хане Берки потребовала войска в Иран, не отказал сразу, но потом дал понять, что войска он не даст. Такая тактика «мягкого отказа» в виде отговорок мятежники, повстанцы, болезнь незаменимых воевод оказывалась эффективной с татарами — всё прекрасно понимая, они принимали отказ в уважительной, вежливой форме. Правда, Невский сочетал мягкость и жёсткость отказа.

А почувствовав, что русские напрягаться не собираются, татары отступили от города, который они так и не смогли взять уже в 3-й раз 1238, 1234 и 1340 гг. Это был для них несчастливый город. В начале 1340 г. Узбек, видимо, получил какие-то важные вести, которые заставили его начать подготовку к большой войне с Польшей. О характере этих вестей позволяют догадываться предшествующие события в Восточной Европе. На следующей их встрече, состоявшейся в 1338 году, к союзу присоединился и галицко-волынский князь Болеслав-Юрий.

Таким образом, впервые возникла вполне реальная перспектива ухода огромного и богатого региона от Руси. И от Орды, которая доселе получала дань с Галицко-Волынских земель, а потому обязана была помочь против давления католиков. Уяснив ситуацию, хан Узбек понял, что медлить нельзя. Впрочем, задуманная ханом война в Юго-Западной Руси отозвалась для Калиты внеочередным денежным «запросом» ради этой помощи. Узбек полагал, что московский князь обязан ему за исход спора с Александром Тверским, и с него не грех попросить и дополнительного «серебра». Однако не исключена и обратная последовательность событий: зная, что хану нужны деньги для польской войны, небезразличной и Ивану, Калита пообещал «серебро».

Ведь, в отличие от Смоленска, это была война за русские интересы против католиков. Как бы там ни было, вернувшись из Орды весной 1339 г. Минуло как раз восемь лет с последнего взноса, и настало время нового платежа. Теперь поначалу все шло благополучно. Новгородцы в установленный срок привезли в Москву деньги и сдали их в княжескую казну. Но едва успели отвозившие дань новгородские бояре вернуться домой, как на Волхов прибыли московские послы.

От имени своего князя они попросили новгородцев немедленно собрать еще один «выход». Отказ новгородцев положил начало новому конфликту. Князь злился, что северяне не хотят участвовать в общерусских интересах по спасению Галиции, а те считали, что и так несут основную тяжесть борьбы на шведской границе. Теперь уже новгородские отряды громят московские северные земли — Устюжну и Белозёрье. НПЛ, стр. С 1340 г.

На опустевший трон местные бояре пригласили православного сына литовского князя Гедимина Любарта — в крещении Дмитрия. В ответ польский и венгерский короли двинули войска в Галицию [502]. Часть галицко-волынских бояр, не желая попасть под власть обоих королей, обратилась за помощью к хану Узбеку.

Такое решение связано с потерей лидирующих позиций среди русских княжеств вследствие упадка торговли на Днепре, хотя формально Киев оставался «старействующим градом» и «матерью городов». Поступок митрополита вызвал недовольство галицко-волынского князя Юрия Львовича, который, не желая мириться с подчинённым положением Владимирскому князю, отправил на посвящение в Константинополь своего представителя — иерарха Петра. Однако митрополит Максим неожиданно умер, византийский патриарх Афанасий рукоположил Петра в митрополиты. С подачи тверского князя Михаила, обладавшего титулом великого князя Владимирского, была написана жалоба в Константинополь. Пётр обвинялся в симонии раздаче церковных должностей и пренебрежении церковными обязательствами — факты, достаточные для низложения митрополита.

В качестве альтернативы предлагалась кандидатура тверского иерарха Геронтия. Вопросы церковной политики являлись прерогативой русского духовенства, а татаро-монгольские баскаки предоставили православной церкви особый статус, опиравшийся на использование ханами христианской идеи смирения. После смерти митрополита Петра его преемником стал грек Феогност, рукоположенный в 1327 году константинопольским патриархом Исайей. Новый митрополит начал активно утверждать свою власть в надежде объединить в единую епархию всю Северо-Восточную Русь. Он совершал путешествия по всей территории митрополии, занимался строительством белокаменных храмов и первого великокняжеского собора — Спасо-Преображенского монастыря в Москве. Показателен конфликт, возникший в 1342 году между Феогностом и ханом Джанибеком: баскаки распространили слух, что православный митрополит взимает повышенную плату с духовенства, удерживая излишек доходов у себя. Феогност подвергся в Орде пыткам, а в результате вынужден был раздать ханским чиновникам крупные суммы денег, однако получил от татаро-монгол подтверждения всех прежних церковных льгот и преференций. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против находившегося в городе ордынского баскака Чолхана, двоюродного брата хана Узбека, который, по словам летописцев, «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание» в стремлении занять тверской престол и обратить местное население в ислам.

В ходе бунта народ уничтожил всех татар, включая ордынских купцов — бесермен. Тогдашний знаменитый московский князь Иван Калита решил воспользоваться ослаблением положения Твери и укрепить своё политическое преимущество.

14th Century

Итак, тем не менее постараюсь сегодня не потерять дыхания и темпа, рассказывать я буду о великом стоянии на Угре —это событие 1480 года, и вокруг этого события колоссальное количество споров, полемик, вопросов, которые имеют несколько версий ответа. Я бы хотел прежде всего напомнить, что в 2020 году мы отмечаем 540-летие событий на Угре и, конечно, эта дата знаменательная. В Калуге на эту тему Издательским Советом Русской Православной Церкви была проведена большая конференция — собрались историки, литераторы. И, надо надеяться, что через полгода или пораньше, может быть, выйдет книга повестей и рассказов современных писателей о стоянии на Угре. Итак, прежде всего существует два глобальных вопроса, которые связаны с этим событием. Первый из них — 1480 год подавляющим большинством специалистов историков трактуется как чрезвычайно важная точка, может быть, важнейшая точка в обретении юным рождающимся Российским государством суверенитета, то есть всей полноты политической независимости. И второй момент — этот же рубеж трактуется, также очень значительным количеством специалистов, как завершение ордынского ига.

Давайте сначала поговорим об этих спорных полемических вопросах, а потом обратимся уже к событиям, собственно, стояния на Угре и вообще оборонительной операции лета — осени 1480 года. Ну прежде всего, почему мы говорим о юной России, почему мы говорим об обретении суверенитета? Ведь, в общем, даже в школьной программе ясно дается понять, что корни русской государственности уходят на много веков глубже, что было древнерусское государство, что первые государственные преобразования провела еще святая Ольга в середине X века. А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве.

Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика.

И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец.

Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче.

Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается.

И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году.

Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года.

Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена.

Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь.

Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая.

Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников командующих. Ордынское иго в 13 веке Первые десятилетия монголо-татарского ига на Руси были особенно тяжёлыми. Русь управлялась агентами ханов — баскаками, которые взыскивали дань по собственному произволу.

Русские князья лишь послушно выполняли волю баскаков или не выполняли, за что их наказывали вместе с их подданными. Примерно каждые двадцать лет баскаки производили перепись населения «русского улуса» для неукоснительного взимания дани. Многие русские князья в своих внутренних конфликтах прибегали к помощи татар. Со временем крепло в русских людях стремление постоять за свои обиды. Так, уже в 1293 году, во времена «Дюденевой рати», татары разорили суздальские земли, но побоялись идти на Тверь, потому что там собралось много людей из соседних княжеств дать отпор татарам. Тверь встала и во главе первого крупного выступления русских земель против монголо-татарского ига. Тверское восстание 1327 года В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении.

Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович. В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия — Александру Михайловичу.

Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение. То есть формально был главой всех русских княжеств. Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел.

И уговаривал горожан терпеть притеснения от ордынцев. Князь понимал, что попытка ответить на обиды спровоцирует карательный поход со стороны Орды. Который, к тому же, могут поддержать и соперники из других русских княжеств. Например, московский князь Иван Калита так, собственно, и произошло. Восстание спровоцировало мелкое происшествие — ордынцы попытались отнять кобылу у дьякона Дудко.

В начале 1340 г. Узбек, видимо, получил какие-то важные вести, которые заставили его начать подготовку к большой войне с Польшей.

О характере этих вестей позволяют догадываться предшествующие события в Восточной Европе. На следующей их встрече, состоявшейся в 1338 году, к союзу присоединился и галицко-волынский князь Болеслав-Юрий. Таким образом, впервые возникла вполне реальная перспектива ухода огромного и богатого региона от Руси. И от Орды, которая доселе получала дань с Галицко-Волынских земель, а потому обязана была помочь против давления католиков. Уяснив ситуацию, хан Узбек понял, что медлить нельзя. Впрочем, задуманная ханом война в Юго-Западной Руси отозвалась для Калиты внеочередным денежным «запросом» ради этой помощи. Узбек полагал, что московский князь обязан ему за исход спора с Александром Тверским, и с него не грех попросить и дополнительного «серебра».

Однако не исключена и обратная последовательность событий: зная, что хану нужны деньги для польской войны, небезразличной и Ивану, Калита пообещал «серебро». Ведь, в отличие от Смоленска, это была война за русские интересы против католиков. Как бы там ни было, вернувшись из Орды весной 1339 г. Минуло как раз восемь лет с последнего взноса, и настало время нового платежа. Теперь поначалу все шло благополучно. Новгородцы в установленный срок привезли в Москву деньги и сдали их в княжескую казну. Но едва успели отвозившие дань новгородские бояре вернуться домой, как на Волхов прибыли московские послы.

От имени своего князя они попросили новгородцев немедленно собрать еще один «выход». Отказ новгородцев положил начало новому конфликту. Князь злился, что северяне не хотят участвовать в общерусских интересах по спасению Галиции, а те считали, что и так несут основную тяжесть борьбы на шведской границе. Теперь уже новгородские отряды громят московские северные земли — Устюжну и Белозёрье. НПЛ, стр. С 1340 г. На опустевший трон местные бояре пригласили православного сына литовского князя Гедимина Любарта — в крещении Дмитрия.

В ответ польский и венгерский короли двинули войска в Галицию [502]. Часть галицко-волынских бояр, не желая попасть под власть обоих королей, обратилась за помощью к хану Узбеку. В конце июля 1340 г. В итоге Галицко-Волынское княжество просуществовало ещё десять лет. Татары по-прежнему брали с этих земель небольшую дань, а литовские князья Любарта спорили здесь за власть с местными боярскими кланами. Но ничего этого князю Ивану узнать уже не довелось. Он умер, когда пружина войны была сжата до упора, всё готово, но сама война ещё не началась.

Узбек дал ярлык старшему сыну Калиты — Симеону Гордому. А вскоре, уже после его смерти, ярлык подтвердил сын Узбека — Джанибек. В 1342 году. Начиналось время новых правителей Восточной Европы, ибо Калита, Узбек и Гедимин умерли почти одновременно.

Федорчуковой рати

То, что князь говорил о терпении, представляется логичным: он сам привёл Чол-хана на Русь. Однако, судя по «Московскому летописному своду конца XV века», князь созвал тверичей, выступил против Щелкана с ратью и сам его сжёг. Монин выдвигает следующую версию: «Тверской князь всё же принял участие в восстании, возможно, даже возглавил его, понимая при этом неизбежность его роковых последствий». То есть поступил как идеальный князь по примеру своего отца Михаила Тверского. Народное восстание против татар в Твери. Тверская и московская летописи сообщают о «разорении христианства» и «басурманской вере».

Слухи об обращении в ислам ходили на Руси с момента воцарения хана Узбека в 1313 году. Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение. Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр.

Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан». Для Ивана Калиты это был идеальный момент, чтобы совершить переворот в сознании жителей соперничающего княжества, отодвинув фигуру Александра Михайловича как предателя веры и, следовательно, своей земли на самый дальний план. Потому не исключено, что слухи об обращении разгорелись с новой силой не просто так. В Москве была митрополия и престольный собор, а от Твери «Бог отвернулся» — она не была угодна ни Ему татары как кара Божья , ни хану Узбеку, ни тем более Ивану Калите.

Слухи о «басурманской вере», да ещё в день освящения престольного храма — лучше и придумать было нельзя. Тверское восстание с любой стороны было выгодно Москве, но Калите нужно было окончательно дискредитировать Александра Михайловича и примерить образ «идеального князя» на себя. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве.

Сначала он бежал в Новгород, потом в Псков, затем в Литву. На чужбине он провел более десяти лет, затем вернулся в Тверь, но спустя несколько месяцев был вызван в Орду и там погиб вместе с сыном Федором.

Что же касается Твери, то поход против нее возглавил Федорчук, христианин по вероисповеданию. К нему присоединились Иван Калита и суздальский князь Александр Васильевич. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Тверское княжество, сильнейшее на тот момент на Руси, было разгромлено в течение нескольких недель. Сколько-нибудь организованного сопротивления не было.

Великим князем стал Иван Калита чего он и добивался.

Иван Калита едет в Орду и просит хана Узбека дать ему воинов, чтобы помочь вразумить и наказать Тверь. Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно. Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего. Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме.

Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам. Новгород сумел откупиться от татар, другим городам, которые бы укрыли князя, это было не по силам... Когда татары готовы были повернуть на Псков, а митрополит отлучил его жителей и князя от церкви - разрешая резню, Александр решил спасти их все своим бегством. Татары обязали всех русских подданных искать и выдать его. Разгромленные земли разделили между русскими князьями, причем ярлык получил слабейший из них - так татары провоцировали конфликты, чтобы разделять русские земли, а Москва чужими руками убрала своего главного врага на Руси. А что же князь тверской?

Он получал письма и посланцев от русских князей, которые упрашивали его поехать самому в Орду, принять наказание, чтобы кара не пала на других русских жителей - вдруг хану надоест терпеть существование на свете такого преступника. Однако князь отвечал уклончиво.

Горский , политика Дмитрия каких-либо явных антиордынских признаков не несла. Пожалуй, наоборот, именно тверской князь смог продемон-стрировать себя настоящим слугой хана, в отличие от Юрия, который не выпла-тил ордынский выход. По всей видимости, во время суда над Дмитрием в Орде находился и его брат Александр. По возвращению из ставки хана вместе с ним прибыл ордын-ский отряд, который учинил много «тягот» Низовской земле. В летописях име-ются разногласия по этому событию. В Новгородских 1 и 4 летописях Алек-сандр вернулся из Орды ещё до поездки Дмитрия. В тверском летописании не упоминается об ордынском отряде, учинившем тяжелые «тяготы».

В ряде других летописей делается акцент на том, что разорение постигло только Твер-скую землю. Вероятно, что Александр оставался в Твери, когда Дмитрий от-правился в Орду, но после гибели Юрия он последовал в ханскую ставку, дабы повлиять на судебное решение. С этой же целью, но желая обернуть ситуацию в свою пользу, в Орду последовал Иван Калита. Как известно, хан Узбек при-нял решение частично удовлетворившее каждую сторону: Александр получил великое княжение, а московский князь добился смерти убийцы своего брата. Можно предположить, что Александр Михайлович, пытаясь добиться освобож-дения своего брата, наделал много долгов. В связи с этим на Русь прибыли «та-тарове должници». Скорее всего, Александр пытался минимизировать потери Тверского княжества и как великий князь Владимирский позволил ордынцам грабить всю Низовскую землю, тем самым оберегая свою отчину. В 1327 г. Посольство Чолхана обычно не связывают с антитверской политикой хана Узбека.

Чолхана считают послом, прибывшего на Русь, чтобы собрать дань. Также существует точка зрения, что посольство было направлено с целью уста-новления контроля над тверским князем. Также возможно, что Чолхан про-должил собирать с тверичей прошлые задолженности за время суда над Дмит-рием. Попытки Александра успокоить население были неудачными. Князь также принял участие в восстании. Именно его новгородские и мос-ковские летописи называют предводителем восставших тверичей. Однако ви-деть Александра зачинщиком восстания не представляется возможным, ввиду его «примиренческой» позиции до уничтожения отряда. Восстание в Твери не могло быть оставлено безнаказанным. Союзники «взяша градъ Тферь и Кашинъ, а прочая грады и волости пусты сотвориша, а людеи изсекоша, а иныхъ в полонъ поведоша», помимо тверских территорий пострадали также и новгородские земли.

Александр Михайлович вместе с семьёй бежал в Псков. В 1328 г. Кон-стантин «нача княжити тоды тихо и мирно» , тем самым стремясь восстано-вить свои земли после разорения. Тверскому князю постоянно приходилось ориентироваться на Орду и Москву. В 1332 г. Константин ходил в Орду вместе Иваном Даниловичем , по всей видимости, чтобы подтвердить свой ярлык. Александр Михайлович не желал оставаться в Литве. В 1335 г. Александр отправляет в Золотую Орду своего сына Фёдора, а в 1337 г.

Хан Узбек простил князя и разрешил ему снова сесть в Твери. Однако Тверской земле дорого далось возвращение князя: в 1335 г. Возвращение на тверской стол Александра Михайловича не устраивало Ивана Даниловича. Московский князь отправился в Орду и в результате интриг смог добиться перемены в позиции Узбека. К Александру было направлено по-сольство с требованием явиться в Орду. Тверской князь сначала отправил сына Фёдора, а затем поехал и сам. Как и перед казнями Михаила Ярославича и Дмитрия Грозные Очи в ханской ставке происходила борьба между группиров-ками, поддерживающими, с одной стороны, Ивана Калиту, а, с другой, — Алек-сандра Михайловича. С этим связано летописное упоминание: «и инiи глагола-хоу: княженiе ти великое даетъ царь, а инiи глаголахоу; оубиту ти быти». Существует предположение, что столь сильные перемены в отношении Узбека к Александру Михайловичу связаны с желанием хана через посредниче-ство тверского князя урегулировать отношения с набирающей силы Литвой.

Ко-гда же тверской князь не оправдал себя в роли посредника, то он был казнён. Учитывая, что в это время литовцы вышли к границам Орды, версия о попытки использовать связи Александра с Гедимином выглядит вполне жизнеспособной. После казни Александра ярлык на Тверское княжение снова получил Кон-стантин Михайлович. Князь продолжил свою политику по избеганию активных действий во внешней политике. Лишь однажды, можно предположить, Констан-тин попытался использовать Золотую Орду против Москвы. В 1340 г. Однако это был единичный случай. В связи с усилени-ем Московского и Литовского княжеств для тверских князей именно отношения с этими государствами выходят на первый план. К тому же к концу правления Константина в Тверском княжестве развернулись междоусобицы.

В ханскую ставку князья ездят для получения ярлыка и определения прав наследования. Так, в 1346 г. По мнению Р. Почекаева, какой-либо дальновидной политики со стороны хана не было, а данное решение было продиктовано сложившимся в Золотой Орде обычаем наследования от отца к сыну. Хотя следует отметить, что данная традиция наследования не была обычна для монголов. Подобное решение вызвало междоусобицу в Твери, которая закончилась в 1349 г. Од-нако в скором времени она возобновилась в результате передачи ярлыка Васи-лию Михайловичу, что привело к нарушению устоявшегося равновесия и вы-звало новый виток борьбы между двумя тверскими князьями. Очередная по-пытка Всеволода в 1358 г. Следует отметить, что после смерти Узбека Золотая Орда стала терять свою мощь и былое влияние, всё сильнее погрязая в непрерывных смутах.

За междоусобицами были «практически забыты внешнеполитические интересы Зо-лотой Орды. Эпизодические акты внешнеполитического характера в первую очередь были направлены на упрочения той или иной стороны», что было осо-бенно характерно для 1360-х годов. Контроль Улуса Джучи над Русью сла-бел. Показательно, что уменьшилось число поездок князей в степь. Соответ-ственно, связи Орды с Тверью ослабли. Для тверских князей на главное место вышли отношения с Литвой и Москвой. Положение несколько изменилось с усилением микулинского князя Ми-хаила Александровича 1333—1399 , брата Василия, при котором Тверском княжество снова смогло конкурировать с Москвой, возглавляемой Дмитрием Ивановичем. Михаил опирался на поддержку великого княжества Литовского, с котором его связывали династические связи. Однако тверской князь также пы-тался найти союзника и в лице Золотой Орды, где на тот момент возвысился темник Мамай ум.

Однако попытки найти помощь у Золотой Орды не принесли существенной пользы. Мамай охотно вручал Михаилу ярлык на Вла-димирское великое княжение в 1370 г. Возможно, это было связано с нежеланием Ми-хаила наводить ордынское войско на Русь. Мамаю же, несмотря на растущее могущество Москвы, больше нравилось получать русское серебро, чем посы-лать войска на Русь, которые ему самому были нужны в постоянных ордынских усобицах. Поэтому, когда Дмитрий Иванович в 1371 г. Насонов предположил, что Мамай, поддерживая Тверь, рассчитывал на то, что Михаил «захватит Великое княжение Владимирское с помощью Литвы». В 1375 г. Мамай спровоцировал войну Твери и Москвы, пообещав твер-скому князю оказать поддержку , но Михаил, выступивший против Дмитрия, так её и не получил. Результатом противостояния тверского и московского кня-зя стал поход объединённой русской рати на Тверь На этот раз Михаил Алек-сандрович не мог рассчитывать на помощь Литвы.

Итогом осады стало заклю-чение мира, по которому Михаил признал себя «младшим братом» и обязался оказывать помощь Дмитрию в борьбе с ордынцами, не искать великого княже-ния, разорвать союз с Литвой. Следует отметить, что условия договора носи-ли чисто формальный характер. Так, например, тверских войск на Куликовом поле не было, за исключением удельных кашинских князей. Главным итогом войны стало то, что Тверь смогла отстоять свою само-стоятельность. Москва же не смогла добиться своих целей: она была вынуждена признать Михаила Александровича тверским князем и довольствоваться нейтралитетом Твери в грядущем конфликте с Мамаем. Однако необходимо отметить, что несколько раз ордынцы случайно ока-зывали Михаилу поддержку. Так в 1368 г. В 1370 г. В дальнейшем Михаил предпочитал держаться в стороне от борьбы Дмитрия с Золотой Ордой.

Во время вторжения Тохтамыша ум. Возможно, в 1382 г. Новый тверской князь Иван Михайлович в 1400 г. Необходимо отметить важное изменение в поведении тверского князя: Иван Михайлович признал власть ордынского хана, но уже не считал нужным ехать самому в степь за ярлыком.

Нашествия монголо-татар на Русь: сколько их на самом деле было

Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий