Новости благовещение икона

Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век.

Благовещение Богородицы 2024: история, традиции и смысл праздника, что можно и нельзя делать

Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения.

Образ Благовещения

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа.

Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день. Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы 1. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы Ис 7:14. Имя Эммануил буквально обозначает «С нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией 3.

Так люди согласились принять милость Божью, милосердие и прощение. Важен именно факт добровольного согласия, потому что Бог не может противиться воле человека.

Таким образом, Мария стала «второй Евой». Но если Ева ослушалась повеления Бога, то Мария приняла послание Гавриила и полностью отдала себя на волю Божию. Именно в Благовещение объединились человеческое и божественное начала.

И отражение они нашли в Божьем сыне Иисусе Благовещение в иконографии и искусстве О ва жности события в религии и в целом в культуре можно судить и по тому, насколько часто эти образы воплощены в искусстве. Явление ангела Гавриила Деве Марии — один из главных сюжетов живописи разных веков и течений. Например, их встречу часто изображали на византийских иконах, а также в скульптурах и живописи эпохи Возрождения.

При этом образ Богоматери постоянно менялся. Только после Третьего Вселенского Собора , который прошел в Эфесе в 431 году, церковь официально признала Марию Богородицей. А все учения, где утверждалось, что она родила человека, а не сына Божьего, стали считать ересью.

После Собора почитание Богородицы усилилось. Художники и иконописцы стали создавать больше произведений с сюжетом Благовещения Раннехристианские творцы изображали Богоматерь величественной, чистой, непорочной. Этот образ усиливается в Средние века — правда, величие уходит.

На смену ему приходят покорность, смирение. Эпоха Возрождения, в свою очередь, наделила Марию более реальными эмоциями: она стала испытывать испуг и смятение. Символика Благовещения Как и любой другой христианский праздник, Благовещение наполнено символами и смыслами.

Основные символы Благовещения Архангел Гавриил. Это путник или посланник. Чаще всего на иконах и картинах он изображен сидящим на одном колене, при этом одна рука архангела поднята в знак приветствия, а вторая — благословляет Марию.

Поза напоминает изображение вестников в античности. Интересно, что позднее Гавриила стали изображать не сидящим в смирении перед Девой Марией, а влетающим в помещение. Кстати, крылья у архангела появились лишь в V веке.

Богословы чаще всего описывали чувства Марии, к ощущениям архангела обращались немногие. Например, монах Иаков Коккиновафский объяснял , что сам Гавриил испугался своего задания. Дева Мария обычно обозначает чистоту, благодетель, добродетель.

Ее часто изображали с цветком, который также говорит о чистоте Богородицы. При этом со временем общий образ цветка превратился в лилию.

Иногда вместо неё трезубец , посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия. Картина Баварского мастера, около 1500 года. Бог-Отец изображён в медальоне в верхнем левом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя. Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной.

Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца Изображение Гавриила[ править править код ] Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой. Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально.

Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову.

Устюга по молитвам прп. Прокопия не сохр. Во 2-й пол. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях напр. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря. В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». ГI [13]; Новгородская II летопись под 1561 г. Успенского собора от нач. РИБ; Т. Большого Успенского собора. Археологическое описание церк. Указатель святыни и достопримечательностей моск.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

По словам епископа Александра Милеанта «Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа». Очень интересна гимнография праздника. В стихирах песнях всенощного бдения праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии.

Матерь Божия сравнивается с «купиной» терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал. Подобно этому кусту Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога. Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом лестница, которая опиралась на землю и достигала неба. Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», то есть храмом Божиим.

Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальным, разъясняющим ее текстом — каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда был очень радостным днем для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость, стремление к идеальному.. Праздник призывает и нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия.

Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Господь с Тобою!

Благословенна Ты между женами».

Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском. Апрель 2023 года. В этот день Дева Мария услышала радостную весть от архангела Гавриила о том, что Она удостоена стать Матерью Спасителя мира. О явлении Ангела Гавриила Деве Марии рассказывает только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия Евангелие от Луки, 1 глава, 26-38. Евангелист повествует, что в шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть Архангел — высший ангел , был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа. Древнее предание объясняет, почему это было именно так.

Еще до рождения Марии Ее родители, тогда бездетные Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание в Иерусалимский храм. Живя здесь несколько лет в атмосфере молитвы, юная Мария так возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы Ис 7:14. Имя Эммануил буквально обозначает «С нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа. Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией 3. Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.

По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание». Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

Икона "Благовещение"

Благовещение Пресвятой Богородицы В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица.
Кирилло-Белозерский музей Протоиерей Козлов: Благовещение напоминает о свободе, данной человеку Богом. Икона Благовещение, написанная художником Яковым Капковым в 1852 году.
Храм Святителя Николая Чудотворца В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа.
Читаем икону «Благовещение» - Православный журнал «Фома» Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года. Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.

Название иконы связано с тем, что ее празднование совпадает с днем памяти св. Прокопия Устюжского, чудеса которого также связаны с иконой Богородицы. Образ отличается крупными размерами 238 Х 168 , а также особым иконографическим изводом и глубиной богословской трактовки. Фон иконы изначально был золотой, что символизирует сияние божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую Весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах.

Явление ангела к Марии описано евангелистом Лукой: «Радуйся Благодатная! Благословенна Ты между женами». Когда празднуют Благовещение в 2024 году Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати главных. Его отмечают каждый год в один и тот же день, в православии это 7 апреля. Если считать от этой даты, получается, что между Благовещением и Рождеством которое, напомним, 7 января ровно девять месяцев — то есть, срок, который женщина вынашивает ребенка.

У католиков соответственно днём благой вести считается 25 марта. Совпадение Благовещения и Пасхи называется Кириопасхой, но это бывает крайне редко. Последний раз такое произошло в 1991 году, а следующая Кириопасха случится только в 2075-м. В ряде стран — причем, как на Западе, так и на Востоке — со дня Благовещения вели отсчет нового года. История и название праздника Собственно, название праздника — Благовещение — входит в обиход только с VII века тогда как сам праздник отмечается уже четырьмя столетиями раньше.

До этого церковь обозначала его как «день приветствия», «возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т. А полное название праздника в православии звучит так: Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии. Традиции праздника Церковное празднование В Благовещение в храмах проходит всенощное бдение, которое начинается с Великого повечерия, и читается Литургия св. Иоанна Златоуста.

В этой иконе есть также примечательная деталь: Богородица одной рукой держит моток красной пряжи, другой же прикрывает проступающий на Ее груди образ Христа-младенца: словно таинство Боговоплощения происходит на наших глазах. В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого денми. Это не Бог Отец, как может показаться, в то время на Руси этого изображения не знали, но это образ, восходящий к Книге пророка Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь Дан. Этот образ святые отцы соотносили со Христом.

И в иконографию он вошел как Христос Ветхий денми. Таким образом, в «Устюжском Благовещении» показан Христос дважды: вверху — в Своем предвечном бытии и на груди Богородицы — как входящий в человеческую историю через рождение от Девы. От фигуры Ветхого денми исходит луч света, символизирующий Святого Духа, прямо устремленный к Богоматери. С раннехристианских времен получил распространение образ «Благовещения у кладезя», восходящий к апокрифическим преданиям. Покровский в своем труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку здесь изображается не собственно Благовещение, а момент, предшествовавший ему. Один из древнейших примеров — оклад Евангелия слоновой кости из Милана 2-я пол. В более поздних памятниках композиции не столь эмоциональны: как правило, Мария стоит с кувшином в руке, иногда лишь слегка повернувшись к Архангелу, нередко Архангел изображается слетающим к Ней с небес. Например, фигуры девушек-служанок.

Письменный источник, в котором сообщалось бы о свидетелях беседы Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в «Протоевангелии... В сцене у колодца Матерь Божию, слушающую Ангела, окружают несколько дев, держащих Ее под руки. В некоторых иконах служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Божией Матери, что можно видеть в византийской иконе XIV века из Музея изобразительных искусств имени А. В пространстве храма Благовещение занимает особое место. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения стали помещать на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма. Обычно Архангел располагается слева, а Богоматерь — справа, фигуры оказываются с двух сторон от алтарной арки; таким образом, между ними раскрывается алтарное пространство, которое в семантике храма символизирует рай, вход в Царство Небесное. Это символизирует то самое начало главизну спасения, которое совершается после того, как Пресвятая Дева отвечает Богу «Да будет».

Нередко обе фигуры образуют композиционную пирамиду с алтарным образом Богоматери в конхе верхней части алтарной апсиды — олицетворением Церкви торжествующей. Это или Богоматерь на троне, или Оранта — Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками.

Образ Благовещения

Галерея переезжает С 5 ноября 2023 года Пермская художественная галерея в здании Спасо-Преображенского собора закрыта в связи с переездом. Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к.

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками.

Церковь, трапезная и келарская поставлены на высокий подклет, где на первом ярусе разместились хозяйственные службы — кладовые, пекарня. Церковь неоднократно подвергалась реставрации. Троицкий Антониев Сийский монастырь. Дореволюционная фотография В честь Благовещения Богородицы освящен собор в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением именитых людей Строгановых в 1560 году».

Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены. Благовещенский собор в Сольвычегодске В честь Благовещения Богородицы освящен собор в с. Сновицы Владимирской области.

На месте приходской церкви издревле существовал мужской монастырь. Благовещенская церковь датируется 1501 годом и является двухэтажной. После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. Вскоре устроили в нем жилые квартиры. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. В 1990 году Благовещенскую церковь вернули местной общине РПЦ. Благовещенская церковь в с. Сновицы Владимирской области В честь Благовещения Богородицы освящена домовая церковь во епископских палатах в Суздальском Кремле во Владимирской области. Первое указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 1559 г.

Благовещенская церковь в Суздальском Кремле В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на архиерейском дворе в Суздальском Кремле во Владимирской области. Церковь датируется 1635-36 гг. В дальнейшем храм перестраивался. Благовещенская церковь в Суздальском Кремле В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области. Церковь была построена в 1515 году. В течение веков она много раз перестраивалась. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция.

Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года. Надвратная церковь в честь Благовещения Богородицы Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в г. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…». Церковь перестраивалась и в настоящее время представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада — над вторым проемом ворот — размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины — конца XVII века. Ферапонтово Вологодской области.

Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась «под колоколы». Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором устроена церковь, третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место. Храм был возведен вначале XV в. Зеленец Ленинградской области. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы датируется 1565 годом. Церковь поднимается высоким кубом над пониженным крылом, над алтарем, помещенным в более низком полукруглом выступе. Верх этого церковного куба опоясан тремя бороздчатыми карнизами, с широкими между них архитравами, а невысокая крыша закончена одною шестигранною двухъярусною, небольшой главой.

В 1919 году Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт и возобновлен лишь в 1993 году. Благовещенская церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в Ленинградской области В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в с. Степановское Раменского района Московской области. В XVI веке был построен одноглавый белокаменный храм с двумя небольшими приделами. Благовещенский храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри. В конце 1680 — начале 1690-х годов церковь была обновлена. После революции храм был закрыт.

Церковь Благовещения у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов XII века. Это одноглавый трехапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. Храм неоднократно реставрировался. Двухэтажная галерея с шатровой колокольней над средней частью объединяет церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения в единый архитектурный ансамбль, расположенный к юго-востоку от Ярославова дворища.

Это символизирует то самое начало главизну спасения, которое совершается после того, как Пресвятая Дева отвечает Богу «Да будет». Нередко обе фигуры образуют композиционную пирамиду с алтарным образом Богоматери в конхе верхней части алтарной апсиды — олицетворением Церкви торжествующей. Это или Богоматерь на троне, или Оранта — Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками. С появлением на Руси высокого иконостаса сцена Благовещения стала размещаться в царских вратах, сохраняя тот же смысл. Наиболее традиционный вариант — когда Богородица и Архангел помещаются в верхней части врат, а ниже изображаются четыре евангелиста. Таким образом, отмечается Евангелие как событие и Евангелие как книга, написанная евангелистами. Но и в Византии нередко Благовещение располагали на царских вратах, причем чаще всего это были ростовые фигуры Богородицы и Архангела Гавриила; их помещали на разных створках, и когда в начале Литургии врата отворяются, фигуры как бы расходятся, открывая пространство алтаря, где совершается таинство Евхаристии — таинство Царства. Новые сюжеты: книга, лилии, мирт Праздник Благовещения входит в круг главных праздников литургического года — двунадесятых, называемых так по их числу. Уже в XII веке в Византии получила распространение традиция эпистилиев — двенадцати праздников, написанных на одной доске. И среди них, конечно, было и Благовещение. Позже, примерно с XIV — начала XV века, при формировании высокого иконостаса, двунадесятые праздники заняли целый ряд — так называемый праздничный чин. В русской традиции это отдельные иконы, поставленные одна за другой. Так, например, распространились изображения Божией Матери, читающей книгу стоя или коленопреклоненно перед аналоем. Амвросий Медиоланский. Однако самое раннее сохранившееся изображение читающей Богородицы относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно, сделанной в Меце. В западной традиции начиная с XV века стали появляться изображения Девы Марии с книгой, на которую сходит Святой Дух в виде голубя как мы видим на картине Лоренцо Коста , или даже просто читающей Марии как у Антонелло да Мессины. И то и другое подразумевает Благовещение. Для западной традиции также характерно изображать Архангела Гавриила с лилией в руке. Лилия — символ чистоты и девственности Марии. Но есть изображения, где Архангел вручает Деве оливковую ветвь или ветку мирта обе символ мира и благословения. Например, в триптихе Симоне Мартини «Благовещение со святыми и четырьмя пророками» 1333 г. Лилии в этой композиции тоже присутствуют, они стоят в вазе.

Благовещение Богородицы 2024: история, традиции и смысл праздника, что можно и нельзя делать

Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля). Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. Отреставрирован киот иконы Божией Матери Казанской.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. Новая икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана архимандритом Зиноном для Феодоровского собора.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности

Царские врата символизируют вход в Царство Небесное, открытое нам через Благую весть, а икона Благовещения напоминает, что Воплощение Спасителя отверзает райские двери. Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». Когда лучше воздержаться от прикладывания к иконам и можно ли целовать изображения на Благовещение, пояснил протоиерей Максим Первозванский. благословляющий ее. В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век.

Благовещение

Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Ее Сына разодралась надвое. Костромской музей, конец XVII в. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» «Устюжское Благовещение» делается попытка представить идею непорочного зачатия. Устюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. Благовещенские храмы и монастыри на Руси В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св.

Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях. Надвратная церковь Благовещения в Киеве На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор 1484-89. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы. Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске Белоруссия.

По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993—98 гг. Благовещенская церковь в г. Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав.

Основным элементом скромного декора являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Благовещенский монастырь г. Мурома, основанный в 1553 году В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в г. Киржаче Владимирской области. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Каждая стена церкви оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. Крест на главе восьмиконечный.

В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм преподобного Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Благовещенский собор, храм Спаса Преображения и колокольня храма всех святых Благовещенского монастыря в г. Тимошкино Владимирской области. Церковь построена в период между 1530 и 1540 годами. Благовещенская церковь монастыря — редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Благовещенский монастырь в д. Тимошкино Владимирской области В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен Никандров монастырь в Псковской области, основанный в 1585 году. Тогда же была построена Благовещенская церковь.

В 1665 году обитель была разграблена поляками, а в 1667 году сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Позднее обитель возродили. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, впоследствии уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия Никандровой пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В конце XX века монастырь стал возрождаться. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — небольшой одноглавый храм, построенный над проездной аркой Святых ворот в 1596—1601 годах. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера — деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием. Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали.

В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены. Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями. Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись. Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители.

Посмотрите, друзья, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Обратите внимание: это движение — поднятие крыла Архангела — перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения — ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел — своё крыло. Это — знак почтения и приветствия. Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Эти слова смутили Пречистую Деву. Посмотрите, как изображена Ее фигура: Мария склонилась в размышлении: что бы значили эти слова? Как бы в раздумье поднесла Она к лицу правую руку и опустила глаза. Именно в этот миг происходит таинственное событие. Решается судьба всего человеческого рода. От решения Марии зависит, совершится ли воплощение Бога.

В противовес внешней стороне, праздничной и яркой, внутренний смысл происходящего — решительный момент в истории мира, определивший всю его дальнейшую судьбу, — передается крайне сдержанно и скупо, позой и еле заметными жестами Богоматери. Икона подчеркивает обычно один из трех моментов события. Первый момент — появление Архангела, его приветствие, смущение и испуг Девы Марии. В этом случае Она оборачивается и от неожиданности роняет пурпур, который пряла. Второй момент — недоумение и осторожность Божией Матери, которые особенно подчеркивает служба праздника, сопоставляя Благовещение, начало нашего спасения, с началом падения человека. Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю? На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед — знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери. Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи.

Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе «Устюжская» и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе.

Кирилло-Белозерский музей

Этот святой образ выполнен мозаичистом Валентином Борисенко по образцу иконы «Благовещение» XVII века. Благовещение Пресвятой Богородицы, арт И275-3, 14x20x1,8 см. «Устюжское Благовещение» — икона Благовещения Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания. "Икона с уникальной иконографией Благовещения 1696 года в настоящее время представлена в открытом фонде хранения древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея-заповедника. – Что изображения Благовещения на иконах и царских вратах помогают осмыслить верующим, пришедшим на богослужение?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий