We are doing some work on our site. Please be patient. Thank you. Наконец, совсем недавно богослужебной комиссией мжсоборного присутствия был предложен, а синодом одобрен краткий чин соборования. Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Последование Елеосвящения текст.
Предыдущие выпуски
- СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
- Таинство Елеосвящения (Соборование) - Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
- Для чего нужно Собороваться
- Последование Таинства Елеосвящения на церковнославянском языке - Соборование православное
Последование Таинства Елеосвящения на церковнославянском языке
Принять болезнь, а не бегать собороваться снова и снова. Протоиерей Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» «За жизнь мира». Нью Йорк, 1983. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в лекции, посвященной соборованию, указывает на недопустимость формального похода к таинству. Он считает: «Есть обычай: сначала поисповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин.
Однако когда мы соборуем 500 человек, то, конечно, поисповедовать их перед этим, а потом пособоровать, — это просто нереально. И мы не требуем этого, а требуем другого: нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью. Если ты давно не исповедался, то перед соборованием должен исповедаться за несколько дней. Конечно, когда собрались 500 человек, то тут исповедовать начинать невозможно. Значит, исповедаться нужно заранее, незадолго перед соборованием.
Из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина Господь не отверг отвергающих Его, а ждет и стучится в сердце именно в тот момент, когда оно способно открыться Ему навстречу. Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачевство — Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Просьбу о молитве за И. Соборуйтесь непременно каждый год, соборное же маслице пусть И.
Причащается пусть по возможности не реже, чем через 2 недели. Поищите и его. Божие благословение всей семье. А после соборования надо обращаться и к врачам, чтобы они с Божией помощью помогли болящему телу. Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет, — это тяготы жизни — скорби и болезни.
Болезни — это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не сознаем. А потому благодарим милосердие Божие, посланное нам в болезнях. Молюсь не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы ты их правильно оценил и воспринял. Православие — не сводится к простым инструкциям.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Этот текст лучше всего указывает нам на происхождение этого таинства. Оно заповедано Самим Господом Иисусом Христом. Вы помните, что Господь во множестве исцелял болящих, одержимых и очень часто, исцеляя, говорил: «Прощаются тебе грехи твои». Сам помазывал болящих, иногда брением, иногда как-то еще; погружал в воду. И когда апостолы были посылаемы Христом на проповедь, они тоже исцеляли болящих и часто мазали больных елеем, и они исцелялись.
Значит ли это, что они уже совершали таинство елеосвящения в полном смысле слова? По-видимому, нет, потому что силу таинства все приобретает после Пятидесятницы. Но как крестили они крещением Иоанновым еще до Пятидесятницы, а потом это крещение стало таинством рождения духовного, так же точно и здесь было, по-видимому, некое приготовление формы этого таинства. И вот уже в Новом Завете после Пятидесятницы Церковь это таинство как бы из рук ап. Иакова, брата Господня, принимает, чтобы совершать всегда.
Здесь говорится уже о том, что таинство это совершается над болящим, и нужно призвать не одного священника, а нескольких, чтобы они молились над ним вместе, потому что тяжелая болезнь требует общецерковной молитвы. Есть еще второе очень важное основание этого таинства: не только медицинское исцеление здесь происходит и требуется, но и прощение грехов. Так же, как Господь, ап. Иаков видит прямую связь между болезнями и грехами человека. Здесь требуется прощение грехов.
Очень часто, может быть, наши болезни связаны с нашими нераскаянными грехами. Очень часто мы не можем их исповедовать, потому что мы их забыли. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви. Чинопоследование этого таинства находится во второй части нового требника и называется оно так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому».
И дальше написано, как следует готовиться к нему: поставляется столец, на нем бывает какой-то сосуд, куда насыпается пшеница, затем сосуд с елеем; приготавливается вино обычное. Каждому священнику нужен стручец, — помазок, чтобы мазать елеем. Обычно заготавливают таких семь помазков. Зажигаются свечи, и говорится возглас: «Благословен Бог наш». Далее, — обычное начало; потом читается 142 Псалом, малая ектения, поется «Аллилуиа» со стихами: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Помилуй мя Господи, яко немощен есмь». Затем покаянные тропари: «Помилуй нас Господи, помилуй нас», 50-й Псалом и канон покаянный «Моря чермную пучину», которым испрашивается исцеление болящих. После пения канона и экзапостилария повторяется обычное начало. Это немного странно, но потом причина этого повторения станет ясной. Затем поется тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе», — тропарь о болящих и, наконец, произносится мирная ектения, в которой имеются особые прошения: «О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, помолимся.
О рабе Божии или: о рабе Божией … и о еже в бозе посещении его, и еже приити на него благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды». После этого священник вливает в кандило лампаду елей и вино и читает молитву на освящение этого елея с вином: «Господи, милостию и щедротами Твоими…». Сослужащие ему священники читают эту молитву как бы вместе с ним. Затем поются тропари на разные гласы, и возглашается прокимен; читается Апостол, потом Евангелие, затем говорится краткая ектения, читается молитва об исцелении и, наконец, молитва «Отче святый».
Во время чтения этой молитвы которая здесь считается тайносовершительной, если мы будем обращаться к семинарскому обычному пониманию таинств, то есть кульминационной молитвой или после чтения ее священник помазывает болящего елеем: лоб, ланиты, ноздри, уста, грудь, руки с двух сторон. Конечно, не возбраняется вам помазать какое-то другое больное место, например, глаза или уши. Такой цикл повторяется семь раз, — по числу священников, которые должны участвовать в таинстве. Но собрать семь священников не так-то просто. Так было и раньше: один священник в одном селе, другой, — в другом.
Есть оговорка: таинство может быть совершено и меньшим числом священников, и даже одним священником. Все чинопоследование, если читать довольно быстро, идет примерно полтора часа. Это полтора часа непрерывного чтения. Конечно, это весьма утомительно, и для болящего, и для священника. Иногда священник просто изнемогает, и в трудных случаях, особенно когда болящему угрожает быстрая смерть, разрешается прочитать только начало первой молитвы и помазать елеем.
Конечно, Апостол, Евангелие, ектения, начало молитвы «Отче святый». И помазывается елеем. И тогда считается, что таинство совершилось, даже если помазан болящий будет только один раз. Такие нормы, которые предусматриваются для экстремальных случаев, особенно трудных, очень часто переворачиваются в жизни и делаются нормами общепринятыми: раз достаточно один раз помазать, то и хорошо, будем мазать один раз. И многие священники, когда ходят по домам помазывать, мажут один раз.
Если можно ограничиться только началом молитвы, значит, так и сделаем. Конечно, это неправильно. И если позволяет состояние болящего, то нужно читать чин полностью, тем более что он удивительно красив и удивительно благодатен. Представьте: читается семь апостольских посланий, семь Евангелий, семь молитв замечательных. Так что эта полнота выражает соборность.
Имеется в виду, что каждый священник читает этот цикл сам, а потом помазывает. То есть сам этот чин выражает идею соборности. Даже когда один священник совершает его, то все-таки эта идея выражается чином, как бы в этом чине сохраняется идея соборности, что, конечно, очень важно. Поэтому и называется: «соборование». После семикратного повторения чина священник открывает Евангелие, возлагает его на голову больного, и читается еще одна молитва: «Царю святый», — очень трогательная, имеющая покаянный характер.
В ней есть такие слова: не я возлагаю руку на главу болящего, но Ты Сам, Господи, в этом Евангелии, которое держит сослужитель мой, Ты в нем возлагаешь руку и исцеляешь этого больного. Смысл этой молитвы прямо противоположен смыслу той молитвы, которая читается в конце исповеди «И аз недостойный иерей…». Здесь как раз наоборот: не я, а Ты, Господи, возлагаешь руку через это Евангелие, которое мы держим над головой болящего. Это смиренное, очень православное и умилительное понимание таинства. Потом болящий должен поцеловать Евангелие и поблагодарить священников, что обычно никто не делает, конечно.
В отпусте поминается ап.
При исполнении чина о болящих, Армянская Церковь акцентирует преимущественно веру и исповедь грехов, а не помазание. Согласно Саргису Шнорали: «Не масло дарит здоровье больному, а имя Господа». Основываясь на этом, Церковь, посылая духовное лицо исполнить Елеосвящение для кого-либо из членов паствы, велит ему не чудо совершить, а дать отпущение грехов через рассмотрение веры, исповедь и ободряющее увещевание. Именно в такой роли выступает священнослужитель во время таинства. Утешая словом, исследуя совершенные грехи через исполнение обряда исповеди, наставляя в добре, в конце концов, по Божиему повелению отпуская грехи и ведя больного к душевному спокойствию, он создает предпосылки для того, чтобы больной стал выше физического страдания, надеясь в молитве на милость Божию. И мы уверены, что искренняя вера не останется без награды, как и Иисус часто отвечал людям: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их» Ев. Чтобы поднять человека из этого состояния духовной слабости и немощи, священнослужитель прежде всего ведет его к раскаянию, чтобы больной отрекся от грехов, ставших причиной отдаления от Бога.
Во-вторых, евангельскими примерами обновляет у больного чувства веры, надежды и любви к Богу. В-третьих, молится Богу, прося больному исцеления.
Причастив болящего, священник, после обычного начала, читает или поет тропaрь во глaс 4: «Cкорый в заступлении един сый Христе. После этого следуют Прокимен, Апостол и Евангелие первые , малая сугубая ектения о болящем, и молитва первая без сокращения.
История таинства
- О соборовании
- Краткий чин соборования текст — чинопоследование елеосвящения
- Молебное пение
- Что такое Елеопомазание (Соборование)
- Таинство соборования
- Чинопоследование Таинства Соборования
Схема чинопоследования Елеосвящения
Перед началом чина приготавливается сосуд с елеем, соединенным с одной третью красного вина и стручец. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства.
О соборовании
Важно при этом понимать, что соборование не заменяет собой исповедь и причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах таких как убийство, в т. Вопрос: Как часто нужно собороваться? Ответ: С Таинством соборования связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Если человек болен, он может собороваться чаще.
Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. В христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. К соборованию могут прибегать те, кто страдает духом от смерти близких, от горя, чтобы собраться с силами и не отчаиваться.
Поскольку на нем совершается освящение масла елея , как правило оливкового, и помазание им тела. Также слово "елеос" в переводе с греческого означает "милость", что показывает обилие благодати, изливающейся на человека в этом таинстве.
Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками. На практике может совершаться и одним. Смысл таинства состоит в исцелении душевных и телесных болезней по вере человека и в прощении забытых или тяжких грехов, поскольку болезни часто связаны с греховной жизнью. Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? До 1917 года существовала практика совершения соборования главным образом на Страстной седмице неделе , накануне Великого четверга.
Но сейчас оно может совершаться и в другое время. Точную дату стоит уточнять в удобном вам храме. Как часто можно собороваться? Но чаще чем в раз год собороваться не рекомендуется, поскольку в этом будет проявляться недостаточная вера в силу таинства. Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев.
Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника. Как подготовиться к соборованию? Можно исповедаться и после соборования. Главное, что требуется от человека, — это его вера.
Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св. Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения».
Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем.
Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния. Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния. И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству Соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств».
краткий чин соборования
Последование таинства елеосвящение (соборования) на русском языке. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться? со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте для наших уважаемых читателей. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства.
Чин соборования последование - фотоподборка
Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Чин Соборования Увеличить. Показать все фотографии. Канон Великий святого Андрея Критского. со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте для наших уважаемых читателей. Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние.
Все о таинстве соборования
Если же что-то осталось, и мы не примирились со Христом, то не можем подойти ко Святой Чаше. Неужели мы причастились Святых Христовых Таин и после этого думаем, что попадем в ад за те грехи, которые забыли по немощи? Основанием для совершения таинства Елеосвящения соборования служит Послание св. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Имеет веру, желание и понимание сути таинства.
А не так, что человек ничего не знает, молитвенно не участвует в происходящем и, порой, даже находится без сознания. Далее у апостола Иакова говорится: «Исповедуйте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» Иак. Это указывает на то, что мы должны в грехах каяться. Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания.
Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет.
Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей.
Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека?
Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему».
Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии.
Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз.
Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже.
Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми.
Как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.
Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.
Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении.
Это делается в воспоминание милосердного самарянина, который возливал на раны больного масло и вино см. Вино, добавляемое в елей, служит также знамением Крови Спасителя, пролитой на Кресте для спасения людей. При отсутствии вина может быть использован только один елей [3] 3 См. Настольная книга священно-церковнослужителя. Сосуд для елея должен быть благопристойным и чистым. После совершения таинства его не следует использовать в быту. Для помазания используются семь деревянных палочек церк. Можно использовать кисточки.
Если таинство совершает один священник, то достаточно одной кисточки или палочки. Священники держат в руках свечи, которые зажигают перед освящением елея. Каждый из них гасит свою свечу по мере совершения им помазания. Водружение семи свечей на блюде с зернами пшеницы в чине не указано. Обычай этот, вероятно, возник из практики совершения Соборования одним священником: семь свечей символически изображают семь участников совершения таинства. Последование таинства не требует, чтобы больной и присутствующие близкие имели в руках свечи. На стол, который используется для Соборования, кладется Евангелие в образ присутствия и действия Самого Господа Иисуса Христа, как об этом говорится в заключительной молитве чинопоследования. Кроме Евангелия на стол полагается также святой крест.
Священники должны облачиться в фелонь, епитрахиль и поручи. По установившемуся обычаю облачение должно быть светлого цвета. Черное облачение может смутить больного или родственников, находящихся в состоянии душевной тревоги. Дома или в больнице священник может совершить таинство Соборования, имея только епитрахиль и поручи. Епископы совершают Соборование в малом архиерейском облачении. Больной приготовляется к таинству Соборования через исповедь. Священник должен объяснить хотя бы кратко значение предстоящего таинства. Это необходимо для того, чтобы больной осознанно участвовал в молитвах.
Если Соборование совершается в храме при участии многих прихожан, необходимо предварительно записаться указать свое имя за свечным ящиком для поминания его во время молитв. Последование совершения таинства Содержащееся в Требнике чинопоследование таинства святого елея формировалось постепенно и в основном сложилось к XIII веку. Оно делится на неравные по объему части: 1 молебное пение, включающее общее начало, чтение 142-го и 50-го псалмов и специального канона; 2 освящение елея; 3 помазание елеем. Вначале старший священник троекратно кадит стол с Евангелием и елеем, иконостас, народ и весь храм Требник, гл. Если таинство совершается дома, то кадить надо стол, людей и весь дом. После каждения старший священнослужитель, стоя лицом к востоку, произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». После ответного «аминь» читается общее начало: с Трисвятого по «Отче наш…» После Приидите, поклонимся трижды читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей… Слава и ныне. Аллилуиа трижды.
Малая ектения: Паки и паки. Священник произносит возглас: Яко подобает Тебе… Затем вновь поется Аллилуиа глас 6 со стихами: 1. Господи, да не яростью Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажи мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. При совершении таинства святого елея в храме обычно участвуют чтец и певчие. Если священник совершает таинство один, тропари он может читать, а не петь. После 50-го псалма читается канон. Обычно ирмосы и припев поются, а тропари должны читать священники, так как тропари содержат усиленное моление за болящих, готовящихся принять святое помазание.
Текст чинопоследования таинства не указывает, каков должен быть припев канона. В практике часто в качестве припева используется стих: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. После канона поются: Достойно есть и стихиры. После них поется тропарь: «Скорый в заступление един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов и горьких болезней, во еже пети Тя и славити непрестанно». Произносится сокращенная мирная ектения, которая не имеет завершающего возгласа. В ней возносится моление: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа»; «О еже приити благодати Святаго Духа». Затем приготовляется елей, который вливается в пустой сосуд и соединяется с вином. Вино, как было уже сказано, знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками см.
После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме того, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается таинство. После ектении читается молитва на освящение елея для помазания: «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших; Сам, Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и применение всякие страсти [к избавлению от всякой болезни телесной], скверны плоти и духа, и всякого зла; да и в сем прославится Твое пресвятое имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, присно и во веки веков, аминь». Молитва эта составляет важную часть последования таинства. При соборном действии ее читает старший священник. Остальные священники должны произносить ее тихо. Для этого нужно, чтобы у всех было в руках последование. По чину XV века, описанному святым Симеоном Солунским, все иереи по прочтении молитвы совершали над елеем Божественное знамение креста, однако в современных Требниках это не указано. Далее поются или читаются 11 тропарей и кондаков Господу Иисусу Христу, Матери Божией, апостолам Иакову и Иоанну Богослову, святителю Николаю, великомученикам Пантелеимону и Димитрию Мироточивому, святым бессребреникам и чудотворцам.
Эти святые прославились особой благодатью чудотворения. Семикратнoе помазание больного Третья часть чинопоследования является главной при совершении таинства.
Чин соборования последование - фотоподборка
Двупсалмие на утрени. Последование страстей Господних купить. Последование елея. Последование Святого елея. Святый церковно-Славянский. Рамка церковная. Православные рамки.
Рамка Православие. Рамки для церковных книг. Требник на церковнославянском. Требник молебны. Молитвы в Требнике. Таинство Елеосвящения Соборование книга.
Таинство Соборование исцеление. Молитва при соборовании Исцели меня Боже. Последование венчания. Последование обручения и венчания Ноты. Последование литии. Последование Божественной литургии.
Последование ру. Последование проскомидии. Проскомидия книга. Последование проскомидии на церковно Славянском. Последование панихиды. Последование отпевания.
Чин погребения священника последование. Панихида новомученикам последование. Последование в страстную седмицу. Последование служб первой седмицы Великого поста схема. Книга последование страстной седмицы Великого поста. Последование крещения Требник.
Чинопоследование литургии на церковно Славянском. Расписание Соборования. Соборование памятка. Пассия в Великий пост. Соборование в Великий пост. Чин пассии в Великий пост.
Когда читается пассия в Великий пост. Таинство Елеосвящения книга. Таинство Соборования. Елеосвящение Соборование. Таинство Святого елея Соборование. Освящение елея.
Таинство Елеосвящения Соборование. Елеопомазание Соборование. Соборование облачение священника. Таинство Елеосвящения в православной церкви. Соборование таинство Православие. Таинство Соборование в храме.
Соборование Пресвятой Богородицы. Соборование листовка. Азбука ру православный сайт Соборование.
Этот обряд весьма редкий, подобный встречается в чине хиротонии Епископа и указывает, что от руки Господней ожидаем мы благодать.
Далее читается разрешительная по содержанию молитва потому я считаю уместным и даже стараюсь исповедовать болящего именно перед чтением этой молитвы. После ещё раз произносится малая сугубая ектения, поются две благодарственные стихиры и говорится отпуст, на отпусте поминается Иаков брат Господень — автор того послания, которое послужило богословским и историческим основанием таинства елеосвящения: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего». Вернёмся, однако, к Вашему вопросу. Нередко соборование болящего на дому начинают сразу со 2-й части.
Повторю, это вполне возможно. Доводилось видеть и сокращения во 2-й части, например, могут быть опущены все апостольские чтения, кроме собственно Иаковля. Ещё одно основание совершения соборования поскору: угроза смерти болящего. Если болящий умирает, следует освятить елей и немедленно же совершить помазание.
Если помазание состоялось, таинство считается совершённым.
В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа. Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста. Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения? Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния.
Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами. Таким образом, таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него. Во время соборования молитвы об исцелении, чтение Евангелия и помазывание освященным маслом повторяется семь раз. Молитва об исцелении всегла разная, и всегда разное чтение Евангелия. Но молитва, так называемая Совершительная, которая читается при помазывании святым маслом, всегда одинаковая. В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении и помазывали его освященным елеем, как было заповедано апостолами.
Тогда читались лишь немногие молитвы, Евангелие и совершительная молитва.
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Возглашает священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Тебе, Господи. Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Возглас: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог: Аллилуия, глас 6 Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.
Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Наставления Соборования: как происходит это Таинство
Таинство соборования в вопросах и ответах | Прошу глубокоуважаемое собрание внимательно рассмотреть предагаемую редакцию чина соборования, певаемого поскору, и указать редактору его ошибки и несуразности. |
Таинство соборования в вопросах и ответах | И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? |
Читать онлайн | Православная библиотека | В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. |
Наставления Соборования: как происходит это Таинство | Великим постом во всех храмах проходит таинство елеосвящения, или соборования. |
Что такое Соборование?
молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е. И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем (растительным маслом), больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных. поют священнослужители, затем певчие и народ.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Краткий чин елеосвящения, или соборования, читается священнослужителем ради исцеления больного человека. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство соборования (елеосвящения) совершается обычно над больным, для получения им от Бога исцеления от болезни и отпущения грехов. Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем (растительным маслом), больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных.