Дирижер – Филипп Чижевский, бронирование онлайн или по телефону +7(499)110-72-91 в Московскую консерваторию имени Чайковского! Дирижер Филипп Чижевский известен своим пристальным вниманием к старинной музыке, аутентичному звучанию и смелыми экспериментами в области современной музыки.
Филипп Чижевский: «Дирижер — это инструмент для оркестра»
На какой-нибудь выставке. Ничего конкретного, все спонтанно. На фестивале Barocco Nights… «Аптекарский огород» очень атмосферный. Сцена находится в тихом месте, далеко от магистралей, и слушатель погружается в прекрасную музыку под аккомпанемент шелеста листвы. На фестивале выступят оперные солисты из разных стран, прекрасные вокалисты и инструменталисты. Мне интересно, приглашаю. Особенность концертов под открытым небом… Единение музыки, созданной человеком, с музыкой природы. Пушкина 6 декабря. Фестиваль Barocco Nights пройдет в «Аптекарском огороде» 24 августа — 1 сентября. Фото: из личного архива Филиппа Чижевского.
Вот у неподготовленного слушателя при фамилии Пёрселла, Генделя возникает стереотип, что это что-то очень строгое. А нет, оказывается, это очень современно. Ведь музыка, которая писалась тогда, была современной. Что же изменилось? Она для своего времени была экстраавангардной. Сейчас мы слушаем музыку современных авангардистов и воспринимаем её зачастую как нечто непонятное. Тогда публика принимала эту музыку точно так же, даже ещё более критично и с неким протестом. Сейчас же для нас это классика. Филипп: Мы играем как старинных, так и современных композиторов, включая ультрасовременных. Делаем это очень открыто. Стараемся привнести дух XXI века и в ту музыку, которая была написана три-четыре века назад, но, безусловно, учитывая опыт прошлых поколений и стилистические особенности исполнительства той эпохи. Но мы никогда не говорим: нужно играть так, а не иначе. Мы не замыкаемся, а создаём эмоциональный выплеск и развиваемся дальше. Последующим поколениям судить, правильно мы поступали или нет, и им искать другие пути решения. Хотелось бы продолжить сотрудничество с российскими музыкантами, но боюсь, что пока у меня не хватит на это времени. Мария: 2014 год будет насыщен английской музыкой, так как это год культуры Великобритании в России. У нас очень много программ, которые попали в рамки этого года. Будет музыка старинных английских композиторов: Джона Блоу, Пёрселла, Генделя. Наш ансамбль ведь не только инструментальный, но и вокальный. Будем выступать отдельно, также будут общие концерты. Из крупных совместных проектов с вокальной частью готовитсяоратория "Мессия", которую мы сыграем в консерватории на Пасху. Тогда, кстати, и была премьера — на Пасху 1741 года. Кроме этого, в наши планы входит приглашение солистов из Великобритании. Культурный центр Великобритании в Москве обещал нам с этим помочь. Что публика увидит из современных проектов ансамбля? Мария: В этом сезоне мы повторим оперу "Франциск" современного композитора Сергея Невского.
Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета режиссер-постановщик — Ханс-Йоахим Фрай. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров Концертный зал имени П. С 2014 года — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России. В Пермском театре оперы и балета имени П. Чайковского руководит постановкой оперы «Кармен» Бизе режиссер-постановщик — Константин Богомолов, 2021.
Полянского, 2010. С 2008 по 2011 г. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование. С 2011 — педагог МГК им. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского хореография Олега Глушкова.
подписаться на рассылку
- Электротеатр Станиславский / Филипп Чижевский
- БСО имени Чайковского выступит в Турции
- Подписаться на нашу рассылку
- Это мой город: дирижер Большого театра Филипп Чижевский
- Филипп Чижевский | Пермский театр оперы и балета
- подписаться на рассылку
Филипп Чижевский: Игра должна быть опасной
Брукнер находился в лечебнице для душевнобольных и в моменты прояснения сознания фиксировал музыку Девятой симфонии: буквально в смирительной рубашке, с карандашом в зубах. Если мы погружаемся в его творчество, то понимаем, что ему открылось нечто большее, даже чем Малеру, например. Когда человеку открывается такое, он должен чем-то поплатиться, в данном случае самым дорогим — потерей рассудка. Малер, на мой взгляд, пользуется всеми возможными средствами выразительности — всем, что есть на земле: от Марианской впадины до вершины Джомолунгмы, но это все земное. Брукнер смотрит на планету из космоса, за счет этого создается вселенский масштаб. Его произведениям свойственно органное звучание Брукнер был органистом — часто для хора и оркестра он пишет как для органа: использует крупные мазки, хоралы. Почему, например, многие струнники не любят играть Брукнера? Ты сидишь и играешь один и тот же мотив без перерыва — и так две страницы. И не обращаешь внимания на то, что в это время у медных звучит потрясающий хорал. А если знаешь всю партитуру, конечно, тебе будет интересно ее играть, слушать, участвовать. МТ И все-таки, почему вы выбрали Третью симфонию?
ФЧ Она тоже написана в тональности ре минор. Я начал о ней читать. Оказывается, Брукнер приезжал к Вагнеру, перед которым преклонялся, с двумя партитурами — Второй и Третьей симфоний, и Вагнер оценил именно Третью. Брукнер просил у него разрешения посвятить симфонию ему и получил одобрение. Дело в том, что в этом сезоне я готовлю премьеру «Летучего голландца» Вагнера в Пермской опере. Тут у меня все идеально сложилось, получилась длинная проекция: я через Брукнера иду к Вагнеру. Поэтому Третья. МТ Это основное сочинение программы? ФЧ Не совсем так. Концерт Брамса тоже особый.
Его называют «симфонией с фортепиано», и это резонно. Помимо тайминга сочинение длится около пятидесяти минут! Вступление — абсолютно симфоническое. Оно мне напоминает горячо мной любимый опус Шумана — Скрипичный концерт. Его не слишком ценят скрипачи: он не очень удобный, не очень эффектный с технической точки зрения, но совершенно гениальный, если его расценивать как симфоническую фреску. Возвращаясь к Брамсу, скажу, что его Второй фортепианный концерт — более виртуозный, а в Первом — больше интеллектуальной, внутренней духовной работы. К нему надо подходить с максимально очищенным сознанием. Здесь не выехать на пианистическом блеске. Это не музыка эффектов. То же самое и у Брукнера.
В целом вся программа — вдумчивая. Мы попытаемся посмотреть внутрь себя, поразмышлять, что с нами происходит, может быть, попробуем спроецировать какие-то идеи на нашу жизнь сегодня, если мы расцениваем музыку как спасательный круг, который помогает людям испытывать эмоции, чувствовать, задумываться.
Часто оркестр своей игрой сопровождает театральные постановки, участвует в концертах филармонии. Не однократно музыканты становились лауреатами многочисленных премий, в том числе и международного уровня. Не пропустите этот потрясающий вечер классической музыки в исполнении настоящих виртуозов!
С тех пор количество работ увеличилось. Это все портреты. Гуашь, бумага. Сейчас, как с некоторой иронией говорят мои товарищи, у меня меняется визуальный язык.
Для меня рисование — это тоже своего рода дирижирование. Обмен энергиями с моделью. В музыке же все время пробуешь разные составы, стили, эпохи, и рисование — это одно из моих музыкальных направлений. Я вот так это расцениваю».
Легкость, любопытство и чувство такта, с которыми Филипп умудряется браться и за новое, и за старое, совершенно обезоруживают. Его беспроблемный тандем с Богомоловым, вставляющим в священную для каждого музыканта партитуру оперы «Кармен» куплеты про Дерибасовскую, сам по себе о многом говорит. Но и без всякого Богомолова маэстро склонен пошалить. Современная ритм-секция, как ни в чем не бывало появляющаяся у него в «Королеве фей» XVII век , более того, невероятно уместно там выглядящая, — это вообще к какому музыкальному направлению относится?
Это перчинка такая была. Или изюминка, как кому больше нравится. А так-то у нас там старый барабан с козлиной кожей. Мы еще в первом номере немного похулиганили — добавили глиссандо литавр, когда появляется пьяный поэт.
Но постарались сделать это изящно, — миролюбиво объясняет Филипп. Я это давно для себя сформулировал. И Дюфаи умер в 1474-м с Шарпантье 1643—1704 , и Стравинский 1913 года. Я их для себя преломляю сквозь наше время.
Играя современную музыку, ты не затвердеваешь, не теряешь нюх. Эта острота необходима для исполнения музыки XIX века и более ранней. Если ты играешь только ее, то ты превращаешься в какой-то нафталиновый материал. Узкий специалист — это всегда немножко музей.
Даже если ты, играя новую музыку, где-то не догоняешь, но все-таки высовываешься, это лучше. Можешь шишки набивать. Я считаю, что надо всем интересоваться, и детям своим тоже говорю их у Филиппа с Машей трое. The Blueprint.
Пожалуйста, делаете. Если интересно — надо этим заниматься! Ева сама в 9 лет выбрала арфу. И китайский.
Еще у нее большой теннис и танцы.
Если музыка не заводит — займись каким-то другим делом. Оно в работе дирижёра очень важно. Вы как-то отдельно работаете с дыханием? Так что музыкой я начал заниматься раньше, чем говорить. Пение это и есть дыхание. Все, что связано с речью, тоже дыхание. Дыхание музыки. Когда певец спел первую арию в опере, он должен понимать, что у него впереди ещё большое количество музыкальных фрагментов, это только начало.
Но беречь себя нельзя ни в коем случае! Каждая нота должна умирать после взятия. Скрипка издаёт звук, певец спел ноту, — она исчезла. И в таком виде больше никогда не повторится. Так же, как выдох. Я выдохнул. Больше такого выдоха никогда не будет. Планета дышит, Вселенная дышит, галактики дышат: так можно продолжать бесконечно. Слово «дыхание» можно употреблять касательно очень многих вещей.
Дыхание музыки, дыхание фразы. Ты находишься на сцене и дышишь по-разному в зависимости от того, какая музыка. Твоё дыхание может сбиваться, и это тоже будет созвучно музыке. Оно может быть ровным, плавным, текучим, либо ты можешь чувствовать, что у тебя сейчас сердце разорвётся. Возможно, это ритм? Музыкальное время понятие очень условное. Везде есть ритм. В организме циркулирует кровь в определённом ритме. А ты можешь сидеть спокойно, замерев — внешне будучи безжизненным.
В Улан-Удэ есть монах Пандидо Хамбо-лама Даши-Доржо Итегелов, который почти 100 лет назад вошёл в состояние самадхи — это близко к клинической смерти. У него до сих по идут физиологические процессы, которые фиксируют специалисты. Ритм если говорить про музыку, есть везде. Даже если это линеарная музыка. Григорианский хорал: такая музыка тоже обладает внутренней организацией. В сильных, слабых долях музыки можно найти пластику. Ритм — неотъемлемая составляющая любых процессов во Вселенной. Земля, музыка, растёт дерево, бурлит река — во всём есть ритм. О подобном я думал, когда находился на природе где не бывал человек.
Прошлым летом я ходил с моим другом-композитором Алексеем Сысоевым на Канин — полуостров между Баренцевом и Белым морем. Рукотворная музыка там не нужна, там и так всё прекрасно звучит. Возвращаясь к времени и вечности. Когда с музыкой общаешься «на ты», она тебе больше раскрывается. С Брукнером, Малером «на ты». Не надо говорить: «где он, а где я». Он был такой же человек, ходил по земле, не летал. Плоть, кости — все как у нас. И с ним можно и нужно общаться просто.
Музыка и ирония. Можно увидеть иронию и смех в самых неожиданных произведениях. Например, «Реквием» Моцарта. Каждый раз, когда я его исполняю, поражаюсь довольно забавным танцевальным моментам. Моцарт заигрывает с нами и вечностью. Самые масштабные и глобальные музыкальные вещи, созданные человеком, полны как глубины, так и иронии, вселенского юмора. Не так давно я дирижировал Третьей симфонией Брукнера. В ней вторая тема финала такая разухабистая, гротесковая, неуклюжая — это вызывает улыбку. Люди здесь пришельцы.
Когда наступает час смерти, ты перестаёшь жить здесь, но будешь жить в вечности. Ушедшие композиторы живы пока звучат их произведения. А люди, которые занимаются музыкой, должны понимать, что они здесь пришельцы. Времени нет, его придумали люди.
Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский
Поначалу его, конечно, все время сравнивали со старшим коллегой. Но меня это никак не раздражало. Я к Курентзису отношусь в высшей степени уважительно». Сложно ли справляться с такой стилистически требовательной музыкой без привозных спецов? Хотя на самом деле кто-то и приезжает.
Мы вот сейчас летали в Красноярск с француженкой Македой Монне. Прилетела в Красноярск на трех самолетах. Там был фестиваль Хворостовского, мы делали с ней барочную программу». Еще из крупного на вторую половину сезона запланированы Девятая симфония Брукнера и Седьмая Малера.
Брукнер и Малер — вершины европейской симфонической традиции, у дирижеров принято их сопоставлять. А Брукнер просто от нее отдаляется — вот у него планета Земля, вот Меркурий, вот Юпитер. Он может их приближать, удалять. Мне нравится его широкий, космический стиль.
У него эмоции совершенно другого порядка. Когда я был с Лешей Сысоевым в тундре, я не о Малере вспоминал, а о Брукнере». Разговор о тундре получается детальнее любого разговора о том или ином композиторе. Но без него никак.
Я уже запуталась. Ты мне про что-то такое уже рассказывал. А теперь новая серия страшилок ходит в музыкантских кругах. Полярный Урал, сплав по речкам на две недели.
Путешествовали с гидом, то есть мы были не одни. А второй раз мы чуть не сдохли. Год назад мы были на Канином полуострове. Это от Архангельска лететь на самолете 4 часа.
Потом нас забрасывали двое суток на огромных вездеходах в центр полуострова. Омывается он Баренцевым и Белым морями. Дальше только Земля Франца-Иосифа. Мы были в единственно возможное для посещения этих мест время года — месяц август.
Это был комбинированный поход. У каждого была лодка, специально сделанная под заказ. Весло сборное. Мы сплавлялись, потом шли, потом опять сплавлялись.
Если бы мне сказали, у тебя есть 24 часа, я бы попробовал примириться со всеми, с собой, покаяться. По крайней мере я бы попытался. Без игры в 24 часа? Так устроен человек. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мы зачастую задумываемся только в тяжелые моменты. Человек идёт ставить свечку, чтобы всё наладилось и Бог ему помог. Когда у нас все хорошо, мы беззаботны. Вот рассказ по теме вопроса. Как я уже говорил, летом у меня был поход на полуостров Канин.
В целом сложная логистическая история. Из Архангельска мы 4 часа на маленьком самолёте летели в Шойну. Потом нас ещё двое суток забрасывали на огромных вездеходах. Мы должны были делать по 20 километров в день в условиях полного бездорожья. Так вот: у нас сложилась ситуация, когда я понял, что велика вероятность того, что мы больше отсюда не вернёмся вообще. Так получилось, что мы остались без навигации: упал в воду телефон. Остались только советские карты современных карт той местности нет. А ландшафт тундры может меняться каждый месяц: этого озера не было, потом оно появилось. И наоборот. Ураган, чуть не унесло лодки а это «край Земли», полуостров Канин, а дальше только земля Франца Иосифа: белые мишки, все дела.
В какой-то момент у нас ломается горелка, и мы останемся без возможности приготовить себе горячую еду. Начинается: без карты, без горелки, дров нет тундра. У нас была какая-то еда: три пакета тушенки и сахарный песок. Мы прикинули: по одной ложке утром, по одной вечером. На 3 дня, а дальше что дальше — неизвестно. Надеялись, что за это время мы дойдём до реки, а там рыба. В итоге так и случилось. Мы поймали рыбу, ели ее сырой — очень вкусно правда, можно травануться. Долго шли по болотам. Леша чуть не утонул.
Приходили дикие животные. Шли дни. В какой-то момент осталось одна бутылка воды, а впереди неизвестность. Долгая история. Мы пришли на неделю позже намеченного срока. У меня жена с детьми была в Европе. Все, конечно, в истерике. Друг задействовал спецслужбы, подняли всех — без широкой огласки. Мы вернулись, и все отлично. Сейчас отношусь к этому приключению с улыбкой.
Но там было страшновато. Даже думал, что это не самое плохое место, где можно закончить земной путь. Это адреналин. Такие моменты в жизни дают напоминание о том, что век человека очень короткий, может прекратиться в любой момент. Смерть такая же естественная часть жизни. Человек рождается — это первый шаг к смерти. Мы всегда должны помнить об этом. Можно сидеть на площади Сан Марко, пить кофе, смотреть на голубей и думать, что ты вечный. По некоторым религиозным канонам мы живем вечно. Это вопрос дискуссии, внутренних убеждений.
Смерть — это переход и в православии, и в других религиях. Нахождение на Земле — это начало. Монахи уходят в монастырь. Они знают, что эта жизнь дана им для покаяния. А кто-то находится в миру, и ему не нужно уходить для покаяния в монастырь. У меня есть друг — Макс. Он не верит в Бога, но мы с ним часто говорим на эту тему.
Для меня это был настоящий подарок. А когда в проекте появился Владимир Сорокин? Сорокин появился гораздо позже, как интерпретатор текста.
Я спросил Гетьмана: «А кто режиссером будет? К тому моменту я не видел ни одного его драматического спектакля. Сейчас много что видел. Я не большой поклонник драмы, но я ходил и на классику, и на препарированную классику. Собственно, отправной точкой всего этого дела была «Платформа» Кирилла Серебренникова. Мегаважный проект был для России, безусловно, да и не только для России, в принципе, это международная история. Там я много дирижировал современной музыкой, и были какие-то такие межцеховые проекты, объединяющие. В принципе, это история, ориентированная на все современное. А встретились мы с Костей в Большом театре. Сели в Атриуме и говорили.
Костя рассказывал о том, как он видит спектакль. Это была наша первая встреча, а мы уже говорили о спектакле. Дальше началась большая работа, очень интересная, абсолютно творческая, очень свободная, когда мы не были скованы ничем, когда директор сказал: «Ребята, делайте что хотите. Я иду за вами». Это была работа мечты, можно сказать, поэтому она получилась. Я считаю, она получилась и с точки зрения музыки, и с точки зрения того, что хотел сделать Костя. Ему интересно работать с текстом, он в этом, мягко говоря, кое-что понимает и делает это всегда цепляюще, так или иначе. Он иногда делает в лоб какие-то вещи, хочет задеть, но это все дело вкуса. Его тексты можно воспринимать как искусство, которое у тебя может вызывать рвотный рефлекс, а потом ты выходишь на свежий воздух и думаешь: «Как же все хорошо! Это все весьма и весьма точно.
Костя очень музыкальный. И для него, и для вас очень важен имидж. Как вы себе одежду и обувь подбираете? Покупаю одежду себе довольно спонтанно. В Москве есть несколько магазинов. Не буду их рекламировать. У нас не об этом беседа. Вообще, имидж для дирижера важен? Наверное, да, потому что это сценическое искусство. Не имидж, а стиль, скорее.
Просто, как ты одет. Для меня это бывает важно. Иногда для меня важно, в чем я хожу по дому, просто перемещаюсь от гостиной к кабинету и так далее. Иногда в большей степени, иногда в меньшей, но да, важно. Я люблю одежду. Мне нравятся вещи, мне нравятся ткани, мне нравятся цвета. В принципе, я люблю визуальное искусство и люблю людей. Мне нравится, как люди одеты, как люди украшают одежду и одежда украшает людей, на самом деле, дополняет, подчеркивает что-то. Как я уже сказал, покупаю вещи спонтанно. Просто проезжаю мимо, думаю: зайду, посмотрю.
Что-то приглянулось. Я вообще не думаю, для чего это. Иногда, впрочем, думаю: вот я сегодня дирижирую такой-то программой. Советуюсь с женой: «Как ты думаешь, что мне сегодня надеть? Иногда я соглашаюсь, иногда не соглашаюсь. Все просто. Кислородная подушка Вы сказали, что у вас нет любимых композиторов. А любимые оркестры и дирижеры есть? Из современников мне очень близко, что делает Пааво Ярви. Слышал его, в частности, в Московской филармонии, с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.
Я не был, к сожалению. Молодежка — супер, они молодцы. Этот проект Алексея Алексеевича Шалашова — мне кажется, он мегаудачный и мегаамбициозный, очень нужный, потому что он дает свободу молодым людям, которые еще могут впитывать информацию, у них мозги не атрофировались. Они не думают о том, что съесть завтра, потому что «я приехал из Оренбурга», «мне еще нужно что-то снять, какую-то конуру, хлеб с майонезом сделать». У них есть зарплата, есть где репетировать, есть возможность играть на прекрасных инструментах, получать образовательные программы, мастер-классы от ведущих музыкантов и мировых, и наших соотечественников , выступать на лучших площадках, иметь все для того, чтобы быть успешным в профессии. А что делает Пааво Ярви? У него во всем есть вкус в пропорциях. Не что-то такое, как Франкенштейн — вот это очень медленно, это очень быстро, и так далее. Сам этим, бывает, грешу… Надеюсь, грешил… Или вот придумал какое-то украшение и думаешь: как же классно я это придумал. А потом себя поймал на мысли: ты думаешь про украшение, а музыку написал, условно, Генри Пёрселл.
Пааво Ярви, интерпретируя музыку, пропуская ее через себя, уходит на второй план. Он преподносит композитора и в этом очень деликатен. В общем, это сочетание личности дирижера и диалога с композитором. И отношение к музыкантам крайне уважительное, то есть сотворчество. Мне очень близко то, что он делает. Его приезд в Москву был фактически последним перед… Да. Насколько по вам лично и по вашему коллективу ударила эта ситуация? Приходится ли корректировать репертуар? Что с нотами? С нотами беда полнейшая.
Если это старая музыка, ты имеешь право ее исполнить, но ты не можешь заказать хорошее издание. Или ты каким-то чудом достал партитуру, и наборщики с этой партитуры набирают оркестровые голоса. Будут опечатки? Конечно, будут, потому что набирал человек, зато 95, 98 или 99 процентов текста ты получишь, а остальное исправишь. Сейчас все выкручиваются и друг другу помогают. Когда мы делали «Летучего голландца» в Перми, у нас были партии издательства Schott, которые мы сейчас, естественно, не можем заказать. Мы брали из Большого театра, потому что там Александр Ведерников это делал в 2004-м. Хотели бы мы позвать каких-то солистов? Конечно, хотели бы. Планируются российские премьеры: Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана и последнего опуса Оливье Мессиана «Озарения потустороннего».
Вопрос, что будет с нотами, остается открытым. Пока есть возможность, я буду в профессии, потому что это моя жизнь. Это как воздух: ты дышишь; если тебе перекроют кислород, ты умрешь. Поэтому репетиции, программы — это бесконечный процесс. То есть я нахожусь сейчас в каком-то своем большом произведении, которое называется «жизнь», и я где-то нахожусь, в каком-то месте формы. Родился в Москве в 1984. Окончил Московское хоровое училище им. Свешникова, затем Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое класс проф. Калинина и оперно-симфоническое дирижирование класс проф. Полянского, у него же учился в аспирантуре.
С 2011 по настоящее время — преподаватель МГК им. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности хоровое дирижирование. В 2008 Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создает ансамбль Questa Musica, с которым активно концертирует в России и за рубежом, осуществляет множество крупных проектов, мировых и российских премьер. С 2011 по 2023 — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. С 2014 — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра. Опера «Дидона и Эней» режиссер — А. Опера «Франциск» режиссер — В. Юхананов, композиторы: Д.
Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С. Невский, А. Сысоев, В. Ревич, постановка Б. Юхананова, музыка С. Невского, К. Бодрова, Д. Курляндского, К.
Чернегина, П. Оратория «Триумф времени и Бесчувствия» режиссер — К. Опера «Кармен» режиссер — К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета им. Опера «Летучий голландец» режиссер — К. Чайковского, 2023. Концертные программы Филиппа Чижевского включены в абонементы Московской государственной филармонии, афишу Большого зала Московской государственной консерватории, концертного зала «Зарядье», ГЭС-2, Электротеатра и других залов столицы. Ансамбль Questa Musica. Солисты: Л. Гайсина, Д.
Телятникова, С. Годин, И. Концертный зал имени П. Гайсина, Э. Стамеллу, Ю. Никанорова, Д. Годин, М. Нор, И. Петров, К. Солистка — В.
Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. Солисты: М. Монне, П.
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» 2008, класс профессора Станислава Калинина и «оперно-симфоническое дирижирование» 2010, класс профессора Валерия Полянского. Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование.
Потом появилась семья. Люблю гулять… В Нескучном саду. Там прошло мое детство. Китай-город, Бульварное кольцо. Патриаршие пруды. Мой любимый район… Сейчас мы живем в Левшинском переулке. Там хорошо. Люблю старую и тихую Москву. Мой нелюбимый район… Не хотел бы говорить из-за уважения к людям, которые там живут.
В ресторанах… Как правило, это рестораны и кафе, которые находятся рядом с местом репетиции-концерта.
Полянского, 2010; у него же окончил аспирантуру. С 2011 года по настоящее время — преподаватель МГК имени П. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, преподаватель по специальности «Хоровое дирижирование». В 2008 году Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом.
В 2014 году стал приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель крупных музыкальных фестивалей, в числе которых: Международный фестиваль классической музыки «Кантата» Калининград, 2021 II Международный фестиваль православного пения «Просветитель» Карелия, остров Валаам, 2016 Фестиваль «Барокко. Вагнера режиссер К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета, 2023 «Кармен» Ж. Бизе режиссер К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета, 2021 «Дневник Анны Франк.
Белая Роза» Г. Фрида, У.
Нет такого, что люди пришли, поработали и ушли. Что касается бесплатных концертов - я стараюсь свести их к минимуму.
У нас уже работают музыканты не того уровня, и если я буду звонить и говорить: «Привет, у нас будет такой-то концерт, надо помочь» - это по-человечески нехорошо, потому что труд должен быть оплачен. И я себя чувствую неловко, я не хочу позиционировать наш ансамбль как «а, это Маша и Филипп, у них всегда все бесплатно». В Большой театр нас пригласила «Опергруппа», соответственно мы рассчитали, сколько у нас должно быть репетиций и как они должны быть оплачены. И путем переговоров с продюсером пришли к общему знаменателю.
В декабре я дирижировала оперой Дмитрия Курляндского «Сверлийцы», написанной для нашего вокального ансамбля а капелла. Нас пригласили «Мастерская индивидуальной режиссуры», Борис Юхананов, который занимался постановкой. И все было оплачено. Но вот у нас есть концерты в Московской консерватории, которые мы безумно любим, любим Рахманиновский зал и всегда рады там выступить.
Однако там все бесплатно, консерватория ничего не оплачивает. Чижевский: Очень хорошо получилось, что нам грант дали на «Свадебку» Стравинского. Грилихес: Это получилось так. Весь прошлый сезон я кричала во все окна-двери, что есть такой молодой коллектив, в Департамент культуры, в филармонию - куда я только не обращалась.
И я поняла, что в принципе мы никому не нужны. Но в Департаменте культуры мне посоветовали подать в «Открытую сцену» на грант. И мы написали заявку на «Историю солдата» и «Свадебку», которую мы делали совместно с Алишером Хасановым - это режиссер-хореограф, с ним мы раньше делали «Дидону». Я энное количество раз ходила в «Открытую сцену», подавала документы.
И в конце 2012 года нам позвонили оттуда и сказали, что нам выделили грант для «Свадебки». Но в любом случае, даже если бы мы не получили грант, у нас «Свадебка» уже была запланирована, просто она была бы бесплатной. Я очень люблю всех наших ребят, ценю их труд, и ради них я готова идти дальше, просить, доказывать, что наш ансамбль существует, что мы нужны публике и делаем все это не в пустоту. Грилихес: Да, но я не знаю, как его найти.
Одно время рассылали кучу дисков, письма. Потом как-то перестали. Грилихес: Конечно. Я даже не буду лукавить и говорить, что халтура - это не для нас.
Единственно, я всегда ставлю условие перед собой и перед всеми нашими участниками, что это не халтура, а такой же концерт, к которому у нас такие же репетиции, как обычно. Но у нас есть строгие рамки, существуют предложения, от которых я сразу отказываюсь. Естественно, мы не играем в ресторанах, когда люди едят и пьют, в качестве фоновой музыки… Или если просят играть музыку из кабаре… Был у нас один корпоратив - пригласили наш вокальный ансамбль, это был концерт классической музыки в Доме Пашкова, который фирма устраивала для своих клиентов. В первом отделении выступали мы, во втором - Спиваков с «Виртуозами Москвы».
Фактически это был концерт в хорошей компании. Если бы таких корпоративов было больше, нам бы и жилось лучше! К вопросу о репертуаре ансамбля. С одной стороны, он довольно широк - от музыки Возрождения до самой современной.
В программах вашего абонемента в Московской филармонии соседствуют Джезуальдо и Шаррино, Шарпантье и Мессиан. Но при этом создается ощущение, что вы сознательно избегаете привычной для среднестатистического слушателя романтической «середины». Здесь есть момент вызова - мы будем петь и играть что хотим и нам все равно, что это воспринимает только очень узкий круг? Чижевский: Вы знаете, мы даже как-то не думали на эту тему.
Когда складывается программа, мы надеемся, что это будет интересно услышать и другим людям. Сейчас становится все больше публики, которая может воспринимать эту музыку, и, кстати, в среде немузыкантов. Много интеллектуальной молодежи, которая не имеет отношения к музыке: актеры, художники. Музыка - ведь это эмоции, и если ее хорошо преподнести, показать, насколько мы сами получаем удовольствие от ее исполнения, то без ответа это не остается.
У нашего ансамбля нет четкой ориентации на какую-то эпоху. Мы делаем лишь то, что нам интересно в данный момент. Мое глубокое убеждение - мы не имеем права играть старую музыку , если не знаем той, что пишется сейчас. А если мы играем современную музыку , мы совершенно по-другому начинаем смотреть и на старинную.
Это очень близко, и всегда хорошо, когда в программе концерта ставится рядом музыка старая и новая. Исполнить симфонию Гайдна, Моцарта, Бетховена, любое романтическое сочинение, в принципе, можно и без дирижера. Но если ничего не меняется в его присутствии, то возникает вопрос - зачем он нужен? Парадоксальным образом ваш ансамбль становится известным благодаря проектам в современной музыке, хотя многие считают, что она отпугивает слушателя… Грилихес: Во многом это происходит благодаря смелости Филиппа как дирижера.
Когда дирижер открывает партитуру, а там вообще ничего не понятно, один ее тут же закроет, а другой, наоборот, скажет: вау, какая партитура, я сейчас все сделаю. В нотах Autland Невского это было написано для нашего вокального ансамбля и голландского коллектива я, например, сначала вообще ничего не поняла.
Немировича-Данченко, в 2022 году за постановку оперы Ж. Бизе «Кармен» в Пермском театре оперы и балета имени П. Творчество Филиппа Чижевского хорошо знакомо каждому, кто интересуется музыкальной жизнью столицы и следит за значимыми событиями и культурными мероприятиями. Дирижер известен точностью и вместе с тем оригинальностью исполнения музыкальных произведений. Филипп Чижевский окончил Московскую государственную консерваторию имени П. Калинина, 2008 и «Оперно-симфоническое дирижирование» класс профессора, народного артиста РФ В.
Полянского, 2010; у него же окончил аспирантуру. С 2011 года по настоящее время — преподаватель МГК имени П. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, преподаватель по специальности «Хоровое дирижирование». В 2008 году Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, провел огромное количество премьер и концертов в России и за рубежом. В 2014 году стал приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России. Художественный руководитель крупных музыкальных фестивалей, в числе которых: Международный фестиваль классической музыки «Кантата» Калининград, 2021 II Международный фестиваль православного пения «Просветитель» Карелия, остров Валаам, 2016 Фестиваль «Барокко.
Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии
Это мой город: дирижер Большого театра Филипп Чижевский | Филипп Чижевский — российский дирижёр. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008 г.). С 2014 года — дирижер в Большом театре. |
БСО имени Чайковского выступит в Турции | Дирижёр — Филипп Чижевский, Консерватория им. Чайковского, купить билеты на концерт в Москве, 18.06.2024. |
Время. Дыхание. Адреналин.
Евгения Бургойне, дирижёр и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский и его жена, а по совместительству и художественный руководитель коллектива, Мария Грилихес рассказали о необычном проекте, который приготовили для улан-удэнской публики. Филипп Чижевский — российский дирижёр. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008 г.). С 2014 года — дирижер в Большом театре. Дирижёр Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica представят произведения духовной музыки раннего Ренессанса и высокого Барокко.
Филипп Чижевский: Игра должна быть опасной
Финальный концерт пройдет под управлением Филиппа Чижевского. Дирижер впервые представит на сцене театра масштабную симфоническую программу. Дирижер. Биография Спектакли Галерея Пресса Новости театра. 30 июня в Большом зале Московской консерватории состоится концерт известного дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica. Филипп Чижевский — дирижёр в большом городе. Беседу вела Татьяна Двенадцатова Вёрстка Катерины Вендилло. Под управлением Филиппа Чижевского были исполнены российская премьера сочинения Штокхаузена «Группы» для трех оркестров и трех дирижеров – с им и мовым – на Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство» в 2016 году.
Поделиться
- Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
- Я родился…
- Филипп Чижевский: «Мое кредо – открывать партитуру с чистого листа»
- Филипп Чижевский – выступления в сезоне 2023-2024
- Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica
Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский
Финальный концерт пройдет под управлением Филиппа Чижевского. Дирижер впервые представит на сцене театра масштабную симфоническую программу. Дирижер и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский. последние новости сегодня в Москве. Филипп Чижевский - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Во всех концертах за дирижерский пульт встанет один из самых востребованных российских дирижеров современности — художественный руководитель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский, являющийся двукратным лауреатом театральной премии «Золотая Маска». Концерт в г. Москва.