Новости что за праздник евдокия

Народный праздник Авдотья Весновка отмечается 14 марта, сопровождается многочисленными приметами и традициями. Авдотья Плющиха (Свистунья), День святой Евдокии 14 марта 2018 года: что это за праздник, как он отмечается, традиции, обычаи, приметы, поверья, история.

Евдокия-плющиха

14 марта 2024 года отмечается День Православной книги и вспоминают мученицу Евдокию Илиопольскую. В день памяти Евдокии внимательно следили за погодой. На Руси праздник, носивший название Евдокия Свистунья, отмечали дважды. Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам. В день Евдокии Свистуньи, который отмечается 30 мая, существует несколько примет и запретов.

Праздник Евдокия Свистунья 30 мая 2023 года имеет свои приметы, традиции, поверья и обряды

День святой Евдокии в народе был большим праздником, отмечали его бурно и весело. 30 мая отмечается праздник Евдокия Свистунья и день памяти преподобной Ефросинии Московской: свистуньей день назвали потому, что обычно дуют сильные ветры, издающие свист, пишет ФедералПресс. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской. В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год.

День святой Евдокии: история праздника, традиции и приметы

В народном календаре дата получила название день Авдотьи Весновки или Евдокии Свистуньи. Православные 14 марта вспоминают преподобномученицу Евдокию Илиопольскую. Согласно другой версии, Евдокию так прозвали потому, что в этот праздник многие животные просыпались после зимней спячки и сообщали о наступлении весны своим криком и свистом. Некоторые поверья и приметы на праздник Евдокии 14 марта относятся исключительно к женщинам. 14 марта православные христиане отмечают день памяти святой Евдокии Илиопольской.

Евдокия Свистунья

История происхождения иконы, в чем помогает Вратарница, где сейчас хранится Иверская икона Пресвятой Богородицы и что нельзя делать в праздник. В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год. В нынешний весенний вторник, 14 марта 2023 года, православные россияне отмечают этнически-церковный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. Позже, после оглашения, Евдокия приняла крещение от приглашенного Германом епископа Илиопольского Феодота.

День Евдокии Свистуньи: приметы и запреты праздника

По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз! Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр.

Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках. Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров.

Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу.

Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена.

Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк.

Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты.

Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный.

Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози».

Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае!

Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая. Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо.

Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ.

Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса!

Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник».

Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков.

Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи.

Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ.

Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см. Егорьев День см.

Еда см. Едемский М. Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ.

Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь.

Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд.

Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь.

Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали.

Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы.

Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св.

Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В.

Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках.

Евдокия вышла замуж за великого князя Димитрия Донского, который спустя 22 года счастливой семейной жизни скончался. Именно она впоследствии возвела Вознесенский монастырь. Что нельзя делать на Евдокию Свистунью В этот день многие люди придерживались определенных правил: не ели кашу и мучные изделия, так как считали, что в противном случае «чревоугодие обернется болезнью»; не отправлялись в путь, поскольку были убеждены в том, что в противном случае впереди ждет только обман; не ходили в лес, опасаясь укусов змей. Именно 30 мая считалось тяжким грехом злоупотреблять спиртным — «к сраженному зеленым змием беда найдет дорогу». Что можно делать на Евдокию Свистунью Сегодня постарайтесь посетить церковь и помолиться в честь преподобной Евдокии Московской.

В это время они и завывали, и свистели. И в этом случае имеется еще одна версия: на Евдокию пробуждались от зимней спячки животные, сообщавшие об этом свистом и кряхтением. Нельзя отказывать в подаянии просящим милостыню. Иначе тяжесть грехов умерших родственников падет на скупого. На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не привлечь внимание злых сил. На Авдотью Весновку хорошо совершать покупки, в том числе крупные. Лучше всего приобрести что-то полезное для дома, например, бытовую технику.

Стоявший рядом и видевший происходящее воин попросил святую, чтобы она воскресила правителя. Евдокия долго молилась, и чудо свершилось. Таким же образом святая вернула к жизни умершую супругу Диогена. Все свидетели этих событий уверовали в Бога и стали христианами. Последним святая исцелила юношу, которого укусила ядовитая змея. При жизни она прославилась своими добродетелями и аскетизмом. Эта женщина отличалась сильной и несокрушимой верой в Господа и не поддавалась искушениям. До конца своих дней искренне раскаивалась в своих грехах. Авдотья направила все свои силы на добрые дела, помогала нищим и обездоленным. Женщина часто видела вещие сны. Считается, что у Евдокии было видение о том, что ей суждено пострадать за Христа. Когда ей исполнилось 56 лет, так и произошло. В 152 году она приняла страшную смерть, закончив свою праведную жизнь. Ее стали почитать не только в монастыре, но и за его пределами. Однако, кроме друзей, были также враги, и самым главным недоброжелателем был император Викентий, который страшно ненавидел христиан, был жестоким их гонителем. Властитель приказал казнить игуменью, исповедовавшую и распространявшую христианскую веру. Евдокия была обезглавлена 1 марта. Значение имени в православии Имя Евдокия имеет греческое происхождение, в переводе означает «благословение». Оно пришло на русскую землю вместе с христианством из Византии и вскоре стало очень популярным среди простых сословий. Этим именем называли девочек в богатых и знатных семьях. В православии имя ассоциируется с первым весенним праздником. Образ Евдокии у славян В народном праздничном календаре праздник, отмечавшийся 14 марта, — это день Авдотьи Весновки. Он связан со святой Евдокией Илиопольской и отмечается в ее честь. По славянским поверьям сам Господь отдал Явдохе ключи от весенних источников, разрешив воскрешать землю от зимней спячки. Она решала, когда впускать весну. Для славян христианский праздник символизировал переломный момент, поскольку после него начиналась новая жизнь. Восточных Для восточных славян — это народный праздник встречи птиц. Хозяйки выпекали из теста фигурки жаворонков или ласточек. Их раздавали детям, которые привязывали их на нити и подбрасывали в небо, как бы приглашая, чтобы пернатые скорей прилетели. По первым мартовским дням судили, какой будет погода в течение последующих месяцев. Праздник отмечали весело, пели песни, водили хороводы. Люди устраивали большие обеды в домах, гулянье на улице. Девушки исполняли веснянки, в которых просили птиц прилететь поскорей и принести тепло. Праздник означал окончание зимы и начало срока найма на работу. Балканских У балканских народов день был посвящен в основном очистительным обрядам. Мученицу именовали бабой Мартой. Люди окуривали и изгоняли из домов, дворов всякую нечистую силу, украшали ветками вход в дом, ворота и окна, изголовья постелей. В некоторых странах на Балканах праздник называли Летником. В селах эта традиция сохранилась и сегодня. Люди встают очень рано и начинают поздравлять друг друга, желая счастливого года, заходят в соседние дома. По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь. Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья. Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение. Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи. Западных О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших.

Евдокия Свистунья: что можно и нельзя делать в этот праздник

Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили. Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять. Тогда было принято решение перенести икону в храм в Моздоке. Интересно, что один из списков находится даже на Гавайях в православном храме, и эта икона мироточит. Первый установлен в память об обретении святыни монахами афонского монастыря.

Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву. Торжественная встреча иконы состоялась осенью 1648 года, и верующие вспоминают об этом важном событии 26 октября. Другой афонский список был передан Русской церкви также в XVII веке, через несколько лет после первого. В 1656 году он был перенесен в Валдайский монастырь, основанный патриархом Никоном по образцу Иверской обители на Афоне. Праздник в честь этого отмечается 25 февраля.

Он связан с возвращением Церкви в 2012 году древнего списка, много лет хранившегося в Историческом музее. Второе обретение образа теперь отмечается 6 мая. Значение Иверской иконы Божией Матери О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение — ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню до революции называли религиозным центром Москвы. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России.

Несколько лет спустя она стала игуменией обители, в которой жила.

За усердие в покаянии и монашеские подвиги святая была вознаграждена даром исцеления и воскрешения. Как правильно отмечать каждый день Масленицы Согласно легенде, однажды в монастырь под видом инока пришел язычник Филострат. Он питал страсть к Евдокии и пытался уговорить ее вернуться к прежней жизни. Святая разгневалась на него, и тотчас лжемонах упал замертво. Опасаясь обвинений в убийстве, сестры во главе с настоятельницей начали молить Бога о защите. Ночью Евдокии явился сам Господь и велел ей молиться о воскрешении Филострата. Святая подчинилась, и язычник ожил.

Пережив такой опыт, он искренне раскаялся и принял крещение. В течение жизни святая Евдокия еще не раз совершала различные чудеса. Около 160—170 годов ее обвинили в колдовстве и казнили без суда путем обезглавливания. Считалось, что в этот день весеннее солнце начинает «плющить» сугробы и наледь, образуя проталины на снегу. Другое название торжества, Евдокия Свистунья, связано с тем, что в этот день часто завывали и свистели ветра.

Во время ритуала люди молились великомученице и просили крепкого здоровья. Женщины верили, что ускорить приход весны и наступление тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранним утром в день Явдохи. Также в этот праздник женщины избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья. Для этого ещё до восхода солнца они брали зеркало и высказывали в него всё плохое, что накопилось в их душе, плакали и жаловались на свою судьбу, после чего заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далеко от дома. Для богатого урожая в этот день в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь. Также в горшках сеяли рассаду, ведь считалось, что морозы не повредят её. Огородники обрезали сухие ветви фруктовых деревьев, чтобы те хорошо плодоносили в текущем году и их не смогли одолеть заболевания или вредители. Самым большим грехом на Явдоху являлось разрушить гнездо ласточки. Люди верили, что на того, кто осмелится навредить этим птицам в праздничный день, обрушатся несчастья. Народные приметы Люди верили в приметы дня святой Евдокии, по которым определяли, какой будет весенняя и летняя погода, урожайность и здоровье домашнего скота. Некоторые из них дошли и сегодняшних дней: солнечная погода в праздник Явдохи — к ранней, тёплой весне, а также к жаркому лету и хорошему урожаю; заморозки и метель предвещали холодную погоду вплоть до окончания года; густой туман или дождь 14 марта — к богатому урожаю хлеба и бобовых; небольшой тёплый ветерок — к холодному, дождливому лету; заморозков можно ожидать в том случае, если куры пьют талую воду; половодье предвещает домашнему скоту крепкое здоровье, а также много травы на лугах; услышать громкое карканье ворон — к скорому потеплению; поздно появится трава, если реки в день Евдокии не разливаются; звонкая капель сулит жаркое лето; если слышен свист сурка, то уже скоро потеплеет.

По погоде в этот день определяли, каким будет лето. А православная церковь в этот день почитает преподобную Евдокию Евфросинию Дмитриевну 1353 — 1407 , дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича, в 13-летнем возрасте выданную замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. Этот брак положил конец многолетней войне между Московским и Суздальским княжеством. Евдокия родилась в Суздале в 1353 году. Ее отец, князь Дмитрий, был одним из соперников московских князей в борьбе за высшую власть во Владимирской Руси. Брак Евдокии и Дмитрия Донского стал шагом к объединению русской земли. Княгиня Евдокия прожила с мужем в любви и согласии до самой его кончины в 1389 году. Она стала матерью 12 детей. Она известна своей благотворительной деятельностью.

Евдокия-плющиха 14 марта: приметы и традиции праздника

ВСЁ о 14 марта: Евдокия и Авдотья. Прозвище Евдокии — Свистунья связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.

Многие традиции по сей день соблюдаются в сёлах, и вот некоторые из них: Чтобы в доме царил достаток, хозяйки с самого утра принимались печь печенье в виде жаворонков. Молодые девушки и дети ходили с этим лакомством по дворам, пели призывные веснянки и славили начало весны. Для благополучия в семье нужно было кинуть горсть земли в сторону пролетающих ласточек, которые в это время возвращались из тёплых краёв. При этом произносили слова: «На тебе, ласточка, на гнездо». А чтобы семья не бедствовала, эту птицу обязательно надо было покормить хлебом.

Чтобы исцелиться от недугов, в праздник святой Евдокии принято было умывать талой водой, которую получали из снега, собранного накануне. Во время ритуала люди молились великомученице и просили крепкого здоровья. Женщины верили, что ускорить приход весны и наступление тёплых деньков можно путём разжигания печи огня сучьями, которые были собраны в лесу ранним утром в день Явдохи. Также в этот праздник женщины избавлялись от негатива и просили у святой великомученицы счастья. Для этого ещё до восхода солнца они брали зеркало и высказывали в него всё плохое, что накопилось в их душе, плакали и жаловались на свою судьбу, после чего заворачивали его в тёмную ткань, разбивали и закапывали далеко от дома. Для богатого урожая в этот день в церкви святили зёрна пшеницы, которые высаживали в первую очередь.

Были и специальные обряды для предотвращения возможной засухи. Например, мужчина-крестьянин выходил в поле, брал осиновую ветвь, обтесывал ее и втыкал в землю.

Считалось, что осиновый кол притягивает влагу, которая напитает посевы. Что нельзя делать 30 мая В майские дни на Руси не принято было лениться, под запретом был алкоголь. Также на Евдокию нельзя было охотиться на птиц и ловить их. В этот день, если оставалась прошлогодняя картошка, ее обязательно старались доесть. Картофель ели во всех видах — жареный, вареный, в пирогах и т.

Бывало, что веснянки, запеваемые с этого дня, пели до Троицы. В народе 14 марта — день милости. Кто этот обычай соблюдает, тот подает не только за себя, но и за усопших предков. Через добрый поступок покойным прощаются грехи. Подавая милостыню, старайтесь, чтобы немногие это видели. Чем скромнее делается доброе дело, тем величественнее оно перед Господом. Народные приметы на 14 марта 2023 года Авдотья красна, и весна красна. Какая Евдокия, такое и лето. На Плющиху погоже — всё лето пригоже. Капель с крыш — к теплому лету. На Авдотью ясно — год прекрасный, пасмурно — к плохому году. Если Евдокия снег расплющила, весна будет ранняя. Откуда дует ветер на Евдокию, оттуда он будет дуть весной и летом. Если на Плющиху ветер с севера, лето будет хорошо для пчеловодства. Южный ветер — к дождливому лету, северный — к холодному. Ясная погода — к урожаю пшеницы. Если на Евдокию молодой месяц с дождем, то быть мокрому лету. Снег в этот день — к урожаю и обилию грибов по осени. Метель 14 марта сулит затяжную весну и неурожай.

Евдокия Свистунья: что можно и нельзя делать по приметам 14 марта

Крестьяне занимались починкой инструментов, потому что начинался сельскохозяйственный год. Хозяйки начинали сеять семена на рассаду, повязав голову платком, чтобы кочаны у капусты были крепкими. Что нельзя делать 14 марта В день Евдокии старались ничего не планировать, так как считалось, что всё запланированное не сбудется или пойдёт не так, как нужно. В этот день не принято было совершать большие покупки, чтобы вещи быстро не пришли в негодность. Плохой приметой считалось обидеть ласточку, разрушить её гнездо. Нельзя было отказывать в милостыне нищему в этот день. Пожилые люди не выходили из дома до заката, чтобы не навлечь на себя неприятности.

Франсуа-Мари Аруэ; р. Что можно делать в этот день: Погода в этот день, считали крестьяне, определяет будущее лето. Люди, верившие в приметы, выполняли некоторые обряды, чтобы привлечь тепло. Например, хозяйки пекли пироги в форме птиц и угощали ими детей в округе. Считалось, что птицы привлекут хорошую погоду, а хозяев дома все беды обойдут стороной. По обычаям в этот день было принято молиться о женском здоровье и долгожданном потомстве. Считалось, что бесплодные пары могут зачать здоровое дитя именно в эту дату. Чего делать не следует: В этот день старались не принимать важных решений, от которых зависит ваше будущее или будущее других людей. Считалось, что есть большой риск ошибиться. Поездки тоже откладывали на другой день.

Отмечается Вербное воскресенье на шестой неделе Великого поста, в этом году — 28 апреля. Молящиеся встречают в праздник невидимо грядущего Господа и приветствуют его, как победителя ада и смерти. Во время молитвы православные держат в руках вербы, цветы и зажженные свечи, читают молитву на благословление, а затем вербы окропляются святой водой. Освященные вербные ветви православные христиане хранят в течение всего года, украшая ими иконы в доме, а по прошествии года сжигают и меняют на новые. Приметы Считается, что если перед праздником на вербе распустились почки, то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события. Однако также считается, что если почки набухли, но не распустились, то весна и лето будут холодными. Согласно приметам, спокойная и ясная погода на Вербное воскресенье — к богатому урожаю, а заморозки ночью — к хорошим яровым хлебам; если в день праздника дует ветер — следует ждать холодного, ветреного лета.

Холодный день — к поздней весне. Капель — к жаркому лету. Туман — к урожаю стручковых растений. Много талой воды — будет много мёда. Ветки у можжевельника выпрямились — к хорошей, сухой и тёплой погоде. Тёплый день — к хорошему сенокосу. Половодье — урожай трав, изобилие сена. Вороны раскричались — к потеплению. Что нельзя делать в этот день, старинные приметы и поверья. Что можно делать по народным традициям, чтобы отогнать неудачи и привлечь благополучие. На что нужно обратить внимание 14. Стоит помнить, что по старому стилю — это 1 марта, то есть начало весны. По этой же причине, у праздника есть ещё и третье название — Авдотья Весновка. Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. У многих может возникнуть актуальный вопрос — почему православный день памяти Евдокии Илиопольской прозвали Евдокией Свистуньей. Есть три версии такого названия. По одному из объяснений, в этот день часто дует и свистит ветер. По другой версии, просыпаются от спячки многие звери, прилетают с юга перелётные птицы, потому часто можно услышать крики зверей из леса, свист и песни птиц. По третьей версии, в этот день люди свистели, чтобы привлечь птиц и весну, делали деревянные и глиняные свистульки, выходили на пригорки и свистели на все лады. Другое название праздника — Плющиха.

Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день

От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит.

Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание.

Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая.

Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н.

Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию.

Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ. Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см.

Егорьев День см. Еда см. Едемский М. Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод.

С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест.

Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар.

Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров.

В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя».

Кроме того, следует помнить, что с 11 по 17 марта длится Сырная седмица — период подготовки к Великому посту.

В эти дни православным следует исключить из рациона мясо, при этом запрет на молочные продукты и жирную пищу еще не действует. Что нужно знать о последнем пророке Ветхого Завета и самом почитаемом после Богородицы святом Согласно народным поверьям, в день святой Евдокии нельзя отказывать в помощи нуждающимся, иначе проявивший равнодушие рискует потерять весь достаток. На Руси в этот праздник избегали ссор, так как вспыхнувший конфликт мог затянуться надолго.

Чтобы защитить детей от болезней, матери не стирали вещи малышей и не мыли полы в комнате, где спит ребенок. После захода солнца в деревнях старались не выходить из дома без веской причины, чтобы не столкнуться с проявлением темных сил. Хорошей приметой в день святой Евдокии считалась помощь бездомным животным.

Люди верили, что тот, кто покормит кошку или собаку на улице, убережется от материальных проблем. День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — приметы В день святой Евдокии на Руси внимательно следили за погодой, пытаясь предугадать, какими будут предстоящие сезоны. Метель в праздник обещала затяжную весну и скудный урожай, ясное небо сулило погожее лето, а теплый ветер предвещал сырость в летние месяцы.

На ранний приход весны указывали куры, пьющие из луж во дворе. Радовались лужам у порога и пчеловоды, так как их появление считалось признаком богатого урожая меда. Для грибников хорошей приметой на Евдокию Свистунью был снегопад.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения. Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям. Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.

Благодаря этому она обладала властью по своему желанию выпускать на землю весенние воды раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись, и в день ее памяти не работали. Вообще в древности этот день был большим праздником, который сопровождался народными гуляниями. Земным олицетворением и проводником сил плодородия являлись беременные и родившие женщины. Этой силой они могли наделить и землю, чтобы и земля «родила» подобно им. Поскольку 1 марта по старому стилю или 14 по новому стилю начинали кликать весну и птиц, в этот день приносили жертвы беременным и родившим женщинам в виде пирогов, сладостей, платков, украшений или ткани, чтобы умиротворить их, задобрить и тем самым обеспечить хороший новый урожай. Именно этот день впоследствии преобразился в весенний женский праздник и стал традиционно считаться «бабьим», «женским» днем. Этот весенний день был посвящен чествованию беременных и родивших женщин. К ним в этот праздник обращались как к проводницам неких высших сил, способных обеспечить продолжение рода и плодородие земли. Поднося подарки будущим и молодым матерям, люди одновременно пытались задобрить силы природы и обеспечить богатый урожай в наступившем году». По материалам Ж. Этот обычай пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому, что в этот день Бог сотворил мир, а во-вторых, — вследствие «округления чисел» Пасхи. Так же, как Рождество — 25 декабря, являясь точкой отсчета новой христианской эры, было «округлено» церковью до 1 января как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, так и переходящие числа Пасхи были «округлены» до 1 марта. Святая Евдокия Кроме этого 14 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемый православной церковью. Евдокия родилась во II в. Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий