Любимый многими советскими и российскими зрителями Анатолий Папанов прошел ВОВ, был тяжело ранен и стал инвалидом 3 группы. Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма. Он сумел убедить педагогов ГИТИСа, в том, что победит свою хромоту, сыграет в кино и в театре больше сотни ролей. Сегодня мы вспоминаем советского актёра, уч. 19-летнего Анатолия Папанова направили в запасной стрелковый полк для прохождения подготовки, однако вскоре он вместе с другом оказался перед военным трибуналом.
Анатолий Папанов - биография, фото, фильмы, личная жизнь актера
5 августа 1987). Читайте полную биографию знаменитости. Муки славы Анатолия Папанова © Ковтун Анатолий, ТАСС. Смотрите видео онлайн «Папанов Анатолий Дмитриевич Чтобы Помнили!
Папанов, Анатолий Дмитриевич
Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. Муки славы Анатолия Папанова © Ковтун Анатолий, ТАСС. Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма в рабочей семье. Биография актёра театра и кино, педагога Анатолия Дмитриевича Папанова; родился 31 октября 1922 в городе Вязьма; скончался 5 августа 1987 в Москве.
Загадочное завещание Анатолия Папанова
советский актер театра и кино, Народный артист СССР. Однако Анатолий Папанов настолько талантливо сыграл своего героя, что после премьеры «Живых и мертвых» актер стал просто нарасхват, ему приходит множество предложений от разных режиссеров. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. Анатолий Дмитриевич Папанов прожил 65 лет и умер 5 августа 1987 г. Причиной смерти стал сердечный приступ, который произошел во время принятия актером холодного душа.
Анатолию Папанову 100: фронтовик и актер, которого любит Россия – 20 фактов из жизни
Анатолий Папанов биография. Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма. Анатолий Папанов играет шофера, намного старше остальных членов бригады и поэтому годящегося им в отцы. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 или 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ В период военных действий Анатолий Папанов в качестве старшего сержанта руководил артиллерийским взводом.
20 интересных фактов об Анатолии Папанове
Этот фильм никогда не вышел в прокат, цензура не увидела художественной ценности. В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. Этот дуэт наверное один из самых любимых в нашем кино. Именно Рязанов открыл этот удивительно гармоничный актерский дуэт, при всей разности обоих участников. Но несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были. В ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М.
Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе. А вот Марк Захаров, уже позже, возьмет и снимет их именно в этих же ролях Кисы и Бендера. Этот фильм стал последней совместной работой двух великих советских актеров. Очень успешно для Анатолия Дмитриевича также сложилась карьера в озвучке мультфильмов. Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове. Умер Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ.
Жена Надежда Каратаева рассказывала: "Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов.
Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность.
Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию.
А некоторые смоляне до сих пор вспоминают, как собирали кошек для эпизода с крепостной стеной когда из стены внезапно выскакивала куча усатых-полосатых. По словам близких артиста, Анатолий Папанов, уроженец Вязьмы, был очень рад работать на родине. Он с восторгом принял известие о том, что «Отцов и дедов» будут снимать именно в Смоленске. Генерал Серпилин стал первой драматической ролью актера.
Он увидел Папанова в спектакле «Дамоклов меч» и сразу же понял, вот он — Серпилин! Удивительно, но факт: Анатолий Дмитриевич поначалу отказывался идти на пробы, считая свое лицо совершенно не пригодным для серьезного кино. И только настойчивость Александра Столпера привела актера в любимый ныне многими фильм. Режиссер лично пригласил Папанова на пробы и утвердил в тот же день. Кстати, чуть позже в предисловии к одному из изданий романа «Живые и мёртвые» Константин Симонов написал: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов». Всю тяжесть фронтовых воспоминаний актёрам удалось передать во время исполнения песни «Нам нужна одна победа». Военные роли Анатолия Папанова — это особый этап творчества актера и множество незабываемых образов, последним из которых стала роль в художественном фильме "Холодное лето пятьдесят третьего…" Эта картина стала последней в жизни Анатолия Дмитриевича.
В ноябре 1946 года Папанов сыграл в дипломных спектаклях, и актера пригласили сразу в два известных театра: МХАТ и Малый театр. Но он не хотел разлучаться с женой, поэтому вместе с однокурсниками поехал создавать новый театр в Клайпеду. До 1948 года Анатолий Дмитриевич играл в Клайпедском русском драматическом театре, а затем, после возвращения в Москву, стал членом труппы Московского театра Сатиры, где прослужил без малого сорок лет. В 1954 году у него родилась дочь Елена, которая, повзрослев, тоже стала актрисой. Большой успех Первая роль, которая принесла Папанову большой успех, — генерал Серпилин в фильме «Живые и мертвые», вышедшем в 1964 году. После этого актер снялся в нескольких десятках фильмов, одинаково хорошо играя и комические, и драматически роли. На его счету работа в картинах: «Живые и мертвые»,.
Анатолий Папанов. И, пожалуй, никогда мы не встречали такого благодарного зрителя. Искусство помогало хоть ненадолго обрести душевное успокоение». Театр В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом молодой артист Папанов отправился создавать русский театр в Клайпеде Литва. В нём он сыграл свою первую роль — Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия». С 1948 года А. Папанов всю свою жизнь посвятил служению Московскому театру сатиры, создав на его сцене около 50 самых разнообразных образов. Театральные постановки с участием А. Папанова Кино Киноизвестность к Анатолию Дмитриевичу пришла после роли Фёдора Серпилина в двухсерийной ленте Александра Столпера «Живые и мёртвые» 1964 , снятой по одноимённому роману Константина Симонова. Роль комбрига Серпилина Папанову предложил сам автор. Ведь о войне исполнитель главной роли знал не по участию во фронтовых агитбригадах, не по съёмкам в военном кино, а по личному опыту жизни в окопах.
От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова
Он пообещал педагогам исправить хромоту и через боль занимался гимнастикой и танцами. От трости удалось избавиться, а вот неправильный прикус и характерный говор остались с актером навсегда. Через десять дней после победы советских войск Анатолий женился на своей однокурснице, актрисе и ветеране Надежде Каратаевой, с которой они счастливо жили многие годы. В ноябре 1946 года Папанов сыграл в дипломных спектаклях, и актера пригласили сразу в два известных театра: МХАТ и Малый театр. Но он не хотел разлучаться с женой, поэтому вместе с однокурсниками поехал создавать новый театр в Клайпеду.
До 1948 года Анатолий Дмитриевич играл в Клайпедском русском драматическом театре, а затем, после возвращения в Москву, стал членом труппы Московского театра Сатиры, где прослужил без малого сорок лет. В 1954 году у него родилась дочь Елена, которая, повзрослев, тоже стала актрисой.
Отец, Дмитрий Филиппович, был военнослужащим, охранял железнодорожный узел. Мать, Елена Болеславовна в девичестве — Росковская , работала модисткой. Женщина происходила из польской католической семьи и тайно приняла православие, чтобы обвенчаться с русским женихом. Супруги также воспитывали дочь. В детстве Дмитрий Филиппович был творческим человеком, участвовал в самодеятельности. Папанов-старший состоял в театральной труппе и периодически выводил на сцену своих детей. Именно тогда маленький Анатолий сыграл свои первые роли на театральных подмостках.
В 1930 г. С сестрой в детстве Подросший сын стал подрабатывать литейщиков на Шарикоподшипниковом заводе. В 1937 г. С 17 лет подросток занимался в драматической студии под руководством театрального режиссера Василия Кузы. Параллельно с учебой снимался в массовке в разных кинолентах. В 1939 г. Имя Папанова не было указано в титрах ни в одной из киноработ. В 1941 г. Биография и карьера В 1941 г.
Весной 1942 г. Следующие полгода офицер провел в госпитале, где заново учился ходить. После выписки Анатолию дали третью группу инвалидности. Молодой человек несколько лет не мог избавиться от хромоты и ходил с тростью. В 1943 г. Несмотря на травму и хромоту, юношу приняли на второй курс. Молодой студент попал в мастерскую Василия и Марии Орловых. В 1946 г.
Его отец — Дмитрий Филиппович Папанов — служил в одной из военных частей. Мама — Елена Болеславовна Росковская, полька по происхождению, работала в швейном ателье. В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, поселившись на улице Малые Кочки ныне улица Доватора , и Анатолий пошёл в первый класс. В школе, по собственным воспоминаниям, учился «плохо, читал мало». Зато кино и театр очень любил. За год до выпуска, чтобы помочь семье, юный Толя Папанов ушёл работать литейщиком в ремонтную мастерскую 2-го Московского подшипникового завода, а учёбу продолжил в вечерней школе. Занимался в любительской театральной студии клуба завода «Каучук», руководил которой актёр Театра имени Вахтангова Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных артистов технике речи, фехтованию, сценическим движениям. В самодеятельной труппе часто беседовали о литературе. Недостаточно усвоенные знания произведений школьной программы и чувство страха показаться невежественным привели Папанова к чтению. С удовольствием посещал он и хоровой класс, и изостудию, учился играть на домре.
После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского, на актёрский факультет. В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле "Молодая гвардия". С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве.
Анатолий ПАПАНОВ
Отметился он и мультипликации, озвучив Волка в «Ну, погоди! Кроме комедийных ролей, удавались Папанову и серьезные роли, в которых он мог раскрыть свой талант драматического актёра. Такими ролями он отметился в «Живых и мертвых» 1964-1966 года , «Возмездии» 1969 г. Последней, кульминационной лентой актёра стало «Холодное лето пятьдесят третьего» 1987 , за которую в 1989 году он посмертно получил Государственную премию.
Плучека - Василий Тёркин 1967 - «Интервенция» Л. Плучека - Бродский 1967 - «Доходное место» А. Арканова и Г. Штейна; постановка В. Плучека - Снежин 1970 - «У времени в плену» А.
Плучека - Сысоев 1972 - «Ревизор» Н. Гоголя; постановка В. Макаёнка; постановка В. Плучека - дед Цыбулька 1973 - «Маленькие комедии большого дома» А. Горина; постановка В.
Плучека, А. Миронова и А. Ширвиндта - Шубин 1974 - «Клоп» В. Маяковского; постановка 1955 года В. Плучека и С.
Сценическая редакция 1974 года В. Плучека - шафер 1975 - «Ремонт» М. Рощина; постановка В. Плучека - Макарыч 1976 «Горе от ума» А. Грибоедова; постановка В.
Плучека Фамусов 1977 «Бег» М. Булгакова; постановка В. Плучека Хлудов 1980 «Гнездо глухаря» В. Розова; постановка В.
Однако режиссера отказом от роли решил не обижать и потому согласился на озвучку. Мужественный и волевой командир, который хоть и стал жертвой сталинских репрессий, однако не сломался. Он умеет сплотить вокруг себя людей и повести их в бой. Удивительно, но Анатолий Дмитриевич не сразу принял предложение сниматься в картине.
Сказались природная скромность и страх не суметь воплотить на экране подобного героя. Между тем Серпилин был в каком-то смысле личной ролью для Папанова. Сказались как реальный боевой опыт, полученный на фронтах Великой Отечественной, так и авторство Константина Симонова, чьи стихи актер читал еще при поступлении в институт. Как вспоминал артист, режиссер Александр Столпер "Повесть о настоящем человеке" долго расспрашивал его о том, что пришлось пережить на войне, внутренне сопоставляя, настолько потенциальный кандидат может постичь суть симоновского героя. Актера не стало прямо во время съемок - по учебным делам отпросился в Москву на пару дней, и там у него во время принятия холодного душа случился сердечный приступ. При этом, как и в случае с Серпилиным, персонаж был очень личным для актера вместе с темой, которую затрагивала картина, - в молодости он сам вместе с бригадой оказался на несколько дней в Бутырке, когда на его заводе шло следствие из-за украденных деталей. Несвобода была болезненным опытом, о котором нужно высказываться.
Бонди по водевилю Д. Краснянский - Пустославцев, Нептун, помощник режиссера 1949 - «Комедия ошибок» У. Краснянский - первый купец 1950 - «Свадьба с приданым» Н.
Постановка Б. Равенских - Муравьев, Пирогов 1951 - «Не ваше дело» В. Режиссер: В. Плучек - Яков 1951 - «Женихи» А. Токаева, В. Постановка А. Гончарова - Мытыл 1952 - «Потерянное письмо» И. Постановка Н. Петрова и В. Плучека - Ионеску 1953 - «Страницы минувшего» вечер русской классической сатиры.
Постановка В. Плучека - Алупкин 1953 - «Где эта улица, где этот дом? Дыховичного, М. Краснянский - завгар 1954 - «Судья в ловушке» Г. Режиссер С. Колосов - констебль 1955 - «Последняя сенсация» М. Режиссер: Э. Краснянский - Бушмен 1955 - «Клоп» В.
Папанов Анатолий Дмитриевич Чтобы Помнили ! (Ушедшие Эпохи)
Картина «Человек ниоткуда», в которой Эльдар Александрович снял знаменитого актера, пролежала много лет на полке. Зрители увидели ее лишь спустя 28 лет. Фильм "Живые и мертвые" В 1963 году режиссером Александром Столпером было принято решение снять фильм по роману К. Симонова «Живые и мертвые». Автор произведения сам предложил Папанова на роль генерала Серпилина. Успех фильма превзошел все ожидания. Лента получила призы на кинофестивалях в Акапулько и Карловых Варах.
В прокате 1964 года экранизация романа Симонова заняла первое место. Артист сомневался в своих силах, когда соглашался сниматься в этом военном фильме. Он считал себя комедийным актером. Но Папанова утвердили после первых проб. Позже и сам артист остался доволен своей работой. Папанов прекрасно знал, что творилось на фронте в 1941 году.
Анатолию блистательно удалось изобразить настоящую войну. Он показал на экране боль поражения, отчаянную веру в победу, которая заставляет идти вперед, не замечая никаких препятствий. Анатолий Папанов был задействован в еще одной картине Столпера — «Возмездие». Другой режиссер, Андрей Смирнов, взял актера на роль в своем фильме «Белорусский Вокзал». Творческий расцвет Актер Анатолий Папанов оказался на пике популярности на рубеже 1960-70-х годов. Он состоялся как гениальный актер второго плана.
Фильмы с Анатолием Папановым запоминались зрителями мгновенно. Его появление в эпизоде стоило большой роли. Один крупный план актера — и советский человек все понимал про его героя. В «Бриллиантовой руке» Анатолий рычал про кофе и какаву с чаем, и всем становилось ясно, что этот жулик недавно отсидел и скоро снова окажется в тюрьме. В «Берегись автомобиля» артист настойчиво воспитывал пройдоху-зятя, копался в своих шести сотках, и зрители узнавали в его герое близкого родственника или соседа. Анатолий Папанов и Андрей Миронов, творческий дуэт которых приобрел множество преданных поклонников, были великолепны.
Мультфильм "Ну, погоди! Эта роль появилась у Папанова случайно. Александр Котеночкин, много лет снимавший легендарный мультфильм, мечтал, чтобы Волк говорил голосом Владимира Высоцкого. Эта идея не понравилась руководству. Лауреат Государственной премии Анатолий Папанов справился с задачей ничуть не хуже. Его сипение, рычание и другие характерные возгласы сделали Волка всеобщим любимцем.
Даже начальство было покорено. Волку прощали драки, ненормативное рычание, папиросы и алкоголь. Актеру приходили письма от ребятишек, на которые Папанов отвечал, защищая своего героя. Мол, если раньше Заяц действительно подвергался опасности со стороны Волка, то теперь в поведении мохнатого хулигана появились признаки некоторого благородства. Последняя роль В 80-е годы Анатолий почти не снимался. Работа в театре занимала все его время.
В 1986 году актер получил приглашение сняться в картине «Холодное лето 53-го» в одной из главных ролей.
В этом клубе была студия, драматический коллектив которой прославился, получив первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности за отлично поставленную комедию Шекспира "Укрощение строптивой". Здесь Толя Папанов начинал постигать законы сценического искусства. Отсюда ушел на фронт. Когда началась война Анатолий Папанов ушел на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте.
После чего он был демобилизован и осенью 1942 года, после долгих скитаний по госпиталям, прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Шел октябрь 1942 года. В театральном институте был объявлен прием на актерский факультет. К нему и попал Анатолий Папанов со своим заявлением в руках и непоколебимой решимостью несмотря ни на что стать артистом. Итак, Анатолий Папанов был зачислен осенью сорок второго года на актерский факультет, которым руководили артисты и режиссеры Московского Художественного театра Мария Николаевна Орлова и Василий Александрович Орлов.
Она ездила в гости к Анатолию Папанову. История с легендарным актёром советского кино Анатолием Папановым долгое время была окутана домыслами и слухами. Приезжал Папанов в Новодеревеньковский район Орловской области или нет? Мария Тростянская уверяет: приезжал.
Мальчишки и девчонки вели переписку с родственниками погибших воинов. Эта работа дала хорошие плоды: установлено почти три десятка родственников погибших солдат и офицеров, — рассказывает Мария Ильинична. По нашим сведениям, его отец родом из деревни Папоновки. Эта деревенька по сей день жива, хотя в ней и насчитывается всего с десяток домов.
Входит она в состав села Судбищи. Исстари повелось, что большая часть жителей носила фамилию, созвучную с названием родной деревни. Вот и в Папоновке жили сплошь и рядом Папоновы. Только впоследствии, как это часто бывает, в написании некоторых фамилий произошли изменения: буква «о» превратилась в «а».
Возможно, это случилось и с фамилией отца Папанова". Но как бы то ни было, по словам Марии Тростянской, в 70-х годах Анатолий Папанов приезжал на родину своего отца. Заходил в хомутовский магазин, где продавцу Валентине Подвязкиной подарил фотографию с надписью: «На память Валентине из Хомутово. Обедал в железнодорожном ресторане в Верховье.
Мужики, сидевшие за соседним столиком, устроили даже спор. До сих пор о нем ходит байка. Один мужик говорит другому: — Глянь-ка, Папанов! Виновник спора поворачивается и, улыбаясь, говорит: «Мужик, ты проспорил.
Я — Папанов». Совершили в некотором роде авантюрную двухдневную поездку в Москву, — смеётся Мария Ильинична.
Но актер Папанов неустанно трудился, снимался в кино фильмы с Папановым сразу же становились всенародно любимыми картинами, как и роли Папанова, даже второстепенные , играл в театре, давал концерты, озвучивал мультфильмы. А когда Папанова отправляли в США, наотрез отказался ехать без жены — пришлось выбивать командировку на двоих. Всегда был скромен, вежлив и не любил излишнее внимание к себе.
Возвращаясь со съемок фильма «Холодное лето 53-го», Папанов всего на день заехал в Москву, чтобы потом отправиться в Ригу, где в то время была на гастролях жена Папанова. Холодную воду сосуды не выдержали. Нашел его в квартире зять, муж дочери Папанова. На похоронах Папанова, которые состоялись 10 августа 1987 года, почти не было его коллег из театра — они были на гастролях. Могила Папанова находится на Новодевичьем кладбище , там же установлен памятник Папанову, еще один — воздвигнут в его родном городе.
Линия жизни 31 октября 1922 г. Дата рождения Анатолия Дмитриевича Папанова. Переезд в Москву.
Анатолий Папанов
В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. Этот дуэт наверное один из самых любимых в нашем кино. Именно Рязанов открыл этот удивительно гармоничный актерский дуэт, при всей разности обоих участников. Но несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были. В ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М. Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе. А вот Марк Захаров, уже позже, возьмет и снимет их именно в этих же ролях Кисы и Бендера. Этот фильм стал последней совместной работой двух великих советских актеров. Очень успешно для Анатолия Дмитриевича также сложилась карьера в озвучке мультфильмов. Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове.
Умер Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ. Жена Надежда Каратаева рассказывала: "Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода.
Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары.
Плучека - боксёр 1957 - «Обнажённая со скрипкой» Н. Ильфа и Е. Михалкова постановка В. Плучека - Почесухин 1960 - «Двенадцать стульев» И. Постановка В. Плучека - Крячка 1962 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д. Тункеля - полотёр 1966 - «Тёркин на том свете» А. Плучека - Василий Тёркин 1967 - «Интервенция» Л. Плучека - Бродский 1967 - «Доходное место» А. Арканова и Г. Штейна; постановка В. Плучека - Снежин 1970 - «У времени в плену» А. Плучека - Сысоев 1972 - «Ревизор» Н. Гоголя; постановка В. Макаёнка; постановка В. Плучека - дед Цыбулька 1973 - «Маленькие комедии большого дома» А. Горина; постановка В. Плучека, А. Миронова и А. Ширвиндта - Шубин 1974 - «Клоп» В. Маяковского; постановка 1955 года В.
Очень близких друзей у него было немного, все свое время актер отдавал семье и работе. В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери. Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде. Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде. Очень много работал. Летом 1987 года он начал сниматься, как оказалось, в своем последнем фильме. Это была одна из первых перестроечных лет о сталинских репрессиях, о нашем прошлом — «Холодное лето пятьдесят третьего». Театр в это время был на гастролях в Прибалтике. Отыграв свои роли на гастролях, Папанов вернулся в Москву.
Лишь в начале 60-х годов прошлого века ему стали предлагать роли в кино. За необычайно короткое время с 1961 года по 1965 он успел сняться в восемнадцати лентах. Известность же и народную любовь ему принесла роль в комедии «Берегись автомобиля» 1966 г. За ней последовала «Бриллиантовая рука» 1968 год , «Джентльмены удачи» 1971 г. Отметился он и мультипликации, озвучив Волка в «Ну, погоди!